Как начислять амортизацию, увеличив срок полезного использования объекта ОС

Можно увеличить срок полезного использования объекта ОС после даты ввода его в эксплуатацию в случае, если этот показатель увеличился после реконструкции, модернизации или технического перевооружения, указал Минфин. Но следует ограничится пределами сроков, установленных для той амортизационной группы, в которую ранее было включено ОС.

Если после проведения модернизации (реконструкции) основного средства срок его полезного использования был увеличен, организация вправе начислять амортизацию по новой норме, рассчитанной исходя из нового срока полезного использования (письмо от 23 октября 2018 г. N 03-03-06/1/76004).

19 ноября 2018 г.

 

Рабочий орган САД озаботился популяризацией анти-отмывания среди аудиторов

13 ноября 2018 года состоялось очередное заседание рабочего органа совета по аудиторской деятельности, сообщает Минфин.

Рабочий орган рассмотрел комплекс вопросов, связанных с участием аудиторов в национальной антиотмывочной системе. Обсуждены и рекомендованы к одобрению советом:

  • методических рекомендаций по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами рисков отмывания при оказании аудиторских услуг;
  • рекомендаций по применению результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания);
  • типовой программы повышения квалификации аудиторов по вопросам противодействия легализации.

Озаботились чиновники этой тематикой еще на предыдущем заседании, как это следует из материала, попавшего в сегодняшнюю рассылку Минфина. Было объявлено, что планируется принять дополнительные меры активизации участия аудиторской профессии в национальной антиотмывочной системе.

Для этого, по мнению чиновников, требуется укрепление понимания аудиторской профессией своей роли в антиотмывочной системе; повышение осведомленности практикующих аудиторов о ней.

Аудиторам привьют навыки выявления рисков отмывания при оказании аудиторских и прочих услуг. Усовершенствуют повышение квалификации в данной сфере, кроме того, активизируют надзор за исполнением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований противодействия легализации.

СРО должны активнее разъяснять роль аудиторской профессии в национальной антиотмывочной системе, актуализировать программы повышения квалификации, стимулировать использование аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами личных кабинетов на сайте Росфинмониторинга.

Также СРО примут дополнительные меры против того, чтобы аудиторскими организациями владели или управляли преступники или их сообщники, говорится в документе. Аудиторские фирмы, относящиеся к субъектам значительного уровня риска, ждут специальные проверки со стороны СРО.

ЕАК будет активнее проверять знания и навыки претендентов в антиотмывочной сфере. Свои меры примет также и комиссия по аттестации и повышению квалификации – аудиторам она даст рекомендации по изучению и применению национальной оценки рисков легализации на основе публичных версий отчета о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и отчета о национальной оценке рисков финансирования терроризма. Будет разработана программа повышения квалификации аудиторов по вопросам противодействия отмыванию.

16 ноября 2018 г.

 

Расходы по возврату нереализованной части товаров можно учесть в налоговой базе по налогу на прибыль

Расходы, связанные с возвратом товара, можно учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации в случае обратной реализации налогоплательщиком товара продавцу. Это возможно даже если после исполнения договора поставки на основании заключенного дополнительного соглашения покупатель возвращает продавцу нереализованный товар. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 6 ноября 2018 г. № 03-03-06/1/79496. Финансисты отметили, что эта операция признается реализацией товара, при которой возникает объект обложения налогом на прибыль организаций (ст. 39 Налогового кодекса).

Ведомство отметило, что налогоплательщики вправе уменьшить доходы не только на стоимость приобретения реализованных товаров и (или) имущественных прав, но и на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ).

16 ноября 2018 г.


При уплате НДС российской организацией за оказанные иностранным юрлицом электронные услуги сумму налога нельзя заявить к вычету

В случае добровольной уплаты НДС российскими организациями или ИП по приобретенным у иностранных контрагентов с 1 января 2019 года услугам в электронной форме, оказанных на территории РФ, право на принятие к вычету НДС отсутствует. Финансисты указали, что Налоговый кодекс этого не предусматривает. Соответствующие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 октября 2018 г. № 03-07-08/76139.

Кроме того, с указанной даты у российских юрлиц и ИП не возникают обязанности налогового агента независимо от того, встал ли иностранный контрагент на учет в российских налоговых органах, или нет. При этом если иностранная организация не встала на учет в инспекции, то ответственность за неуплату НДС она же и несет. Такой порядок будет применяться с 2019 года в связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Напомним, что если оплата полностью или частично получена иностранным юрлицом до 1 января 2019 года в счет оказания вышеупомянутых услуг, то исчислять и уплачивать НДС в бюджет в качестве налогового агента будет российский покупатель – юрлицо или ИП. Но если эта оплата за указанные услуги перечислена в 2019 году, то иностранный контрагент должен будет уже самостоятельно исчислить и уплатить налог.

15 ноября 2018 г.


Правила заполнения документов по учету НДС скорректируют

Правительство РФ разместило на федеральном портале проект постановления, которым будут внесены поправки в правила ведения журнала учета счетов-фактур, форму и правила ведения книги продаж, форму доплиста к ней. Необходимость поправок вызвана повышением в 2019 году ставки НДС с 18% до 20%.

В частности, везде, где по тексту сейчас упоминается ставка НДС 18%, будет проставлено значение 20%. В книге продаж появятся две новые графы 14а и 17а, в которых будет отражаться соответственно стоимость продаж, облагаемых по ставке 18%, и сумма НДС, исчисленная по этой ставке. Аналогичные графы будут внесены и форму доплиста к книге продаж.

15 ноября 2018 г.

 

Двойная сдача бухотчетности уйдет в прошлое в 2020 году – Госдума приняла закон

Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении два законопроекта, направленных на устранение двойной сдачи бухгалтерской отчетности: № 497382-7 о внесении изменений в статью 23 НК и № 497452-7 с поправками в закон о бухучете.

Статью 13 закона дополнят новым пунктом 7.1, оговаривающим, что бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Экономический субъект обязан обеспечить возможность изготовления на бумажном носителе копии отчетности, созданной в виде электронного документа.

Сейчас отчетность считается составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Слова «на бумажном носителе» из данной нормы исключат (из пункта 8 статьи 13).

Вместо сдачи в госстатистику будет оговорена обязанность сдавать отчетность в налоговый орган для включения в информационный ресурс отчетности, который будет вести ФНС.

Соответственно, все функции, касающиеся сдачи отчетности – разработка форматов, порядка сдачи и так далее – перейдут к налоговикам. Весь документооборот будет электронным, включая представление аудиторского заключения в случаях обязательного аудита. Правила сдачи АЗ в остальном не меняются. Сроки представления отчетности также остаются прежними. Отчетность и заключение будут передаваться по ТКС через операторов ЭДО.

От представления обязательного экземпляра отчетности освобождаются:

  • организации госсектора;
  • ЦБ (но он будет сдавать отчетность в ФНС в особом порядке);
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в ЦБ;
  • организации, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;
  • организации в случаях, установленных правительством.

Последние две категории будут сдавать отчетность по-прежнему в статистику.

Правила о включении отчетности в ресурс (и ее сдаче согласно закону о бухучете) не будут касаться последней отчетности при реорганизации или ликвидации юрлица.

Сведения из информресурса бухгалтерской отчетности можно будет получать у налоговиков за плату (плата не касается органов власти).

В настоящее время в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту жительства ИП (или частнопрактикующего лица), по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов; в налоговый орган по месту нахождения организации – годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (кроме фирм, не обязанных вести бухучет, и религиозных организаций, у которых не возникло обязанности по уплате налогов).

Этот подпункт разделят на два. В подпункте 5 останется упоминание обязанности по представлению ИП и отдельными частнопрактикующими лицами названной книги, а новый – вводимый законопроектом – подпункт 5.1 будет посвящен представлению бухотчетности организациями.

При этом будет оговорено, что представлять в налоговый орган годовую бухгалтерскую отчетность будут организации, которые не должны сдавать в налоговую отчетность, составляющую упомянутый информресурс согласно закону о бухучете (в его новой редакции). «Сдаваться» в налоговую (в том числе и по НК) не будут те, кто не обязан вести бухучет, а также религиозные организации и те, кто отчитывается перед ЦБ.

Изменения вступят в силу с 1 января 2020 года (ранее предполагалось, что новшеств можно ожидать уже в следующем году) и будут касаться отчетности за 2019 год. На электронную форму сдачи малые предприятия смогут перейти начиная с отчетности за 2020 год, остальные – с отчетности за 2019 год.

15 ноября 2018 г.

 

Финвласти узнают обо всех движениях денег при купле-продаже недвижимости

Очень вероятно, что в случае принятия законопроекта, предложенного депутатами, продавцам недвижимости стоимостью от 3 млн не избежать внимания как Росфинмониторинга, так и налоговиков. Кроме того, обязательному контролю в рамках антиотмывочного законодательства будут подлежать крупные почтовые переводы, оплата с мобильного счета, выигрыши, беспроцентные займы, страховые выплаты и премии и многое другое.

Депутаты предлагают реформировать «антиотмывочный» контроль – с этой целью в Госдуму внесен законопроект № 582426-7 с поправками в антиотмывочный закон 115-ФЗ.

В пояснительной записке авторы обещают, что перечень подлежащих обязательному контролю операций уменьшат – контролируемыми перестанут быть:

  • обмен юридическими и физическими лицами банкнот одного достоинства на банкноты другого достоинства;
  • операции по анонимным счетам;
  • переводы денежных средств, проводимые некредитными организациями по поручению клиента.

Вместе с тем, из текста законопроекта можно почерпнуть следующее.

Перечень операций, контролируемых при сумме от 600 тысяч, сократится на вышеуказанный обмен банкнот, при этом в перечне скорректируется пара пунктов. Например, сейчас контролируется получение физлицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, а будет – получение физлицом налички по ценной бумаге на предъявителя (независимо от источника ее получения). Добавится в этот перечень приобретение за наличку драгметаллов, драгкамней, ювелирки. Конкретизируется список действий с нерезидентами из «плохих» стран (не выполняющих требования ФАТФ).

Существенно расширится перечень операций по банковским счетам (вкладам), контролируемых от той же суммы. Сейчас в этом перечне три пункта, а будет – 10. Правда, не все они ведут к усилению контроля – например, сейчас контролируются зачисления на счета любых свежезарегистрированных фирм, а будут – только иностранных.

Вместе с тем, за физлицами «большой брат» будет следить тщательнее: отчетность в РФМ будет поступать по крупным выигрышам, оплате ставок, беспроцентным займам или безвозмездной помощи, операциям с драгметаллами и ювелиркой, страховым выплатам и премиям, платежам по договору финансирования под уступку денежного требования. Впрочем, последние четыре пункта будут касаться и юрлиц тоже.

Будет конкретизирован пункт о контроле за куплей-продажей недвижимости стоимостью от 3 млн рублей – риелторы будут отчитываться о наличных платежах клиентов, а также информация в РФМ будет поступать от банков при зачислении или списании средств на/со счета или вклада клиента в рамках сделки с недвижимостью.

Сейчас только риелторы должны отчитываться о совершении сделки на такую сумму. Теперь же власти надеются взять под контроль всю цепочку движения денег при купле-продаже недвижимости, так что снижаются шансы увести сделку из-под контроля, занизив ее стоимость. Под ударом и налоговая сторона вопроса, ведь налоговая служба имеет с Росфинмониторингом соглашение об информационном обмене, и продавцам, по-видимому не очень-то удастся экономить на НДФЛ после принятия законопроекта.

В поле зрения РФМ попадут также почтовые переводы на сумму от 100 тысяч рублей (или эквивалент в валюте), оплата со счета мобильного телефона (кроме платы за услуги связи) на сумму от 50 тысяч.

Кроме того, предложено дифференцировать подход к представлению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю – для каждой сферы определят свои виды операций, информацию по которым надо подавать в Росфинмониторинг. Контролируемые операции разделят на собственно операции и сделки. Авторы утверждают, что в результате снизится нагрузка на банки и небанковский сектор.

Для вступления закона в силу предлагается оставить 90 дней с момента принятия.

15 ноября 2018 г.


Установлен порядок информирования Росфинмониторинга о подозрительных операциях аудиторами

Внесены изменения в постановление Правительства РФ от 16 февраля 2005 г. № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг» (постановление Правительства РФ от 8 ноября 2018 г. № 1332).

Напомним, что с 4 мая 2018 года индивидуальных аудиторов и аудиторские организации обязали уведомлять Росфинмониторинг о любых основаниях полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. № 112-ФЗ).

Теперь соответствующие поправки внесены в положение о передаче информации. Информация представляется в электронной форме адвокатом, нотариусом, лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторской организацией или индивидуальным аудитором (электронное сообщение) через личный кабинет либо на оптическом или цифровом носителе.

14 ноября 2018 г.


ФНС России рассказала, какую информацию можно использовать при отнесении объекта к движимому или недвижимому имуществу

В связи с отменой налога на движимое имущество организаций ФНС России прогнозирует с 2019 года рост обращений налогоплательщиков о квалификации объектов имущества в качестве движимых или недвижимых вещей для целей определения объектов налогообложения по налогу на имущество организаций или применения налоговых льгот по налогу, связанных с определением вида объекта имущества. По этой причине при администрировании налога на имущество организаций налоговики планируют использовать информацию о результатах рассмотрения судебных споров о квалификации объектов в качестве недвижимых вещей, рассмотренных с участием налоговых органов. Данная информация содержится в письме ФНС России от 18 октября 2018 г. № БС-4-21/20327@ «О судебных спорах о квалификации объектов в качестве недвижимых вещей».

Налоговое ведомство указало, что в ряде случаев налоговые органы уже участвовали в рассмотрении судом таких споров. А именно, суды признали недвижимыми вещами:

  • технологические трубопроводы и газоходы (постановление Арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2018 № Ф05-12789/2018 по делу № А40-176218/2017);
  • самоподъемную плавучую буровую установку и палубные краны на ней (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 июня 2018 г. № Ф07-6257/2018 по делу № А42-5598/2017);
  • трансформаторную подстанцию с установкой новой модульной КТП. При этом ее трансформаторы не могут быть признаны движимым имуществом, если могут быть отделены от станции (постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 мая 2018 г. № Ф07-5328/2018 по делу № А05-1595/2017).

Напомним, что налоговые органы и суды не допускают выделения из недвижимого имущества его отдельных частей в целях применения освобождения по налогу на имущество организаций. Кроме того, Совет Федерации до конца 2018 года планирует установить порядок отнесения объектов к движимому имуществу.

14 ноября 2018 г.

 

ФНС России отозвала свое письмо об аннулировании деклараций по НДС и налогу на прибыль

Речь идет о нашумевшем июльском письме налоговой службы об отзыве (аннулировании) деклараций по НДС и налогу на прибыль (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247, далее – Письмо). В нем обозначались меры по профилактике нарушений, связанных с подачей налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными либо неустановленными лицами, но при этом формально соответствующих требованиям Налогового кодекса. При выявлении признаков непричастности налогоплательщика к ведению финансово-хозяйственной деятельности налоговые органы проводили контрольные мероприятия, направленные на сбор доказательств этого. Если в результате выявлялись факты, свидетельствующие о нарушении норм НК РФ, то инициировалась процедура отзыва деклараций (письмо ФНС России от 2 ноября 2018 г. № ЕД-4-15/21496@ «Об отзыве письма ФНС России от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247@»).

Однако «аннулирование декларации» по каким-либо основаниям НК РФ не предусмотрено. Подобный механизм может быть установлен только законом, а не письмом ФНС России. На это налоговой службе указал Минюст России.

Поэтому с 2 ноября 2018 года спорное Письмо полностью отозвано с исполнения.

Кстати, в Письме среди признаков фирм-однодневок значился и такой, как «допросы лиц в присутствии представителей (адвокатов)». Это положение вызвало большой резонанс в адвокатском сообществе, поскольку фактически могло привести к массовому нарушению прав налогоплательщиков и допрашиваемых лиц, а также воспрепятствованию участия адвокатов в допросе. В сентябре это положение из Письма ФНС России было исключено (письмо ФНС России от 21 сентября 2018 г. № ЕД-4-15/18411).

14 ноября 2018 г.


«Должная осмотрительность» при выборе контрагента. Что изменилось с появлением в НК РФ в 2017 году ст. 54.1?

Понятие «должной осмотрительности» введено в налоговую практику Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление № 53). Несмотря на то, что четкого понятия «должной осмотрительности» не содержит ни указанное постановление, ни какой-либо другой источник права, «должная осмотрительность» активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль.

В Постановлении № 53 проявление «должной осмотрительности» рассматривается как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

На практике под проявлением «должной осмотрительности и осторожности» понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.

В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса, в определенной степени изменившая подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика.

При этом в рекомендациях ФНС России по применению ст. 54.1 НК РФ было указано, что новая статья не кодифицирует правила, сформулированные правоприменительной практикой, в частности, содержащиеся в Постановлении № 53, а представляет собой новый подход к проблеме злоупотребления налогоплательщиком своими правами с учетом основных аспектов сформированной до этого судебной практики (письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@).

ФНС России рядом писем по разъяснению применения ст. 54.1 НК РФ указала налоговым органам и налогоплательщикам на то, что:

  • в ст. 54.1 НК РФ перечислены конкретные действия налогоплательщика, которые признаются злоупотреблением и определены условия, которые должны быть им соблюдены для возможности учесть расходы и заявить налоговые вычеты по имевшим место сделкам;
  • формальные претензии к контрагентам при отсутствии фактов, опровергающих реальность совершения контрагентом сделок, не являются самостоятельным основанием для отказа в учете расходов и в налоговых вычетах по сделкам;
  • ст. 54.1 НК РФ не содержит понятие «непроявление должной осмотрительности»;
  • ст. 54.1 НК РФ не предусматривает для налогоплательщика негативные последствия за неправомерные действия контрагентов второго, третьего и последующих звеньев;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ не должны применяться понятия, отраженные в Постановлении № 53, включая понятие «должной осмотрительности», «недобросовестности налогоплательщика»;
  • при проведении налоговых проверок после введения ст. 54.1 НК РФ налоговые органы должны правильно квалифицировать выявленные обстоятельства, ссылаясь на конкретный пункт указанной статьи (письмо ФНС России от 16 августа 2017 г. № СА-4-7/16152@, письмо ФНС России от 31 октября 2017 г. № ЕД-4-9/22123@). После появления таких разъяснений у отдельных налогоплательщиков закономерно возник вопрос: «А стоит ли теперь так тщательно проверять и оценивать контрагента в целях исключения рисков негативных налоговых последствий при изменившемся подходе, касающемся оценки добросовестности налогоплательщика?»

Отметим, что судебная практика за истекший календарный год со дня введения в действие ст. 54.1 НК РФ практически не дает ответа на этот вопрос, поскольку основной массив налоговых споров по проанализированной практике касается налоговых проверок, проводимых (камеральных) или назначенных (выездных) до августа 2017 года. По таким спорам суды продолжают руководствоваться положениями и понятиями, содержащимися в Постановлении № 53.

Однако ответ на указанный вопрос можно усмотреть из разъяснений ФНС России по отдельным обращениям налогоплательщиков (письмо ФНС России от 28 декабря 2017 г. № ЕД-4-2/26807, письмо ФНС России от 18 мая 2018 г. № ЕД-4-2/9521@). Так, при ответе на вопросы об оценке добросовестности налогоплательщика при проведении налоговых проверок, налоговая служба кроме очередных разъяснений о том, что ранее введенные в практику понятия «должной осмотрительности» и «недобросовестности налогоплательщика» при проведении после вступления в силу ст. 54.1 НК РФ налоговых проверок не применяются, все же со ссылкой на ст. 102 НК РФ указала на размещение с 1 июня 2018 года на официальном сайте ФНС России сведений о деятельности налогоплательщиков в форме открытых данных – о среднесписочной численности работников, об уплаченных организацией суммах налогов и сборов, о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это, по мнению налоговиков, предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность оценки рисков при проверке контрагента.

Указанные разъяснения подтверждают, что проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки.

Налогоплательщику стоит, как и ранее, проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий.

Руководствуясь ст. 54.1 НК РФ, налоговые органы должны будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.

Указанная проверка будет полезна и с точки зрения исключения гражданско-правовых рисков по исполнению потенциальным контрагентом договора.

Организовать проверку контрагентов можно путем использования специальных профессиональных программ и сервисов.

Кроме указанных действий, минимизирующих или исключающих и налоговые, и гражданско-правовые риски, рекомендую не пренебрегать и иными, дополнительными способами своей финансовой защиты, а именно, использовать в договорных правоотношениях инструменты гарантий (заверений об обстоятельствах (ст. 431.2 Гражданского кодекса) или возмещения потерь (ст. 406.1 ГК РФ), позволяющие компенсировать понесенные в будущем убытки и (или) потери, связанные с отказом в вычетах по НДС или непринятии в состав расходов соответствующих затрат в связи с недобросовестностью контрагента.

В настоящее время формируется положительная судебная практика по применению таких гражданско-правовых способов защиты от проблемных контрагентов в сфере налоговых правоотношений.

14 ноября 2018 г.


Инспекторы могут вызвать налогоплательщика для дачи пояснений, даже если в декларациях по НДС нет ошибок

Суд кассационный инстанции пришел к выводу, что в таких ситуациях налоговый орган не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 октября 2018 г. № Ф04-4655/18 по делу № А45-8483/2018).

В ходе проведения камеральных налоговых проверок деклараций по НДС юрлица за II и III кварталы 2017 года налоговики направили проверяемому лицу уведомления о вызове в инспекцию для дачи пояснений по вопросу взаимоотношений с поставщиками, которые отражены в книге покупок. При этом нарушения по результатам проверок не установлены. Однако налоговики направили уведомления в целях выявления оснований для назначения выездной налоговой проверки. А именно, проверяющих интересовала информация, касающаяся уплаты НДС по счетам-фактурам поставщиков, указанных налогоплательщиком в книге покупок деклараций по НДС. Налогоплательщик посчитал такие действия неправомерными и обратился в суд. Однако суд отметил, что акты, действия и бездействия государственных органов и должностных лиц могут быть признаны незаконными лишь при по совокупности следующих условий:

  • нарушение прав и интересов лица;
  • несоответствие оспариваемых актов, действий (бездействий) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.

В ходе судебного разбирательства установлено, что уведомления были направлены в рамках реализации налоговым органом своих полномочий. А налогоплательщик не представил доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав и законных интересов или о создании препятствий для осуществления предпринимательской деятельности. Кроме того, общество не смогло пояснить, в чем конкретно выразилось нарушение его прав.

По результатам судебного разбирательства суд кассационной инстанции решение суда первой инстанции оставил в силе, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

13 ноября 2018 г.


Продлен срок освобождения от уголовной ответственности для физлиц, которые контролируют иностранные компании

Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который с 12 ноября продлевает срок, в течение которого физлица освобождаются от уголовной ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога в случае невключения в его налоговую базу прибыли контролируемой иностранной компании (Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. № 412-ФЗ «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)». При этом лицо обязано заплатить ранее не перечисленные суммы налогов в бюджет Российской Федерации.

Также документ содержит положения, которые имеют обратную силу. Подробнее об этом мы писали ранее.

13 ноября 2018 г.

 

Депутаты предлагают понизить НДС до 16% и повысить взносы с высоких доходов

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий, в пику предстоящему повышению НДС, снижение базовой ставки этого налога с действующих 18% до 16%. При этом льготная 10%-ная ставка, по замыслу авторов, должна остаться без изменений (проект № 581625-7).

Авторы объясняют, что предлагаемая мера позволит уменьшить конечную стоимость основных товаров и услуг и снизить налоговую нагрузку на отечественных производителей. Благодаря этому покупательная способность каждого совершеннолетнего гражданина РФ возрастет примерно на 4 тыс. рублей в год. Это – эффективный инструмент для стимулирования внутреннего спроса и развития производства отечественной продукции, считают инициаторы.

Выпадающие доходы бюджета предлагается возместить за счет изменения тарифа страховых взносов на ОПС с выплат сверх предельной базы. В настоящее время действует регрессивная шкала – при превышении предельной базы тариф снижается до 10%. Законопроектом предлагается зафиксировать на бессрочный период тариф 22% с выплат до предельной базы и 26% – сверх нее.

Переход от регрессивной шкалы страховых пенсионных взносов к прогрессивной будет способствовать снижению экономического и социального неравенства среди граждан РФ, полагают авторы. Сочетание предлагаемых мер позволит перенести налоговую нагрузку с лиц с невысоким уровнем доходов на лиц с высокими доходами, указывают депутаты.

9 ноября 2018 г.


НДС подлежит восстановлению, даже если основные средства в нескольких налоговых периодах используются в операциях, не облагаемых этим налогом

Суммы НДС, которые ранее были правомерно приняты к вычету по приобретенным основным средствам, подлежат восстановлению, если в нескольких налоговых периодах они используются для операций, не облагаемых этим налогом. Даже если в будущем основные средства опять будут использованы в облагаемых НДС операциях. Такие разъяснения содержатся в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 октября 2018 г. № 03-07-11/77559.

При этом восстановлению подлежит НДС в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости основных средств без учета переоценки. Восстановление должно производиться в том налоговом периоде, в котором основные средства начинают использоваться налогоплательщиком в не облагаемых НДС операциях на основании подп. 2 п. 3 ст. 170 Налогового кодекса.

9 ноября 2018 г.


ФНС России рассказала, как налоговики доказывают схемы дробления бизнеса

Заместитель начальника Управления досудебного урегулирования налоговых споров ФНС России Елена Тарасов рассказала, что каждый спор с налогоплательщиком о злоупотреблении правом на применение специального налогового режима при создании схемы дробления бизнеса разрешается на основании оценки собранной доказательной базы в ходе проводимых мероприятий налогового контроля. Соответствующая информация опубликована на сайте ФНС России. Представитель ФНС России отметила, что проверяющие обязаны доказать факт разделения данными лицами единого хозяйственного субъекта. А именно, когда из-за значительных объемов бизнеса Налоговый кодекс не позволяет использовать специальные режимы налогообложения, которые могут применять субъекты малого предпринимательства. Например, остаточная стоимость основных средств ИП на УСН не должна превышать 150 млн руб.

Елена Тарасова отметила, что сам по себе факт взаимозависимости налогоплательщика и его контрагентов не является доказательством злоупотребления, если каждый ведет деятельность самостоятельно. Однако это правило не работает, когда документы о совершении хозяйственных операций оформляются несколькими лицами для прикрытия фактической деятельности другого лица. Например, в целях сохранения права на применение спецрежима налогоплательщик распределяет доходы от продажи товаров между подконтрольными лицами.

Также разъяснено, что должно содержаться в актах и решениях, составленных по результатам налоговых проверок при установлении злоупотребления через схему дробления бизнеса. А именно, в вышеупомянутых документах должны отражаться:

  • подробный расчет, объясняющий методику доначислений налогов проверяемому лицу;
  • обоснование применения той или иной налоговой ставки.

Вывод налоговой инспекции о создании схемы должен быть подкреплен доказательной базой, что проверяемый налогоплательщик совместно с подконтрольными ему лицами действовали умышленно и согласованно для уменьшения подлежащих уплате сумм налогов или вовсе для уклонения от их уплаты.

9 ноября 2018 г.

 

Дополнение к акту проверки не может содержать нарушения, не указанные в акте

ФНС дала еще один комментарий о положениях закона 302-ФЗ, которым в августе внесены обширные поправки в НК. Нормы, посвященные допмероприятиям налогового контроля и возражениям по дополнению к акту налоговой проверки, в новой редакции применяются в отношении проверок, завершенных после вступления в силу указанного закона, то есть после 3 сентября 2018 года.

Решение о допмероприятиях может быть вынесено не ранее окончания проверки, составления и вручения акта, рассмотрения материалов руководством налогового органа.

Допмероприятия могут быть направлены только на сбор дополнительных доказательств, касающихся выявленных в ходе проверки нарушений, но не на выявление новых правонарушений, указывал пленум ВАС в постановлении от 30.07.2013 N 57.

В дополнении к акту проверки указываются полученные дополнительные доказательства для подтверждения факта нарушений или отсутствия таковых. Поэтому налоговый орган не вправе указать в дополнении к акту нарушения, ранее не отраженные в акте проверки.

После вынесения решения по проверке налоговики не вправе вносить в него изменения, ухудшающие положение проверяемого лица, за исключением исправления описок, опечаток и арифметических ошибок. В то же время допустимо внесение налоговым органом в названные решения изменений, а также полная их отмена, если это влечет улучшение положения налогоплательщика. Это применимо и в ситуации, когда существует необходимость исправления описок, опечаток и арифметических ошибок, допущенных в акте налоговой проверки.

ФНС также отметила, что существуют судебные решения, в которых увеличение суммы доначислений по итогам допмероприятий признано правомерным. Например, в постановлениях по делу № А50-24007/2013 указано, что налогоплательщик с возражениями к акту представил документы, которые налоговики не имели возможности изучить в ходе выездной проверки. Но при этом представленные документы имеют отношение только к тем нарушениям, которые уже отражены в акте проверки. В итоге доначисления по итогам допмероприятий были увеличены, и суды нашли это правомерным (письмо ФНС от 19.10.2018 г. № ЕД-4-2/20515@).

9 ноября 2018 г.


5 важных изменений в декларации по налогу на имущество организаций

В октябре были обновлены формы и электронные форматы декларации по налогу на имущество организаций, расчета по авансовому платежу, порядки их заполнения. Сообщается, что приказ применяется начиная с представления налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за I квартал 2019 года.

ФНС России отметила наиболее важные изменения, внесенные в форму декларации и порядок ее заполнения (письмо Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2018 г. № БС-4-21/21319@):

1. В связи с исключением с 1 января 2019 года из состава объектов налогообложения движимого имущества внесены изменения в порядок представления форм налоговой отчетности:

  • из декларации исключены поля Раздела 2 «в том числе недвижимое имущество» (код строки 141) и «Остаточная стоимость основных средств по состоянию на 31.12 (в рублях)» (код строки 270);
  • исключены положения, касающиеся представления декларации по местонахождению обособленных подразделений организации, имеющих отдельный баланс.

2. Из п. 1.6 Порядка заполнения исключены положения о процедуре представления одной налоговой декларации в отношении подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ суммы налога, по согласованию с налоговым органом по субъекту.

3. В связи с принятием поправок в НК РФ, согласно которым изменение кадастровой стоимости объекта вследствие изменения его качественных и (или) количественных характеристик учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости:

  • в декларацию и порядок ее заполнения внесены положения, позволяющие учитывать при исчислении налога изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения (Раздел 3 дополнен строкой с кодом 095 «Коэффициент Ки»);
  • порядок заполнения теперь предоставляет возможность исчисления налога в случае изменения кадастровой стоимости объекта вследствие изменения в течение налогового периода качественных и (или) количественных характеристик этого объекта, при возникновении (прекращении) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности (права хозяйственного ведения) на указанный объект.

4. Декларация дополнена полем «Адрес объекта недвижимого имущества, расположенного на территории РФ» (код строки 030 Раздела 2.1), которое заполняется в случае отсутствия у объекта недвижимого имущества кадастрового номера и условного номера, указанных в ЕГРН, и наличия инвентарного номера, а также присвоенного этому объекту адреса на территории России.

5. Порядок заполнения дополнен приложением № 7 «Коды субъектов Российской Федерации».

Аналогичные изменения внесены в форму налогового расчета по авансовому платежу и порядок его заполнения.

9 ноября 2018 г.


Британский FRC представил два обзора по IFRS 9 и IFRS 15 в помощь компаниям

Британский Совет по финансовой отчетности (FRC) опубликовал два тематических обзора, чтобы помочь компаниям с улучшением качества их корпоративной отчетности в связи с применением двух новых стандартов, IFRS 9 «Финансовые инструменты» и IFRS 15 «Выручка по договорам с клиентами». Поскольку стандарты применяются в этом году впервые, в отчетах приведены итоги анализа промежуточной отчетности нескольких выбранных для этого компаний по состоянию на июнь этого года, а также указаны наиболее удачные примеры раскрытий с рекомендациями использовать их как образец для подготовки годовой отчетности за текущий период.

Как отмечает исполнительный директор FRC по корпоративному управлению и отчетности Пол Джордж (Paul George), выручка является сегодня ключевой метрикой для всех компаний, а IFRS 15 оказывает огромное влияние на время ее признания, в связи с чем очень важно обеспечить качественные раскрытия компаниями информации о том, как именно изменится у них признание выручки, и какое будет влияние этого на итоговые результаты.

Качество промежуточных раскрытий на начало июня этого года оказались неоднозначным – добавляет он. «Модель ожидаемых кредитных потерь, привнесенная IFRS 9, окажет большое влияние на то, как банки рассчитывают свои резервы под потери. Качественные раскрытия, в том числе количественная оценка неопределенности, важны для информирования пользователей о влиянии новой модели. Хотя IFRS 9 на небанковские компании существенного влияния не окажет, мы все равно ждем от них проведения тщательной оценки, которая подтвердила бы этот вывод».

Кроме того, не стоит забывать, что раскрытия в промежуточной отчетности – это одно, а раскрытия в годовой отчетности – совсем другое. Они гораздо расширенные. Британский FRC ожидает увидеть в ней развернутые объяснения влияния перехода на новые стандарты с отсылками к связанной информации в других разделах годового отчета, четкое описание и объяснение изменений в учетной политике, в том числе сделанные профессиональные суждения.

По IFRS 15 потребуется четко показывать свои «обязательства исполнения» – новую концепцию, которую ввел в практику учета данный стандарт. Очень важно показывать суждения при их определении и то, рассматривает ли их компания как исполненные. Также нужно показать влияние на балансовый отчет, в том числе учетную политику в отношении договорных активов и обязательств.

По IFRS 9 нужно будет количественно оценить влияние оценки неопределенности в ходе измерения ожидаемых кредитных потерь и показать чувствительность этих величин к изменениям в сделанных допущениях и оценках на всем спектре возможных допустимых исходов. Также FRC требует предъявить доказательства того, что компания проводила оценку потенциального влияния нового стандарта, причем даже там, где оно несущественно.

7 ноября 2018 г.

 

 

Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения. 

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты