1 июля 2015 года в Москве будет введен торговый сбор с организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся оптовой и розничной торговлей. По всей видимости, с 1 января 2016 года этот сбор может появиться и в других крупных городах, прежде всего в Санкт-Петербурге и Севастополе (для введения в других регионах необходимо принятие отдельного федерального закона). Интернет-издание New Retail попросило экспертов и представителей рынка ответить на вопрос, какое влияние окажет торговый сбор на бизнес.


Комментирует Ирина Дудкина, Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI):


Торговый сбор – новый вид налога (в Налоговом Кодексе – отдельная глава) не только по названию, но и по объекту обложения и способу учета плательщиков торгового сбора.

Торговый сбор установлен главой 33 Налогового кодекса РФ и введен в г. Москве
Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" с 01.07.2015 г.

Влияние торгового сбора на развитие бизнеса может быть связано со следующими моментами:


На данный момент есть неопределенность в части установления – является организация или ИП плательщиком этого сбора или нет.

В частности:

  • несколько (мало) сделок по безналичной перепродаже чего-либо при отсутствии склада, а временном использовании для этого помещения офиса, коридора, и т.п.;
  • организация (офис) зарегистрирована в Москве, оформление документов по продаже в Москве, а склад (недвижимость), с которого осуществляются продажи, в Московской области, где зарегистрировано обособленное подразделение;
  • перепродажа чего-либо, что было куплено для собственных нужд и находилось на складе организации;

и много других неочевидных ситуаций.

Вроде бы в гл. 33 более-менее понятно (ст. 411 п. 1): осуществление торговой деятельности с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества.

В ст. 413 п. 2 гл. 33 к облагаемой деятельности отнесена торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.

Однако продажу из офиса, из шоу-рум, продажу по интернет со склада с доставкой, и др. (разнообразие достаточно велико) – тоже можно трактовать как торговая деятельность «с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества». И кто будет это решать? Чиновники или налоговые инспектора? Они скорее всего будут защищать формальную букву закона, т.е. трактовать по максимуму в пользу бюджета.

Безусловно, неопределенность с определением является организация (ИП) плательщиком торгового сбора или нет – является негативным моментом.

Существовавший ранее налог с продаж, выполнявший аналогичную функцию, был гораздо проще и понятнее для налогоплательщиков по объекту налогообложения.

Рассмотренные в данном пункте вопросы могут привести:

  • к отказу от сделок с неопределенностью в части обложения торговым сбором;
  • переводу торговых сделок в другие субъекты РФ, где нет торгового сбора; тем более, что доставка по времени отличается несущественно – из Москвы или из ближнего Подмосковья.

Ставки торгового сбора в г. Москве, установленные Законом г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", имеют неодинаковую налоговую нагрузку для налогоплательщиков.

Так в указанном законе г. Москвы ставки торгового сбора установлены в трех вариантах:

  • на объект осуществления торговли (разнообразие толкований – см. предыдущий пункт) – фиксированная сумма от 28350 до 81000 руб. в квартал;
  • на 1 кв. метр площади торгового зала;
  • на 1 кв. метр площади розничного рынка.

В данном пункте нужно отметить тот факт, что в случаях, когда ставка сбора установлена на объект осуществления торговли в виде фиксированных сумм, возникает разная налоговая нагрузка для микро и малых предприятий, а также ИП по сравнению с крупными оптовыми торговыми организациями. Фиксированная сумма, например, в 60 тыс. руб. в квартал для ИП с небольшим оборотом гораздо более существенна, чем для торговой организации с большими оборотами.

Рассмотренный в данном пункте аспект торгового сбора безусловно является негативным. К чему он может привести – можно не гадать.


Способ учета плательщиков торгового сбора в налоговых органах – уведомительный.

В соответствии со ст. 416 гл. 33 НК РФ «Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе».

Но в условиях неопределенности с тем, является организация (ИП) плательщиком торгового сбора или нет – возникает такая же неопределенность с тем – нужно подавать уведомление или нет.

Это также негативный момент торгового сбора.


Позитивный момент торгового сбора видится только один – дополнительное пополнение бюджета г. Москвы.


Вывод в целом: Создается впечатление, что торговый сбор решили сделать по аналогии с патентной системой налогообложения, которая в отличие от торгового сбора является возможной, а не обязательной, и имеет достаточно узкую сферу применения (по выручке, численности работающих). Налог с продаж выполнял бы функцию наполнения бюджета с меньшей неопределенностью и более равномерной налоговой нагрузкой на предпринимателей, чем торговый сбор.



Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), интернет-журнал New Retail

Автор материала
Ирина Дудкина
Ведущий специалист Департамента правового и налогового консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты