О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Аудиторский рынок 2020: дистанция и цифровизация

Газета «Коммерсантъ»

Аудиторский рынок и самоизоляция

Распространение коронавирусной инфекции послужило причиной масштабного кризиса, когда предприятия приостанавливали производственную и финансово-хозяйственную деятельность, в спешном порядке переводили офисных сотрудников на дистанционную работу. Аудиторы были вынуждены подстраиваться как под ограничения, введенные местными органами власти, так и под ограничения, которые ввели на своих предприятиях клиенты, и столкнулись с рядом проблем при выполнении заданий:

1. Невозможность проведения очной аудиторской проверки в офисе заказчика. Отсутствие доступа к оригиналам документов не позволяло подтвердить их подлинность, не было возможности визуально осмотреть активы, провести очные интервью с персоналом, что делало невозможным и выдачу аудиторских заключений. Поэтому сроки проведения аудиторских проверок были перенесены на время после снятия введенных ограничений.

2. Объявленные длительные выходные привели к отсрочке выполнения обязательств по оплате завершенных работ, увеличилась дебиторская и кредиторская задолженность, остро встала проблема неплатежей.

3. Перенос сроков сдачи годовой бухгалтерской и налоговой отчетности по РСБУ, единовременная отсрочка раскрытия, аудита и утверждения годовой консолидированной отчетности по МСФО серьезно нарушили сроки проведения аудиторских проверок. Баланс трудозатрат специалистов, обычно задействованных на проверках, также не выдерживался.

На январь-май в обычном режиме на аудиторов приходится пиковая нагрузка, которая обеспечивает выполнение большей части заказов на обязательный аудит. После смягчения ограничений на специалистов обрушился поток отложенных заказов. Загрузка существенно увеличилась, так как значительный объем работ, обычно растянутых на несколько месяцев, аудиторы были вынуждены выполнить в сжатые сроки, обеспечивая при этом по-прежнему высокий уровень качества.

4. Усложнились коммуникации и документообмен. Документация, доставленная аудитору на проверку, требовала пояснений, а недостающие документы приходилось запрашивать дополнительно. Подписание договоров, дополнительных соглашений, актов выполненных работ без возможности личной встречи также отнимало много времени и затягивало сроки проведения проверок.

Перечисленные проблемы отмечались у всех, однако не все аудиторские компании смогли их преодолеть. Значительные сложности возникли в основном у небольших компаний, многие потеряли своих клиентов, и в текущем году можно ожидать сокращения количества игроков на рынке.

 

Актуальные услуги в период кризиса

Общая тенденция на рынке аудита – снижение стоимости услуг аудиторов. В условиях кризиса заказчики уже привычно сокращают непроизводственные расходы, к числу которых относятся и бюджеты на аудит и консалтинг. В целом, по нашим оценкам, снижение объемов рынка аудита в 2020-2021 годах неизбежно. Однако обязательные процедуры, хотя и были отложены, отменены не были, что позволит сохранить уровень загрузки аудиторов с незначительным снижением. Кроме того, мы отмечаем возросший интерес клиентов к связанным процедурам: оптимизация издержек, аудит затрат, бюджетирование – все эти услуги актуальны в условиях тотальной экономии.

Меры поддержки бизнеса в период пандемии, введенные правительством, также позволили расширить и спектр аудиторских услуг. Так, возможность войти в реестр МСП, которую дали организациям с иностранными материнскими компаниями, соответствующими определенным критериям, сформировала спрос на услуги по включению таких компаний в реестр. В мае-июне запросы на такие услуги поступают регулярно, формируя пул задач для специалистов.

Еще одной тенденцией рынка, которая наблюдается последние несколько лет, является комплексное оказание услуг, когда клиент предпочитает обратиться к одному консультанту и в режиме «одного окна» решить ряд проблем. Таким образом, проектная команда, которая проводит аудит, все чаще включает налоговых специалистов, юристов, оценщиков. Такой подход выгоден, в том числе, для заказчика, так как позволяет оптимизировать затраты – стоимость комплексного проекта зачастую ниже, чем стоимость оказания каждой услуги отдельно.

 

Цифровизация аудиторской деятельности

Текущий кризис не первый и, к сожалению, вероятно, не последний, который переживает российский бизнес. Наша компания за годы работы оказывала поддержку клиентам в кризисные периоды уже трижды, однако текущий характеризуется еще и принципиальным изменением формата работы. Переход на дистанционный режим, непривычный и налагающий ряд серьезных ограничений для многих отраслей, стал своеобразным вызовом 2020 года.

Мы с 2017 года активно внедряем дистанционные сервисы для работы с клиентами, совершенствуем систему контроля выполнения работ таким образом, что удаленный формат нисколько не сказывается на качестве. Однако ранее дистанционное обслуживание в большей степени касалось услуг бухгалтерского аутсорсинга, налогового и юридического консалтинга, некоторых направлений управленческого и финансового консультирования, но практически не затрагивало аудит.

Вынужденный переход на удаленный формат работы стимулировал цифровизацию аудиторских процедур. Современные средства связи и передачи данных, использование ЭЦП и ЭДО, показали свою эффективности в условиях самоизоляции. В то время как до настоящего времени дистанционный аудит предлагали лишь компании, которые готовы были предоставить аудиторское заключение без надлежащей проверки подлинности скан-копий документов, наличия указанных в них активов.

В сложившейся ситуации мы серьезно пересмотрели свое отношение к дистанционному аудиту: грамотное построение системы электронного документооборота, онлайн видеосвязь, устройство защищенных облачных хранилищ, организация авторизованного доступа – все это позволяет существенно сократить затраты и сроки проведения очной аудиторской проверки.

Безусловно, в силу глобального тренда к цифровизации, компании, которые смогут внедрить и усовершенствовать в дальнейшем автоматизированные аспекты работы получат конкурентное преимущество.

Однако бизнес в сфере аудита не сможет отказаться от личных коммуникаций и полностью перейти на удаленную работу. Ведь основной задачей любой аудиторской проверки является удостоверение подлинности документов, достоверности представленных данных, которое пока нельзя провести дистанционно. Вместе с тем, вероятно, часть аудиторских процедур будет теперь осуществляться в дистанционном и онлайн-режиме, что будет выгодно как клиентам, так и аудиторским компаниям. Первым это позволит оптимизировать затраты на аудит, вторым – сократить расходы на проведение проверок.

 

Основные события и тренды рынка аудита 2019

Одно из самых ярких событий прошлого года для рынка – формирование единой Саморегулируемой организации аудиторов на базе СРО Аудиторская ассоциация «Содружество». Это событие можно назвать знаковым: впервые со времен введения саморегулирования отрасли все профессиональное сообщество объединилось в одной саморегулируемой организации и получило возможность заняться действительно важными для российского аудита проблемами.

Что касается трендов в услугах, мы отметили рост спроса на налоговый аудит, обусловленный масштабной автоматизацией фискального надзора в 2019 году. Налоговые органы ввели и активно используют программные продукты для выявления налоговых схем. Уже сейчас они знают о налогоплательщике многое – обмен информацией с таможенными, регистрационными органами, с банками позволяет выявлять сомнительные сделки еще до проведения налоговой проверки. А возможность запрашивать информацию у третьих лиц часто используется для пополнения сведений о налогоплательщике. Поэтому выезжая на проверку, налоговый инспектор предварительно подготовлен, ему остается лишь выявить и задокументировать налоговое правонарушение, доначислить налог и наложить штраф.

Цифровизация фискального надзора продолжится, и уже в ближайшем будущем налоговые органы получат возможность контролировать не только крупные расходы налогоплательщиков, связанные с приобретением недвижимости, транспортных средств и др., но даже расходы на покупки в магазинах.

Такое ужесточение надзора будет поддерживать спрос на инициативный налоговый аудит не только в текущем 2020 году, но и в среднесрочной перспективе.



Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Газета «Коммерсантъ»


Об итогах рейтинга «Российский аудит»



Дарья Перковская, Партнер по аудиту и консалтингу АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», 15.06.2020

Дарья Перковская

Дарья Перковская

Партнер по аудиту и консалтингу АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»

Другие публикации автора

Рынок аудита и карантин: как пандемия повлияла на аудиторские проверки

Требования главного бухгалтера станут обязательными для всех работников

Что выгоднее: взять оборудование в лизинг или в аренду

Для аудиторов утвержден кодекс профессиональной этики

Как учесть в бухгалтерском учете грузовой автомобиль?

Основные тенденции на рынке аудиторских услуг в 2018 году

Что изменится при повышении НДС с 18 до 20%

Доклад «РСПП»: оценка результатов реформы

Рынок консалтинга в 2017 году: итоги и перспективы

Гид по TAXFREE в России

Об обязательном аудите в 2018 году

Какие вопросы могут возникнуть у налоговой службы при открытии интернет-магазина

Агентские договоры. Учет и налогообложение

Поправки в НК РФ, отменяющие «аудиторскую тайну»

Как организовать переезд компании в другой регион, город, район

Налоговые новшества в работе финансового директора

Усиление надзора за аудиторами: сокращение числа СРО и введение уголовной ответственности за недостоверное АЗ

Проект нового регламента выдачи разрешений на привлечение труда иностранцев

Надо ли подавать 6-НДФЛ, если у компании нет выплат в пользу физлиц

Директор Департамента правового и налогового консалтинга Группы – о тонкостях налогообложения в рубрике «Консультации»

Сбор страховых взносов может быть опять вменен в обязанности ФНС

Минпромторг определил 5 первоочередных отраслей промышленности в борьбе с контрафактом

Особенности «персональной» инфляции

Директор Департамента аудита Группы – о том, как извлечь максимальную пользу во время аудита для издания «Финансовый директор»

Поправки в закон «Об аудиторской деятельности». Комментарий директора Департамента аудита АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI)

Контактное лицо

Александра Пашкевич

Александра Пашкевич

Ведущий маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация