О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 31.10.2016

31.10.2016

Оформление кассовых документов после завершения кассовых операций - не нарушение

В ходе проверки полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью ИФНС установила, что при пересчете наличности в кассе кассиром-операционистом сумма составила 43 712 рубля, а в справке-отчете указана выручка за рабочий день в сумме 40 803 рубля. Инспекция привлекла компанию к ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП в виде штрафа в размере 40 тысяч рублей.

Компания оспорила решение в суде (дело № А40-5659/2016), ссылаясь, в том числе, на разъяснения ЦБ от 09.07.2015 № 29-1-1-6/24680 – при применении контрольно-кассовой техники приходные и расходные кассовые ордера могут быть оформлены в конце рабочего дня после закрытия смены и прекращения кассовых операций. В данном случае, денежные средства поступили в кассу компании после составления справки-отчета.

Суды двух инстанций (дело № А40-5659/2016) отменили решение инспекции, установив, что проверка соблюдения кассовой дисциплины проводилась компанией в середине рабочего дня до окончания проведения кассовых операций.

В решении апелляции (09АП-32860/2016 от 09.08.2016) указано: «Общество не допускало нарушение кассовой дисциплины, поскольку оформление кассовых документов после завершения кассовых операций в конце дня при применении контрольно-кассовой техники нарушением не является».

31 октября 2016 г.


Срок уплаты налога в следующем периоде после выплаты зарплаты: как заполнить 6-НДФЛ

В письме от 24.10.16 № БС-4-11/20126@ ФНС рассмотрела ситуацию, когда зарплата, начисленная за сентябрь 2016 года, выплачивается в последний рабочий день месяца – 30 сентября.

В таком случае срок перечисления налога, удержанного с заработной платы 30 сентября 2016 года, наступает в другом отчетном периоде – 3 октября 2016 года. Поэтому отсутствуют основания для отражения данной операции в разделе 2 расчета 6-НДФЛ за 9 месяцев 2016 года. При этом сумма начисленного дохода в виде зарплаты, исчисленного и удержанного налога подлежит отражению в строках 020, 040 и 070 раздела 1 расчета за 9 месяцев 2016 года.

В разделе 2 расчета за 2016 год рассматриваемая операция отражается следующим образом:

  • по строке 100 «Дата фактического получения дохода» – 30.09.2016,
  • по строке 110 «Дата удержания налога» – 30.09.2016,
  • по строке 120 «Срок перечисления налога» – 03.10.2016,
  • по строкам 130 и 140 – суммы зарплаты и налога.

28 октября 2016 г.


КС РФ признал законным введение торгового сбора в Москве

Судьи отклонили запрос депутатов Госдумы, выразивших несогласие с введением торгового сбора в Москве (Определение КС РФ от 11 октября 2016 г. № 2152-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и Закона города Москвы «О торговом сборе»). 

Напомним, что группа депутатов Госдумы написала запрос в КС РФ, в котором оспорила конституционность Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 382-ФЗ) и Закона города Москвы от 17 декабря 2014 года № 62 «О торговом сборе». 

В обоснование своей позиции депутаты напомнили, что при принятии Закона № 382-ФЗ Госдумой были допущены существенные нарушения законодательной процедуры. В частности, поправки, предусматривающие введение торгового сбора, были внесены во втором чтении. В соответствии с регламентом, это предполагало возвращение проекта закона на рассмотрение в процедуре первого чтения. Но сделано этого не было. Кроме того, после внесения поправок проект закона стал касаться предмета совместного ведения РФ и субъектов РФ в части установления общих принципов налогообложения и сборов. А потому его необходимо было направить на согласование законодательным (представительным) и высшим исполнительным органам власти субъектов РФ, что также сделано не было. Не была проведена и оценка регулирующего воздействия законодательных актов, несмотря на то, что в них затрагиваются вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности. 

Еще одним спорным моментом стали нарушения гарантий единого экономического пространства РФ и поддержки конкуренции. Так как торговый сбор введен только в Москве, это ставит в неравное положение столичных предпринимателей с торговцами из других городов страны. При этом размеры ставок торгового сбора в Москве для отдельных видов объектов торговой сети чрезмерны для плательщиков, а правила их определения приводят к нарушению принципов конкуренции и ставят в худшее положение субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с крупными торговыми сетями, посчитали депутаты. 

Отвечая на вышеприведенные доводы, КС РФ напомнил, что у него нет обязанности интерпретировать любое нарушение установленной процедуры принятия федерального закона как свидетельство его неконституционности. Иное означало бы осуществление фактической проверки соответствия федерального закона по порядку принятия не Конституции РФ, а иным нормативным правовым актам (Постановление КС РФ от 14 февраля 2013 года № 4-П). Это означает, что не любое отступление от установленного порядка принятия федеральных законов при принятии конкретного федерального закона может быть признано нарушением Конституции РФ.

Судьи напомнили, что проект федерального закона № 527250-6, на основании которого впоследствии был принят Закон № 382-ФЗ, был внесен в Госдуму 21 мая 2014 года и содержал поправки в часть вторую НК РФ, направленные на совершенствование налогового администрирования НДС, НДФЛ и налога на прибыль организаций с учетом сложившейся правоприменительной практики. Концепции данного законопроекта, принятого в первом чтении, не противоречило включение в него в процедуре второго чтения иных поправок, имеющих ту же цель, в том числе положений о торговом сборе.
Интересы субъектов РФ при принятии оспариваемого закона нарушены не были, так как он был одобрен Советом Федерации, который призван представлять интересы субъектов РФ (Постановление КС РФ от 12 апреля 1995 года № 2-П). 

Обязательного проведения оценки регулирующего воздействия законопроектов, касающихся налогов и сборов, законодательно не установлено. Нормы права допускают лишь возможность такой оценки. Данная экспертиза не является элементом какой-либо стадии федерального законодательного процесса (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», постановление Правительства РФ от 17 декабря 2012 года № 1318). 

Кроме того, по мнению судей, отсутствуют основания рассматривать торговый сбор, как препятствие для свободного движения товаров на территории РФ, так как это местный сбор, рассчитанный на столичных торговцев. А в виду того, что он подлежит вычету по налогу на прибыль организаций и НДФЛ, то его нельзя рассматривать как излишнее обременение для предпринимателей. 

Что касается довода о том, что субъекты малого и среднего предпринимательства находятся в худшем положении по сравнению с крупными торговыми сетями из-за правил определения ставок сбора, то законодатель, с точки зрения представителей КС РФ, поступил разумно, так как объекты торговой деятельности площадью менее или равной 50 кв. м сложно анализировать на предмет потенциального дохода.

Следовательно, нет оснований полагать, что налоговое регулирование создает условия, наносящие ущерб конкуренции между малым и средним предпринимательством, с одной стороны, и крупными торговыми сетями – с другой. 

Также судьи обратили внимание на то, что на момент решения вопроса о возможности принятия данного запроса к рассмотрению КС РФ лишь 44 депутата Госдумы шестого созыва из подписавших запрос сохранили статус депутата и вошли в состав Госдумы седьмого созыва. Этого количества недостаточно для соответствия требованию о минимальном числе депутатов, имеющих право на обращение в КС РФ (ч. 3 ст. 95, ч. 2 ст. 125 Конституции РФ, ст. 84 Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

28 октября 2016 г.


Разработаны коэффициенты-дефляторы для налогов на следующий год

Минэкономразвития России подготовило проект приказа «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2017 год». В следующем году ведомство планирует установить следующие коэффициенты-дефляторы в отношении:

  • НДФЛ – 1,623 (п. 3 ст. 227.1 НК РФ);
  • УСН – 1,425 (п. 2 ст. 346.12 НК РФ);
  • ЕНВД – 1,928 (ст. 346.27 НК РФ);
  • ПСН – 1,425 (п. 9 ст. 346.43 НК РФ);
  • налога на имущество физлиц – 1,425 (ст. 404, 406 НК РФ);
  • торгового сбора – 1,237 (ст. 415 НК РФ).

Напомним, что коэффициент-дефлятор – это коэффициент, устанавливаемый ежегодно на каждый следующий календарный год и рассчитываемый как произведение коэффициента-дефлятора, применяемого для целей налогообложения, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен. Они берутся за предшествующий календарный год. Коэффициенты-дефляторы устанавливаются Минэкономразвития России (ст. 11 НК РФ). 

Отметим, что в текущем году соответствующие коэффициенты-дефляторы находятся на следующем уровне (приказ Минэкономразвития России от 20 октября 2015 г. № 772 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год»):

  • НДФЛ – 1,514;
  • УСН – 1,329;
  • ЕНВД – 1,798;
  • ПСН – 1,329;
  • налог на имущество физлиц – 1,329;
  • торговый сбор – 1,154.

Добавим, что ИПЦ с начала 2016 года на 24 октября составил 104,6%. В этот же период в 2015 году – 111,2%, в 2014 году – 108,2% (данные Росстата).

28 октября 2016 г.


Налоговики подготовили правки в декларацию по налогу на прибыль

ФНС России внесла изменения в декларацию по налогу на прибыль организаций в соответствии с законодательными новшествами, уже вступившими в силу и вступающими в 2017 году (проект приказа ФНС России «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 26 ноября 2014 года № ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка его заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»). Напомним, что использующаяся в настоящее время декларация по налогу на прибыль была утверждена в 2014 году (приказ ФНС России от 26 ноября 2014 г. № ММВ-7-3/600@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме»). 

В новой форме отражены, в частности, следующие изменения законодательства:

  1. Для исчисления налогооблагаемой базы будут учитываться операции по производным финансовым инструментам, а не по срочным сделкам (п. 19 ст. 250 НК РФ, ст. 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 242-ФЗ).
  2. Для исчисления налогооблагаемой базы не будут учитываться доходы в виде клиринговых сертификатов участия, полученных от клиринговой организации, выдавшей такие сертификаты, а также в виде имущества, полученного от клиринговой организации при погашении принадлежащих налогоплательщику клиринговых сертификатов участия в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности» (п. 13.2 ст. 251 НК РФ, п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28 ноября 2015 г. № 326-ФЗ);
  3. Ст. 288.2 НК РФ будет переименована из «Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов» в «Особенности исчисления налога участниками региональных инвестиционных проектов, включенными в реестр участников региональных инвестиционных проектов» (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 23 мая 2016 г. № 144-ФЗ) и другие изменения.

27 октября 2016 г.


ВС РФ не разрешил приостановку взыскания налогов, которую компания заявила в качестве обеспечительной меры

Компания обратилась в ВС РФ с заявлением о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия оспариваемого решения налоговой инспекции в части доначисления налогов, пеней и штрафов до рассмотрения жалобы по существу (ст. 90 АПК РФ). В обоснование компания сослалась на крупный размер взыскиваемых денежных сумм, что может причинить существенный ущерб, а именно приведет к невозможности выполнения договорных обязательств перед третьими лицами и обязательств по выплате заработной платы. А также негативно отразится на сроках строительства и сдачи в эксплуатацию социально значимых объектов недвижимости.

Напомним, что суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры). Такие меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю. При этом обеспечительные меры должны соответствовать предмету спора, то есть быть непосредственно связанными с заявленным требованием, необходимыми и достаточными для обеспечения исполнения судебного акта или предотвращения ущерба (ч. 1-2 ст. 90 АПК РФ). 

Вместе с тем, в обеспечении иска может быть отказано, если отсутствуют предусмотренные ч. 2 ст. 90 АПК РФ основания (ч. 3 ст. 93 АПК РФ). 

В рассматриваемом деле судья не нашел таких оснований, так как доводы компании о наступлении каких-либо неблагоприятных последствий (невозможность выплаты заработной платы, осуществления расчетов с контрагентами и выполнения других обязательств компании) не могут быть приняты во внимание, поскольку носят предположительный характер. Кроме того, наличие кредиторской задолженности, а также договорных обязательств перед третьими лицами не свидетельствует об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате налогов и сборов в бюджет (Определение ВС РФ от 25 октября 2016 г. № 302-КГ16-15525).

27 октября 2016 г.


Некредитные финансовые организации тоже отчитываются перед ФНС о зарубежных счетах

В письме от 23.09.2016 № ОА-4-17/17888@ ФНС сообщила, что некредитные финансовые организации не исключены из числа резидентов, обязанных уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) за границей, а также представлять отчеты о движении средств по таким счетам с подтверждающими банковскими документами.

На налоговые органы возложен контроль за порядком и сроками уведомления некредитными финансовыми организациями об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в банках за пределами РФ и представления отчетов о движении средств по таким счетам.

При этом контроль за проведением некредитными финансовыми организациями валютных операций по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ осуществляет Банк России.

27 октября 2016 г.


Срок возмещения НДС при экспорте может быть сокращен 

Минфин России начал подготовку проекта закона, в котором предусматривается расширение оснований для применения права на освобождение от уплаты акцизов и применения заявительного порядка возмещения НДС при экспорте товаров без представления банковских гарантий. А также упрощение действующего подхода для предоставления налогоплательщикам права на освобождение от уплаты акцизов и применения заявительного порядка возмещения НДС. Изменения законодательства инициированы поручением Правительства РФ от 13 октября 2016 г. № АД-П13-6100.

Напомним, что Президент РФ Владимир Путин по итогам встречи с представителями деловых кругов Оренбургской области, состоявшейся 3 октября 2016 года, сформировал перечень поручений правительству, одно из которых касалось сроков процедуры возмещения НДС при экспорте. 

На встрече предприниматели Оренбургской области рассказали о проблеме возврата НДС у экспортеров – ждать приходится долго, да еще и налоговые инспекции проводят внеплановые проверки для подтверждения законности применения нулевой ставки. 

Отметим, что в настоящее время для возврата уплаченного НДС после отгрузки товаров на экспорт необходимо подтвердить факт экспорта с помощью определенного набора документов (п. 1 ст. 165 НК РФ). При этом, срок для сбора таких документов законодательно установлен – 180 календарных дней с даты отметки таможенных служб (п. 9-10 ст. 165 НК РФ). «Предположим, вы поставляете товар в Казахстан, и в течение 180 дней возмещение НДС не осуществляется, поскольку речь идет о том, что казахский партнер должен заплатить НДС в Казахстане, после этого информацию получить должна российская налоговая служба. И за этот период 180 дней никакие проверки, никакие дополнительные обременения, естественно, на наших предпринимателей не могут возлагаться», – пояснил Министр финансов РФ Антон Силуанов. 

«Мы исходим из того, что полгода достаточно, чтобы провести все эти операции. Но до истечения этого срока никаких дополнительных проверок, внеплановых тем более, проводиться не должно», – подтвердил Владимир Путин. 

Кроме того, предприниматели попросили Президента РФ сократить срок проверки документов для возврата НДС. «В случае если уже все документы в наличии (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг). Мы их получили курьерской почтой из Казахстана и можем сами подать их в свою собственную налоговую инспекцию?», – уточнил оренбургский экспортер металлопродукции. 

Антон Силуанов объяснил, что все зависит от готовности представителей налоговых и таможенных органов проверить эти документы и подтвердить, что экспорт состоялся. 

Представители бизнеса добавили, что по любому факту возврата НДС налоговые органы проводят камеральную проверку (ст. 88 НК РФ), и если у налогового инспектора стоит срок 180 дней, то он ровно на 180-й день начинает проверку и ни днем раньше. 

На это министр финансов ответил, что соответствующая работа в Минфине и ФНС России уже ведется: «Мы с налоговой обсуждаем этот вопрос. Есть различные категории случаев, когда это происходит раньше: либо банковскую гарантию нужно представлять, либо это те налогоплательщики, которые являются крупными, платят достаточно большой объем средств в бюджет. Поэтому идем в направлении сокращения сроков возмещения НДС, но постепенно. Здесь тоже, на наш взгляд, нужно не переборщить». 

27 октября 2016 г.


МЭР: правительство приняло решение о повышении страхвзносов до 30,8%

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил журналистам о решении кабмина повысить ставку страховых взносов до 30,8%.

«На уровне правительства это решение можно считать окончательным. Но оно еще должно воплотиться в ткань соответствующего законопроекта, который должен быть принят Госдумой и подписан президентом РФ», – цитирует министра ТАСС.

Вероятнее всего, речь идет о повышении к концу 2019 года тарифа обязательного медицинского страхования с зарплат работающего населения с 5,1 до 5,9%. Об этом на днях сообщила министр здравоохранения Вероника Скворцова. В Минфине тогда опровергли наличие таких планов.

Ранее со слов замминистра финансов Ильи Трунина мы писали, что бюджет на 2017-2019 годы сформирован исходя из общей ставки тарифов в 30%. До этого ряд СМИ говорили о предложениях Минфина снизить общую ставку страхвзносов в 2017 году до 29%, в 2018-м – до 28%, в 2019-м – до 26%.

26 октября 2016 г.


ВС РФ признал, что вернуть переплаченные налоги можно без оспаривания акта налогового органа об их доначислении

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела дело по кассационной жалобе компании на решения судов в трех инстанциях, которые не удовлетворили требование к налоговой инспекции о возврате излишне взысканных налогов (налог на прибыль, НДС, транспортный налог, НДФЛ). Размер требования с учетом пеней и штрафов составил 1,7 млн руб. 

Суть дела заключалась в следующем: после выездной проверки налоговики составили акт о налоговых правонарушениях и приняли решение о привлечении компании к ответственности (п. 1 ст. 122 НК РФ). Обществу было доначислено 1,7 млн руб. с учетом штрафа и пеней. На эту сумму инспекция выставила требования, которые компания оплатила. 

Затем компания решила, что уплаченные суммы являются излишне взысканными и написала в налоговый орган заявление об их возврате. Инспекция вернула только переплату по транспортному налогу в сумме 36 руб. После чего компания обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с налогового органа оставшейся суммы переплаты (ст. 79 НК РФ). Суды в первой инстанции, апелляции и кассации сочли, что оснований для признания данных сумм в качестве излишне уплаченных (взысканных) не имеется, так как решение налогового органа обжаловано не было, и уточненных налоговых деклараций компания также не предоставила. 

Между тем, ВС РФ признал выводы судов ошибочными, так как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога являются независимыми правовыми процедурами. А при наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик может выбрать между ними. В данном случае, когда налогоплательщик инициирует процедуру истребования излишне взысканного налога, суд также решает вопрос о законности ненормативного правового акта. Если его признают незаконным, то налоговый орган обязан будет возвратить уже взысканный налог. При этом акт налогового органа не обязательно признавать недействительным (п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

При разрешении споров, связанных с возвратом налогов, судам следует исходить из того, что налоги считаются взысканными, если их перечисление в бюджет произведено в связи с принятием соответствующего решения налогового органа. Следовательно, добровольное перечисление налогов во исполнение решения налогового органа не является препятствием для последующего возврата таких платежей, как излишне взысканных (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12 мая 2016 г. № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства»). 

Представители ВС РФ также пояснили, что уточненные декларации компании представлять не нужно, поскольку компания истребовала у налогового органа именно те суммы налогов, которые были доначислены в конкретном решении инспекции. А требование о представлении им уточненных налоговых деклараций, по существу, означает требование о повторном представлении тех же деклараций, которые были представлены ранее. 

Руководствуясь вышеперечисленными фактами, Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила предыдущие решения судов и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции (Определение ВС РФ от 20 июля 2016 г. № 304-КГ16-3143).

26 октября 2016 г.


ВС РФ признал право компании скорректировать НДС в соответствии со скидкой поставщика, предоставленной после реализации товара

Судебный спор между компанией и налоговиками начался после того, как инспекция по результатам выездной налоговой проверки за 2011-2012 годы доначислила НДС, пени и штрафы почти на 2,5 млн руб. Основанием послужила корректировка суммы уплаченного НДС в связи с получением от поставщика ретроскидки в размере 6% (на основании допсоглашения к договору поставки), изменившей цену ранее поставленных товаров на сумму более 350 млн руб. без НДС.

Объем продаж компании за второе полугодие 2011 года составил 415 млн руб. (без учета НДС), сумма скидки – 24,9 млн руб. На сумму скидки компания исчислила НДС в размере 10% в сумме 2,5 млн руб. и в декабре 2011 года выставила корректировочный счет-фактуру. Затем она отразила данную сумму НДС в книге покупок в IV квартале 2011 года и учла в составе налоговых вычетов в декларации за IV квартал 2011 года. Поставщик при этом предоставил покупателю сторнировочный (корректировочный) счет-фактуру с указанием уменьшенной цены поставленного товара.

После получения решения налоговой инспекции компания обратилась в суд. Первая инстанция, апелляция и кассация согласились с позицией ФНС России. Тогда компания подала кассационную жалобу в ВС РФ. В обоснование она указала на то, что сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости – корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров (работ, услуг). Также были представлены доказательства зеркального уменьшения вычетов по НДС при получении от заявителя скидки и корректировочного счета-фактуры, при этом НДС был доплачен в бюджет.

Дело было направлено на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (Определение ВС РФ от 16 мая 2016 г. № 308-КГ15-19017 «О передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации»).

Судебная коллегия, в свою очередь, отменила предшествующие судебные акты. По ее мнению, суды исходили из того, что решение налогового органа соответствует положениям действующего налогового законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку вне зависимости от условий договора в случае перечисления продавцом продовольственных товаров их покупателю премии (вознаграждения) за достижение определенного объема закупок данных товаров, указанные премии (вознаграждения) не изменяют стоимость ранее поставленных продовольственных товаров (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»). Вследствие этого, налоговая база по НДС у поставщика не уменьшается, а налоговый вычет покупателем не корректируется.

Вместе с тем, НДС облагается реализация товара (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом выручка от реализации определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (п. 2 ст. 153 НК РФ). А общая сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода с учетом изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде (п. 4 ст. 166 НК РФ). Таким образом, при определении налогооблагаемой базы сумма выручки подлежит определению с учетом скидок, а в случае необходимости – корректировке за тот налоговый период, в котором отражена реализация товаров, отметили представители Судебной коллегии ВС РФ. Следовательно, доначисление инспекцией 2,5 млн руб. НДС следует признать незаконным (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 22 июня 2016 г. № 308-КГ15-19017).

Добавим, что это дело Суд включил в недавно вышедший Обзор судебной практики № 3 (2016), в котором обобщил знаковые дела.

26 октября 2016 г.


Предельный размер доходов на УСН, возможно, будет увеличен до 150 млн руб.

Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам встречи с представителями деловых кругов Оренбургской области. Об этом сообщается на официальном сайте Президента РФ. В частности, до 15 декабря 2016 года Правительству РФ необходимо будет обеспечить внесение в налоговое законодательство изменений, предусматривающих увеличение до 150 млн руб. предельного размера доходов, при превышении которого налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН.

Кроме того, до 1 февраля 2017 года Правительство РФ должно разработать предложения о целесообразности предоставления субъектам РФ права устанавливать пониженную налоговую ставку налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, для предприятий с выручкой до 240 млн руб. в год. 

На встрече с президентом РФ директор местного молокозавода с объемом производства 15 тонн молока в сутки попросил увеличить порог предельного размера доходов для применения УСН. Он пояснил, что его предприятие быстро набирает обороты и приближается к объему выручки в 120 млн руб. в год, но переходить на ОСН не имеет смысла, так как уплата НДС и других налогов даст сокращение прибыли на 8%. При рентабельности продаж в 12% это приведет к закрытию бизнеса. Предприниматель объяснил, что в его случае возместить НДС не удастся, так как поставщики платят только ЕСХН.
«Возможно ли сделать так, чтобы переход из УСН на ОСН был более плавным? Чтобы у нас было время для того, чтобы мы могли нарастить объемы продаж и покрыть дополнительные расходы на налоги, поскольку нам хочется расти, развиваться и выходить на другие рынки. Но сейчас нам выгоднее остановиться, чем расти далее», – задал он вопрос собравшимся. 

Владимир Путин подсказал ему выход из создавшегося положения: «Поскольку ведете бизнес и вы, и отец, вам придется создать два предприятия – одно ваше, другое отцовское, фактически одно и то же». Однако чем вынуждать бизнес заниматься такими манипуляциями, лучше делать переходный период, добавил Президент РФ. 

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев напомнил, что с 1 января 2017 года порог доходов для УСН поднимается в два раза – с 60 до 120 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Причем, данная цифра является компромиссом между позицией Минэкономразвития России и Минфином России. 

Министр финансов РФ Антон Силуанов, в свою очередь, пояснил, что УСН создана, чтобы совсем малые предприятия, которым сложно вести бухгалтерию, сложно даже держать бухгалтера, применяли простой режим: доходы минус расходы, умноженные на ставку 6%. «А вы уже не малое предприятие», – заметил он директору завода. В данном случае, по его мнению, можно предложить более льготную ставку по налогу на прибыль. «То есть у нас идет поэтапное увеличение нагрузки с 6%, потом страховые взносы добавляются, потом льготы по налогу на прибыль и так далее», – уточнил он. 

«Давайте мы сохраним существующий льготный режим до 150 млн руб. выручки и плюс еще дадим возможность регионам таким образом отрегулировать вопрос, связанный с налогом на прибыль, как предложил министр финансов», – подвел итог дискуссии Владимир Путин. 

Напомним, что с 1 января 2017 года помимо предельной суммы доходов за год, при достижении которой организации, применяющие УСН, должны перейти на иной режим налогообложения, будет повышена остаточная стоимость основных средств организации, на основании которой она теряет право применять УСН. Если сейчас она не должна превышать 100 млн руб., то с будущего года ее размер составит уже 150 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Кроме того, поменяется размер доходов организации, на основании которых она может перейти на УСН. Если сейчас по итогам девяти месяцев года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, доходы не должны превышать 45 млн руб., то с 1 января 2017 года их размер повысится до 90 млн руб. Это означает, что предприниматель или организация, планирующие в следующем году подать уведомление о переходе на УСН, может показать доход за девять месяцев в два раза больший, чем в нынешнем году. При этом положение об индексации предельного размера дохода на коэффициент-дефлятор со следующего года отменяется (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

26 октября 2016 г.


Вычеты по НДС при экспорте в страны Таможенного союза необходимо производить после получения заявления от покупателя

В рассмотренном примере организация занимается производством и реализацией обуви. Часть обуви экспортируется в Казахстан. В этой связи возник вопрос: в какой момент можно заявить к вычету НДС по материалам, использованным для производства экспортной продукции, в соответствии с изменениями законодательства, произошедшими в текущем году? Нужно ли дожидаться от покупателей в Казахстане заявления о ввозе товаров с отметкой налогового органа?

Экспорт в страны ТС облагается НДС по ставке 0% (п. 3 Порядка применения косвенных налогов при экспорте товаров). При этом для подтверждения обоснованности применения данной ставки налогоплательщиком государства-члена ТС, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются документы (или их копии) по перечню, определенному Протоколом. Без оформленного покупателем заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо перечня заявлений в электронном виде экспортер не сможет подтвердить нулевую ставку НДС.

Напомним, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС на размер налоговых вычетов (п. 1 ст. 171 НК РФ). Вычеты необходимо произвести в том периоде, в котором выполнены все условия, предусмотренные ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ. Необходимо обеспечить соответствие следующим требованиям:

  • товары (работы, услуги, имущественные права) приобретены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
  • товары (работы, услуги, имущественные права) приняты к учету на основании первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
  • имеется правильно оформленный счет-фактура поставщика (подрядчика, исполнителя) (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Документы представляются в налоговый орган в срок не позднее 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта, одновременно с налоговой декларацией по НДС (п. 9-10 ст. 165 НК РФ).

Вместе с тем, с 1 июля 2016 года экспортеру, который продает несырьевые товары, процесс применения вычетов был упрощен (Федеральный закон от 30 мая 2016 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Налогоплательщики теперь могут принимать к вычету НДС без учета особенностей, предусмотренных п. 3 ст. 172 НК РФ, то есть не выжидая срока в 180 календарных дней для сбора документов (ст. 167 НК РФ, п. 1 ст. 164 НК РФ, абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ). Вычет можно применять в том же налоговом периоде, в котором был экспортирован товар.

При этом для экспорта в страны ТС существует отдельная процедура подтверждения нулевой ставки по НДС, в соответствии с которой в налоговый орган требуется предъявить в том числе заявление покупателя о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа импортера, либо перечень заявлений, содержащий реквизиты заявления (заявлений), информация о котором (которых) поступила в налоговые органы РФ (п. 4 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг).

В рассмотренном примере для получения вычета требуется заявление импортера по установленной форме (приложение 1 к Протоколу об обмене информацией с отметкой налогового органа Казахстана об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) в оригинале или в копии по усмотрению налогового органа РФ, либо перечень заявлений на бумажном носителе или в электронном виде с отметкой налоговых органов РФ (письмо ФНС России от 17 июня 2016 г. № ЕД-4-15/10839@ «О порядке администрирования НДС и акцизов при экспорте товаров российскими налогоплательщиками в государства – члены Евразийского экономического союза»).

26 октября 2016 г.



Работодатель не требовал у работника письменные объяснения по прогулу - увольнение незаконно

С. и М. работали в компании по трудовому договору и были уволены по подпункту «а» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК – за прогул.

Они обратились в суд (апелляционное определение от 24 августа 2016 г. по делу № 33-27314/2016), указав, что начальник им выдал расходные листки за июнь 2014 года, в которых суммы не соответствовали отработанному времени. Они указали на ошибку. Начальник сначала сослался на ошибки нового бухгалтера, а затем сообщил, что снимает их с поста в связи с увольнением. Основания увольнения он не пояснил. По почте они получили выписки, в которых указано на увольнение за однократное грубое нарушение рабочих обязанностей – прогул, которого они не совершали.

Суды двух инстанций постановили восстановить истцов на работе.

За совершение проступка работодатель вправе применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение, учитывая при этом тяжесть проступка (статья 192 ТК). До этого он обязан затребовать от работника письменное объяснение (статья 193 ТК).

Суды указали, что доказательств истребования у истцов письменного объяснения по факту отсутствия на рабочем месте судам не представлено, то есть порядок применения дисциплинарного взыскания не соблюден. Суды признали увольнение незаконным и взыскали в пользу истцов средний заработок за время вынужденного прогула.

Ранее суды при аналогичных обстоятельствах также указывали на нарушение процедуры увольнения по причине отсутствия запроса пояснений.

25 октября 2016 г.


При оспаривании кадастровой стоимости земли новая стоимость используется для налогообложения с момента внесения ее в ГКН

ФНС России в ответ на обращение налогоплательщика разъяснила, что при изменении стоимости земельного участка в течение одного налогового периода, новую кадастровую стоимость для целей налогообложения можно использовать после внесения изменений в ГКН (письмо ФНС России от 19 сентября 2016 г. № БС-4-11/17527@ «О применении кадастровой стоимости земельного участка, измененной в течение налогового периода решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»).

Напомним, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом, кадастровая стоимость, установленная в ГКН, может быть оспорена в суде или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физлицами, юрлицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц (ст. 24.18-24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; далее – Закон № 135-ФЗ). Если данные органы вынесли решение об изменении кадастровой стоимости земельного участка, то новая стоимость для исчисления налогов может использоваться, начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения изменений в ГКН (п. 1 ст. 391 НК РФ). 

Отметим, что Росреестр должен внести сведения о новой кадастровой стоимости в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»). 

В то же время, территориальные органы Росреестра обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и о его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ). 

Таким образом, налоговые органы при администрировании земельного налога руководствуются информацией, содержащейся в ГКН, в том числе кадастровой стоимостью земельного участка, установленной в соответствии со статьей 24.20 Закона № 135-ФЗ по решению комиссии или решению суда и доведенной до налоговых органов в установленном порядке.

25 октября 2016 г.


Установлено, в каких случаях и как можно признать безнадежным долг перед бюджетом

Приказом от 15.08.2016 № СА-7-8/438@ ФНС утвердила порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ. Приказ начнет действовать с 31 октября.

В документе перечислены случаи, когда налоговая задолженность признается безнадежной к взысканию. Это:

  • смерть физлица;
  • банкротство ИП – в части задолженности по платежам в бюджеты, не погашенным по причине недостаточности имущества должника;
  • ликвидация организации – в части задолженности по платежам в бюджеты, не погашенным из-за недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения ее учредителями (участниками);
  • констатация судом факта истечения срока исковой давности;
  • неуплата административных штрафов – в случае истечения установленного КоАП срока давности;
  • вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при соблюдении некоторых условий.

Документ также устанавливает перечень документов, необходимых для признания задолженности безнадежной со стороны администратора доходов бюджетов.

Решения о признании задолженности безнадежной будут принимать комиссии.

25 октября 2016 г.


ФНС указала, как исчисляется срок давности при привлечении к налоговой ответственности

ФНС разъяснила на своем сайте, что нельзя привлечь налогоплательщика к ответственности, если на момент вынесения решения истекли три года или со дня совершения налогового правонарушения, или с начала налогового периода, следующего за тем, в котором совершено правонарушение. Это установлено нормами НК. В связи с этим возникают споры о порядке исчисления срока давности при привлечении к ответственности за неуплату или неполную уплату налога, предусмотренной статьей 122 НК. В основном, налогоплательщики отсчитывают срок давности с момента окончания налогового периода, за который не уплачен налог.

Однако по закону налогоплательщик исчисляет и уплачивает налог после окончания налогового периода. Соответственно, тогда же может произойти и само правонарушение – неуплата или неполная уплата налога. И срок давности в таком случае исчисляется после окончания налогового периода, когда налог должен быть уплачен.

К такому выводу ФНС пришла по итогам рассмотрения жалобы, в которой налогоплательщик утверждал, что привлечь его за неуплату налогов нельзя из-за истечения срока давности. Налогоплательщик не уплатил налог на прибыль организаций за 2012 год, срок уплаты которого установлен до 28 марта 2013 года. То есть правонарушение состоялось уже в 2013 году, а значит, срок давности привлечения к ответственности отсчитывается с 1 января 2014 года. Решение от 30 мая 2016 года о привлечении к ответственности признано правомерным.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 15 постановления пленума ВАС от 30.07.2013 № 57.

25 октября 2016 г.


ФНС обновила перечень стран, утаивающих налоговую информацию от налоговой службы РФ

Приказом от 30.09.2016 № ММВ-7-17/527@ ФНС утвердила новый перечень государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. Приказ вступит в силу 1 января 2017 года.

В прошлом году перечень был утвержден приказом ФНС от 04.03.2016 № ММВ-7-17/117@. В нем 111 стран и 22 территории. Прибыль, полученная зарегистрированными в них контролируемыми иностранными компаниями (КИК), облагается налогами в РФ. Напомним, что прибыль КИК освобождается от налогообложения в случаях, установленных подпунктами 3, 5 и 6 пункта 1 статьи 25.13-1 НК, если такая КИК постоянно находится в государстве (на территории), с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, за исключением юрисдикций, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с РФ. Разработанный ФНС перечень используется в этих целях. ФНС планирует ежегодно не позднее 1 октября пересматривать этот перечень.

Теперь в перечень вошло меньшее количество юрисдикций – в нем 109 стран и 19 территорий. Исключены такие страны, как Грузия и Эстония, а также Маврикий. Из списка территорий убран Гонконг (соглашение об ИДН и с ним летом вступило в силу), Каймановы острова, Бермуды, Аруба. По-видимому, с ними обмен налоговой информацией налаживается.

В перечне все еще остаются Бразилия, Боливия, Ирак, ОАЭ, Афганистан, ряд африканских и других государств.

Добавляется в перечень стран Южная Корея. В остальном списки стран и территорий – без изменений.

25 октября 2016 г.


В ГД внесен законопроект о повышении налоговой пени и переносе убытков на будущее

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 11078-7 о внесении изменений в НК и отдельные законодательные акты (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).

В НК оговорят, что обязанность по уплате налога за налогоплательщика может быть исполнена третьим лицом в порядке, установленном для уплаты налога налогоплательщиком.

Пени за просрочку уплаты налогов согласно проекту будут равны:

  • для физлиц-не ИП – 1/300 ключевой ставки;
  • для организаций и ИП – 1/300 ключевой ставки при просрочке до 30 календарных дней (включительно), 1/150 – за просрочку свыше 30 календарных дней.

Напомним, что в новой версии проекта «основных направлений» власти заявили о намерениях сделать ставку пени прогрессивной.

До 2030 года установят нулевую ставку НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении, а также продлят нулевую ставку для пригородных электричек.

Заявительный порядок возмещения НДС разрешат при наличии поручительства взаимозависимого лица (в качестве альтернативы банковской гарантии), однако ценз для поручителя устанавливается такой же, какой существует для заявительного порядка без банковской гарантии (от 7 млрд налогов за 3 года), также к поручителю будет предъявляться ряд других требований. Аналогичные возможности появятся для акцизов.

Электронные сигареты, никотинсодержащие жидкости и требующие нагревания табачные изделия станут подакцизными. Законопроект также предусматривает установление ставок акцизов на ближайшие три года в соответствии с новым проектом «основных направлений».

Также в строгом соответствии с обеими версиями «направлений» изменят правила переноса убытков на будущее. В год можно будет уменьшить налоговую базу лишь на 30%, но ограничение срока переноса десятью годами снимается.

С 2017 по 2020 год налог на прибыль будет зачисляться по нормативу 17% в бюджет субъекта РФ, 3% – в федеральный.

24 октября 2016 г.


Зная о проблемах банка, фирма платила через него только налоги – признак недобросовестности

19 января 2015 года компания направила в банк платежные поручения на уплату налогов. Денежные средства списаны с расчетного счета компании, но в бюджет не перечислены в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка. 16 февраля у банка была отозвана лицензия. Инспекция отказала в признании обязанности по уплате налогов по указанным платежным поручениям исполненной, сославшись на недобросовестность компании.

Суды трех инстанций (дело № А40-242824/2015) признали законным решение инспекции, установив, что 23 января компания открыла расчетный счет в другом банке, что, по мнению судов, подтверждает осведомленность компании о проблемах банка. С этой даты компания могла перечислять налоги со счета в другом банке, однако этой возможностью не воспользовалась. При этом последние предъявленные в проблемный банк платежные поручения, начиная с 19 января касаются только уплаты налогов, а не исполнения гражданско-правовых обязанностей. Более того, на момент предъявления в банк спорных платежек обязанность по уплате налогов у компании отсутствовала.

Суды (постановление кассации Ф05-14556/2016 от 04.10.2016) указали на наличие в действиях компании признаков недобросовестности.

24 октября 2016 г.


Счета-фактуры и другие документы, применяемые при расчетах по НДС, возможно, будут скорректированы

Минфин России подготовил постановление правительства, в соответствии с которым в формах и правилах заполнения документов, применяемых при расчетах по НДС, предусмотрены ряд значительных изменений (проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1137»). Новшества связаны с изменением налогового законодательства, произошедшим в текущем году.

Так, в связи с тем, что с 1 июля 2016 года товары, вывозимые за пределы РФ на территорию государств-членов ЕАЭС, необходимо сопровождать счетом-фактурой с указанием кода вида товара, в соответствии с ТН ВЭД (подп. 15 п. 5 ст. 169 НК РФ), в форму счет-фактуры после графы 1 с наименованием товара планируется добавить графу 1а «Код вида товара». Кроме того, графу 11 «Номер таможенной декларации» предполагается переименовать в «Регистрационный номер таможенной декларации».

Более того, подписываться под документами разрешат не только ИП, но и «иному уполномоченному лицу». Соответствующие изменения предусмотрены Минфином России в разделе «подпись».

Поправки к действующим правилам предусмотрены и в отношении порядка заполнения счетов-фактур. В частности, в п. 1 раздела II Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС был добавлен новый абзац, позволяющий экспедитору, приобретающему у двух и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени за счет клиента проставлять номера счетов-фактур в соответствии со своей хронологией. Сейчас это правило распространяется только на агента (комиссионера).

Далее, следует отметить новшества в заполнении журнала учета счетов-фактур. В частности, его необходимо будет заполнять, как и в настоящее время, только в случае выставления и (или) получения счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица. Однако помимо договоров комиссии (субкомиссии), агентских (субагентских) договоров, предусматривающих реализацию и (или) приобретение товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени, это правило будет распространяться на договоры транспортной экспедиции и при выполнении функций застройщика и (или) заказчика. Новшеством является то, что в обязанность экспедиторов, застройщиков и заказчиков, выполняющих функции застройщика, вменяется ведение журнала учета счетов-фактур.

24 октября 2016 г.


Топилин: Правительство одобрило повышение МРОТ с 1 июля 2017 года

Подготовленный Минтруда законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» предлагает повысить МРОТ с 1 июля 2017 года на прогнозный уровень инфляции – 4%. Об этом сообщает пресс-служба ведомства со слов его руководителя Максима Топилина.

Новый МРОТ составит 7800 рублей в месяц. Его повышение коснется 890 тысяч работников, из которых 72% заняты в государственных и муниципальных учреждениях.

По мнению Топилина, повышение МРОТ, в частности, «будет способствовать снижению объемов выплаты неофициальной, «серой», заработной платы».

Последний раз МРОТ в России повышался 1 июля 2016 года, тогда он вырос на 21% до 7500 рублей.

20 октября 2016 г.


Скорректирована форма налоговой декларации 3-НДФЛ

ФНС России внесла изменения в форму налоговой декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС России от 10 октября 2016 г. № ММВ-7-11/552@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 24.12.2014 № ММВ-7-11/671@»). Они связаны с новшествами, введенными в текущем году в регулирование НДФЛ. Так, скорректированы особенности расчета налоговой базы по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете – вместо «операций с финансовыми инструментами срочных сделок» будут учитываться «операции с производными финансовыми инструментами» (ст. 214.9 НК РФ).

Кроме того, урегулированы вопросы расчета вычета по доходам, полученным от продажи недвижимого имущества, помимо жилых домов, квартир, комнат (п. 2 ст. 220 НК РФ). В этой связи, на Листе Б «Доходы от источников за пределами Российской Федерации, облагаемые налогом» добавлены строки:

  • 071 «Сумма дохода в виде стоимости имущества (имущественных прав), полученных при ликвидации иностранной организации, освобождаемая от налогообложения»;
  • 072 «Сумма дохода в виде дивидендов, полученных от контролируемой иностранной компании, освобождаемая от налогообложения»;
  • 073 «Применяемый порядок определения прибыли (убытка) контролируемой иностранной организации».

На Листе Е1 «Расчет стандартных и социальных налоговых вычетов», где указывается предельный размер доходов для получения стандартных налоговых вычетов сумма 280 тыс. руб. была заменена на 350 тыс. руб. (п. 1 ст. 218 НК РФ).

Еще ряд поправок обусловлен введением в действие нового общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОКВЭД ОК 029-2014 (вместо ОКВЭД ОК 029-2001). Напомним, что он применяется с 1 февраля 2014 года (приказ Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.)

Помимо перечисленных, в декларацию 3-НДФЛ были внесены и другие изменения. В частности, сумму уплаченного торгового сбора можно будет вычесть из исчисленного НДФЛ на всю сумму налога (п. 5 ст. 225 НК РФ), при этом размер вычета не может превышать размера уплаченного НДФЛ.

Приказ ФНС России вступит в силу, начиная с представления декларации за 2016 год.

Напомним, что декларацию 3-НДФЛ должны подавать любые физица, получившие доход, если он не был удержан налоговым агентом. Речь идет о частнопрактикующих нотариусах, адвокатах, ИП, а также любых физлицах. К примеру, гражданин, получивший доход от продажи машины или сдачи в аренду жилья, должен заполнить 3-НДФЛ и заплатить 13% в бюджет. Все вышеперечисленные налогоплательщики декларацию подают не ежеквартально, как юрлица, а один раз в год – не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. Уплатить налог в бюджет им необходимо не позднее 15 июля года (п. 1-6 ст. 227, п. 4 ст. 228, п. 1 ст. 229 НК РФ).

20 октября 2016 г.


УФНС: налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика регистры бухучета

УФНС по Республике Алтай выразило мнение, что в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика регистры бухучета, на основании которых формируется налоговая отчетность.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК налоговый орган вправе потребовать от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. При этом налоговое законодательство не содержит положений, ограничивающих право налогового органа на истребование документов. На него возложена функция проверки соблюдения налогового законодательства, следовательно, налоговый орган сам определяет полноту и комплектность необходимых для налоговой проверки первичных документов, регистров учета и аналитических материалов.

Однако налоговый орган вправе потребовать только конкретные документы с обязательным указанием их наименования, точных реквизитов и количества. К тому же, документы могут быть истребованы только в рамках налоговой проверки.

Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК.

20 октября 2016 г.


С отчетности за 2016 год вступят в силу изменения в форму налоговой декларации 3-НДФЛ

Приказом от 10.10.2016 № ММВ-7-11/552@ ФНС внесла изменения в форму налоговой декларации 3-НДФЛ.

По-новому будут выглядеть:

  • раздел 2. «Расчет налоговой базы и суммы налога по доходам, облагаемым по ставке (001)»
  • лист Б. «Доходы от источников за пределами Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке (001)»
  • лист Д2. «Расчет имущественных налоговых вычетов по доходам от продажи имущества»
  • лист З. «Расчет налогооблагаемого дохода от операций с ценными бумагами и операций с финансовыми инструментами срочных сделок».

Это несколько отличается от появлявшегося ранее проекта поправок в 3-НДФЛ.

В форме декларации также будет отражено состоявшееся повышение размера накопленного с начала налогового периода дохода налогоплательщика, в случае превышения которого теряется право на применение «детских» вычетов, с 280 тысяч рублей до 350 тысяч в год.

Изменится ряд штрих-кодов. Будут внесены некоторые другие поправки, в том числе, соответствующие изменения в формат и в порядок заполнения декларации.

Изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации за 2016 год.

20 октября 2016 г.


Опубликован проект перечня московских объектов недвижимости, по которым налог на имущество организаций рассчитывается от кадастровой стоимости

На сайте Департамента экономической политики и развития Москвы размещен предварительный перечень объектов коммерческой недвижимости, по которым налог на имущество организаций за 2017 год будет рассчитываться от кадастровой стоимости. Окончательный вариант будет утвержден Правительством Москвы до 1 декабря 2016 года (п. 7 ст. 378.2 НК РФ). 

Как отмечают представители столичного экономического ведомства, публикация проекта перечня объектов на 2017 год осуществлена для удобства владельцев коммерческой недвижимости, которым предоставляется дополнительное время для урегулирования вопросов о порядке включения их объектов в данный список. Если владельцы будут не согласны с включением принадлежащим им объектов в данный список, то они могут это обжаловать в Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве. А, в случае изменения в будущем характеристик объекта, по которым он был включен в перечень, объект может быть исключен из перечня в течение 2017 года и организации не придется платить налог по кадастровой стоимости (п. 13 ст. 378.2 НК РФ).

Узнать, что нужно предпринять для исключения объекта из перечня и в каком порядке, можно с помощью специального раздела «Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве». Департамент добавляет, что за первые 10 месяцев 2016 года поступило 121 заявление на исключение объекта из перечня, и по 39 объектам решения были приняты в пользу собственников.

Отметим, что в качестве критериев включения объектов недвижимости в перечень были приняты следующие характеристики (п. 3-5 ст. 378.2 НК РФ):

  • здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого включает размещение торговли / офисов / бытового обслуживания/ общественного питания;
  • нежилое здание (площадью свыше 1 тыс. кв. м) либо нежилое помещение в жилом доме (если совокупная площадь нежилых помещений превышает 3 тыс. кв. м) фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания/ общественного питания, согласно акту Госинспекции по недвижимости;
  • нежилое здание либо нежилое помещение, расположенное на пешеходных зонах, фактически используется не менее чем на 20% общей площади для размещения торговли / офисов / бытового обслуживания / общественного питания, согласно акту Госинспекции по недвижимости, либо имеет соответствующее назначение в документах технического учета.

Добавим, что в Сервисе для поиска объектов недвижимого имущества, по которым налог на имущество исчисляется от кадастровой стоимости, содержится не только предварительный проект перечня на 2017 год, но утвержденные перечни на 2014–2016 годы.

На сайте Департамента экономической политики и развития можно также ознакомиться с порядком налогообложения, ставками и льготами по налогу на имущество организаций, рассчитываемого от его кадастровой стоимости .

Напомним, что согласно налоговому законодательству, налоговая база по налогу на имуществу организаций определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества (п. 1 ст. 378.2 НК РФ):

  1. Административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
  2. Нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
  3. Объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства.
  4. Жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.

В остальных случаях для расчета налога используется среднегодовая стоимость имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ).

20 октября 2016 г.


Документы, которыми может устанавливаться дата выплаты зарплаты, равнозначны

В письме от 23.09.16 № 14-1/ООГ-8532 Минтруд напомнил о законе от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ, которым внесена поправка в часть шестую статьи 136 Трудового кодекса, согласно которой конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Закон № 272-ФЗ не меняет порядка выплаты зарплаты. Минтруд повторил свою позицию о том, что требования по ограничению сроков выплаты зарплаты пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной зарплаты, которые производятся не реже чем каждые полмесяца. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющей заработной платы и могут выплачиваться за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

В силу части второй статьи 135 ТК системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка показателей. Сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом.

Документы, которыми могут устанавливаться дни выплаты зарплаты, в указанной статье перечисляются через запятую, то есть законодателем подчеркивается равнозначность данных документов, в любом из которых может быть решен вопрос о днях выплаты заработной платы.

Таким образом, дни выплаты зарплаты могут быть указаны в любом из перечисленных документов.

19 октября 2016 г.


Утверждена новая форма 4-ФСС

ФСС России обновил форму и порядок заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС). Изменения связаны с тем, что с 2017 года полномочия по администрированию взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет реализовывать ФНС России, при этом страховщики сохранят за собой функции анализа взносов по соцстрахованию от производственного травматизма и профзаболеваний (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»). В связи с этим, в форме 4-ФСС исключен раздел «Расчет по начисленным, уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и произведенным расходам» (приказ ФСС России от 26 сентября 2016 г. № 381 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»).

Напомним, что страхователи обязаны вести учет случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний застрахованных и связанного с ними обеспечения по страхованию, представлять государственную ежеквартальную статистическую, бухгалтерскую отчетность, а также отчетность по форме, установленной страховщиком. В ФСС России отчетность подается на бумажном носителе не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в форме электронного документа – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Новая форма расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС) начнет использоваться, начиная с I квартала 2017 года.

19 октября 2016 г.


В течение ноября этого года 68 тысяч юрлиц должны сдать в статистику форму 1-Т (проф)

В письме от 10 октября 2016 г. № 04-04-4/132-СМИ Росстат рассмотрел вопросы о представлении отчетности по форме № 1-Т (проф).

Росстат проводит выборочное федеральное статистическое наблюдение организаций о численности и потребности организаций в работниках по профессиональным группам с периодичностью 1 раз в 2 года по состоянию на 31 октября (по нечетным годам, начиная с 2008 года). По-видимому, авторы письма имели в виду не нечетные, а четные годы.

Выборочному обследованию по форме № 1-Т (проф) подлежат организации (кроме субъектов малого предпринимательства) и их обособленные подразделения всех форм собственности со среднесписочной численностью работников 5 человек и выше, а также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций.

В 2016 году обследованию будут подлежать порядка 68 тыс. организаций.

Поскольку данные по форме заполняются по состоянию на 31 октября 2016 года, организация может представить отчет в территориальный орган статистики по установленному им адресу, начиная с 1 ноября по 28 ноября 2016 года включительно.

С 25 октября на сайте statreg.gks.ru будет размещен перечень респондентов (организаций), в отношении которых в отчетном году проводится вышеуказанное выборочное обследование. В случае возникновения вопросов организация может обратиться в территориальный орган госстатистики.

В случае непредоставления формы в установленный срок возможен штраф по статье 13.19 КоАП за несвоевременное предоставление первичных статистических данных.

Территориальные органы Росстата бесплатно информируют средствами почтовой, факсимильной или электронной связи респондентов, попавших в выборку, о проведении в отношении них федерального статистического наблюдения по конкретной форме, обязательной для предоставления. Учитывая сжатые сроки проведения указанного статистического наблюдения в случае неполучения информации от территориального органа организации необходимо проверить информацию на сайте statreg.gks.ru.

19 октября 2016 г.


За неуплату страховых взносов должностным лицам может грозить уголовное наказание

Минюст России разработал проект федерального закона, согласно которому за преступления, связанные с неуплатой страховых взносов, может последовать уголовная ответственность.
Напомним, что в соответствии с поручениями Президента РФ был подготовлен проект федерального закона, в котором предлагается дополнить УК РФ новыми статьями:

  • 199.3 «Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды страхователя – физического лица»;
  • 199.4 «Уклонение от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации».

Указанный проект федерального закона принят Госдумой 19 февраля 2016 года в первом чтении. 

Вместе с тем, учитывая, что 3 июля 2016 года были приняты федеральные законы, передающие функции администрирования страховых сборов налоговому ведомству (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ и Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ), возникла необходимость внесения соответствующих изменений в НК РФ. 

Так, в налоговом законодательстве предусмотрено, что если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик не уплатил недоимку, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 198 – 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (п. 3 ст. 32 НК РФ). Отметим, что сумма долга должна превышать 1,25 млн руб. за три финансовых года (ст. 199 УК РФ). 

В связи с этим, в пояснительной записке законопроекта Минюста России отмечается, что вопрос о возбуждении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 199.3 и 199.4 УК РФ, должен решаться аналогичным образом. Следовательно, ст. 199.3 и ст. 199.4 УК РФ должны быть включены в перечень статей УК РФ, указанных в п. 3 ст. 32 НК РФ. 

В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

18 октября 2016 г.


При отсутствии печати придется подтверждать подпись на некоторых бумагах для ФСС

Опубликован проект поправок в некоторые подзаконные акты, в частности, в приказы, которыми утверждены формы:

  • справки о сумме зарплаты, иных вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой, и текущий календарный год, на которую были начислены взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением зарплаты, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в ФСС не начислялись;
  • запроса страхователя для проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме зарплаты, иных вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Будет оговорено, что эти документы удостоверяются печатью организации (круглой) при ее наличии, а подпись не должна закрываться печатью. Печать надо будет проставлять в отведенном месте («Место печати страхователя (при наличии)») в нижнем левом углу запроса.

Также будет указано, что в случае отсутствия печати к запросу прилагаются заверенные в установленном порядке копии документов:

  • подтверждающих полномочия лица, подписавшего запрос, действовать от имени юрлица без доверенности;
  • доверенности на подписание запроса с приложением документов, подтверждающих полномочия лица, выдавшего доверенность;
  • документа, удостоверяющего личность физлица;
  • свидетельства о госрегистрации физлица в качестве ИП.

17 октября 2016 г.


В электронный формат 4-ФСС внесены изменения, позволяющие работодателям предоставлять информацию о застрахованных лицах, работающих на стороне

ФСС России скорректировал расчет страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) в электронном виде с применением электронной подписи. В него, в частности, был добавлен раздел «Сведения, необходимые для исчисления страховых взносов страхователями, указанными в пункте 2.1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 1998 № 125-ФЗ» (приказ ФСС России от 29 сентября 2016 г. № 386 «О внесении изменений в Технологию приема расчетов страхователей по начисленным и уплаченным страховым взносам в системе Фонда социального страхования Российской Федерации в электронном виде с применением электронной подписи, утвержденную приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. № 19»).

Напомним, что страхователи, направляющие временно своих работников по договору о предоставлении труда работников в случаях и на условиях, которые установлены трудовым законодательством России для работы у другого юрлица или ИП, уплачивают страховые взносы с заработка таких работников, исходя из страхового тарифа, а также надбавок и скидок к нему. В свою очередь, страховой тариф устанавливается с учетом основного вида экономической деятельности принимающей стороны, а надбавки и скидки – по результатам специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные временно работники. 

При этом, принимающая сторона представляет страхователю сведения о своем основном виде экономической деятельности, результатах специальной оценки условий труда на рабочих местах и иные сведения, необходимые для определения страхового тарифа и установления надбавок и скидок к страховому тарифу (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
Речь идет о договоре, в соответствии с которым работодатель направляет своих работников с их согласия на временную работу в другую компанию для выполнения ими определенных их трудовыми договорами функций в интересах, под управлением и контролем руководителя сторонней компании (п. 2 ст. 18.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», ст. 341.1 ТК РФ).

Добавим, что на бумажном носителе новый раздел был закреплен нормативным актом ФСС России в июле текущего года (приказ ФСС России от 4 июля 2016 г. № 260 «О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Фонда социального страхования Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. № 59 «Об утверждении формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и Порядка ее заполнения»).

17 октября 2016 г.


В РФ будет действовать документ МСФО о выплатах на основе акций – поправки к IFRS 2

Опубликован проект приказа, согласно которому планируется пополнить ассортимент МСФО, используемых в России.

Предлагается ввести в действие на территории РФ документ МСФО «Классификация и оценка операций по выплатам на основе акций (поправки к МСФО (IFRS) 2)».

17 октября 2016 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация