Правовые позиции КС РФ и ВС РФ по налоговым вопросам во II квартале 2018 года

Всего в обзоре представлено 13 выводов (Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2018 года по вопросам налогообложения). Приведем некоторые из них:

  • КС РФ уже во второй раз потребовал устранить неопределенность положений ст. 217 Налогового кодекса в отношении отдельных выплат. На этот раз в отношении компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выплачиваемых в отдельных случаях вместо предоставления дополнительных суток отдыха. КС РФ признал нормы п. 1 и п. 3 ст. 217 НК РФ не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не позволяют однозначно решить вопрос об обложении НДФЛ такой денежной компенсации. Пока в НК РФ не внесены необходимые изменения, оспариваемые положения НК РФ не могут служить основанием для обложения НДФЛ указанной компенсации (п. 2 Обзора);
  • ВС РФ пришел к выводу, что законодательством не установлены правила определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, что препятствует применению льготы по налогу на имущество организаций. Также судьи отметили, что применение энергетических паспортов в качестве доказательства соответствия условиям этой льготы, в отсутствие критериев для определения классов энергетической эффективности нежилых зданий, строений сооружений, является неправомерным (п. 5 Обзора);
  • по мнению ВС РФ, реализация товаров, произведенных (приобретенных) организациями-банкротами в ходе своей текущей деятельности с 1 января 2015 года в силу подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ должна осуществляться без выставления счета-фактуры, без НДС и без выделения его в продажной стоимости в первичных и платежных документах (п. 6 Обзора);
  • в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, оно вправе исходить из сохранения у него в неизменном состоянии права на применение специального налогового режима, который применялся налогоплательщиком до реорганизации. К такому выводу пришел ВС РФ (п. 10 Обзора);
  • ВС РФ в очередной раз указал, что требования ст. 346.16 НК РФ, регламентирующие порядок определения расходов по налогу, подлежащему уплате в связи с применением УСН, не предусматривают возможности учитывать в целях налогообложения все виды расходов, в том числе расходы на приобретение имущественных прав, не поименованные в закрытом перечне расходов (п. 11 Обзора).

16 июля 2018 г.


Подходит дата начала предоставления в ФНС России отчета о клиентах-резидентах иностранных государств

C 20 июля 2018 года организации финансового рынка могут начинать отправлять в ФНС России сведения о клиентах, их выгодоприобретателях, контролирующих лицах, являющихся иностранными налоговыми резидентами. Информация об этом была размещена сегодня на сайте ФНС России.

Документы направляются через специальный сервис ФНС России «Отчет об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР». Узнать подробнее о порядке, правилах и сроках отчетности можно на сайте www.nalog.ru в разделе «Представление финансовой информации об иностранных клиентах по Стандарту ОЭСР». Во вкладке «Информация» опубликованы рекомендации для подготовки отчетности, а также иной справочной, нормативно-правовой и технической документации. В указанной вкладке в том числе есть техническая документация, например, формат отчета о клиентах-резидентах иностранных государств. Впервые ФНС России совершит обмен финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств в сентябре 2018 года.

Перечень государств и территорий, с которыми налоговое ведомство будет обмениваться финансовой информацией, утвержден Приказом ФНС России от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/360@ «Об утверждении Перечня государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией». Он также содержится во вкладке «Информация» раздела международные и национальные нормативно-правовые документы. В перечень вошли такие государства, как Австралия, Германия, Китай, Бразилия. А перечень юрисдикций, с которыми осуществляется обмен страновой отчетностью, содержится в Приказе ФНС России от 30 мая 2018 № ММВ-7-17/359@ «Об утверждении Перечня иностранных государств (территорий), с компетентными органами которых осуществляется автоматический обмен страновыми отчетами».

ФНС России напомнила, что за период 2017 года необходимо в первую очередь включить сведения по ранее заключенным договорам:

  • с физлицами, если его счет более $1 млн или эквивалент этой суммы в иной валюте;
  • с юрлицами, если его счет превышает $250 тыс. или эквивалент этой суммы в иной валюте.

13 июля 2018 г.


ФНС России представила обзор правовых позиций судов по вопросу применения вычетов по НДС

Позиции судов ФНС России изложила в письме от 14 июня 2018 г. № СА-4-7/11482@ «О направлении рекомендаций по вопросу применения вычетов по налогу на добавленную стоимость с учетом судебной практики».

Если налогоплательщик не применяет право на освобождение от уплаты в отношении операций, предусмотренных ст. 149 Налогового кодекса, это не может быть безусловной причиной для отказа в применении вычетов по НДС в случаях, когда контрагенты добровольно вступили в правоотношения по уплате НДС и договорились о цене учетом этого налога.

Данная позиция была впервые отражена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации и впоследствии прописана в п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 г. № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».

В дальнейшем эту позицию развил КС РФ в Постановлении от 3 июня 2014 года № 17-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 6 и 7 статьи 168 и пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «Камснаб». Согласно п. 4.1 указанного постановления выставленный покупателю счет-фактура служит для него основанием для принятия указанных сумм налога к вычету.

На основе анализа судебных дел ФНС России сделала вывод о том, что юридическим фактом, с которым связывается возникновение одновременно обязанности продавца перечислить налог в бюджет и право покупателя на принятие данного налога к вычету, является факт выставления продавцом покупателю надлежаще оформленного счета-фактуры с выделенной суммой НДС. А не тот факт, что операция отнесена к тому или иному положению ст. 149 НК РФ. То есть в таких случаях отказ в принятии вычета НДС налоговыми органами не допустим. В каждой конкретной ситуации налоговый орган должен проверять обоснованность получения налоговой выгоды налогоплательщиком, в том числе с точки зрения реальности осуществленных финансово-хозяйственных операций.

После публикации постановлений вышеуказанных судов налогоплательщики ссылались на то, что такие выводы должны распространяться и на случаи, когда в счете-фактуре указана неверная ставка налога. Например, если налогоплательщик не отрицает осуществления экспортных операций и необходимость применения нулевой ставки по НДС всеми лицами, которые участвовали в осуществлении этой операции, в том числе перевозчиком товара. По результатам рассмотрения дела Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 25 апреля 2018 г. № 308-КГ17-20263 указал, что применение ставки 18% вместо 0% не может быть основанием для отказа в вычете. При этом Суд отметил, что если оказывающее услуги лицо не обладает сведениями об экспортном характере товара и привлекается к перевозке товаров или организации перевозки только в пределах границы территории РФ, на основании п. 3 ст. 164 НК РФ налог необходимо исчислить по ставке 18%.

Аналогичный правовой подход ВС РФ применил в определении от 27 апреля 2018 года № 307-КГ18-1802 по делу № А44-9467/2016, рассмотренному в пользу налогового органа.

Налоговое ведомство указало, что налоговые органы должны руководствоваться судебной практикой ВС РФ. При этом при проведении проверок налоговикам следует:

  • выявлять обстоятельства, которые подтвердят нереальность выполнения работ, услуг силами спорного контрагента, а также отсутствие в реальности предмета договора;
  • в результате анализа бухгалтерского и налогового учета установить, в каком объеме контрагентом организации исчислен и уплачен в бюджет НДС по спорным сделкам с налогоплательщиком;
  • устанавливать место реализации услуги по перевозке или организации перевозки товаров.

Только при наличии всех вышеперечисленных условий налогоплательщик лишается права на вычет НДС по счету-фактуре, в котором указана неверная ставка налога.

Кроме того, ФНС России напомнила, что в связи с внесением изменений в ст. 164 НК РФ, с 1 января, например, в отношении международных перевозок грузов, налогоплательщик вправе выбрать, по какой налоговой ставке производить налогообложение соответствующих операций.

13 июля 2018 г.


Разъяснены особенности уплаты налога и госпошлины за другую организацию

Нельзя уплачивать налоги за другую организацию с помощью зачета излишне уплаченной суммы налога в бюджет или налога, который подлежит возмещению такой организации (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 июня 2018 г. № 03-02-07/1/41421 »Об уплате недоимки, имеющейся у ООО, иной организацией за счет ее собственных средств»). Финансисты указали, что если у общества с ограниченной ответственностью есть недоимка по налогу, то иная организация может ее уплатить только за счет своих собственных средств (абз. 4 п. 1 ст. 45 Налогового кодекса).

Отметим, что данное правило применяется и в отношении сборов, пеней, штрафов, а также распространяется на плательщиков сборов, налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ).

При этом НК РФ не ограничивает возможности уплаты налогов за налогоплательщика юрлицами и физлицами (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июля 2017 г. № 03-05-06-03/46277 «Об уплате государственной пошлины за совершение юридически значимого действия через своего представителя»).

Добавим, что госпошлину также разрешается уплачивать за налогоплательщика. Но при этом возврат излишне уплаченной государственной пошлины может быть осуществлен только на указанный в заявлении о возврате банковский счет плательщика госпошлины, даже если лишняя сумма уплачена иным лицом. Такое мнение высказал Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России в письме от 25 мая 2018 г. № 03-05-06-03/35693 »Об уплате и возврате государственной пошлины за плательщика государственной пошлины иным лицом»). Для подтверждения излишне уплаченной (взысканной) суммы госпошлины к заявлению о ее возврате достаточно приложить платежное поручение, подтверждающее совершение операций с использованием электронного средства платежа и извещение банка о списании денежных средств с банковского счета плательщика.

Напомним, что иное лицо не вправе требовать сумму излишне уплаченного налога за налогоплательщика (абз. 5 ст. 45 НК РФ).

13 июля 2018 г.


ФНС уже планирует адаптировать формы деклараций под отмену налога на «движку»

ФНС заявила о намерении разработать проект изменений в приложения к приказу ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@, которым утверждены формы и форматы декларации по налогу на имущество организаций и расчета по авансовому платежу по этому налогу. Текста проекта пока не опубликовано.

Изменения направлены на обеспечение возможности корректного исчисления налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему при заполнении отчетности в связи с предстоящим вступлением в силу с 2019 года законодательных изменений в главу 30 «Налог на имуществоорганизаций» НК.

Напомним, планируется исключение движимого имущества из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций. Законопроект об этом прошелвторое чтение в Госдуме.

Кроме того, ФНС намеревается учесть изменения порядка определения налоговой базы (в случае изменения в течение налогового периода кадастровой стоимости объекта вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик) и порядка представления налоговой отчетности по налогу на имущество. Эти новшества несет депутатский законопроект № 466070-7, принятый к настоящему моменту в первом чтении.

Напомним, что согласно инициативе депутата измененную кадастровую стоимость надо будет учитывать сразу после внесения в ЕГРН при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, при этом будет применяться коэффициент, зависящий от срока действия новых характеристик. После исправления технической ошибки в ЕГРН или исправления кадастровой стоимости, посчитанной по неверным данным, или при приравнивании кадастровой стоимости к рыночной налог с учетом новой стоимости можно будет пересчитать задним числом с даты внесения ошибочных данных. Тем не менее, на данный момент пока не ясно, пройдут ли все эти поправки второе чтение в ГД, или какие-то из них будут упразднены.

13 июля 2018 г.


ФНС России уведомила о разработке новой формы декларации по налогу на имущество организаций

ФНС России начала разработку проекта приказа о внесении изменений в действующий приказ ФНС России от 31 марта 2017 № ММВ-7-21/271@ «Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения». Соответствующая информация опубликована на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов1. Формы налоговой отчетности, утвержденные данным приказом, обеспечивают корректность представления отчетности по налогу в соответствии с действующим законодательством. Однако с 1 января 2019 года в главу 30 «Налог на имущество организаций» Налогового кодекса планируется внести изменения.

Например, одним из изменений2 может стать исключение из объекта налогообложения движимого имущества. А также планируется3 добавить п. 5.1 в ст. 382 НК РФ, согласно которому в случае изменения в течение налогового (отчетного) периода качественных, количественных характеристик объектов недвижимости налог необходимо будет рассчитать с учетом коэффициента, который учитывает количество полных месяцев владения имуществом. Такой порядок будет применяться в отношении недвижимого имущества, по которому налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости. Кроме того, может измениться порядок представления декларации и расчета по налогу.

Целью проекта приказа является необходимость обеспечения возможности корректного исчисления налога и на имущество организаций, авансовых платежей по налогу при заполнении декларации, расчета по авансовому платежу и обеспечение представления указанных форм налоговой отчетности по налогу в соответствии с нормами законодательства о налогах и сборах.

12 июля 2018 г.


Аудиторов выводят на чистую осень: реформу отрасли отложили перед самым завершением

Как стало известно «Ъ», разрабатывавшаяся несколько лет и почти завершенная реформа аудиторского рынка может пойти на второй круг. Вопреки ожиданиям, Госдума не примет пакет ключевых поправок в законодательство этим летом. По информации некоторых источников «Ъ», процесс заморожен по инициативе Минфина, который больше не готов полностью передавать ЦБ регулирование аудиторов. Участники рынка видят серьезные риски не только в изменении параметров реформы, но и просто в ее задержке, которая может вызвать коллапс отрасли.

Законопроект, передающий полномочия по регулированию, надзору и контролю за деятельностью аудиторов Банку России, не будет принят в запланированные сроки, сообщили источники «Ъ». Пакет соответствующих поправок был внесен в Госдуму еще в конце сентября 2017 года и в декабре принят в первом чтении. Предполагалось, что второе и третье чтения пройдут в начале июля 2018 года. Однако, подтвердили в профильном комитете Госдумы, документ направлен на доработку. «Перенос рассмотрения связан с предложением правительства РФ, которое, возможно, решило взять еще некоторое время для анализа данных поправок»,— пояснил «Ъ» заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Антон Гетта.

Источники «Ъ» утверждают, что инициатором приостановки был Минфин, который сейчас единолично регулирует аудиторов. «Минфин не хочет передавать ЦБ полномочия по регулированию рынка. Речь идет о том, чтобы оставить Банку России только надзор, причем исключительно над аудиторами банков и финансовых организаций»,— уточнил один из собеседников «Ъ». В Минфине официально вопрос не комментируют. Но источник, близкий к министерству, заверил, что инициатива о доработке «была обоюдной». Более того, по версии собеседника «Ъ», именно ЦБ хочет принять полномочия только по аудиторам поднадзорных ему (то есть финансовых) организаций.

В ЦБ от комментариев отказались. Источник, знакомый с ходом дискуссии сторон, утверждает, что Минфин говорит о позиции ЦБ двухлетней давности.

Для участников рынка задержка реформы стала полной неожиданностью. По словам господина Гетты, в ходе многочисленных обсуждений чиновники, законодатели и компании выработали «оптимальные, компромиссные формулировки». Перенос голосования создает неопределенность и напряжение, подтверждают аудиторы. «О реформе было заявлено год назад. Многие участники рынка уже начали перестройку бизнеса по новым требованиям. Многие просто вышли из бизнеса. И вдруг правила игры снова под вопросом»,— подчеркивает партнер EY Игорь Буян. По словам председателя СРО ААС по СЗФО, президента НП «Аудиторская палата Санкт-Петербурга» Александра Кузнецова, рынок жить по старым правилам больше не может, «закон жизненно необходим».

Разделение полномочий между регуляторами потенциально может создать дополнительные издержки как для бизнеса, так и для чиновников, добавляет господин Буян. «Специалистов, способных осуществлять надзор за аудиторской деятельностью, на рынке очень мало. Их попросту может не хватить на два органа»,— отмечает он. Фирмам, занимающимся аудитом как финансовых, так и нефинансовых организаций, угрожают двойные проверки, причем трактовки нарушений одних и тех же стандартов у разных надзорных органов могут значительно отличаться.

Самым неприятным сценарием участники рынка называют его возможный коллапс из-за сохранения старых требований к организации СРО. Отправленный на доработку законопроект содержит новые критерии численности по членству в СРО (не менее 26% аудиторских организаций, внесенных в реестр, и ряд других относительных критериев). Пока же действует старая норма, предписывающая СРО объединять не менее 2 тыс. компаний или не менее 10 тыс. аудиторов. «СРО с трудом соблюдают нынешние критерии. Участники по разным причинам покидают рынок. Кроме того, СРО необходимо исключать недобросовестных игроков»,— поясняет глава СРО РСА Людмила Козлова. Если новые нормы, содержащиеся в отправленных на доработку поправках, к сентябрю не вступят в силу, СРО недоберут необходимое число участников и будут вынуждены прекратить работу. Без саморегулирования же, в силу закона, работа рынка станет невозможной.

12 июля 2018 г.


ВС РФ: нельзя штрафовать за представление отчета по устаревшей форме

Законом N 125-ФЗ установлена ответственность за нарушение срока представления расчета по страховым взносам, но не формы этого документа, считает ВС РФ.

ФСС отказала организации в приеме расчета по форме N 4-ФСС на старом бланке. Страхователь представил исправленный расчет, но уже с нарушением срока. Данное обстоятельство послужило поводом для привлечения страхователя к ответственности за несвоевременное представление отчетности.

Суд признал неправомерным наложение штрафа по следующим причинам:

  • первоначально организация представила расчет вовремя, пусть и не в том виде;
  • показатели исправленной формы аналогичны показателям первичного расчета.

Документ: Определение ВС РФ от 29.06.2018 N 309-КГ18-8391

12 июля 2018 г. 


Разъяснено, когда можно вносить изменения в учетную политику

Налогоплательщик вправе вносить изменения в учетную политику в середине налогового периода для целей налогообложения, только если в законодательство о налогах и сборах внесены поправки или в случае ведения нового вида деятельности. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 июля 2018 г. № 03-03-06/1/45756 «О внесении изменений в учетную политику в середине налогового периода». При этом решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения в случае изменения действующих методов учета можно принимать только с начала нового налогового периода. А при изменении законодательства о налогах и сборах – не раньше даты вступления в силу изменений норм указанного законодательства (абз. 6 ст. 313 Налогового кодекса).

Финансисты отметили, что налогоплательщик обязан определить и отразить в учетной политике принципы и порядок отражения для целей налогообложения новых осуществляемых видов деятельности. Например, если организация, выполняющая работы, начинает покупать и реализовывать товары, ей необходимо будет прописать порядок их учета.

Напомним, что учетной политикой для целей налогообложения является выбранная налогоплательщиком совокупность методов, способов определения доходов, расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных показателей финансово-хозяйственной деятельности, необходимых для целей налогообложения. Она обязательно должна быть утверждена соответствующим приказом или распоряжением (п. 2 ст. 11, абз. 5 ст. 313 НК РФ).

11 июля 2018 г.


Минфин озвучил налоговые планы на ближайшие три года

Ведомство подготовило проект налоговой политики на 2019-2021 годы. По многим инициативам уже есть документы, которые рассматривает Госдума. Расскажем о важнейших предложениях.

Уплата налогов

Можно будет уточнить счет, на который ошибочно перечислили обязательный платеж.

Размер начисленных пеней не должен быть больше недоимки, на которую их начислили.

Налоговые проверки

Количество внутрироссийских контролируемых сделок планируют сократить.

НДС

Предлагают повысить основную ставку НДС с 18 до 20%. Все пониженные ставки останутся.

Камералку по НДС хотят проводить за два месяца, а не за три.

Возмещение НДС планируют сделать доступнее. Для этого снизят порог по сумме перечисленных налогов - один из критериев для права на возмещение НДС в заявительном порядке возмещения НДС.

Не нужно будет для подтверждения нулевой ставки по НДС представлять транспортные документы с отметками таможенников о вывозе товара из России.

Налог на прибыль

Распределение налога на прибыль между бюджетами из расчета 3% в федеральный, а 17% - в региональные предлагают продлить до 2024 года.

Сумму превышения стоимости имущества, которое получают при ликвидации, над взносом в уставный капитал планируют приравнять к дивидендам.

УСН

Можно будет не подавать декларацию на УСН с объектом «доходы», если пользоваться онлайн-кассой.

Хотят упростить признание расходов на основные средства, права на которые надо регистрировать. Не нужно будет подтверждать подачу документов на госрегистрацию. Кроме того, предлагают прописать для предпринимателей, как определять остаточную стоимость основных средств.

Налог на имущество организаций

По движимому имуществу предлагают не платить налог. По мнению ведомства, это поможет налогоплательщикам обновить машины и оборудование.

Страховые взносы

Временный тариф пенсионных взносов планируют сделать постоянным. Речь идет о ставке 22% с предельной базы и 10% сверх нее.

Собираются освободить от взносов компенсацию стоимости проезда в отпуск члена семьи работника, который трудится на Крайнем Севере. Сейчас, чтобы не платить взносы, работодателю нужно самому покупать билеты для членов семьи работников.

Акцизы

Планируют проиндексировать акцизы на 2021 год на уровень инфляции. По прогнозам, она составит 4%.

Госпошлина

Госпошлину за электронную регистрацию юрлиц и ИП хотят обнулить.

Документ: Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики.

11 июля 2018 г.


Нельзя выставлять счета-фактуры за полный месяц аренды до его окончания

В письме от 05.06.18 № 03-07-09/38397Минфин рассказал о порядке выставления счетов-фактур при оказании услуг по сдаче в аренду имущества и заполнении книги продаж.

При реализации товаров (работ, услуг, передаче имущественных прав) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав.

Таким образом, выставление счетов-фактур до окончания текущего (отчетного) месяца аренды с указанием в таком счете-фактуре стоимости услуг по сдаче в аренду имущества за весь текущий (отчетный) месяц противоречит нормам НК.

В то же время, Минфин не видит никаких проблем в выставлении арендодателем арендатору счета-фактуры на последнее число месяца за этот месяц.

Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления покупателям и от даты их получения покупателями.

11 июля 2018 г.


Аудиторскую тайну отменят частично: в том числе, если клиент игнорирует налоговую

Госдума подготовила ко второму чтению (которое может состояться 12 июля) правительственный законопроект № 96436-7 о внесении изменений в НК насчет аудиторской тайны и истребования налоговиками документов (информации) об аудируемых лицах. Проект был принят в первом чтении немногим более года назад. Ко второму чтению текст законопроекта существенно изменился, в том числе, в какой-то мере учтены поправки, предлагавшиеся одним из депутатов.

Из статьи 82 НК «Общие положения о налоговом контроле» теперь (в отличие от первоначального текста проекта) не предполагается исключение слов об аудиторской тайне. Напомним, пункт 4 этой статьи устанавливает: «При осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной ... в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну».

Тем не менее, пункт 4 статьи 82 дополнят тезисом о том, что в целях налогового контроля допускается сбор, хранение и использование полученной от аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) документов (информации) в случаях, предусмотренных статьей 93.2 НК. В отличие от первоначальной версии, теперь не будет разрешено распространение такой информации, и не уточняется, что речь идет только об информации о налогоплательщике (плательщике сбора, взносов, налоговом агенте).

Изначально новый пункт планировалось внести в статью 93.1 НК, но теперь НК дополняется новой статьей 93.2. Она устанавливает право должностных лиц налоговых органов истребовать у аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе аудиторской деятельности и при оказании сопутствующих аудиту услуг (напомним, действующий перечень таких услуг был установлен в прошлом году).

Ранее предполагалась возможность истребования документов, полученных и при оказании прочих услуг, в связи с чем могли возникнуть неприятные ситуцаии, ведь прочие услуги включают в себя представление интересов в налоговых правоотношениях. Теперь взаимодействие с аудиторами в рамках прочих услуг не несет клиентам излишних рисков.

Теперь не оговаривается, что истребуемые документы должны быть связаны с исчислением и уплатой налога (сбора). Тем не менее, документы смогут запрашиваться у аудиторов, если клиент не представил их налоговикам, которые истребовали их в соответствии с НК (точнее, судя по дальнешйему тексту поправки, истребовали конкретно при выездной проверке). В этом случае требование налоговиков, направляемое аудитору, должно будет содержать информацию о выездной проверке, а также о факте непредставления необходимых документов проверяемым налогоплательщиком.

Кроме того, аудиторы должны будут делиться информацией с налоговиками в случае поступления в отношении аудируемого лица запроса уполномоченного органа иностранного государства.

В отличие от первоначальной версии, будет оговорено, что аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе уведомить налогоплательщика или иное аудируемое лицо, в отношении которого получен названный запрос, об истребовании документов налоговиками.

В целом закон должен будет вступить в силу с 1 января 2019 года. Статья 93.2 НК будет применяться к документам, полученным в ходе аудита в отношении налоговых периодов, начинающихся с 1 января 2019 года.

10 июля 2018 г.


Налоговики рассказали об особенностях проведения камеральных проверок по страховым взносам

При проверке правильности составления расчета по страховым взносам налоговые инспекторы контролируют обоснованность отраженных выплат, не облагаемых страховыми взносами, а также правильность и правомерность применения пониженных тарифов. Соответствующая информация была опубликована сегодня на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России.

Плательщики при расчете страховых взносов вправе применить пониженные тарифы, размер, условия и порядок применения которых устанавливает ст. 427 Налогового кодекса. Кроме того, в базу для исчисления взносов не входят выплаты, предусмотренные ст. 422 НК РФ, но которые отражаются в расчете по страховым взносам (приказ ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/551@ «Об утверждении формы расчета по страховым взносам, порядка его заполнения, а также формата представления расчета по страховым взносам в электронной форме»).

Налоговый орган вправе направить в адрес налогоплательщика требование о предоставлении документов (пояснений) для подтверждения обоснованности применения пониженных тарифов страховых взносов и отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами (п. 8.6 ст. 88 НК РФ). При получении требования необходимо отправить в налоговую инспекцию электронную квитанцию о приеме требования в течение шести дней с даты его получения (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если этот срок будет нарушен, инспекция вправе принять решение о приостановлении операций по счетам (подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).

На требование рекомендуется ответить даже в случае, если в расчете нет ошибок. В течение пяти рабочих дней необходимо направить пояснения с документами или при обнаружении ошибок подать корректировку (п. 3 ст. 88 НК РФ). В случае неисполнения требования в срок, налоговики вправе оштрафовать плательщика взносов (ст. 126, ст. 129.1, ст. 419 НК РФ). Если в расчете есть ошибки, то нужно заплатить недостающую сумму взносов, пени и сдать уточненный расчет с учетом норм ст. 81 НК РФ.

6 июля 2018 г.


Разъяснено, какие объекты не облагаются налогом на имущество организаций

Если право пользования объектами недвижимого имущества, находящимися в аренде (затраты в виде платежей и иные ожидаемые затраты), налогоплательщиком не учитываются на счетах бухгалтерского учета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности», то эти объекты не признаются основными средствами. А следовательно, не могут быть объектами налогообложения по налогу на имущество организаций. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 июня 2018 г. № 03-05-05-01/40659 «О признании объектом налогообложения по налогу на имущество организаций права пользования арендованными объектами недвижимого имущества, являющимися (или не являющимися) объектами культурного наследия». Учет основных средств на вышеуказанных счетах бухгалтерского учета устанавливается Приказами Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» и от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению».

Финансисты отметили, что согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса объектом налогообложения по налогу на имущество организаций является движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное, например, во временное владение, пользование, распоряжение, доверительное управление, которое учитывается на балансе в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком для ведения бухгалтерского учета.

Следовательно, обязанность организации по исчислению и уплате налога на имущество организации зависит от того, на каких счетах бухгалтерского учета организация учитывает имущество.

6 июля 2018 г.


Минфин России уточнил, когда нужны пояснения к бухотчетности

Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для полного представления о финансовом положении организации, то в отчетность включаются соответствующие дополнительные показатели и пояснения (письмо Минфина России от 2 апреля 2018 г. № 07-01-10/20769).

Показатели должны приводиться обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Детализацию показателей по статьям отчетов организации определяют самостоятельно.

4 июля 2018 г.

 

Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты