Исполнение подписанных разъяснений руководителем налогового органа исключает вину лица

Одним из обстоятельств, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения, является исполнение информационных (разъяснительных) документов налоговых органов. Но только если эти документы подписаны руководителем или заместителем налогового органа (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 28 сентября 2018 г. № 03-02-08/69720). Данное правило распространяется на налогоплательщиков, плательщиков сбора, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов. При этом письменные разъяснения могут содержать информацию о порядке исчисления, уплаты налога (сбора, страховых взносов) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных конкретному лицу или неопределенному кругу лиц не только налоговыми, но и финансовыми органами, а также другими уполномоченными органами государственной власти в пределах их компетенции.

В то же время по смыслу и содержанию указанные документы должны относиться к налоговым (расчетным) периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, независимо от даты издания такого документа. Также вина лица не признается при выполнении мотивированного мнения налогового органа, направленного в ходе проведения налогового мониторинга (подп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса).

Напомним, что информирование налогоплательщиков осуществляется бесплатно (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ).

6 ноября 2018 г.

 

Обновлен формат, по которому надо представлять пояснения к декларации по НДС

ФНС сообщила, что опубликовала обновленный формат требования о представлении пояснений и xsd-схему к нему.

Кроме того, ФНС обновила xsd-схему ответа на требование о представлении пояснений к налоговой декларации по НДС. В частности, добавлен перечень новых кодов видов операций – 33 – 44 в связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года законов от 27.11.2017:

  • N 335-ФЗ (которым отменено освобождение от НДС реализации лома и отходов черных и цветных металлов, запущен эксперимент по переложению уплаты НДС на покупателя, установлено, чем подтвердить вычет по «налогу на Google». Кроме того, соблюдение «правила 5%» теперь не освобождает от раздельного учета входящего НДС);
  • N 341-ФЗ (которым запущен пилотный проект по tax free);
  • N 350-ФЗ (о праве на отказ от нулевой ставки НДС).

Обновленные формат и xsd-схемы необходимо применять с 25 января 2019 года. Таким образом, у операторов электронного документооборота и поставщиков бухгалтерских учетных систем достаточно времени для обновления ПО.

Изменения в рекомендуемый формат требования о представлении пояснений к декларации по НДС внесены письмом ФНС от 16.07.2013 N АС-4-2/12705, пишет налоговая служба. Тут ФНС, по-видимому, опечаталась, потому что изменения недавно вносились в названное письмо пятилетней давности, а не этим письмом.

6 ноября 2018 г.

 

ФНС России и ФСС России договорились о проведении ими одновременно выездных проверок плательщиков страховых взносов

ФНС России и ФСС России заключили дополнительное соглашение о проведении совместных выездных проверок юрлиц и ИП (дополнительное соглашение № 1 к Соглашению об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования РФ от 30 ноября 2016 г. №№ ММВ-23-11/27@/02-11-13/06-5262П).

А именно, речь идет о проведении ФСС России выездных проверок правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения одновременно с выездными проверками налоговиков по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов (п. 7 ст. 4.7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»).

Кроме того, внесены изменения в перечень информации, которую ФНС России передает в ФСС России и наоборот.

Например, конкретизированы суммы задолженности в связи с принятием решения о ее списании, о которых сообщает налоговый орган. Теперь в соглашении прямо прописано, что инспекция передает информацию о списанных суммах недоимки, пеней и штрафных санкций по страховым взносам. При этом перечень сведений, которые сможет передавать ФСС России налоговым инспекторам, расширился. Например, в налоговую будут направляться сведения из решений о корректировке сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пени, штрафов, а также запросы плательщиков взносов о суммах задолженности.

Соглашение подписано 23 октября и вступило в силу с этой даты.

2 ноября 2018 г.

 

Перевод документов с иностранных языков надо заверять нотариально, считает ФНС

ФНС высказала мнение, что ко всем подтверждающим документам, оформленным на иностранном языке, должен прилагаться нотариально заверенный перевод на русский язык. 

Это в том числе касается документов, необходимых для освобождения от налогообложения дохода, полученного при ликвидации контролируемой иностранной компании (письмо от 14.09.2018 № БС-4-11/17934).

2 ноября 2018 г.

 

ФНС России разъяснила, что антиуклонительная норма НК РФ не имеет обратной силы

Елена Суворова, начальник Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России рассказала о применении антиуклонительной нормы. Она указала, что применение ст. 54.1 Налогового кодекса может применяться только к проверкам, назначенным после 19 августа 2019 года. При этом это не нарушает презумпцию об обратной силе закона. Соответствующая информация опубликована на официальном сайте ведомства.

Представитель ФНС России отметила, что в налоговых спорах некоторые налогоплательщики считают правомерным ссылаться на данную норму, так как она может распространяться на более ранние проверки. А именно п. 3 ст. 5 НК РФ предусматривает обратную силу закона в случае принятия закона об установлении дополнительных гарантий. Однако Елена Суворова отметила, что Конституционный Суд Российской Федерации не поддержал такой подход, так как применение ст. 54.1 НК РФ после вышеуказанной даты согласуется с общим принципом действия закона во времени и по кругу лиц, исходя из ст. 54, ст. 57 Конституции РФ.

В то же время, даже если положения ст. 54.1 НК РФ не применяются к тем или иным проверкам, претензии налогового органа не могут быть основаны на формальных доказательствах. Налоговики должны оценить всю совокупность имеющихся в деле доказательств.

Елена Суворова напомнила о двух принципах налоговых злоупотреблений. Согласно первому принципу налогоплательщикам запрещается получать налоговые преимущества за счет умышленного искажения сведений о фактах хозяйственной жизни и об объектах налогообложения. Второй принцип гласит, что контрагентом обязательно должны быть исполнены его обязательства, а целью сделки не является неуплата налогов.

1 ноября 2018 г.

 

Подписан приказ о внесении изменений в форму декларации и расчет по налогу на имущество организаций

В форму декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, а также в формат их представления и порядок заполнения внесены изменения (приказ ФНС России от 4 октября 2018 № ММВ-7-21/575@ «О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@»; далее – Приказ).

Корректировки связаны в том числе и с тем, что с 1 января 2019 года движимое имущество не будет являться объектом налогообложения по данному налогу (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). На титульном листе правопреемники должны будут указывать код 281 в поле «по месту нахождения (учета)» в случаях, когда отчетность сдается по месту нахождения той недвижимости, которая облагается по кадастровой стоимости. В разделе 2.1 «Информация об объекте недвижимого имущества, облагаемого по среднегодовой стоимости» налоговое ведомство добавило строку для указания адреса недвижимости.

При этом данные сведения заполняются, если у объекта недвижимости имеется инвентарный номер, и ему присвоен адрес. В случае исчисления налога за налоговый период по объекту недвижимости, налоговая база в отношении которого определяется по кадастровой стоимости, юрлица смогут указать в разделе 3 кадастровый номер гаража и машино-места. Также в этот раздел добавили новую строку «Коэффициент Ки», который применяется в случае изменения качественных или количественных характеристик объекта. В Приказе приведен пример его расчета. А действующий в настоящее время коэффициент «К» будет прописан как коэффициент «Кв». Кроме того, эти коэффициенты будут указываться в виде десятичной дроби с четырьмя знаками после запятой.

В целом вносимые поправки в декларацию и авансовый расчет идентичны. Однако с учетом изменений в декларации не нужно будет указывать остаточную стоимость основных средств на 31 декабря, так как строка 270 исключена. По этой же причине не придется заполнять строку 210 авансового расчета с указанием остаточной стоимости на первое число апреля, июля и октября.

Согласно п. 2 Приказа новая форма должна применяться, начиная с представления расчета по авансовому платежу за первый квартал 2019 года.

1 ноября 2018 г.

 

ФНС пояснила, как будут работать новые правила об оспаривании кадастровой стоимости

Если кадастровую стоимость удается снизить, то можно вернуть переплату за время, пока налог перечисляли исходя из завышенной оценки. Но перерасчет ограничен: не более трех лет. В этом суть новых правил, которые заработают с 2019 года.

Из информации ФНС следует, что новшества будут применяться к тем заявлениям об оспаривании, которые удовлетворят в 2019 году.

Пример. Организация рассчитывает налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, установленной с 2017 года. Заявление об оспаривании она подаст в декабре 2018 года. Если ее жалобу удовлетворят в 2019 году, то налог можно пересчитать с 2017 года.

30 октября 2018 г.


Налоговый орган не должен уведомлять о продлении сроков камеральной проверки декларации по НДС

В ходе проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговый орган не обязан уведомлять налогоплательщика о продлении срока проверки. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 2 октября 2018 г. № 03-02-07/1/70615. Напомним, что срок камеральной проверки деклараций по НДС, поданных в инспекцию начиная с 4 сентября, составляет два месяца (ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). При этом если до окончания срока проверки налоговый орган установит нарушение положений Налогового кодекса, то срок проверки может быть продлен до трех месяцев. Данные нормы содержатся в п. 2 ст. 88 НК РФ, который не предусматривает при этом необходимость уведомления проверяемого лица о таком продлении.

Кроме того, финансисты отметили, что по общему правилу в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах по результатам камеральной проверки проверяющие должны составить акт камеральной налоговой проверки (п. 3 ст. 176 НК РФ).

Напомним, что он составляется в течение 10 рабочих дней со дня окончания указанной проверки (абз. 2 п. 1 ст. 100 НК РФ). При этом вручить акт проверяемому лицу налоговики обязаны в течение пяти рабочих дней с даты его составления (п. 5 ст. 100 НК РФ).

29 октября 2018 г.

 

ФНС России разъяснила, как учитывать доплату 2% из-за разницы между ставками НДС в 2018 и 2019 годах

С 1 января 2019 года основная ставка НДС повышена с 18% до 20%. В связи с этим налогоплательщики начали задаваться вопросом о том, как перейти на новую ставку, не нарушая ни условия договоров, ни налоговое законодательство.

На этот раз налоговая служба подготовила исчерпывающие рекомендации с примерами (письмо ФНС России от 23 октября 2018 г. № СД-4-3/20667@).

Наибольший интерес представляет ситуация, когда по условиям договора стоимость товара установлена в твердой сумме без учета НДС, а налог исчисляется по той ставке, которая действует в момент совершения операции. В таком случае при авансе и отгрузке в разных периодах возникает разница в 2%, которую доплачивает покупатель. ФНС России рекомендует учитывать такую доплату, полученную в 2019 году, именно как доплату суммы НДС. При этом предлагает составлять корректировочный счет-фактуру. В письме даны рекомендации по составлению налоговой декларации в рассматриваемой ситуации.

В случае доплаты НДС до 31 декабря 2018 года включительно, продавец данную оплату должен считать как дополнительную оплату стоимости. При этом с суммы доплаты НДС должен рассчитываться по ставке 18/118. В таком случае продавец может выставить на образовавшуюся разницу корректировочный счет-фактуру с применением ставки НДС 18/118.

Если же НДС доплачивается лицами, являющимися неплательщиками НДС и (или) освобожденными от уплаты налога, которым счета-фактуры не выставляются, то в книге продаж сумма доплаты НДС отражается на основании составления отдельного корректировочного документа. В нем должны быть указаны суммарные сводные данные обо всех случаях доплат налога продавцу в течение календарного месяца (квартала) независимо от показаний контрольно-кассовой техники.

Ведомство указало, что корректировочные счета-фактуры не составляются, если покупателем перечислена полная или частичная оплата до 1 января исходя из налоговой ставки 20%. При этом НДС с полученной суммы рассчитывается по ставке 18/118. А при отгрузке товаров, услуг, работ, имущественных прав с 1 января НДС будет исчисляться по ставке 20%.

Кроме того, приведены разъяснения о применении налоговой ставки НДС:

  • при изменении с 1 января 2019 года стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных до 1 января 2019 года. Налоговики указали, что в таких ситуациях применяется та ставка НДС, которая действовала на день отгрузки товаров, работ, услуг, имущественных прав. Она же указывается и в корректировочном счете-фактуре. Ставка НДС не изменится и в случае внесения в счет-фактуру исправлений.
  • при возврате всей партии товаров или ее части с 1 января 2019 года, ФНС рекомендует продавцам выставлять корректировочные счета-фактуры на стоимость возвращенных покупателем товаров независимо от периода их отгрузки. А в корректировочном счете-фактуре указывать ставку 18%, если отгрузка осуществлялась 2018 году. Что касается покупателя, то он восстанавливает НДС на основании корректировочного счета-фактуры независимо от периода отгрузки.

Также даны разъяснения для случаев, когда иностранный контрагент, который не состоит на учете в ФНС России, реализует товары, услуги, работы российским налогоплательщикам. В таких ситуациях юрлица и ИП, состоящие на учете в налоговых органах и являющиеся покупателями, признаются налоговыми агентами. Ведомство отметило, что они исчисляют налог либо в момент перечисления предварительной оплаты, либо в момент оплаты принятых на учет товаров (работ, услуг). Налоговые агенты исчисляют НДС с применением ставки 18/118, если оплата перечислена иностранному лицу до 1 января 2019 года. При отгрузке после этой даты в счет перечисленной ранее оплаты исчисление НДС налоговыми агентами не производится. Но если отгрузка была до вышеуказанной даты, а оплату покупатель перечислит в 2019 году, то исчисление НДС также производится по ставке НДС 18/118.

В то же время иностранные организации могут оказывать для российских юрлиц и ИП услуги в электронной форме (ст. 174.2 Налогового кодекса). Если же оплата, частичная оплата получена иностранным юрлицом до 1 января 2019 года в счет оказания вышеупомянутых услуг, то исчислить и уплатить НДС в бюджет должен налоговый агент, то есть покупатель – юрлицо или ИП. Но если эта оплата за указанные услуги перечислена в 2019 году, то иностранный контрагент должен будет уже самостоятельно исчислить и уплатить налог.

29 октября 2018 г.

 

Чтобы избежать споров с контрагентами в связи с повышением НДС, ставку необходимо согласовать заранее

В случае заключения договоров в текущем году, по которым реализация товаров, оказание услуг, выполнение работ будет происходить в 2019 году, целесообразно указывать не общую ставку НДС, а сослаться на п. 3 ст. 164 Налогового кодекса. К такому выводу пришли эксперты службы Правового консалтинга компании Гарант в рамках индивидуальной консультации. У юрлица возник вопрос, какую ставку НДС необходимо применить, если по договору, заключаемому в 2018 году, предусмотрено поэтапное выполнение работ, оказание услуг или поставка товара как в текущем, так и в будущем году.

Эксперты разъяснили, что можно использовать один из следующих вариантов:

  • прописать в договоре, что стоимость товаров (услуг, работ) установлена без НДС. При этом сам налог исчисляется по ставке, установленной в п. 3 ст. 164 НК РФ на дату отгрузки (получения предоплаты);
  • указать, что согласованная цена в договоре по товарам (услугам работам) включает в себя НДС, исчисленный по ставке согласно п. 3 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, в первом случае итоговая стоимость приобретения для покупателя увеличится, а во втором случае останется неизменной. Следовательно, бремя повышения ставки с 18% до 20% ляжет на продавца.

Использование одного из предложенных вариантов позволит избежать споров с контрагентом по поводу окончательной стоимости предмета договора. Кроме того, при получении авансов после 1 января 2019 года НДС необходимо будет исчислять по ставке 20/120 (подп. 2 п. 1 ст. 167, абз. 2 п. 1 ст. 154, п. 4 ст. 164 НК РФ).

Напомним, ФНС России планирует внести изменения в декларацию по НДС в связи с повышением ставки по этому налогу.

26 октября 2018 г.

 

Суды разъяснили, когда налогоплательщик вправе взыскать убытки с налоговой инспекции

Общество обратилось в суд с требованием о взыскании с налоговой инспекции более 5,5 млн руб. убытков, которые получены в результате незаконного приостановления налоговой инспекцией расходных операций по счету в банке (постановление Арбитражного суда Московского округа от 20 сентября 2018 г. № Ф05-11459/16 по делу № А40-168230/2015). Однако юрлицо не смогло доказать свой убыток, так как суды пришли к выводу, что организация в действительности не могла и не собиралась вкладывать денежные средства, а именно осуществлять инвестирование в магазин, который находится в другом государстве.

Суд кассационной инстанции указал, что при взыскании упущенной выгоды истец должен доказать, что им были предприняты необходимые меры для получения выгоды и сделаны необходимые приготовления. А именно, доказать, что допущенное виновным лицом нарушение обязательства стало единственным препятствием, не позволившим получить упущенную выгоду.

Кроме того, суды трех инстанций согласились, что для возмещения убытков юрлицу необходимо выполнение следующих условий:

  • наличие ненормативного акта, вынесенного государственным органом, то есть действия или бездействия, которые признаны судом незаконными;
  • доказанный факт получения обществом убытков;
  • причинно-следственная связь между изданным госорганом незаконным ненормативным актом и понесенными юрлицом убытками в результате издания такого акта.

Суды отметили, что отсутствие хотя бы одного из вышеуказанных обстоятельств является основанием отказа в возмещении причиненного ущерба.

По итогам рассмотрения судебного разбирательства кассационную жалобу общества оставили без удовлетворения. Решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда остались в силе.

26 октября 2018 г.

 

ФНС России рассказала о новых принятых законах, которые могут применяться при администрировании имущественных налогов

Налоговики рассказали, какие новые законы необходимо учитывать физлицам и организациям при налогообложении имущества (письмо ФНС России от 8 августа 2018 г. № ПА-4-21/15394@ «О федеральных законах, касающихся администрирования налогообложения имущества»).

В частности, одним из них определены такие понятия, как: «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом», «индивидуальный жилой дом». Также уточнен порядок кадастрового учета и государственной регистрации прав на упомянутые объекты недвижимости (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Закон вступил в силу 4 августа.

Кроме того, 4 августа в Градостроительный кодекс введено новое понятие – «некапитальные строения, сооружения» (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Таковыми являются строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей. При этом конструктивные характеристики позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и дальнейшую сборку, не причиняя большого ущерба назначению, и без изменения основных характеристик сооружений и строений. Указанный закон вступит в силу 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены специальные сроки.

Один из принятых законов определяет цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств. ФНС России указала, что закон предусматривает создание государственного реестра транспортных средств. Доступ к содержащимся сведениям, а также выдача выписки из реестра осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Закон вступит в силу 4 августа 2019 года.

Также принят закон, регулирующий отношения, возникающие из торгового мореплавания, и учреждающий создание Российского открытого реестра судов (Федеральный закон от 3 августа 2018 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Российского открытого реестра судов в связи с принятием Федерального закона «О международных компаниях» и Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»). Документ начнет действовать 31 января 2019 года.

25 октября 2018 г.


Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» планируется скорректировать

Минфин России опубликовал проект приказа о внесении изменений в Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02. Данный документ предполагает использовать в бухучете термин «налоговый доход (расход)» вместо действующего в настоящее время «налоговое обязательство (актив)»1. При этом под расходом (доходом) по налогу на прибыль организации понимается величина, которая уменьшает либо увеличивает прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период.

Расход (доход) по налогу на прибыль планируется определять как сумму текущего и отложенного налога на прибыль. Однако сумма отложенного налога будет определяться как суммарное изменение отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за этот период. Но за исключением результатов операций, не включаемых в бухгалтерскую прибыль (убыток) – налог на прибыль по таким операциям может уменьшать (увеличивать) чистую прибыль при формировании совокупного финансового результата периода. Также в проекте нормативного акта содержится практический пример определения дохода (расхода) по налогу на прибыль организации.

Кроме того, предполагается уточнить, в результате чего возникают временные разницы. Например, в новой редакции п. 11 ПБУ 18/02 временные разницы могут образоваться в случае применения только к внеоборотным активам разных правил формирования первоначальной стоимости и амортизации для целей бухучета и налогообложения.

Публичное обсуждение документа завершится 2 ноября.

23 октября 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

 

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты