О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 08.10.2018

08.10.2018

Минфин России планирует помочь некоторым резидентам-юрлицам в расчетах по внешнеторговым контрактам

Минфин России опубликовал законопроект, которым предполагается внести изменения в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 173-ФЗ). Данным документом планируется предоставить юрлицам-резидентам, попавшим под иностранные санкции, возможность не использовать банковские счета при осуществлении расчетов с нерезидентами в иностранной валюте и (или) валюте Российской Федерации при условии осуществления платежей на счета третьих лиц (юрлиц-резидентов и (или) юрлиц-нерезидентов) в банках, расположенных за пределами территории РФ)1. А также в случае исполнения обязательств таких резидентов перед нерезидентами в иной форме в соответствии с обычаями делового оборота и условиями заключенных между ними внешнеторговых договоров (контрактов).

Кроме того, ч. 2 ст. 19 Закона № 173, возможно, будет дополнена случаями, когда указанным лицам будет разрешено не зачислять на свои счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту РФ. В частности:

  • при зачислении денежных средств на счета юрлиц-резидентов или на счета третьих лиц в банках за пределами территории РФ за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги;
  • при проведении зачета встречных требований по обязательствам, которые предусмотрены внешнеторговыми договорами между резидентами и нерезидентами. Но при условии, что зачет встречных требований осуществлен сторонами в период действия мер ограничительного характера;
  • при оплате заказчиками-нерезидентами за резидента по его распоряжению расходов по внешнеторговым договорам, заключенным резидентами с третьими лицами – нерезидентами;
  • при уступке прав требования резидентом третьему лицу полностью или в части на получение денежных средств за переданные товары, оказанные услуги, выполненные работы. Но только если договор об уступке заключен в период действия мер ограничительного характера.

Также в новой редакции ч. 4.2 ст. 19 Закона № 173 планируется, что обязанность резидента по обеспечению зачисления денежных средств на свои банковские счета по внешнеторговым договорам, а также по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию товары, неоказанные услуги, невыполненные работы, будет признаваться исполненной в случае введения ограничительных мер не только в отношении резидента. Но также и в отношении лица, который владеет долей прямого или косвенного участия в размере 50% и более в таком резиденте. Напомним, что резидент обязательно должен находиться в специальном перечне ФНС России (абз. 1 ч. 4.2 Закона № 173).

Как указано в пояснительной записке к законопроекту, целью данной инициативы является минимизация последствий введения, например, иностранными государствами, мер ограничительного характера в отношении российских юрлиц-резидентов. А также для создания таким резидентам благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности.

Публичное обсуждение законопроекта завершится 18 октября.

8 октября 2018 г.


Опубликованы две формы уведомления налоговых органов об использовании освобождения от НДС юрлицами и ИП

Минфин России опубликовал проект приказа, которым планируется утвердить две формы уведомления об использовании юрлицами и ИП права на освобождение от исполнения обязанности налогоплательщика по исчислению и уплате НДС. Причем одна из форм предназначена для налогоплательщиков, применяющих ЕСХН. Действующая в настоящее время форма, утвержденная приказом МНС Росли от 4 июля 2002 г. № БГ-3-03/342 «О статье 145 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», применяться не будет.

Разработка форм, как пояснил разработчик документа, обусловлена принятием Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный документ предусматривает с 1 января 2019 года уплату НДС налогоплательщиками, применяющими ЕСХН. Однако в соответствии с этим же документом указанные организации и ИП смогут направить уведомление в налоговый орган об использовании права на освобождение от НДС по ст. 145 Налогового кодекса. При этом, чтобы юрлица и ИП на ЕСХН смогли применить освобождение впервые в 2019 году, их доход за 2018 год не должен превысить 100 млн руб.

Публичное обсуждение документа завершится 22 октября. Если приказ будет подписан, то он вступит в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого очередного налогового периода по НДС.

5 октября 2018 г.


Налоговики скоро смогут запрашивать в банках данные по счетам в драгметаллах

ФНС упразднила два своих приказа, которые регламентируют общение налоговиков с банками по поводу благосостояния налогоплательщиков, заменив их одним. Новый приказ вступит в силу в начале апреля следующего года.

Соответственно, тогда начнут применяться новые формы:

  • запроса о представлении справки о наличии счетов (специальных банковских счетов);
  • запроса о представлении справки об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах (специальных банковских счетах);
  • запроса о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах);
  • запроса о представлении справки о наличии вкладов (депозитов);
  • запроса о представлении справки об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на вкладах (депозитах);
  • запроса о представлении выписок по операциям по вкладам (депозитам);
  • запроса о представлении справки об остатках электронных денежных средств;
  • запроса о представлении справок о переводах электронных денежных средств.

Надо отметить, что не только расширен спектр разнообразных запросов, но и учтена возможность получения информации о содержимом счетов в драгметаллах (приказ от 19 июля 2018 г. N ММВ-7-2/460@). Напомним, что с 1 июня этого года счета в драгметаллах могут использоваться для взыскания недоимок.

Утратят силу приказ от 23.11.2010 N ММВ-7-6/633@, которым установлен формат запросов о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств, о представлении выписок, и приказ от 25.07.2012 N ММВ-7-2/518@, которым утвержден порядок направления запросов о наличии счетов, о деньгах на счетах, о выписках, справках об остатках и переводах электронных денежных средств организаций (ИП) на бумажном носителе, и формы соответствующих запросов.

5 октября 2018 г.


Силуанов хочет декриминализировать налоговые нарушения, совершённые без умысла

Первый вице-премьер – министр финансов России Антон Силанов выступил за отмену уголовной ответственности для предпринимателей, которые совершили налоговые преступления неумышленно.

Правительство, по его словам, сейчас готовит комплекс мер, которые связаны с исполнением майского указа президента РФ, и часть этих мер касается снижения уголовно-правовых рисков для бизнеса. «А это все формирует деловой климат. Если вы боитесь открыть новый бизнес, то как наша экономика сможет увеличить объёмы производства, как может увеличиться занятость? Здесь все имеет значение», — заявил он, выступая с лекцией в Финансовом университете при правительстве РФ.

«Когда мы говорим, что за определённые правонарушения сразу предпринимателя «брали» – и в кутузку, такого не должно быть. Здесь всегда нужно смотреть, что это за правонарушение, умышленно ли предприятие уходило от уплаты налогов или умышленно не показывало свой бизнес. А если предприятие по недоразумению своему допустило те или иные правонарушения – ну, какая здесь уголовная ответственность?» — также сказал Силуанов.

«Здесь все-таки нужно применять более гибкие подходы с точки зрения администрирования, работы с предприятием», — добавил он.

5 октября 2018 г.


В случае установления законом субъекта РФ после 1 января 2018 года пониженной ставки по налогу на прибыль организаций, ее нельзя применять со следующего года

С 1 января 2019 года не должны применяться положения законов субъектов Федерации, принятых после 1 января 2018 года и устанавливающих по налогу на прибыль организаций пониженную налоговую ставку, зачисляемую в бюджет региона для отдельных категорий налогоплательщиков. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 сентября 2018 г. № 03-03-20/69290 «По вопросу применения налогоплательщиками региональных льгот по налогу на прибыль организаций в связи вступлением в силу Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Финансисты указали, что это связано с вступлением в силу с 1 января 2019 года поправок в п. 1 ст. 284 НК РФ, которые предусматривают применение пониженной ставки по указанному налогу до окончания срока их действия, но не позднее 1 января 2023 года. При этом обязательным условием является установление ставки до 1 января 2018 года. Применение пониженной ставки, принятой субъектом РФ в текущем году, в будущих налоговых периодах по налогу на прибыль организаций не предусмотрено (п. 15 ст. 2 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Напомним, что по общему правилу ставка налога на прибыль составляет 20%. Однако в 2017-2020 годах сумма налога по ставке 3% зачисляется в федеральный бюджет, а 17% – в бюджет субъекта России, который своим законом может снизить ее до 12,5% (абз. 1-4 п. 1 ст. 284 НК РФ).

5 октября 2018 г.


Применение федерального стандарта бухучета аренды отложат еще на два года

Минфин опубликовал последнюю версию проекта федерального стандарта бухучета «Бухгалтерский учет аренды».

Это уже третья редакция документа. В июне мы сообщалио второй и о ее отличиях от первой.

В целом, по существу документ повторяет предыдущую версию, однако содержит изменения в части вступления в силу и переходных положений. Теперь организации должны будут применять стандарт, начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год (было – за 2020), но вправе начать это и раньше при условии раскрытия этого факта в названной отчетности. Впрочем, перенос названного срока уже озвучивался в последней версии программы разработки федеральных стандартов бухучета, и это уже повторное сдвигание сроков.

При этом по-прежнему те, кто применяет упрощенные способы ведения бухучета, смогут перейти на данный стандарт только в отношении договоров, исполнение которых начинается с 1 января 2022 года.

Можно будет не применять стандарт в отношении договоров, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется стандарт (было – исполнение которых начинается до 1 января 2021 года и истекает до 31 декабря 2022 года).

Пожалуй, самое важное, что в стандарте пока что остается неизменным, – это условия непринятия арендатором к бухучету предмета аренды в качестве права пользования активом и непризнания обязательства по аренде:

  • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату начала аренды;
  • текущая восстановительная стоимость предмета аренды не превышает 300 тысяч рублей, и при этом арендатор имеет возможность самостоятельно использовать предмет аренды, и способность предмета аренды приносить арендатору экономические выгоды преимущественно не зависит от других активов;
  • арендатор вправе применять упрощенные способы ведения бухучета.

Напомним также, что стандарт оговаривает условия, при которых объекты бухучета, возникающие в рамках договора аренды, классифицируются как объекты учета аренды. Объекты бухучета, не удовлетворяющие указанным условиям и не классифицированные как объекты учета аренды, будут отражаться в соответствии с другими стандартами бухучета.

4 октября 2018 г.


ФНС России рассказала, как разграничить движимое и недвижимое имущество для целей налога на имущество организаций

В целях отнесения того или иного объекта к движимому или недвижимому имуществу ФНС России рекомендовала исследовать в первую очередь наличие записи об объекте в ЕГРН (письмо ФНС России от 1 октября 2018 г. № БС-4-21/19038@). Если же в ЕГРН таких сведений нет, то необходимо установить наличие оснований, которые подтвердят прочную связь объекта с землей и невозможность его перемещения без несоразмерного ущерба его назначению. Например, в отношении объектов капитального строительства налоговое ведомство рекомендует проверить наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию при их необходимости. А также можно проверить проектную документацию, заключения экспертизы или иные документы, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов и т. п.

Налоговое ведомство отметило, что в Налоговом кодексе не содержится понятий «движимое» или «недвижимое имущество». В таком случае необходимо использовать определения, содержащиеся в иных отраслях законодательства (ст. 11 НК РФ). В частности, к недвижимости относятся:

  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения, машино-места (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса);
  • все виды жилых помещений: дом, в том числе многоквартирный или его часть, комната, квартира и ее часть (ст. 15 Жилищного кодекса);
  • жилые строения (п. 9 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);
  • дачи, гаражи (приложение № 3 к Федеральному закону от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Также ФНС России рекомендовала применять сложившуюся судебную практику. Например, вещь является недвижимой, если:

  • она является таковой в силу свои природных свойств;
  • в силу прямого указания федерального закона, в соответствии с которым объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 1-2 п. 1 ст. 130 ГК РФ, определение Верховного Суда Российской Федерации от 7 апреля 2016 г. по делу № 310-ЭС15-16638).

Напомним, что в настоящее время освобождаются от налога на имущество организаций движимые объекты, принятые на учет с 1 января 2013 года. Но только если субъектом РФ принят соответствующий закон (п. 25 ст. 381, 381.1 НК РФ). Однако с 1 января 2019 года движимое имущество не будет признаваться объектом налогообложения налогом на имущество организаций (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

4 октября 2018 г.


Уточнены критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам

С 1 января 2019 года к крупнейшим налогоплательщикам регионального уровня отнесены те организации, у которых суммарный объем полученных доходов находится в пределах от 10 млрд до 35 млрд руб. включительно (приказ ФНС России от 28 сентября 2018 г. № ММВ-7-7/557@ «О внесении изменений в приказ МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ и приказ ФНС России от 16.05.2007 № ММ-3-06/308@»).

В настоящее время для этого также должны были выполняться требования по среднесписочной численности работников и активам, а нижняя граница по доходам составляет 2 млрд руб.

4 октября 2018 г.


Опять пополнятся ряды документов МСФО, действующих на территории РФ

В России планируется ввести документ МСФО «Поправки к ссылкам на «Концептуальные основы» в стандартах МСФО (Поправки к стандартам МСФО)».

Соответствующий проект приказа Минфин вынес на общественное обсуждение.

4 октября 2018 г.


Минфин России приступил к разработке законопроекта о включении неналоговых платежей в Налоговый кодекс

Минфин России уведомил о начале разработки проекта федерального закона, посвященного включению в Налоговый кодекс неналоговых платежей, которые имеют квазиналоговый характер и взимаются с физлиц и юрлиц. Данная инициатива направлена на оптимизацию таких неналоговых платежей.

Публичное обсуждение документа завершится 22 октября.

Напомним, что итоговый документ должен быть представлен уже в начале 2019 года. В сентябре Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев сообщил о планах создать единый порядок введения, взимания и изменения неналоговых платежей.

3 октября 2018 г.


Для доказывания налогового правонарушения налоговые инспекторы могут использовать материалы органов внутренних дел

По окончании выездной налоговой проверки налоговая инспекция может принять решение на основании материалов, полученных от органов внутренних дел. Таким образом, наличие собственных доказательств налогового органа о совершении лицом налогового правонарушения не является препятствием для получения информации от других госорганов в целях доказывания совершенного нарушения. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России. Поводом для разъяснения стала жалоба налогоплательщика.

Получив решение инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, он указал, что проверяющие не подтвердили документами налоговое правонарушение. И обосновал это тем, что в ходе выездной проверки налоговики использовали ненадлежащие доказательства, которые получены не налоговыми органами, а сотрудниками органов внутренних дел.

Однако ФНС России указала, что при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются документы, представленные как проверяемыми лицами, так и иные документы, которыми располагают налоговые органы (абз. 2 п. 4 ст. 101 Налогового кодекса).

Налоговое ведомство отметило, что налоговые органы вправе привлекать органы внутренних дел к проведению выездных проверок (ст. 36 НК РФ). Кроме того, в частности, налоговые органы и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства и могут передавать друг другу необходимую информацию (п. 3 ст. 82 НК РФ).

Следовательно, сбор доказательной базы с использованием материалов внутренних дел не нарушает права налогоплательщиков и нормы НК РФ. Данный подход поддерживается и Конституционным Судом Российской Федерации (определение КС РФ от 25 января 2018 г. № 14-О).

3 октября 2018 г.


Опубликованы новые наборы сведений, которые больше не относятся к налоговой тайне

ФНС России разметила на своем сайте новые наборы открытых данных, которые больше не являются налоговой тайной и находятся в бесплатном открытом доступе, а именно:

  • сведения о суммах налогов и сборов, которые уплатило юрлицо;
  • сведения о суммах доходов и расходов юрлиц по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год.

Это второй этап размещения информации, которая больше не считается налоговой тайной. А 1 декабря 2018 года, как сообщает налоговое ведомство, в рамках третьего этапа размещения сведений за 2017 год ФНС России опубликует информацию о суммах недоимки, задолженности по налогам и сборам организаций, сведения о налоговых правонарушениях.

Напомним, что в августе был проведен первый этап, когда опубликовали сведения, которыми воспользовались более 60 тыс. пользователей: о среднесписочной численности работников организации, применяемых обществами специальных налоговых режимах, об участии юрлица в консолидированной группе налогоплательщиков по состоянию на 31 декабря 2017 года.

Публикация вышеуказанных сведений стала возможной в связи с принятием Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Таким образом, с помощью данного инструмента налогоплательщики могут проверить и выбрать надежного контрагента, а также подтвердить проявление должной осмотрительности.

2 октября 2018 г.


В список аудиторских нарушений добавлены прегрешения против антиотмывочных правил

Минфин опубликовал на своем сайте обновленный классификатор нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Изменения в классификатор САД внес 21 сентября.

В классификаторе все еще присутствуют нарушения ФСАД (которые с этого года уже не применяются). Кроме того, классификатор содержит разделы, посвященные нарушениям закона об аудиторской деятельности, нарушениям правил независимости и нарушениям кодекса профэтики. Имеется также раздел (№ 5), описывающий прегрешения против правил различных международных стандартов в области аудита (МСА, МСКК, МСОП, МСЗОУ, МССУ). Впрочем, такой раздел был уже и в предыдущей редакции классификатора. Нарушения делятся на несущественные, существенные (устранимые и неустранимые), грубые.

В этот раз появился еще и раздел № 6, посвященный нарушениям в сфере действия антиотмывочного законодательства.

Кроме того, добавлены нарушения пункта 68 ФСАД 5/2010, пункта 18 ФПСАД № 34, пункта 57 ФПСАД № 34, пункта 14 МСА 560, пункт 50 МСА 700.

Первоначально документ назывался временным классификатором, теперь он трансформировался в постоянный и периодически обновляемый.

1 октября 2018 г.


ФНС России разъяснила особенности применения новой ставки НДС 20%

Заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Сатин в рамках круглого стола, организованного редакцией журнала «Налоговая политика и практика», ответил на вопросы о применении ставки НДС 20% в 2019 году. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России.

Дмитрий Сатин указал, что независимо от условий и даты заключенных договоров новая ставка применяется к товарам, отгруженным с 1 января 2019 года. Данное условие прямо предусмотрено в п. 4 ст. 5 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Добавим, что такой же позиции придерживается и Минфин России в отношении оказанных услуг и выполненных работ. Таким образом, если в 2018 году цена на товар указана с НДС, исчисленным по ставке 18%, а отгрузка будет осуществлена в 2019 году, то налог необходимо будет уплатить по новой ставке. Данный порядок распространяется и на перечисление авансов. Например, в 2018 году ставка НДС по авансовому счету-фактуре должна быть рассчитана по ставке 18/118. Однако при отгрузке в 2019 году продавец обязан выставить счет-фактуру и рассчитать НДС уже по ставке 20%. При этом НДС по ранее полученным авансам продавец вправе принять к вычету по старой ставке налога.

Кроме того, Дмитрий Сатин рассказал о применении ставки НДС с 1 января 2019 года иностранными продавцами электронных услуг. Напомним, что до указанной даты НДС по таким услугам уплачивают налоговые агенты, а иностранные поставщики рассчитывают и уплачивали налог только если покупателем услуг выступало физлицо в РФ. Следовательно, как отметил заместитель руководителя ФНС России, если иностранный контрагент оказал услуги в 2018 году, но оплату получил в 2019, то он самостоятельно рассчитывает и уплачивает НДС по старой ставке. Однако российский покупатель должен перечислить налог за иностранца в обратной ситуации, если оплата поступила в 2018 году, а услуги оказаны зарубежным контрагентом в 2019 году.

1 октября 2018 г.


Первый этап принятия прошла отмена дублирования сдачи бухгалтерской отчетности

Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, направленных на устранение двойной сдачи бухгалтерской отчетности: № 497382-7 о внесении изменений в статьи 23 и 102 НК и № 497452-7о внесении изменений в статьи 13 и 18 закона «О бухгалтерском учете».

Статью 13 закона предлагается дополнить новым пунктом 7.1, оговаривающим, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления на бумажном носителе копии отчетности, созданной в виде электронного документа.

Сейчас отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Слова «на бумажном носителе» из данной нормы исключат (из пункта 8 статьи 13).

В настоящее время экономические субъекты представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган госстатистики по месту государственной регистрации (пункт 1 статьи 18). Госстатистику уберут из указанной нормы. Вместо этого будет оговорена обязанность сдавать отчетность в налоговый орган по месту нахождения.

Соответственно, все функции, касающиеся сдачи отчетности – разработка форматов, порядка сдачи, ведение информресурса и так далее – перейдут к налоговикам. Весь документооборот будет электронным, включая представление аудиторского заключения в случаях обязательного аудита. Правила сдачи АЗ в остальном не меняются. Сроки представления отчетности также остаются прежними. При этом и для отчетности, и для АЗ вводится оговорка – если иной порядок представления не установлен законодательством о гостайне. Отчетность и заключение будут передаваться по ТКС через операторов ЭДО.

Сведения из информресурса бухгалтерской отчетности можно будет получать у налоговиков за плату (плата не касается органов власти).

В настоящее время в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства ИП (или частнопрактикующего лица), по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов; в налоговый орган по месту нахождения организации – годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (кроме фирм, не обязанных вести бухучет, и религиозных организаций, у которых не возникло обязанности по уплате налогов).

Этот подпункт предполагается разделить на два. В подпункте 5 останется отдельное упоминание обязанности по представлению ИП и отдельными частнопрактикующими лицами названной книги, а новый – вводимый законопроектом – подпункт 5.1 будет посвящен представлению бухотчетности организациями.

При этом будет оговорено, что представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года будут организации, у которых отсутствует обязанность представлять в налоговую обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законом о бухучете (с его новой редакцией).

Кроме того, режим налоговой тайны будет снят со сведений, содержащихся в государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируемом в соответствии с законом о бухучете.

Все поправки в случае принятия вступят в силу с 1 января 2020 года (ранее предполагалось, что новшеств можно ожидать уже в следующем году). На электронную форму сдачи малые предприятия смогут перейти начиная с отчетности за 2020 год, остальные – с отчетности за 2019 год.

28 сентября 2018 г.


Иногда ИФНС может проверять соответствие цен по «зависимым» сделкам рыночным

В ходе выездной проверки ИФНС установила, что проверяемый налогоплательщик сдавал в аренду нежилые помещения ООО «Н» и «М», которые затем сдавали их в субаренду по более высокой цене. При этом директорами ООО «Н» и «М» являлись невестка руководящего лица налогоплательщика, ответственного за заключение договоров аренды, и бывшая жена директора. В результате компании доначислены налоги исходя из рыночных цен аренды.

Налогоплательщик обратился в суд, полагая, что инспекция вышла за пределы своих полномочий и нарушила положения главы V.1 НК – соответствие цен рыночным при сделках между взаимозависимыми лицами вправе поверять только ФНС России.

Суды трех инстанций (дело № А40-213158/2017) отказали в удовлетворении иска, поскольку взаимозависимость оказала влияние на условие и финансовый результат сделок, привела к неравномерному аккумулированию прибыли вследствие нерыночного характера цен.

Суды (постановление кассации Ф05-13145/2018 от 04.09.2018) отклонили доводы насчет контроля цен территориальной инспекцией. Многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня может учитываться в качестве одного из признаков получения необоснованной налоговой выгоды, а последнее – уже компетенция ИФНС. Это следует из обзора президиума ВС от 16.02.2017.

Подкрепляя такой подход судебной практикой, суд первой инстанции отметил, что в постановлении по делу № А40-63374/2015 суды, включая ВС, также указали на возможность проверки цен в сделках между взаимозависимыми лицами в рамках выездных и камеральных налоговых проверок. При этом инспекция должна доказать получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы путем манипулирования ценой в сделках. Аналогичные выводы изложены в решениях по делам №№ А70-2021/2015, А04-8475/2014, А04-8475/2014, А03-3786/2015, А40-204810/2014.

27 сентября 2018 г.


Процедурные нарушения налоговиков: когда суды отменяют решения по проверкам

При проведении камеральных и выездных проверок и оформлении их результатов налоговые органы порой допускают ошибки. Из-за незначительных технических недочетов со стороны проверяющих нет смысла оспаривать результаты проверки. А вот если допущены серьезные нарушения, можно смело идти в суд. Иногда указанные ошибки являются единственным основанием для отмены решения.

Мы обобщили практику судов о «ляпах» налоговиков, которые вы можете обернуть в свою пользу. Суды отменяют решения по проверкам в случаях, когда:

  • компания не получила материалы проверки, которые подтверждали выводы налоговиков;
  • в решении сумма исключенных расходов арифметически не соответствовала сумме доначисленного налога, не было ссылки на первичные документы;
  • инспекция пригласила компанию на рассмотрение материалов допмероприятий менее чем за шесть дней;
  • налоговики не допустили к рассмотрению материалов проверки представителя по «общей» доверенности.

27 сентября 2018 г.


ЦБ: принятие законопроекта об аудиторской деятельности необходимо ускорить

Глава Банка России Эльвира Набиуллина считает необходимым ускорить принятие законопроекта об аудиторской деятельности, об этом она заявила на заседании комитета Госдумы по финансовому рынку, отметив, что регулятор со своей стороны готов оказать содействие процессу.

«Необходимо быстрее принять этот законопроект об аудиторской деятельности, там накопилось очень много проблем, нужно расставить все точки над i. Мы понимаем, что сейчас этот вопрос не столько на площадке ЦБ, а между правительством и Центральным банком. Мы со своей стороны готовы как можно быстрее двигаться», — сказала Набиуллина.

В конце июня этого года комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате парламента принять во втором чтении законопроект о наделении Банка России полномочиями по регулированию и надзору в сфере аудиторской деятельности.

Согласно редакции, предлагаемой ко второму чтению, обязательный аудит будет, в частности, проводиться в отношении отчетности организаций, у которых годовая выручка от продажи продукции до 2021 года составляет более 600 миллионов рублей, с 1 января 2021 года — более 800 миллионов рублей, а сумма активов бухгалтерского баланса — 200 и 400 миллионов рублей, соответственно.

Предусматривалось, что отчетность фондов, за исключением государственных внебюджетных, будет подлежать обязательному аудиту, если поступление имущества и денежных средств за год превысит 3 миллиона рублей.

26 сентября 2018 г.


Минэк предложил 36 типовых уставов, которыми могут руководствоваться ООО

Утверждены типовые уставы, на основании которых могут действовать ООО (приказ Минэкономразвития от 01.08.2018 N 411). Приказ вступит в силу по истечении девяти месяцев со дня официального опубликования (с 24.09.2018).

Всего чиновники составили 36 типовых уставов, каждый из которых содержит такие разделы:

  • общие положения;
  • права и обязанности участников;
  • порядок перехода доли или части доли участника в уставном капитале к другому лицу;
  • выход участника;
  • управление в ООО;
  • порядок хранения документов ООО и порядок предоставления информации участникам и другим лицам;
  • сделки ООО, в совершении которых имеется заинтересованность;
  • реорганизация и ликвидация.

26 сентября 2018 г.


Сдать налоговую отчетность можно позже, если последний день срока выпадает на региональный выходной праздничный день

Регионы вправе установить дополнительные нерабочие праздничные дни, которые продлевают сроки, определенные налоговым законодательством для представления налоговой отчетности (письмо ФНС России от 10 сентября 2018 г. № БС-4-11/17565). ФНС России указала, что данная позиция подтверждается постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 20-ПВ11. Кроме того, этот подход есть и в арбитражной практике (постановление ФАС Поволжского округа от 9 июня 2006 г. № А65-24021/2005-СА2-11).

Налоговое ведомство отметило, что по просьбе религиозных организаций соответствующие органы государственной власти вправе объявить религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на территории субъекта РФ (п. 7 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Кроме того, Трудовой кодекс разграничивает полномочия федеральных органов исполнительной власти и региональных органов государственной власти (ст. 6 ТК РФ).

Но при этом ТК РФ не наделяет федеральные органы исполнительной власти исключительными полномочиями по утверждению нерабочих праздничных дней. В то же время он устанавливает перечень нерабочих праздничных дней, но предусматривает регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений с помощью законов субъекта РФ (ст. 5, ст. 112 ТК РФ).

Напомним, что если последний день представления налоговой отчетности приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то днем для окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 Налогового кодекса).

26 сентября 2018 г.


С 5 октября уведомлять инспекцию об открытии счета или вклада в зарубежном банке необходимо будет по новой форме

ФНС России утвердила форму и формат уведомления об открытии, закрытии счетов, изменении реквизитов счета (вклада) в иностранном банке и способы его представления резидентом налоговому органу (приказ ФНС России от 28 августа 2018 г. № ММВ-7-14/507@). Старые формы, утвержденные приказом ФНС России от 21 сентября 2010 № ММВ-7-6/457@, утратят силу.

Новый приказ устанавливает следующие способы представления уведомления в налоговый орган:

  • лично либо через представителя;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме, при этом уведомление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной подписью его представителя;
  • через личный кабинет налогоплательщика, тогда оно должно быть подписано усиленной неквалифицированной электронной подписью.

Также приводятся формы в случае представления уведомления в электронном виде. Напомним, что по общему правилу, резиденты, к которым относятся юрлица, ИП, физлица, в том числе не имеющие места жительства и недвижимости на территории РФ, обязаны уведомить налоговую инспекцию не позднее одного месяца со дня открытия, закрытия или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках, которые находятся за пределами Российской Федерации по утвержденной форме (ч. 2 ст. 12 Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»).

Приказ ФНС России официально опубликован 24 сентября. Следовательно, он вступает в силу 5 октября.

26 сентября 2018 г.


Если опоздать с уплатой квартальных взносов, не будет штрафа по статье 122 НК

ФНС изложила свою позицию о привлечении плательщиков страхвзносов к ответственности по статье 122 НК за недоплату взносов по итогам отчетных периодов – первого квартала, полугодия, девяти месяцев.

Понятие расчетного периода по взносам аналогично понятию налогового периода в «налоговых» главах НК.

Уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу является авансовым платежом. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения к ответственности. Эти правила статьи 58 НК, как в ней же и оговорено, применяются также ко взносам, пеням и штрафам.

Пунктом 1 статьи 122 НК установлены штрафы за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, взносов) в результате занижения базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия). В пункте 16 информационного письма ВАС от 17.03.2003 N 71 было разъяснено, что в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК.

Следовательно, положения НК не предусматривают привлечения к ответственности за неуплату авансовых платежей как по налогам, так и по страховым взносам (письмо от 7 сентября 2018 г. N СА-4-7/17429).

Напомним, что ВС придерживается аналогичной позиции.

25 сентября 2018 г.


Минфин вывесил номера почти двух тысяч аннулированных аудиторских аттестатов

Минфин опубликовал перечень лиц, квалификационные аттестаты аудитора которых аннулированы решениями Минфина в связи с нарушением требования пункта 6 части 1 статьи 12 закона «Об аудиторской деятельности». Иными словами, это касается аудиторов, выпавших из профессии на три года.

В перечень попало 1914 аттестатов, отобранных у аудиторов, в основном, в течение 2017-2018 годов, но в некоторых позициях списка попадается и лишение аттестатов в конце 2016 года.

25 сентября 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация