О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Выпуск № 75 от 31.08.2015. Дайджест актуальных изменений в законодательстве, подготовленный экспертами АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

31.08.2015

При необоснованной налоговой выгоде контроль цен возможен и у "невзаимозависимых" лиц

В письме от 16 июня 2015 г. N ЕД-2-13/710@ ФНС рассказала о применении статей 20 и 40 НК, об определении цен в сделках между лицами, не признаваемыми взаимозависимыми, а также о контроле соответствия цен в сделках между взаимозависимыми лицами рыночным ценам.

Положения статей 20 и 40 НК со дня вступления в силу закона N 227-ФЗ (то есть с 1 января 2012 года) применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаны в соответствии с главой 25 НК до дня вступления в силу 227-ФЗ.

Раздел V.1 НК применяется исключительно к сделкам между взаимозависимыми лицами, а также к сделкам, приравненным к сделкам между взаимозависимыми лицами (например, сделки налогоплательщика с резидентами офшорных зон).

В свою очередь, цены в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными и, как следствие, такие доходы для целей налогообложения не могут быть скорректированы.

Если сделки между взаимозависимыми лицами не признаются контролируемыми, то контроль соответствия цен, применяемых в таких сделках, рыночным ценам осуществляется территориальными налоговыми органами в ходе выездных и камеральных налоговых проверок при условии выявления необоснованной налоговой выгоды

Источник: Audit-it.ru, 20.08.2015 г.


Изменилась плата за предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на бумаге

С 18 августа 2015 года предоставление выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на бумаге юрлицу или ИП о самом себе становится платным. Об этом сообщила ФНС на своем сайте. Размер платы составляет 200 рублей (при предоставлении сведений не позднее пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса). Соответствующие изменения были внесены постановлением правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 809.

Размер платы за срочное предоставление выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган) не изменился и составляет 400 рублей.

В то же время получить сведения из указанных реестров в электронной форме можно бесплатно на сайте ФНС с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Выписка или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF. Документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Кроме того, подпись визуализирована, в том числе при распечатывании выписки или справки.

ФНС отметила, что такая выписка или справка об отсутствии информации равнозначна выписке (справке) на бумаге, подписанной собственноручно должностным лицом налогового органа и заверенной печатью.

Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

ФНС предоставляет данные сведения соответствующим органам по межведомственному запросу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Источник: Audit-it.ru, 19.08.2015 г.


Срок владения жильем, доходы от продажи которого освобождаются от НДФЛ, увеличен

УФНС по Псковской области напоминает, что федеральным закон от 29.11.2014 N 382-ФЗ увеличен до 5 лет минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества, доходы от продажи которого освобождаются от налогообложения (изменения вступают в силу с 1 января 2016 года).

В то же время статья 217.1 НК предусматривает для некоторых случае и трехгодичный срок владения, при котором доходы от продажи имущества освобождаются от НДФЛ. Так, трехлетний срок применяется, если право собственности на объект получено налогоплательщиком:

  • в порядке наследования или по договору дарения от физлица, признаваемого членом семьи и (или) близким родственником этого налогоплательщика в соответствии с Семейным кодексом;
  • в результате приватизации;
  • в результате передачи имущества по договору пожизненного содержания с иждивением.

Отметим что, такой порядок налогообложения доходов физлиц от продажи недвижимого имущества будет применяться в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность физлиц после 1 января 2016 года. Что касается доходов, полученных от продажи недвижимости приобретенной до 2016 года, то на такие доходы будет распространяться порядок налогообложения, действующий до принятия описываемой поправки.

Указанный порядок обложения налогом доходов от продажи жилья будет применяться ко всем объектам независимо от того, является ли продаваемое жилье единственным.

Источник: Audit-it.ru, 18.08.2015 г.


Минфин: перечисление НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке не допускается

Организация выплачивает заработную плату своим сотрудникам два раза в месяц. За отработанное время как в первую, так и во вторую половину месяца производится удержание НДФЛ.

В письме от 22.07.15 № 03-04-06/42063 Минфин напомнил о пункте 3 статьи 226 НК. Согласно этой норме исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Ведомство уже не впервые приходит к выводу, что в последний день месяца, за который налогоплательщику был начислен доход в виде оплаты труда, налоговым агентом производится исчисление сумм налога. До истечения месяца доход в виде оплаты труда не может считаться полученным налогоплательщиком. Соответственно, до окончания месяца налог не может быть исчислен.

Удержание у налогоплательщика исчисленной по окончании месяца суммы налога производится налоговым агентом из доходов только при их фактической выплате после окончания месяца, за который эта сумма налога была исчислена.

Согласно пункту 2 статьи 223 НК датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

Так что при выплате зарплаты за предшествующий месяц необходимо удержать исчисленный за предшествующий месяц налог и в зависимости от способа расчетов с сотрудниками перечислить его в бюджет либо в день получения в банке наличных денежных средств, либо в день фактического перечисления дохода со счета налогового агента в банке на счета налогоплательщиков. Перечисление НДФЛ налоговым агентом в авансовом порядке, то есть до даты фактического получения налогоплательщиком дохода, не допускается.

О противоречивых мнениях ФНС на эту тему мы рассказывали ранее. Минфин в течение более чем двух лет свое мнение в целом не менял, однако описанный подход применял только к ситуации перечисления денежных средств с расчетного счета организации на счета работников. При этом при выплате зарплаты наличкой из выручки ведомство предлагало применять абзац второй пункта 6 статьи 226 НК.

Источник: Audit-it.ru, 19.08.2015 г.


Для подтверждения перевозки груза автотранспортом нужна транспортная накладная

В письме от 20.07.15 № 03-03-06/1/41407 Минфин напомнил, что теперь согласно закону о бухучете формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта, при этом следует соблюсти перечень обязательных реквизитов первички.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 785 Гражданского кодекса заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или ГК).

Форма и порядок заполнения транспортной накладной установлены правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденными постановлением правительства РФ от 15.04.2011 N 272.

На основании пункта 6 правил перевозок грузов, оформление транспортной накладной по форме согласно приложению N 4, необходимо для подтверждения заключения договора перевозки груза, заключило ведомство.

Источник: Audit-it.ru, 19.08.2015 г.


С 1.01.2016 вводится новый Общероссийский классификатор основных фондов

С 1 января 2016 года вводится в действие новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008). Напомним, что он был утвержден приказом Росстата от 12 декабря 2014 г. N 2018-ст.

ОКОФ разработан на основе гармонизации с системой национальных счетов (СНС 2008) ООН, Еврокомиссии, ОЭСР, МВФ и Группы Всемирного банка, а также с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

ОКОФ, как указано в нем самом, предназначен для обеспечения информационной поддержки в решении следующих задач:

  • переход на классификацию основных фондов, принятую в международной практике на основе СНС 2008;
  • проведение работ по оценке объемов, состава и состояния основных фондов;
  • реализация комплекса учетных функций по основным фондам;
  • осуществление международных сопоставлений по составу основных фондов;
  • расчет экономических показателей, включая фондоемкость, фондовооруженность, фондоотдачу и другие;
  • расчет рекомендательных нормативов проведения капитальных ремонтов основных фондов.

Источник: Audit-it.ru, 19.08.2015 г.


Что делать юрлицам при ликвидации банка

145 банков остались без лицензии с момента вступления в должность руководителя Центробанка Эльвиры Набиуллиной. Если схема действия физлиц в подобной ситуации проработана достаточно четко, то вопрос о том, что делать юридическому лицу, деньги которого "зависли" в банке с отозванной лицензией, фактически остается открытым. В попытке внести ясность Право.Ru обратилось к экспертам.

В среду, 12 августа, Центробанк оставил без лицензии Пробизнесбанк, самый крупный банк группы "Лайф". Уже известно, что в целях сохранения фонда страхования вкладов, власти могут впервые применить для помощи вкладчикам новый механизм – передачу вкладов другой кредитной организации. Такую возможность предполагают прошлогодние поправки в закон "О несостоятельности (банкротстве)", принятые после того, как зачистка банковского рынка привела к резкому сокращению средств в фонде страхования вкладов.

В первую очередь переданы будут живые активы и застрахованные вклады физлиц, цитирует РБК аналитика Fitch Александра Данилова. И только если после этого еще остаются нормальные активы, речь может идти о передаче вкладов сверх страховой суммы "или даже средств юрлиц".

Если в случае с физлицами схема действий относительно понятна, то о способах вернуть средства юрлицу информации немного. Причина проста – на деле вероятность возвращения средств для юрлица стремится к нулю.

Без шансов?

Крупные клиенты банка могут полностью избежать проблем – наиболее вероятным сценарием будет узнать о проблемах банка от сотрудников. "Сначала появляются проблемы, о которых руководство, конечно же, знает, потом приходит ЦБ – то есть всегда время есть. В случае с крупными компаниями вывести деньги с расчетного счета или закрыть депозит можно достаточно быстро и безболезненно: есть возможность перекинуть деньги на другой счет или же заплатить со счета зарплату или налоги. Подобные действия никак не оспорить. Поэтому крупные компании обычно редко страдают. Как правило, на счете остаются копейки, и крупные клиенты не особо грустят по этому поводу", – описывает ситуацию Александр Боломатов, партнер компании "ЮСТ".

Однако для обычных клиентов и клиентов с небольшими остатками на счетах ситуация выглядит иначе – в данном случае, к сожалению, закон предусматривает лишь простое включение в реестр кредиторов банка с перспективой вернуть в лучшем случае совсем небольшой процент от суммы переданных банку денежных средств, констатирует Боломатов.

По его словам, при существующей на сегодняшний день ситуации, когда государство ничего не гарантирует и, соответственно, не возмещает юрлицам, с деньгами, оказавшимися на счете потерявшего лицензию банка, можно проститься. "Специально закон ничего не предусматривает, а практика показывает, что тебе ничего не дадут. Страхование же предусмотрено только для физлиц при некоммерческой деятельности", – напоминает юрист.

Для большинства мелких вкладчиков сообщение о прекращении деятельности банка звучит как гром среди ясного неба. "С ними никто не связывается по этому поводу, ничего не рассказывает, не объясняет", – поясняет Боломатов.

С физической точки зрения у них появляется право требования – договор с банком, который не исполняется. При банкротстве начинается конкурсное производство, соответственно необходимо заявить в суд о включении требований в реестр кредиторов. Администрация банка, как правило, дает выписку о сумме на счете. Суд включает их в реестр, выносит определение, происходит формирование реестра. Однако затем в дело вмешивается Агентство по страхованию вкладов с преимущественным удовлетворением претензий, рассказывает юрист: "В итоге все деньги, которые есть, они, как правило, забирают себе".

Если у крупной компании при банкротстве есть шанс хоть что-то получить, то в банке он фактически равен нулю, отмечает эксперт. "С мелкими вкладами – стоит забыть и жить дальше", – делает вывод Боломатов.

Есть план

Тем не менее формальная схема действий по возврату средств существует. "После отзыва лицензии ЦБ РФ назначает временную администрацию, которую возглавляет один из сотрудников ЦБ, и в ее состав также обычно входят сотрудники Агентства по страхованию вкладов", – рассказывает Олег Хохлов, партнер банковской и финансовой практики Goltsblat BLP.

"Первые шаги юрлица – подача документов для включения в реестр требований кредиторов, а также разработка стратегии возврата средств совместно с внутренним юрдепартаментом или консультантами, которая может включать в себя иски к акционерам и менеджменту банка, а также подача заявлений о возбуждении уголовного дела при наличии признаков мошенничества, преднамеренного банкротства и других преступлений, приведших к отзыву лицензии или появлению недостоверной отчетности о счетах юрлица", – объясняет Хохлов.

Ликвидация: что происходит?

Если надежда на возврат средств все же не угасла, имеет смысл разобраться, что именно происходит после лишения банка лицензии: это поможет понять необходимость и вероятную эффективность предпринимаемых действий.

"В том случае, если у кредитной организации отозвана лицензия на осуществление банковских операций, то наступают правовые последствия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". Так, в частности, запрещается совершение сделок с имуществом кредитной организации, в том числе исполнение кредитной организацией обязательств, за исключением сделок, связанных с текущими обязательствами кредитной организации. Возврат средств, "зависших" на банковских счетах организации, к текущим обязательствам не относится", – объясняет Владислав Кораблин, юрист банковской и финансовой практики "Пепеляев Групп". - В то же время кредитная организация осуществляет возврат клиентам их ценных бумаг и иного имущества, принятых или приобретенных за их счет по договорам хранения, доверительного управления, депозитарным договорам и договорам о брокерском обслуживании".

Как пояснил Кораблин, после отзыва лицензии в отношении банка может принято решение:
1) о его принудительной ликвидации по решению Банка России (ст. 23.1 ФЗ от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", при том согласно ст. 23.3 закона со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о ликвидации кредитной организации наступают последствия, предусмотренные параграфом 4.1 главы IX ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" для случаев признания кредитной организации несостоятельной (банкротом) либо
2) об обращении с требованием о признании кредитной организации несостоятельной (в данном случае также будут применяться положения нового параграфа 4.1 главы IX ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").

Информацию о необходимых действиях и о происходящих с банком процессах можно найти в разделе "Ликвидация кредитных организаций" на сайте Банка России. Там будет содержаться четкая информация о порядке, сроках и месте предъявления требований кредиторов.

В соответствии с п. 12 ст. 189.32, п. 1, 2 ст. 189.85 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявлять свои требования в течение всего срока действия временной администрации, а также в течение определенного времени в ходе конкурсного производства (такой срок определяется в объявлении конкурсного управляющего, но не может быть менее 60 дней со дня опубликования сообщения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства). Как правило, именно такой срок (60 дней) и закрепляется в объявлении конкурсного управляющего или ликвидатора, поясняет Кораблин.

При этом если требование кредитора будет заявлено после истечения срока, то оно может быть включено только "за реестр" (то есть подлежит удовлетворению лишь за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр).

К требованию, направляемому в адрес временной администрации (конкурсного управляющего, ликвидатора) надо приложить достаточные доказательства наличия и размера задолженности (например, документы, указанные в п. 14 ст. 189.32 и ст. 189.85 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"). Далее управляющий в течение 30 дней рассматривает требование и уведомляет кредитора о включении требования в реестр, или об отказе в таком включении, или о включении в этот реестр требования в неполном объеме.

"В случае несогласия с решением управляющего кредитор вправе предъявить в арбитражный суд возражения на решение управляющего в течение 15 дней. Далее уже арбитражный суд рассматривает судьбу требования", – говорит Кораблев. При этом, обращает внимание юрист, согласно практике применения новых положений закона суды тщательно проверяют соблюдение кредиторами всех требований, предусмотренных действующим законодательством (в том числе наличие необходимых доказательств, соблюдение претензионного порядка, наличие необходимых приложений к возражениям).

Источник: Право.ру, 17.08.2015 г.


ФНС обновила порядок отправки налогоплательщикам документов в электронном виде

Приказом от 15 апреля 2015 г. N ММВ-7-2/149@ ФНС утвердила порядок направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Признаются утратившими силу отдельные положения приказа ФНС от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@.

Новый порядок касается таких документов, как решения о проверках и по их итогам, о приостановлении операций по счетам, требования о представлении пояснений, уведомления о вызове налогоплательщика, налоговые уведомдения и многие другие.

При их направлении предусмотрены следующие технологические электронные документы:

  • подтверждение даты отправки
  • квитанция о приеме
  • уведомление об отказе в приеме
  • извещение о получении электронного документа.

Участники информационного обмена должны не реже одного раза в сутки проверять поступление документов и технологических электронных документов. Датой направления (отправки) документа в электронной форме по ТКС считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки. При получении налоговым органом квитанции о приеме документа датой его получения считается дата принятия, указанная в квитанции о приеме.

Источник: Audit-it.ru, 18.08.2015 г.


Минфин разъяснил, как учитывать проценты по займам между взаимозависимыми лицами

В письме от 15 июля 2015 г. N 03-01-18/40737 Минфин указал, что в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок по предоставлению займа стороны не обязаны определять проценты в соответствии с нормами НК.

Однако для целей налогообложения прибыли проценты по долговым обязательствам должны учитываться согласно статье 269 НК.

Абзацем 3 пункта 1 указанной статьи установлено, что в общем случае с 1 января 2015 года по долговым обязательствам любого вида, возникшим в результате сделок, признаваемых контролируемыми, доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки.

При этом пунктом 1.1 статьи 269 НК установлено, что по долговому обязательству, возникшему в результате контролируемой сделки, налогоплательщик вправе признать доходом (расходом) процент, исчисленный исходя из фактической ставки по таким долговым обязательствам, в рамках установленных интервалов предельных значений процентных ставок по долговым обязательствам.

При несоблюдении условий, установленных абзацами первым - третьим вышеуказанного пункта, по указанным обязательствам доходом (расходом) признается процент, исчисленный исходя из фактической ставки с учетом положений раздела V.1 НК.

Положения статьи 269 НК применяются в отношении процентов, начисляемых с 1 января 2015 г. по договорам, заключенным как до 1 января 2015 г., так и после этой даты.

Кроме того, особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения, предусмотренные абзацами 1-3 пункта 1.1 статьи 269 НК, в отношении сделок между взаимозависимыми лицами возможно применять, по мнению Минфина, в том числе в случаях, если такие сделки не признаются контролируемыми.

Источник: Audit-it.ru, 17.08.2015 г.


Многоуровневая схема с дроблением и реорганизациями не помогла уйти от налогов

ООО «А» на праве собственности принадлежал торгово-развлекательный центр (ТРЦ), сдаваемый в аренду. Компания применяла общую систему налогообложения.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, НДС, пени и штраф, установив, что помещения сдавались в аренду по минимальным ценам подконтрольным компании фирмам ("фирмы схемы 1"), применявшим УСН, с целью последующей сдачи указанных помещений в субаренду по более высоким ценам. При этом все компании зарегистрированы по одному адресу, с одинаковыми видами деятельности, численность каждой компании – 1 человек (учредитель и руководитель в одном лице). Установлено, что денежные средства, полученные участниками схемы 1 после уплаты налогов и платежей, перечислялись на счет ООО «А» в виде займов. При определении действительных цен аренды инспекция применила метод «последующей реализации».

Затем ООО «А» было реорганизовано путем выделения из него 7 фирм ("фирмы схемы 2"), между которыми были распределены торговые площади и коммуникации ТРЦ. Задолженность налогоплательщика по займам, включая проценты, перед организациями 1-ой схемы, передана в соответствии с разделительным балансом организациям 2-ой схемы. После этого задолженность по займам нивелировалась в связи с присоединением организаций 1-ой схемы к организациям 2-ой схемы.

Денежные средства, поступающие на счета фирм 2-ой схемы за аренду, не оставались в их распоряжении, а перечислялись в счет возврата кредитов и процентов по ним в банки и другим фирмам за ООО «А».

Суды трех инстанций (дело № А03-5799/2013) согласились с выводами инспекции о создании схем, целью которых было получение необоснованной налоговой выгоды. Судья ВС (304-КГ15-8734от 13.08.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Источник: Audit-it.ru, 21.08.2015 г.


За неуплату страховых взносов предложено ввести уголовную ответственность

Законодательное Собрание Нижегородской области внесло в Госдуму законопроект № 869604-6 о внесении изменений в Уголовный кодекс. "Налоговые" статьи УК предложено распространить на неуплату страховых взносов.

Изменения вносятся в статьи:

  • 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации"
  • 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента"
  • 199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".

Наименования и описания составов преступления по каждой из этих статей предполагается дополнить упоминанием страховых взносов.

Кроме того, в статье 199.1 в случае принятия законопроекта будут упоминаться также "налогоплательщики" (по-видимому, ради распространения наказания на случаи неуплаты налогов ИП, а также на физлиц-не ИП): ее наименование будет звучать как "Неисполнение обязанностей налогоплательщика, налогового агента и плательщика страховых взносов". В итоге за неуплату налогов, а также взносов, по замыслу авторов, организации (выступающие в качестве налогоплательщиков и плательщиков взносов) надо наказывать сразу по двум статьям УК - 199 и 199.1 на выбор (предусматривающими разные меры наказания). Вероятно, на этот счет в случае дальнейшего прохождения законопроекта в него еще внесут поправки.

Источник: Audit-it.ru, 27.08.2015 г.


ФНС перечислила, какие документы налоговики могут запросить при камералке по НДС

В письме от 10 августа 2015 года № ЕД-4-15/13914@ ФНС напомнила, что пунктом 8 статьи 88 НК установлены особенности проведения камеральных проверок деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в правомерность применения вычетов.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщикам, в случае использования приобретенного в операциях, облагаемых НДС, подлежат вычетам после принятия на учет на основании счетов-фактур и при наличии соответствующих первичных документов.

В налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика.

Налоговики могут выявить противоречия между сведениями об операциях, содержащимися в декларации, либо при выявлении несоответствия сведениям, указанным в декларации контрагента, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. Если такие противоречия или несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате либо о завышении суммы к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям.

В этой связи, по мнению ФНС, в указанных случаях налоговый орган в рамках проведения камеральной проверки декларации по НДС вправе истребовать копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, а также выставленные счета-фактуры.

Все то же самое ФНС продублировала и в другом своем письме от той же даты - от 10 августа 2015 г. N СД-4-15/13914@.

Источник: Audit-it.ru, 28.08.2015 г.


ФНС прояснила нюансы расчета налога на имущество физлиц с кадастровой стоимости

В своей "информации" от 7 августа 2015 года ФНС разъяснила ряд вопросов, касающихся исчисления налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости.

Сведения о кадастровой стоимости, и другую информацию, в том числе о кадастровом номере объекта недвижимости, можно узнать по запросу в органах Росреестр, а также на их официальных сайтах, используя сервис "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online" раздела "Электронные услуги и сервисы". Информация по оспариванию размера кадастровой стоимости объектов также размещена на указанном сайте Росреестра (Главная/Физическим лицам/Полезная информация/Как узнать и пересмотреть кадастровую стоимость недвижимости).

ФНС перечислила объекты налогообложения и применяемые к ним ставки налога, привела сведения о вычетах в зависимости от вида объекта (квартира, комната, жилой дом и т.д.).

Для снижения налоговой нагрузки на граждан предусмотрен особый порядок расчета на переходный 4-летний период:

  • если сумма налога, исчисленная исходя из кадастровой стоимости, превысит сумму налога, рассчитанную за последний налоговый период исходя из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитываться по специальной формуле, предусматривающей плавное увеличение налога в течение 4-х лет на коэффициент 0,2;
  • если сумма налога, исчисленная по кадастровой стоимости, будет меньше суммы налога, исчисленной из инвентаризационной стоимости, налог будет рассчитан налогоплательщику в полном объеме исходя из кадастровой стоимости.

Эти варианты налоговая служба проиллюстрировала на примерах, в которых приведен расчет налога на 2015 год.

При изменении в течение года права собственности на объекты расчет налога производится с коэффициентом, равным отношению числа полных месяцев, в течение которых объект находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в году. Если возникновение права собственности на имущество произошло до 15 числа месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15 числа месяца, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права. Если возникновение права собственности на имущество произошло после 15 числа месяца или прекращение указанного права произошло до 15 числа месяца включительно, месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при определении коэффициента.

На сайте ФНС в разделе "Налог на имущество физических лиц 2016" можно ознакомиться с информацией об особенностях нового порядка налогообложения имущества физлиц, а также рассчитать самостоятельно предполагаемую к уплате в 2016 году сумму налога на имущество за 2015 год, используя сервис "Предварительный расчет налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости".

Источник: Audit-it.ru, 27.08.2015 г.


Фактическое использование зданий для "кадастрового" налога не будет таковым

Единый портал разместил текст проекта приказа Минэкономразвития, которым планируется утвердить порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

Порядок определения вида фактического использования зданий необходим для целей применения налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости. Напомним, что региональные перечни зданий, облагаемых "кадастровым" налогом, формируются с учетом вида фактического использования зданий - административно-деловые, офисные, торговые.

На федеральном уровне порядок определения вида фактического использования зданий пока что не установлен. Используется ли фактически конкретный объект как административно-деловое или торговое здание, на уровне субъекта РФ решается в порядке, установленном нормативным правовым актом этого субъекта РФ. Об этом сообщал Минфин.

Ранее портал заявил, что к марту 2016 года власти намерены установить единый федеральный порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.

Появившийся текст проекта проливает свет на изобретенный властями способ решения проблемы. В частности, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений будет определяться уполномоченным органом субъекта РФ с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК на основе сведений государственного кадастра недвижимости о назначении данных объектов. В отсутствие таких сведений будут использоваться данные об установленных видах разрешенного использования земельных участков, на которых расположены указанные объекты.

Источник: Audit-it.ru, 26.08.2015 г.


В каком случае при получении аванса отсутствует обязанность по уплате НДС

В августе 2010 года между ООО (покупатель) и ОАО (продавец) заключен договор поставки запасных частей. В 3 квартале 2011 года на расчетный счет продавца поступил аванс. На сумму невозвращенных авансов по договору в сентябре было заключено соглашение о новации, согласно которому обязательства продавца по поставке запасных частей изменены на заемные обязательства. Заем подлежал возврату до 30 сентября 2012 года включительно, а на сумму займа начисляется 8,25% годовых.

Поставка запчастей в 2011-2012 году не производилась.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании НДС, пени и штраф, решив, что ОАО должно включить сумму полученного аванса в налоговую базу по НДС. По мнению инспекции, соглашение о новации не освобождает налогоплательщика от обязанности исчисления и уплаты в бюджет НДС с суммы полученных авансов в рамках действия договора поставки.

Суды трех инстанций (дело № А81-3742/2014) признали недействительным решение инспекции, указав, что с момента подписания соглашения о новации сумма ранее полученного налогоплательщиком аванса признается суммой займа. В данном случае соглашение о новации заключено сторонами в периоде получения авансовых платежей - в 3 квартале 2011 года.

Учитывая, что сумма займа не является объектом налогообложения по НДС, денежные средства, полученные до поставки товаров, и которые новированы в заем, не являются авансовыми платежами и не образуют налоговую базу в порядке, предусмотренном статьей 162 НК, указали суды (постановление кассации Ф04-21660/2015 от 19.08.015)

Источник: Audit-it.ru, 25.08.2015 г.


Скоро любые пользователи смогут интегрировать к себе сведения из ЕГРЮЛ

В письме от 17 августа 2015 г. № ГД-4-14/14515@ ФНС сообщила о предоставлении сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП с использованием интернет-технологий.

Административным регламентом ФНС предусмотрено предоставление пользователю дополнительной возможности получать сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП с использованием интернет-технологий для использования в своих информационных системах. Это делается в форме абонентского обслуживании одного рабочего места.

Полученные из реестров сведения для интеграции обрабатываются программными средствами заявителя.

Указанное возможно также в случае, если реквизиты доступа к сведениям ЕГРЮЛ/ЕГРИП в виде абонентского обслуживания одного рабочего места были предоставленные ранее в соответствии с приказом ФНС от 31 марта 2009 г. № ММ-7-6/148@. При этом реквизиты доступа к сведениям ЕГРЮЛ/ЕГРИП действуют до окончания срока их действия.

Более подробную информацию о получении доступа к ЕГРЮЛ и ЕГРИП можно узнать на сайте ФНС www.nalog.ru в разделе «Электронные сервисы» в рубрике «Доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП».

Веб-сервис ФНС, с помощью которого любые заинтересованные лица, в том числе коммерческие организации, могут получить и интегрировать в свои информационные системы сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, будет опубликован в третьем квартале 2015 года.

Источник: Audit-it.ru, 25.08.2015 г.


Когда учесть проценты, если предусмотрена их выплата вместе с возвратом займа

Компания учла во внереализационных расходах при исчислении налога на прибыль проценты за пользование заемными средствами равномерно в течение срока действия договора - в течение 2010-2012 годов.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила налог на прибыль, пени и штраф, указав на условие дополнительных соглашений к договорам займа, в соответствии с которым проценты выплачиваются одновременно с возвратом кредитов.

Суды трех инстанций (дело № А40-194898/2014) признали решение инспекции законным, указав на положения статей 265, 269, 272, 328 НК, в соответствии с которыми расходы по уплате процентов не могли возникнуть у компании ранее срока, установленного договором займа, следовательно, их отнесение в уменьшение налогооблагаемой базы неправомерно.

В состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов (подпункт 2 пункта 1 статьи 265 НК). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы их оплаты (пункт 1 статьи 272 НК).

В решении кассации (Ф05-10120/2015 от 06.08.2015) указано: «поскольку в кредитных договорах уплата процентов за пользование заемными средствами привязана ко времени возврата суммы займа (кредита), то и обязанность по учету процентов по этому договору в составе внереализационных расходов в налоговом учете возникает не на конец каждого месяца, а только в момент полного погашений всей суммы кредита (в 2013- 2015) или его части (в случае частичного досрочного погашения)».

Таким образом, при отсутствии в кредитных договорах условий об уплате процентов ежемесячно компания неправомерно включала начисленные, но не уплаченные проценты в состав внереализационных расходов, решили суды.

Как видим, налоговики все еще действуют вразрез с рекомендациями ФНС (которые не меняются уже несколько лет), а суды смешивают кассовый метод и метод начисления, а также игнорируют волю законодателя (выразившуюся в поправках, внесенных федзаконом от 28.12.2013 № 420-ФЗ), хотя известны случаи, когда новые нормы суды применяли и к "старым" периодам.

Источник: Audit-it.ru, 24.08.2015 г.


Минфин уточнил нормы об учете ошибок применительно к налогу на прибыль

В письме от 22 июля 2015 г. N 03-02-07/1/42067 Минфин дал разъяснения о включении в налоговую базу по налогу на прибыль текущего отчетного (налогового) периода суммы выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, а также о перерасчете налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

По общему правилу при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе поступить так же и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.

С учетом этого Минфин полагает, что организация вправе включить в налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода сумму выявленной ошибки, которая привела к излишней уплате налога в предыдущем отчетном (налоговом) периоде, только в том случае, если в текущем отчетном (налоговом) периоде получена прибыль.

Если по итогам текущего отчетного (налогового) периода получен убыток, необходимо произвести перерасчет налоговой базы за период, в котором произошла ошибка.

Источник: Audit-it.ru, 25.08.2015 г.


Если запрос подан до 18 августа, то возможна бесплатная бумажная выписка о себе

В письме от 11 августа 2015 г. № ГД-4-14/14094@ ФНС напомнила, что с 18 августа 2015 года предоставление выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП на бумаге юрлицу или ИП о самом себе становится платным и стоит 200 рублей (при предоставлении сведений не позднее пяти дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса). Соответствующие изменения были внесены постановлением правительства РФ от 6 августа 2015 г. № 809, которое вступило в силу 18 августа.

Размер платы за срочное предоставление выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления запроса в регистрирующий орган) не изменился и составляет 400 рублей.

Получить сведения из указанных реестров в электронной форме можно бесплатно на сайте ФНС с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Выписка или справка об отсутствии запрашиваемой информации формируется в формате PDF. Документ подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью, которая визуализирована, в том числе при распечатывании выписки или справки.

Такая выписка или справка об отсутствии информации равнозначна выписке (справке) на бумаге, подписанной собственноручно должностным лицом налогового органа и заверенной печатью.

Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП. ФНС предоставляет данные сведения соответствующим органам по межведомственному запросу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

По запросам, полученным налоговым органом (направленным в налоговый орган почтовым отправлением) до вступления в силу постановления № 809 (то есть до 18 августа), сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП предоставляются юрлицу или ИП о нем самом на бумажном носителе бесплатно.

Источник: Audit-it.ru, 24.08.2015 г.


Сайт ФНС теперь официально предоставляет услуги налоговых калькуляторов

Приказом ФНС от 11 августа 2015 г. № СА-7-6/344@ внесены изменения в приказ от 24.12.2013 № ММВ-7-6/635@ об официальном интернет-сайте ФНС.

По сути, положение о сайте ФНС, а также регламент его наполнения полностью изложены в новой редакции.

Дополнен перечень интерактивных услуг, предоставляемых сайтом. Теперь это:

  • получение доступа к личным кабинетам (ЛК) налогоплательщика (физического, юридического лица и ИП);
  • возможность получения усиленной неквалифицированной электронной подписи для ЛК физических лиц;
  • заполнение платежного поручения;
  • возможность сформировать платежные документы;
  • возможность осуществить оплату в режиме онлайн;
  • возможность подать документы на госрегистрацию в электронном виде для юрлиц и ИП;
  • возможность представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде;
  • возможность получения информации о потенциальном контрагенте из ЕГРЮЛ;
  • доступ к ЕГРЮЛ и ЕГРИП;
  • получение сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП;
  • получение выписки ЕГРЮЛ/ЕГРИП через интернет;
  • получение открытых и общедоступных сведений ЕГРН об иностранных организациях (эта функция добавлена в перечень);
  • определение адреса налоговой инспекции;
  • возможность записаться на прием в налоговую инспекцию в режиме онлайн;
  • возможность подать заявление о постановке на учет;
  • возможность узнать ИНН;
  • возможность расчета налогов с помощью специализорованных калькуляторов (эта функция добавлена в перечень);
  • многие другие.

Источник: Audit-it.ru, 24.08.2015 г.


Неудержанный НДФЛ не взыскивается с налогового агента и не отражается в КРСБ

В письме от 4 августа 2015 года № ЕД-4-2/13600 ФНС расскзала о порядке отражения в карточке «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) выявленных при выездной проверке налогового агента сумм не удержанного (не полностью удержанного) НДФЛ.

Пунктом 1 статьи 46 НК предусмотрена возможность взыскания с налогового агента суммы неуплаченного налога, которая может быть реализована только в случае удержания налоговым агентом причитающихся к уплате в бюджет сумм налога. До этого момента должником бюджета является не налоговый агент, а налогоплательщик (пункт 2 статьи 45 НК).

Поскольку в соответствии с пунктом 9 статьи 226 НК уплата НДФЛ за счет средств налоговых агентов не допускается, в силу статей 8, 45 и пункта 1 статьи 46 НК у налогового органа отсутствуют правовые основания для взыскания с налогового агента за счет его средств не удержанного с физлиц НДФЛ, а, следовательно, отсутствуют и основания для взыскания пени за несвоевременную уплату налога.

В связи с изложенным, выявленные в ходе выездной проверки суммы неудержанного (удержанного не полностью) налоговыми агентами НДФЛ не следует отражать в КРСБ налогового агента по указанному налогу.

Источник: Audit-it.ru, 24.08.2015 г.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация