18 ноября «Российская газета» опубликовала статью «Из бутика в гастроном», посвященную падению посещаемости столичных торговых центров, снижению оборота их резидентов и перспективам развития ситуации.

Комментирует Армен Даниелян, Член правления, Директор департамента маркетинга и внешних связей АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI):

Хотя сегодня торговые операторы и отмечают падение покупательской активности, как показывает практика, настроение потребителей в связи с введением санкций со стороны ряда государств существенно не изменилось. Например, в продуктовом сегменте опасения потребителей вызывает не столько запрет на ввоз определенных товаров, сколько рост цен, связанный с обесценением рубля. Поэтому в качественном отношении продуктовая корзина российского населения существенно не изменилась.

Что касается непродуктового рынка, то здесь падение покупательского спроса связано не столько с сокращением реальных доходов, сколько со стремлением отложить покупку на фоне общей неопределенности, связанной с неблагоприятными явлениями в экономике. Сегмент бытовой техники и электроники, а также мебельный рынок сегодня находятся под давлением еще одного фактора – перекредитованности населения.

Поэтому, несмотря на неблагоприятный внешний фон и нестабильность валютного курса, существенного снижения активности потребителей под влиянием растущего кризиса пока не наблюдается. Однако негативные последствия санкций проявляются не сразу, поэтому наибольшее влияние отрицательного эффекта уже введенных на сегодня санкций будет ощущаться лишь в первой половине 2015 года. Ухудшение внешнего фона, дальнейшее снижение цен на нефть приведет к дальнейшему ослаблению покупательской способности рубля, а, соответственно, к снижению потребительской активности, которое уже будет сложно не ощутить.

Однако произошедшая девальвация, улучшение внешнего климата и поворот тренда нефтяных цен, наоборот, должны обеспечить мощный толчок в развитии российской экономики и улучшить настроения потребителей, что уже скоро отразится на ритейле, который первым чувствует изменения конъюнктуры.

Что касается перспектив рынка торговой недвижимости, учитывая текущую макроэкономическую ситуацию и стремление к экономии издержек, следует ожидать сокращения посещаемости торговых операторов еще, как минимум на ближайшие полгода, и, как следствие, сокращение спроса на торговые площади с последующим снижением фиксированных арендных ставок

И хотя пока девелоперы в основном предоставляют арендаторам дополнительные скидки и бонусы, в ближайшее время, с вводом значительных объемов торговых площадей (особенно в Москве, где по итогам 2014 года, по данным исследовательской компании JLL, планируется запустить рекордные объемы торговых площадей – около 770 тыс. кв.м.), фиксированные ставки, скорее всего, пойдут вниз.

Кроме того, вероятен рост популярности альтернативных вариантов изменения коммерческих условий по договорам – например, установление арендной ставки на краткосрочный период – до года – к нижней границе процента от оборота арендаторов.

Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Российская Газета от 18.11.2014
Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты