Полухина Марина Юрьевна | доктор экономики, руководитель Департамента методологии и консалтинга ЗАО «Деловой Профиль», действительный член Палаты налоговых консультантов России, ИПБ России и ИПБ Московского региона

Существенное влияние на налоговый климат в России оказал Федеральный закон от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ. Одни изменения пойдут на пользу налогоплательщикам, другие, мягко говоря, не очень, но есть и поправки, влияние которых не вполне определенно. В любом случае истинный критерий оценки налоговых новаций – как всегда, практика. Следует учесть и то, что поправки принимались в разгар кризиса и в спешке. Отсюда порой и не самые продуманные решения. Мы не будем перечислять все изменения подряд, а отметим самые важные и интересные.

Не успел Премьер-министр в конце ноября прошлого года высказать свои пожелания относительно корректив налоговой системы, как законодатели реализовали их в Федеральном законе от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 224). Несмотря на скоростное «рождение» данного документа, его силу почувствует каждый: не только представитель бизнеса, но и обычный гражданин. Ведь с 1 января 2009 года существенно изменился порядок обложения НДС, налогом на прибыль организаций, единым «упрощенным» налогом, а также НДФЛ.

Преобразившийся НК РФ пришелся по нраву не всем, поскольку некоторые поправки откровенно ухудшают положение отчисляющих в казну. С этим согласны даже сотрудники ФНС. Рассмотрим основные изменения, затрагивающие большинство налогоплательщиков, и мнение главных ­инспекторов относительно них подробнее.

«Добавленное» бремя

Порядок обложения и уплаты НДС поправила статья 2 Закона № 224-ФЗ:

1. Подпункт 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ теперь освобождает от НДС реализацию на территории России лома и отходов не только цветных ­металлов, но также и черных.

2. Подпункт 7 статьи 150 НК РФ разрешил не уплачивать НДС с ввозимого на таможенную территорию России «технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ». Таким образом, с 2009 года:
  • перечисленное имущество не должно иметь аналогов производства в России;
  • отсутствует условие, что поименованное имущество должно ввозиться в качестве вклада в уставные (складские) капиталы организаций.

Мнение:
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина:
«Поправки направлены в первую очередь на развитие отечественного производства технологического оборудования, а также комплектующих и запасных частей к нему. Правительство РФ утвердит перечень оборудования, аналоги которого не производятся в РФ, с целью стимулировать процессы обновления основных фондов ­современным оборудованием, необходимым для развития российского производства».


3. Статья 161 НК РФ значительно изменилась. Так:

1) пункт 4 отныне будет определять порядок вычисления налоговой базы при реализации на территории РФ и «имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротст­ва в соответствии с законодательством РФ)». Данное дополнение важно в условиях разбушевавшегося кризиса. Учтите, что при реализации такого имущества будут применяться понятия цены с учетом статьи 40 НК РФ;

Мнение:
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина:
«В условиях финансово-экономического кризиса необходимость регулирования таких отношений очевидна, поскольку многие организации не смогут вовремя погасить свои долги, в связи с чем повысится риск признания их банкротами».

2) пункт 5 изложен в новой редакции.

Фрагмент документа
Пункт 5 статьи 161 Налогового кодекса
При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории РФ иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.
Обратите внимание, что с 2009 года:
  • происходит не реализация товаров и т.п. иностранных лиц, ­а реализации их иностранными лицами на территории РФ;
  • поименована реализация не только товаров, но и передача имущест­венных прав, выполнение работ, оказание услуг на территории РФ иностранцами;
  • налоговыми агентами признаются лишь те организации и индивидуальные предприниматели, которые состоят на учете в инспекциях в качестве налогоплательщиков. Это очень важное условие ­(см. Пример 1);
Пример 1
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не являются налогоплательщиками НДС. Следовательно, с 2009 года они не будут являться и налоговыми агентами по «добавленному» бремени.
  • в налоговой базе перечислена стоимость не только товаров, но и работ, услуг, имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

4. Абзац 4 подпункта 3 пункта 1 статьи 165 НК РФ, определяющий список документов, которые должны представить инспекторам компании для обоснования применения ставки 0 процентов (или особенностей ­налогообложения) и налоговых вычетов, заменяется на следующий:

«В порядке, определенном Министерством финансов РФ по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налогоплательщик может представить:
  • реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о фактически вывезенных товарах, с отметками пограничного таможенного органа РФ вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено абзацем первым настоящего подпункта;
  • реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта, с отметками таможенного органа РФ, подтверждающих факт помещения товаров под таможенный режим экспорта, вместо таможенных деклараций (их копий), представление которых предусмотрено ­абзацами вторым, третьим и седьмым настоящего подпункта».
Таким образом, Закон № 224-ФЗ разрешает представить реестр таможенных деклараций о фактически вывезенных товарах с отметками пограничного таможенного органа, а не таможенные декларации или их копии с отметками российского таможенного органа в режиме экспорта.

Также в качестве обосновывающего документа может служить реестр таможенных деклараций, содержащий сведения о таможенном оформлении товаров, с отметками таможенного органа РФ, вместо полных таможенных деклараций или их копий с отметками российского таможенного органа при вывозе товаров в режиме экспорта трубопроводным транспортом или линиями электропередачи и при вывозе товаров в режиме экспорта через границу РФ с государством – участником Таможенного союза, на котором таможенный контроль отменен.

Кроме того, изменился срок предоставления документов.
Фрагмент документа
Статья 165 Налогового кодекса

Предусмотренный пунктом 9 статьи 165 части второй НК РФ срок представления документов (их копий), указанных в пунктах 1–4 статьи 165 НК РФ, исчисляемый с даты помещения товаров под таможенные режимы, а также предусмотренный пунктом 9 статьи 167 НК РФ момент определения налоговой базы, связанный со сроком представления таких документов, увеличивается на 90 дней в случае, если товары помещены соответственно под таможенный режим экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны, перемещения припасов в период с 1 июля 2008 года по 31 декабря 2009 года.

5. Статья 168 НК РФ претерпела существенные изменения.
· 1) пункт 1 дополнен абзацами, требующими, чтобы:
o а) налоговый агент при выполнении своих обязанностей по НДС:
§ определял налоговую базу отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества;
§ исчислял расчетным методом сумму налога;
§ удержал сумму налога из выплачиваемых доходов;
§ уплатил в бюджет соответствующую сумму налога.

То есть агент перечисляет удержанную сумму налога, но не из своих средств;

o б) компании, получившие предоплату (частичную оплату) в счет предстоящих поставок на территории РФ, предъявили покупателю и исчислили сумму НДС расчетным методом, а ставку определили как процентное отношение ставки 18% (10%) к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной ­на соответствующий размер налоговой ставки;

· 2) пункт 3 дополнен:
o а) с 2009 года счет-фактура выставляется не только при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, но и при получении авансов. При этом выставлять их нужно не позднее пяти календарных дней со дня поступления пред­оплаты. Таким образом, если раньше налогоплательщик, получив аванс, выписывал счет-фактуру, но не передавал его покупателю, то теперь документ должен дойти до адресата;

o б) при исчислении сумм налога в соответствии с пунктами 1–3 статьи 161 НК РФ налоговые агенты, поименованные в пунктах 2 и 3 статьи 161 НК РФ, составляют счета-фактуры согласно пунктам 5 и 6 статьи 169 НК РФ. Это важно, так как порядок выставления счетов-фактур должен строго соблюдаться, иначе покупатель не сможет принять к вычету или возместить суммы налога. Кроме того, новым пунктом 5.1 статьи 169 НК РФ определен порядок выставления счетов-фактур при получении авансов в счет предстоящих поставок;

· 3) пункт 4 удален. Напомним, он регулировал порядок денежной оплаты НДС платежными поручениями по товарообменным операциям, при зачете взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг. С 1 января 2009 года предприятия смогут проводить эти операции без перечисления налога денежными средствами и принимать НДС к вычету, конечно, как и ранее, при соблюдении норм статей 171 и 172 НК РФ. В условиях кризиса, когда возрастет число неденежных расчетов, данное изменение существенно облегчит жизнь бизнеса. При этом компаниям необходимо руководствоваться статьей 9 Закона № 224-ФЗ.

Фрагмент документа
Пункт 12 статьи 9 Закона № 224-ФЗ
При осуществлении с 1 января 2009 года товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг), имущественных прав, принятых к учету до 31 декабря 2008 года включительно, подлежат вычету в соответствии с главой 21 НК РФ в редакции, действовавшей на дату принятия к учету указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав.

6. Статья 169 НК РФ:
· 1) пункт 2 подтверждает, что счета-фактуры, выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или к возмещению;
· 2) введен новый пункт 5.1, определяющий, что в счете-фактуре, ­выставляемом при получении аванса, должны быть указаны:

o порядковый номер и дата выписки;
o наименование, адрес и ИНН продавца и покупателя;
o номер платежно-расчетного документа;
o наименование поставляемых товаров (описание работ, услуг), имущественных прав;
o сумма оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав;
o налоговая ставка;
o сумма налога, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя ­из применяемых налоговых ставок.

Несмотря на то, что законодатели старались четко изложить заполняемые реквизиты счета-фактуры, у налогоплательщика могут возникнуть вопросы об адресах сторон, о платежно-расчетном документе, о налоговой ставке. При их заполнении можно ориентироваться на порядок, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 г. № 914 (далее – постановление № 914). Сумму налога следует исчислять по расчетной ставке 18/118 или 10/110, указав ее в графе «налоговая ставка».

Отметим, что данные изменения по счетам-фактурам, выставляемым с авансов, начинают действовать с 1 января 2009 года. На авансы, полученные в 2008 году, они не распространяются. Следовательно, и порядок оформления и выставления счетов-фактур для них остается прежним.

Мнение:
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина:
«Новая редакция статьи 169 НК РФ разграничила перечень реквизитов счета-фактуры, выставляемого при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав и выписываемого при получении аванса в счет предстоящих поставок, передачи имущественных прав».


7. Пункт 3 статьи 170 НК РФ дополнен подпунктом 3, согласно которому налогоплательщик может принять к вычету суммы НДС по выданным авансам в счет предстоящих поставок на основании полученных от продавца счетов-фактур. Компания также вправе восстановить НДС в размере, ранее принятом к вычету при получении предоплаты, в том налоговом периоде, в котором:

· НДС подлежит вычету, или
· изменились условия, либо договор был расторгнут и аванс возвращен.

Порядок отражения таких счетов-фактур в книге покупок на сегодняшний день не ясен. Скорее всего, Правительство РФ внесет соответствующие изменения в постановление № 914.

8. Статья 171 НК РФ:
· 1) из абзаца 3 пункта 3 ликвидировано условие, что агент должен удержать и уплатить НДС из доходов налогоплательщика. Ранее инспекторы, следуя этому условию, могли отказать агенту в вычете НДС, аргументируя тем, что он уплатил налог за счет собственных средств. А ведь порой агент просто не может поступить иначе, в частности, в случае наличия договорных отношений с иностранцами, не состоящими на учете на территории РФ в качестве налогоплательщиков;
· 2) добавлен пункт 12, позволяющий покупателю, перечислившему продавцу аванс и получившему от него счет-фактуру, воспользоваться налоговым вычетом.

9. Статья 172 НК РФ:
· 1) пункт 2 утратил силу. Тем самым еще раз подтверждается, что оплата НДС денежными средствами при неденежных расчетах отменяется;
· 2) важное изменение претерпел абзац 2 пункта 5: с 2009 года вычеты НДС по СМР для собственного потребления нужно производить не по мере уплаты налога в бюджет, а на момент определения налоговой базы, установленной п. 10 ст. 167 НК РФ, то есть на последнее число каждого налогового периода. Обратите внимание ­на пояснения, внесенные пунктом 13 статьи 9 Закона № 224-ФЗ;

Фрагмент документа
Пункт 13 статьи 9 Закона № 224-ФЗ
Суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года строительно-монтажных работ для собственного потребления и не принятые к вычету до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном статьей 172 части второй НК РФ в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Закона.

3) статья «потолстела» на пункт 9, дающий возможность принять к вычету сумму НДС на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при получении аванса в счет предстоящих поставок, а также документов, подтверждающих оплату. Но применить это право можно лишь при условии, что стороны подписали договор, предусматривающий перечисление указанных сумм. А если письменный договор отсутствует, значит, условие не выполняется. Правда, в Гражданском кодексе существует понятие конклюдентного договора (в случае, когда покупатель, оплачивая счет, выставленный продавцом, соглашается со всеми условиями, прописанными в нем). Значит, в момент акцепта счет превращается в конклюдентный договор. Поэтому при отсутствии письменного контракта можно аппелировать к этому варианту.

10. Подпункт 4 пункта 3 статьи 176 НК РФ уточнен: одновременно с решением, принимаемым по результатам камеральной налоговой проверки о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершенное налоговое правонарушение, либо отказе в этом выносится решение:

· о возмещении налога, заявленного к возмещению, в полном объеме;
· об отказе в возмещении в полном объеме налога, заявленного к возмещению;
· о возмещении части налога, заявленного к возмещению, и об отказе в возмещении оставшейся части.

НДФЛ

Статья 2 Закона № 224-ФЗ затронула только статьи 220 и 228 НК РФ, касающиеся НДФЛ:
1. Абзац 13 подпункта 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ увеличил сумму предельного размера имущественного вычета с 1 млн руб. до 2 млн руб. Обратите внимание, что положения данного абзаца распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2008 года.

Мнение:
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина:
«Такая поправка направлена на поддержку государством физических лиц, которые строят (купили) жилой дом или квартиру, и в том числе для уплачивающих ипотечный кредит. В кризисных условиях подобная мера является необходимой, поскольку сейчас несколько заморожено ипотечное кредитование и увеличены проценты по кредитам».



2. Подпункт 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ дополнил, что физлица должны уплачивать НДФЛ не только «исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности», но и с реализации «имущественных прав».

3. Подпункт 7 пункта 1 статьи 228 НК РФ уточнил, что граждане, с доходов, полученных от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в денежной и натуральной формах в порядке дарения, должны заплатить налог. Исключение составляют случаи, предусмотренные пунктом 181 статьи 217 НК РФ.

Налог на прибыль организаций

В «прибыльный» налог внесено множество изменений:
1. Подпункт 32 пункта 1 статьи 251 НК РФ освободил от обложения налогом на прибыль не только доходы в виде капвложений в форме неотделимых улучшений арендованного имущества арендатором, но и капитальные вложения в представленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем.

Понятия «неотделимое улучшение» в законодательстве, в том числе и в Налоговом кодексе, не дано. Согласно принципам делового оборота он применяется в случаях, когда улучшения нельзя переместить без ­нанесения вреда основному средству.

С 1 января 2009 года положения данного подпункта распространяются не только на договоры аренды, когда арендатор что-то достраивает, перестраивает и т.п., улучшая качества объекта, но также и на договоры ссуды.

2. Статьи 257–259 НК РФ, регулирующие порядок амортизации ­имущества, даны в новой редакции. Отметим основные изменения.
Как и прежде, с 2009 года применяются линейный и нелинейный методы амортизации. Какой из них выбрать, налогоплательщик определяет самостоятельно относительно всех объектов амортизируемого имущества. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства, нематериальные активы (8–10 группы). Амортизацию по ним в обязательном порядке начисляют линейным методом, даже если компания в своей учетной политике предпочла нелинейный способ.

Напомним, что амортизация ежемесячно рассчитывается по методу, закрепленному в учетной политике компании. Поменять его можно только с начала очередного налогового периода. При этом перейти с нелинейного на линейный метод организация вправе лишь один раз в пять лет.

Порядок определения сумм амортизации по линейному методу остался прежним и ведется по объектам. При нелинейном же методе амортизация начисляется не пообъектно, а отдельно по каждой амортизационной группе (подгруппе). Сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости ОС по группе (подгруппе), умноженной на фиксированную норму в месяц. Фиксированные нормы устанавливаются для каждой группы.

Необходимо обратить внимание, что организации, перешедшие на начисление амортизации нелинейным методом, вправе определять остаточную стоимость амортизируемого имущества по данным бухгалтерского учета.

Но такой метод не всегда удобен. В реальной жизни основное средство может выбыть из производственной деятельности (к примеру, его продали, ликвидировали). В этом случае для правильного учета движения ОС в целях исчисления прибыли налогоплательщику придется пересчитать сумму амортизации по данному объекту отдельно.

Срок полезного использования определяется на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом классификации ОС, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 г. № 1.

Изменить его можно, если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения срок полезного использования ОС увеличился в пределах, установленных для амортизационной группы, в которую он был первоначально включен.

Когда организация покупает основное средство, бывшее в употреблении, при применении линейного метода она вправе определять норму амортизации по этому объекту с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками. При этом покупатель данное ОС включает в ту амортизационную группу, в которой оно было у продавца. Однако это условие трудновыполнимо, если продавцом ОС является физическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Если время фактической эксплуатации ОС бывшими владельцами окажется равным или превысит срок его полезного использования по классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, компания может самостоятельно определить «полезный» срок этого объекта с учетом требований техники безопасности и других факторов.

До 1 января 2009 года предприятия имели право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода затраты на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости ОС (за исключением полученных безвозмездно (п. 1.1 ст. 259 НК РФ)). С нового года по ОС 3–7 амортизационных групп эта возможность «выросла» до 30%. Аналогичное право законодатели предоставили и в отношении расходов по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению, частичной ликвидации ОС 3–7 групп. Ко всем остальным группам применяется 10-процентный лимит.

Такое право необходимо зафиксировать в учетной политике. При этом его можно применять как ко всем объектам, так и по группам.
Важно иметь в виду, что в случае реализации ОС раньше истечения пятилетнего срока с момента их введения в эксплуатацию затраты, включенные в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода, придется восстановить и включить в базу по налогу на прибыль. Пятилетнее условие распространяется на имущество всех амортизационных групп, в том числе 1–3 группы, хотя срок полезного использования ОС, входящих в них, менее пяти лет. В случае реализации такого имущества, даже если оно полностью амортизировано, придется следовать вышеуказанному порядку. Данное требование распространяется на ОС, введенные в эксплуатацию с 1 января 2008 года, но начинает действовать с 1 января 2009 года. Оно ухудшает положение налогоплательщика, но придется ему следовать.

Мнение:
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина:
«С 1 января 2009 года нормы амортизации по нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).



Также для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования налогоплательщик устанавливает в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей».

3. В статье 263 НК РФ слова «страхование имущества» заменили на «имущественное страхование». Раньше в расходы для целей расчета налога на прибыль включали затраты на добровольное страхование только имущест­ва. А вот добиться права учитывать и страхование ответственности можно было только в судебном порядке. С 1 января 2009 года предприятия смогут без помощи арбитров принять в расходы страхование ­ответственности, так как оно входит в понятие «имущественное страхование».

4. В подпункт 8 пункта 1 статьи 265 НК РФ внесен дополнительный абзац:
«Расходы в виде сумм недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации включаются в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, только по объектам амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется линейным методом. Объекты амортизируемого имущества, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, выводятся из эксплуатации в порядке, установленном пунктом 13 статьи 259 НК РФ».

Мнение:
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина:
«Таким образом, в состав внереализационных расходов с 1 января 2009 года включаются расходы и на списание нематериальных активов».


5. Абзац 4 пункта 1 статьи 269 НК РФ с 1 сентября 2008 года по 31 декабря 2009 года действует в редакции: «При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,5 раза, – при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22% – по долговым обязательствам ­в иностранной валюте».

То есть предельная величина процентного лимита по долговым обязательствам, на который можно уменьшать налогооблагаемую прибыль, увеличена. Значит, если налогоплательщик уже сдал декларации по налогу на прибыль с расходами, рассчитанными по старым нормам, ему придется отнести в инспекцию уточненную декларацию.

Следует помнить, что по налогу на прибыль налоговым периодом является год, и налогоплательщик может сдать только годовую декларацию с учетом внесенных им изменений.

6. Статья 284 НК РФ претерпела важные изменения:
С 1 января 2009 года ставка налога на прибыль снизилась с 24% до 20% за счет уменьшения федеральной части с 6,5% до 2,5%. В бюджеты субъектов РФ налог зачисляется, как и прежде, по ставке 17,5%.
Но обратите внимание: если компания уплачивает авансовые платежи исходя не из фактически полученной прибыли, то ежемесячные авансовые платежи за 1 квартал 2009 года будут равны 1/3 суммы авансового платежа III квартала 2008 года, когда налог рассчитывался по ставке 24%. Следовательно, и в 1 квартале 2009 года авансовые платежи будут перечисляться из расчета 24%.

7. Статья 27.1 НК РФ:
Тем компаниям, которые уплачивают ежемесячные авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода, разрешается исчислить авансовые платежи за IV квартал 2008 года исходя из фактически полученной прибыли. Она рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания месяца, предшествующего тому, в котором уплачивается авансовый платеж. При этом сумма аванса, подлежащего взносу в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных авансовых платежей.
Изменение порядка расчета авансовых платежей нужно отразить в учетной политике. Кроме того, компания обязана уведомить об этом инспекцию по месту своей регистрации не позднее срока, установленного для уплаты соответствующего авансового платежа, даже если его сумма меньше или равна нулю.

Письмом от 27.11.2008 г. № 03-00-08/40 Минфин разъяснил порядок применения права менять расчет авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2008 года.

Так, компания должна представить инспекторам налоговые декларации за девять и одиннадцать месяцев 2008 года, рассчитав авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, исчисленной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 28 ноября и 29 декабря соответственно.
В налоговой декларации за 10 месяцев 2008 года сумма начисленного ежемесячного авансового платежа по сроку уплаты «не позднее 28 октября 2008 года» учитывается при формировании показателей строк декларации.

В письме указан срок уплаты налога на прибыль – 30 марта 2009 года, независимо от применяемого порядка исчисления авансовых платежей.

Ежемесячную декларацию по налогу на прибыль за ноябрь прошлого года компания должна была сдать до 28 декабря 2008 года, а за декабрь – до 28 марта 2009 года (п. 1 ст. 287 НК РФ). При этом она могла не успеть уведомить инспекцию и сдать декларацию за ноябрь в срок. Однако налоговые органы обязаны принять у организации вышеуказанное уведомление.

Налогоплательщику может быть выгодно перейти на новый порядок исчисления авансовых платежей. Такая ситуация складывается, если в месяцах IV квартала у него возникает убыток или падает прибыль по сравнению с III кварталом 2008 года. Тогда ему не придется платить авансовый платеж по налогу на прибыль либо его размер будет меньше (см. Пример 2).

Пример 2
Организация в 2008 году исчисляла ежемесячные авансовые платежи налога на прибыль по итогам отчетного (налогового) периода. По результатам 9 месяцев 2008 года в III квартале она получила авансовый платеж, равный 300 руб., поэтому должна была в IV квартале не позднее 28 числа каждого месяца уплачивать авансовый платеж в размере 100 руб. 28 октября Закон № 224-ФЗ еще не был принят и она произвела оплату – 100 руб.

После принятия Закона № 224-ФЗ 26 ноября 2008 года организация в установленном порядке переходит на исчисление авансового платежа из реально полученной прибыли. По факту за 10 месяцев 2008 года авансовый платеж составил 80 руб. В результате у организации к уплате будет минус 20 руб.

8. Статья 27.2 НК РФ:
С 1 января 2009 года организации больше не будут применять специальный коэффициент 0,5 к основной норме амортизации по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам с первоначальной стоимостью свыше 600 и 800 тыс. руб. соответственно. В отношении ТС этих видов, стоимость которых варьирует от 300 до 600 тыс. руб., понижающий коэффициент 0,5 продолжает действовать.

«Упрощенный» подарок

Подкорректированный пункт 2 статьи 346.20 разрешил субъектам РФ законодательно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в пределах 5–15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Изменение касается только упрощенцев, уплачивающих налог с доходов, уменьшенных на величину расходов.

Конечно, многих упрощенцев заинтересовала возможность сократить свои обязательства. Тем более что двумя днями ранее Федеральным законом от 24.11.2008 г. № 208-ФЗ парламентарии позволили налогоплательщикам раз в год менять объект налогообложения.

Однако необходимо обратить внимание на следующее:
  • субъектам РФ разрешили снизить ставку налога, но они могут этого не делать;
  • ставку позволили уменьшать в пределах 5–15%, а это означает, что она не обязательно станет равной 5%, вполне возможно сокращение лишь до 14%;
  • ставки дифференцируются в зависимости от категорий налогоплательщиков. Очевидно, компания может оказаться в той категории, для которой ставка останется неизменной.

Мнение:
Ю.М. Лермонтов, консультант Минфина:
«Меры по дифференциации «упрощенной» ставки направлены на снижение налоговой нагрузки на налогоплательщиков. Они позволят оставить в их распоряжении больше прибыли, что приведет к расширению производства, а также скорейшему погашению долгов, образовавшихся в условиях финансового кризиса. Необходимо также отметить, что о снижении налоговой ставки говорилось уже более трех лет, однако законодателей останавливало значительное сокращение в этом случае доходов бюджетов. В настоящее время дефицит казны, который образуется в результате уменьшения «упрощенной» ставки, планируется покрывать за счет средств Резервного фонда РФ».

Автор материала
Марина Полухина
Руководитель Департамента методологии и консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты