На сегодняшний день реабилитированы менее 0,5% банковских клиентов, включенных в черные списки, особенно сложной эта процедура является для физических лиц. Основная проблема заключается в недостаточной проработанности механизмов реабилитации. Вступление в силу с 30 марта соответствующих поправок в антиотмывочный закон должно было представить двухуровневую систему исключения банковских клиентов из «черных списков». На первом уровне банк, проверив клиента, убеждается, что устранены основания для включения его в «черный список» и передает сведения в ЦБ и Росфинмониторинг. До сегодняшнего дня реабилитация клиентов осуществлялась лишь на уровне самого банка. Но проблема еще и в том, что в кредитных организациях нет специалистов, которые могут выполнять данные функции, что удлиняет саму процедуру реабилитации.

Например, в ситуации, когда банк приостанавливает совершение операции, как подозрительной и связанной с возможным отмыванием денег, клиенту может быть дан список вопросов и перечень документов, который он должен предоставить в определенный срок. В случае непредоставления требуемых разъяснений, банк сообщает в ЦБ о включении клиента в «черный список» неблагонадежных клиентов. Если же ситуация выясняется, и банк признает ошибочность санкций в отношении клиента, то он самостоятельно принимает решение о разблокировке счета клиента и исключении его из «черного списка».

Если же банк отказался пересмотреть свое решение, то клиент имеет возможность обратиться ко второму уровню реабилитации, т.е. в ЦБ, который на комиссии совместно с Росфинмониторингом рассмотрит заявление клиента.

Однако до сих пор не введены соответствующие подзаконные акты, которые будут регламентировать процесс исключения из «черного списка», поэтому прописанный законом механизм пока не действует должным образом. Например, банк не обязан объяснять клиенту о причинах внесения его в «черный список». Однако клиент в заявлении к ЦБ должен указать причины, по которым его включили в этот список.

По нашим оценкам, утверждение пакета подзаконных актов, внесение соответствующих изменений в рекомендации и практическое начало работы комиссии по реабилитации клиентов, ошибочно попавших в черные списки банков из-за подозрений в отмывании денег, будет требовать нескольких месяцев.

В идеале новый механизм сможет решить проблему ошибочного зачисления благонадежных клиентов в «черный список», предоставив возможности для их реабилитации, но не гарантирует быстрого решения вопроса, что очень важно для предпринимателей, средства и счета которых заморожены.

К тому же совсем не исключается риск включения в «черный список» благонадежных клиентов в случаях, когда банк излишне подозрителен из опасений попасть под санкции регулятора.

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты