Что в реальности известно о ситуации вокруг Tetra Pak?

По нашим оценкам, если бы Tetra Pak решила окончательно покинуть российский рынок после 62 лет присутствия, то дисконт от продажи составил бы не менее 50% от оценочной стоимости, и головной компании пришлось бы фиксировать убыток. Тот факт, что бизнес передается местному топ-менеджменту за символическую цену, говорит о том, что Tetra Pak, вполне вероятно, рассчитывает через несколько лет вернуться на российский рынок и продолжить свою деятельность.

Хотя теперь российский завод приобретет новое название и не будет аффилирован с головной организацией Tetra Pak, у него останется оборудование и отработанная технология, что позволит продолжать выпуск большинства видов упаковки. Новый завод увеличит долю отечественных поставщиков и будет организовывать работу со Светогорским ЦБК, Сыктывкарским ЛПК и другими российскими производителями попавших под санкции материалов, недостающие же возможно будет восполнить за счет параллельного импорта.

Как меняется положение дел в упаковочной отрасли и как это затрагивает ритейл в настоящее время? 

В России есть производители, предлагающие свою упаковку длительного хранения, в числе которых SterexPak (г. Стерлитамак, Башкирия), МолоПак (г. Чехов, Московской области), Ламбумиз (г. Москва) и другие. Но даже нарастив объемы производства, они не смогут поставить еще 12 млрд упаковок, которые будут нужны рынку, если производство тетра-пак в России будет остановлено.

До введения санкций российский рынок упаковки входил в десятку мировых рынков, а темпы его роста (более 10% в год) опережали среднемировые. Поэтому уход из России таких игроков, как Elopak, Tetra Pak и др., достаточно существенно скажется на оборотах самих компаний. Санкции вынудили их покинуть выгодный рынок, который могут быстро занять другие. Хотя детали сделок с региональными производителями не раскрываются, в их действиях просматривается желание сохранить производства в России, чтобы вернуться, как только позволит экономическая и политическая конъюнктура.

В ближайшей перспективе заводы, которые были переданы региональным администрациям, получат новых управляющих и будут налаживать работу по производству упаковки в отрыве от владельцев бренда. Из ассортимента могут исчезнуть некоторые виды упаковки, изменятся объемы выпуска, но производство наиболее востребованных из них не остановится. Несмотря на опасения производителей молока, соков и другой жидкой пищевой продукции, кардинальных изменений в сфере упаковки ожидать не следует.

Другая проблема рынка в том, что пятый пакет антироссийских санкций запретил экспорт в Россию красок, клеев, растворителей и прочего сырья, используемого в производстве упаковки. А поиск новых поставщиков увеличивает временные затраты на тестирование на соответствие требованиям безопасности. Однако, по оптимистичным прогнозам, к началу осени эта проблема может быть решена.


Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «Известия»

Автор материала
Олег Пахомов
Директор практики Управленческого консалтинга
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты