Конкуренция на рынке зернотрейдеров после ухода иностранных игроков 

Иностранные зернотрейдеры изъявили желание покинуть российский рынок не только и не столько из-за санкций или по политическим мотивам. Одним из факторов стало то, что из-за высоких экспортных пошлин и введенных правительством экспортных квот торговля российским зерном для зарубежных посредников стала невыгодной. 

Отечественные агрохолдинги находятся в более выгодном положении, так как часть уплаченных пошлин, благодаря использованию демпферного механизма, возвращается к ним в форме субсидий. Кроме того, они предпочитают заключать контракты с зарубежными потребителями напрямую, из-за чего глобальные посредники теряют свои позиции на российском рынке. 

Влияние сокращения количества игроков на закупочные цены на зерно у сельхозпроизводителей 

На уровень закупочных цен на зерно значительное влияние оказывает государство, которое регулирует индикативную цену, используемую в расчете экспортных пошлин, устанавливает экспортные квоты и субсидирует аграриев в условиях низких цен. Поэтому роль рыночных механизмов в ценообразовании весьма ограничена, и уход глобальных зернотрейдеров на уровне закупочных цен практически не отразится.

Но если рынок и дальше продолжит консолидироваться в руках нескольких крупных зернотрейдеров, то появятся условия для возможного сговора между ними, что на закупочных ценах отразиться крайне негативно. 

Последствия ухода иностранных зернотрейдеров 

Казалось бы, уход международных посредников с российского рынка открывает дорогу отечественным экспортерам зерна, но нельзя забывать, что иностранные зернотрейдеры в России владеют значительными объемами портовой инфраструктуры, некоторые из них имеют собственный флот зерновозов.

У компании Cargill, контролирующей 4% зернового экспорта и занимающей шестую позицию в рейтинге крупнейших зернотрейдеров России, есть доля в черноморском зерновом терминале в Новороссийске мощностью 4,5 млн т/год.

На долю канадского зернотрейдера Viterra, находящегося на четвертом месте в рейтинге, приходится почти 8% российского зернового экспорта. Компания также владеет долей в зерновом терминале в Тамани, мощностью 4 млн т/год, мелководным терминалом в Ростове – 1-1,5 млн т/год, и ей принадлежит 50% акций «Идель Шиппинг».

Louis Dreyfus - третий зернотрейдер, входящий в российский Топ-10 и заявивший о своем намерении прекратить свою деятельность в России, владеет терминалом на Азовском море с годовой экспортной мощностью 1,1 млн т.

Уходящие компании пока не рассматривают возможностей продажи имеющейся у них портовой инфраструктуры, хотя желающие ее приобрести уже есть. Но если эта инфраструктура будет продолжать функционировать, то негативное влияние от ухода иностранных зернотрейдеров будет очень непродолжительным, и их место быстро займут другие. 


Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», портал «АгроВестник»

Автор материала
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты