В докризисный период экономика России все-таки была ориентирована на западные рынки, например, только на рынок Евросоюза приходилась почти половина внешнеторгового оборота. Азиатский рынок рассматривался в основном с позиций реализации российско-китайских межгосударственных масштабных проектов, сегодня же акценты сместились в сторону развития корпоративного сотрудничества не только с китайскими, но также с корейскими, монгольскими, вьетнамскими предприятиями. Поэтому переориентация российского бизнеса в условиях конфликта с западными странами становится все более необходимой.

Азиатский рынок всегда считался перспективным для российских предпринимателей, в 2014 году оборот внешней торговли со странами Азиатско-Тихоокеанского региона вырос до 173 млрд долл., при этом акценты сместились в сторону экспорта, который возрос на 9%.

Переориентация на азиатские рынки касается не только внешней торговли. Она наблюдается и в отдельных сферах экономики. Так, за 2014 год доля российских поставок нефти в Китай, Японию и Южную Корею увеличилась на 1,5% и составила 8,7% нефтяного рынка. Очевидно, что разворот России на Восток привел к уменьшению продаж других участников рынка. Однако достижение такого прогресса стало возможным лишь в условиях серьезных скидок на нефть. Аналогичная ситуация наблюдается и на рынке газа, где традиционные поставщики готовы идти на ценовой демпинг, чтобы сохранить свои позиции. Поэтому увеличение поставок нефти и газа странам Азиатско-Тихоокеанского региона будет требовать строительства новых трубопроводов в условиях сохранения низкого уровня цен.

Перспективы для роста экспорта также есть у древесины и угля, основных составляющих российского экспорта в Азию. Сложнее обстоят дела с экспортом продуктов переработки сырья в то время, как страны Азиатско-Тихоокеанского региона выступают не столько в качестве потребителей, а в качестве поставщиков такой продукции.

Поэтому наметившийся сегодня разворот России в сторону азиатских рынков, по нашему мнению, обуславливается больше идеологическими, чем политическими факторами. Однако в некоторых сферах, особенно в банковской, такое сотрудничество может быть очень продуктивным.

Например, отрезав российские предприятия и банки от длинных западных денег, введенные санкции позволили переориентироваться на финансовые заимствования, предлагаемые сегодня Китаем. Также блокировка карт банков «Россия» и СПМ Банка заставила искать альтернативу MasterCard и Visa. И уже с марта 2015 года в России стали выпускаться карты японской платежной системы JCB, которая рассчитывает к 2017 году разместить 3 млн. карт среди российских вкладчиков.

Поэтому, несмотря на то, что возможность усиления антироссийских санкций является драйвером смещения акцентов в сторону азиатского рынка, никакие структурные преобразования экономики не смогут существенно ее переориентировать. Основным направлением структурной перестройки должна быть диверсификация рынков сбыта.


Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), «Коммерсантъ-СПб»
Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты