Если при выездной проверке не выдавать требуемое, ИФНС возьмет даже больше

ВС счел законной выемку, при которой налоговики забрали лишние данные, потому что фирма «зажала» нужные документы.

В ходе выездной проверки фирма систематически игнорировала налоговиков, которые требовали представить те или иные документы. Поэтому ИФНС взяла свое силой – произвела выемку.

Спор о законности выемки дошел до ВС, и налогоплательщику так и не удалось очернить действия проверяющих. 

Фирма утверждала, что ее деловой репутации нанесен вред. В помещениях фактически был проведен обыск, изъята база данных документов третьих лиц, а также иные сведения на жестком диске компьютера, не относящиеся к предмету проверки.

На ВС, как и на предыдущие суды, впечатления это не произвело. «Систематическое необоснованное неисполнение требований» ВС назвал среди причин, по которым выемку можно считать законной (определение от 10 декабря 2018 г. № 302-КГ18-20113 по делу № А19-20216/2017).

Комментарий: Мария Тимербаева, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

В ходе проведения выездной налоговой проверки налогоплательщики часто уклоняются от представления документов по требованию налогового органа, в связи, с чем возникает необходимость в проведении выемки документов.

Однако организациям стоит иметь ввиду, что в случае проведении выемки, на законных основаниях налоговый орган, изымет всю документацию, в том числе и в электронном виде находящуюся на территории налогоплательщика.

Верховный суд России поддержал позицию налоговых органов, исчисление каждого налога имеет свою специфику, с учетом многообразия хозяйственных операций, осуществляемых налогоплательщиками в своей деятельности, перечень документов, на основании которых налогоплательщики должны исчислять налоговую базу, является открытым. Основным критерием данных, на основании которых производится налогоплательщиком исчисление налоговой базы, является их полнота возможность использования, в том числе внешними пользователями в целях контроля за правильностью исчисления налогов (постановление Верховного суда Российской Федерации от 10.12.2018 г. №302-КГ18-20113).

В силу пункта 1 статьи 94 Налогового кодекса Российской Федерации выемка документов производится на основании мотивированного постановления должностного лица инспекции, осуществляющего выездную проверку. Указанная норма не содержит указания на то, что в мотивированном постановлении должны быть обязательно отражено обоснование со ссылкой на конкретные документы, источники полученной налоговым органом информации о налогоплательщике, в том числе и о его хозяйственных связях, для мотивации постановления о производстве выемки, а также перечень реквизитов документов и предметов, подлежащих выемке и изъятию (постановление ФАС ВосточноСибирского округа от 15.05.2008 по делу №А33-11245/2007). Налоговый кодекс Российской Федерации не обязывает налоговый орган перечислять все возможные основания и источники, явившиеся поводом для предположений о возможном сокрытии документов или их изменении, уничтожения, сокрытия или замены, для мотивации выносимого постановления о выемке. Достаточность оснований для предположений о возможном сокрытии документов является оценочной категорией и устанавливается в каждом конкретном случае. Отсутствие в постановлении о производстве выемки конкретного перечня документов, подлежащих выемке и изъятию, по мнению суда, не является нарушением производства выемки и изъятия, поскольку на момент изъятия документов инспекция могла не располагать данными относительно того, какие именно документы ведутся налогоплательщиком в бухгалтерском (налоговом) учете, не знает их точный состав и объем, также не может заранее знать, какие именно документы будут необходимы для проведения проверки, относятся к предмету проверки. Относимость изъятых предметов и документов может быть установлена, только после изучения их содержания и анализа в совокупности с иными документами, имеющимися в распоряжении у налогового органа. 

Попытки уклонения в представлении документов, а также намеренья испортить документы или уничтожить, трактуются судами как противодействие проведению проверки, т.е. сокрытие противоправных действий. 

Учитывая вышеизложенное, следует реально оценить риски от последствий уклонения в представлении документов. Возможно, выходом послужит решение, оказать содействие в проведении выемки, при этом при проведении выемки налоговые органы зачастую совершают ряд нарушений, что позволит оспорить выемку по ряду оснований, что в последствие существенно улучшит положение организации в защите своих интересов по результатам проверки.

27 декабря 2018 г.


Обновлены формы документов, используемые налоговыми органами при проведении проверок

Указанные формы документов утверждены приказом ФНС России от 7 ноября 2018 г. № ММВ-7-2/628@.

Отметим, что некоторые формы утверждены в связи с внесением поправок в НК РФ. Например, данным приказом утверждена форма решения о продлении сроков камеральной налоговой декларации по НДС. Напомним, что оно принимается в случаях, когда проверяющие обнаружат нарушения Налогового кодекса. Однако уведомлять налогоплательщика инспекторы не обязаны. Также в приказе содержится форма протокола допроса свидетеля, который обязательно должен быть вручен допрошенному лицу. Также в документе содержатся формы требований о представлении пояснений, документов (информации), акты и решения налоговых проверок, дополнение к акту налоговый проверки и прочие документы.

Кроме того, приказ устанавливает:

  • основания и порядок продления срока проведения выездной проверки;

  • требования к документам, которые представляются на бумаге;

  • порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов;

  • требования к составлению акта налоговой проверки;

  • требования к составлению акта об обнаружении налогового правонарушения.

Приказы, которые устанавливают аналогичные формы документов, утратят силу. Новые формы вступят в силу 4 января 2019 года.

Комментарий: Марина Волохова, Руководитель проектов Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

В настоящем комментарии будут рассмотрены нововведения ФНС России по основаниям и порядку продления срока выездной налоговой проверки в соответствии с п.6 ст. 89 НК РФ, как вопроса наиболее значимого для налогоплательщика.

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, в исключительных случаях –до шести месяцев, основание и сроки продления выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти. Список оснований для продления выездной налоговой проверки на срок до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев на 2019 год значительно расширен. В дополнение к основаниям для продления сроков выездной налоговой проверки, установленных Приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@ и действовавших в 2018 к нововведениям, в частности, относятся: 

  • активное противодействие лица, в отношении которого проводится проверка, ее проведению, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов (страховых взносов), подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации (п.1.1. ст. 113 НК РФ);

  • непредоставление в срок кредитной организацией информации в соответствии с п. 2 ст. 86 НК РФ (справок о наличие счетов, вкладов (депозитов) в банке, об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справок об остатках денежных средств, справок об остатках электронных денежных средств и пр.);

  • непредставление контрагентом или иным лицом документов (информации) о деятельности проверяемого лица в срок, предусмотренный п. 1 ст .93.1 НК РФ;

  • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК РФ);

  • непредставление экспертом в установленный договором срок экспертного заключения (п. 1 ст. 95 НК РФ);

  • неявка переводчика для осуществления порученного ему перевода (п.3 ст. 97 НК РФ);

  • составление акта при воспрепятствовании доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку на территории или в помещения (за исключением жилых помещений) проверяемого (п.3 ст. 91 НК РФ);

  • возникновение чрезвычайной ситуации природного либо техногенного характера, пожара, залива, водой, аварийной ситуации, затрагивающих лицо, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка и (или) налоговый орган, проводящий выездную налоговую проверку.

Таким образом, налогоплательщик, создавая намеренно препятствия для проведения выездных налоговых проверок, может своими действиями увеличить срок проведения выездной налоговой проверки как на два месяца, так и в исключительных случаях на четыре месяца. 

25 декабря 2018 г.


Для кредитных организаций ЦБ расширил бухучет резервов на возможные потери

ЦБ внес изменения в план счетов бухучета кредитных организаций. В него вводятся новые балансовые счета по учету резервов на возможные потери и корректировок резервов на возможные потери по финансовым активам, оцениваемым по справедливой стоимости (указание от 18.12.2018 N 5019-У).

Параллельно подкорректирован порядок отражения на счетах бухучета банков операций с ценными бумагами – оговорен порядок формирования резервов на возможные потери по долговым ценным бумагам и векселям, оцениваемым по амортизированной стоимости, и оцениваемым по справедливой стоимости через прочий совокупный доход. Приводятся примеры бухгалтерских записей для переноса сформированных резервов и их корректировок при реклассификации бумаг; для восстановления или уменьшения ранее начисленного резерва (указание от 18.12.2018 N 5018-У).

Также внесены изменения в порядок отражения размещения средств по кредитным договорам, приобретения прав требования, обязательствам по выданным гарантиям – здесь актуализирован порядок формирования резервов на возможные потери по финансовым активам (указание от 18.12.2018 N 5017-У).

Комментарий: Марина Волохова, Руководитель проектов Департамента правового и налогового консалтинга АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

В настоящий момент Указания Банка России от 18.12.2018 г. № 5017-У, от 18.12.2018 г. № 5018-У, от 18.12.2018 г. № 5019-У находятся на регистрации в Минюсте России и следует учитывать, что тексты данных документов могут быть изменены.

Изменения в плане счетов бухгалтерского учета кредитных организаций связан с введением нового стандарта финансовой отчетности МСФО (IFRS) 9, который существенно изменил порядок отражения в отчетности кредитных организаций финансовых активов и их оценки через механизм резервирования. 

Изменения коснулись классификации финансовых активов, стандарт вводит три класса финансовых активов, учитываемых по амортизационной стоимости; справедливой стоимости с отражением справедливой стоимости в составе прочего совокупного дохода; по справедливой стоимости с отражением изменений в составе прибылей и убытков. С введением нового стандарта классификация финансовых активов основывается на характеристиках денежных потоков, предусмотренных кредитными договорами, а также бизнес-модели, используемой кредитными организациями для управления данных активов. 

Новый стандарт при оценке финансовых активов через создание резервов вместо модели понесенных убытков, основанной на том, что актив не являлся обесцененным до момента наступления какого-либо события, приводящего его к обесценению, ввел модель ожидаемых убытков для создания резерва, который не требует наличия события убытка, вместо этого убытки, например, ожидаемые на дату выдачи кредита, учитываются в составе ожидаемых будущих денежных потоков, используемых для расчета эффективной процентной ставки по данному кредиту, и тем самым резерв под обесценение будет формироваться в течение всего срока действия кредита. 

Это значит, что держатели финансовых активов должны будут учитывать не только историческую информацию об объективных свидетельствах обесценения финансовых активов, но и обоснованные приемлемые сведения, позволяющие сделать прогнозы на будущее, что приведет к признанию кредитных убытков раньше и в больших суммах по всем статьям, подверженным кредитному риску, а как следствие рост резервов будет оказывать негативное влияние на показатели прибыли и капитал кредитных организаций.

В своих разъяснениях Банк России «О порядке отражения в бухгалтерском учете резервов на возможные потери с 01 января 2019 г. до вступления в силу Указаний от 18.12.2018 г. № 5017-У, № 5018-У, № 5019-У» указал, что кредитные организации вправе с 01 января 2019 года до вступления в силу вышеперечисленных Указаний Банка России резервы на потери, сформированные в соответствии с Положением Банка России от 28.06.2017 года № 590-П «О порядке формирования резервов по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности отражать на соответствующих счетах по учету резервов на возможные потери вне зависимости от применяемого способа последующей оценки финансовых активов, под которые сформированы указанные резервы. 

При этом резервы на возможные потери, сформированные под векселя, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток или по справедливой стоимости через прочий совокупный доход, отражать на балансовом счете № 47425 «Резервы на возможные потери».

Резервы на возможные потери, сформированные согласно Положению Банка России от 23.10.2017 № 611-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» под долговые и долевые ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прочий совокупный доход, отражать на балансовом счете № 47425 «Резервы на возможные потери».

При вступлении в силу Указаний Банка России от 18.12.2018 №№ 5017-У, 5018-У и 5019-У суммы резервов на возможные потери, отраженные на балансовом счете № 47425 «Резервы на возможные потери», могут быть перенесены на вновь открываемые балансовые счета либо на другие действующие балансовые счета с измененным наименованием путем прямой корреспонденции.

24 декабря 2018 г.


Минфин России резюмировал изменения в порядке представления бухгалтерской отчетности

В ноябре приняты законы (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 447-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»), изменяющие порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности. Так, в большинстве случаев предусматривается обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности только в один адрес. В зависимости от вида экономической деятельности субъекта это либо ФНС России, либо Банк России (информационное сообщение Минфина России 13 декабря 2018 г. № ИС-учет-12).

В частности, для всех обязанных предоставлять отчетность организаций, кроме религиозных, кредитных и некредитных финансовых организаций:

Что меняется?

Новые правила

Старые правила

Адрес представления бухотчетности

в налоговый орган по месту своего нахождения

В орган государственной статистики (за исключением организаций госсектора и Банка России) и налоговый орган

Форма представления

в виде электронного документа

на бумажном носителе или в виде электронного документа

Способ представления

по ТКС через оператора электронного документооборота

не установлено

Срок представления

не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода, т.е. не позднее 31 марта года, следующего за отчетным

Форматы представления

утверждаются ФНС России

не установлено

Порядок представления

утверждается ФНС России

утверждался Росстатом

Новый порядок представления бухотчетности вступает в силу с отчетности за 2019 год. При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с отчетности за 2020 год, отчетность за 2019 год они могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Разъяснены особенности представления отчетности для:

  • кредитных и некредитных финансовых организаций;

  • религиозных организаций;

  • организаций, годовая бухгалтерская отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;

  • в случаях, установленных Правительством РФ.

Кроме того, Минфин России пояснил, как будет формироваться Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО).

Комментарий: Мария Тимербаева, налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

С целью снижения административного бремени, возложенного на организации в связи с исполнением обязанностей по представлению бухгалтерской отчетности в государственные органы, а также упрощения доступа заинтересованных лиц к такой отчетности, Федеральными законами от 28 ноября 2018 г. N 444-ФЗ внесены изменения, касаемо порядка представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, а так же введено понятие Государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, порядок формирования ресурса, условия доступа.

Ранее бухгалтерская (финансовая) отчетность считалась составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе.

Согласно вступившим в силу изменениям, годовая бухгалтерская отчетность организации представляется в виде электронного документа, по телекоммуникационным каналам связи, в один адрес, в зависимости от вида экономической деятельности организации (либо ФНС России, либо Банк России), что существенно облегчает задачу, снимается часть административной ответственности за нарушение порядка представления отчетности. 

Введено понятие, порядок формирования, государственного информационно ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Отчетность, представляемая в ФНС, формирует государственный федеральный ресурс бухгалтерской (федеральной) отчетности. Отчетность, переданная в информационный ресурс ФНС, больше не является налоговой тайной. За предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе, взимается плата.

В сложившихся рыночных условиях, участившихся случаев не исполнения своих обязанностей и контрагентами, данная функция для многих организаций станет значительным подспорьем в выборе добросовестных контрагентов, значительно сократит риски связанные с заключением сделок с финансово не платежеспособными контрагентами.

В заключении, хотим обратить Ваше внимание на то, что новый порядок представления бухгалтерской отчетности вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2019 г. При этом субъекты малого предпринимательства обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2020 г., отчетность за 2019 г. такие субъекты могут представлять на бумажном носителе или в виде электронного документа по своему выбору.

Рекомендуем активно использовать ресурс ГФИР бухгалтерской (финансовой) отчетности, с целью исключения рисков недобросовестных контрагентов. 

19 декабря 2018 г.


 
Отмена вышестоящим налоговым органом решения инспекции о привлечении лица к ответственности не исключает штраф

Довод общества о том, что в случае отмены вышестоящим налоговым органом решений налоговой инспекции, оно не может быть привлечено к налоговой ответственности, признан ошибочным (постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 декабря 2018 г. № А40 – 16571/2018).

Налоговая инспекция направила юрлицу требование о представлении документов по взаимоотношениям с контрагентом. В связи с тем, что документы были не представлены, налоговый орган вынес решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 2 ст. 126 Налогового кодекса в виде штрафа 10 тыс. руб. На данное решение общество подало жалобу, по результатам рассмотрения которой инспекция вынесла новое решение и уменьшила штраф в 8 раз. Но, посчитав свои права нарушенными, юрлицо обратилось с жалобой в Управление на оба решения нижестоящего налогового органа. В ходе рассмотрения жалобы Управление ФНС России по субъекту Федерации выявило нарушения процедуры привлечения к налоговой ответственности, допущенные налоговой инспекцией.

А именно, юрлицу не обеспечена возможность участия в их рассмотрении. На основании рассмотренных материалов и документов, Управление отменило решения инспекции и приняло новое решение о привлечении лица к ответственности в виде штрафа 10 тыс. руб. (п. 2 ст. 126, п. 3, абз.2 п. 5 ст. 140 НК РФ). Суды трех инстанций согласились с Управлением в том, что его решение не привело к дополнительным взысканиям, кроме предусмотренных п. 2 ст. 126 НК РФ и не ухудшило положение общества. Таким образом, права и законные интересы не могут быть признаны нарушенными.

По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

21 января 2019 г.


Суды не отменили штраф за непредставление документов в налоговую инспекцию из-за компьютерного вируса

В данной ситуации суды указали на то, что обществом не соблюдены требования к хранению документов налогового, бухгалтерского учета и отчетности. Кроме того, нарушены сроки и порядок их хранения (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 декабря 2018 г. № Ф04-6003/2018 по делу № А27-24827/2017). Юрлицо не указало, каким образом сбой в программном обеспечении повлиял на предоставление документов, оформленных на бумажных носителях. Обязанность по обеспечению сохранности документов предусмотрена подп. 8 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса. Доказательства по уничтожению баз данных и принятия мер по восстановлению документов не представлены.

Налоговая инспекция направила требование налогоплательщику о предоставлении восьми документов: учетной политики, главной книги, налоговых регистров. Однако организация их не представила, сославшись на то, что на компьютер проник вирус и вызвал сбой системы, закодировал базы данных 1С Бухгалтерия и все текстовые файлы. Документы восстановить не удалось, так как они хранились только в электронном виде.

Однако суды трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган обосновано оштрафовал организацию по п. 1 ст. 126 НК РФ на 1,6 тыс. руб. При этом суды размер штрафа не уменьшили, так как установили, что нарушение совершено умышленно.

По результатам рассмотрения дела кассационный суд оставил жалобы юрлица без удовлетворения.

18 января 2019 г.


ФНС России подготовила обзор позиций высших судов по налоговым вопросам в IV квартале 2018 года

Всего в обзоре представлено 19 выводов по вопросам налогообложения, к которым пришли судьи Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации в IV квартале прошлого года. Часть из них касается вопросов налогового администрирования, налогообложения КИК, ответственности и пр. (обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в четвертом квартале 2018 года по вопросам налогообложения (подготовлен ФНС России), далее – Обзор). В обзоре также приведены позиции высших судов об исчислении и уплате конкретных налогов, например:

  • безнадежными долгами перед налогоплательщиком признаются соответствующие долги в том случае, когда образование долга связано с реальной хозяйственной деятельностью (п. 4 Обзора);

  • ликвидация объектов основных средств сама по себе не является основанием для восстановления сумм НДС, поскольку приводит к прекращению физического существования этих объектов, а не к их дальнейшему использованию в необлагаемой деятельности (п. 8 Обзора).

  • вменение арендодателю статуса ИП по результатам налоговой проверки не должно приводить к исчислению НДС в повышенном размере (дополнительно к сумме арендных платежей), который невозможно предъявить к оплате арендатору. Иными словами, если в договоре и платежках НДС сторонами не выделялся, доначислить налог инспекция должна по расчетной ставке (п. 9 Обзора);

  • для целей уплаты земельного налога формулировки «ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц» и «ежемесячно не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным месяцем» являются равнозначными (п. 13 Обзора).

17 января 2019 г.


Международные компании могут отчитываться по МСФО на английском языке

Минфин рассказал, что нового в порядке составления консолидированной финансовой отчетности.

Во-первых, в закон о ней внесено уточнение: может быть предусмотрен иной порядок представления названной отчетности. Например – на английском языке, а также отражение отчетных показателей в иностранной валюте. В частности, иной порядок предусмотрен законом «О международных компаниях» – именно таких организаций касаются новые возможности. Это применяется уже начиная с отчетности за 2018 год. К тому же, для отчетности международных компаний, представляемой пользователям, отличным от госорганов, установлены и другие вольности.

Второе новшество – банки с базовой лицензией, которые не создают группу, освобождены от обязанности составлять отчетность по МСФО (информационное сообщение от 11.01.2019 N ИС-учет-14).

16 января 2019 г.


Налоговые органы будут по-новому подтверждать прием электронных документов
ФНС утвердила новые форматы документов, используемых налоговиками при общении с налогоплательщиками (приказ от 19 октября 2018 г. N ММВ-7-6/602@). Это форматы:

  • подтверждения даты отправки электронного документа;

  • квитанции о приеме электронного документа;

  • уведомления об отказе в приеме электронного документа;

  • извещения о получении электронного документа;

  • информационного сообщения о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

При этом утрачивают силу как формы, так и форматы названных документов, ранее утвержденные еще в 2011 году в качестве приложений к порядку представления сообщений об обособленных подразделениях и об участии в организациях. Остаются действовать сам названный порядок и форма уведомления о результате приема сообщения налоговым органом в электронном виде. Введенные тем же приказом в 2011 году формы и форматы сообщений об участии и о подразделениях (разумеется, со всеми более поздними правками) так же остаются в силе.
Действие вновь утвержденных технологических документов, по-видимому, шире, чем действие отмененных, то есть новые применяться будут не только в связи с сообщениями об участии и о подразделениях. Новый приказ вступит в силу 11 апреля.

15 января 2019 г. 


Если при инвентаризации обнаружено основное средство, образуется доход

Проведена инвентаризация и найден подарочек – некое основное средство. Как такое возможно, сложно себе представить, но Минфин дал на этот случай инструкции.

В соответствии с пунктом 20 статьи 250 НК имущество, выявленное в результате инвентаризации, образует внереализационный доход.

Первоначальная стоимость ОС, полученного безвозмездно либо в ходе инвентаризации, – это сумма, в которую оценено такое имущество. Минфин привел норму, действующую для безвозмездного получения: доход оценивается исходя из рыночных цен с учетом положений статьи 105.3 НК, но не ниже остаточной стоимости. Относится ли это и к случаям инвентаризации, ведомство не уточнило. Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком документально или путем проведения независимой оценки.

Так же – в доходах – учитывается стоимость «найденыша» и при УСН (письмо от 21.11.18 № 03-11-11/83956).

15 января 2019 г. 


В феврале Госдума может принять изменения в закон об аудиторской деятельности

Председатель комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков полагает, что изменения в закон об аудиторской деятельности могут быть окончательно приняты Госдумой в феврале. «Я думаю, что в ближайшее время, полагаю, что в течение двух недель с этим вопросом (необходимым количеством саморегулируемых организаций на рынке аудиторских услуг) мы тоже определимся. И если не в январе, то в феврале закон будет принят наконец-то, и соответственно, ЦБ будет надзирать дополнительно к тому, что делает Минфин, за теми организациями, которые осуществляют аудит системно значимых, общественно значимых организаций: это банки, финансовые институты, крупные эмитенты», – сообщил А.Аксаков журналистам. По его словам, Минфин продолжит осуществлять надзор за всеми аудиторами, но в дополнение к этому ЦБ будет надзирать за аудиторами системно значимых организаций.

Глава комитета Госдумы отметил, что практически все позиции по изменениям в закон об аудиторах согласованы, остался вопрос о количестве саморегулируемых организаций на этом рынке. А.Аксаков считает, что двух существующих СРО будет достаточно.

Законопроект об изменениях в закон об аудиторской деятельности был внесен в Госдуму в конце сентября 2017 года группой депутатов и принят в первом чтении в декабре 2017 года. Он предполагает передачу функций по регулированию и контролю за всеми аудиторскими компаниями от Минфина к ЦБ РФ. Во втором чтении документ планировалось рассмотреть 3 июля 2018 года, однако этого не произошло.

В конце ноября 2018 года на заседании правительства РФ глава Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что реформа аудиторской деятельности затянулась и необходимо быстрее принимать соответствующий закон. Ее поддержал премьер-министр РФ Дмитрий Медведев.

15 января 2019 г. 


Для доказывания права на льготу по налогу на имущество организаций нельзя ссылаться на документы, которые приняты не в налоговых целях

Соответствующий вывод содержится в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2018 г. № 305-КГ18-15851. Налоговая инспекция провела камеральную проверку декларации по налогу на имущество организаций за 2015 год, по результатам которой признала применение понижающего коэффициента 0,1 к ставке налога неправомерным и доначислила более 21 млн руб. налога. Штраф по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса составил более 4 млн руб. При исчислении налога на имущество организаций юрлицо сослалось на ч. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 «О налоге на имущество организаций». Согласно данной норме к налоговой ставке можно применить коэффициент 0,1 в отношении нежилых помещений, которые:

  • расположены в зданиях (строениях, сооружениях), налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость;

  • используются для определенной деятельности. В данном случае для размещения объектов общепита;

  • располагаются на цокольном, первом и (или) втором этаже зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением. При этом перечень упомянутых зон и улиц утверждается Правительством Москвы.

Данный перечень вступил в силу 1 января 2016 года (постановление Правительства Москвы от 16 марта 2016 г. № 78-ПП). Однако имущество юрлица в нем не находится (ул. Новый Арбат). А при доказывании права на льготу общество ссылалось на постановление Правительства Москвы от 13 сентября 2013 г. № 606 - ПП «О пешеходных зонах общегородского значения города Москвы». ВС РФ поддержал налоговый орган в том, что документ, который применил налогоплательщик, принят не в целях регулирования налоговой политики г. Москвы. Суд кассационной инстанции указал, что фактически применение льготы возможно только в период, когда она была окончательно установлена.

По результатам рассмотрения дела ВС РФ отказал организации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам.

14 января 2019 г. 


Контролируемыми теперь стали сделки со спецрежимниками от 1 млрд в год

Ранее для таких действовал критерий от 100 млн. Кроме того, «миллиардные» сделки сами по себе (без льготного налогообложения одной из сторон) перестали быть контролируемыми.

С 1 января изменяются критерии признания сделок контролируемыми, напомнила ФНС. Новые критерии будут применяться к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения договора.

Внешнеторговые сделки будут контролироваться, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн рублей.

Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

  • если сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 1 млрд рублей;

  • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК

В этом пункте сейчас десяток условий, в том числе – освобождение одной из сторон сделки от уплаты налога на прибыль или применение спецрежимов одной из сторон. С нового года этот список пополнился такими условиями:
  • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;

  • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по НДД от добычи углеводородного сырья.

11 января 2019 г. 


Подготовка к сдаче бухотчетности в «одно окно» идет полным ходом, сообщила ФНС

Налоговая уже начала работу над новым информресурсом. Благодаря этому в следующем году фирмы избавятся от двойной сдачи отчетности.

ФНС уже готовится к тому, чтобы «складывать» бухгалтерскую отчетность организаций в новый информационный ресурс. Уже с 1 января 2020 года данные из него появятся в доступе, обещает служба.

Сдать бухгалтерскую отчетность за 2019 год можно будет в «одно окно» – по этому поводу не так давно принято два федзакона (444-ФЗ и 447-ФЗ). Сейчас каждая организация обязана представлять годовую отчетность в статистику – именно на ней пока «висит» госинформресурс. В то же время, отчетность подается и в другие ведомства: налоговые органы, ЦБ.

Начиная с отчетности за 2019 год, сдавать ее вместе с аудиторским заключением надо будет либо в налоговый орган по месту нахождения фирмы, либо в ЦБ (для соответствующих организаций) без дублирования в статистику.
Кстати, 1 января 2020 года статистика перестанет принимать бухотчетность и АЗ за 2018 год.

11 января 2019 г. 


ФНС рассказала, по каким поводам теперь бесполезно спорить с налоговиками

ФНС перечислила важные решения ВС и КС, принятые в конце прошлого года. Если «движка» изначально льготировалась, то передача ее взаимозависимому лицу льготу не отменяет. Не надо восстанавливать НДС, если имущество уничтожено. Разъяснения сельсовета не помогут избежать пени. Позднее получение счетов-фактур не сдвигает срок восстановления НДС с аванса. Безнадежный долг можно учесть, только если он образовался в ходе реальной деятельности.

ФНС выпустила обзор по «налоговым» решениям ВС и КС за 4 квартал 2018 года.

Первое попавшее в обзор дело касается ныне уже отмененного налога на движимое имущество. Таковое не подлежало налогообложению у предыдущего собственника, поскольку было поставлено на баланс после 1 января 2013 года. Затем оно передано взаимозависимому лицу, и тут же, по мнению налоговиков, попало под исключение из льготы. Суды арбитражной системы поддержали ИФНС. В такой ситуации оказались как минимум три компании, которые приобрели оборудование у «своих». КС их поддержал – постановление от 21.12.2018 № 47-П: если «движка» изначально льготировалась, то передача ее взаимозависимому лицу льготу не отменяет.

Местные власти неправильно разъяснили фирме положения федерального налогового законодательства. Человеческий фактор. Но фирма возлагала на эти разъяснения определенные надежды. Применив пониженную ставку земельного налога (как для земель «под дачное строительство»), фирма также пыталась избежать пени, «прикрывшись» бумажкой с разъяснениями. Но это не спасло ее ни от повышенного налога (ведь юрлицо не может иметь личное подсобное или дачное хозяйство, решили суды), ни от пени (администрация сельского поселения не относится к органам госвласти, и ее разъяснения – пустой звук). Об этом – определение КС от 8 ноября 2018 г. N 2725-О.

Третье дело в обзоре напоминает, что позднее получение счетов-фактур не сдвигает срок восстановления НДС с аванса, потому что является проблемой налогоплательщика, причем, решаемой, отмечал КС в определении № 2796-О от 8 ноября 2018 года.

Некая организация сначала пыталась учесть в расходах проценты по «левым» займам. Это не одобрили ни налоговики, ни суды. Потом та же фирма решила списать просроченную дебиторку по «липовым» займам. КС поддержал налоговиков (определение от 26.11.2018 № 3056-О), указав, что безнадежный долг можно учесть, только если он образовался в ходе реальной деятельности.

ВС одобрил рвение налоговиков, которые вычислили офшорного получателя дивидендов, несмотря на цепочку кипрских посредников (определение от 03.12.2018 № 304-КГ18-19526).

Очередное дело о контролируемой задолженности окончилось победой налоговиков в ВС (от 28.12.2016 № 305-КГ16-18259) – проценты переквалифицированы в дивиденды, хотя владение было очень-очень косвенным.

Контролирующая организация должна уведомлять о контролируемых иностранных компаниях, даже если у них нет прибыли (определение ВС от 12.12.2018 № 305-КГ18-20434).

Ликвидация ОС сама по себе не приводит к восстановлению НДС, поскольку объект отправляется на тот свет, а не используется в необлагаемой деятельности. На это указал ВС в определении от 21.12.2018 № 306-КГ18-13567. В рассмотренной ситуации спецтехника уничтожена в результате аварии, и налогоплательщик вынужден был продать 33 тонны металлолома (то есть, произвести необлагаемую НДС операцию).

ВС также просветил всех сомневающихся: понятия «до» и «включительно» равнозначны в спорах о сроках уплаты налога (определение от 17.10.2018 № 304-КГ18-7786).

Недоимку ИП за 2011-2013 годы, выявленную в 2015-м, по амнистии не списать – такую инструкцию налоговым органам ВС выдал в определении от 22.11.2018 № 306-КГ18-10607. После чего ФНС порадовала этим решением всех подчиненных.
Переплата, перекрывающая недоимку: долг в этом случае отсутствует, решил ВС (от 29.11.2018 № 310-КГ18-7101). Однако это не помешало фирме потерять деньги в виде госпошлины за алкогольную лицензию: убыток из-за трехрублевой недоимки составил 65 тысяч.

11 января 2019 г. 


При заключении допсоглашения на меньшую стоимость работ исчисление трех лет для возврата налога начинается с даты его подписания

Суд поддержал налогоплательщика в праве на возврат налога на прибыль в случае, когда цена по договору изменилась спустя три года (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 декабря 2018 г. № Ф08-10266/2018 по делу № А32-12288/2018).

Организация в 2018 году представила уточненную налоговую декларацию (номер корректировки 3) по налогу на прибыль за 2013 год. Основанием для подачи корректировки стало подписание соглашения с контрагентом, согласно которому стоимость выполненных работ уменьшилась почти на 1 млн руб. В дальнейшем юрлицо направило в инспекцию заявление о проведении возврата излишне уплаченной суммы налога на прибыль организации. Однако налоговый орган отказал в возврате денежных средств по причине того, что со дня уплаты прошло более трех лет. Это следует из положений п. 7 ст. 78 Налогового кодекса. Суды трех инстанций в свою очередь встали на сторону налогоплательщика, так как указанная норма не препятствует возврату переплаченного налога через суд в течение трех лет, когда он узнал или должен был узнать о переплате. Кассационный суд напомнил, что налоговые обязательства неразрывно связаны с экономической деятельностью налогоплательщика и являются следствием такой деятельности.

В связи с тем, что юрлицо не могло представить уточненную декларацию до подписания дополнительного соглашения, таким образом, право на возврат налога возникло только с даты его подписания.
По результатам рассмотрения дела суд кассационной инстанции оставил постановление апелляционного суда без изменений, а жалобу налоговой инспекции – без удовлетворения.

11 января 2019 г.


Разъяснено, как определить остаточную стоимость нематериального актива

По мнению финансистов, остаточная стоимость нематериальных активов может определяться по правилам, применяемым к основным средствам (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 27 декабря 2018 г. № 03-03-20/95323 «О порядке определения остаточной стоимости нематериального актива»). Таким образом, остаточную стоимость нематериального актива следует определять как разницу между его первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации (п. 1 ст. 257 Налогового кодекса).

Министерство указало, что нематериальные активы могут признаваться амортизируемым имуществом, однако Налоговым кодексом не предусмотрено определение их остаточной стоимости в целях налога на прибыль организации. Отметим, что амортизируемым имуществом признается то, первоначальная стоимость которого составляет более 100 тыс. руб., а срок полезного использования – более 12 месяцев. При этом оно должно принадлежать на праве собственности налогоплательщику и использоваться для получения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Напомним, что амортизацию можно начислять, если произведена модернизация полностью самортизированного основного средства.

11 января 2019 г.


ФНС России рассказала об изменениях в декларации по транспортному налогу

Приказом ФНС изменены форма и формат декларации по транспортному налогу, а также правила ее заполнения, в частности (Письмо Федеральной налоговой службы от 24 декабря 2018 г. N БС-4-21/25266@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 05.12.2016 N ММВ-7-21/668@ о налоговой декларации по транспортному налогу»):

  • внесены изменения в Порядок заполнения налоговой декларации с учетом применения налогового вычета по транспортному налогу только для налогового периода, в котором предусмотрено право на применение такого вычета;

  • исключен порядок согласования представления единой налоговой декларации с указанием общей суммы налога в отношении всех ТС, местом нахождения которых является территория субъекта Российской Федерации;

  • актуализированы коды видов транспортных средств, используемые для заполнения налоговой декларации.

Приказ об изменениях применяется начиная с налогового периода 2019 года.

11 января 2019 г.


Налоговые органы не обязаны оказывать консультационные услуги налогоплательщикам

ФНС России отметила, что в последнее время увеличивается количество обращений налогоплательщиков о том, что сотрудники территориальных налоговых органов не исполняют свои обязанности по оказанию консультационных услуг, заполнению за заявителей налоговых деклараций (расчетов) или трактованию норм налогового законодательства. В свою очередь налоговое ведомство указало, что законодательство не предусматривает оказание вышеуказанных услуг налоговыми органами (письмо ФНС России от 27 декабря 2018 г. № ГД-4-19/25766@ «О предоставлении консультационных услуг специалистами ФНС России»).

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса налоговики обязаны предоставлять услуги по бесплатному информированию налогоплательщиков. В рамках информирования предоставляется полная, достоверная и актуальная информация по интересующему вопросу. А ответы налоговых органов имеют информационный характер. При этом в отличие от информирования, консультирование предполагает разъяснение всех возможных вариантов решения проблемы в той или иной ситуации, последствий каждого из решений и предоставление рекомендаций по наиболее оптимальному варианту.

Напомним, что иногда выполнение письменных рекомендаций не освобождает налогоплательщика от пеней и штрафов.

11 января 2019 г.



ФНС России разработала временную форму для направления сведений о контролирующих лицах международной компании

ФНС России направила нижестоящим налоговым органам для доведения до налогоплательщиков рекомендуемую форму сведений о контролирующих лицах международной компании и порядок ее заполнения. Документы содержатся в письме ФНС России от 28 декабря 2018 г. № СД-4-3/25909@ «О рекомендуемой форме сведений о контролирующих лицах международной компании». При этом до вступления в силу утвержденной формы международная компания может использовать другие формы, в том числе самостоятельно разработанные (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 294-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в части особенностей налогообложения международных холдинговых компаний)»). Информация, которая должна быть указана в сведениях о контролирующих лицах международной компании, установлена п. 5 ст. 24.2 Налогового кодекса. Например, международные компании должны указывать долю участия контролирующего лица.

Налоговое ведомство сообщило, что в настоящее время разрабатывается проект приказа об утверждении формы (формата) сведений о контролирующих лицах международной компании, порядка заполнения формы и порядка представления в электронной форме.

Напомним, что 3 августа 2018 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, которые устанавливают условия, когда международная компания может получить статус международной холдинговой компании (МХК) (ст. 24.2 НК РФ). Подача вышеупомянутых сведений для получения такого статуса предусмотрена абз. 4 подп. 2 п. 1 ст. 24.2 НК РФ. Отметим, что МХК вправе пользоваться льготами по налогу на прибыль. Например, применять нулевую ставку по полученным дивидендам (подп. 1.1 п. 3 ст. 284 НК РФ).

11 января 2019 г.


Минфин напомнил, что изменилось в ПБУ 18/02 о расчетах по налогу на прибыль

Минфин рассказал об изменениях в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Утверждены приказом они были еще в конце ноября и применяются, начиная с бухгалтерской отчетности за 2020 год. Но можно и раньше, и тогда такое решение должно быть раскрыто в отчетности за год, в котором впервые применены изменения.

Изменения касаются временных разниц – их определения, случаев возникновения (это разные правила оценки первоначальной стоимости и амортизации, разные способы формирования себестоимости, разные правила учета доходов и расходов при продаже ОС, множество других случаев).

Введен показатель, характеризующий изменение экономических выгод организации в связи с налогообложением прибыли (расход/доход по налогу на прибыль).

Уточнено определение текущего налога на прибыль (теперь это налог, рассчитанный по налоговому законодательству, а не скорректированный, как ранее).

Изменен состав показателей, раскрываемых в отчете о финансовых результатах, уточнено содержание пояснений к нему и к бухгалтерскому балансу (информационное сообщение от 28.12.2018 N ИС-учет-13).

10 января 2019 г.


Что принес новый год в отношении налога на имущество организаций

ФНС сообщила об изменениях по части налога на имущество организаций с 1 января 2019 года.

Из объектов налогообложения исключено движимое имущество. Налог необходимо будет уплачивать только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве ОС.

Субъекты РФ смогут поднять до 2,2% ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и их частей.

«Кадастровый» налог, который уже действовал в 70 регионах, охватит еще четыре: Чувашская Республика – Чувашия, Иркутская, Курская, Смоленская области..

Корректировка кадастровой стоимости из-за изменения характеристик объекта будет учитываться со дня внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Если кадастровая стоимость приравнивается к рыночной, то новая учитывается начиная с даты начала применения оспоренной кадастровой стоимости.

Начиная с отчетности за первый квартал 2019 года расчеты сдаются по новым формам. Они позволяют исчислить налог, если кадастровая стоимость была изменена из-за корректировки характеристик объекта.

Декларация и расчет дополнены полем об адресе объекта. Оно заполняется для объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости, если у них нет кадастрового и условного номера, но есть адрес, присвоенный с указанием муниципального деления.

Также ФНС напомнила о своих прежних инструкциях, в том числе – о согласовании единой по региону декларации. Кстати, позднее эти разъяснения были скорректированы.

10 января 2019 г. 


С 1 января налоговики будут требовать у аудиторов документы проверяемого лица

ФНС сообщила, что теперь налоговики могут истребовать у аудиторской организации документы, касающиеся исчисления и уплаты налогов, взносов аудируемым лицом. Это возможно в рамках налоговой проверки такого лица, если нужные бумаги находятся не у него, а у аудиторов.

Новшество действует с 1 января. Интересующие налоговиков документы могут быть получены аудиторами в ходе аудита или при оказании связанных с ним услуг. Кстати, и прочих услуг это тоже касается.

Также налоговый орган сможет запрашивать у аудиторов такие документы в случае запроса компетентного органа иностранного государства.

Налоговая служба вправе собирать, хранить и использовать документы, полученные от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, для повышения эффективности налогового контроля. Новшества были введенызаконом от 29.07.2018 № 231-ФЗ.

10 января 2019 г. 


Исполнители госконтрактов по 44-ФЗ не «попадут» на повышенный НДС

Соответствующие поправки в связи с ростом ставки НДС введены федеральным законом.

До 1 октября 2019 года разрешено менять цену госконтракта, заключенного по закону 44-ФЗ до 1 января 2019 года. Изменение возможно на сумму, которая «всплывет» вследствие увеличения ставки НДС, если приемка товаров, работ, услуг запланирована после 1 января 2019 года.

Такое дополнение в 44-ФЗ внесено федеральным законом от 27 декабря 2018 г. N 502-ФЗ.

Ранее Минфин разъяснял, что изменение цены по 44-ФЗ возможно лишь в редких случаях, но легко можно менять цену договора, заключенного по 223-ФЗ.

9 января 2019 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.
Вас проконсультирует
Александр Силаков
Партнер практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты