О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Как понять, стоит ли менять аудиторскую компанию, с которой Вы работаете

Журнал «Финансовый директор»

Прошедшие несколько лет, охарактеризовавшиеся масштабной волной отзывов лицензий коммерческих банков, вскрыли еще одну проблему: большинство из проблемных банков имели положительные аудиторские заключения. Например, компания «Банк-эксперт» проводила аудит банков «Российский кредит», АМБ Банк, «Тульский промышленник» и ряда других. При этом обязательства банка «Российский кредит» превышали его активы на 111 млрд руб. Как же аудиторская компания могла этого не заметить? Из 17 обанкротившихся в 2016 году пенсионных фондов, более половины имели прекрасные годовые отчеты, подтвержденные аудиторами. Практика показывает, что даже крупные АКГ, входящие в четверку лидеров российского рынка, не замечали ошибок в отчетности аудируемых финансовых учреждений. В этой связи не только в финансовом, но и в других секторах экономики поднимается вопрос, насколько можно доверять результатам аудиторской проверки и когда нужно сменить аудитора.

Однако не следует смешивать банковский сектор с промышленным. Банки ежемесячно отчитываются перед регулятором, а несоблюдение нормативов приводит к отзыву лицензии. Поэтому банки, испытывающие финансовые трудности, стремятся любыми способами отсрочить момент отзыва лицензии.

Предприятия не имеют таких жестких рамок, и убытки, если они возникают, выгодно показать, чтобы использовать в дальнейшем льготы по налогу на прибыль. Поэтому в корпоративном секторе пользователи аудита больше заинтересованы в хорошем качестве аудиторских услуг. При этом негативные последствия некачественного аудита могут быть весьма болезненными. Мнение аудитора весьма существенно при принятии управленческих решений, оно важно для собственников, кредиторов компании.

Поэтому основным является вопрос: как понять, что аудит выполнен качественно или что аудиторское заключение не отражает действительности? В каких случаях следует принять решение о смене аудитора?

Если аудиторская компания нарушает условия договора, в том числе срывает сроки проведения аудиторской проверки и/или сроки предоставления аудиторского заключения, это несомненный повод искать другого аудитора, который относится к своим обязанностям более добросовестно.

Другой причиной необходимости замены аудитора может являться выявленные органом внешнего контроля (Минфином или СРО) нарушения в деятельности аудиторской организации, что ставит под сомнение качество ее работы.

Среди причин, побуждающих предприятие сменить аудитора, часто встречается более выгодное ценовое предложение. Однако последствия ценового демпинга не всегда благоприятны. Стремясь компенсировать потерю в цене, аудиторская компания может перегружать работников, привлекая их к обслуживанию одновременно нескольких клиентов, что опять-таки сказывается на качестве услуг.

Но не всегда ценовой демпинг может означать заведомое снижение качества. Аудиторская компания может предлагать более выгодные условия новым клиентам. Обеспечивая высокое качество аудита, она стремится сделать этого клиента постоянным, побуждая его воспользоваться дополнительными сервисами.

Распространенной является ситуация, когда смена собственника требует смены аудитора. В этом случае новый собственник может обратиться к аудитору, которому он доверяет, чтобы проверить финансово-хозяйственную деятельность приобретенного им предприятия.

Крупный бизнес стремится сменить аудитора на более известную компанию для привлечения зарубежных инвестиций, кредитов международных банков или для прохождения листинга ценных бумаг на бирже. В этом случае обычно обращаются к услугам компаний, занимающих наиболее высокие позиции в рейтинге.

Еще одним поводом задуматься о смене аудитора является слишком длительное сотрудничество с одной компанией. При этом аудитор, постоянно проверяющий предприятие, может утратить былую бдительность, проводя проверки более формально, что может отразиться на качестве аудита.

В зарубежной практике часто предусматривается обязательная ротация аудиторов, например, в ЕС готовят новую директиву, согласно которой европейские компании должны будут менять аудиторскую компанию раз в семь лет.

В России решение о смене аудитора является свободным волеизъявлением клиента, однако следует учесть, что в соответствии с Международными стандартами аудита, которые вступили в силу с января 2017 года, новый аудитор вправе запросить мнение предшествующего аудитора о причинах его замены.

Определяющими факторами при выборе нового аудитора чаще всего являются:

1) Известность аудиторской компании. Например, «Эксперт РА» публикует ежегодные рейтинги аудиторских организаций, которые подтверждают рыночные позиции участников рэнкинга, позволяя клиентам осуществлять осознанный выбор из числа лидеров рынка.

2) Уровень цен на услуги. Ориентируясь на данный критерий, не следует забывать, что низкая цена не всегда означает наиболее привлекательное предложение.

3) Знание отраслевой специфики бизнеса. Накопленный опыт работы с компаниями отрасли позволяет аудитору использовать рабочее время более продуктивно. Узкая отраслевая специализация аудитора часто дает ему существенные преимущества при проведении проверки.

4) Клиентский портфель. Стоит отметить, что аудиторских компаний, имеющих специализацию на определенной сфере бизнеса, не так много и они, в основном, небольшие. Крупные компании все больше стремятся диверсифицировать услуги, клиентскую базу. Поэтому при выборе аудитора следует обратить внимание на его клиентский портфель. Большинство аудиторских компаний не скрывают, с кем работают, и информация о крупных клиентах представлена на их сайтах.

5) Перечень дополнительных услуг и сервисов, предоставляемых аудиторской компанией. Многие компании, привлекая клиента на аудит, могут предложить ему затем выгодное абонентское обслуживание или пакет бесплатных консультаций.

6) Продолжительная история работы компании на рынке, хорошая деловая репутация.


Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Журнал «Финансовый директор»

Армен Даниелян, Старший партнер. Директор по стратегическому развитию АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 15.08.2017

Армен Даниелян

Армен Даниелян

Старший партнер. Директор по стратегическому развитию АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Другие публикации автора

Курс на дедолларизацию: что будет с внешнеторговыми расчетами?

Как понять, что у банка скоро отзовут лицензию?

Новая кризисная волна: как отреагирует мировой рынок нефти?

Особенности вкладов в микрофинансовые организации

Нефть по 60: тренды глобального рынка

ЦБ будет проверять банки тайно

Регулятор, банки и черные списки - что поменялось в системе?

Рубль продолжает падение, чего ждать от телеком-рынка?

Новые права банков в блокировке средств клиентов

Анонимность вне закона: запрет на продажу банковских продуктов «на предъявителя»

Двухуровневая реабилитация банковских клиентов: новый механизм

Кредитные организации могут не успеть подготовиться к обмену налоговыми данными

Прогноз основных макроэкономических показателей на 2018 год

Рост объемов ипотечного кредитования

Федеральная антимонопольная служба раскроет банкам списки недобросовестных поставщиков

7 шагов, если у Вашего банка отозвали лицензию

Закон №115-ФЗ: по каким причинам банк может заблокировать карту

Может ли криптовалюта стать источником финансирования?

Криптовалюты: инвестиции vs. спекуляции

Какие макропоказатели помогут заранее узнать о завершении кризиса

Банки vs. клиенты: проверка благонадежности и отказы в обслуживании

Росфинмониторинг дал право банкам блокировать проведение операций по «подозрительным» исполнительным листам

Как разработать модель профессиональных компетенций для сотрудников-экономистов

Доверие МСБ к банковскому сектору: благодаря или вопреки

Где брать показатели, которых обычно не хватает для оценки инвестиционных проектов

С чем связано сокращение числа внеплановых проверок российских банков

Прогноз по месяцам – какой будет экономика и финансовая среда в 2017 году

Рынок cотовой связи в 2017 году: тренды, перспективы

Выпуск сотовыми операторами банковских карт: цели и выгода

Выбор обслуживающего банка

Как избрание Дональда Трампа скажется на экономике России

Основные тенденции на рынке налогового консалтинга в уходящем году

Выявление альтернативных схем обналичивания денег через компании розничной торговли

Активы китайских банков – долгосрочен ли тренд охлаждения взаимоотношений с Россией?

О выпуске МТС собственного аналога Skype – MTS Connect

ПМЭФ-2016: обсуждения, инвестпроекты, итоги

Современные банковские технологии: основные тренды и проблематика

Розничный кредитный портфель российских банков

Ситуация в банковской сфере в 2016 году. Тенденции и прогнозы

Есть ли будущее у «Скайлинка»: чего ждать абонентам мобильного оператора

Развитие «Газпрома» на европейском рынке

Мультиканальные продажи финансовых услуг

Насколько реальна переориентация российской экономики на Азию

Полимеры и их роль в современной промышленности и строительстве

Эволюция розничного банкинга

Новые вызовы для операторов сотовой связи: изменения в структуре потребления услуг

Технологические новинки в финансовой сфере

ЦБ отправит в банки ревизоров для борьбы с хищением денег россиян

Рынок денежных переводов – стратегические партнерства

Судьба биткоинов в России

Перспективы «санкционной войны» с Турцией

Массовый отзыв лицензий у банков: стоит ли ожидать второй волны?

Зачем банкам нужны инновации

Инвестиции в логистические центры. Каков вектор рынка на юге России?

Путешествие биткоина в Россию

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: теория и практика

Безопасность онлайн-платежей в фокусе ведущих мировых корпораций. Новые технологии против кибер-мошенничества

Изменение ключевой ставки Банка России: причины и последствия для российской банковской системы

Перспективные сферы для бизнеса

Правительство РФ не намерено замораживать обслуживание российского долга перед ЕС и США

Новый конкурент на рынке платежных сервисов: сможет ли Misrosoft преуспеть в бесконтактных платежах и каковы перспективы данного сервиса в России?

Проблема клиенториентированности российских банков. Как получить и удержать лояльного клиента?

Перспективы внедрения биткоинов в России

Новый антикризисный мораторий ЦБ РФ – смогут ли крупные акционеры спасти банки?

Оптимизация HR-бюджетов 2015 как реакция бизнеса на кризисные явления 2014 года. Опрос экспертов от портала Банки.ру

Мнение Члена правления Группы о том, как протекает экономический кризис в российских регионах

Механизм дружественного оздоровления банков. Комментарий Члена правления Группы

Банковская система РФ в условиях сохранения санкций в 2015 году

Член правления АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" (GGI) - О смене аудитора российским газовым монополистом компанией Газпром

Банкинг России: есть ли перспективы? Комментарий Члена правления АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI)

Первые в России стандарты по тематике «Наилучшие доступные технологии». Мнение Члена правления АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) для журнала «Расчет» – о девальвации рубля, нефтяных ценах и перспективах грядущего кризиса

ЦБ объявил войну основной схеме ухода от налогов. Точка зрения Члена правления АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI)

«Зеленые» нововведения для российской промышленности. Мнение Члена правления АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI)

Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) для Российской газеты – о покупательском спросе и перспективах рынка торговой недвижимости

Группа «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI) для Российской газеты – о перспективах российского рынка фастфуда

Перспективы развития химической отрасли России

Комментарий Директора по маркетингу АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» к рейтингу маркетинговых идей российских банков

Законопроект минпромторга "О промышленной политике". Комментарий А. Даниеляна

Законопроект Минфина от 18.03.2014 о деофшозирации. Комментарий А. Даниеляна

Рынок коммерческой недвижимости в России: состояние, тенденции, перспективы

Член правления АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» дал интервью Российской газете

Директор по маркетингу АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" прокомментировал рейтинг маркетинговых идей

Директор по маркетингу АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ"(GGI) оценил маркетинговые идеи банков

Директор по маркетингу АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" прокомментировал статью на сайте АРБ от 05.06.2014

Комментарии Директора по маркетингу АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" от 30.04.2013

Комментарии Директора по маркетингу АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ"

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация