<p> </p>

<p style="text-align: left;">В статье "Инвестиционный договор в строительстве и совместная деятельность" (см. N 12, 2012) говорилось о возможной классификации инвестиционного договора, заключенного в соответствии с Законом об инвестиционной деятельности , в качестве договора простого товарищества (совместной деятельности). Такая правовая природа инвестиционных договоров была установлена арбитражными судами по нескольким делам между коммерческими организациями и городской администрацией (в частности, Правительством Москвы) при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства. При этом суды, признавая инвестиционные договоры в качестве договоров совместной деятельности, отмечали, что это не противоречит нормам ГК РФ, согласно которым договор о совместной деятельности возможен, когда одна из сторон, являясь коммерческой организацией, заключает его для получения прибыли, а другая сторона (администрация города или некоммерческая организация) участвует в этом договоре для достижения иного полезного эффекта.</p>

<p style="text-align: left;">Напомним, что инвестиционный договор не обладает самостоятельной правовой природой. Пленум ВАС в 2011 г. постановил, что арбитражным судам при рассмотрении дел, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, следует устанавливать правовую природу таких договоров и разрешать возникший спор по правилам гл. 30 "Купля-продажа", 37 "Подряд", 55 "Простое товарищество" ГК РФ и т.д. </p>

<p style="text-align: left;">Также отметим, что согласно ст. 431 ГК РФ, определяя правовую природу инвестиционного договора, нужно принимать во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений, а также сопоставлять их с другими условиями договора и его смыслом в целом.</p>

<p style="text-align: left;">Сегодня мы рассмотрим вопрос о применимости к инвестиционным договорам норм Закона N 94-ФЗ, так как несоблюдение данного Закона может повлечь признание подписанного договора недействительным (ст. 168 ГК РФ).</p>

<p style="text-align: left;">Кроме того, мы попытаемся ответить на вопрос о возможной классификации инвестиционных договоров в качестве агентских и договоров подряда.</p>

<p style="text-align: left;">Анализируя данные проблемы, мы будем рассматривать свежие решения арбитражных судов за 2012 г.</p>

<p style="text-align: left;"><b>
    <br />
   </b></p>

<p style="text-align: left;"><b>Судебная практика о применении норм</b></p>

<p style="text-align: left;"><b>Закона о размещении заказов. Позиция ВАС</b></p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">У специалистов по юриспруденции до недавнего времени не было единого мнения по вопросу о том, какие виды сделок подлежат регулированию Законом N 94-ФЗ. Одни говорили, что согласно ч. 1 ст. 1 этого Закона он регулирует только три вида сделок: поставку товаров, подряд и возмездное оказание услуг. Другие утверждали, что государственные учреждения должны в обязательном порядке руководствоваться Законом о размещении заказов при заключении любых сделок за счет бюджетных средств.</p>

<p style="text-align: left;">Позиция последних выглядела гораздо убедительнее, так как была подкреплена достаточно свежими судебными решениями, где судьи отмечали, что названный Закон регулирует любые сделки, которые заключают госучреждения и которые направлены на удовлетворение государственных или муниципальных нужд за счет бюджетных средств, в том числе и приобретение недвижимости, которая будет создана в дальнейшем (Постановления ФАС ЦО от 03.08.2012 по делу N А23-4680/2011, ФАС МО от 03.02.2012 по делу N А40-8156/11-2-72).</p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">Обратите внимание! Из такой трактовки Закона N 94-ФЗ следует, что инвестиционные строительные контракты с городом также должны были заключаться с учетом процедур, указанных в Законе, то есть путем проведения торгов.</p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">Что же получается? Если инвестиционный контракт с городом заключен без соблюдения процедур Закона N 94-ФЗ, то это означает, что такой контракт можно считать недействительным? Ведь в ст. 168 ГК РФ прямо говорится, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна. А ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее таковой судом (п. 1 ст. 166 ГК РФ, п. 32 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996).</p>

<p style="text-align: left;">Долгожданный ответ на этот вопрос пришел от ВАС, который 17.11.2012 на своем официальном сайте опубликовал Постановление Президиума ВАС РФ от 25.09.2012 N 5128/12 и однозначно указал в нем, что действием Закона N 94-ФЗ охватываются лишь три вида сделок: поставка товаров, подряд и возмездное оказание услуг.</p>

<p style="text-align: left;">В этом Постановлении ВАС рассматривал спор между Федеральной антимонопольной службой (при поддержке Счетной палаты) и Отделением Пенсионного фонда по г. Москве и Московской области, которое купило здание без проведения торгов, так как полагало, что Закон N 94-ФЗ не распространяется на отношения по купле-продаже недвижимости.</p>

<p style="text-align: left;">Антимонопольная служба, полагая, что покупка здания учреждением должна была осуществляться с учетом требований Закона N 94-ФЗ, привлекла Отделение ПФР к административной ответственности, а последнее оспорило это в судебном порядке. Позицию ФАС поддержала Счетная палата.</p>

<p style="text-align: left;">Нижестоящие суды решали дело по-разному. Наконец оно поступило в ВАС, и тот принял его на рассмотрение в связи с отсутствием единообразной арбитражной практики по данному вопросу. Рассмотрев дело, ВАС постановил, что Закон N 94-ФЗ регулирует лишь три вида сделок: поставку товаров, подряд и возмездное оказание услуг и не распространяется на сделки по купле-продаже недвижимости.</p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">К сведению! ВАС указал на возможность пересмотра по новым обстоятельствам уже вступивших ранее в законную силу судебных решений по делам со схожими фактическими обстоятельствами, если такие решения были приняты на основании нормы права в истолковании, расходящемся с толкованием, содержащимся в этом Постановлении.</p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">А теперь самое время еще раз напомнить, что согласно Постановлению Пленума ВАС РФ N 54 инвестиционный контракт по финансированию строительства недвижимости не обладает самостоятельной правовой природой и подлежит правовой классификации в соответствии с главами ГК РФ: "Купля-продажа", "Подряд", "Простое товарищество" и т.д.</p>

<p style="text-align: left;">Таким образом, учитывая вышеизложенные правовые позиции ВАС, можно сделать следующие важные выводы. Во-первых, если инвестиционный договор с госучреждением подлежит правовой классификации как договор купли-продажи будущей недвижимой вещи, то нормы Закона N 94-ФЗ на него не распространяются. Во-вторых, если инвестиционный договор с госучреждением подлежит правовой классификации как договор простого товарищества, нормы Закона N 94-ФЗ к нему также не применяются. Наконец, если инвестиционный договор с госучреждением подлежит правовой классификации как договор подряда, при его заключении необходимо соблюдать требования Закона N 94-ФЗ.</p>

<p> </p>

<p> </p>

<div style="text-align: left;"><b>
    <br />
   </b></div>
<b>
  <div style="text-align: left;"><b>Агентский договор</b></div>
</b>
<p></p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">Как быть, если фирма и госучреждение заключили агентский договор по финансированию строительства будущей недвижимости? При этом неважно, называется он инвестиционным или агентским, главное, чтобы он содержал в себе основные положения и условия, предусмотренные гл. 52 "Агентирование" ГК РФ. Ведь названная глава ГК РФ разрешает возлагать на агента обязанность выполнения для принципала юридических и иных действий, причем их перечень законодательством не ограничен, а это вроде бы позволяет использовать его для передачи функций заказчика по строительству объекта.</p>

<p style="text-align: left;">Действительно, возможность использования агентского договора при строительстве ранее неоднократно подтверждали арбитражные суды, например, в Постановлениях:</p>

<p style="text-align: left;">- ФАС ВВО от 05.03.2007 по делу N А43-6002/2006-3-137 (совершение агентом за вознаграждение по поручению от имени и за счет заказчика юридических и иных действий, связанных с реализацией инвестиционного проекта по строительству жилого дома);</p>

<p style="text-align: left;">- ФАС МО от 15.02.2007 по делу N А41-К2-4511/06 (передача функций заказчика по реализации инвестиционного проекта по строительству торгового центра);</p>

<p style="text-align: left;">- ФАС МО от 16.01.2007 по делу N А41-К1-14200/06 (осуществление функций заказчика-застройщика при строительстве объектов газификации);</p>

<p style="text-align: left;">- ФАС ЦО от 19.10.2006 по делу N А08-418/05-7-20 (привлечение подрядчиков для строительства, ремонта и реконструкции зданий и сооружений птицефабрик).</p>

<p style="text-align: left;">Но, как показывает практика, позиция арбитражных судей может изменяться с течением времени. А как обстоят дела на сегодняшний день? Посмотрим, что думает по этому поводу ВАС.</p>

<p style="text-align: left;">Прежде чем рассматривать очередное постановление Президиума ВАС, нелишне напомнить некоторые правовые особенности агентского договора. Дело в том, что согласно ст. 1011 ГК РФ к агентским договорам применяются правила о договорах поручения и комиссии.</p>

<p style="text-align: left;">Так, в силу ст. 1001 ГК РФ комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения также возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения (правомерность применения данной нормы к агентским договорам многократно подтверждена арбитражной практикой).</p>

<p style="text-align: left;">А согласно ч. 2 ст. 1002 ГК РФ в случае объявления комиссионера (агента) несостоятельным (банкротом) его права и обязанности по сделкам, заключенным им для комитента (принципала) во исполнение указаний последнего, переходят к комитенту (принципалу). На правомерность применения данной нормы к агентским договорам указано в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 30.07.2002 N 68. Там же говорится, что это происходит в силу прямого указания закона и не требует заключения специального соглашения между комиссионером (агентом) и комитентом (принципалом), а также их согласия и согласия третьих лиц.</p>

<p style="text-align: left;">Теперь рассмотрим Постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2012 N 1456/12 по делу N А41-44375/10, где изложен спор между коммерческой организацией и администрацией подмосковного города по взысканию не компенсированных из муниципального бюджета затрат, понесенных коммерческой фирмой по контрактам на проведение проектно-изыскательских работ, капитального ремонта и технического переоснащения дворца культуры.</p>

<p style="text-align: left;">Коммерческая фирма, квалифицировав заключенные контракты как агентские договоры, построенные по модели договора комиссии, и основываясь на положениях ст. 1001 ГК РФ, обратилась в суд с иском о взыскании с администрации как комитента расходов, понесенных ею при исполнении комиссионного поручения.</p>

<p style="text-align: left;">Судами было установлено, что согласно заключенным контрактам работы должны были финансироваться за счет средств бюджета муниципального образования. При временном отсутствии бюджетных средств финансирование могло осуществляться фирмой с последующим возмещением понесенных затрат из бюджета. Окончательный расчет с фирмой должен был производиться в соответствии с окончательной стоимостью капитального ремонта, сформированной после их выполнения. Стоимость услуг фирмы была определена в размере 1,6% от стоимости работ, выполненных подрядчиками.</p>

<p style="text-align: left;">Суды сочли, что администрация как комитент обязана возместить фирме денежные средства, которые та понесла в связи с исполнением комиссионного поручения.</p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 990 ГК РФ предметом договора комиссии является деятельность комиссионера, направленная на заключение сделки (сделок). Соответственно, достижение определенного результата в рамках исполнения сделок, совершенных на основании комиссионного поручения, не входит в круг обязательств комиссионера (Постановление Президиума ВАС РФ N 1456/12).</p>

<p> </p>

<p style="text-align: left;">Президиум ВАС по заявлению администрации города рассмотрел данное дело в порядке надзора, отменил решения нижестоящих арбитражных судов и направил дело на новое рассмотрение, указав, что правоотношения по спорным контрактам были неправильно квалифицированы нижестоящими судами.</p>

<p style="text-align: left;">При этом Президиум ВАС отметил, что в соответствии с заключенными контрактами фирма обязалась не только осуществить выбор подрядчика и заключить с ним договор на выполнение работ по проектированию, капитальному ремонту и техническому переоснащению объекта, но и в дальнейшем обеспечить выполнение работ. Также фирма была обязана осуществлять контроль и технический надзор за проводимыми работами, их объемом и качеством и сроками их выполнения, проводить проверку применяемых конструкций, материалов и оборудования на предмет их соответствия проектной документации и требованиям строительных норм и правил, осуществлять окончательную и промежуточную приемку работ.</p>

<p style="text-align: left;">Президиум сделал вывод: из условий контрактов следует, что фирма приняла на себя обязательства по организации работ по капитальному ремонту объекта и передаче его результата заказчику и таким образом, организуя выполнение работ с привлечением третьих лиц, выступила в качестве генерального подрядчика. Отграничение комиссии от подряда заключается в том, что комиссия имеет своим предметом совершение одних лишь юридических действий и среди них именно сделок, в то время как подряд направлен на совершение действий фактических, призванных непосредственно обеспечить определенный материальный результат.</p>

<p style="text-align: left;">Обратите внимание! Из данной позиции ВАС следует, что договоры по организации и финансированию строительства, которые раньше вполне могли рассматриваться как агентские, могут быть сегодня переквалифицированы судами как договоры подряда, к которым применяются нормы Закона N 94-ФЗ (!). Не менее важно, что налогообложение посреднических договоров и договоров подряда имеет принципиальные различия. Поступившие по посредническому договору суммы не облагаются у посредника НДС и не учитываются им при расчете налога на прибыль. А по договору строительного подряда все иначе.</p>

<p style="text-align: left;">
  <br />
</p>

<p style="text-align: left;"> Источник: Журнал "Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение"</p>

<p></p>
Автор материала
Андрей Ростошинский
Ведущий аудитор
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты