О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Geneva Group International Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 09.10.2017

09.10.2017

Утверждены требования к организации системы внутреннего контроля компании

ФНС России разработала требования к организации системы внутреннего контроля компании. Данный контроль осуществляется в целях налогового мониторинга (приказ ФНС России от 16 июня 2017 г. № ММВ-7-15/509@ "Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля", зарегистрирован в Минюсте России 4 октября 2017 года).

Данные требования включают в себя:

  • организацию системы внутреннего контроля, обеспечивающую упорядоченное и эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов и другие параметры;
  • контрольную среду, сформированную на основе принципов и стандартов, направленных на установление и поддержание руководством и сотрудниками организации системы внутреннего контроля организации;
  • cистему управления рисками организации, разработанную для обеспечения организации и функционирования системы внутреннего контроля;
  • выявление рисков, являющееся составной частью систем управления рисками и внутреннего контроля организации. Выявление организацией рисков должно обеспечивать возможность проверки наличия фактов, свидетельствующих об уклонении от уплаты налогов, сборов и страховых взносов;
  • оценку рисков, являющуюся частью системы управления рисками организации и обеспечивающую определение вероятности возникновения, а также оценку последствий выявленных рисков;
  • раскрытие информации о рисках, обеспечивающее заинтересованных лиц полной информацией о выявленных рисках. А также представление информации об имеющихся рисках по определенной форме;
  • контрольные процедуры, направленные на предупреждение или минимизацию рисков, влияющих на достижение целей организации и другие составляющие.

Приказ ФНС России вступит в силу 16 октября 2017 года.

Напомним, что для целей проведения налогового мониторинга под системой внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов, страховых взносов понимается совокупность организационной структуры, методик и процедур, утвержденных организацией для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности (в том числе достижения финансовых и операционных показателей, сохранности активов), выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации при исчислении налогов, сборов, страховых взносов, полноты и своевременности их уплаты, а также для своевременной подготовки бухгалтерской, налоговой и иной отчетности организации. Применяемая организацией система внутреннего контроля должна соответствовать требованиям к организации системы внутреннего контроля, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 7 ст. 105.26 Налогового кодекса).

9 октября 2017 г.


Недвижимость из регионального перечня, кадастровая стоимость которой не определена, налогом не облагается

Минфин России разъяснил, что в отношении включенного в перечень субъекта Федерации объекта недвижимого имущества, кадастровая стоимость которого не определена, налог на имущество организаций не уплачивается (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 сентября 2017 г. № 03-05-04-01/62799).

Напомним, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Налогового кодекса (п. 2 ст. 375 НК РФ).

При этом закон субъекта Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, может быть принят только после утверждения субъектом Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 378.2 НК РФ).

Так, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (п. 7 ст. 378.2 НК РФ).

В случае, если кадастровая стоимость данных объектов недвижимости была определена в соответствии с законодательством в течение налогового периода или данный объект не включен в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, то определение налоговой базы и исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) по текущему налоговому периоду в отношении такого объекта осуществляются без учета положений ст. 378.2 НК РФ исходя из среднегодовой стоимости имущества (подп. 2 п. 12 ст. 378.2 НК РФ).

В свою очередь, если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена в течение налогового периода, то положения ст. 378.2 НК РФ не подлежат применению в отношении такого объекта недвижимости.

При этом в НК РФ отсутствуют специальные нормы, регулирующие порядок определения налоговой базы в данном случае.

Вместе с тем п. 2 ст. 378.2 НК РФ прямо указано, что после принятия регионального закона переход к определению налоговой базы в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1-2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ, как их среднегодовой стоимости не допускается.

Добавим, что в перечень недвижимости, который законодательно устанавливает субъект Федерации, входят:

  • административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
  • жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (подп. 1-2, 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ).

6 октября 2017 г.


Налоговики вправе осматривать помещения фирмы и в отсутствие ее представителей

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налоги, пени и штраф.

Компания обратилась в суд, ссылаясь на процедурные нарушения при проверке – акт проверки не был подписан двумя членами комиссии проверяющих, осмотры помещений налогоплательщика были проведены в отсутствие его представителей.

Суды трех инстанций (дело № А56-61722/2016) признали законным решение инспекции, установив, что рассмотрение материалов проверки состоялось в присутствии налогоплательщика. Он реализовал право, предусмотренное пунктом 6 статьи 100 НК – представил аргументированные возражения по существу спора.

Суды пояснили, что нарушения могут привести к отмене результатов проверки, если не соблюдены права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов проверки и представление объяснений. Неподписание акта двумя проверяющими при условии его подписания остальными не является существенным нарушением, которое может повлечь отмену решения инспекции.

Осмотр помещений в отсутствие представителей налогоплательщика также не может являться основанием для отмены решения. Использование протокола осмотра помещения при составлении акта проверки не породило для компании каких-либо негативных последствий и не нарушило ее права в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, инспекцией не допущено существенных нарушений процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, отметила кассация Ф07-8784/2017 от 27.09.2017).

6 октября 2017 г.


Для целей статистики обособленное подразделение – то же, что и в налоговых целях

В письме от 28 сентября 2017 г. N 01-01-3/3169-ДР Росстат сообщил о порядке предоставления статистической отчетности организациями, имеющими обособленные подразделения.

Согласно нормам закона "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в РФ" такие юрлица предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юрлицам, так и по таким подразделениям.

Для этих целей под обособленным подразделением понимается любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Понятие обособленного подразделения для целей официального статистического учета унифицировано и не затрагивает особенностей структуры, в частности, кредитных организаций.

6 октября 2017 г.


ФНС назвала еще одну причину, по которой ООО не попадали в реестр малого бизнеса

В письме от 25 сентября 2017 г. № ГД-4-14/19214@ ФНС ответила на вопрос ООО, не нашедшего сведения о себе в реестре малого и среднего бизнеса.

Сведения вносятся в реестр ежегодно 10 августа на основе сведений, имеющихся у налогового органа по состоянию на 1 июля текущего года.

Требование в отношении суммарной доли участия юрлиц, относящихся к крупному бизнесу, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о них в реестр учитывается при внесении сведений в реестр, начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений реестра 10 августа 2017 года единственный участник ООО не являлся субъектом малого и среднего предпринимательства (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в реестр), то условия по суммарной доле участия не могли считаться соблюденными. По этой причине ООО, направившее запрос в ФНС, не попало в реестр.

Напомним, что критерий отнесения в МСП по долям участия был изменен федзаконом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ – теперь суммарная доля участия иностранных юрлиц и (или) юрлиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49%.

Ранее ФНС также разъясняла, что ООО могли не пройти по критериям дохода или численности, а АО становились заложниками бездействия держателя реестра акционеров.

5 октября 2017 г.


С 1 октября действуют обновленная форма счета-фактуры и новые правила хранения

С 1 октября вступили в силу изменения, внесенные в форму счета-фактуры, а также в порядок ее заполнения, постановлением правительства от 19 августа 2017 г. N 981 .

Напомним о сути изменений вкратце. Теперь журнал учета счетов-фактур надо будет заполнять только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур в ходе предпринимательской деятельности в интересах другого лица. При этом утрачивают силу нормы порядка заполнения журнала, которыми установлены правила указания дат получения и выставления счетов-фактур.

В форме счета-фактуры идентификатор госконтракта указывается теперь лишь при наличии.

Правила заполнения счета-фактуры дополняются на случай составления счета-фактуры экспедитором, застройщиком или заказчиком, выполняющим функции застройщика, при приобретении у одного и более продавцов товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени.

В новой редакции излагается содержимое строки 2а – теперь это адрес (для юрлиц), указанный в ЕГРЮЛ, в пределах места нахождения юрлица, место жительства (для ИП), указанное в ЕГРИП. Аналогичные изменения внесены в правило заполнения адреса покупателя.

Форма счета-фактуры также дополнена графой 1а "Код вида товара", в которой указывается код вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС.

Кроме того, установлены правила хранения счетов-фактур, "командировочных" и других документов.

Кстати, если используется универсальный передаточный документ, то его форму желательно скорректировать, поскольку она должна включать набор реквизитов счета-фактуры.

5 октября 2017 г.


ФНС разъяснила важные нюансы насчет раздела 2.1 декларации по налогу на имущество

В письме от 15 сентября 2017 г. № БС-4-21/18425 ФНС напомнила, что здание – это результат строительства, объемная система, имеющая надземную и (или) подземную части, включающая в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения (совокупность трубопроводов, коммуникаций и так далее), системы инженерно-технического обеспечения. Последние включают водоснабжение, канализацию, отопление, вентиляцию, кондиционирование воздуха, газоснабжение, электроснабжение, связь, мусороудаление, вертикальный транспорт (лифты, эскалаторы), системы безопасности, информатизации, диспетчеризации.

Строки с кодами 010-050 раздела 2.1 налоговой декларации по налогу на имущество заполняются в отношении объектов недвижимого имущества, налоговой базой в отношении которых признается среднегодовая стоимость, сумма налога в отношении которых исчисляется в разделе 2 декларации.

В отношении отдельных инвентарных объектов, не являющихся объектами недвижимого имущества, отдельный блок строк с кодами 010-050 не заполняется.

Также ФНС сообщила, что контрольные соотношения показателей форм налоговой декларации содержат сопоставление показателя строки 141 раздела 2 декларации с суммарным значением показателей строк 050 всех блоков строк раздела 2.1 декларации (контрольное соотношение 1.19).

Все значения стоимостных показателей декларации указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

При этом планируется, что программное обеспечение по проверке контрольных соотношений показателей декларации, представляемой по новой форме впервые за налоговый период 2017 года, будет допускать различия показателя строки 141 раздела 2 и суммарного значения показателей строк 050 всех блоков строк раздела 2.1 на величину, не превышающую произведение 0,49 рублей и количества заполненных блоков строк 010-050 раздела 2.1 декларации.

5 октября 2017 г.


Налоговики привели пример заполнения расчета по страховым взносам при наличии обособленного подразделения

Представители ведомства уточнили, что в целях корректного заполнения расчета по страховым взносам плательщикам страховых взносов необходимо руководствоваться порядком заполнения расчета по страховым взносам, а также Контрольными соотношениями показателей формы расчета по страховым взносам (письмо ФНС России от 19 сентября 2017 г. № БС-4-11/18681@).

В рассмотренном примере сотруднику обособленного подразделения за расчетный период была произведена выплата в размере 32 600 руб. База для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период осуществления деятельности работника в обособленном подразделении составила 32 600 руб.

Соответственно, данная сумма подлежит отражению в соответствующих графах стр. 050 подраздела 1.1. приложения № 1 к расчету.

Учитывая, что на момент перехода сотрудника из другого обособленного подразделения база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составила 850 000 руб., что в совокупности (850 000 + 32 600 руб.) за расчетный период больше предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (876 000 руб.), в соответствующих графах стр. 051 подраздела 1.1. приложения № 1 к расчету необходимо отразить базу, превышающую предельную величину. В частности, в размере 6 600 руб. (850 000 + 32 600 руб. – 876 000 руб.).

Представители ФНС России напомнили, что при заполнении подраздела 1.1. "Расчет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование" приложения № 1 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование" к разделу 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов" следует руководствоваться следующими нормами:

  • по стр. 021 в соответствующих графах отражается количество физлиц из стр. 020, выплаты и иные вознаграждения которым превысили предельную величину базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, установленную Правительством РФ в соответствии с п. 3-6 ст. 421 Налогового кодекса с начала расчетного периода, за последние три месяца расчетного периода, а также за первый, второй и третий месяц из последних трех месяцев расчетного периода соответственно (п. 7.4. порядка заполнения расчета);
  • по стр. 050 подраздела 1.1. приложения № 1 к расчету в соответствующих графах отражается база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная в соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ (п. 7.7 порядка заполнения расчета);
  • в соответствующих графах стр. 051 подраздела 1.1. приложения № 1 к расчету отражается база для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, рассчитанная в соответствии с п. 1 ст. 421 НК РФ в размерах, превышающем для каждого застрахованного лица предельную величину базы для исчисления страховых взносов, установленную Правительством РФ в соответствии с п. 3-6 ст. 421 НК РФ (п. 7.8. порядка заполнения расчета).

При этом контроль на соответствие отражения в графах стр. 051 базы для исчисления страховых взносов в размере, превышающем предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при наличии отражения в графах стр. 021 количества физлиц с выплатами, превышающими предельную величину базы для исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, которым исчислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по каждому коду тарифа, предусмотрен п. 1.70 -1.74 Контрольных соотношений.

Также даны разъяснения, каким образом заполнять приложение № 2 "Расчет суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" к разделу 1 "Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов" расчета.

4 октября 2017 г.


В ГД внесены законопроекты о продлении на год действия базовых тарифов взносов

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 274632-7 о внесении изменений в статью 426 Налогового кодекса.

Сейчас ею установлены общие (не льготные) тарифы страховых взносов, действующие в 2017 - 2019 годах: на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины базы – 22%, сверх предельной базы – 10%; на обязательное соцстрахование по больничным в пределах установленной предельной величины базы – 2,9%; в отношении иностранцев (за исключением высококвалифицированных специалистов), до установленной предельной базы – 1,8%; на ОМС – 5,1%.

Законопроектом действие этих тарифов продлевается до конца 2020 года.

Одновременно законопроектом № 274633-7, который также внесен в нижнюю палату парламента кабмином, вносятся изменения в статью 33.1 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

Данной статьей более детально установлены тарифы взносов на ОПС на период 2012 - 2019 годов. Их действие также продлевается на один год.

4 октября 2017 г.


Форму УПД можно дополнять любыми показателями для использования в расчетах по НДС

Налоговики разъяснили, что налогоплательщики могут использовать форму УПД, объединяющую в себе форму счета-фактуры и информацию первичного учетного документа, самостоятельно дополняя ее показателями, в том числе необходимыми для выполнения требований, обязательных для первичных документов и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (письмо ФНС России от 14 сентября 2017 г. № ЕД-4-15/18322).

Напомним, что форма УПД, рекомендованная к применению письмом ФНС России от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96@ "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками первичного документа, составленного на основе формы счета-фактуры", является одной из возможных форм документа о передаче товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

В свою очередь положениями данного письма определено, что заполнение всех реквизитов УПД, установленных ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Закон № 402-ФЗ), в качестве обязательных для первичных документов, и реквизитов, установленных ст. 169 Налогового кодекса, для счетов-фактур позволяет использовать его одновременно в целях исчисления налога на прибыль и расчетах по НДС.

При этом вышеупомянутое письмо ФНС России не является нормативно-правовым актом, не изменяет и не дополняет федеральное законодательство и не содержит исчерпывающего перечня показателей, которые могут фиксироваться сторонами при оформлении операций передачи товаров, имущественных прав и не ограничивает права хозяйствующих субъектов на использование иных соответствующих условиям ст. 9 Закона № 402-ФЗ форм первичных учетных документов и формы счета-фактуры, установленной постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.

3 октября 2017 г.


Разработана предельная величина базы для исчисления страховых взносов на 2018 год

Минфин России подготовил проект нормативного акта, которым предусмотрена индексация предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 года.

Так, организации, ИП, а также физлица, не являющиеся ИП, производящие выплаты и иные вознаграждения физлицам, должны будут рассчитывать страховые взносы, уплачиваемые в ФНС России, исходя из следующего размера предельной величины базы:

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы подлежит индексации с 1 января 2018 года в 1,08 раза с учетом роста средней зарплаты в РФ и составит в отношении каждого физлица сумму, не превышающую 815 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2018 года;
  • на обязательное пенсионное страхование с учетом размера средней зарплаты в РФ на 2018 год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, установленного п. 5 ст. 421 Налогового кодекса на 2018 год в размере 2, составляет в отношении каждого физлица сумму, не превышающую 1 021 тыс. руб. нарастающим итогом с 1 января 2018 года.

Как отмечается в документе, номинальная начисленная среднемесячная зарплата на одного работника в 2018 году составит 42 522 руб. Аналогичный показатель зарплаты в 2017 году – 39 360 руб. Таким образом, размер номинальной начисленной среднемесячной зарплаты на одного работника в 2018 году по сравнению с 2017 годом увеличится на 8% (42 522 : 39 360 = 1,08).

При этом планируемое поступление страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2018 году с учетом проиндексированной предельной величины базы для исчисления страховых взносов составит 527,83 млрд руб., на обязательное пенсионное страхование – 4 878,7 млрд руб.

Планируется, что постановление вступит в силу с 1 января 2018 года.

Напомним, что предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежит ежегодной (с 1 января соответствующего года) индексации в соответствии с ростом средней зарплаты в РФ. Размер индексации определяется Правительством РФ (п. 4 ст. 421 НК РФ).

В свою очередь предельная величина базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, устанавливается Правительством РФ с учетом определенного на соответствующий год размера средней зарплаты в РФ, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему повышающего коэффициента, который на 2018 финансовый год равен 2 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

2 октября 2017 г.


Организация должна отчитываться по транспортному налогу в «свой» налоговый орган

В письме от 19.09.17 № БС-4-21/18669 ФНС сообщила, что для целей налогообложения местом нахождения наземных транспортных средств организации признается место нахождения организации (ее обособленного подразделения).

Регистрация транспортных средств за юрлицами производится по месту их нахождения, определяемому местом их госрегистрации, либо по месту нахождения их обособленных подразделений.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по транспортному налогу. Транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Таким образом, организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, представляют декларацию и платят транспортный налог в бюджет субъекта РФ по месту нахождения транспортных средств, указанному в уведомлении о постановке на учет российской организации в налоговом органе.

2 октября 2017 г.


Изменен порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль для ряда компаний

Принят закон, согласно которому в Налоговый кодекс внесены изменения, касающиеся исчисления налога на прибыль, НДПИ, а также налога на имущество физлиц (Федеральный закон от 30 сентября 2017 г. № 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Речь идет, в частности, о следующих корректировках:

  • при определении налоговой базы по налогу на прибыль не будут учитываться доходы в виде невостребованных участниками хозяйственного общества или товарищества дивидендов либо части распределенной прибыли, восстановленных в составе нераспределенной прибыли хозяйственного общества или товарищества (п. 1 ст. 251 Налогового кодекса);
  • плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, будет облагаться налогом на прибыль (подп. 37 п. 1 ст. 251 НК РФ) в порядке, предусмотренном для учета субсидий (п. 4.1 ст. 271 НК РФ);
  • также не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом сделок по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками (подп. 6 п. 4 ст. 105.14 НК РФ, подп. 55 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в отношении зданий, имеющих высокий класс энергетической эффективности, не может быть применен специальный коэффициент к основной норме амортизации (подп. 4 п. 1 ст. 259 НК РФ);
  • в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения по перечню, установленном Правительством РФ, можно применить специальный коэффициент к основной норме амортизации, но не выше 3 (подп. п. 2 ст. 259 НК РФ);
  • в качестве расходов по налогу на прибыль можно будет учитывать средства, перечисленные в бюджет субъекта РФ на основании соглашений (договоров) о безвозмездных целевых взносах, заключенных в соответствии с законодательством РФ об электроэнергетике (подп. 48.9 п. 1 ст. 264 НК РФ);
  • для газа, добываемого в Черном море, предусмотрен налоговый вычет по НДПИ в размере до 90% налога (п. 6 ст. 343 НК РФ) и другие изменения.

Законом также установлено, что физлица, имеющие налоговые льготы, при представлении заявления на данную льготу в налоговый орган вправе не предоставлять документы, подтверждающие право на льготу. В таком случае налоговый орган должен будет сделать запрос на получение необходимой информации из соответствующих госорганов (п. 3 ст. 361.1 НК РФ).

Закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

2 октября 2017 г.


Освобождение от НДС не касается программного обеспечения, поставляемого на дисках

В письме от 04.09.17 № 03-07-07/56481 Минфин рассказал об НДС при реализации дисков с программами для ЭВМ по договору купли-продажи.

На основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК от НДС освобождаются операции по передаче исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин (ЭВМ), базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Этой нормой не предусмотрено освобождение от НДС реализации дисков с программами для ЭВМ на основании договора купли-продажи. В связи с этим налогообложение НДС данных операций производится в общеустановленном порядке.

2 октября 2017 г.


ОС, учитываемые арендатором на счете 001, не признаются объектом налогообложения

В письме от 15.09.17 № БС-4-21/18437@ ФНС напомнила, что объектами налогообложения признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК.

В силу пункта 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухучету в качестве основных средств, если:

предназначен для использования в производстве, для управленческих нужд либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

  • предназначен для использования в течение длительного времени – свыше 12 месяцев;
  • способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
  • не предполагается последующая перепродажа данного объекта.

Согласно пункту 5 ПБУ 6/01 основные средства, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухучете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности. Такие основные средства учитываются на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Для обобщения информации о наличии и движении основных средств, арендованных организацией, предназначен счет 001 «Арендованные основные средства», относящийся к забалансовым счетам.

Основные средства, учитываемые арендатором на забалансовом счете 001, не признаются объектом налогообложения у арендатора.

2 октября 2017 г. 


Бумажные документы можно представлять в налоговый орган в виде скан-копий по Интернету

Налоговики разъяснили, что истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов по Интернету или через личный кабинет налогоплательщика. Таким образом, налогоплательщику предоставлена возможность избежать затрат на изготовление копий документов (письмо ФНС России от 22 сентября 2017 г. № СД-4-3/19092@).

Напомним, что законодательство о налогах и сборах не содержит каких-либо ограничений по количеству истребуемых налоговым органом у налогоплательщика документов в порядке, предусмотренном ст. 93-93.1 Налогового кодекса.

При этом истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган проверяемым лицом лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом либо переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).

В то же время в 2016 году введено новое право налогоплательщиков на предоставление истребуемых документов в электронной форме (подп. "б" п. 7 ст. 1 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации").

Так, истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) по форматам, установленным ФНС России, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Налоговики также отметили, что при выездной налоговой проверке в случае, если налогоплательщик выразил согласие на предоставление налоговому органу подлинников документов для ознакомления, то у него отсутствует необходимость в изготовлении копий документов, оригиналы которых налогоплательщик готов предоставить на ознакомление должностным лицам налогового органа.

28 сентября 2017 г.

 

При выплате дивидендов собственной продукцией организация должна уплатить НДС и налог на прибыль

Минфин России разъяснил, что при выплате дивидендов собственной продукцией организации передача имущества является объектом налогообложения НДС, а ее денежное выражение – налога на прибыль (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 августа 2017 г. № 03-03-06/1/54596).

Напомним, что дивидендом признается любой доход, полученный акционером от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения, по принадлежащим акционеру акциям пропорционально долям акционеров в уставном капитале этой организации (п. 1 ст. 43 Налогового кодекса).

При этом в случае выплаты организацией-налогоплательщиком дивидендов собственной продукцией организации следует учитывать, что реализацией товаров организацией или ИП признается передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39 НК РФ).

При этом объектом налогообложения НДС признаются, в том числе, операции по реализации товаров (п. 1 ст. 146 НК РФ).

В свою очередь при выплате дивидендов имуществом право собственности на него переходит к участнику общества, то есть эта операция признается реализацией. Налоговая база в данном случае определяется на день передачи имущества учредителям (п. 1 ст. 167 НК РФ).

В то же время выручка от реализации товаров собственного производства признается доходом от реализации (ст. 249 НК РФ). Такие доходы подлежат включению в состав доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль (ст. 247-248 НК РФ).

27 сентября 2017 г.


Минфиновский законопроект о передаче аудита в руки ЦБ в Госдуму внесли депутаты

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект № 273179-7 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности.

Заокнопроект, в основном, в точности повторяет минфиновскую версию, о которой стало известно в начале сентября.

В законе о ЦБ предусматривается его новая функция – "осуществляет регулирование, контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности в соответствии с законодательством РФ". Так же, как и Минфин, депутаты вводят в указанный закон новую статью, расшифровывающую полномочия ЦБ, в частности, ЦБ будет вправе проводить проверки деятельности аудиторских организаций, сведения о которых внесены в реестр аудиторских фирм, оказывающих аудиторские услуги организациям, указанным в части 1 статьи 5.1 закона об аудиторской деятельности, а также проверки СРО аудиторов.

Указанная новая статья 5.1 вводится в аудиторский закон данным законопроектом, в ней появится определение общественно-значимых организаций (ОЗО). С ними смогут работать только аудиторские фирмы, внесенные в специальный реестр и отвечающие ряду критериев. Среди ОЗО упомянуты ПАО, а также многие из организаций, ныне названных в статье 5 и убираемых оттуда. Реестр будет вести ЦБ.

Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, только если соответствует всем перечисленным ниже условиям:

  • численность аудиторов, для которых эта аудиторская организация является основным местом работы, составляет до 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года – не менее 12;
  • наличие в числе указанных аудиторов не менее трех аудиторов, каждый их которых:
  • имеет квалификационный аттестат аудитора, выданный в соответствии с настоящим Федеральным законом;
  • имеет опыт участия в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций в течение трех предшествовавших дате подачи заявления последовательных лет;
  • опыт аудиторской деятельности этой аудиторской организацией составляет не менее трех последовательных лет, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления;
  • ведение аудиторской организацией своего сайта;
  • информация о деятельности аудиторской организации по перечню, установленному Банком России, раскрыта этой аудиторской организацией на ее сайте не менее, чем за три последовательных года, непосредственно предшествовавших дате подачи заявления.

Так же, как и Минфин, депутаты исключают контроль и надзор в сфере аудиторской деятельности из-под действия закона 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Перечень случаев обязательного аудита депутаты тоже повторили из минфиновской версии. В том числе, это касается аудита по критериям: для того, чтобы попасть под обязательный аудит, организация должна будет соответствовать двум критериям из трех: выручка свыше 800 млн рублей, сумма активов бухгалтерского баланса выше 400 млн, среднесписочная численность работников от 100 человек. Эти критерии должны соблюдаться подряд два года, предшествовавших отчетному.

Из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов, например, АО, кредитные и страховые организации, а также прямое указание на ряд других участников финансового рынка, однако останется оговорка, что обязательный аудит проводится в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов - статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Вносится также множество других поправок.

27 сентября 2017 г.


С 1 октября изменится порядок начисления пени для юрлиц

В соответствии с новым порядком, начиная с 31 дня просрочки ставка для расчета пени увеличивается в два раза – с 1/300 до 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России (подп. "б" п. 13 ст. 1 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. № 401-ФЗ).

При этом, как уточнили налоговики на своем официальном сайте, пени будут начисляться на неуплаченную сумму налога по каждому сроку недоимки по соответствующей ставке. Ставка принимается равной:

  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму задолженности, сложившейся на 1 октября 2017 года, с учетом операций по ее погашению, поступивших в последующие периоды;
  • 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму недоимки, возникшей после 1 октября 2017 года, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней включительно;
  • 1/150 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России на сумму недоимки, возникшей после 1 октября 2017 года, за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком свыше 30 календарных дней.

Напомним, что в настоящее время пеня для юрлиц составляет 1/300 ключевой ставки Банка России (п. 4 ст. 75 Налогового кодекса). В таком размере она взимается как с юрлиц, так и с физлиц, включая ИП. Дифференциация размера пени в зависимости от срока просрочки в НК РФ сейчас не предусмотрена.

Добавим, что уплата пеней производится одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме и независимо от применения иных обеспечительных мер или мер ответственности за нарушение налогового законодательства (п. 5 ст. 75 НК РФ).

Если организация самостоятельно пени не уплатит, то они могут быть взысканы в принудительном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ).

26 сентября 2017 г.


Минфин проведет эксперимент по возложению обязанности уплаты НДС на покупателя

В письме от 14.08.2017 № 03-07-14/51894 Минфин сообщил, что рассмотрел предложение о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей товаров - налоговых агентов.

Как выяснилось, в настоящее время Минфин разрабатывает законопроект о возложении обязанностей по уплате НДС на покупателей - налоговых агентов при реализации отдельных видов продукции, в частности, лома и отходов черных и цветных металлов, сырых шкур и других.

Принятие указанного законопроекта рассматривается как эксперимент, по итогам внедрения которого можно будет сделать вывод о целесообразности его более широкого применения.

26 сентября 2017 г.


НДС по зданию для разных операций: принять к вычету, затем восстанавливать

В письме от 14.07.2017 № 03-07-11/44832 Минфин ответил на вопрос о вычете НДС при приобретении объекта недвижимости (основного средства), используемого одновременно в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых этим налогом.

Пунктом 3 статьи 171.1 НК установлена обязанность восстанавливать НДС, принятый к вычету в отношении приобретенных объектов, в случае дальнейшего их использования для операций, не облагаемых НДС.

Налогоплательщик обязан отражать восстановленную сумму налога в налоговой декларации за последний налоговый период каждого календарного года из десяти лет начиная с года, в котором объект введен в эксплуатацию.

Расчет суммы налога, подлежащей восстановлению и уплате в бюджет, производится исходя из одной десятой суммы налога, принятой к вычету, в соответствующей доле, которая определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, не облагаемых налогом и указанных в пункте 2 статьи 170 НК, в общей стоимости реализованных товаров (работ, услуг) за год. При этом сумма налога, подлежащая восстановлению, в стоимость данного имущества не включается, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК.

Суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении недвижимости, принимаются к вычету в полном объеме вне зависимости от назначения. После ввода таких объектов в эксплуатацию суммы НДС, принятые к вычету, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в течение 10 лет в указанном порядке.

26 сентября 2017 г.


 ФНС договорилась с ПФР и ФСС, куда обращаться юрлицу для исправления сальдо по взносам на 1 января

Организация, которая не согласна с величиной сальдо, может подать заявление о ее корректировке не только в фонды, но и в налоговую. Аналогичный порядок можно применять, если юрлицо хочет уточнить сведения о пенсионных и медицинских взносах, пенях и штрафах по расчетным периодам до 1 января текущего года.

Инспекция направит в соответствующее отделение фонда уведомление с копией заявления плательщика взносов. На это налоговикам отведено 3 рабочих дня. Информацию о своем решении фонд передаст инспекции. Она в течение 7 рабочих дней должна будет внести изменения в свою базу. В общей сложности корректировка займет больше месяца.

Напомним, в июне ФНС сообщала, что заявление нужно отправить в отделение ПФР или ФСС, которое передало в инспекцию неверное сальдо. Если организация поступит так, а не обратится в налоговую, корректировку, вероятно, проведут чуть быстрее.

26 сентября 2017 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация