Что даст такой межрегиональный автокластер? Зачем он нужен? Плюсы или минусы данной задумки? Что она изменит?  

Чтобы привлечь инвесторов, готовых занять место ушедших из России брендов, необходимо предложить им льготные условия ведения бизнеса. Это не только льготы по налогу на прибыль, но также режим таможенного склада, который предоставляется только в ОЭЗ. Однако создавать новые ОЭЗ, чтобы запустить простаивающие заводы, нецелесообразно, в результате чего возникла идея межрегионального автокластера.

Основным плюсом нового автокластера является возможность привлечь на российский рынок новые бренды, в том числе из Китая, однако требуемый для этого льготный таможенный режим на ввозимые автокомпоненты вряд ли позволит возместить выпавшие из-за санкций доходы федерального бюджета в ближайшей перспективе. Другой положительный аспект заключается в концентрации механизмов господдержки в рамках единого кластера, что позволит запустить производства в максимально короткие сроки. 

Насколько такой межрегиональный кластер оживит простаивающие из-за ухода иностранных компаний производственные территории-мощности? Удастся ли таким образом вернуть рабочие места в регионы?  

Восстановления производства в досанкционных масштабах пока ожидать не стоит. Приходящие китайские инвесторы не могут удовлетворить спрос на автомобили ушедших из России известных брендов. Они развиваются практически в том же сегменте, что и российские автопроизводители, усиливая в нем конкуренцию. Поэтому, несмотря на то, что пустующие производственные мощности можно будет занять, объемы производства будут несколько ниже, что, в свою очередь, также не позволит быстро восстановить рабочие места в том же объеме.

Позволит ли он укрепить в целом автопромышленность РФ?

Несмотря на рост производства автомобилей в цифрах, создаваемый кластер будет на старте иметь низкий уровень локализации производств, а отсутствие кооперации с российскими производителями автокомпонентов, вероятно, ограничит потенциальный положительный эффект кластеризации, так как он не будет мультиплицирован на другие отрасли российской экономики.

Впрочем, это вопрос времени и последовательного применения механизмов поддержки для обеспечения корректного функционирования кластера.


Автор материала
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты