*
О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Ипотека: жизнь в условиях кризиса

Журнал «Банковское обозрение»

Журнал «Банковское обозрение» в статье «Государство нам строить и жить помогает?» поднял тему ипотечного кредитования в условиях кризиса. Издание обратилось к Директору Департамента правового и налогового консалтинга Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) с просьбой прокомментировать текущее снижение спроса на ипотеку, оценить эффективность госпрограммы субсидирования и дать прогноз по рынку по итогам 2015 года.


1. Можно ли утверждать, что одна из причин снижение спроса на ипотеку - уменьшение количества потенциальных заемщиков? Почти все кто хотел и мог себе это позволить, уже взяли кредиты на покупку жилья. Ведь средний срок жизни ипотечного кредита 15 лет. Маловероятно, что человек взяв один кредит, в течение этого срока, будет брать второй, а тем более третий. По статистике в течение этих 15 лет он 2-3 раза может выйти на просрочку 90+, правда, с высокой вероятностью восстановления. Или на рынке достаточно тех, кто, условно говоря, при снижении ставки на 3-4 п.п. или стоимости квартиры на 20% будут брать кредиты?

Основные причины снижения спроса на ипотеку – опережающий по сравнению с доходами населения рост цен на недвижимость и нарастание кризисных тенденций в экономике, спровоцировавших, с одной стороны, рост ставок по кредитам в целом и ипотечным в том числе, с другой стороны, снижение платежеспособности населения под давлением инфляции.

При этом ряд заемщиков, которым посчастливилось погасить ипотечный кредит досрочно (пик ипотечного спроса пришелся на 2007 год), «затаились» и не стремятся в текущих рыночных условиях прибегать к новым займам, формируя, тем не менее, отложенный спрос.


2. Существует мнение, что если бы в марте 2015 года не была запущена госпрограмма субсидирования ипотеки, то рынок, условно говоря, «умер». По вашему мнению, что еще может поддержать рост ипотечного рынка в 2015 году? Ведь у госпрограммы есть два существенных недостатка. Первый - ее действия распространяются только на рынок первичного жилья. Второй - количество тех, кто сможет ее воспользоваться, ограничено. Например, человек не сможет купить квартиру выше определенной стоимости.

Говорить о поддержке роста ипотечного рынка в 2015 году не приходится. Скорее всего, рынок в целом «сожмется», при этом степень сжатия за счет различных факторов по первичному и вторичному рынку будет неодинакова.

Что касается отсутствия роста по рынку в целом, здесь достаточно обратиться к статистике: по данным Росреестра, в июне 2015 года на рынке жилой недвижимости Москвы (без разделения на сегменты) зарегистрировано 2 790 ипотечных сделок, что на 20% меньше по сравнению с аналогичным показателем годом ранее.

Что касается отдельных сегментов, вторичный рынок недвижимости проседает больше первичного. По оценкам, сегодня на вторичном рынке жилья с привлечением ипотеки происходит не более 20% сделок, в то время как в 2014 году этот показатель достигал 45%.

Поддержку теплящемуся спросу на ипотеку на первичном рынке жилой недвижимости продолжает и до конца 2015 года продолжит оказывать государственная программа субсидирования ипотечной ставки на уровне 12%, запущенная весной 2015 года. Именно эта программа в условиях высоких ставок по ипотеке на «вторичку», завязанных на ключевую ставку ЦБ РФ, первоначально оттянула на себя весь платежеспособный спрос из сегмента вторничной недвижимости (по итогам первого полугодия 2015 года спрос на ипотеку для целей приобретения «вторички» сократился на 30-50% г/г).

Восстановить ипотечный спрос на вторичную недвижимость не позволит даже снижение ключевой ставки до 11% с 3 августа 2015 года. На сегодняшний день четыре крупнейших по объемам выдачи ипотечных кредитов банка предлагают для вторичного рынка ставки на уровне 13-14%, и снижение до 12% вслед за ключевой ставкой выглядит недостаточным. Недостаточны и банковские программы лояльности – в условиях очевидного» перегрева» вторичного рынка.

Так, сегодня «вторичка», не давая сталь же сильного, как «первичка», инвестиционного прироста, требует существенно более крупного бюджета. Продавцы на рынке вторичной недвижимости не торопятся снижать цены на продаваемые объекты, ориентируясь на докризисные уровни. По итогам второго квартала цены на объекты вторичного рынка жилой недвижимости в Москве снизились всего на 0,5%.


3. По вашему мнению, будет ли рост рынка ипотечного кредитования в сегментах первичного и вторичного жилья по итогам 2015 года по сравнению с 2014 годом? Я специально разделил рынок на два сегмента, т.к. на первый из них существенное влияние оказывает госпрограмма субсидирования ипотеки. Когда объем ипотечного рынка достигнет тог же размера, что был в 2014 году?

На наш взгляд, в целом рынок ипотеки в России по итогам 2015 года «сожмется» на 20-30% по сравнению с 2014 годом. При этом сокращение в большей степени затронет ипотечный спрос на вторичную недвижимость (до 50%) и в меньшей – на первичную (около 10%).


Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), журнал «Банковское обозрение»

Лариса Рожкова, Директор Департамента правового и налогового консалтинга, 07.09.2015

Лариса Рожкова

Директор Департамента правового и налогового консалтинга

Другие публикации автора

Трансфертное ценообразование. Новые правила

Минфин предложил сократить объемы субсидирования льготной ипотеки

Экономический прогноз на второе полугодие: волатильность или «полноценный кризис»

Станет ли выгодно выходить на пенсию позже?

Бизнес на основе патента в России. Комментарий Директора Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI)

Директор Департамента правового и налогового консалтинга Группы – о возможном снижении налоговых ставок для УСН с объектом «доходы»

Разъясняющее письмо Центробанка по вопросам потребительского кредитования. Комментарий эксперта Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Опрос: следует ли доверять деньги банкам в период нестабильной финансово-экономической ситуации в стране

«Дедушкина оговорка». Комментарий Эксперта Группы для газеты «Известия»

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация