Турция повысила плату за проход судов через проливы Босфор и Дарданеллы на 8,3% и теперь будет пересматривать ее ежегодно, в конце июня. В октябре прошлого года сборы уже подняли в пять раз. По итогам года доходы Турции от перехода из Черного моря в Средиземное могут вырасти со $160 млн до $900 млн. 

Как это может сказаться на экспортных потоках российской металлопродукции?

Действительно, в октябре прошлого года Турция впервые с 1983 года повысила плату за проход судов через проливы. Не прошло и года, как проводится очередное повышение на 8,3% до $4,42 вместо $4,08 за тонну груза. И подобная индексация платы грозит стать ежегодной.

При этом Турция не единственная страна, которая пересматривает плату за проход судов через свои проливы. С января 2023 года действуют новые тарифы на Суэцком канале: египетские власти увеличили сборы с сухогрузов и туристических судов на 10%, а со всех других судов – на 15%.

Основной причиной происходящего повышения являются высокие темпы глобальной инфляции, которая в 2022 году достигла 7,5%. Хотя в этом году ее темпы снижаются, но она остается по-прежнему высокой, и по итогам мая 2023 года глобальная инфляция уже составляет 5,2% в годовом выражении.

Другая причина повышения Турцией платы за проход судов по проливам – рост грузопотока, который почти на 70% превышает пороговый уровень. В среднем за последние 5 лет через Босфор проходило около 42 тыс. судов, пятую часть из которых составляют танкеры с нефтью. Возросшие риски в прошлом году уже заставили турецкое правительство ужесточить требования к страхованию судов, проходящих через проливы.

Однако текущее повышение платы за проход не окажет существенного влияния на грузопоток через проливы, ведь альтернативные маршруты гораздо дороже из-за несравнимо более высокого транспортного плеча. И так как происходящее повышение затрагивает всех грузоперевозчиков и грузоотправителей, это скажется на контрактных ценах на металлопродукцию, которые теперь будут формироваться с учетом новых тарифов.

В длительной перспективе конкурентные преимущества металлургов, несомненно, будут определяться доступностью альтернативных транспортных маршрутов. У российских компаний есть возможность перевозить металлопродукцию по новому маршруту «Север-Юг», проходящему через Каспийское море в Индию, однако неразвитость речной инфраструктуры увеличивает сроки доставки и влияет на стоимость, что препятствует популяризации маршрута.

Нехватка судов и портовой инфраструктуры тормозит развитие «Северного морского пути» - еще одной (пока теоретической) альтернативы для поставок металлопродукции в Азию.


Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Журнал «Про Металл»

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты