О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Как работает импортозамещение на рынке сельскохозяйственных кормов

Российская газета

В спецвыпуске «Российской газеты» № 6911 (43) в разделе «Экономика» опубликована статья «Теленок просит добавки. Животноводы переходят на свои корма», посвященная значимому сегменту российской сельскохозяйственной отрасли. По просьбе редакции эксперт Департамента управленческого консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) Альфия Бадретдинова представила свое видение рынка кормов для животных и птиц:


Как вы оцениваете российский рынок кормов для животных и птиц?

Российский рынок кормов динамично развивается несколько лет. В 2015 г. при общем снижении ВВП в российской экономике отрасль производства кормов выросла по сравнению с предыдущим годом на 7%.

Потребность в кормах с каждым годом возрастает в связи с ростом поголовья, интенсификацией производства и необходимостью повышения продуктивности сельскохозяйственной отрасли.


Насколько «плотно» представлены продавцы?

Если говорить о концентрации производства, то на Топ-10 предприятий-производителей кормов приходится около 27% объемов общероссийского производства. Это сравнительно низкий показатель концентрации, свидетельствующий, что на рынке представлено много продавцов.

Территориально лидерами среди федеральных округов являются ЦФО и ПФО.


Есть ли из чего выбрать?

Выбор конечно есть. Например, глобальный игрок «Каргилл» имеющий производство в России, впервые представил на российском рынке брендовые продукты Purina (2014 г.) и Provimi (2016 г.). Наличие брендов не характерно для рынка кормов, несмотря на то, что существует большое количество игроков, как было отмечено выше. Спрос на корма очень дифференцирован, так как наибольшая эффективность достигается, если корма подобраны для климатической зоны, породы, возраста животных и птиц, а также конечной продукции (молоко, мясо и т.д.). Поэтому на рынке предлагается различный ассортимент кормов и их компонентов, которые можно подобрать для тех или иных условий животноводства и птицеводства.


Как вы оцениваете качество представленных на рынке кормов и цены на них?

Интенсификация животноводческой отрасли предъявляет высокие требования к питательности и сбалансированности кормов. Несмотря на рост рынка кормов, наблюдается низкая доля полнорационных кормов, при этом цены растут.


Выросли ли в последнее время цены на корма? Если да, то насколько? Есть ли предпосылки к дальнейшему росту?

Цены на корма для животных и птиц в 2015 г. существенно выросли и имеются предпосылки к их росту. В среднем цены возросли в 2015 г. по сравнению с 2014 г. на 23–25%. Наибольший процент роста отмечается по таким позициям, как премиксы (рост 36%), добавки белково-витаминные, а также комбикорма (28%).

Основу кормов для животных и птиц составляют зерновые (пшеница, кукуруза) и импортные премиксы с добавками. Цены на пшеницу, кукурузу формируются на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения в мире в целом, а следовательно складываются в долл. США. Различные витаминные добавки только импортного производства и цена на них зависит от колебаний курса. Поэтому цены на издержки производства кормов определяются глобальными факторами и, к сожалению, с потерей конкурентоспособности национальной валюты теряется конкурентоспособность отечественных кормов, т.к. их цены увеличиваются.


На ваш взгляд, работает ли в этой сфере программа импортозамещения?

В сфере импортозамещения кормов со стороны Правительства приняты Программы, которые в комплексе направлены на развитие отечественного производства кормов. К этим программам можно отнести:

  • Комплексная Программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 г.;
  • Отраслевая Программа Российского Соевого Союза «Развитие производства и переработки сои в Российской Федерации на 2014-2020 годы»;
  • «Стратегия развития селекции и семеноводства сельскохозяйственных культур в Российской Федерации до 2020 года».
Как правило, на практике реализуются наиболее остродефицитные направления. Например, потребность в лизине возрастала ежегодно и покрывалась только за счет импорта. По итогам 2015 г. импорт лизина составил 88 тыс. т. В настоящее время уже действуют отечественные производства по производству лизина – это ООО «ДонБиоТех» и Завод премиксов № 1 в составе холдинга «Приосколье», также есть заявленные проекты.

К сожалению, пока нет отечественных производителей треонина и витаминных добавок, при этом импорт этих компонентов пока не замещается какой-либо отечественной продукцией.

Поэтому можно сказать, что программа импортозамещения кормов работает, но для импортозамещения необходимы финансовые ресурсы и время. Также важно получить максимальную эффективность, особенно в кризисный период, что связано с распределением ресурсов и их концентрацией на наиболее важных направлениях.


Каковы основные проблемы предприятий, производящих корма?

Для заводов-производителей - это проблемы платежей, эффективности и перспективного развития. Рост цен на компоненты кормов, который определяется динамикой национальной валюты, как было отмечено выше, приводит к снижению рентабельности производства. Даже высокий спрос и возможность повысить цены не компенсирует снижения прибыльности и приводит к закрытию производств в отрасли.

Собственное производство кормов направлено на снижение издержек конечной продукции и повышение качества кормов за счет уменьшения сроков хранения и формирования индивидуальных рационов питания для животных конкретного хозяйства. Однако, здесь возникает нагрузка в виде капитальных затрат (помещение, оборудование). Также используются импортные компоненты кормов и необходимы дополнительные ресурсы, которые не связаны с основной деятельностью.

Общая проблема для производителей кормов относится к внедрению высокотехнологичного оборудования. В отрасли не хватает современных высокотехнологичных предприятий, которые наладили бы выпуск отечественных компонентов для кормов. Многие предприятия вынуждены притормозить обновление производств, в связи с удорожанием оборудования.


Нужна ли им поддержка государства, и если да, то какого рода поддержка нужна в первую очередь, на ваш взгляд?

Поддержка государства необходима в том случае, если проблемы не могут быть решены предприятиями по отдельности. И в этом смысле речь идет о комплексной поддержке направленной на повышение конкурентоспособности производства кормов в целом.

Например, это приобретение импортного оборудования или организация производства отечественного высокотехнологического оборудования для производства кормов, финансирование фундаментальных и прикладных исследований в области отечественных биотехнологий, развитие новых технологий питания в животноводстве и птицеводстве применительно к российским условиям и отечественной минерально-сырьевой базе.


Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), Российская газета

Пресс-служба, 10.03.2016

Пресс-служба

Другие публикации автора

Как использовать фотографии для защиты в налоговом споре

ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в IV квартале 2018 года

Оплата за третьих лиц: как провести и оформить

Увеличение уставного капитала за счет добавочного

Готовы растить профессионалов и управленцев, но опасаетесь, что они уволятся?

Как стартапу избежать попадания в «черный список» банка?

Тенденции на рынке аудита и консалтинга

Корпоративный конфликт между Мосэнергосбытом и Интер РАО

Что такое Investor relations? Чем это отличается от финансового пиара?

Основные тенденции на рынке консалтинговых услуг в 2017 году

Личный пиар: зачем все это нужно?

Системное продвижение в социальных сетях

Основные тенденции на рынке консалтинга в сфере управления бизнес-процессами в 2016 году

Статья: Специалисты АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" (GGI) об ошибках в методологии учета и налогообложении в журнале "Главбух"

Руководители АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" прокомментировали рейтинг крупнейших оценочных компаний

Специалисты АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" ответили на вопросы АРБ

Комментарии руководителей АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" в апрельском номере журнала "Эксперт"

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация