*
О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Внедрение ERP-системы. ТОП-10 самых распространенных ошибок

Журнал «Финансовый директор»

Рынок систем ERP (Enterprise Resource Planning - «планирование ресурсов предприятия») – остается одним из самых быстрорастущих рынков программного обеспечения в мире. Объем российского рынка ERP-систем по итогам 2015 г. вырос, по данным TAdviser, на 9%, достигнув 108 млрд. Выручка 8 из 10 крупнейших игроков отечественного ERP-рынка также показала за отчетный период положительную динамику.

Участники рынка ERP-систем по-разному оценивают перспективы его развития, но общее настроение – положительное.

В первую очередь, проявляемый интерес к системам ERP связывается с ожиданиями значительных преимуществ, которые предприятия могут получить в результате использования таких систем. Но необходимо отметить, что данные ожидания базируются, чаще всего, на обещаниях компаний-внедренцев данного программного обеспечения.

Однако очень часто проекты по внедрению ERP-систем заканчиваются неудачей. По оценкам специалистов, примерно 70% проектов внедрения систем ERP не достигают заявленных целей.

В чем же причина столь печальной статистики и как, потратив значительные финансовые и временные ресурсы не оказаться ее подтверждением? Наша компания подготовила ТОП-10 ошибок, допускаемых при реализации ERP-проектов. Данный список не является исчерпывающим и представляет собой ТОП-лист ошибок, обнаруженных нашими экспертами и консультантами в ходе работы с клиентами.


Что же можно сделать неверно при внедрении системы?

1. Проводить автоматизацию без описанных бизнес-процессов

Невозможно качественно провести внедрение ERP-системы без описанных бизнес-процессов уровня «как должно быть», или хотя бы четкого понимания и отображения «на бумаге» информационных и материальных/документационных потоков в вашей компании. Мы часто сталкиваемся с вариантом, когда консультантов подключают к работе в тот критичный момент внедрения, когда система сбоит и не дает нужного эффекта, а внедренцы и управляющая команда не могут ее направить в верное русло. Докапываясь до причин подобных сбоев, мы выявляем серьезные нестыковки в понимании процессов внедренцами и самой компанией – их описания просто нет, либо оно выполнено формально и не отражает реального производственного цикла. 

Самой распространенной причиной подобных ситуаций является непонимание необходимости и желание клиента сэкономить на описании и проработке данного шага, который, действительно, может быть довольно затратным. Клиент ожидает, что корректировки в процессы могут быть внесены уже на этапе внедрения. С одной стороны, это логично, так как проект, при правильном построении, будет разворачиваться поступательно, включая в себя все больше зон и участков, модернизируя и улучшая что-то по ходу развития проекта. Но это не означает, что бизнес-процессы могут постоянно меняться в ходе разработки – это все равно, что делать ремонт квартиры, постоянно меняя дизайн-проект… Когда-нибудь вы ее все-таки отремонтируете. Вопрос только, когда и сколько вам это будет в итоге стоить? 

Одним из разумных вариантов, с нашей точки зрения, является предварительное описание бизнес-процессов «как есть (as is)», наложение их на программную платформу с помощью команды внедренцев и трансформация в «как будет (to be)» – это, по сути, основа для внедрения. Параллельно, вместе с командой проекта вы можете производить модификацию процессов, по мере ведения разработки, находя лучшие решения и идеи для оптимизации выполняемых и автоматизируемых процессов.


2. Вносить корректировки в будущую систему и не вести им учет (хотите «сидеть на игле»?) 

Внедрение ERP – это всегда долго и трудоемко. Но данный процесс можно еще больше усложнить, если полностью довериться внедренцам и не требовать от них детального описания внесенных в изначальную платформу изменений. Итог может быть самый плачевный – в случае расторжения договора вы рискуете получить массу непонятного кода, работу над которым самостоятельно не сможете продолжить, либо будете вынуждены взаимодействовать с ограниченным кругом специалистов, так как только они понимают суть ими же созданной системы. Бизнес не должен и не может зависеть в таком вопросе от партнеров и их доброй воли (или ее отсутствия – суды, по нашей практике, могут помочь в данном вопросе, но забирают слишком много драгоценного времени). Требуйте от своих внедренцев ведения проектной документации, с тем, чтобы иметь возможность продолжить проект самостоятельно, наняв в штат специалистов, либо сменить подрядчика.


3. Верить, что автоматизаторы все сделают за вас

Не сделают и точка. Не смогут учесть всех особенностей вашей компании, нюансов взаимодействий и тонкостей ведения бизнеса. Каждая компания индивидуальна. Хотите получить хороший результат – подключайтесь к проекту внедрения с самого начала! Команда проекта обязательно должна включать ключевых специалистов компании, что значительно снизит риск неудачи проекта и позволит создать инструмент управления, полезный для компании, а не «систему ввода данных для отчетов». Помните о цели внедрения – повышения операционной эффективности компании.


4. Пытаться разработать ТЗ на «все случаи жизни»

Все учесть невозможно, какие-то моменты будут «рождаться» по ходу внедрения и здесь должна быть некоторая степень свободы, в том числе зафиксированная в договоре с внедренцами. Как вариант определить в договоре количество консультационных часов на дополнительные разработки – может входить в стоимость проекта, если реализуется «под ключ», либо рассчитываться дополнительно по ставке человеко-часа. Попытка разработать ТЗ с учетом всех нюансов приведет к созданию огромного талмуда, который маловероятно что даже будет прочитан и изучен проектной командой.


5. Не учитывать сопротивление персонала

Если к ERP-проекту не подключать специалистов компании, то риск сопротивления внедрению «системы для руководства» может уничтожить все благие начинания. В нашей практике известны случаи, когда под давлением со стороны руководства компания теряла порядка 50% персонала в процессе внедрения системы.


6. Заниматься автоматизацией факультативно

В результате сроки и стоимость внедрения превысили плановые в 2 раза. Проект по внедрению ERP-системы требует полноценного погружения и, в идеале, отдельного руководителя проекта, который будет интегрировать в своих руках все сведения о проекте и коммуникации. Руководителя проекта только со стороны внедренцев будет абсолютно недостаточно. Важно понять и принять – внедрение ERP-системы в первую очередь нужно вашей компании. К сожалению, компанию внедренцев это интересует в меньшей степени – их устраивает, что вы регулярно платите по счетам.


7. Пытаться сразу «сделать все»

По нашему опыту сопровождения проектов внедрения мы убедились, что концепции развертывания проектов на базе scrum (методология гибкой разработки ПО), действительно работают и дают результаты. Основные принципы, на которые мы делаем акцент - работа в рамках небольших модулей (циклы до 1 месяца) с целью получения рабочей версии продукта на каждом этапе. Далее может идти корректировка и сонастройка остальных модулей с разработанным. Система разворачивается поступательно, гибко подстраиваясь под задачи компании. Пытаясь развернуть систему сразу полностью и потом ее протестировать, вы рискуете потратить весь бюджет и время, а на выходе получить неприятный сюрприз в виде неработающего продукта.


8. Совершить ошибку при выборе платформы

 Выбирая платформу, убедитесь, что она действительно соответствует потребностям вашего бизнеса и будет поддерживать не только финансы, бухгалтерию, но и основные операции (производство, сбыт и т.д.). Убедитесь, что она предназначена именно (универсальность здесь может повредить) для компаний вашего типа (производственная, логистическая и т.д.). Это требование распространяется как на функциональную, так и на программно-аппаратную платформу. Чем лучше подходит система для ваших операций, тем меньше времени и средств вы потратите на модификацию и тем удобнее будет работать с системой.


9. Ошибки в выборе команды автоматизаторов

Найдите консультантов, которые понимают ваш бизнес. Важно понимать, что бизнес-процессы, к примеру производственной компании, не могут быть аппроксимированы методами управления, распространенными в розничной торговле или в сфере услуг, какая бы хорошая система их ни поддерживала и какие бы консультанты ее ни внедряли. Знание программирования, СУБД, бухгалтерии и торговли важны, но они не сильно помогут внедрить систему в компании, основной бизнес которого – производство.


10. Некорректно сформулированные цели внедрения для компании 

Проблемы внедрения обычно возрастают с переходом к тем этапам проекта, в ходе которых автоматизируются наиболее важные бизнес-процессы компании. А именно, бизнес-процессы, соответствующие типу деятельности, которая приносит основную прибыль. Для торговых компаний – это закупки/продажи, для транспортных фирм - перевозки, для промышленных предприятий – производство, и т.д.

К сожалению, очень часто целью внедрения ERP-систем является не столько улучшение производственной деятельности, сколько уменьшение усилий по поддержанию информационных потоков внутри предприятия. Классический пример – внедрение системы для объединения финансовой и операционной информации в одной базе данных. Большинство систем, претендующих на роль интегрированных систем предприятия, первоначально создавались для целей управления взаимоотношениями с клиентами, финансами и бухгалтерией. Соответственно, системы разрабатывались специалистами по бухгалтерии и финансам с помощью ИТ-специалистов. Как результат, системы ERP предоставляли информацию, необходимую бухгалтерии и финансовым отделам, тогда как производственные и другие операционные подразделения (сбыт, снабжение, склады) эту информацию обеспечивали. 

Внедрения таких систем, не затрагивающих основной бизнес компаний, обычно не приводят к каким-либо значительным результатам.


Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Журнал «Финансовый директор»

Ксения Архипова, Старший партнер. Исполнительный директор АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» , 07.04.2017

Ксения Архипова

Ксения Архипова

Старший партнер. Исполнительный директор АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Другие публикации автора

Нефтегаз противостоит санкциям США, но все равно страдает

Экономический эффект Крымского моста: перспективы и возможности

Банки сами сообщат об ошибочно заблокированных клиентах

Потребительская активность россиян и финансовая нестабильность 2017

Счета-эксроу вместо договоров долевого участия

Снижение ставок по кредитам для малого и среднего бизнеса

Синдицированное кредитование: возможности и ограничения

ТОП-10 значимых отмен 2017 года

Блокировка счета: стоит ли обращаться в юридическую фирму?

Увеличение количества внеплановых проверок банков

Как повысить вовлеченность персонала, чтобы сотрудники сами предлагали идеи и решали проблемы

Какие инвестиции сейчас опасны и почему

Менеджмент проектов: как предусмотреть риски

Какие показатели сравнивать при проведении бенчмаркинга

Что происходит в Fintech индустрии

Газомоторное топливо в сфере общественного транспорта: успехи и провалы политики

Рынок денежных переводов: россияне сменили географию

Государственные промышленные гиганты – эффективна ли ГК Ростех?

Sim-фрод в фокусе: объемы ущерба и репутационные потери

Теневой рынок сим-карт

ОТТ-сервисы и мобильные операторы в России: конкуренция или партнерство

Роль мини-нефтеперерабатывающих заводов в России

Нуждается ли отрасль производства строительных материалов в новой стратегии и господдержке

Санация банковского сектора. Чего ожидать от 2015 года?

Проблемы реструктуризации задолженности по потребительским кредитам

Эндаумент-фонды при российских ВУЗах: есть ли будущее у стимулирования обновления кадров

Рост расходов банков на меценатство в 2014 году – расточительство или тенденция? Комментарий Исполнительного директора Группы

О предложении банкиров по ослаблению надзора Центробанка РФ за кредитными организациями

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация