О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Тенденции на рынке аудита и консалтинга

РБК+

Каковы, по вашему мнению, основные тенденции на рынке аудиторских услуг? Какова динамика объемов рынка, какие точки роста/сокращения рынка можно отметить?

Даниелян Армен, Старший партнер, Директор по стратегическому развитию АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»: Тенденцией прошлых 2,5 лет являлось преобладание обязательного аудита в структуре аудиторских услуг и ценовой демпинг среди консалтинговых фирм, однако текущий год отмечен некоторой активизацией спроса на инициативный аудит, хотя цены на аудиторские услуги продолжают оставаться низкими. Тем не менее мы ожидаем роста рынка на уровне не ниже 2,5-3% по итогам года. Следует отметить, что благодаря прошедшему кризису многим ведущим аудиторским компаниям удалось увеличить численность высококвалифицированного персонала, который высвободился из менее устойчивых к неблагоприятному рынку игроков.


Перковская Дарья, Директор Департамента аудита АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»: Рынок аудита переживает сейчас не лучшие времена. 

Множество изменений в отрасли, которые уже действуют и которые еще будут введены в основной аудиторский закон, диктуют аудиторам новые условия работы, под которые необходимо перестаиваться. Те, кто не перестроится, к сожалению, отрасль покинут. Хотя, к сожалению или к счастью – вопрос спорный.

Объективно, для соблюдения требований к работе аудитора в соответствии с введенными на территории России Международными стандартами аудита (МСА), аудиторской компании необходимы серьезные ресурсы. Разработка внутрифирменных методик аудита, реализация риск-ориентированного подхода к проведению аудита, надлежащий контроль качества – все это невозможно реализовать в рамках ИП или небольшой аудиторской компании с 3-мя аудиторами в штате.


Какова динамика цен на услуги аудиторов? Какие ценообразующие факторы являются основными, какова роль демпинга?

Даниелян Армен: Цены на услуги аудиторов пока не вернулись к докризисному уровню. Наиболее значимым фактором, определяющим выбор аудитора, по-прежнему остается ценовой фактор. Однако в отличие от кризисного периода, сегодня клиенты уделяют больше внимания составу экспертных групп и квалификации консультантов. Поэтому многие компании диверсифицируют ценовое предложение в зависимости от квалификации вовлекаемых экспертов, что позволяет обеспечить прирост клиентского портфеля даже в условиях низких цен.

Перковская Дарья: Наличие на рынке ИП и микро-аудиторских компаний и их участие в аудите привело на текущий момент к такому ценовому демпингу, который несколько лет назад невозможно было представить. Это привело к критическому, на мой взгляд, обесценению профессии аудитора и стоимости аудиторских услуг, которое не сопоставимо с теми задачами, которые стоят перед аудитором при подтверждении отчетности.


Как сказалось на рынке появление еще одного регулирующего органа (ЦБ РФ)?

Даниелян Армен: Уже сейчас можно сказать, что наиболее жестко появление ЦБ РФ сказалось на организациях, специализирующихся на банковском аудите. Это связано с выявлением недостоверных данных аудиторских проверок проблемных банков, и тем, что многие банки прибегали к фальсификации отчетности для соответствия пруденциальным нормативам. Однако для аудиторов, специализирующихся на корпоративном нефинансовом секторе экономики, особых перемен пока не отмечено. Безусловно, мы ожидаем дальнейшего ужесточения и «закручивание» гаек в отрасли. Однако, надо сказать, что крупные представители отрасли ждут полноценного приходя нового регулятора со страхом, но не без надежды. Вероятно, новая реальность, в которой мы окажемся, станет гибельной для «аудиторских компаний-однодневок», которые своим условным «качеством» опускают рынок и дискредитируют профессию.

Перковская Дарья: В свете сказанного, передача регулирующих функций ЦБ и те предложения по реформированию рынка, которые предлагаются новым потенциальным регулятором, мне кажутся абсолютно оправданными и своевременными, если не сказать, опоздавшими….

Не все идеально в новом законопроекте, критика отдельных его положений широко освещена в прессе, но эти меры однозначно сузят количество компаний, имеющих право на проведение обязательного аудита, что снизит конкурентность рынка и количество откровенно демпингующих игроков на нем.


Каковы, по вашему мнению, основные тенденции на рынке консультационных услуг? Какова динамика объемов рынка, какие факторы роста/сокращения рынка можно отметить?

Даниелян Армен: Посткризисный период наконец активизировал рынок управленческого консалтинга, в числе быстрорастущих сегментов уже сейчас мы отмечаем: оптимизация бизнес-процессов, анализ и оценка инвестиционных проектов и маркетинговые исследования рынков. Наметившаяся волна кредитной экспансии также подстегнула спрос на оценку. Поэтому в сегменте управленческого консалтинга рост может превысить 5-6% по итогам года.


Какие виды консультационных услуг на сегодняшний день наиболее востребованы?

Перковская Дарья: Что касается консалтинга, то, безусловно, сейчас очень сильно востребовано консультирование в сфере налогообложения. Прессинг со стороны налоговых органов, доначисления по результатам проверки, нововведения в работе ФНС, позволяющие видеть все применяемые способы оптимизации – все это делает услуги в сфере налогового консалтинга востребованными. При этом не с точки зрения стандартного налогового аудита, а именно проведение, если можно так сказать – аналога выездной налоговой проверки.

Также можно отметить растущий спрос на услуге в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО). И не только у крупных холдинговых структур. Вопросы к формированию цен между зависимыми компаниями возникают и в ходе обычных выездных налоговых поверок по вопросам возможного получения необоснованной налоговой выгоды. Снять эти вопросы компании могут только предоставив обоснование своих цен в виде документации, подготовленной в соответствии с требованиями НК РФ к ТЦО.


Какова динамика цен на услуги консультантов? Что является основными ценообразующими факторами?

Перковская Дарья: Можно отметить, что именно в налоговом консалтинге у клиентов появилось понимание, что «дешево хорошо не бывает», ценовой фактор при выборе эксперта уходит на второй план. Главное – наличие успешного опыта решения проблем заказчика, глубокого знания отраслевой специфики, гибкости в подходах к решению проблем.

Пресс-служба, 27.10.2017

Пресс-служба

Другие публикации автора

УФНС Москвы: взаимозачет по договору купли-продажи надо проводить через ККТ

Как использовать фотографии для защиты в налоговом споре

ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в IV квартале 2018 года

Оплата за третьих лиц: как провести и оформить

Увеличение уставного капитала за счет добавочного

Готовы растить профессионалов и управленцев, но опасаетесь, что они уволятся?

Как стартапу избежать попадания в «черный список» банка?

Корпоративный конфликт между Мосэнергосбытом и Интер РАО

Что такое Investor relations? Чем это отличается от финансового пиара?

Основные тенденции на рынке консалтинговых услуг в 2017 году

Личный пиар: зачем все это нужно?

Системное продвижение в социальных сетях

Основные тенденции на рынке консалтинга в сфере управления бизнес-процессами в 2016 году

Как работает импортозамещение на рынке сельскохозяйственных кормов

Статья: Специалисты АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" (GGI) об ошибках в методологии учета и налогообложении в журнале "Главбух"

Руководители АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" прокомментировали рейтинг крупнейших оценочных компаний

Специалисты АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" ответили на вопросы АРБ

Комментарии руководителей АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ" в апрельском номере журнала "Эксперт"

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация