*
О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Как провести экспресс-оценку компании по методу компании-аналога с помощью модели в Excel

ФСС «Финансовый директор»

Преимущества и недостатки: Преимущество предложенного решения - универсальность. Оно содержит простую модель, предназначенную для экспресс-оценки стоимости компаний из совершенно разных отраслей. Модель упрощена для финансовых директоров и может быть использована профессиональными оценщиками только после детальной корректировки. Также среди недостатков этой модели можно отметить необходимость ручного ввода данных.

Чтобы финансовому директору оперативно определить ориентировочную стоимость предприятия по методу компании-аналога, можно воспользоваться простой моделью в Excel. 

При этом необходимо корректно:

выбрать исходные данные и внести их в модель;
определить ключевые мультипликаторы для каждой сопоставимой компании;
на основании полученных мультипликаторов аналогов определить ориентировочную рыночную стоимость оцениваемой компании.

Какие данные понадобятся для оценки стоимости бизнеса методом компаний-аналогов с помощью модели в Excel

Для оценки стоимости бизнеса методом компаний-аналогов потребуются данные бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатов оцениваемой компании и трех сопоставимых аналогов, отобранных на основании финансовых показателей и структуры имущества и обязательств.

На первом листе модели в Excel необходимо внести данные из бухгалтерских балансов на последнюю отчетную дату оцениваемой компании и трех наиболее сопоставимых с ней предприятий (см. рисунок 1). В примере ОАО «Заря» - предмет оценки, остальные компании – аналоги.

Рисунок 1. Данные бухгалтерских балансов


На втором листе этого же файла указать сведения из отчетов о финансовых результатах (см. рисунок 2).

Рисунок 2. Данные из отчетов о финансовых результатов


После заполнения исходными данными первых двух листов на третьем листе модели автоматически появятся значения ключевых показателей из необходимых для последующих расчетов (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Укрупненные показатели исходных данных финансовой отчетности


А на четвертом листе - агрегированные балансы (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Абсолютные и относительные данные агрегироанных балансов


Поскольку оценка бизнеса методом компаний-аналогов основана на мультипликаторах с использованием рыночной стоимости собственного капитала, кроме данных бухгалтерских балансов и отчетов о финансовых результатов, понадобится дополнительная информация: котировка одной обыкновенной и привилегированной акции; их общее количество как показано в гр. 2-5 таблице 6 на рисунке 5.

Рисунок 5. Определение рыночной стоимости собственного капитала компаний-аналогов

Как определить средневзвешенную стоимость оцениваемой компании на основании трех мультипликаторов в Excel

После ввода исходных данных в расчетную модель в Excel можно автоматически определить следующие мультипликаторы:

  • долю инвестированного капитала компаний-аналогов в выручке (см. на рисунке 6 мультипликатор № 1);
  • долю инвестиционного капитала компаний-аналогов и в совокупных активах (см. на рисунке 6 мультипликатор № 2);
  • долю собственного капитала компаний-аналогов в балансовом показателе «Капитал и резервы» (см. на рисунке 6 мультипликатор № 3).

Кстати, если в рамках расчета планируется использовать большее количество мультипликаторов, таблицы можно расширить – добавить необходимо количество столбцов под новые индикаторы. Если мультипликаторы по каким-то аналогам имеют отрицательное значение, их лучше не учитывать в дальнейших расчетах. Например, если хотя бы два мультипликатора отрицательны, данные компании-аналога стоит исключить из расчетов.

Рисунок 6. Расчет трех мультипликаторов компаний-аналогов


Далее на основании каждого из расчетных значений этих мультипликаторов, а также данных о выручке и балансовых показателях оцениваемой компании, в модели автоматически вычисляются три вида ее стоимости (см. рисунок 7). Каждая стоимость соответствует определенному мультипликатору.

Рисунок 7. Расчет стоимости инвестиционного и собственного капитала оцениваемой компании по мультипликаторам ее аналогов


Эти результаты промежуточные. Они используются для вычисления трех видов средневзвешенной стоимости капитала оцениваемой компании с учетом ее выручки, балансовой стоимости активов и стоимости собственного капитала на дату оценки (см. рисунок 8).

Рисунок 8. Расчет взвешенной стоимости собственного капитала компании с учетом трех мультипликаторов ее аналогов



В рамках этого расчета автоматически определяется соотношение максимального балансового показателя оцениваемой компании и показателя ее аналога или наоборот (например, на рисунке 8 в ячейке С24 показатель определен по формуле МАКС(C22:C23)/МИН(C22:C23)). Иными словами, оценивается степень отличия выручки, балансовой стоимости собственного капитала или балансовой стоимости активов оцениваемой компании и компаний-аналогов. В зависимости от этой степени аналогу присваивается ранг значимости (см. стр. 4 в таблице №11 на рисунке 8, где показатель определен по формуле МАКС($C$24:$E$24)/C24). Наибольший ранг будет у аналога, показатель деятельности которого меньше всего отличается от показателя деятельности оцениваемой компании.

Далее, на основании полученного ранга, автоматически присваивается вес каждой компании-аналогу (см. стр. 5 в таблицах №11 и №12). Он рассчитывается как отношение значения ранга значимости компании-аналога и суммы всех рангов по всем аналогам (например, на рисунке 8 в ячейке С26 вес определен по формуле C25/($C$25+$D$25+$E$25).

Рисунок 9. Присвоение веса компании-аналогу


Затем с учетом полученных весов модель рассчитывает средневзвешенную стоимость инвестированного капитала оцениваемой компании (например, для мультипликатора № 1 на рисунке 9 это значение в ячейке С28 определено по формуле C27*C26+D27*D26+E27*E26).

Далее эта стоимость корректируется на сумму долгосрочных и краткосрочных займов объекта оценки (со знаком минус), денежных средств и эквивалентов (со знаком плюс). В итоге по каждому из трех мультипликаторов формируется взвешенная стоимость собственного капитала оцениваемой компании (например, на рисунке 9 это значение в ячейке С 29, полученное по формуле: C28-ф1!B36-ф1!B42+ф1!B22).

Как на основании мультипликаторов компаний-аналогов определить ориентировочную рыночную стоимость оцениваемой компании

На заключительном этапе оценки методом компаний-аналогов - согласовании результатов предстоит ручная корректировка полученных результатов на последней странице в модели Excel. Каждой из трех взвешенных стоимостей собственного капитала оцениваемой компании необходимо присвоить вес. Сделать это можно с учетом целей оценки и разницы между значениями взвешенной стоимости. Например, если основной показатель для потенциального инвестора при принятии решения о покупке бизнеса - активы производственного предприятия, то у мультипликатора № 1 минимальный вес (соотношение инвестированного капитала и выручки), а у двух других (соотношение инвестированного капитала и совокупных активов, текущей и балансовой стоимости собственного капитала) – наоборот, максимальный. Если же для инвестора важна выручка, то первому мультипликатору можно присвоить больший вес (см. на рисунке 10). После того, как значения весов будут указаны (в последней таблице расчетной модели), автоматически рассчитается ориентировочная рыночная стоимость оцениваемой компании (см. на рисунке 10 последнюю строчку в таблице 14).

Рисунок 10. Расчет ориентировочной рыночной стоимости оцениваемой компании



Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), ФСС «Финансовый директор»

Юлия Белогорцева, Партнер практики Оценка АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 03.11.2015

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация