Бухгалтерскую отчетность налоговикам можно отправлять в электронном формате и на бумаге

ФНС России разъяснила, что налогоплательщики могут представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы как в электронной форме, так и в бумажном виде (письмо ФНС России от 19 апреля 2017 г. № ПА-3-6/2661@ «Об утверждении форматов бухгалтерской отчетности»).

Напомним, что обязанность представления налогоплательщиками в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности законодательно установлена (подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса). При этом НК РФ не определен способ представления в налоговые органы данной отчетности, и не установлена обязанность налоговой службы разрабатывать форматы ее представления в электронной форме.

Вместе с тем утвержденные ведомственными актами ФНС России форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности дают возможность налогоплательщикам представлять ее в налоговые органы в электронной форме.

При этом возможность представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме не лишает налогоплательщиков права представить ее в налоговые органы в бумажном виде

Добавим, что в текущем году были скорректированы рекомендуемые форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме (приказ ФНС России от 20 марта 2017 г. № ММВ-7-6/228@). В них, в частности, были уточнены статусы. В остальном форматы остались без изменений. Они соответствуют форматам, утвержденным ведомственными актами налоговиков в 2015 году (приказ ФНС России от 31 декабря 2015 г. № АС-7-6/711@ «Об утверждении формата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме», приказ ФНС России от 31 декабря 2015 г. № АС-7-6/710@ «Об утверждении формата представления упрощенной бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме»).

Налоговики также уточнили, что бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2016 год должна представляться по скорректированным форматам.

5 июня 2017 г.


Все оценщики в РФ с 1 июля будут сдавать квалификационный экзамен

Оценщики с 1 июля 2017 года начнут сдавать разработанный Минэкономразвития квалификационный экзамен для возможности продолжать работу в профессии. Об этом сообщил в интервью ТАСС на Петербургском международном экономическом форуме замглавы Минэкономразвития Николай Подгузов.

«Оценщик – это должна быть элитная профессия, как адвокат, как нотариус. Руководствуясь этими мотивами, мы пришли к выводу, что нам необходимо вводить квалифицированные экзамены и допускать в профессию людей с определенным уровнем подготовки. Поэтому с 1 июля допуск к профессии будет осуществляться через квалификационный экзамен, а все члены СРО до 1 апреля 2018 года должны будут сдать квалификационный экзамен», – сказал Подгузов.

По его словам, экзамен будет разделен на три категории: в недвижимости, в движимом имуществе и в оценке бизнеса. «Сдав категорию на движимое имущество, человек не сможет оценивать недвижимое имущество или бизнес. Сейчас зачастую сотрудник, который оценивает автомобили, может подписать отчет об оценке крупных компаний. На наш взгляд, это неправильно», – пояснил замминистра.

Подгузов подчеркнул, что поддержка оценочного сообщества уже получена. «Чистка рядов сделает услуги добросовестных оценщиков более востребованными, дефицитными и высокооплачиваемыми», – сказал собеседник агентства.

5 июня 2017 г.


Обновлена форма декларации по земельному налогу

По сравнению с предыдущей редакцией (приказ ФНС России от 28 октября 2011 г. № ММВ-7-11/696@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по земельному налогу в электронном виде и Порядка ее заполнения»), в новой форме внесены корректировки в раздел 2 «Расчет налоговой базы и суммы земельного налога»). Из него, в частности, были убраны стр. 90 «Код налоговой льготы в виде не облагаемой налогом суммы», а также стр. 100 «Не облагаемая налогом сумма». В данных строках исчислялись льготы по земельному налогу в отношении физлиц (п .5 ст. 391 Налогового кодекса).

Приказ ФНС России был опубликован 2 июня 2017 года. Он вступит в силу 2 августа 2017 года, а начнет применяться, начиная с представления декларации по земельному налогу за 2017 год.

Напомним, что налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по земельному налогу не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 398 НК РФ).

5 июня 2017 г.


Утвержден электронный формат заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога

ФНС России утвердила рекомендуемые форматы представления заявления о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), а также заявления о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа) в электронной форме (приказ ФНС России от 23 мая 2017 г. № ММВ-7-8/478@).

Напомним, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

При этом возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности) (п. 6 ст. 78 Налогового кодекса).

В свою очередь, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

В то же время налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговый орган письменное заявление (заявление, представленное в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС или представленное через личный кабинет налогоплательщика) о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 5 ст. 78 НК РФ).

2 июня 2017 г.


Финансисты рассказали, в каких случаях отсутствие новой ККТ не приведет к штрафам

Минфин России разъяснил, что при обнаружении факта неприменения организациями и ИП новой ККТ будут учитываться обстоятельства, указывающие на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ. Если такие обстоятельства обнаружатся, то совершившее правонарушение лицо к ответственности привлекаться не должно. Финансисты уточнили, что факт принятия исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ может быть подтвержден на основании имеющегося у пользователя ККТ заключенного договора поставки фискального накопителя. Данный договор должен быть исследован на предмет разумного срока до окончания действия блока ЭКЛЗ, используемого в текущий момент, или до определенного законодательством РФ о применении ККТ предельного срока возможности его использования (письмо Минфина России от 30 мая 2017 г. № 03-01-15/33121).

Напомним, что с 1 июля 2017 года все организации и ИП (за исключением отдельных случаев) при осуществлении ими расчетов должны перейти на новую ККТ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

При этом за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг без применения ККТ устанавливается административная ответственность в определенных федеральными законами случаях (ст. 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации).

В свою очередь административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физлица или юрлица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Вместе с тем лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 1, 4 ст. 1.5 КоАП РФ).

В связи с этим при наличии обстоятельств, указывающих на то, что лицом, совершившим административное правонарушение, были приняты все меры по соблюдению требований законодательства РФ о применении ККТ, к ответственности привлекаться не должно.

Также представители Минфина России отметили, что при отсутствии у налогоплательщика возможности применения ККТ организации и ИП обязаны выдавать покупателю (клиенту) на бумажном носителе подтверждение факта осуществления расчета между организацией или ИП и покупателем (клиентом) (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ).

2 июня 2017 г.


Аудиторам нужен личный кабинет на сайте РФМ для доступа к перечню экстремистов

В информационном письме от 30.05.2017 Росфинмониторинг рассказал о подключении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к личному кабинету на сайте службы.

Отдельные требования антиотмывочного законодательства распространяются, в том числе, на лиц, которые ведут деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг в случаях, когда они готовят или проводят от имени или по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности, постановку, восстановление и ведение бухучета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование, юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень таких услуг в законе об аудиторской деятельности является не исчерпывающим.

В случае оказания таких услуг аудиторские организации и индивидуальные аудиторы являются субъектами антиотмывочного закона (115-ФЗ) в перечисленных выше случаях, и, соответственно, должны исполнять требования российского антиотмывочного законодательства, в частности, требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 закона 115-ФЗ.

Доступ аудиторов к перечню организаций и физлиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, к информации об изменениях в перечне имеется только через личные кабинеты на официальном сайте Росфинмониторинга.

Для регистрации в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга без использования усиленной квалифицированной электронной подписи аудиторам следует:

  • заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к личному кабинету;
  • направить заявку на подключение к личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора и печатью (при наличии) по адресу: 107450, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 39 стр. 1.

К заявке на бумажном носителе прилагается скан-копия документа, подтверждающего право вести аудиторскую деятельность, например, сведения из реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО.

Для регистрации в личном кабинете с использованием ЭП следует с помощью интерактивной формы, размещенной в разделе «Регистрация с использованием электронной подписи» сайта Росфинмониторинга заполнить электронную заявку на регистрацию и подписать ее ЭП руководителя аудиторской организации или индивидуального аудитора.

Служба дала и другие разъяснения относительно авторизации.

2 июня 2017 г.


Утверждены рекомендации к кадастровой оценке

Министерство экономического развития разработало и утвердило методические указания по государственной кадастровой оценке. Бизнесмены должны знать, что теперь оценщикам для установления кадастровой стоимости недвижимости потребуется информация о рынке недвижимости: уровень и динамика цен, а также особенности кредитования в конкретном районе. Документ уже официально опубликован, на практике его начнут применять уже в ближайшее время.

Минэкономразвития России опубликовало приказ от 12.05.2017 № 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке». Документ зарегистрирован Минюстом, он насчитывает 144 страницы и его подготовкой чиновники занимались несколько месяцев. Теперь именно на основании этой методички уполномоченные организации будут устанавливать кадастровую стоимость недвижимости:

  • участков земли;
  • объектов капитального;
  • объектов незавершенного строительства.

К таким организациям, в частности, относятся бюджетные учреждения, проводящие кадастровую оценку. Методические указания разработаны после принятия нового Федерального закона, согласно которому оценивать землю теперь могут только государственные службы. Такие организации должны использовать специальные методы оценки: массовые или индивидуальные, в зависимости от характеристик объекта недвижимости. При проведении оценки обязательно учитывается обеспеченность инженерной и транспортной инфраструктурой, степень освоения прилегающих к участку земель, рельеф. В обязательном порядке теперь оценщики должны получать и учитывать информацию о рынке недвижимости: уровень и динамику цен, особенности кредитования в районе объекта.

Стоимость, определенная оценщиками, не может быть больше рыночной стоимости. При этом все ценообразующие факторы чиновники разделили на три типа:

  • факторы внешней среды;
  • характеристика непосредственного окружения и сегмента рынка;
  • характеристика самого объекта.

От кадастровой стоимости объекта недвижимости или земельного участка зависит размер имущественного налога, который должен платить владелец. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка или объекта недвижимости как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, за который исчисляется налог. Если владелец помещения или земли считает, что она завышена, кадастровую стоимость можно оспорить. В случае если суд вынесет решение в пользу владельца, он может рассчитывать на перерасчет налога. Таких исков об оспаривании кадастровой стоимости в суды поступает очень много, поэтому чиновники решили взять процесс оценки под жесткий контроль.

2 июня 2017 г.


При переходе с УСН на ОСН страховые взносы учитываются в расходах по налогу на прибыль не обязательно в месяц перехода

Минфин России разъяснил, что при переходе организации с УСН с объектом налогообложения в виде доходов на ОРН, расходы в виде страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные в период применения УСН и оплаченные после перехода на ОРН, организация вправе учесть при исчислении налога на прибыль организаций. При этом учесть их можно не только в месяц перехода с одного режима налогообложения на другой (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 мая 2017 г. № 03-11-06/2/26921).

Напомним, что организации, применявшие УСН, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления признают в составе расходов расходы на приобретение в период применения УСН товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 Кодекса (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 Налогового кодекса).

При этом данные расходы признаются расходами месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начисления. Их состав определяется в соответствии со ст. 346.16 НК РФ с учетом положений п. 2 ст. 346.17 НК РФ.

Финансисты уточнили, что норму, согласно которой данные расходы должны быть признаны расходами месяца перехода (подп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ) здесь применять не нужно, так как она не ставится в зависимость от объекта налогообложения по УСН,

1 июня 2017 г.


ААС: в результате реформ ЦБ количество аудируемых лиц сократится более чем в 10 раз

26 мая 2017 года состоялся съезд СРО ААС, в ходе которого делегаты и участники обсудили разработанные Банком России предложения по изменению законодательства об аудиторской деятельности.

По итогам обсуждения была принята резолюция, в которой выражена позиция в отношении предлагаемых реформ. СРО отмечает негативные последствия для аудиторского рынка и экономики в целом в случае принятия указанных поправок, а также вносит предложения по дальнейшему совершенствованию законодательства.

Членам СРО ААС предлагается принять активное участие в общественном обсуждении предложений ЦБ и высказать свое мнение по предлагаемым поправкам в целях недопущения внесения изменений в закон «Об аудиторской деятельности» без учета мнения представителей профессии. При этом руководство СРО призывает обращаться в органы власти, общественные организации, средства массовой информации.

Кроме того, СРО ААС ждет замечания и предложения по электронному адресу info@auditor-sro.org. Аудиторы могут направить свое мнение также непосредственно в Банк России на new_audit@cbr.ru или в Минфин на priemnaya@minfin.ru.

В резолюции СРО отмечает наличие такой проблемы, как снижение спроса на услуги аудиторов, как следствие, демпинг со стороны недобросовестных аудиторов и снижение качества аудита. Вместе с тем, за 25 лет существования в России аудит достиг определенных успехов. Они могли бы быть и лучше, если бы не завышение требований к численности СРО: сейчас невозможно «вычистить» отрасль от недобросовестных игроков, не рискуя утратить статус СРО и таким образом поставить под удар остальных членов СРО.

Анализ предложений ЦБ, по мнению ААС, показал, что предлагаемые реформы приведут к глобальной монополизации рынка со всеми негативными последствиями для конкуренции, развитию аудиторского рынка и будущего профессии аудитора. Положенные в основу законопроекта предложения идут вразрез с мировыми тенденциями развития аудита и направлены на решение некоторых узковедомственных задач.

СРО считает, что в результате предлагаемых ЦБ нововведений количество аудируемых лиц сократится более чем в 10 раз, а количество самих субъектов аудиторской деятельности снизится более чем на 95%. При этом региональный сектор аудиторского рынка может быть полностью исключен.

Тем временем Совет по общественному надзору за развитием действующей методологии бухучета, формированием бухгалтерской (финансовой) отчетности, организацией госрегулирования и саморегулирования аудиторской деятельности (Совнадзор) написал письмо на имя председателя ЦБ Эльвиры Набиулиной, в котором задал ей вопрос – действительно ли обсуждаемая таблица поправок, направленная в обе СРО письмом Минфина от 18.05.2017 № 07-02-09/30381, исходит от ЦБ. Ведь указанные предложения, как отмечает Совнадзор, противоречат девяти нормативным актам, включая указы президента РФ и ряд федеральных законов.

1 июня 2017 г.


Опубликован перечень документов, которые налоговые органы отправляют налогоплательщикам в электронной форме

ФНС России сообщила о начале информационной кампании для налогоплательщиков с целью доведения до них информации о видах документов, направление которых предусмотрено в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота. В ходе данной кампании налогоплательщикам планируется также напомнить о выполнении обязанности ежедневно обеспечивать по ТКС прием электронных документов и корректное отправление квитанций о получении электронных документов (письмо ФНС России от 17 марта 2017 г. № ОА-4-17/4838 «О проведении информационной кампании»).

В список передаваемых в электронной форме документов, в частности, вошли:

  • требование о представлении пояснений (форма по КНД 1165050);
  • уведомление о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) (1165009);
  • решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств (1160013);
  • решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банке и переводов его электронных денежных средств (1160044)
  • решение о проведении выездной налоговой проверки и другие.

Налоговики также опубликовали перечень рекомендуемых форм документов, используемых ими при реализации своих полномочий. В него вошли:

  • уведомление о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа (1160089);
  • сообщение о выявленном несоответствии фактически представленных налогоплательщиком документов (информации) документам (информации), о передаче которых указано налогоплательщиком (1165201);
  • постановление о привлечении специалиста (переводчика) для участия в действиях по осуществлению налогового контроля (1165202);
  • приглашение в налоговый орган для получения документов (1165203);
  • решение о внесении изменений в Решение о проведении выездной налоговой проверки (1165204) и другие.

31 мая 2017 г.


Налоговики рассказали об особенностях налогообложения объектов незавершенного строительства

Представители ФНС России на своем официальном сайте напомнили, что объекты незавершенного строительства, находящиеся в собственности у физлиц, отнесены НК РФ к отдельному виду объектов налогообложения по налогу на имущество (подп. 5 п. 1 ст. 401 Налогового кодекса).

В зависимости от применяемой налоговой базы налогообложение таких объектов имеет ряд особенностей. Так, если в субъекте РФ налог исчисляется с учетом кадастровой стоимости, то при строительстве жилого дома налоговая ставка не может превышать 0,3%, а в отношении других объектов – 0,5% (п. 2 ст. 406 НК РФ).

При этом собственники объектов незавершенного строительства не имеют льгот, освобождающих их от уплаты налога (ст. 407 НК РФ). Они также не могут воспользоваться налоговыми вычетами (п. 3-6 ст. 403 НК РФ), за исключением льгот и вычетов, установленных муниципальными нормативными актами по месту нахождения объектов налогообложения (п. 7 ст. 403 НК РФ).

В свою очередь, если в субъекте РФ для исчисления налога используется инвентаризационная стоимость, то объекты незавершенного строительства не облагаются налогом, поскольку отсутствует правовая база для определения инвентаризационной стоимости строящихся объектов (ст. 404 НК РФ, приказ Минстроя России от 4 апреля 1992 г. № 87 «Об утверждении Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности»).

Налоговики также отметили, что уточнить информацию о назначении налогооблагаемого объекта, примененной налоговой ставке и налоговой базе можно, воспользовавшись интернет-сервисом ФНС России «Личный кабинет налогоплательщика».

31 мая 2017 г.


Готовятся изменения в формы реестров сведений, подаваемых для получения социальных пособий

ФСС России разработал проект ведомственного акта, которым планируется принять новые формы реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий из данного фонда в субъектах РФ, участвующих в реализации пилотного проекта. Речь идет о выплате страхового обеспечения застрахованным лицам по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством напрямую из ФСС России (постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. № 294).

Нормативным актом, в частности, планируется утвердить следующие документы:

  • форму Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • порядок заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • форму Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка;
  • порядок заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка;
  • форму Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
  • порядок заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

По сравнению с формами, использующимися в настоящее время (приказ ФСС России от 15 июня 2012 г. № 223 «Об утверждении форм реестров сведений, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, и порядков их заполнения»), в новых формах предполагается добавить поле для указания номера платежной карты Национальной платежной системы.

31 мая 2017 г.


Недоимку по страховым взносам, возникшую до 1 января 2017 года, взыскивают налоговики

ФНС России разъяснила, что недоимка по страховым взносам и задолженность по пеням и штрафам, возникшие за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, подлежат уплате плательщиком или взысканию налоговым органом. При этом у налоговиков отсутствуют полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не установленных Налоговых кодексом (письмо ФНС России от 25 апреля 2017 г. № ГД-4-8/7829 «Об изменении сроков уплаты страховых взносов»).

Напомним, что законодательством не предусмотрены полномочия налоговых органов по принятию решений о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных по результатам контрольных мероприятий за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до этого срока.

Добавим, что до 1 января 2017 года уплата страховых взносов, а также вопросы предоставления отсрочки регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В то же время с 1 января 2017 года уплата страховых взносов регулируется главой 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса.

31 мая 2017 г.


При переплате налога, сбора, взноса или пошлины можно провести межрегиональный зачет

Минфин России разъяснил, что осуществление межрегионального зачета администраторами доходов бюджета, не являющимися налоговыми органами, возможно, когда решение о зачете принимает тот администратор доходов бюджета, на счет которого поступила переплата. Основанием для зачета является соответствующее заявление плательщика (письмо Минфина России от 6 апреля 2017 г. № 23-01-06/20554).

Напомним, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов в порядке, установленном гл. 12 Налогового кодекса, с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 НК РФ (п. 14 ст. 78 НК РФ).

При этом плательщик госпошлины имеет право на зачет ее излишне уплаченной (взысканной) суммы в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (п. 6 ст. 333.40 НК РФ). Такой зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия. Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) госпошлины прилагаются следующие документы:

  • решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается госпошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата госпошлины;
  • платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату госпошлины.

Представители Минфина России также обратили внимание на то, что Налоговым кодексом не установлен порядок зачета излишне уплаченной госпошлины в один уполномоченный орган в счет суммы госпошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия, осуществляемого другим уполномоченным органом, в который обратился плательщик.

Таким образом, администратор доходов бюджета, к которому обратился заявитель за совершением юридически значимого действия, не может принять решения о зачете (межрегиональном зачете) госпошлины, в случае, если указанная госпошлина была зачислена на счет другого администратора доходов бюджета.

Вместе с тем законодательно определен порядок осуществления межрегионального зачета излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, других поступлений, пеней, штрафов по ним, а также подлежащих возмещению сумм налогов, осуществляемого администраторами доходов бюджета, подведомственными одному главному администратору доходов бюджета, находящимися на территориях различных субъектов РФ (п. 26 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ).

Так, межрегиональный зачет осуществляется органом Федерального казначейства на основании Уведомления о межрегиональном зачете, представленного администратором доходов бюджета, на счет которого поступила переплата и который принял решение о ее зачете в соответствии с законодательством РФ.

Добавим, что администраторами доходов бюджета являются следующие органы, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ:

  • орган госвласти (госорган);
  • орган местного самоуправления;
  • орган местной администрации;
  • орган управления государственным внебюджетным фондом;
  • Банк России;
  • казенное учреждение (ст. 6 Бюджетного кодекса).

29 мая 2017 г.


Арбитражные управляющие должны заплатить НДФЛ с доходов за 2016 год

ФНС России разъяснила, что гражданин, получивший в 2016 году доход от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, должен заплатить НДФЛ. В случае если он представил за 2016 год налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, ему следует представить налоговую декларацию по НДФЛ за 2016 год и уплатить НДФЛ. При этом налог, уплаченный в связи с применением УСН, подлежит возврату (письмо ФНС России от 23 мая 2017 г. № БС-4-11/9592@ «О налогообложении доходов арбитражных управляющих»).

Напомним, что отсутствие у арбитражного управляющего обязанности регистрироваться в качестве ИП не исключает его права на получение такого статуса (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 марта 2014 г. по делу № А26-10887/2012).

При этом арбитражный управляющий, имеющий статус ИП, вправе применять УСН, в том числе и по суммам доходов, полученных от профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, как до, так и после 1 января 2011 года.

Вместе с тем, после упразднения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в августе 2014 года судебная практика по рассматриваемому вопросу изменилась.

Налоговики отметили, что при налогообложении доходов гражданина, полученных от ведения им профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, следует учитывать Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 октября 2015 г.).

В данном Обзоре указано, что на основании подп. 10 п. 1 ст. 208, ст. 209, подп. 2 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса доходы арбитражных управляющих облагаются НДФЛ, который должен уплачиваться в бюджет арбитражным управляющим самостоятельно как лицом, занимающимся частной практикой (п.13 Обзора, определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2015 г. № 301-КГ15-5301).

Аналогичная позиция по данному вопросу изложена Верховным Судом Российской Федерации в 2017 году (определение Верховного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2017 г. № 301-КГ17-634).

В связи с этим ФНС России полагает, что НДФЛ с доходов гражданина, полученных им от ведения профессиональной деятельности в качестве арбитражного управляющего, необходимо уплачивать, начиная с 2016 года.

В частности, арбитражный управляющий обязан представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 227, п. 1 ст. 229 НК РФ). При этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

26 мая 2017 г.


Готовятся изменения в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» на сайте налогового ведомства

ФНС России доработала текст ведомственного акта, которым планируется изменить порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (проект приказа ФНС России «Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика»).

В нем, в частности, расширен перечень документов, размещаемых налоговыми органами в личном кабинете налогоплательщика. В него добавлены следующие документы:

  • касающиеся уплаты страховых взносов;
  • согласия на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными;
  • подтверждающие статус налогового резидента РФ.

Также был изменен перечень документов и сведений, передаваемых налогоплательщиком в налоговые органы. В него добавлена форма согласия налогоплательщика (плательщика страховых взносов) на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, а также уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Напомним, что личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками-физлицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Данный электронный сервис не может быть использован ИП, нотариусами, занимающимися частной практикой, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, в части передачи в налоговые органы документов (информации), сведений, связанных с осуществлением ими указанной деятельности (п. 2 ст. 11.2 Налогового кодекса).

26 мая 2017 г.


ЦБ показал, как видит аудит под своим надзором: разработаны поправки регулятора

Стали известны планы ЦБ в отношении аудиторской отрасли, оформленные в виде предлагаемых поправок в закон об аудиторской деятельности, а также в виде буклета.

Как следует из данных документов, ЦБ предлагает:

  • заменить обязанностью существующее право аудиторских организаций, ИА страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) за причинение вреда имуществу других лиц в результате аудиторской деятельности;
  • в новой редакции изложить прописанные в законе принципы независимости;
  • СРО включать в реестр, если она объединяет организации, совокупная доля на рынке аудиторских услуг которых, определенная в порядке, установленном ЦБ, составляет не менее 26%;
  • к членам СРО установить требование о наличии не менее трех аудиторов по основному месту работы;
  • в штате аудиторской организации, занимающейся аудитом ОЗХС, по мнению ЦБ, должно быть не менее 12 аудиторов по основному месту работы, 3 из которых соответствуют требованиям к руководителю обязательного аудита (ЦБ предложил список этих требований);
  • установить ряд других требований к фирмам, занимающимся аудитом ОЗХС;
  • из числа ОЗХС исключить организации, раскрывающие годовую консолидированную отчетность, и организации с определенными показателями по выручке или стоимости активов, а вместо этого к числу ОЗХС отнести АО с госучастием и ФГУПы по перечню, определяемому правительством.

Кроме того, ЦБ желает получить следующие полномочия:

  • устанавливать виды аудиторских услуг, в том числе перечень сопутствующих аудиту услуг (которые, кстати, совсем недавно были утверждены Минфином);
  • определять дополнительные требования к аудиторскому заключению;
  • признавать конкретные аудиторские заключения не соответствующими требованиям законодательства;
  • выдавать разрешения на разглашение аудиторской тайны (при этом, правда, предполагается наличие согласия и аудируемого лица);
  • устанавливать принципы проведения ВВКР аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов со стороны СРО и требования к организации указанного контроля, а также требования к проведению плановых и внеплановых проверок, в том числе определение обязанностей проверяемых лиц по содействию в проведении проверок;
  • получать информацию о случаях отказа от обязательного аудита непосредственно от аудиторских организаций;
  • получать сведения о выявленных в ходе аудита обстоятельствах, которые могут привести к прекращению деятельности аудируемого лица, а также запрашивать у организации, которая проводит аудит ОЗХС, ряд сведений;
  • по своей инициативе выдавать аудиторской организации информацию об аудируемом лице;
  • принимать нормативные акты, регулирующие аудиторскую деятельность;
  • вести надзор за деятельностью аудиторских организаций, занимающихся аудитом ОЗХС, проверять СРО;
  • принимать решения о включении аудиторской организации в реестр организаций, допускаемых к аудиту ОЗХС;
  • ряд других полномочий, ныне закрепленных за соответствующим федеральным органом.

По поводу предложений ЦБ высказались СРО – как ААС в отдельности, так и совместно с РСА. СРО призывают профессиональное сообщество заявить активную позицию на этапе обсуждения предложений ЦБ, декларируют проведение со своей стороны работы в регионах по защите интересов аудиторов, и даже заявляют о возможном объединении в единую СРО.

25 мая 2017 г.


Минюст зарегистрировал приказ по документу МСФО о применении IFRS 9 вместе с IFRS 4

Приказом от 30.03.2017 № 50н Минфин ввел в действие на территории РФ документ МСФО «Применение МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» вместе с МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» (поправки к МСФО (IFRS) 4)». Приказ зарегистрирован в Минюсте 22 мая.

Указанный документ вступит в силу на территории РФ, как обычно, для добровольного применения – со дня его официального опубликования; для обязательного применения – в сроки, определенные в этом документе.

25 мая 2017 г.


Предлагается освободить от отчетности по МСФО и обязательного аудита некоторые банки

СМИ сообщают, что председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков планирует внести в нижнюю палату законопроект об освобождении банков с базовой лицензией от отчетности по МСФО и обязательного аудита. Подготовка законопроекта началась.

С 2018 года ЦБ введет пропорциональное регулирование банковского сектора, поясняет портал Banki.ru. Будет создана двухуровневая банковская система: банки, обладающие универсальной лицензией (требования к минимальному капиталу в размере 1 млрд рублей), и банки с базовой лицензией (минимальный размер собственных средств составит 300 млн рублей).

Банки с универсальной лицензией смогут осуществлять полный спектр банковских операций и должны будут соблюдать полный перечень нормативных требований. К кредитным организациям с базовой лицензией будет применяться упрощенное регулирование, они не смогут проводить операции с иностранными юрлицами, иностранными организациями, не являющимися юрлицами по иностранному праву, а также с иностранными физлицами.

24 мая 2017 г.


Отменено лицензирование деятельности по установке криптографического оборудования на ККТ

Правительство РФ приняло нормативный акт, которым установило, что такие виды деятельности, как монтаж, установка, наладка, а также передача шифровальных (криптографических) средств, разработанных для применения в составе ККТ, могут осуществляться без лицензирования.

Соответствующие изменения были внесены в Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

Как отмечается в справочной информации к документу, в настоящее время обслуживанием ККТ занимаются более 3 тыс. центров технического обслуживания. При этом затраты одного такого центра на содержание специалистов, имеющих необходимую для получения требуемой лицензии квалификацию, составляют в среднем 1 млн рублей в год. Данные затраты включаются в стоимость технического обслуживания ККТ, что приводит к избыточным расходам бизнеса.

В свою очередь отмена лицензирования будет способствовать сокращению издержек предпринимателей на содержание и обслуживание ККТ. При этом наличие соответствующего сертификата ФСБ России позволит предотвратить потенциальные корректировки или фальсификацию фискальных данных.

23 мая 2017 г.


Оценщики могут применять УСН только зарегистрировав ИП

Минфин России разъяснил, что при ведении оценочной деятельности частные предприниматели могут применять УСН только в статусе ИП или организации (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 апреля 2017 г. № 03-02-07/1/25359).

Напомним, что правовые основы регулирования оценочной деятельности, ее содержание и квалификация в качестве предпринимательской или иной деятельности законодательно регулируются.

Так, под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

При этом субъектами оценочной деятельности признаются физлица, являющиеся членами одной из СРО оценщиков и застраховавшие свою ответственность (ст. 4 Закона № 135-ФЗ).

Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юрлицом (ст. 15.1 Закона № 135-ФЗ).

Вместе с тем оценщики, занимающиеся частной практикой, должны встать на учет в налоговых органах для уплаты страховых взносов (п. 3 ст. 8 Налогового кодекса).

Сведения о работе оценщиков ФНС России также получает от Росреестра, который не позднее 10-го числа каждого месяца обязан сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения следующую информацию за предшествующий месяц: о членах СРО, внесенных в сводные реестры членов СРО, исключенных из таких реестров, а также о прекращении оценщиком занятия частной практикой (п. 4.1 ст. 85 Налогового кодекса).

Налоговики также обратили внимание на то, что УСН вправе применять только ИП и организации (п. 1 ст. 346.12 НК РФ).

Добавим, что оценщики, зарегистрировавшиеся в качестве ИП и применяющие УСН, будут освобождены от уплаты НДФЛ, а также налога на имущество физлиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности (п. 3 ст. 346.11 НК РФ).

22 мая 2017 г.


Утверждены новые формы для предоставления отсрочки по уплате взносов в ФСС России

ФСС России скорректировала формы документов для предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов (приказ ФСС России от 25 апреля 2017 г. № 196).

Речь идет о следующих формах:

  • заявление о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение об отказе в предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • решение о временном приостановлении уплаты сумм задолженности по страховым взносам;
  • решение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки), о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов;
  • извещение об отмене решения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.

Новые формы документов начнут применяться с 29 мая 2017 года.

Напомним, что решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов принимается территориальным органом страховщика по месту учета страхователя.

При этом отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов представляет собой изменение срока уплаты страховых взносов при наличии оснований на срок, не превышающий одного года, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы задолженности по страховым взносам.

В свою очередь формы документов для предоставления отсрочки утверждаются страховщиком по согласованию с Минтруда России (ст. 26.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Добавим, что с 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Ранее их администрировал ФСС России (ст. 431 Налогового кодекса, ч. 1.1 ст. 1.1 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

22 мая 2017 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты