Волна отзывов банковских лицензий, начавшаяся 3 года назад, не идет на спад, а продолжает сокращать численность банковского сектора. Сегодня никто не берется предсказать количество банков, которое останется после ее завершения. С начала 2016 года потеряли лицензии еще 68 банков. Хотя Банк России и не ставит цели довести численность банков до «оптимального» для экономики уровня, в результате воздействия кризиса, все большее число банков допускают нарушения в своей работе, а проводимая регулятором чистка, ставит их в число претендентов на отзыв лицензии. И если вклады населения в банках застрахованы, то остатки на расчетных счетах корпоративных клиентов банков, потерявших лицензию, попросту замораживаются до разрешения ситуации. Отсюда возрастает актуальность проблемы правильного выбора обслуживающего банка.

В ситуации, когда наблюдаются кризисные явления, среди критериев выбора, на первое место ставится надежность. Однако большинство предпринимателей уверены, что надежным может быть только крупный банк, и выбирают банки из первой сотни. Однако банк БФГ-Кредит на момент отзыва лицензии (27.07.2016) занимал 98-ю строчку в рейтинге банков по величине активов. Заблуждение подпитывает и то, что государственную поддержку, а также доступ к кредитным ресурсам центрального банка сегодня имеют лишь крупные системообразующие банки. Следует учесть, что на долю 200 крупнейших банков приходится 90% активов банковской системы. Отзыв лицензии даже у одного из них, может спровоцировать цепочку неплатежей в других. Поэтому именно среди этих банков выбираются те, кто наиболее остро нуждается в поддержке. Так в прошлом году на поддержку 27 банков было направлено 830 млрд. рублей. Но некоторым даже эти деньги не помогли сохранить финансовую устойчивость. К примеру, банк Интеркоммерц в февральском рейтинге этого года был на 66 месте (лицензия отозвана 08.02.2016) и входил в список банков, получающих господдержку. Но на момент отзыва лицензии «дыра» в капитале банка составляла более 60 млрд. рублей, что сделало уже невозможным его финансовое оздоровление.

Многие при выборе банка ориентируются на его историю, так как считают, что чем дольше функционирует банк, тем больше опыта у него в борьбе с кризисами, и соответственно больше шансов сохранить свои позиции в сегодняшних непростых условиях. Но пример АКБ «Кредит-Москва», одного из старейших банков, работавших с 1988 года (лицензия отозвана 22.07.2016), ставит под сомнение и этот критерий отбора.

Еще одним заблуждением предпринимателей является предпочтение государственных банков частным. Конечно, в кризисный период государственное участие гарантирует непотопляемость банка. Но государственные банки часто отличаются низким уровнем сервиса, медлительностью в принятии решений, высоким уровнем бюрократизма, которые часто являются существенными препятствиями для эффективного ведения бизнеса.

Для многих показателем надежности является присутствие иностранного инвестора в числе владельцев банка. Однако практика показывает, что такие банки наиболее консервативны при кредитовании реального сектора экономики, особенно в кризис.

Поэтому главным признаком надежности все-таки является не размер банка, состав его акционеров, а его способность своевременно выполнять обязательства перед клиентами. При этом разумное соотношение активов и пассивов, взвешенный подход к рискам могут обеспечить стабильную работу даже небольшого банка. Значит ли это, что только анализ банковской отчетности даст ответ, насколько надежен тот или иной банк? Для анализа используется около 20 показателей, но не все могут их просчитать. Тем более не все умеют ориентироваться в банковском балансе, так как группировка активов и пассивов имеет свою специфику. Но для того, чтобы применять аналитический подход при выборе обслуживающего банка, не требуется специальных знаний принципов бухгалтерского учета в банках. Рейтинговые агентства, а также Центробанк РФ часто публикуют рейтинги банков, и предпринимателю следует обратить на них внимание. Например, информационный ресурс Банки.ру, дает возможность использовать уже рассчитанные показатели, нужно просто уметь их трактовать. Среди показателей можно выделить:

1. Критерий достаточности собственного капитала (H1.0), так как именно за счет собственного капитала гарантируется выполнение банком своих обязательств. Тем более что недостаточность собственного капитала – наиболее частая причина потери лицензии. Нормальным является значение показателя на уровне 10-11%. При снижении значения коэффициента ниже минимального уровня - 2%, банк потеряет лицензию.   

В упомянутом выше банке БФГ-Кредит, лицензия которого была отозвана в июле этого года, уже с начала года наметилась негативная тенденция снижения норматива H1.0, а в мае этот показатель снизился ниже минимального порогового значения. Т.е. у тех, кто отслеживал рейтинги, была возможность вовремя сменить обслуживающий банк и не дожидаться отзыва лицензии.

2. Прибыльность банков. Если банк демонстрирует убытки, то это снижает размер его собственного капитала, что, соответственно, может привести к проблемам с выполнением обязательств. В период кризиса убытки терпят многие банки. Зачастую эти убытки обуславливаются необходимостью увеличивать резервы под возрастающие риски. Если риски снижаются, то эти резервы восстанавливаются, и банк показывает прибыль. Поэтому следует опасаться убытков, демонстрируемых в течение ряда последовательных периодов. Но также не следует отдавать предпочтение только самым прибыльным банкам – чаще всего они зарабатывают на очень рискованных операциях. Поэтому при изучении прибыльности важно оценивать не столько величину показателя, сколько его стабильность в динамике.  

Если рассматривать тот же БФГ-Кредит, то можно увидеть, что прошедший год банк завершил с очень малой прибылью, что можно было объяснить сложившейся тогда общей тенденцией банковской системы, которая по итогам года показала отрицательный финансовый результат. Но уже в первом квартале 2016 года большинство банков демонстрировали прибыль, а БФГ-Кредит с января непрерывно наращивал убытки, что давало четкий негативный сигнал клиентам банка.

3. Активность в предоставлении кредитов, в привлечении депозитов. В период кризиса наиболее надежны универсальные банки, которые работают и с населением, и с предприятиями, осуществляют операции на валютном и фондовом рынках. Если банк специализируется на одной группе клиентов, например, на кредитовании малого бизнеса, или в потребительском кредитовании, то риски у этого банка в период кризиса чрезвычайно высоки, так как именно эти категории клиентов чаще всего допускают просрочки.  

Например, банки Русский Стандарт, Хоум Кредит, Тинькофф, Русфинанс, Связной и ряд других. специализируются на розничном потребительском кредитовании. Поэтому кризисные явления в экономике коснулись их одними из первых. Банк Русский Стандарт, единственный закончил 2015 год с прибылью, потому что получил дополнительное финансирование от ключевого инвестора, а остальные прошлый год закрыли с убытком. Большинство банков решили проблему сократив расходы. в том числе закрыв неэффективные офисы. Помогли также привлеченные капиталы, но в прежнее русло работы эти банки вернуться не скоро.

4. Изменение структуры кредитов и депозитов. Здесь нужно смотреть не только на величину просроченных кредитов, но и на резкое увеличение долгосрочных ссуд (сроком более 1 года). Банки часто переоформляют просроченные ссуды на более длительный срок, а существенное увеличение таких кредитов может привести к возникновению проблем в расчетах. Также нужно обратить внимание на изменение структуры депозитов. Резкое увеличение краткосрочных вкладов или вкладов до востребования может свидетельствовать о возникновении проблем с ликвидностью, недостаток которой банк пытается покрыть за счет привлечения дорогих краткосрочных ресурсов, что не гарантирует восстановления стабильности в будущем.   

Например, Внешпромбанк, еще в декабре 2016 года занимал 56 место в рейтинге банков, предоставляющих кредиты населению, после того как 21.01.2016 была отозвана лицензия, выяснилось, что сумма обязательств банка превышала его активы на 187,4 млрд. рублей. Т.е. уже длительное время менеджеры банка выводили активы, фальсифицируя отчетность. Посмотрим, можно ли было увидеть проблемы, возникшие у банка, несмотря на несоответствие отчетности фактическим данным.

Вклады физических лиц за 2015 год возросли на 77,2%, в основном за счет дорогих срочных вкладов, учитывая, что это существенное увеличение, свидетельствующее о стремлении банка нарастить пассивы. привлекая дорогие ресурсы. При этом кредитный портфель банка, как наиболее прибыльный вид активов, увеличился на лишь 36%. Кредиты предприятиям и организациям возросли соответственно на 35,9%, но кредиты сроком более трех лет увеличились в 2.5 раза. Следует обратить внимание, что доля просроченной задолженности составляла всего чуть больше 1%, что гораздо ниже среднего рыночного значения – 7,8%. В противовес практическому отсутствию задолженности по ссудам, значительно увеличилась сумма начисленных, но неполученных процентов. Совокупность перечисленных факторов, должна была вызвать тревогу у регулятора и поспособствовать назначению срочной выездной проверки, не допуская развития серьезных проблем.

5. Уровень процентной ставки по кредитам и депозитам. Слишком высокий уровень процентов по вкладам может означать, что банк настолько заинтересован в привлечении средств, что готов за них переплачивать. Высокие проценты по кредитам характеризуют стремление банка заработать даже с риском потерь, так как не все могут позволить себе в срок погасить кредит, взятый под высокие проценты. И то, и другое - признак проблем, имеющихся у банка. 

Конечно при выборе банка клиент оперирует не только его надежностью, но и почти десятком других параметров, которые будут влиять на его решение. И в каждом конкретном случае предпринимателю следует исходить из того, что он ожидает от банка.

Здесь в числе важных факторов – набор услуг, предоставляемых клиенту. Большинство предпринимателей выбирают банк, основываясь на рекламируемой широкой линейке банковских продуктов. Чаще всего это крупные банки, обладающие значительными объемами кредитных ресурсов. Но такие банки обычно предлагают стандартные решения и очень неохотно идут навстречу своим клиентам. Небольшие банки, наоборот, используют индивидуальный подход к каждому клиенту и стремятся найти компромиссный вариант, устраивающий обе стороны.

Большинство банков выдают кредиты лишь клиентам, имеющим длительную историю взаимоотношений с ним, на практике более 60% ссуд выдается клиентам, обсуживающимся в банке более 3 лет. Но некоторые банки, стремясь переманить клиента, предлагают ему предоставить кредит в кратчайшие сроки после открытия расчетного счета. В этом случае, на выгодные условия кредита рассчитывать не следует – либо процент будет высок, а сумма ниже, чем клиент рассчитывал, либо требования к обеспечению кредита будут жесткие, например, помимо залога, может потребоваться поручитель. Поэтому, выбирая банк для обслуживания, следует ориентироваться не на сиюминутную доступность кредитов, а на установление длительных взаимоотношений.

Немаловажным фактором, на который многие клиенты иногда не обращают внимание, является доступность тарифов на услуги расчетно-кассового обслуживания. Заблуждение в том, что клиенты считают тарифы во всех банках одинаковыми. Однако разница может быть очень существенной в 2-3 раза.

Для многих предпринимателей одним из основных критериев выбора банка является территориальная доступность, т.е. клиент пойдет в тот банк, который находится ближе всего к офису фирмы. Хотя сегодня многие банки предлагают системы обслуживания «банк-клиент» и разнообразные онлайн сервисы, посещать банк все равно приходится. Поэтому при выборе учитываются также часы работы банка, скорость проведения платежей, уровень сервисного обслуживания.


Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», GGI Insider №86

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты