О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Финансовая грамотность россиян

Журнал «Деньги и Карьера»

Интернет-журнал «Деньги и Карьера» опубликовал материал, посвященный финансовой грамотности россиян. Издание обратилось в АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) с просьбой предоставить экспертный комментарий. На вопросы журнала ответила Руководитель проектов Департамента финансового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» Елена Рослова:


По Вашим оценкам, как за последние 5 – 7 лет изменился уровень финансовой грамотности россиян? Что этому способствовало?

Хотелось бы отметить рост финансовой грамотности населения, но на практике она остается на достаточно низком уровне и уступает показателям развитых стран. Наиболее низким является уровень финансовой грамотности у пенсионеров, что часто делает их жертвой мошенников. 

Наиболее высокий уровень финансовой грамотности отмечается у молодой части трудоспособного населения. Такая ситуация характерна для всех развивающихся стран. Большая часть населения не имеет базовых финансовых знаний, например, не понимают разницы между простым и сложным процентом, между объявленной и эффективной ставками по кредиту. Например, случай в Кировской области, когда жительница получила заем в микрофинансовой организации под 2379 процентов годовых, характеризует недостаточную информированность о своих правах заемщика и стремление кредитора получить от этого необоснованную выгоду.

Понятно, что уровень финансовой грамотности растет с уровнем образования, изменение учебных школьных программ позволяет заложить базовые финансово-экономические знания уже на школьной скамье. Еще одним стимулом для самообразования является развитие сети Интернет. Однако не все имеют желание и возможность получить эти базовые финансовые знания самостоятельно, так как ощущают в них потребность лишь при возникновении соответствующей ситуации.


Финансовая грамотность предполагает не только умение вести семейный бюджет, оплачивать счета и иметь положительный платёжный баланс, умение долгосрочного финансового планирования для достижения целей, но и умение пользоваться различными финансовыми инструментами (в том числе банковскими, инвестиционными продуктами). На Ваш взгляд, с пользованием каких финансовых продуктов россияне хорошо освоились, а в каких – только начинают?

Казалось бы, наиболее доступными и понятными для населения являются банковские продукты, однако существующая сегодня высокая закредитованность физических лиц, а также высокий уровень просрочки по кредитам показывает, что большая часть населения, активно используя эти финансовые инструменты, еще плохо в них разбирается.

Еще меньше население разбирается в инвестиционных продуктах. По оценкам специалистов лишь 5% россиян имеют представление о фондовом или валютном рынке. В то время как в развитых странах инвестиционные продукты использует около 40% населения.


Как Вы считаете, какие шаги следует предпринять на государственном уровне, чтобы повысить уровень финансовой грамотности населения?

Проблем, на самом деле, две: низкая финансовая грамотность и/или отсутствие самодисциплины в финансовых вопросах. Неумение грамотно планировать личный бюджет, делать сбережения и эффективно их распределять характерно даже для финансово грамотного человека. Практика показывает, что многие проблемные заемщики кредитов, в состоянии вовремя выполнить обязательства по кредитному договору, но допускают просрочки из-за отсутствия платежной дисциплины. Поэтому формирование финансовой грамотности и ответственности должно стать элементом общегражданского воспитания.

Например, банки обязали раскрывать эффективную процентную ставку и скрытые комиссии заемщику, но не обязали информировать о штрафных санкциях, которые могут быть применены при просрочках. Полная информированность заемщика об ответственности за ненадлежащее выполнение кредитных обязательств смогла бы снизить число проблемных кредитов и повысить платежную дисциплину.


Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI), журнал «Деньги и карьера»

Елена Рослова, Директор Департамента аудита и МСФО АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 15.03.2017

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация