Налоговики подготовили рекомендации по недопущению злоупотреблений при исчислении налоговой базы или суммы налога

В связи с введением в НК РФ ст. 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" ФНС России обозначила новые подходы к оценке налоговой выгоды, в том числе при проведении проверок (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации").

Сообщается, что новая статья НК РФ направлена на предотвращение использования "агрессивных" механизмов налоговой оптимизации. Она не является кодификацией правил, сформулированных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53, а представляет собой новый подход к решению проблемы злоупотребления налогоплательщиком своими правами, учитывающий основные аспекты сформированной судебной практики.

Суть изменений заключается в том, что законодателем определены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением правами, и условия, которые должны быть соблюдены им для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам (операциям).

Налоговым органам следует учитывать, что ст. 54.1 НК РФ не содержит положений о расширении полномочий налоговых органов по сбору доказательственной базы, в связи с чем, при ее применении действуют законодательно предусмотренные процедуры по сбору, фиксированию и оценке доказательств. Следовательно, сохраняет силу принцип презумпции добросовестности налогоплательщика.

В актах и решениях по результатам налоговых проверок налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные в ходе проверки обстоятельства со ссылкой на конкретный пункт ст. 54.1 НК РФ. В письме приведены конкретные рекомендации и ограничения по использованию налоговыми органами при проверках каждого пункта ст. 54.1 НК РФ.

7 ноября 2017 г.


В связи с планируемой отменой сдачи бухотчетности в статистику готовы поправки в НК

На общественное обсуждение вынесен проект поправок в НК, которые будут вноситься параллельно с изменениями в закон о бухучете, то есть с отменой сдачи бухгалтерской отчетности в статистику.

В настоящее время в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства ИП (или частнопрактикующего лица), по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов; в налоговый орган по месту нахождения организации – годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (кроме фирм, не обязанных вести бухучет, и религиозных организаций, у которых не возникло обязанности по уплате налогов).

Этот подпункт предполагается разделить на два. В подпункте 5 останется отдельное упоминание обязанности по представлению ИП и отдельными частнопрактикующими лицами названной книги, а новый – вводимый законопроектом – подпункт 5.1 будет посвящен представлению бухотчетности организациями.

При этом будет оговорено, что представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года будут организации, у которых отсутствует обязанность представлять в налоговую обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законом о бухучете.

Кроме того, режим налоговой тайны будет снят со сведений, содержащихся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемом в соответствии с законом о бухучете (что, напомним, также будет входить в функции ФНС наряду с приемом обязательного экземпляра отчетности согласно поправкам в закон о бухучете).

7 ноября 2017 г.


За 2017 год нужно подать обновленную статформу 11-НА

Росстат скорректировал форму N 11-НА "Сведения о наличии, движении и составе контрактов, договоров аренды, лицензий, маркетинговых активов и гудвилла (деловой репутации организации)".

В разделе I в строке 01 теперь нужно будет отражать сумму показателей по всем экономическим активам. Ранее в данной строке указывали общие данные по контрактам, договорам аренды и лицензиям. Таким образом, из отчета исключили информацию о необращающейся части этих активов.

Кроме того ведомство уточнило, что графа 10 раздела I не заполняется в отношении приобретенного гудвилла. В соответствующей ячейке проставляется "х".

Существенное изменение коснулось раздела "Справочно". В графе 1 теперь указывают наименование вида актива вместо номера строки из раздела I.

Правки, внесенные в указания по заполнению формы и контрольные соотношения, носят технический характер по отношению к уже рассмотренным изменениям.

Напомним, форма 11-НА является годовым отчетом. Организация должна подать его не позднее 30 июня.

3 ноября 2017 г.


Аудиторов проверят по-европейски: у них будут проверять не знания, а компетенции

Аттестационный экзамен по аудиту к 2020 году будет проводиться по европейскому образцу. Проверка знаний будет изменена на проверку компетенций, а экзамен станет трехступенчатым. Участники рынка считают предложенную модель аттестации избыточной, а требования — чрезмерными. Впрочем, при должной проработке с учетом отраслевой специализации и пожеланий ЦБ она может быть адаптирована к российскому рынку, сходятся во мнении эксперты.

Вчера обе саморегулируемые организации (СРО) аудиторов СРО РСА и СРО ААС подписали меморандумы о сотрудничестве с Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW). Соглашения позволят в том числе «развить систему профессиональной аттестации аудиторов в России», пояснили в ICAEW. Как сообщил “Ъ” присутствовавший на подписании меморандума председатель комиссии ААС по контролю за качеством аудиторской деятельности Владмимир Чая, подписание меморандума — это первый шаг на пути к признанию на Западе отечественных аттестатов аудиторов.

Важный шаг в данном направлении был предпринят год назад, когда ICAEW подписал аналогичное соглашение с Единой аттестационной комиссией (ЕАК). ЕАК занимается проведением экзаменов по проверке лиц, претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора в России. ЕАК при содействии ICAEW была выработана новая модель квалификационного экзамена, которая будет представлена для одобрения рабочему органу совета аудиторской деятельности при Минфине 13 ноября. Модель разработана во исполнение поручения правительства от 28 июня 2016 года по совершенствованию порядка проведения квалификационного экзамена для аудиторов.

Принципиальное отличие новой модели от действующих — уход от классической проверки знаний к проверке компетенций. Она будет учитывать не только знания, но и опыт аудитора, а также способность применять их на практике. Сам экзамен для аудиторов станет трехступенчатым. Базовый уровень потребует от аудитора знания основ бухучета, аудита, финансового анализа и т. д. и будет проводиться в виде теста. Промежуточный уровень потребует углубленного понимания тех же дисциплин, способности применять знания (письменный экзамен). На продвинутом уровне будет проверяться способность аудитора формировать профессиональное суждение. По словам менеджера по международным связям ICAEW Анны Борн, пройти аттестацию по всем трем уровням можно за три года минимум. При этом специализации как таковой (банковский аудит, страховой и т. д.) программа не предусматривает — по сути, ЕАК предлагает единый аттестат.

Участники рынка сомневаются, что предложенная ЕАК модель может быть применена в России в представленном виде. «В той же Англии продвинутый уровень необходим руководителю проверки, у нас же единый аттестат нужен не только руководителю, но и рядовому аудитору,— отмечает партнер Ernst & Young Игорь Буян.— Получается, что к большинству аудиторов будут предъявляться избыточные квалификационные требования». Если сейчас молодежь отпугивает от сдачи экзамена на аттестат обилие зубрежки, то будет еще хуже, отметил он. В то же время новая модель фактически позволяет подписывать заключение специалистам с тремя годами работы, тогда как в российской практике для подписания заключения по серьезной компании необходим опыт не менее семи-восьми лет, указывает эксперт.

Не вполне сочетается предложенная модель аттестации и с идеями ЦБ по реформированию аудиторской отрасли. «Мы за то, чтобы аттестаты не были универсальными: пусть лучше аудитор будет хорошим специалистом, например, в области аудита банков, чем будет иметь поверхностные представления об аудите “всего”»,— отметили в пресс-службе ЦБ.

Впрочем, при должной доработке концепция может применяться в России. «Можно добиться отраслевой специализации путем получения специализированных аттестатов, а можно — путем ежегодного повышения аудиторами квалификации по выбранной специализации и четкого контроля за этим процессом, в том числе и со стороны мегарегулятора»,— уверен Игорь Буян. Банк России готов включиться в работу. «Мы всегда открыты к взаимодействию с ЕАК и вне зависимости от реформы готовы обсуждать в том числе и вопросы, касающиеся подготовки специалистов,— отметили в ЦБ.— Для нас важны качество и квалификация аудиторов, приходящих в финансовые организации».

2 ноября 2017 г.


Бухгалтерскую отчетность за 2018 год (и далее) не надо будет сдавать в статистику

На общественное обсуждение вынесен проект поправок в закон о бухучете, направленных на исключение положений, предусматривающих представление экономическими субъектами годовой бухгалтерской отчетности в различные госорганы (статистика, налоговая).

Статью 13 закона предлагается дополнить новым пунктом 7.1, оговаривающим, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления на бумажном носителе копии отчетности, созданной в виде электронного документа.

Сейчас отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Слова "на бумажном носителе" из данной нормы исключат (из пункта 8 статьи 13).

В настоящее время экономические субъекты представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган госстатистики по месту государственной регистрации (пункт 1 статьи 18). Госстатистику уберут из указанной нормы. Вместо этого будет оговорена обязанность сдавать отчетность в налоговый орган по месту нахождения.

Соответственно, все функции, касающиеся сдачи отчетности – разработка форматов, порядка сдачи, ведение информресурса и так далее – перейдут к налоговикам. Весь документооборот будет электронным, включая представление аудиторского заключения в случаях обязательного аудита. Правила сдачи АЗ в остальном не меняются. Сроки представления отчетности также остаются прежними. Отчетность и заключение будут передаваться по ТКС через операторов ЭДО.

Сведения из информресурса бухгалтерской отчетности можно будет получать у налоговиков за плату (плата не касается органов власти).

В целом закон вступит в силу с 2019 года, поправки коснутся отчетности за 2018 год. Однако предусмотрено переходное положение - малый бизнес будет вправе сдавать отчетность за 2018 год или в электронном виде, или на бумаге.

Заявлял о готовности разработать такой законопроект Минфин еще в марте этого года, затем еще раз ведомство сообщило об аналогичном намерении в июне. Однако только сейчас впервые появился текст проекта. Он подтвердил наши догадки о том, что от обязанности по приему и обработке отчетности будет освобождена именно статистика.

1 ноября 2017 г.


Предлагают ввести рассрочку для обязательных платежей, доначисленных по итогам налоговой проверки

Рассрочку планируют предоставлять, если юрлицо не может из-за финансовых проблем рассчитаться по доначислениям сразу.

Наличие проблем признают, если суммы, поступившие на счета организации за три месяца до подачи заявления о рассрочке, меньше ее краткосрочных обязательств за вычетом доходов будущих периодов по данным бухотчетности. Размер краткосрочных обязательств определят с учетом доначисленных платежей.

Для получения рассрочки будет еще ряд условий:

  • доначисления составляют от 30 до 70% выручки от реализации за год, предшествующий году, когда вступило в силу решение по итогам проверки;
  • со дня создания организации до дня подачи заявления о рассрочке прошло не менее года;
  • в отношении юрлица не возбуждено дело о банкротстве;
  • компания не реорганизуется или не ликвидируется;
  • юрлицо не обжалует решение инспекции по проверке;
  • организация способна перечислить обязательные платежи в течение срока, на который запрошена рассрочка.

Кроме того, чтобы получить рассрочку, придется предоставить банковскую гарантию.

Сумма задолженности, на которую дадут рассрочку, должна быть не выше стоимости чистых активов организации. На нее начислят проценты по 1/2 ставки рефинансирования Банка России за период рассрочки.

Проект Федерального закона N 225063-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/225063-7). Принят в третьем чтении 25 октября 2017 года

31 октября 2017 г.


К безвозмездно полученной компьютерной технике нельзя применить амортизационную льготу

Минфин России разъяснил, что в случае, если электронно-вычислительная техника получена организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, безвозмездно, то есть отсутствуют фактически понесенные расходы, то отнести на затраты стоимость такой техники единовременно – в момент ввода объекта в эксплуатацию, нельзя (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 3 октября 2017 г. № 03-03-06/1/64157).

Напомним, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служат для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 Налогового кодекса и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).

Данная норма применяется к расходам на приобретение электронно-вычислительной техники (п. 6 ст. 259 НК РФ). Однако, в случае, если такая техника не была куплена за деньги, то применить ускоренные сроки амортизации нельзя.

31 октября 2017 г.


При корректировке цен в контролируемой сделке на Листе 08 декларации по налогу на прибыль отражается только одно изменение

Налоговики разъяснили, что при корректировке цен в контролируемой сделке Лист 08 налоговой декларации заполняется в отношении одной корректировки и отдельной сделки (либо группы однородных сделок) (письмо ФНС России от 24 октября 2017 г. № СД-4-3/21437@).

Напомним, что российскими организациями – налогоплательщиками, являющимися сторонами контролируемой сделки, при исчислении налогов могут быть применены цены, на основании которых ФНС России осуществляет корректировку налоговой базы и суммы налога (п. 4 ст. 105.3 Налогового кодекса) либо сами организации могут изменить цены и скорректировать сумму налога (п. 6 ст. 105.3 НК РФ). Применение таких цен в целях Налогового кодекса признается симметричной корректировкой (п. 1 ст. 105.18 НК РФ).

В свою очередь порядок заполнения налоговой декларации утвержден приказом ФНС России от 19 октября 2016 г. № ММВ-7-3/572@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме".

Согласно данному Порядку, при отражении симметричных корректировок Лист 08 налоговой декларации должен заполняться следующим образом:

если произведенные корректировки привели к уменьшению доходов от реализации (стр. 010 Листа 08) / внереализационных доходов (стр. 020 Листа 08), то в графе 3 "Признак" проставляется цифра "0" (при условии, что в реквизите "Вид корректировки" указаны коды "2" или "3");

если произведенные корректировки привели к увеличению расходов, уменьшающих сумму доходов от реализации (стр. 030 Листа 08) / внереализационных расходов (стр. 040), то в графе 3 "Признак" проставляется цифра "1" (при условии, что в реквизите "Вид корректировки" указаны коды "2" или "3").

В то же время по стр. 050 Листа 08 указывается расчетная величина корректировки, исчисленная как сумма числовых значений заполненных стр. 010-040 (по модулю), то есть расчетная величина корректировки отражается в стр. 050 в абсолютном значении (без учета знака). Соответственно, признак "0" – уменьшение или "1" – увеличение в графе 3 по стр. 050 не проставляется (п. 15.7 Порядка).

31 октября 2017 г.


Налоговики подготовили форму сведений об отчете о НИОКР

Как сообщила ФНС России на своем официальном сайте, разработан проект1 формы сведений об отчете о НИОКР, который налогоплательщики, участвующие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках (НИОКР), должны представить в налоговый орган для обоснования расходов по налогу на прибыль.

Налоговики напомнили, что со следующего года упрощается налоговое администрирование научных организаций. Они могут не направлять отчеты в налоговую инспекцию о выполненных НИОКР, если эти отчеты уже размещены в государственной информационной системе. Достаточно уведомить об этом налоговый орган (подп. "г" п. 2 ст. 1 Федерального закона от 18 июля 2017 г. №166-ФЗ).

Добавим, что в настоящее время налогоплательщик налога на прибыль, осуществляющий НИОКР, представляет в налоговый орган по своему месту нахождения отчет о выполненных НИОКР, расходы на которые признаются в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5.

Отчет представляется в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР.

Отчет представляется налогоплательщиком в отношении каждого научного исследования и опытно-конструкторской разработки (отдельного этапа работы) и должен соответствовать установленным национальным стандартом общим требованиям к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

Вместе с тем, начиная с 2018 года, налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган отчет в случае, если он размещен в определенной Правительством РФ государственной информационной системе. При этом при представлении налоговой декларации налогоплательщик обязан представить в налоговый орган сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе в формате и по форме, которые утверждены ФНС России.

В случае непредставления отчета о выполненных НИОКР, либо его отсутствия в определенной Правительством РФ государственной информационной системе, либо отсутствия сведений, подтверждающих размещение отчета и идентифицирующих отчет в соответствующей государственной информационной системе, суммы расходов на выполнение данных исследований и (или) разработок (отдельных этапов работ) учитываются в составе прочих расходов в размере фактических затрат (п. 8 ст. 262 Налогового кодекса).

30 октября 2017 г.


При приобретении услуг у иностранной фирмы возможно двойное налогообложение НДС

В письме от 12 сентября 2017 г. N 03-07-08/58779 Минфин рассказал о взимании НДС, когда продавец и покупатель услуг находятся по разные стороны госграницы.

Согласно мировой практике основным принципом является взимание НДС по месту деятельности продавца работ (услуг). В РФ данный порядок определен подпунктом 5 пункта 1 статьи 148 НК. При этом исключения составляют работы (услуги), перечисленные в подпунктах 1, 2 и 3 указанного пункта.

Вместе с тем, при определении места реализации по некоторым работам (услугам) за основу принимается место деятельности их покупателя. К таким работам (услугам), например, относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, услуги по аренде движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав, а также ряд других работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 НК.

Если законодательство по НДС иностранного государства, с резидентом которого российское лицо заключает контракт на выполнение работ (оказание услуг), предусматривает те же принципы определения места реализации работ (услуг) в целях НДС, то двойного налогообложения этим налогом не возникает.

Однако на практике не исключены случаи, когда из-за различного подхода к определению места реализации в налоговом законодательстве двух государств возникает двойное налогообложение НДС. Каких-либо методов его устранения главой 21 НК РФ не предусмотрено.

30 октября 2017 г.


Финансисты уточнили, в каких случаях не возникает двойного налогообложения НДС

Минфин России разъяснил, что если законодательство по НДС иностранного государства, с резидентом которого российским лицом заключается контракт на выполнение работ (оказание услуг), основано на тех же принципах определения места реализации работ (услуг) в целях налогообложения НДС, то двойного налогообложения этим налогом не возникает.

Однако на практике не исключены случаи, когда в двух государствах имеются различные подходы к определению места реализации работ (услуг) в налоговом законодательстве. При этом каких-либо методов устранения возникающего в этом случае двойного налогообложения НДС в Налоговом кодексе РФ не предусмотрено (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 сентября 2017 г. № 03-07-08/58779).

Напомним, что согласно мировой практике применения НДС основным принципом является взимание этого налога по месту деятельности продавца работ (услуг). В России данный порядок определен подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ. Исключения составляют работы (услуги), перечисленные в подп. 1-3 п. 5 ст. 148 НК РФ.

Вместе с тем при определении места реализации по некоторым работам (услугам) за основу принимается место деятельности их покупателя. К таким работам (услугам), например, относятся консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные услуги, услуги по обработке информации, НИОКР, услуги по аренде движимого имущества (за исключением наземных автотранспортных средств), передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав, а также ряд других работ (услуг), перечисленных в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ.

27 октября 2017 г.


 С 1 января 2018 года прекратят действие российские стандарты аудиторской деятельности

Правительство РФ приняло постановление, согласно которому с будущего года будут отменены российские стандарты аудиторской деятельности (постановление Правительства РФ от 23 октября 2017 г. № 1289 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"). В частности, речь идет о признании утратившими силу ряда документов, регламентирующих данную сферу.

В постановлении указан следующий перечень утративших силу актов Правительства РФ:

  • постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности";
  • постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696";
  • постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696";
  • постановление Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696";
  • постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696";
  • постановление Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 586 "О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации";
  • постановление Правительства Российской Федерации от 27 января 2011 г. № 30 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Напомним, что аудиторская деятельность в России осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, начиная с года, следующего за годом, в котором они признаны для применения на территории РФ (ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности").

В июле текущего года из документа, регламентирующего принятие международных стандартов аудита, была убрана отсылка к российским стандартам, которые должны были использоваться в случае непринятия правительственного акта о введении в действие на территории России международных стандартов (постановление Правительства РФ от 11 июня 2015 г. № 576 "Об утверждении Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации" в редакции постановления Правительства РФ от 31 июля 2017 г. № 904 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 576").

Добавим, что в текущем году российские аудиторы уже используют в работе 30 международных стандартов аудита (приказ Минфина России от 24 октября 2016 г. №192Н)

27 октября 2017 г. 


Изменилась категория или использование земли – при расчете налога это учтется сразу

ФНС выпустила информацию об изменениях в законодательстве, касающихся налогообложения имущества как физлиц, так и юрлиц.

Новшества были введены федеральным законом от 30.09.2017 N 286-ФЗ и вступают в силу с нового года.

Для физлиц этот закон упрощает порядок использования льгот по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество. В частности, налогоплательщики могут не представлять в налоговый орган документы, подтверждающие право на льготу. В таком случае налоговая инспекция по информации, указанной в заявлении налогоплательщика, запросит необходимые сведения у органов и организаций, в которых хранятся такие сведения. Решение о предоставлении льготы будет вынесено после рассмотрения запроса.

Если в течение года изменилась категория земли или вид разрешенного использования участка, то для расчета земельного налога будет учитываться кадастровая стоимость, определенная в текущем налоговом периоде, а не с 1 января следующего года (как это было ранее).

Освобождение организаций от налога на имущество в отношении вновь вводимых объектов с высокой энергетической эффективностью или высоким классом энергетической эффективности (по пункту 21 статьи 381 НК) будет возможно в случае принятия с 1 января 2018 года регионального закона о применении этой льготы.

Ранее ФНС давала в письме аналогичные и некоторые другие разъяснения насчет изменений, касающихся имущественных налогов.

27 октября 2017 г. 


Как понять, какое имущество в составе производственного комплекса считается движимым

3В письме от 24 августа 2017 г. N 03-05-05-01/54266 Минфин рассказал о классификации имущества в целях применения предусмотренной пунктом 25 статьи 381 НК льготы по налогу на имущество организаций (то есть освобождения движимого имущества от налога) в отношении технологического оборудования.

ПБУ 6/01 "Учет основных средств" понятие "движимого и недвижимого имущества" не определено.

Согласно пункту 6 ПБУ 6/01 единицей бухучета основных средств является инвентарный объект, которым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. К такому комплексу относится один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

При этом определено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

К недвижимым вещам относятся подлежащие госрегистрации земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, а также воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом.

По мнению ведомства, движимым имуществом для целей применения пункта 25 статьи 381 НК признаются объекты технологического оборудования, учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с ПБУ 6/01, которые могут быть использованы по своему функциональному назначению вне объекта недвижимого имущества, и демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба объекту недвижимого имущества независимо от того, входят ли соответствующие объекты технологического оборудования в состав зарегистрированного объекта недвижимого имущества согласно техническому паспорту на объект.

27 октября 2017 г.


 Вычеты НДС по капстроительству по одному счету-фактуре можно раскидать на три года

В письме от 12 сентября 2017 г. № 03-07-10/58705 Минфин рассказал о применении вычетов НДС, предъявленного подрядными организациями при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) ОС, а также по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ.

Такие суммы подлежат вычетам на основании пункта 6 статьи 171 НК. Вычеты производятся на основании счетов-фактур после принятия приобретенного на учет и при наличии соответствующих первичных документов. Вычеты могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет.

Последнее касается также и НДС, предъявленного подрядными организациями по капстроительству. Срок исчисляется с момента принятия на учет работ по капстроительству и материалов, приобретенных для указанных работ, независимо от момента ввода объекта строительства в эксплуатацию. При этом принятие к вычету НДС на основании одного счета-фактуры частями в разных налоговых периодах в течение трех лет после принятия на учет этих работ нормам НК не противоречит.

27 октября 2017 г.


Как рассчитать амортизацию, если приобретено основное средство, бывшее в употреблении

В письме от 03.10.17 № 03-03-06/1/64282 Минфин разъяснил правила, применяемые в целях линейного метода амортизации по объектам ОС, бывшим в употреблении.

Пунктом 7 статьи 258 НК установлено, что организация, приобретающая такие объекты, вправе определять норму амортизации с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками.

Согласно пункту 12 статьи 258 НК приобретенные организацией объекты б/у включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника.

Таким образом, используя вышеуказанное право, налогоплательщик должен определять норму амортизации по приобретенным ОС, бывшим в употреблении, с учетом срока полезного использования, установленного предыдущим собственником.

В противном случае налогоплательщик может самостоятельно определить срок полезного использования приобретенных ОС, в том числе бывших в употреблении, в общеустановленном порядке.

25 октября 2017 г.


Минфин пояснил, когда вычет по НДС можно заявлять в течение трех лет

Налоговые правила, позволяющие применить вычет НДС не только в том периоде, в котором возникло право на него, но и позже, распространяются не на все вычеты. Об этом напомнил Минфин. Финансисты уже озвучивали такое же мнение. Аналогичную позицию занимает и ФНС.

Нельзя перенести вычеты НДС:

  • уплаченного покупателями - налоговыми агентами;
  • предъявленного иностранцам, которые не числятся в российских налоговых органах;
  • в случае возврата товаров, отказа от них, изменения условий или расторжения договора;
  • предъявленного и исчисленного при строительстве и сборке основных средств;
  • уплаченного по командировкам и представительским расходам;
  • исчисленного с полученной предоплаты;
  • уплаченного по "неподтвержденному" экспорту;
  • при получении вклада в уставный капитал;
  • предъявленного при перечислении предоплаты;
  • при изменении стоимости;
  • связанного с деятельностью в ОЭЗ Калининградской области.

"Остальной" НДС можно заявить к вычету в течение трех лет после принятия на учет товаров, работ, услуг, имущественных прав.

Письмо Минфина России от 17.10.2017 N 03-07-11/67480

25 октября 2017 г. 


Выпущена форма декларации по косвенным налогам при импорте товаров в РФ из ЕАЭС

Приказом от 27 сентября 2017 г. № СА-7-3/765@ ФНС утвердила форму и электронный формат налоговой декларации по косвенным налогам (НДС и акцизам) при импорте товаров на территорию РФ с территории государств - членов Евразийского экономического союза, а также порядок ее заполнения.

Первый раздел посвящен НДС. Указываются суммы налога, исчисленные в отношении приобретенных товаров; в отношении продуктов переработки; в отношении товаров, являющихся результатом выполнения работ; в отношении товаров, полученных по договору товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), по товарообменному (бартерному) контракту; в отношении ввозимых предметов лизинга, и сумма всех перечисленных показателей. Отдельно приводится стоимость необлагаемых товаров.

Акцизы разделены на два раздела – по подакцизным товарам, кроме спирта этилового из всех видов сырья, и по спирту.

24 октября 2017 г.


Главбухи будут регулярно повышать квалификацию и противодействовать коррупции

На общественное обсуждение вынесен проект нового профстандарта для бухгалтеров.

Главная новация относительно действующего стандарта – выделение трех дополнительных обобщенных трудовых функций. Это:

  • составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения
  • составление и представление консолидированной финансовой отчетности
  • оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Как и в действующем стандарте, остаются такие обобщенные функции, как ведение бухучета и составление и представление финансовой отчетности. Сначала расскажем, что нового ожидается в них.

Для ведения бухучета (на должности бухгалтер, а согласно проекту должности смогут называться также "бухгалтер I категории", "бухгалтер II категории") сейчас установлено требование к опыту работы "при специальной подготовке по учету и контролю - не менее трех лет". Это требование в новом стандарте упраздняется. Вместе с тем, вводится требование к переходу к более высокой категории – опыт работы не менее года и профильные программы повышения квалификации по бухучету, внутреннему контролю не реже одного раза в три года.

Трудовые функции и действия, а также набор знаний и умений для ведения бухучета в общем и целом остается прежним, за исключением некоторых уточннений. Например, по действующему стандарту бухгалтер должен знать "основы информатики и вычислительной техники", тогда как новый стандарт конкретизирует, что это касется компьютерных программ для ведения бухучета. Сейчас бухгалтер должен знать "основы" соответствующих разделов законодательства, а в новом стандарте разработчики не скромничают – бухгалтер должен будет знать "законодательство РФ о ..." (о бухучете, архивном деле, налогах и сборах и так далее – набор отраслей законодательства, которым должен владеть бухгалтер, по-прежнему зависит от его трудовой функции).

Должностей, на которых можно реализовать вторую обобщенную трудовую функцию – составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта – по новому стандарту будет две: главбух и "начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета" (сейчас только главбух).

Сейчас для этой функции требуется высшее образование или среднее профессиональное образование, а будет – только высшее с уточнением, что достаточно бакалавриата. Требования к опыту работы будут изложены гораздо проще, чем сейчас – это будет не менее пяти лет работы в бухгалтерско-финансовой сфере. Зато более обширно будут изложены особые условия допуска для работы в ОАО (кстати, в проекте почему-то упомянуты ОАО, а не ПАО), организациях финсектора и других общественно-значимых субъектах.

Кроме того, вводится новое общее требование – дополнительное профобразование по программам повышения квалификации не реже одного раза в три года.

Из трудовых функций "обычного" главбуха убрано составление консолидированной отчетности. По первой трудовой функции – составление бухгалтерской (финансовой) отчетности – набор обязанностей и необходимых умений претерпит некоторые изменения, но их не назовешь существенными.

Если в обязанности главбуха входит следующая трудовая функция – "внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности", то согласно проекту такой сотрудник должен будет, среди прочего, выявлять и предотвращать ситуации возникновения личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов; выявлять коррупционные риски и определять пути их минимизации; разрабатывать антикоррупционную политику организации и внедрять меры по предотвращению коррупции. В нынешнем стандрате такого нет.

Теперь вернемся к вновь вводимым обобщенным функциям. Первая из них, напомним, прописывается для главбухов (или начальников бухгалтерских служб) организаций, имеющих обособленные подразделения. Тут будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры или специалитета, или дополнительное профобразование (переподготовка). Опыт - не менее пяти лет бухгалтерско-финансовой работы на руководящих должностях.

Следующая новая обобщенная функция – составление и представление консолидированной финансовой отчетности. Возможные наименования должностей - главбух, начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухучета, начальник (руководитель, директор) управления, (службы, департамента) консолидированной финансовой отчетности. Также будет требоваться высшее образование на уровне магистратуры или специалитета, или дополнительное профобразование (переподготовка). Кроме того, рекомендуется повышение квалификации не реже одного раза в три года. Требования к опыту работы будут зависеть от специфики образования.

И, наконец, оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухучета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Такую функцию смогут выполнять лица, чьи должности называются:

  • директор по операционному управлению
  • директор по бухгалтерскому аутсорсингу
  • коммерческий директор
  • директор по развитию бизнеса.

Требования к образованию и опыту работы примерно такие же, как и для предыдущей обобщенной трудовой функции, но без рекомендаций относительно регулярного повышения квалификации.

Напомним, что, к счастью, соблюдение профстандартов обязательно не для всехорганизаций, а только для тех, в которых требования к соответствующей работе прописаны законодательно.

24 октября 2017 г.


Росстат три года не будет менять формы отчетов для малого и среднего бизнеса

На общественное обсуждение вынесен проект постановления правительства РФ, предусматривающего изменения в правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого ‎и среднего предпринимательства. Автор – Минэкономразвития.

Как выяснилось из пояснительной записки, еще в марте прошлого года президент РФ поручил правительству, а оно перепоручило далее ввести временный запрет на увеличение объема отчетности, представляемой организациями и ИП в Росстат, ограничить периодичность изменения форм и форматов такой отчетности – делать это не чаще одного раза в год.

Теперь наконец-то бизнес дождался проекта соответствующего нормативного акта.

Проектом предусматривается:

  • введение на три года моратория на внесение изменений в статформы (за исключением случаев, когда состав показателей должен сократиться);
  • установление срока утверждения форм и указаний по их заполнению (до 1 августа календарного года).

Кроме того, Росстат будет уведомлять субъектов малого ‎и среднего предпринимательства о включении их в выборочное статистическое наблюдение с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт уведомления.

Микропредприятия будут отчитываться только о годовых показателях.

Уточняется положение, согласно которому Росстат обеспечивает малый и средний бизнес, подлежащий выборочному статистическому наблюдению, бланками форм. Такие формы могут быть предоставлены по запросу.

24 октября 2017 г.


Минтруд собирается утвердить профстандарт для оценщиков

На общественное обсуждение вынесен проект профессионального стандарта для оценщиков.

Стандарт предполагает следующие обобщенные трудовые функции:

  • вспомогательная деятельность при определении стоимостей. Должности – ассистент или помощник специалиста или оценщика, образования достаточно среднего, требований к опыту не предъявляется
  • определение стоимостей объектов I категории сложности (не отнесенных ко второй и третьей категориям). Требуется профильное высшее образование (бакалавриат, специалитет) или непрофильное того же уровня при наличии профпереподготовки, опыт работы не менее года
  • определение стоимостей объектов II категории сложности (в том числе уникальных объектов недвижимости, судов и ряда других объектов). Требуется профильное высшее образование (магистратура, специалитет) или непрофильное (бакалавриат, специалитет) при наличии профпереподготовки, опыт от трех лет
  • определение кадастровой стоимости объектов недвижимости. Требования аналогичны предъявляемым к предыдущей функции
  • определение стоимостей объектов III категории сложности (организаций финсектора, транснациональных организаций). Требования к образованию аналогичны изложенным выше, а к опыту - от пяти лет
  • экспертиза/проверка при определении стоимостей. Требования такие же, как и к предыдущей функции
  • методологическая и научно-исследовательская деятельность в области определения стоимостей. Требования все те же
  • управление структурным подразделением или оценочной организацией. Помимо изложенных выше требований, опыт должен включать не менее трех лет на руководящих должностях.

24 октября 2017 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты