В чем причина (признание, что потолок цен не работает, общая ситуация на рынке или что-то другое)?

Введенный в декабре прошлого года потолок цен на нефть на уровне $60 за баррель планировалось пересматривать каждые два месяца, но до сих пор этого не происходило. Польша и некоторые другие страны ЕС настаивают на снижении потолка, но страны G7 его пересматривать не торопятся.

Несомненно, само существование потолка цен на нефть негативно влияет на российский экспорт нефти. По оценкам независимого исследования Центра исследований энергетики и чистого воздуха, ограничение цен на сырую нефть обходится России примерно в €160 млн в день. Увеличивается стоимость доставки, из-за чего российскую нефть приходится продавать с высоким дисконтом от мировых цен.

Но подобные ограничения имеют обратную сторону:сокращается предложение нефти, на глобальном рынке возникает ее дефицит и растут цены. В текущих условиях, когда нефть торгуется в коридоре $70-$90 за баррель, снижение потолка цен приведет к очередному витку роста биржевых котировок. И пока мировые цены не упадут ниже $60 за баррель, пересмотр потолка для G7 не будет иметь смысла.

Аналогичная ситуация наблюдается на рынке светлых и темных нефтепродуктов, где с февраля текущего года действуют свои «потолки» в $100 и $45 за баррель соответственно.

В дальнейшем ослабят ли G7 и ЕС требования соблюдения потолка для покупателей или, наоборот, постараются следить за рынком более строго?

Практика показывает, что страны, присоединившиеся к санкциям, устанавливающим потолок цена на нефть и нефтепродукты из России, по факту не имеют эффективных механизмов контроля за их соблюдением. Введенные ограничения породили множество способов их обхода, включая: наращивание «теневого флота», который скрывает часть стоимости нефти в тарифе на ее перевозку или заключает договоры страхования со страховщиками, не входящими в P&I клуб и пр.  

Перекрыть все образовавшиеся лазейки страны, вводившие потолок цен, не могут. Но у них есть возможность использовать санкции, как инструмент воздействия на «дружественные» России страны. Поэтому в перспективе вполне вероятно введение G7 нескольких волн точечных вторичных санкций в отношении отдельных зарубежных покупателей российской нефти. 


Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты