Перспективы развития северного морского пути

Антироссийские санкции и введение «потолка цен» на нефть повысили актуальность развития СМП, как альтернативного маршрута доставки грузов из европейских регионов России в Китай и обратно. Китай также проявляет высокую заинтересованность в совместной реализации проектов расширения использования СМП. В этом году китайская компания NewNew Shipping Line выделит 5 судов ледового класса, которые будут перевозить грузы по СМП.

Возросший интерес к СМП со стороны Китая объясняется, с одной стороны, высокой загруженностью и увеличением сроков морской перевозки грузов по традиционным маршрутам: грузопоток через турецкие проливы на 70% превышает пороговый уровень, и из 42 тыс. ежегодно проходящих через Босфор судов пятую часть составляют танкеры. С другой стороны, растет стоимость грузоперевозок по традиционным морским маршрутам: за последний год стоимость прохода судов через турецкие проливы выросла более чем в 5 раз.

Навигация по СМП длится с июня до декабря, но российский ледокольный флот способен сделать ее круглогодичной, и к 2024 году довести количество рейсов по СМП до 1747 и вывести грузопоток на уровень 80 млн т, что более чем в 2,3 раза превышает показатели 2022 года. Три из восьми ледоколов «Атомфлота» способны проходить по льду, толщиной до 3 метров.

До 2035 года планируется нарастить количество атомных ледоколов до 15, что может обеспечить стабильность круглогодичной навигации по СМП и рост грузопотока до 220 млн т. уже к 2035 году. Впрочем, есть и более оптимистичные прогнозы, по которым целевые показатели, зафиксированные сейчас в ряде стратегических документов, могут быть даже превышены, исходя из подписанных на текущий момент соглашений.

В летнее время у российских компаний есть возможность для перевозок нефти по СМП использовать танкеры без ледяной защиты. В то время как для круглогодичных поставок необходимы танкеры ледового класса, которые в России выпускаются единично.

Поставки нефти и угля по СМП из портов Балтики

Для внутренних грузоперевозок из портов Балтики до регионов Дальнего Востока по СМП используется механизм субсидируемых каботажных рейсов, которых в этом году будет три.

Экспортные перевозки нефти и угля из европейской части России пока осуществляются в тестовом режиме, в этом году планируется поставить до 500 тыс. т. нефти. Однако в условиях неразвитой портовой инфраструктуры по всей протяженности СМП, при поломке танкер придется буксировать обратно на Балтику или в Дальневосточные порты, что осложняет условия навигации. Кроме того, весьма высоки риски столкновения со льдом, которые смогут привести к утечке нефти и к экологической катастрофе. Поэтому организации регулярных маршрутов морской перевозки нефти в Китай и роста объемов до 5-7 млн т в год следует ожидать не ранее 2030 года, когда пополнится флот танкеров с ледовой защитой.

Экспериментальный рейс по доставке 30 тыс. т. угля из Кузбасса в Китай по СМП также планируется осуществить в этом году. Но для массовых поставок угля, особенно с применением крупнотоннажных судов, инфраструктура Северного морского пути пока не предназначена.


Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ». Российская газета

Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты