Подготовлен электронный формат документа о приемке материальных ценностей

ФНС России разработала проект ведомственного акта (проект приказа ФНС России «Об утверждении формата представления документа о приемке материальных ценностей и (или) расхождениях, выявленных при приемке, в электронной форме»), в котором предложен электронный формат документа о приемке материальных ценностей для представления в налоговое ведомство по каналам ТКС. Он может сразу прилагаться к декларации (расчету) либо истребоваться в ходе ее проверки налоговым органом.

Напомним, что формы, формат и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России. При этом не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением или уплатой налогов, сборов и страховых взносов, за исключением:

  • вида документа: первичный (корректирующий);
  • наименования налогового органа;
  • места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
  • фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
  • номера контактного телефона налогоплательщика, плательщика страховых взносов;
  • сведений, подлежащих включению в налоговую декларацию в соответствии с главой 21 «Налог на добавленную стоимость» (п. 7 ст. 80 Налогового кодекса).

В свою очередь, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. В случае представления истребуемых документов в налоговый орган в электронной форме по ТКС они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью проверяемого лица или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются ФНС России (п. 2 ст. 93 НК РФ).

10 мая 2017 г.


КБК для уплаты ИП пенсионных взносов за себя за 2017 год не зависит от суммы дохода

В письме от 7 апреля 2017 г. № 02-05-10/21007 Минфин рассказал о КБК для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год, если доход ИП превышает 300 тысяч рублей.

Плательщик должен руководствоваться информацией, доведенной до него администратором доходов бюджетов, указало ведомство.

Дополнительно чиновники сообщили, что в соответствии с указаниями о порядке применения бюджетной классификации страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год, в том числе с суммы доходов плательщика, полученных сверх предельной величины дохода, подлежат отражению по коду бюджетной классификации 182 1 02 02140 06 1110 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года)».

05 мая 2017 г.


Если недвижимость не учтена как ОС, «кадастровый» налог не платится, решил Минфин

В письме от 03.04.2017 № 03-05-05-01/19468 Минфин рассмотрел вопрос уплаты налога на имущество организаций в отношении недвижимого имущества, не учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств.

Согласно статье 374 НК объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 НК.

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» актив принимается организацией к бухучету в качестве основных средств при одновременном выполнении нескольких условий, в том числе если объект приведен в состояние, пригодное для использования в деятельности.

В отношении ряда объектов недвижимости налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Это касается административно-деловых центров, торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются в этих целях.

Кроме того, жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств также подлежат налогообложению налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.

Субъект РФ определяет на год перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Перечень определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК, признаваемых в соответствии со статьей 374 НК объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

Учитывая изложенное, объекты недвижимого имущества, не учитываемые на балансе в качестве объектов ОС, не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций, за исключением жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов ОС.

05 мая 2017 г.


Как составлять отчетность по МСФО при преобразовании и слиянии/присоединении

Минфин выпустил информацию № ОП 10-2017 о применении Международных стандартов финансовой отчетности, которая является результатом обобщения вопросов применения МСФО межведомственной рабочей группой.

Даны разъяснения о консолидированной финансовой отчетности в случае реорганизации юрлица в форме преобразования. В целях составления такой отчетности организация, возникшая в результате преобразования, не рассматривается в качестве вновь созданной организации, а рассматривается как организация, продолжающая деятельность предшественника.

«Новая» организация составляет консолидированную финансовую отчетность за период, в котором произошла реорганизация, как если бы она существовала непрерывно, продолжая учет организации-предшественника. Не надо составлять отчетность реорганизованной организации-предшественника на день, предшествующий дате госрегистрации «новой» организации, как и отчетность организации, возникшей в результате преобразования, на дату ее госрегистрации. Возникшая организация не является организацией, впервые применяющей МСФО, в смысле МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности», если реорганизованная организация-предшественник представляла финансовую отчетность по МСФО за период, предшествующий тому, в котором произошла реорганизация. Консолидированная финансовая отчетность организации, возникшей в результате реорганизации, должна содержать информацию об имевшем место факте реорганизации.

Также затронут вопрос отчетности организации, возникшей в результате реорганизации в форме слияния или присоединения. В зависимости от условий реорганизации и условий, существовавших до ее проведения, возможны различные варианты составления консолидированной финансовой отчетности по МСФО организацией-правопреемником. Выбор варианта зависит, в том числе от того, проводила ли организация-правопреемник контроль согласно МСФО (IFRS) 10 «Консолидированная финансовая отчетность» в отношении организации, которая к ней присоединяется или с ней сливается, до реорганизации, а также от того, продолжают ли эти организации находиться под контролем одних и тех же лиц.

Независимо от варианта составления консолидированной финансовой отчетности отсутствует необходимость в составлении такой отчетности обеих организаций на день, предшествующий дате госрегистрации слияния. Не составляется также отчетность организации-правопреемника, возникшей в результате реорганизации в форме слияния, на дату ее госрегистрации. Консолидированная финансовая отчетность организации-правопреемника должна содержать информацию об имевшем место факте реорганизации.

Следующий раздел разъяснений посвящен актуарным расчетам для целей МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам». Этот стандарт рекомендует (но не требует), чтобы организация привлекала квалифицированного актуария для оценки всех существенных обязательств по программе вознаграждений по окончании трудовой деятельности (пункт 59).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 закона «Об актуарной деятельности в РФ» объектом такой деятельности является деятельность органов и организаций в части финансовых рисков и (или) выполнения обусловленных наличием рисков финансовых обязательств, которая подлежит актуарному оцениванию или в отношении которой осуществляется иной вид актуарной деятельности. Федеральный закон не устанавливает требование проведения обязательного актуарного оценивания в отношении объектов, предусмотренных МСФО (IAS) 19.

В связи с этим организация, ведущая деятельность, не отвечающую критериям объекта обязательного актуарного оценивания, предусмотренным упомянутым федзаконом, не обязана привлекать для указанной цели ответственного актуария, осуществляющего деятельность в соответствии с данным законом.

В то же время при раскрытии информации об обязательствах по программе вознаграждений по окончании трудовой деятельности указание составителя консолидированной финансовой отчетности на проведение актуарных расчетов с привлечением актуария является обоснованным только в том случае, если такой актуарий соответствует требованиям закона «Об актуарной деятельности в РФ».

04 мая 2017 г.


Как считать «обычный» и «кадастровый» налог, если имущество в общей собственности фирм

Письмом от 18.04.2017 № БС-4-21/7363 ФНС направила письмо Минфина от 12.04.2017 № 03-05-04-01/21781 о порядке налогообложения недвижимого имущества организаций, находящегося в общей собственности.

Согласно пункту 1 статьи 374 НК объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета (кроме облагаемого по кадастровой стоимости).

В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» единицей бухучета ОС является инвентарный объект. Объект ОС, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

В отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода. Налоговая база в отношении объекта, находящегося в общей долевой собственности, определяется исходя из кадастровой стоимости помещения, принадлежащего каждому налогоплательщику, пропорционально его доле в праве общей собственности, а в отношении объекта, находящегося в общей совместной собственности – в равных долях.

04 мая 2017 г.


Возможно, для малого бизнеса будет введена единая упрощенная форма отчетности

Депутаты Тюменской области внесли на рассмотрение Госдумы проект закона, которым предлагается отменить существующие формы отчетности для малого бизнеса, заменив их одной, подаваемой по упрощенной форме. Сведения в данной форме будут служить основанием для исчисления и уплаты налогов, а также страховых взносов.

В частности в ст. 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) будет добавлен новый пункт следующего содержания: «3.1) единая упрощенная форма, утвержденная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, содержащей все необходимые для указанного органа данные, в том числе служащие в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах основанием для исчисления и уплаты налогов и страховых взносов, представляемая в многофункциональный центр налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы и являющимися микропредприятиями».

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в настоящее время субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую, налоговую, статистическую и иные виды отчетности, в том числе отчетность в зависимости от видов осуществляемой экономической деятельности. Так, субъект малого предпринимательства – организация, имеющая наемных работников, одну единицу транспортного средства, объект недвижимого имущества в собственности и применяющая УСН, за один календарный год деятельности подает в налоговые органы, внебюджетные фонды и органы статистики 41 форму отчетности.

Вместе с тем представление в соответствующие органы указанных форм отчетности требует временных и финансовых ресурсов, что ведет к сдерживанию развития предпринимательской деятельности. В то же время в случае непредставления, несвоевременного представления, а также представления неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления налогового и других видов контроля организации ждут штрафы, исчисляемые десятками тыс. руб.

С целью снижения общей административной нагрузки на субъекты малого предпринимательства депутаты предлагают ввести единую упрощенную форму отчетности. Право ее предоставления будут иметь налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы и являющиеся микропредприятиями (ст. 4 Закона № 209-ФЗ).

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2018 года.

04 мая 2017 г.


Как при МСА аудиторам проверять промежуточную консолидированную отчетность

В информации № ОП 10-2017 Минфин раскрыл нюансы проверки промежуточной консолидированной финансовой отчетности, проводимой аудиторской организацией. Такая отчетность (раскрытие которой предусмотрено федеральным законодательством) за первое полугодие отчетного года подлежит аудиту либо проводимой аудиторской организацией проверке, вид и порядок проведения которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности.

Приказом Минфина России от 24.10.2016 № 192н на территории РФ были введены в действие международные стандарты аудита, предусматривающие следующие виды проверок финансовой информации прошедших периодов: аудит финансовой информации, обзорная проверка финансовой информации.

Обзорная проверка финансовой информации прошедших периодов проводится в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2400 (пересмотренный) «Задания по обзорной проверке финансовой отчетности прошедших периодов» (МСОП 2400) или Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации» (МСОП 2410).

В связи с изложенным, промежуточная консолидированная отчетность за первое полугодие отчетного года, раскрытие которой предусмотрено законом «О консолидированной финансовой отчетности» или другими федеральными законами, подлежит аудиту или обзорной проверке, проводимой в соответствии с МСОП 2400 либо МСОП 2410.

В этом же документе ведомство дало разъяснения на тему применения МСФО при реорганизации организаций в форме преобразования, слияния и присоединения.

04 мая 2017 г.


Готова очередная порция поправок в НК, касающаяся имущественных налогов и не только

На общественное обсуждение вынесен проект поправок в законопроект № 128489-7 о внесении изменений в статьи 251 и 271 Налогового кодекса, внесенный в Госдуму в марте правительством РФ. На данный момент законопроект не прошел даже первого чтения.

Напомним, законопроектом предлагается установить, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде невостребованных участниками дивидендов либо части распределенной прибыли, восстановленных в составе нераспределенной прибыли, а также доходы в виде имущества, имущественных или неимущественных прав в размере денежной оценки, полученные в качестве вклада в имущество хозяйственного общества (подробнее).

Согласно новым поправкам при получении от физлица заявления на налоговые льготы по имущественным налогам и при неполучении при этом от него документов, подтверждающих право на льготу, налоговый орган по сведениям, указанным в заявлении налогоплательщика о предоставлении льготы, будет запрашивать такие документы у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти документы (информация). Поправки вносятся в статьи 31 НК о правах налоговых органов, 361.1 НК о льготах по транспортному налогу, в пункт 10 статьи 396 НК о льготах по земельному налогу, в пункт 6 статьи 407 НК о льготах по налогу на имущество физлиц. Также в связи с этим отменят пункт 6 статьи 391 НК.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не будут учитываться доходы в виде безвозмездно полученных услуг по сделкам, указанным в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 НК – это сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки – российские организации, не являющиеся банками. Сейчас аналогичная норма существует, однако в ней не указано, что в целях учета доходов речь идет о «безвозмездно» полученных услугах.

Специальный коэффициент не выше 2 к основной норме амортизации согласно поправкам нельзя будет применять к зданиям, имеющим высокую энергетическую эффективность (корректируются положения статьи 259.3 НК). Появится право применять повышающий коэффициент не выше 3 в отношении амортизируемых ОС, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному правительством. Эта норма будет действовать до 1 января 2023 года в отношении ОС, введенных в эксплуатацию после 1 января 2018 года.

Статью 378.2 предложено дополнить подпунктом о том, что если кадастровая стоимость объекта недвижимости иностранной организации или не учитываемого на балансе жилого помещения была определена в течение налогового (отчетного) периода, то налоговая база по текущему налоговому периоду в отношении данного объекта определяется исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Кроме того, будет установлено, что изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения категории земель и (или) разрешенного использования участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости этого участка. При этом сам налог будет рассчитываться с применением коэффициента в зависимости от сроков действия нового статуса участка (по аналогии с коэффициентом, зависящим от срока владения участком, установленным пунктом 7 статьи 396 НК).

Из числа объектов налогообложения по налогу на имущество физлиц исключается такое понятие как жилое помещение. В настоящее время формулировка такая: «жилое помещение (квартира, комната)», после внесения поправок останется только «квартира, комната». Также понятие «жилое помещение» исключается из других норм о налоге на имущество физлиц.

Эти же поправки продублированы на портале regulation.gov.ru также и отдельно, вне связи с законопроектом № 128489-7.

03 мая 2017 г.

Продлен срок обсуждения проекта поправок в ПБУ 3/2006 о «валютных» активах и долгах

Минфин обновил сводную информацию о ходе разработки федеральных стандартов бухучета. В частности, ранее предполагалось, что проект изменений в ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» обсуждаться будет до 15 апреля.

Сейчас указано, что общественное обсуждение данного проекта продлится до 15 мая. Сам проект с середины января доступен на сайте Минфина. После прохождения всех стадий поправки должны вступить в силу с 2019 года.

02 мая 2017 г.


Налоговики готовят изменения в форму декларации по налогу на прибыль организаций

ФНС России разрабатывает проект ведомственного акта, которым планируется внести изменения в форму налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также в порядок ее заполнения. Новшества направлены на создание условий для корректного отражения налогоплательщиками в налоговой декларации нормативно установленных сведений, предусмотренных п.1 ст. 80 Налогового кодекса. Правки в форме действующей декларации по налогу на прибыль организаций (приказ ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме») обусловлены изменением законодательного регулирования данного налога.

Так, в отчетных (налоговых) периодах с 1 января 2017 по 31 декабря 2020 года был ограничен перенос убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах, в размере не более 50% налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода, рассчитанной без учета переноса убытков прошлых лет. При этом отменено ограничение срока переноса убытков десятью годами (п. 25 ст. 2 Федерального закона от 30 ноября 2016 г. №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 401-ФЗ). Кроме того, был изменен подход к формированию консолидированной налоговой базы КГН. В частности, ограничена сумма уменьшения налоговой базы КГН, формируемой прибыльными участниками КГН, на сумму убытка, полученного убыточными участниками КГН, размером, не превышающим 50% от прибыли прибыльных участников КГН (п. 23 Закона № 401-ФЗ). Также в период с 2017 по 2020 год были изменены налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ (подп. «в» п. 25 ст. 2 Закона № 401-ФЗ). И, наконец, были даны официальные разъяснения по применению отдельных положений НК РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (письмо Минфина России от 10 февраля 2017 г. №03-12-11/2/7395).

Напомним, что налогоплательщики налога на прибыль организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации. Налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (ст. 23, 80, 289 НК РФ).

02 мая 2017 г.


Путин подписал нововведения по части внешнего контроля за аудиторской деятельностью

Подписан президентом страны и официально опубликован федеральный закон от 01.05.2017 № 96-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В закон о защите прав ИП и юрлиц при госконтроле вносится поправка о том, что по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций (проводимому уполномоченным органом) особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами.

Из части 7 статьи 10 закона об аудиторской деятельности исключается положение о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации уполномоченным органом, перечень типовых вопросов программы проверки, порядок оформления ее результатов устанавливаются данным органом.

Пунктом 8 статьи 10 будет установлено, что плановая внешняя проверка со стороны СРО проводится в отношении аудиторской организации, аудирующей ОЗХС, не чаще раза в год и не реже раза в три года (пункт 9, устанавливающий это сейчас, упраздняется). Иным организациям и индивидуальным аудиторам проверки СРО грозят не чаще раза в год и не реже раза в 5 лет.

Положения о проверках аудиторских организаций, проводящих аудит ОЗХС, уполномоченным органом выносятся в отдельную статью 10.1. Аудиторские организации должны будут однократно уведомлять госорган о начале аудита ОЗХС. Это надо будет делать в течение 20 рабочих дней после заключения первого договора на проведение обязательного аудита в текущем году. Те, кто заключит договоры до вступления поправок в силу, должны будут направить такое уведомление в течение 20 рабочих дней с того момента, как госорган утвердит форму уведомления.

Устанавливается, что плановые внешние проверки со стороны госоргана проводятся не чаще одного раза в три года (сейчас – не чаще одного раза в два года).

Основание для проведения внеплановой проверки со стороны госоргана, установленное сейчас частью 10 статьи 10 (жалоба), переносится в новую статью 10.1 и дополняется еще одним основанием – истечение срока устранения выявленных ранее нарушений.

Проверка со стороны госоргана будет длиться не более 40 рабочих дней, а для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства – не более 20 рабочих дней. В некоторых случаях (поступление новой информации или необходимость длительных расследований) эти сроки смогут продлеваться на 20 рабочих дней.

Кроме того, оговаривается, что представители СРО подлежат ротации в составе совета по аудиторской деятельности один раз в три года (сейчас установлено – раз в год).

Также внесена поправка, отменяющая подпункт «б» пункта 21 статьи 3 федерального закона от 1 декабря 2014 года № 403-ФЗ, которым было установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита начиная с года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории РФ.

02 мая 2017 г.


С 1 июля больничные можно будет оформлять в электронном виде – закон подписан

Подписан президентом РФ и официально опубликован федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Данный закон вводит такое новшество, как листок нетрудоспособности в форме электронного документа.

Предусматривается возможность использования больничного листка как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, сформированного в автоматизированной информационной системе, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями медработника и медорганизации и имеющего равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бланке.

Больничный в электронном виде будет выписываться только с письменного согласия застрахованного лица. Еще одно условие для формирования такого больничного – участие медорганизации и страхователя (то есть работодателя) в специальной системе информационного взаимодействия.

Закон вступит в силу с 1 июля 2017 года.

02 мая 2017 г.


ВС РФ утвердил новый обзор судебной практики

Президиум Верховного Суда РФ подготовил очередной обзор судебной практики, включив в него 44 наиболее важных позиции, разъяснения по вопросам возникающим в судебной практике, а также практику международных органов (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.). Среди них решения судов по уголовным делам, а также касающиеся разрешения споров, связанных с:

  • защитой права собственности и других вещных прав;
  • реализацией права требования страхового возмещения владельцами транспортных средств;
  • защитой прав потребителей
  • отнесением имущества к общему имуществу супругов
  • жилищными отношениями;
  • трудовыми и пенсионными отношениями;
  • практикой применения законодательства о налогах и сборах.

Выделим наиболее значимые из них.

Так, ВС РФ разъяснил судам, что восстановление жилого помещения после пожара не является созданием нового объекта, на который необходимо признание права собственности.

Кроме того, Суд выделил позицию, согласно которой по договору ОСАГО страховщик обязан выплатить страховое возмещение собственнику поврежденного автомобиля независимо от того, снял ли автомобиль с регистрационного учета его прежний владелец. При этом сумма страхового возмещения, излишне выплаченная страхователю, недобросовестно заявившему размер установленного ущерба в большем размере, подлежит возврату как неосновательное обогащение.

Помимо этого, Cуд указал, что на имущество, приобретенное в период брака, но на средства, принадлежавшие одному из супругов лично, режим общей совместной собственности супругов не распространяется.

Также ВС РФ напомнил, что:

  • на реконструкцию помещения, влекущую уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме, в том числе и земельного участка, на котором расположен этот дом, требуется согласие всех собственников помещений многоквартирного дома;
  • вынужденный выезд в несовершеннолетнем возрасте из жилого помещения, в которое данное лицо было вселено по договору социального найма, не является основанием признания такого лица утратившим право пользования данным жилым помещением по достижении им совершеннолетнего возраста;
  • отсутствие у гражданина имущества, за счет которого возможно пропорционально удовлетворить требования кредиторов, само по себе не является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве этого гражданина.

И, наконец, Cуд отметил, что при определении размера удержаний из пенсии, являющейся для должника-гражданина единственным источником дохода, следует исходить в том числе из принципа неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника и членов его семьи.

28 апреля 2017 г.


Бизнесмены выступают против отмены аудиторской тайны

Проект поправок в Налоговый кодекс, который открывает налоговикам доступ к аудиторской информации и, по сути, отменяет аудиторскую тайну, грозит аудиторам потерей доверия со стороны значительной части бизнеса. Об этом говорится в коллективном письме предпринимателей и аудиторов Санкт-Петербурга спикеру Госдумы Вячеславу Володину, пишут «Ведомости».

«Наличие аудиторской тайны является важным элементом профессиональной этики и никогда не являлось преградой для расследования финансовых преступлений», - указывает председатель правления саморегулируемой организации «Российский союз аудиторов» (СРО РСА) Людмила Козлова. Она предполагает, что отмена аудиторской тайны негативно скажется и на результатах аудита.

В феврале 2017 года законопроект, позволяющий налоговикам получить доступ к аудиторской тайне, был внесен в Госдуму и принят к рассмотрению комитетом по бюджету и налогам. Проект позволяет налоговикам собирать, использовать и распространять данные о налогоплательщиках, полученные от их аудиторов. Понятие «аудиторская тайна» из Налогового кодекса законопроект предлагает исключить, получить данные налоговики смогут, если налогоплательщик отказался сам их предоставить.

Предприниматели будут обращаться за этими услугами в консалтинговые фирмы, которые не обязаны составлять рабочую документацию и получать копии документов, говорится в письме. Авторы ведут речь об инициативном аудите – который совершается по желанию компании.

Сейчас закон защищает аудиторской тайной любую клиентскую информацию, а требование о сохранении конфиденциальности распространяется не только на аудиторов, но и на любых их проверяющих, включая сотрудников аудиторских СРО и уполномоченные органы по контролю и надзору (Федеральное казначейство), но законопроект не предусматривает ответственности за разглашение информации для должностных лиц — налоговиков, а отсутствие перечня налоговых документов позволяет трактовать его максимально широко, сказано в письме, к тому же обязанности делать копии документов у аудитора нет.

Представитель Минфина указывает, что право налоговых органов требовать документы у аудиторов «не является всеобъемлющим», в законопроекте есть система ограничений: налоговая может потребовать документы, по которым рассчитываются налоговые платежи, которые доступны аудитору и не были представлены налогоплательщиком, лишь в двух случаях – при проведении налоговой проверки либо на основании запроса от иностранных государств.

Отказ от предоставления документов или задержка будут признаваться налоговым правонарушением и повлекут взыскание штрафа в размере 10 тыс. рублей, сообщил представитель Минфина.

28 апреля 2017 г.


Сведения о бенефициарных владельцах надо будет сдавать в течение 5 рабочих дней

На общественное обсуждение вынесен проект положения о представлении юрлицами информации о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению сведений о бенефициарных владельцах по запросам уполномоченных органов. Таковыми органами будут ФНС и Росфинмониторинг, который при направлении запросов и получении на них ответов в электронной форме будет использовать инфраструктуру ФНС. Сведения могут быть запрошены также на бумаге.

Напомним, 21 декабря 2016 года вступил в силу федеральный закон от 23.06.2016 № 215-ФЗ, которым внесены изменения в антиотмывочный закон (115-ФЗ) и КоАП. Первый дополнен статьей 6.1, устанавливающей обязанность юрлиц иметь и раскрывать по запросам уполномоченных органов (включая ФНС) информацию о своих бенефициарных владельцах или сведения о мерах, принятых для получения такой информации, в КоАП введена ответственность за неисполнение новой обязанности. Предусмотрено, что сроки и порядок представления информации определяется правительством РФ.

Согласно проекту положения будет установлено, что при получении запроса юрлицо представляет сведения ‎о бенефициарных владельцах либо о мерах по их установлению в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса. В случае обнаружения неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях юрлицо не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения.

В процессе электронного документооборота при направлении юрлицом электронного сообщения будет предоставляться следующие технологические электронные документы: подтверждение даты отправки электронного сообщения; квитанция о его приеме; уведомление об отказе в принятии сообщения.

При ответе на запрос на бумажном носителе юрлица будут представлять в уполномоченный орган электронное сообщение на оптическом или цифровом носителе информации с сопроводительным письмом. Сопроводительное письмо с оптическим или цифровым носителем информации надо будет приносить в уполномоченный орган непосредственно или отсылать по почте заказным письмом.

27 апреля 2017 г.


Срок начала использования новой кадастровой стоимости после ее оспаривания могут изменить

Минэкономразвития России разрабатывает поправки в порядок применения кадастровой стоимости объектов налогообложения, полученной по итогам оспаривания. Уведомление о подготовке соответствующего законопроекта размещено на Портале проектов нормативных правовых актов.

Так, предлагается установить возможность применения кадастровой стоимости, установленной в результате оспаривания, с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости. Согласно учетной карточке проекта, такая возможность будет предусмотрена только для физических лиц. Исходя из названия документа, поправки предполагается внести в ст. 391 и ст. 403 Налогового кодекса – следовательно, они будут распространяться на случаи оспаривания кадастровой стоимости не только земельного участка, но и других объектов имущества (жилого дома, квартиры, гаража, объекта незавершенного строительства, зданий, строений, сооружений).

Напомним, действующее законодательство предусматривает, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии при Росреестре или суда новая стоимость учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода (календарного года), в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости – но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (п. 1 ст. 391 НК РФ). Аналогичный срок использования новой кадастровой стоимости предусмотрен для случаев изменения кадастровой стоимости других объектов имущества (п. 1 ст. 403 НК РФ).

Ранее ФНС России разъясняла на своем официальном сайте порядок применения кадастровой стоимости, если налогоплательщик добился ее снижения в результате оспаривания итогов государственной кадастровой оценки в суде. В частности, налоговая служба пришла к выводу, что налогоплательщик вправе исчислить земельный налог исходя из новой кадастровой стоимости земли только после внесения изменений в государственный кадастр недвижимости, а не с момента вступления в силу решения суда, который определил новую стоимость.

В случае принятия предлагаемых министерством поправок они вступят в силу в декабре текущего года. До 26 апреля проект закона будет проходить процедуру публичного обсуждения.

27 апреля 2017 г.


Минфин России разъяснил некоторые вопросы налоговой ответственности

Согласно п. 3 ст. 108 Налогового кодекса основанием для привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения налогового правонарушения решением налогового органа, вступившим в силу. При этом налоговым правонарушением считается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика (ст. 106 НК РФ).

Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России в своем письме от 30 марта 2017 г. № 03-02-08/18588 разъясняет следующее. Исходя из п. 3 ст. 80 НК РФ, все налогоплательщики – ИП, привлекавшие за предшествующий календарный год наемных работников, обязаны представлять в налоговый орган в установленный срок сведения о среднесписочной численности работников в указанный период. Минфин России уточняет, что никаких исключений в отношении налогоплательщиков, прекративших деятельность в качестве ИП в течение предшествующего календарного года, нет.

Также отмечается, что при применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело о налоговом правонарушении, учитываются обстоятельства, указанные в ст. 111-112 НК РФ, в том числе обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения или смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. При этом каждое лицо, по мнению которого его права нарушены актом налогового органа ненормативного характера, действием или бездействием должностного лица налогового органа, вправе обжаловать такие акт, действие (бездействие). Порядок обжалования урегулирован главой 19 НК РФ.

27 апреля 2017 г.


ФНС хочет требовать документы, подтверждающие право на освобождение операций от НДС

Газета «Учет.Налоги.Право» рассказала о наличии письма ФНС, адресованного Минфину, в котором служба просит инициировать поправки в НК с тем, чтобы налоговики получили право запрашивать подтверждающие документы в отношении необлагаемых НДС операций.

Напомним, недавно мы сообщали о другом письме ФНС, в котором подробно изложена проблематика. Налоговые органы могут требовать документы в подтверждение льгот. Операции, не подлежащие налогообложению НДС (освобождаемые от налогообложения), и соответствующие понятию «льготы» (в части), перечислены в статье 149 НК.

Однако, как следует из пункта 14 постановления пленума ВАС от 30.05.2014 № 33 льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, В связи с этим действие норм об истребовании документов по льготам при камералках по НДС распространяется на те из перечисленных в статье 149 НК основания освобождения от НДС, которые по своему характеру отвечают понятию налоговой льготы.

Таким образом, сейчас у налогоплательщиков не могут быть истребованы документы по операциям, не являющимся объектом налогообложения (пункт 2 статьи 146 НК) или освобождаемым от налогообложения на основании статьи 149 НК. Но, как утверждает «УНП», фискалы планируют исправить это, дополнив пункт 6 статьи 88 НК.

При этом до вступления в силу предлагаемых поправок ФНС предлагает разграничить, что в статье 149 НК относится к льготам, а что – к необлагаемым операциям. В первом случае инспекторы вправе будут требовать документы и пояснения, во втором – нет, пишет издание.

27 апреля 2017 г.


Аудиторским организациям придется уведомлять Казначейство о начале аудита ОЗХС

Совет Федерации одобрил законопроект № 1132191-6 о внесении изменений в статью 1 федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и федеральный закон «Об аудиторской деятельности».

В закон о защите прав ИП и юрлиц при госконтроле вносится поправка о том, что по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций (проводимому уполномоченным органом) особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами.

Из части 7 статьи 10 закона об аудиторской деятельности исключается положение о том, что порядок назначения и проведения проверки аудиторской организации уполномоченным органом, перечень типовых вопросов программы проверки, порядок оформления ее результатов устанавливаются данным органом.

Пунктом 8 статьи 10 будет установлено, что плановая внешняя проверка со стороны СРО проводится в отношении аудиторской организации, аудирующей ОЗХС, не чаще раза в год и не реже раза в три года (пункт 9, устанавливающий это сейчас, упраздняется). Иным организациям и индивидуальным аудиторам проверки СРО грозят не чаще раза в год и не реже раза в 5 лет.

Положения о проверках аудиторских организаций, проводящих аудит ОЗХС, уполномоченным органом выносятся в отдельную статью 10.1. Аудиторские организации должны будут однократно уведомлять госорган о начале аудита ОЗХС. Это надо будет делать в течение 20 рабочих дней после заключения первого договора на проведение обязательного аудита в текущем году. Те, кто заключит договоры до вступления поправок в силу, должны будут направить такое уведомление в течение 20 рабочих дней с того момента, как госорган утвердит форму уведомления.

Устанавливается, что плановые внешние проверки со стороны госоргана проводятся не чаще одного раза в три года (сейчас – не чаще одного раза в два года).

Основание для проведения внеплановой проверки со стороны госоргана, установленное сейчас частью 10 статьи 10 (жалоба), переносится в новую статью 10.1 и дополняется еще одним основанием – истечение срока устранения выявленных ранее нарушений.

Проверка со стороны госоргана будет длиться не более 40 рабочих дней, а для аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства – не более 20 рабочих дней. В некоторых случаях (поступление новой информации или необходимость длительных расследований) эти сроки смогут продлеваться на 20 рабочих дней.

Ко второму чтению был внесен ряд поправок технического свойства – в частности, законопроект лучше структурирован. Кроме того, теперь оговаривается, что представители СРО подлежат ротации в составе совета по аудиторской деятельности один раз в три года (сейчас установлено – раз в год).

Также ко второму чтению внесена поправка, отменяющая подпункт «б» пункта 21 статьи 3 федерального закона от 1 декабря 2014 года № 403-ФЗ, которым было установлено, что аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита начиная с года, следующего за годом, в котором международные стандарты аудита признаны для применения на территории РФ.

26 апреля 2017 г.


Налоговики разъяснили, как доказывать получение необоснованной налоговой выгоды

Налоговым органам поручено исключить формальные подходы при выявлении необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговых проверок. Такое поручение содержится в письме ФНС России от 23 марта 2017 г. № ЕД-5-9/547@ «О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды».

В частности, подчеркивается, что для доказывания необоснованной налоговой выгоды необходимо подтверждать факты согласованности действий налогоплательщика и подконтрольных ему контрагентов, а также нереальности операций по поставке товаров (работ, услуг).

При этом если доказательств подконтрольности контрагентов не имеется, налоговый орган должен доказать, что налогоплательщик недобросовестно подошел к выбору контрагента. В последнем случае также необходимо указать на обстоятельства, свидетельствующие о невыполнении операций контрагентом. Речь идет о контрагентах по первому звену (налоговики считают, что недобросовестность контрагентов второго и последующих звеньев сама по себе не может возлагать на налогоплательщика негативные последствия).

Кроме того, в письме содержатся рекомендации для налоговых органов по сбору доказательственной базы в целях подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды. Так, налоговые органы должны исследовать, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота, как производилась оценка условий сделки, риска неисполнения обязательств, деловой репутации контрагента, наличия у него производственных мощностей, персонала и т.п. Подчеркивается, что недобросовестные действия по выбору контрагента, повлекшие невыполнение операций последним, могут свидетельствовать о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

ФНС России отмечает, что содержащиеся в письме рекомендации по оценке принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента будут полезны не только налоговым органам, но и налогоплательщикам.

26 апреля 2017 г.


EFRAG комментирует улучшения к IFRS 8

Европейская консультативная группа по финансовой отчетности представила предварительный вариант своего письма с комментариями относительно улучшений к стандарту IFRS 8 «Операционные сегменты» (а также IAS 34), которые Совет по МСФО представил 29 марта. Период предоставления комментариев по ним еще не истек, поэтому до 31 июля у всех есть шанс.

Напомним вкратце, что предложил IASB:

  • Компании хотят обязать раскрывать в отчетности должность и описание обязанностей индивидуума или группы людей, которого или которых можно считать руководителями операционных подразделений, ответственными за принятие решений. В стандарте используется термин «chief operating decision maker» – CODM.
  • Компании должны будут объяснить, почему операционные сегменты, указанные ими в финансовых отчетах, отличаются от операционных сегментов, идентифицированных где-либо еще в рамках годового отчета (если это так).
  • Необходимо четко указывать критерии, соответствие которым требуется для объединения двух и более операционных сегментов.
  • Нужно уточнить, что организация имеет право указывать сегментную информацию сверх той, что раскрывается руководителем операционного подразделения.
  • Составителей отчетности обяжут представить переподготовленную информацию по сегментам за все предыдущие промежуточных периоды (относящиеся к текущему и предыдущим годовым периодам) в первый же промежуточный отчетный период после вступления изменений в силу.

В своем предварительном варианте письма европейские эксперты приветствуют усилия IASB по улучшению стандарта IFRS 8 и решению проблем, которые выявило изучение практики применения стандарта. Большую часть предложений EFRAG поддерживает, поскольку считает, что это действительно полезные уточнения сегодняшних требований – следовательно, они пойдут на пользу раскрытиям сегментной информации.

Однако у экспертов есть определенные замечания относительно второго из указанных выше предложений – чтобы компании объясняли, почему операционные сегменты в их финансовой отчетности отличаются (если отличаются) от операционных сегментов в других отчетах. Здесь же у EFRAG есть замечание к определению самого «набора годовой отчетности». В оригинальном тексте, в самом деле, упоминается не «annual report», а «annual reporting package» – что бы это могло значить? Эксперты думают, что это приведет к путанице в практике.

И если уж об этом зашла речь – вспомнили эксперты – прерогативой IASB всегда была и пока остается именно финансовая отчетность. Недавно, когда пересматривалась стратегия и конституция, обсуждалось предложение распространить сферу деятельности Совета по МСФО на нефинансовую отчетность, но, как мы помним, от этой идеи решили пока отказаться. Следовательно, какое отношение IASB имеет к прочим составляющим ежегодной отчетности, чтобы требовать объяснения различий в определении операционных сегментов? На следующем заседании в мае EFRAG отдельно обсудит этот момент, и по итогам обсуждений уже будет писать окончательный вариант письма с комментариями в адрес международного разработчика.

Прокомментировать само письмо также можно – до 17 июля.

26 апреля 2017 г.


Истребование документов налоговиками возможно и вне рамок проверки, указали суды

Инспекция направила в адрес компании требование о представлении документов в пятидневный срок. Затребована информация, касающаяся деятельности контрагента – относительно конкретной сделки, а именно конкретного договора, имеется ссылка на счета с конкретным назначением платежа. Также в требовании указано на то, что необходимость в представлении информации возникла вне рамок проведения налоговой проверки.

Компания оспорила требование в суде (дело № А09-7215/2016), ссылаясь на отсутствие в нем указания конкретного мероприятия налогового контроля, что является основополагающим для определения законности выставления требования, которое в данном случае не отвечает пункту 3 статьи 93.1 НК и приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189.

Суды трех инстанций отказали истцу, указав на пункт 2 статьи 93.1 НК, который предусматривает право инспекции истребовать информацию относительно конкретной сделки вне рамок проведения проверок. При этом требование о представления документов должно содержать указание на конкретную сделку.

В решении окружного суда указано: «указание в требовании словосочетания «вне рамок проведения мероприятий налогового контроля» ясно и однозначно свидетельствует о запросе информации вне рамок проведения налоговых проверок. Поэтому данный факт не может служить основанием для признания такого требования недействительным».

Судья ВС (310-КГ17-3554 от 14.04.2017) отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

25 апреля 2017 г.


ЦБ разъяснил некредитным финансовым организациям, как вести бухучет ОС и НМА

Банк России выпустил еще два разъяснения от 19.04.2017 о применении положения от 22.09.2015 № 492-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, инвестиционного имущества, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, запасов, средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, имущества и (или) его годных остатков, полученных в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности на застрахованное имущество, в некредитных финансовых организациях».

Предыдущая серия разъяснений по данному положению касалась средств труда и предметов труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено; инвестиционного имущества; имущества, полученного в связи с отказом страхователя (выгодоприобретателя) от права собственности; запасов; долгосрочных активов, предназначенных для продажи.

Теперь даны разъяснения:

  • о бухучете нематериальных активов в НФО, в том числе об отражении операций по приобретению неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, предназначенные для использования в течение срока менее чем 12 месяцев, об учете входящих остатков по НМА;
  • о бухучете основных средств в НФО – об определении минимального объекта учета, подлежащий признанию в качестве инвентарного объекта; о признании первоначальной стоимости ОС при отсрочке платежа; о последствиях изменения срока полезного использования; о ситуации, когда возможно прекращение начисления амортизации при пересмотре расчетной ликвидационной стоимости объекта.

25 апреля 2017 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты