Российская газета опубликовала Спецвыпуск – Химия с серией статей, посвященных использованию полимеров в строительстве и промышленности. В материале, озаглавленном «Болельщик снимает плащ», издание сообщает, что последние десять лет поликарбонат активно используется в строительстве как масштабных спортивных объектов, так и более камерных сооружений со спортивной составляющей. В свою очередь, статья «Приказано взлететь» развивает тему применения композитных материалов при строительстве и проектировании воздушных судов.

Газета обратилась к Партнеру, Директору по стратегическому развитию АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) Армену Даниеляну с просьбой предоставить экспертный комментарий по данным темам, дав ответы на ряд вопросов:


«Болельщик снимает плащ»

Если ли минусы и недостатки у поликарбоната?

Поликарбонат красив, прочен, легок, адаптирован для российских погодных условий и является идеальным материалом для возведения прозрачных перекрытий стадионов. Основным минусом поликарбонатных листов является их дороговизна, обусловленная дефицитом сырья для его изготовления. Единственным в России производителем поликарбонатного гранулята является Казаньорсинтез, который не в состоянии в полной мере удовлетворить спрос отечественного производства. Большинство производителей вынуждены закупать гранулят за рубежом, что в условиях дорогого доллара, существенно повышает цену реализуемой поликарбонатной продукции. Многие производители, стремясь снизить себестоимость производства, прибегают к использованию вторичного сырья, что сказывается на качестве продукции.


Где производится поликарбонат, который используется на российских проектах?

Производством поликарбоната в России занимаются более 30 предприятий, которые могли бы покрыть потребность в конструкционных материалах при строительстве современных объектов. Совокупные мощности российских производств - 40 тыс. тонн монолитных поликарбонатных листов, но объем производства составляет всего 7,5 тыс. тонн. При этом емкость стадионов по поликарбонатным листам не превышает 2 тыс. тонн. Однако строительство стадионов осуществляется по принципу проектного финансирования, и материалы для строительства должны соответствовать ГОСТам. Но по российскими монолитным поликарбонатным листам ГОСТа еще нет, он начнет действовать только с мая этого года. Пока большинство российских производителей ориентируются на разрабатываемые ТУ, которые зачастую далеки от международных стандартов. Поэтому большая часть используемого в реализации российских проектов поликарбоната завозится из-за рубежа.


Растет ли спрос на этот материал в целом в стране за последние годы?

Кризисные явления, наблюдаемые сегодня в российской экономике, затронули все сферы предпринимательства. Сокращение объемов строительства, падение платежеспособного покупательского спроса привело к существенному, по некоторым оценкам, до 30% снижению отечественного рынка поликарбонатов. Однако положительное влияние кризиса проявляется в сокращении импорта и увеличение доли отечественной поликарбонатной продукции. Еще 2 года назад на импорт приходилось почти 60% поликарбоната, сегодня - чуть больше 30%. Вытеснение импорта будет способствовать динамичному развитию отрасли и в ближайшей перспективе.


«Приказано взлететь»

Насколько активно сегодня в авиастроении используются полимеры?

Рост пассажирооборота наряду с глобальным снижением цен на авиабилеты повышают требования авиакомпаний к сокращению эксплуатационных расходов за счет снижения массы воздушных судов, позволяющего увеличить их полезную нагрузку и дальность полетов. Поэтому последнее поколение воздушных судов использует все больше композитных материалов в проектировании и строительстве. Специалисты оценивают текущую емкость рынка полимеров в авиастроении в 8,17 млрд. долларов.


На ваш взгляд, будет ли возрастать доля полимеров в авиастроении уже в ближайшие годы? Есть ли к этому предпосылки?

Рост использования полимеров характерен для всего машиностроения, например, в автомобилестроении в 70-х годах при производстве типового автомобиля использовалось около 25 кг пластиковых деталей, сегодня уже 160-170 кг. В авиастроении доля полимеров в 2005 году составляла около 15% общей массы самолета, сейчас – около 20%. К 2020 году предполагается увеличить долю полимерных комплектующих до 25%. В целом, менее чем за десятилетие, аэрокосмическая промышленность увеличила спрос на полимеры более чем в 5 раз, что свидетельствует о высоких перспективах будущего развития рынка.

Полимеры характеризуются легкостью, разнообразием состава и широким диапазоном технических свойств, что позволяет широко использовать их в авиастроении. Детали, изготовленные на основе полимерных материалов, в среднем на 25-35 процентов легче металлических аналогов при одинаковой прочности.


Помимо легкости, какие преимущества дают полимеры в авиастроении? Что со стоимостью? Применять полимеры дешевле или дороже?

Стоимость полимерного сырья пока несомненно выше, чем металлических аналогов. Это обусловлено сложной технологией производства полимеров. Однако экономия затрат на обработку, сборку, устранение крепежных деталей и клеев, а также снижение расходов на транспортировку, позволяют существенно снизить цены на готовые компоненты, что делает применение полимеров в авиастроении экономически эффективным. Например, при выработке деталей самолета из алюминиевого или другого металлического сырья, в отходы и в обратную переработку уходит до 90% материала, в то время как изготовление полимерной детали, сопоставимой по характеристикам, не оставляет отходов и позволяет получить деталь в заданных параметрах.


Источник: Пресс-служба АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), Российская газета, Спецвыпуск №6980 от 26.05.2016

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты