Изменения в ГК РФ в 2013 году

1. Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации"

Вступает в силу 1 сентября 2013 г. (за исключением отдельных положений).

В документе установлены следующие изменения:
1) введена специальная статья, касающаяся согласия на совершение сделки;
2) отменена сверхимперативная норма об обязательной письменной форме внешнеэкономической сделки;
3) установлены правовые основы юридически значимых сообщений;
4) введена презумпция, в соответствии с которой сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является по общему правилу оспоримой, а не ничтожной;
5) запрещено требовать признания оспоримой сделки недействительной теми лицами, которые ранее ее одобрили или своими действиями подтвердили намерение ее исполнить;
6) установлены правовые основы принятия и оспаривания решений собраний;
7) введены дополнительные меры по защите прав и законных интересов контрагента по сделке, совершаемой неуполномоченным лицом;
8) определены правовые основы безотзывной доверенности в гражданском законодательстве.
Вместе с тем из Проекта в редакции, принятой во втором чтении, был исключен ряд важных поправок, касающихся:
1) изменения ст. 157 ГК РФ "Сделки, совершенные под условием" и ст. 208 ГК РФ (в ней перечислены требования, на которые не распространяется срок исковой давности);
2) новеллы в отношении правил удостоверения доверенностей, содержавшейся в п. 2 ст. 185.1 ГК РФ Проекта (в редакции по состоянию на 15.04.2013). Согласно этому положению лицо, для представительства перед которым выдана доверенность, было вправе требовать предъявления доверенности, удостоверенной нотариально, а при отсутствии такого удостоверения могло отказаться от признания полномочий представителя.

2. Федеральный закон от 02.07.2013 N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Вступает в силу с 1 октября 2013 года.

В документе предлагается:
1) установить новый вид недвижимого имущества - единый недвижимый комплекс. Под данным комплексом предлагается понимать совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически либо расположенных на одном земельном участке, если в ЕГРП зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь;
2) установить, что плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто ее использует, по общему правилу будут принадлежать собственнику вещи;
3) определить, что правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе требовать от лица, на счете которого они находятся, возврата таких же бумаг.

3. Федеральный закон от 30.12.2012 N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"

Вступил в силу 1 марта 2013 г. (за исключением отдельных положений).

В документе установлены следующие изменения:
1) введена обязанность каждого лица действовать добросовестно (принцип добросовестности);
2) запрещены действия в обход закона с противоправной целью, что является формой злоупотребления правом;
3) решения собраний включены в перечень юридических фактов, являющихся основанием для возникновения прав и обязанностей;
4) отменена государственная регистрация сделок с недвижимостью, перечисленных в части второй Гражданского кодекса РФ, за исключением договора аренды недвижимого имущества;
5) предусмотрена возможность возмещения ущерба, причиненного правомерными действиями органов публичной власти и их должностных лиц;
6) закреплена возможность признания ограниченно дееспособными лиц с психическим расстройством, признанных недееспособными, при развитии у них способности понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, что позволит им участвовать в ограниченном объеме в гражданском обороте (в том числе совершать отдельные сделки самостоятельно);
7) установлена возможность государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве юридического лица.
Кроме того, в ходе реформы гражданского законодательства было восстановлено применение ст.609, 651 и 658 ГК РФ, в которых предусмотрена обязанность государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества (ст. 3 Федерального закона от 04.03.2013 N 21-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ").
Источник: Консультант +, 23.08.2013 г.


Регистрируем юридическое лицо: последние поправки в законодательстве

30 июня текущего года вступил в силу Федеральный закон от 28.06.2013 г. № 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". Помимо уточнения порядка работы налоговых органов и банков, закрепления уголовной ответственности за некоторые деяния в сфере валютных отношений и прочих "антиотмывочных" нововведений, поправки были внесены и в процедуру государственной регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ).

Что изменилось и как это повлияет на процесс регистрации и последующей деятельности организации?

Стремление законодателя максимально обезопасить участников гражданского оборота фактически привело к замене уведомительного порядка регистрации организаций на разрешительный. Рассмотрим, какие изменения произошли, на достижение каких целей они направлены и какие могут возникнуть затруднения при их реализации.

1. Закрепляется обязанность регистрирующего органа провести проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ данных до регистрации юридического лица, изменений в его уставе или иных изменений (ч.3 ст.51 ГК РФ). 
Пока не совсем ясно, по каким критериям и в какой форме будет проводиться такая правовая экспертиза.

2. Вводится презумпция полноты и достоверности сведений, занесенных в Единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) для использования их третьими лицами (ч.2 ст.51 ГК РФ). 

В действительности эта презумпция уже давно сложилась на практике и теперь просто получила законодательное закрепление. Поправки констатировали, что лицо, добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. При этом юридическое лицо во взаимоотношениях с контрагентами не вправе ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем. Исключение сделано лишь для случаев, когда соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Кроме того, теперь юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

3. Регистрирующий орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей госрегистрации изменений устава юридического лица (абз.1 ч.4 ст.51 ГК РФ). Пока законодатель не определил случаи, круг таких заинтересованных лиц, а также сроки и порядок их уведомления. 

4. Заинтересованные лица вправе направить в налоговую возражения относительно предстоящей госрегистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в ЕГРЮЛ (абз. 2 ч. 4 ст. 51 ГК РФ). 
Данные нововведения направлены, прежде всего, на предотвращение рейдерских захватов фирм. Такая мера позволит регистрирующему органу получить информацию, способную повлиять на вынесение решения о государственной регистрации. 
Некоторые нововведения уже начали реализовываться — так, ФНС России запустила сервис "Сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации".
Он позволяет узнать, какие и когда документы были поданы для регистрации изменений в отношении того или иного юридического лица, в какой налоговый орган, лично или в иной форме, входящий номер заявления, а также дату готовности документов и вид решения, если оно было принято. Однако пока возможности поиска информации с помощью этого сервиса несколько затруднены. К примеру, нельзя посмотреть, по каким юридическим лицам подавались документы в конкретный налоговый орган за тот или иной период времени. Получить сведения можно только в отношении конкретного юридического лица, зная его точное наименование или ОГРН.

5. Поправки заострили внимание и на ответственности за убытки, причиненные регистрирующим органом вследствие нарушения процедуры регистрации. В соответствии с ч.7 ст.51 ГК РФ такие убытки должны быть возмещены за счет федерального бюджета. Правда, как отмечают эксперты, это нововведение носит в большей степени технический характер, напоминая об общих положениях ст.16 ГК РФ. Аналогичное правило также закреплено в ч.2 ст.24 Закона о регистрации. 
Новая редакция ст.51 ГК РФ не позволяет однозначно определить, кто вправе обращаться в налоговый орган с требованием о возмещении убытков, причиненных из-за нарушения правил ведения ЕГРЮЛ - исключительно ЮЛ, в отношении которого была допущена ошибка, либо также и третьи лица, добросовестно полагавшиеся на данные ЕГРЮЛ? По аналогии с обжалованием регистрационных действий налогового органа третьими лицами можно утверждать только, что третьим лицам, которые рискнут обратиться за возмещением убытков вследствие ошибки в ЕГРЮЛ по вине налоговой, следует особенно тщательно выстраивать доказательственную базу в обоснование ущемления этой ошибкой своих прав. 
Источник: ИА ГАРАНТ, 19.08.2013 г.


Налоговый вычет по ипотечным процентам со следующего года станет нормируемым

Со следующего года имущественный вычет в виде процентов по ипотеке станет нормируемым. Максимум – 3 млн. руб. Такой лимит предусмотрен Федеральным законом от 23.07.2013 № 212-ФЗ. Сейчас же лица, купившие жилье в ипотеку, могут предъявлять к вычету всю сумму процентов, уплаченную банку, без ограничения. И это правило останется действовать для тех, кто купил квартиру до 2014 года, заверил Минфин в Письме от 09.08.2013 № 03-04-05/32336.

То есть нынешним заемщикам на лимит в 3 млн. руб. ориентироваться не нужно. Они смогут по-прежнему возвращать 13% от всей уплаченной суммы процентов. При этом не важно, в каком году заемщики станут заявлять вычет.
Также финансисты напомнили, что повторно вычет по ипотечным процентам не предоставляется. Данное правило действует сейчас и продолжит ействовать в следующем году. То есть если вы взяли жилье в ипотеку и решили использовать имущественный вычет по процентам, при покупке второго жилья также в ипотеку предъявить к вычету уплачиваемые банку проценты не сможете. Ни в каком объеме.
Источник: Журнал "Упрощёнка", audit-it.ru, 19.08.2013 г.


А вы готовы к новым штрафам ГИБДД?

С 1 сентября в России вступает в силу закон №196-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Это означает, что все без исключения штрафы за нарушение ПДД стали намного серьезнее, а в некоторых случаях финансовая ответственность выросла до небывалых прежде высот.
О чем нужно помнить? 

Минимальный уровень штрафа повышается со 100 до 500 рублей. К примеру, такие незначительные проступки, как отсутствие при водителе полиса ОСАГО, путевого листа или ТТН теперь будут обходиться нарушителю в пять раз дороже.
Со 500 до 1000 рублей поднимается штраф для водителей, не пристегнутых ремнями безопасности (а также их пассажиров).
С 300 рублей до 1500 вырос штраф за разговоры по мобильному за рулем. Такая мера, как предупреждение, в данном случае удаляется из КоАП вовсе.

Нарушение правил проезда железнодорожных переездов карается теперь в 10 раз жестче - с символических 100 рублей повышен до 1000 рублей.
Штраф за перевозку ребенка без специального детского кресла увеличен в 6 раз - с 500 до 3000 рублей.
Если за руль садится человек, не имеющий прав, наказание для него может колебаться в пределах от 5 000 до 15 000 рублей (прежде было 2500). 
Если водитель ранее был лишен прав, но продолжает ездить - к аресту на 15 суток (что было и раньше) добавляется штраф в 30 000 рублей.

В каких случаях штрафы выросли особенно заметно?
С 1 сентября в КоАП введено новое понятие - "повторное нарушение". Штрафы при повторном нарушении возрастают особенно резко. Стоит отметить, что повторным будет считаться аналогичное нарушение, совершенное в течение года после уплаты штрафа за предыдущее. Таким образом автоинспекция планирует стимулировать граждан не затягивать оплату штрафов, ведь чем позже он оплачен, тем дольше может продлиться "условный срок".
В каких случаях действует норма, касающаяся повторного нарушения?
Это, например, проезд на красный сигнал светофора. В первый раз штраф прежний, 1000 рублей. Во второй — уже 5000 или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Увеличивается, хоть и не так впечатляюще, ответственность за повторное превышение скорости. Стоит отметить, что с 1 сентября немного меняется градация превышения скоростного лимита. Нарушения будут делиться на: 0-20 км/ч, 20-40 км/ч, 40-60 км/ч, 60-80 км/ч и более 80 км/ч (раньше все заканчивалось на «более 60 км/ч»). Так вот, по новой норме при превышении скорости до 20 км/ч штраф не накладывается. Правда, если водитель попадет в ДТП, это превышение (зафиксированное, например, по длине тормозного пути) все равно станет для него отягчающим обстоятельством.
А вот что бросается в глаза, так это новое наказание за езду в пьяном виде. К сохранившейся каре в виде лишения прав добавляются внушительные штрафы - 30 000 рублей за первый раз и 50 000 рублей за повторное нарушение.
Надо особо подчеркнуть, что с 1 сентября в КоАП вводится понятие «погрешность алкотестера» - вплоть до 0,16 миллиграмма абсолютного этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха не считаются признаками опьянения водителя. Эта единица - не то же самое, что промилле, которые высчитываются исходя из анализа крови. Как утверждают в ГИБДД, нормативно утвержденная погрешность алкотестера должна выбить почву из под ног любителей поговорить о недавно выпитом квасе и кефире.

Отмена «временных удостоверений»

Законом также предусмотрена отмена такого документа как «временное разрешение». То есть с 1 сентября 2013 года при лишении прав водительское удостоверение не будет изыматься немедленно. Обязанность сдать его возникнет со дня вступления в законную силу соответствующего постановления суда. Предполагается, что водитель, не сдавший удостоверение и в этом случае, вредит сам себе. Если он будет остановлен инспектором и обнаружится, что водитель прав лишен, удостоверение будет изъято на месте, и течение срока лишения начнет течь с этого момента. Кроме того, на водителя будет наложен штраф в 30000 рублей, а также может быть применен административный арест на срок до 15 суток.
Источник: klerk.ru, 30.08.2013 г.


Совокупная ставка страховых взносов во внебюджетные фонды со следующего года незначительно, но повысится

Стал известен тариф страховых взносов по новому виду обязательного социального страхования на случай утраты заработка вследствие банкротства работодателя, который Министерство труда и социальной защиты предлагает ввести с 1 января 2014 года. 
В законопроекте, разработанном ведомством и опубликованном на Едином портале, указывается тариф 0,1%. При этом остаются неизменными тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд – 22%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%, в ФОМС — 5,1%.

Таким образом, с учетом новых отчислений совокупная ставка страховых взносов с 2014 года должна составить 30,1%.
В то же время СМИ сообщают, что в итоговом варианте законопроекта Минтруд снизил тариф нового вида обязательного социального страхования с 0,1% до 0,05%. Остается дождаться внесения документа в Госдуму.
Источник: rnk.ru, 21.08.2013 г.


Утверждён перечень специальностей, перед обучением которым необходим медосмотр

Правительство утвердило перечень специальностей и направлений подготовки, при приёме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры.
Соответствующе Постановление от 14.08.2013 № 697 опубликовано на сайте кабинета министров.
Источник: Экономика и жизнь, audit-it.ru, 19.08.2013 г.



Юридическое лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, может быть создано в одной из трех организационно-правовых форм - ООО, ОДО и АО

Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 N 717 "О критериях, которым должно соответствовать лицо, имеющее намерение стать поручителем для обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов"

Кроме указанного, к такому юридическому лицу предъявляются следующие критерии, в том числе:
- юридическое лицо должно быть создано в соответствии с законодательством РФ;
- государственная регистрация юридического лица должна быть осуществлена не менее чем за 3 года до дня заключения договора поручительства; 
- зарегистрированный уставный капитал юридического лица должен составлять не менее 500 млн.рублей;
- в отношении юридического лица не возбуждено производство по делу о банкротстве или юридическое лицо не находится в стадии реорганизации либо ликвидации;
- у юридического лица отсутствует задолженность по уплате налогов и таможенных платежей;
- по итогам последнего отчетного года, предшествующего году, в котором заключается договор поручительства, чистая прибыль юридического лица, подтвержденная данными бухгалтерского учета, превышает не менее чем в 3 раза размер поручительства или размер чистой прибыли юридического лица составляет более чем 100 млн.рублей. 

Постановление утверждено в соответствии с Федеральным законом "О таможенном регулировании в РФ" и вступит в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Источник: Консультант +, 21.08.2013 г.


С 1 сентября вступают в силу новые коэффициенты для расчета скидок и надбавок к тарифам ФСС

С 1 сентября вступит в силу Постановление ФСС от 30.05.2013 г.№ 110, в котором утверждены коэффициенты для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве.
В пресс-службе ФСС напоминают, что для того чтобы получить скидку, работодатель должен подать заявление в территориальное отделение Фонда до 1 ноября для проведения экспертизы, по результатам которой специалисты определят положена ли предприятию скидка.
Источник: klerk.ru, 29.08.2013 г.


С 1 сентября 2013 года образуется Служба Банка России по финансовым рынкам, которая будет осуществлять функции упраздняемой с указанной даты Федеральной службы по финансовым рынкам

Информация Банка России «О создании в структуре Банка России Службы Банка России по финансовым рынкам»
Межрегиональные управления Службы Банка РФ по финансовым рынкам образуются на базе существующих региональных отделений ФСФР РФ и будут располагаться по соответствующим адресам; за Службой Банка РФ по финансовым рынкам и ее межрегиональными управлениями сохраняются контактные телефоны ФСФР РФ и ее региональных отделений.

Все начатые ФСФР РФ и ее региональными отделениями до 1 сентября 2013 года процедуры, в том числе процедуры лицензирования, государственной регистрации выпуска ценных бумаг, проведения проверок, рассмотрения жалоб и обращений, будут осуществляться (завершаться) Службой Банка РФ по финансовым рынкам и ее межрегиональными отделениями на основании ранее представленных в ФСФР РФ документов.
Источник: Консультант +, 26.08.2013 г.


Нормы об удлинении сроков подачи возражений на акты налоговиков имеют обратную силу

В Письме от 15.08.2013 г. N АС-4-2/14794 ФНС рассказала о применении некоторых положений недавно принятого Федерального закона от 23.07.2013 N 248-ФЗ.

В частности, срок подачи возражений на акт налоговой проверки удлиняется с 15 рабочих дней до одного месяца.
Одно из переходных положений указанного закона предусматривает, что если течение "нового" срока подачи возражений на акт не завершилось до дня вступления в силу 248-ФЗ (состоявшегося 24.08.2013), то указанный срок исчисляется уже согласно 248-ФЗ.
Таким образом, "новый" срок применяется, если акт налоговой проверки выдан начиная с 24.07.2013. По таким актам письменные возражения могут быть представлены уже в течение одного месяца со дня получения акта.
Аналогичный порядок действует и для возражений по актам об обнаружении фактов налоговых правонарушений (за исключением отдельных видов налоговых правонарушений). Срок для таких возражений указанным законом удлинен с 10 рабочих дней до одного месяца.

Следовательно, по актам о налоговых правонарушениях, врученным с 24.07.2013, письменные возражения могут быть представлены в течение одного месяца со дня получения акта.
Источник: Audit-it.ru, 26.08.2013 г.


Утверждены требования к документу, подтверждающему присвоение выпуску акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера и представляемому при государственной регистрации юридического лица - акционерного общества, создаваемого путем реорганизации

Приказ ФСФР РФ от 09.07.2013 N 13-57/пз-н "Об утверждении Требований к форме документа, подтверждающего присвоение выпуску акций, подлежащих размещению при реорганизации, государственного регистрационного номера или идентификационного номера в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество"

Таким документом является заверенная копия решения о выпуске ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме слияния, выделения, разделения или преобразования (копия решения о выпуске ценных бумаг, подлежащих размещению при реорганизации в форме разделения или выделения, осуществляемой одновременно со слиянием или с присоединением), с отметкой о его регистрации или (во втором случае) с отметкой о присвоении ему идентификационного номера и с некоторыми другими отметками.
Источник: Консультант +, 28.08.2013 г.


Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии к электрическим сетям: что нового?

Постановление Правительства РФ от 12.08.2013 г. N 691 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям"

Скорректированы правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, объектов по ее производству, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Урегулирован порядок взаимодействия между смежными сетевыми организациями, если необходимо создать техническую возможность для технологического присоединения.
Так, чтобы заключить договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ его участка. Указано, что понимается под таким расстоянием.

Орган местного самоуправления обязан предоставить заявителю в течение 15 дней 
Информацию о принадлежности указанных в его запросе объектов электросетевого хозяйства.
Если на расстоянии менее 300 м от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявку можно направить в любую из них. Исключение - планируется технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.

По общему правилу к объектам электросетевого хозяйства, относящимся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, технологическое присоединение объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств может осуществляться только на уровне напряжения 220 кВ и выше.
Подавать в отношении одних и тех же энергопринимающих устройств одновременно 2 и более заявки в разные сетевые организации нельзя. Исключение - технологическое присоединение энергопринимающих устройств с категорией надежности электроснабжения, предусматривающей использование 2 и более источников электроснабжения.

Уточнены также правила разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики. 
Прописано, что системный оператор (субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) согласовывает схемы и программы развития электроэнергетики регионов в части прогноза потребления электроэнергии и мощности в энергосистемах (отдельных энергорайонах), а также мероприятия по развитию электрических сетей классом напряжения 110 кВ и выше.
Источник: ИА ГАРАНТ, 21.08.2013 г.


Разработаны рекомендации по созданию региональных операторов - специализированных некоммерческих организаций, которые обеспечивают проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах

Приказ Минрегиона РФ от 14.06.2013 N 253 "Об утверждении методических рекомендаций по созданию региональных операторов и обеспечению их деятельности"

Методические рекомендации созданы в целях реализации положений Жилищного кодекса РФ и обеспечения единого методического подхода при создании органами государственной власти субъектов РФ региональных операторов.
В Рекомендациях рассмотрены следующие вопросы:
- организационные основы деятельности регионального оператора;
- цели, функции и полномочия регионального оператора;
- организация финансовой деятельности регионального оператора, в том числе формирование бюджета;
- управление деятельностью регионального оператора;
- взаимодействие регионального оператора с собственниками помещений в многоквартирных домах, органами государственной власти, органами местного самоуправления и иными организациями;
- контроль, отчет и аудит деятельности регионального оператора, учет фонда капитального ремонта региональным оператором.
Источник: Консультант +, 20.08.2013 г.


С 31 марта 2014 года в распоряжениях на перевод денежных средств появится уникальный идентификатор

С 31 марта 2014 года в распоряжениях на перевод денежных средств может указываться уникальный идентификатор платежа. Такое указание возможно в случаях присвоения идентификатора получателем средств. Уникальный идентификатор платежа доводится получателем средств до плательщика в соответствии с договором. При этом банк осуществляет контроль уникального идентификатора платежа в случаях и порядке, установленных договором с получателем средств.

Такие изменения внесены Указанием ЦБ РФ от 15.07.13 № 3025−У в Указание ЦБ РФ от 19.06.12 № 383−П.
Источник: rnk.ru, 22.08.2013 г.


Генпрокуратура начала формировать сводный план проверок организаций и ИП на 2014−й год

Генеральная прокуратура РФ приступила к формированию ежегодного сводного плана проведения плановых проверок на 2014 год, сообщается на сайте ведомства.

Контролирующие органы должны представить в Генпрокуратуру информацию о планирующихся в 2014 году проверках к 1 сентября. В свою очередь прокуроры дадут оценку законности включенных в план тех или иных проверок.
Ознакомиться со сводным планом проверок на 2013−й год можно здесь
(http://plan.genproc.gov.ru/plan2013/)
Источник: rnk.ru, 23.08.2013 г.


Дополнены разъяснения ВАС РФ, касающиеся оспаривания сделок должника

ВАС РФ дополнил разъяснения законодательных норм, регулирующих оспаривание сделок должника в рамках процедур банкротства.
Соответствующие дополнения внесены в Постановление Пленума ВАС РФ от 23.12.2010 № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"» Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 59.

Дополнения, в частности, затрагивают:
определение соотношения обстоятельств, подлежащих выявлению при оспаривании подозрительных сделок должника и оспаривании сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами;
определение факта информированности кредитора о реальной неплатёжеспособности должника;
возможность объединения дел о банкротстве и дел об истребовании спорной вещи, переданной в результате последующих сделок;
порядок расчёта государственной пошлины при оспаривании нескольких платежей по одному и тому же обязательству или по одному и тому же исполнительному листу;
определение очерёдности в реестре требований кредиторов требования, восстановленного в результате признания сделки должника недействительной;
порядок начисления процентов за пользование чужими денежными средствами в случае признания судом недействительными действий должника по уплате денег;
порядок и последствия возврата приобретателем по оспариваемой сделке имущества в конкурсную массу.
Источник: Экономика и жизнь, audit-it.ru, 23.08.2013 г. 


ВАС РФ разъяснил процессуальные особенности рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов в целях обеспечения единообразных подходов к их разрешению арбитражными судами

Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов"

В Постановлении Пленума ВАС РФ затрагиваются, в частности, такие вопросы, как:
- определение нормативных правовых актов, в том числе отнесение к таким актам генеральных планов поселений и городских округов, схем территориального планирования, а также возможность и основания отнесения к нормативным правовым актам решений органов власти в сфере ценообразования;
- правовые основания рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
- особенности принятия судьей заявлений о признании нормативного правового акта недействующим (требования к форме и содержанию заявления, право обращения в арбитражный суд с таким заявлением прокурора, государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, а также действия судьи в случае признания им оспариваемого акта ненормативным либо содержащим положения как нормативного, так и ненормативного характера);
- привлечение к делу в качестве заинтересованного лица органа государственной власти, к полномочиям которого отнесено осуществление государственной регистрации оспариваемого акта;
- содержание проверки оспариваемого нормативного правового акта по таким факторам, как полномочия принявшего его органа власти, соответствие установленным требованиям к форме акта, соответствие вышестоящим нормативным правовым актам;
- проверка связи неоспоренных положений нормативного правового акта с оспоренными;
- возможность и основания рассмотрения арбитражным судом заявления о признании нормативного правового акта недействующим в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу об оспаривании этого акта;
- основания рассмотрения арбитражным судом дела по существу в случае отказа заявителя от своего требования.
Источник: Консультант +, 28.08.2013 г.


Неудержанная налоговым агентом у иностранного лица сумма не приравнивается к убыткам ФНС

В окончательном варианте Постановления Пленума ВАС урегулировано, что именно должен оплатить налоговый агент, не удержавший налог. Изложен также и ряд других важных правовых позиций. К примеру, уполномоченный представитель налогоплательщика - физлица (включая ИП) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности. Факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы в декларации не означает его отказ от льготы.
Опубликовано Постановление Пленума ВАС № 57 от 30.07.2013 г. "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ".

Наиболее резонансный вопрос, затронутый в постановлении, касается последствий неудержания налога налоговым агентом. Изначально планировалось, что его результатом является так называемый убыток ФНС, ведь налоговое обязательство имеет налогоплательщик, а не налоговый агент. В таком случае ФНС могла бы взыскивать с налоговых агентов убыток, тогда как оставалась бы и возможность взыскания налога непосредственно с самого налогоплательщика. В окончательном варианте постановления отсутствует понятие убытка ФНС. При неудержании налога налоговым агентом он (агент) уплачивает пени. Если налогоплательщик находится за пределами администрирования российскими налоговыми органами (например, налогоплательщик - иностранное лицо), то с неудержавшего налог агента взыскивается именно сумма налога (а не компенсация убытка бюджета).
Изложен также и ряд других правовых позиций. В частности, действия (бездействие) представителя налогоплательщика расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.

Уполномоченный представитель налогоплательщика - физлица (включая ИП) осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или приравненной к ней.
Факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде. Поэтому право на налоговую льготу, не использованную в предыдущих налоговых периодах, налогоплательщик может реализовать путем подачи уточненной налоговой декларации, заявления в рамках проведения выездной налоговой проверки (в части льгот, имеющих отношение к предмету проводимой проверки и проверяемому налоговому периоду) либо заявления в налоговый орган при уплате налога на основании налогового уведомления.

Если ИФНС исчисляет налоги расчетным путем, то должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы. При этом бремя доказывания того, что размеры этих показателей не соответствуют фактическим условиям экономической деятельности налогоплательщика, возлагается на последнего, поскольку именно он несет риски, связанные с возникновением оснований для применения налоговиками расчетного метода.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. Инициировать судебное разбирательство по этому поводу вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик. До вступления в силу такого решения суда в выдаваемую налоговиками справку о состоянии расчетов с бюджетом должны быть включены долги, возможность взыскания которых утрачена, с указанием на невозможность их взыскания.
Постановление содержит также множество других принципов, которыми должны руководствоваться суды при рассмотрении налоговых дел.
Источник: Audit-it.ru, 30.08.2013


Нельзя взыскивать пени по неуплаченным взносам, не подлежащим взысканию

ПФ не отрицал факт невозможности взыскания основного долга по взносам, которые не были уплачены предпринимателем в 2002-2003 годах. Срок давности истек, меры по взысканию в судебном порядке фондом не принимались. Однако в то же время управление ПФ каждые 2-3 года начисляло пени по этому долгу. Дошло до обращения взыскания пеней на имущество ИП.
Из данного конфликта образовалось судебное дело № А78-3140/2012, постановление президиума ВАС по которому недавно опубликовано. 

Не пожелав рисковать имуществом, ИП оплатила пени самостоятельно, а в судах уже после этого отстаивала свое право получить деньги обратно. Однако в трех инстанциях получила отказ. Иной поворот событий обозначился только на стадии рассмотрения коллегией судей ВАС, что было поддержано и президиумом.
"Возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность, срок взыскания которой истек, может возникнуть у фонда лишь в случае своевременного принятия им мер к взысканию в судебном порядке этой задолженности и к предъявлению к исполнению судебного акта", - указал президиум в постановлении.

Кроме того, судьи ВАС указали, что фонд нарушил также ряд процедурных вопросов, например, взыскание на имущество было обращено минуя стадию взыскания долга по пеням за счет денежных средств ИП.
Источник: Audit-it.ru, 26.08.2013 г.


Ответственным за убыток вследствие сделки с фирмой-однодневкой является директор

В том числе, с директора могут быть взысканы убытки юрлица вследствие привлечения последнего к налоговой или административной ответственности, указал пленум ВАС.
Пленум ВАС выпустил Постановление № 62 от 30.06.2013 г. "О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица".

Судьи напомнили положения ГК, согласно которым директор обязан действовать в интересах юридического лица добросовестно и разумно. Кроме того, согласно ГК истец (то есть лицо, пострадавшее от действий директора) должен доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестности или неразумности действий (бездействия) директора, повлекших неблагоприятные последствия для юрлица.
Однако далее пленум несколько иначе высказался относительно того, на ком должно лежать бремя доказывания вины/невиновности директора.

Так, согласно документу, истец вправе только утверждать, что директор действовал недобросовестно и (или) неразумно, и должен доказать наличие убытков. Директор может дать пояснения относительно своих действий (бездействия) и указать на причины возникновения убытков (например, неблагоприятная рыночная конъюнктура, недобросовестность выбранного им контрагента, работника или представителя юридического лица, неправомерные действия третьих лиц, аварии, стихийные бедствия и иные события и т. п.) и представить соответствующие доказательства. В случае отказа директора от дачи пояснений или их явной неполноты, если суд сочтет такое поведение директора недобросовестным, бремя доказывания отсутствия нарушения может быть возложено судом на директора.

В постановлении также перечислены критерии доказанности недобросовестности и неразумности действий или бездействия директора, например, наличие конфликта личных интересов директора и интересов юрлица, а также совершение сделки с фирмой-однодневкой.

Директор освобождается от ответственности, если докажет, что заключенная им сделка хотя и была сама по себе невыгодной, но являлась частью взаимосвязанных сделок, объединенных общей хозяйственной целью, в результате которых предполагалось получение выгоды юрлицом. Директору не грозят санкции также, если он докажет, что невыгодная сделка заключена для предотвращения еще большего ущерба интересам организации.
В случае привлечения фирмы к публично-правовой ответственности (налоговой, административной и т. п.) по причине недобросовестного или неразумного поведения директора понесенные в результате этого убытки юрлица могут быть взысканы с директора. При обосновании добросовестности и разумности своих действий (бездействия) директор может представить доказательства того, что квалификация действий (бездействия) в качестве правонарушения на момент их совершения не являлась очевидной, в том числе по причине отсутствия единообразия в применении законодательства налоговыми, таможенными и иными органами.
Источник: Audit-it.ru, 30.08.2013 г.


НДС по операции дарения детских новогодних подарков президиум ВАС вывел в ноль

Если налоговая инспекция доначисляет НДС от реализации, то обязана учесть и вычеты входного НДС, связанного с этой реализацией, даже если налогоплательщик не заявлял право на них в своих декларациях.
Организация дарила подарки детям сотрудников к Новому году. Налоговый орган увидел в этом признаки облагаемых НДС операций безвозмездной реализации и доначислил НДС, определив его сумму исходя из стоимости закупки подарков - из входящих счетов-фактур. Доначисленная сумма была эквивалентна сумме НДС, предъявленной компании поставщиками. Но вычеты входящего НДС, связанные с данной безвозмездной реализацией, налоговый орган не произвел.
Результатом стал судебный спор (дело № А40-29743/2012-140-143), дошедший до президиума ВАС. Недавно опубликовано Постановление по делу.

ВАС не согласился ни с налоговиками, ни с судами трех инстанций (поддержавшими налоговиков). Они указывали, если компания претендует на вычеты, то она должна заявить право на них в декларации, в данном случае - в уточненной. Фирма, в свою очередь, отказалась подавать уточненку с заявленными вычетами, поскольку тогда признала бы правомерной позицию налогового органа по переквалификации дарения в реализацию.

В постановлении указано: "суды, правомерно согласившись с выводом инспекции о необходимости учета спорных операций при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, необоснованно признали законным отказ инспекции в применении налоговых вычетов сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных обществом при приобретении товаров. ... инспекцией ... было допущено нарушение
пункта 1 статьи 173 Кодекса, выразившееся в отказе уменьшить исчисленную сумму налога на соответствующие налоговые вычеты при том условии, что спор относительно права общества на применение этих вычетов и их размера отсутствовал. У инспекции не было препятствий для определения действительного размера налоговой обязанности ввиду того обстоятельства, что сумма недоимки рассчитывалась в том числе на основании счетов-фактур, в которых были отражены суммы предъявленного продавцом товара налога".

Таким образом, дарение указанных подарков действительно является реализацией. Однако по ней при доначислении НДС налоговикам следует принимать и вычеты, даже несмотря на то, что в декларации право на эти вычеты заявлено не было.
Источник: Audit-it.ru, 27.08.2013 г.


Собственники недвижимости не вправе напрямую обращаться в ИФНС с заявлениями об отмене регистрации юрлиц на своей территории

Постановление Пленума ВАС от 30.07.2013 г. №61 содержит положение, по которому собственники объектов недвижимости должны обращаться с исками об отмене госрегистрации юридических лиц по адресу принадлежащих им помещений исключительно в арбитражный суд, а не напрямую в ИФНС. 

В Постановлении, в частности, говорится, что ИФНС вправе отказать в государственной регистрации юридического лица, если его юридический адрес представляется недостоверным. Об этом могут свидетельствовать следующие пять признаков:
1) по указанному в документах адресу, согласно сведениям ЕГРЮЛ, уже зарегистрировано большое количество фирм, связь с которыми невозможна (корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т. п.);
2) адрес в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с регистрируемым юрлицом (например, по нему расположен орган государственной власти, воинская часть и т. п.);
5) у ИФНС есть заявление собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает регистрировать юрлица по данному адресу.

Тем не менее, в постановлении Пленума ВАС отмечается, что регистрирующий орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с заявлением, бремя подтверждения достоверности представленных сведений, в том числе путем представления дополнительных документов. Помимо этого, ВАС РФ напоминает, что регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в регистрации, указав все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений.

Отмечается, что собственник объекта недвижимости вправе обратиться в арбитражный суд с иском к юридическому лицу о прекращении использования этого объекта в качестве своего юридического адреса. Однако он не имеет права самостоятельно обращаться к регистрирующему органу с требованием о внесении изменений в ЕГРЮЛ. Подобные изменения вносятся лишь на основании вступившего в законную силу решения суда. При этом иск собственника подлежит удовлетворению лишь в том случае, когда регистрирующий орган располагал его заявлением о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу соответствующего объекта недвижимости.
Источник: klerk.ru, 26.08.2013 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты