О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 30.05.2016

30.05.2016

Налоговые декларации по акцизам за май можно сдать как по новой, так и по старой форме

В письме от 25 мая 2016 г. № СД-4-3/9295@ ФНС напомнила, что приказом от 12.01.2016 № ММВ-7-3/1@ утвердила форму и электронный формат налоговой декларации по акцизам на этиловый спирт, алкогольную или спиртосодержащую продукцию, а также форму и формат декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ, автомобили легковые и мотоциклы.

Подобные акты вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования. Приказ № ММВ-7-3/1@ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 11.05.2016, соответственно, вступил в силу с 22.05.2016.

Приказом установлено, что новые формы и форматы используются начиная с налогового периода, следующего за месяцем вступления приказа в силу, то есть обязательны начиная с отчетности июнь 2016 года. Налоговые органы должны обеспечить прием деклараций за май 2016 года как по старым, так и по новым формам и форматам.

30 мая 2016 г.


Руководитель и главбух не несут ответственность за неправомерное продление больничных

По результатам выездной проверки компании ФСС не принял к зачету расходы, сославшись на нарушение порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности – 7 больничных листков оформлены на срок более 15 календарных дней без врачебной комиссии. По мнению фонда, при оплате страхователем незаконного листка нетрудоспособности ответственность за выплату пособия несут руководитель и главный бухгалтер.

Суды трех инстанций (дело № А40-94120/2015) признали решение фонда недействительным, указав на пункт 68 порядка 624н от 29.06.2011 «Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности» – за нарушение порядка выдачи больничных ответственность несут медицинские организации и медицинские работники. Кроме того, положения указанного порядка, не запрещают устранение недостатков, нарушений, допущенных при оформлении листка нетрудоспособности, однако фонд не представил страхователю возможности исправить выявленные нарушения, в медицинские организации за разъяснением причин не обращался.

Суды (постановление кассации Ф05-5322/2016 от 18.05.2016) также указали на постановление президиума ВАС от 11.12.2012 № 10605/12 по делу А33-11561/2011, в соответствии с которым ФСС вправе предъявлять иски непосредственно к медицинским организациям о возмещении суммы расходов по необоснованно выданным или неправильно оформленным листкам нетрудоспособности.

27 мая 2016 г.


МРОТ увеличится до 7500 руб. – закон одобрен Советом Федерации

25 мая 2016 года Совет Федерации одобрил Проект Федерального закона № 1031440-6 об увеличении МРОТ до 7500 руб. Повышение ожидается в июле, оно составит более 20%. Сейчас МРОТ равен 6204 руб.

27 мая 2016 г.


Считать разницу суммовой или курсовой – зависит от даты возникновения обязательств

В письме от 19 апреля 2016 г. № 03-03-06/1/22347 Минфин напомнил, что до 2015 года действовали нормы, согласно которым внереализационными доходами (расходами) признавались суммовые разницы, возникающие у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях. Порядок признания доходов (расходов) в виде суммовой разницы был установлен в пункте 7 статьи 271 и пункте 9 статьи 272 НК.

Федеральным законом от 20.04.2014 № 81-ФЗ вышеуказанные положения с 1 января 2015 года отменены.

При этом суммовые разницы, возникшие у налогоплательщика по сделкам, заключенным до 1 января 2015 года, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном до дня вступления в силу закона N 81-ФЗ.

НК не установлены особенности применения термина "сделка" для целей налогообложения. Согласно ГК сделками признаются действия граждан и юрлиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

С точки зрения гражданско-правовых отношений сделкой является как заключение соглашения (у поставщика возникает обязательство по поставке товара, а у покупателя – право требовать поставить товар), так и отгрузка (у поставщика возникает право требовать оплатить товар, а у покупателя - обязанность по оплате).

Учитывая, что суммовые разницы (курсовые разницы) возникают только по уже возникшим обязательствам и требованиям, при определении даты заключения сделки для применения переходных положений следует ориентироваться на дату совершения операций, в результате которых возникают эти требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности).

Таким образом, в случае если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены до 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде суммовой разницы.

Если сделки, в результате которых возникают требования и обязательства (кредиторская и дебиторская задолженности), совершены после 1 января 2015 года, то разницы, возникающие при дооценке (уценке) требований и обязательств, необходимо учитывать в виде курсовой разницы.

27 мая 2016 г.


Уголовный кодекс скоро будет охватывать меньшее количество налоговых преступлений

Президент РФ внес в Госдуму законопроект № 1083199-6, предусматривающий поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ.

Сейчас согласно статье 76.1 УК лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное некоторыми статьями, освобождается от уголовной ответственности, если возместило ущерб и перечислило в федеральный бюджет пятикратную сумму ущерба, либо перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате преступления, и еще пятикратную сумму такого дохода.

Пятикратные суммы возмещения предлагается заменить на двукратные. Планируется добавить также возможность "откупиться", если преступление привело к уменьшению убытков (а не к получению дохода или причинению ущерба).

Кроме того, перечень статей, деяния по которым могут оказаться безнаказанными при выполнении названных условий, планируется дополнить следующими:

  • статьей 170.2 УК "Внесение заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории";
  • вносимой законопроектом частью 1.1 статьи 171.1 УК, составом которой будет совершение группой лиц по предварительному сговору деяний, предусмотренных частью 1 данной статьи (с некоторыми ужесточениями относительно наказаний по части 1). Частью 1 предусмотрена ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку в целях сбыта или сбыт товаров и продукции без обязательной маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством РФ (кроме продукции, указанной в частях 3 и 5 данной статьи);
  • частью 1 статьи 176 "Незаконное получение кредита" - получение ИП или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии, если это деяние причинило крупный ущерб;
  • частью 1 статьи 178 – ограничение конкуренции путем заключения картельного соглашения, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере;
  • частью 3 статьи 180 – незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), совершенное группой лиц по предварительному сговору;
  • частью 2 статьи 185 – злоупотребление при эмиссии ценных бумаг, совершенное группой лиц по предварительному сговору;
  • статьей 185.6 "Неправомерное использование инсайдерской информации" (кроме части 2 – то же путем неправомерной передачи другому лицу);
  • статьей 191 "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга" (кроме части 2 – группой лиц по предварительному сговору);
  • частью 2 статьи 194 уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физлица, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору.

При этом некоторые составы выводятся из-под возможностей статьи 76.1 УК. К примеру, сейчас ответственности можно избежать по всей статье 193 "Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ". Законопроект из-под действия статьи 76.1 выводит часть 2 статьи 193 (в особо крупном, организованной группой, по подложным документам или через подставное юрлицо). При этом в отдельную часть 1.1 статьи 193 выводится указанное деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору. Эта часть добавляется в перечень, указанный в статье 76.1. Также сейчас возможно освобождение от наказания по статье 185.3 "Манипулирование рынком", а после принятия законопроекта такая возможность останется только для части 1, а совершенное организованной группой или причинившее ущерб в особо крупном размере исключается из перечня статьи 76.1.

Статью 159 УК "Мошенничество" планируется дополнить новой частью 5 о преднамеренном неисполнении договорных обязательств в предпринимательской деятельности, а также частями 6 и 7 (для крупного и особо крупного размеров).

Планируется увеличить с 5 до 6 лет срок отсидки за мошенничество в сфере кредитования (статья 159.1 УК), а также при получении выплат (статья 159.2), с использованием платежных карт (статья 159.3), совершенное лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере; а за мошенничество с использованием платежных карт группой лиц по предварительному сговору, а равно с причинением значительного ущерба гражданину – с 4 до 5 лет. Увеличиваются сроки лишения свободы и в некоторых других случаях.

По некоторым статьям корректируются критерии признания размера ущерба крупным и особо крупным. Так, по статьям 193 (нарушения в сфере репатриации денежных средств), 193.1 (валютные денежные переводы на счета нерезидентов с использованием подложных документов), 198 (уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физлица) крупный и особо крупный размеры повышаются в полтора раза. По статье 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей) размеры повышаются в 2 раза.

По статье 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации" и 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента" крупные размеры повышаются в 2,5 раза (причем, во столько же повышается доля неуплаченных налогов). При этом особо крупный размер повышается в полтора раза, а доля неуплаченных налогов в этой части повышается с 20% до 50%.

То есть, сейчас в целях статей 199 и 199.1 крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате, либо превышающая 6 млн рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20%, либо превышающая 30 млн рублей.

С учетом поправок крупным размером будет сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих уплате, либо превышающая 15 млн рублей, а особо крупным – сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50%, либо превышающая 45 млн рублей.

Соответственно, налоговые преступления на меньшие суммы (или с меньшей долей неуплаты), чем предусмотрено крупным размером, перестанут подпадать под сферу действия уголовного законодательства. Наказание за неуплату налогов в размерах, которые ныне считаются особо крупными, смягчится, поскольку эти размеры станут просто крупными.

В пояснительной записке говорится, что законопроект нацелен на создание благоприятного делового климата в стране, сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, исключение возможностей для давления на бизнес путем уголовного преследования.

27 мая 2016 г.


Совет Федерации согласился с предложением продлить применение ЕНВД на 3 года

Документ: Советом Федерации одобрен Проект Федерального закона № 1025686-6, предполагающий продление ЕНВД на 3 года. Сейчас установлено, что ЕНВД отменяется с 1 января 2018 года. Предложение группы депутатов изменить эту дату было поддержано. Ожидается, что спецрежим плательщики смогут использовать до 31 декабря 2020 года включительно.

27 мая 2016 г.


Разъяснено, как указывать дату перечисления налога в расчете 6-НДФЛ, если она приходится на выходной или праздник

Налоговики дали разъяснения по поводу заполнения расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, по форме 6-НДФЛ (письмо ФНС России от 11 мая 2016 г. № БС-4-11/8312 "О порядке заполнения формы 6-НДФЛ "Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом").

Так, специалисты ведомства разъяснили, что если в отношении различных видов доходов, имеющих одну дату их фактического получения, имеются различные сроки перечисления налога, то строки 100 – 140 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ заполняются по каждому сроку перечисления налога отдельно.

Это, в частности, касается доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков. По таким доходам налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ). Причем следуя рекомендациям чиновников, если дата перечисления попадает на выходной или праздничный день, следует руководствоваться правилами переноса, указанными в п. 7 ст. 6.1 НК РФ. Напомним, там сказано, что в случаях, когда последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством России выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Именно ближайший рабочий день и следует указываться в расчете по форме 6-НДФЛ.

Налоговики в своем письме привели такой пример. Сумма оплаты отпуска за январь 2016 года выплачена 14 января. В этом случае по строке 100 "Дата фактического получения дохода" и по строке 110 "Дата удержания налога" расчета по форме 6-НДФЛ в разделе 2 указывается 14 января. А вот по строке 120 "Срок перечисления налога" с учетом положений п. 7 ст. 6.1 НК РФ дата перечисления налога, которая выпадает на выходной день, переносится на ближайший рабочий день. Соответственно, в данной строке следует указывать 1 февраля. Соответствующие суммовые показатели отражаются по строкам 130 "Сумма фактически полученного дохода" и 140 "Сумма удержанного налога".

26 мая 2016 г.


Для несырьевых товаров "отвязан" вычет НДС при экспорте от подтверждения ставки 0%

Госдума приняла во всех необходимых чтениях, а Совет Федерации уже одобрил законопроект № 730216-6 о внесении изменений в статьи 165, 169 и 172 Налогового кодекса. Проект был составлен двумя депутатами больше года назад, в середине 2015 года принят в первом чтении, а недавно свои поправки в проект предложил Минфин, после чего движение вокруг документа возобновилось.

В настоящее время статья 165 устанавливает условия для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС, которые одновременно являются условием и для получения возмещения сумм входящего НДС по товарам, работам, услугам, используемым в операциях, облагаемых по нулевой ставке. Налогоплательщики лишены права на вычеты по приобретенным ценностям, использованным в производстве облагаемых по нулевой ставке товаров (работ, услуг), до момента отгрузки последних.

Теперь эти два действия будут отделены друг от друга, и при таких операциях будет применяться общий порядок возмещения и предъявления НДС к вычету. При этом в соответствии с минфиновскими поправками нововведения распространится только на операции по реализации на экспорт товаров, не являющихся сырьевыми, включенными в отдельный перечень. К сырьевым товарам будут относиться минеральные продукты, продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности, древесина и изделия из нее, древесный уголь, жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгметаллы, недрагоценные металлы и изделия из них.

Кроме того, перечень реквизитов счета-фактуры дополняется информацией о коде вывозимых товаров по ТН ВЭД ЕАЭС. Заполнение данного реквизита будет обязательным только для товаров, вывозимых из РФ на территории стран-членов ЕАЭС.

Вступить в силу принятый закон может уже с третьего квартала текущего года.

26 мая 2016 г.


Раскрывать годовую консолидированную финотчетность предлагается в скорректированный срок

В Госдуму РФ внесен проект Федерального закона № 1078295-6, согласно которому раскрывать годовую консолидированную финансовую отчетность предлагается в скорректированный срок.

По общему правилу отчетность придется раскрывать не позже 30 дней с даты, когда закончился срок ее представления. Сейчас срок в 30 дней начинает течь после дня, в который отчетность представлена пользователям. Если отчетность не будет размещена на сайте фирмы, на нем нужно указать место публикации.

26 мая 2016 г.


Если последний день срока сдачи СЗВ-М выходной, то можно сдать в следующий рабочий

В письме от 7 апреля 2016 г. № 09-19/4844 ПФ напомнил, что работодатели теперь вынуждены ежемесячно сдавать сведения персучета о каждом работающем застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера) по форме СЗВ-М. Отчет подается до 10 числа месяца, следующего за отчетным.

Это установлено федеральным законом № 27-ФЗ о персучете, которым не определен порядок переноса срока представления отчетности, если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день.

Вместе с тем, пунктом 2 статьи 11 закона 27-ФЗ установлено, что сведения персучета страхователь представляет ежеквартально в составе расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и ОМС (ежеквартальная отчетность) в соответствии с законом 212-ФЗ.

В соответствии с частью 7 статьи 4 закона 212-ФЗ в случае, если последний день срока приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. ПФ полагает возможным применить отдельные положения, регулирующие представление ежеквартальной отчетности, к порядку представления ежемесячной отчетности (применить нормы закона по аналогии).

Поэтому при представлении сведений по форме СЗВ-М, если последний день срока приходится на выходной и (или) нерабочий праздничный день, то последним днем представления отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.

25 мая 2016 г.


Кабмин предлагает установить требования к раскрытию промежуточной консолидированной финотчетности

Минфином России подготовлен законопроект, который устанавливает требования к раскрытию российскими организациями промежуточной консолидированной финансовой отчетности. Инициатива разработана в соответствии с государственной программой "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", которая утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 г. № 320. Законопроект внесен в Госдуму на основании распоряжения Правительства РФ от 19 мая 2016 г. № 963-р 1.

Так, предлагается установить требования по раскрытию российскими организациями промежуточной консолидированной финотчетности и обеспечению ее достоверности. Законопроектом вводятся сроки представления такой финансовой отчетности, обязательность и сроки ее раскрытия в информационных системах общего пользования, обязательность подтверждения достоверности этой отчетности.

В частности, согласно предлагаемым поправкам подтвердить достоверность промежуточной консолидированной финотчетности можно будет как в форме аудита, так и в форме обзорной проверки, проводимой аудиторской организацией. А для контроля за раскрытием консолидированной финансовой отчетности (как годовой, так и промежуточной) предложено ввести требование представлять в Банк России сведения о ее раскрытии.

Если нововведения будут приняты, то доступность раскрытой в информационных системах общего пользования консолидированной финансовой отчетности необходимо будет обеспечивать в течение трех лет с даты размещения. Предполагается, что это позволит учитывать интересы пользователей с точки зрения возможности сопоставления и анализа информации в динамике с учетом сопоставимых периодов и тем самым поможет им принимать экономически обоснованные решения.

В Правительстве РФ надеются, что предложенные нововведения повысят прозрачность российских организаций, а также предоставят заинтересованным лицам достоверную информацию о деятельности юрлиц, что благоприятно скажется на предпринимательской среде и улучшит инвестиционный климат.

25 мая 2016 г.


Наличие представительства в РФ не мешает не платить НДС с юруслуг, оказываемых инофирме

В письме от 04.05.16 № 03-07-08/25619 Минфин указал, что согласно подпункту 4 пункта 1 и подпункту 4 пункта 1.1 статьи 148 НК местом реализации юридических услуг не признается территория РФ, если покупатель услуг не ведет деятельность на территории РФ. Таким образом, если непосредственным покупателем оказываемых российской организацией юридических услуг является иностранная компания, а не ее постоянное представительство в РФ, то местом реализации таких услуг территория РФ не признается, и, соответственно, эти услуги НДС в РФ не облагаются.

25 мая 2016 г.


Налоговики разработали новый формат корректировочного счета-фактуры

ФНС России утвердила новый формат корректировочного счета-фактуры и формат представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру (приказ ФНС России от 13 апреля 2016 г. № ММВ-7-15/189@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме").

Формат (версия 5.01, часть 996) описывает требования к XML файлам передачи данных по телекоммуникационным каналам связи электронного корректировочного счета-фактуры, а также корректировочного счета-фактуры с расширенным набором реквизитов. Приказ вступает в силу 31 мая 2016 года.

Напомним, в настоящее время действует электронный формат корректировочного счета-фактуры утвержденный приказом ФНС России от 4 марта 2015 г. № ММВ-7-6/93@. Согласно новому приказу он будет действовать по 30 июня 2017 года включительно. Соответственно, с 1 июля 2017 года можно будет использовать только обновленный формат документа. При этом налоговики будут принимать счета-фактуры как по новому, так и по старому формату (если они созданы до 1 июля 2017 года) вплоть до 31 декабря 2020 года включительно.

Отметим, что аналогичные правила ФНС России были разработаны и при утверждении нового электронного формата счета-фактуры и УПД. Так, данный документ, созданный по старому формату до 1 июля 2017 года, также будет принят инспекторами по 31 декабря 2020 года включительно параллельно с документами в новых форматах.

25 мая 2016 г.


С 2017 года крайний срок подачи отчетности по всем страховым взносам будет единым

В первом чтении принят Проект Федерального закона № 1040802-6, согласно которому отчетность придется сдавать в электронном виде не позже 25-го числа, а в бумажном - не позже 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Этот вывод можно сделать, проанализировав принятый в первом чтении проект. Отчетными периодами останутся I квартал, полугодие, девять месяцев, год.

Сейчас срок, в который представляется отчетность по взносам на пенсионное страхование, иной. На электронном носителе она сдается не позднее 20-го числа, а на бумажном – не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

Планируется, что расчет взносов на травматизм по-прежнему будет подаваться в ФСС. Расчет остальных взносов потребуется представлять в налоговый орган.

25 мая 2016 г.


Смягчены налоговые условия для участников специальных инвестиционных проектов

В НК РФ внесены поправки, призванные облегчить налоговое бремя для участников специальных инвестиционных проектов (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 144-ФЗ). Так, эти налогоплательщики получили право на так называемую "дедушкину оговорку", то есть возможность обезопасить себя от неблагоприятных изменений налогового законодательства. Установлено, что изменения налоговых ставок, льгот, а также порядка исчисления и порядка и сроков уплаты налогов, ухудшающие положение этих предпринимателей, не применяются до наступления наиболее ранней из следующих дат:

  • даты окончания срока действия специального инвестиционного контракта;
  • даты окончания срока действия налоговый условий, установленных на день заключения контракта (если конкретное положение НК РФ носило временный характер).

Также уточнен порядок налогообложения при реализации региональных инвестиционных проектов (гл. 3.3 НК РФ). Так, для целей признания проекта региональным инвестиционным исключено требование о том, что на земельных участках, на которых предполагается реализация проекта, не должны располагаться здания и сооружения, находящиеся в собственности третьих лиц (подп. 3 п. 1 ст. 25.8 НК РФ утратит силу). Кроме того, организации, претендующей на статус участника регионального инвестиционного проекта, не нужно будет иметь в собственности (в аренде на срок не менее чем до 1 января 2024 года) земельный участок, на котором планируется реализация регионального инвестиционного проекта и разрешение на строительство (подп. 7-8 ст. 25.9 НК РФ перестанут действовать). Такой статус смогут приобрести и резиденты особых экономических зон, тогда как сегодня это запрещено (подп. 9 ст. 25.9 НК РФ).

Участниками региональных инвестиционных проектов по новым правилам будут признаваться также участники специальных инвестиционных контрактов, заключаемых от имени Российской Федерации Минпромторгом России (постановление Правительства РФ от 16 июля 2015 г. № 708 "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности").

Регионы получили право устанавливать для таких налогоплательщиков льготы по налогу на прибыль в виде сниженной (в размере не более чем 10%) ставки в части поступлений в бюджеты субъектов РФ. Такая ставка будет действовать начиная с налогового периода, в котором признаны первые доходы от реализации проекта (но не позднее пяти лет с даты включения в реестр участников проектов), и заканчивая отчетным (налоговым) периодом, в котором разница между суммой налога, исчисленного без использования льготных ставок и с ними, сравняется с величиной капитальных вложений.

Уточняются и основания для прекращения применения налоговых льгот в отношении налогоплательщиков, для которых включение в реестр участников региональных инвестиционных проектов не требуется, – в частности, льгота прекратит свое действие, если по итогам налоговой проверки будут выявлены нарушения (к примеру, у медицинской организации аннулирована лицензия или в ее штате числится менее 15 человек, то есть не соблюдаются требования п. 3 ст. 284.1 НК РФ).

24 мая 2016 г.


Минфин разъяснил, что такое "сделка" в целях норм НК о контролируемых сделках

В письме от 04.05.2016 № 03-01-18/25860 Минфин рассказал о применении понятия "сделка" для целей уведомления налогового органа о контролируемых сделках.

Согласно статье 105.16 НК налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 НК.

НК не установлены особенности применения термина "сделка" для целей налогообложения. Соответственно, понятие "сделка" используется в значении, применямом в гражданском законодательстве.

В соответствии с Гражданским кодексом сделками признаются действия граждан и юрлиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 ГК). Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними (сделки, для совершения которых в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны) (статья 154 ГК).

Таким образом, налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы обо всех действиях, направленных на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, признаваемых в соответствии со статьей 105.14 НК контролируемыми сделками.

24 мая 2016 г.


Экологический сбор включается в расходы при расчете налога на прибыль

Согласно Письму Минфина России от 28.04.2016 № 03-03-06/1/24779, экологический сбор включается в расходы при расчете налога на прибыль. Сбор не относится к налоговым или таможенным платежам. Сумма сбора учитывается при налогообложении прибыли в составе других расходов, связанных с производством и реализацией, поскольку он является обязательным.

24 мая 2016 г.


Как в целях НДС оформить отказ от услуг, которые должна была оказать иностранная фирма

В письме от 04.05.2016 № 03-07-08/25611 Минфин сообщил о действиях в случае расторжения договора с иностранной организацией на оказание услуг, местом реализации которых признается территория РФ, и возврата иностранной организацией предоплаты. Минфин напомнил, что при получении такой предоплаты российская организация должна была исполнить обязанности налогового агента и уплатить НДС.

В соответствии с пунктом 5 статьи 171 НК вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с предоплаты за товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата сумм авансовых платежей. Данная норма распространяется на покупателей-налогоплательщиков, исполняющих обязанности налогового агента.

Таким образом, в указанной ситуации условием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченного российской организацией в качестве налогового агента, является возврат продавцу услуг авансовых платежей, с которых исчислен и уплачен в бюджет НДС.

В соответствии с пунктом 22 правил ведения книги покупок (постановление 1137), в случае расторжения договора указанными налоговыми агентами, одновременно являющимися налогоплательщиками НДС, и возврата предоплаты счета-фактуры, составленные и зарегистрированные ими в книге продаж при осуществлении указанной оплаты, регистрируются ими в книге покупок после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с отказом от товаров (работ, услуг), имущественных прав, но не позднее 1 года со дня отказа.

24 мая 2016 г.


Нерабочие праздничные дни нужно учитывать при расчете средней зарплаты

Согласно Письму Минтруда России от 15.04.2016 № 14-1/В-351, в расчетный период не входит, в частности, время, когда за сотрудником сохраняется средний заработок (исключение – перерывы для кормления ребенка). К такому времени относится отпуск. Нерабочие праздничные дни в число календарных дней отпуска не включаются. Этот вывод Минтруд уже высказывал.

24 мая 2016 г.


Разъяснено, должна ли уплачивать НДС компания, оказывающая юридические услуги иностранной фирме

Минфин России уточнил правила уплаты НДС для российских налогоплательщиков, оказывающих юридические услуги организации, которая зарегистрирована, имеет фактическое местонахождение и место управления, а также место нахождения постоянно действующего исполнительного органа на территории другого государства – но при этом открыла постоянное представительство в нашей стране.

Финансисты пояснили, что обязанность уплатить НДС зависит от того, кому именно оказывает услуги российский налогоплательщик: самой иностранной фирме или ее представительству (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 мая 2016 г. № 03-07-08/25619).

В первом случае оказываемые услуги НДС облагаться не будут. Это объясняется тем, что покупатель услуг не осуществляет деятельность на территории России, а следовательно, территория России не признается местом реализации услуг (подп. 4 п. 1, подп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). В то время как объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории России (п. 1 ст. 146 НК РФ).

Обязанность уплатить НДС отсутствует в том числе в случаях, когда первоначально предметом оказания юридических услуг являлось консультирование по вопросам создания и аккредитации филиала иностранной компании на территории России. А после успешного завершения процедуры аккредитации филиала клиента на территории России российская компания продолжает оказывать ему юридические услуги по правовым вопросам в отношении деятельности этого филиала.

Но если российская компания взаимодействует при оказании юридических услуг именно с представительством иностранной фирмы, ей придется перечислить НДС.

23 мая 2016 г.


Госдума в окончательном чтении продлила срок действия ЕНВД до конца 2020 года

Госдума приняла в третьем чтении и направила в Совфед депутатский законопроект № 1025686-6, касающийся продления срока действия системы налогообложения в виде ЕНВД.

В настоящее время установлено, что ЕНВД применяется до 1 января 2018 года. Принятым законом продлевается срок действия ЕНВД до 1 января 2021 года и пока без сокращения сферы его применения, о необходимости которой ранее заявлял кабмин.

Напомним, что "порезать" соответствующую главу НК так, чтобы данный спецрежим могли бы применять только организации и только в сфере бытовых услуг, правительство планировало с помощью другого законопроекта, который разрабатывался Минфином и был вынесен на общественное обсуждение в конце марта. Затем этот проект существенно сократили, убрав из него все планировавшиеся в отношении спецрежимов ужесточения. В том числе, из минфиновского проекта убраны положения, направленные на сокращение сферы применения ЕНВД. Однако в таком виде законопроект "завис" - по окончании сроков общественного обсуждения дальше не движется уже месяц, так что на данный момент вообще не известны намерения властей относительно будущего "вмененки".

Кроме того, принятым законом вносится поправка в статью 346.32 НК. В пункте 1 части 2 этой статьи, которым предусмотрено уменьшение суммы ЕНВД на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное соцстрахование, ОМС, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) в налоговом периоде при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам, словосочетание "при выплате налогоплательщиком вознаграждений работникам" упраздняется. При этом, напомним, в части 2.1 названной статьи оговорено, что взносы (и пособия) уменьшают ЕНВД в случае их уплаты в пользу работников, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог. В данную норму поправок не внесено, равно как и в абзац об уменьшении налога на взносы, уплачиваемые ИП за себя.

23 мая 2016 г.


Единовременную выплату из ФСС в случае смерти застрахованного повысят в два раза

Опубликован текст законопроекта, которым планируется внести поправку в закон 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

В настоящее время согласно пункту 2 статьи 11 закона 125-ФЗ в случае смерти застрахованного размер единовременной страховой выплаты составляет 1 миллион рублей.

Планируется повысить эту сумму до 2 млн рублей. Это должно будет действовать при назначении единовременных страховых выплат по страховым случаям, наступившим после 1 января 2017 года.

20 мая 2016 г.


Правительство предлагает с 2018 года отчитываться перед ПФР ежемесячно

В Госдуму внесен Проект Федерального закона № 1072874-6, предусматривающий поправки к Закону о персонифицированном учете. Так, изменится срок представления отчетности. Бумажный документ будет подаваться не позднее 20-го числа, а электронный – не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

20 мая 2016 г.


Информационные базы налоговой и таможенной служб будут объединены

Соответствующие изменения в План деятельности ФНС России на 2016 год внес Министр финансов РФ Антон Силуанов, о чем служба сообщает на своем официальном сайте. Предполагается, что будет создана единая система администрирования налоговых, таможенных и иных фискальных платежей при ввозе и вывозе товаров. Она позволит совмещать потоки информации об импорте, подтверждать нулевую ставку НДС с применением автоматизированной системы контроля за возмещением НДС и упростить таможенное администрирование. Предполагается, что в конечном счете это сделает более удобным взаимодействие предпринимателей, импортирующих товары, с налоговым ведомством.

Как заявил руководитель ФНС России Михаил Мишустин на состоявшейся 17 мая рабочей встрече с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, все необходимые подготовительные работы уже проведены. В частности, посредством конкурса определен подрядчик, который займется технической стороной нововведения.

Планируется также, что будут интегрированы информационные ресурсы ФНС России и Росалкогольрегулирования.

Михаил Мишустин заверил, что его ведомство готово и к другому возможному нововведению – передаче администрирования страховых взносов от внебюджетных фондов ФНС России. Планируется, что это произойдет с 1 января 2017 года. "База для сбора страховых взносов и для НДФЛ одна – это фонд оплаты труда. Соответственно, информации, которая содержится в налоговой службе, достаточно для того, чтобы соответствующим образом выстроить администрирование страховых взносов", – пояснил Мишустин.

19 мая 2016 г.


6 июня – последний день, когда ПФР будут принимать СЗВ-М за апрель текущего года

СЗВ-М за апрель 2016 года фирмы должны представлять в период с 18.04.2016 по 10.05.2016 включительно. Согласно порядку приема и обработки Сведений по форме СЗВ-М по всем типам формы – "исходная", "дополняющая" и "отменяющая" – должны быть завершены до 7 июня 2016 года.

То есть, понедельник 6 июня 2016 года является последним днем, когда ПФР могут принять СЗВ-М за апрель 2016 года, вне зависимости от типа формы (информация Управления ПФР от 4 мая 2016 г. № 04/406/1984).

19 мая 2016 г.


ИФНС доказала схему обналичивания денежных средств контрагентами - в вычетах отказано

ООО «В» в рамках строительной деятельности заключило договор поставки стройматериалов с ООО «Д» и «Б» (поставщиками). ООО «В» заявило вычет в налоговой декларации по НДС, представив в подтверждение договоры поставки, счета-фактуры, книги покупок.

По результатам выездной проверки ООО «В» налоговая исключила вычеты по операциям с указанными контрагентами. Инспекция установила, что документы от имени контрагентов подписаны неустановленными лицами. Учредитель ООО «Б» отрицает руководство компанией, и поясняет, что фирмой фактически не руководила, а зарегистрировала ее по просьбе знакомого, которому затем передавала денежные средства, полученные на открытый ею расчетный счет. Контрагенты по месту регистрации не находятся, у них отсутствует необходимое для ведения деятельности имущество, документы по требованию инспекции не представлены.

Согласно банковским выпискам по расчетному счету ООО «Д» денежные средства, перечисленные полученные от истца, обналичивались путем снятия наличных на хозяйственные нужды либо перечисления по договору беспроцентного займа в адрес физлиц. Согласно банковским выпискам по расчетным счетам ООО «Б» произвело перечисление денежных средств за оплату материалов третьему лицу. При этом из товарных накладных, представленных последним, следует, что материалы со стороны ООО «Б» были получены лицом, отрицающим этот факт. Каким образом ее паспортные данные оказались в доверенности, она пояснить не смогла.

Суды трех инстанций (дело № А21-3605/2015) признали решение инспекции законным, обратив внимание, что налогоплательщик не отрицал, что им не была проявлена должная осмотрительность и осторожность при выборе контрагентов. Директор по строительству истца пояснил, что не ознакомился с учредительными документами контрагентов, при подписании договоров и заключении сделок с ними официальные источники информации (интернет, реклама, СМИ) не использовались, не была проведена оценка риска неисполнения контрагентами обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, не проверялось наличие у контрагентов необходимых ресурсов. Свидетель не смог пояснить, кто именно подписывал документы от имени названных контрагентов, с какого склада и каким образом доставлялись материалы.

Суды (постановление кассации Ф07-1965/2016от 11.05.2016) указали, что при выборе контрагентов истцом не была проявлена должная осмотрительность, следовательно, именно на нем лежит риск неблагоприятных последствий в виде отказа в вычете.

18 мая 2016 г.


Утверждены новые коды отчетных периодов в расчете по авансовым платежам по налогу на имущество организаций

Об этом сообщает на своем официальном сайте ФНС России. Налоговики рассказали, какие коды отчетного периода нужно указать при заполнении налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу на имущество организаций. Разъяснения затрагивают налогоплательщиков, определяющих сумму налога исходя из кадастровой стоимости имущества. В строке "Отчетный период (код)" они должны привести следующие коды отчетного периода, за который представлен расчет:

  • 21 – I квартал;
  • 17 – полугодие (II квартал);
  • 18 – девять месяцев (III квартал).

Если компания претерпевает реорганизацию или ликвидацию, коды нужно указывать другие:

  • 51 – I квартал;
  • 47 – полугодие (II квартал);
  • 48 – девять месяцев (III квартал).

Напомним, с 1 января 2016 года отчетными периодами по налогу на имущество организаций для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (п. 2 ст. 379 НК РФ, Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. № 327-ФЗ).

Представить расчет по авансовым платежам за I квартал 2016 года плательщики налога на имущество организаций должны были до 4 мая. Следующая отчетная дата – 1 августа. Не позднее этого дни нужно направить расчет по авансовым платежам за II квартал текущего года.

18 мая 2016 г.


В Госдуму внесен законопроект о переходе на ежемесячную сдачу РСВ-1

При ежемесячной сдаче сведений персучета придется делать это не позднее 20-го (на бумаге) или не позднее 25-го (в электронном виде) числа месяца, следующего за отчетным периодом. Меняется порядок представления сведений при реорганизации - будет указано, что сведения персучета и СЗВ-М подает правопреемник. ПФ будет обязан представлять органам власти и другим фондам сведения о факте работы и зарплате гражданина. Также сведения о своем облагаемом взносами доходе смогут получать сами застрахованные лица и использовать такие сведения в целях кредитования.

Правительство внесло в Госдуму законопроект № 1072874-6 о внесении изменений в федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и отдельные законодательные акты РФ.

Законопроектом предусматривается переход с 1 января 2018 года от квартального к ежемесячному представлению работодателем отчетности в ПФ о каждом работающем лице, что, по мнению властей, позволит оперативно учитывать его пенсионные права, включая их накопительную составляющую. Также предусматривается отменить выдачу ПФ страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Вместо этого предлагается определить данный номер в качестве идентификатора при предоставлении государственных и муниципальных услуг. Это юридически оформит сложившиеся в настоящее время отношения по фактическому использованию СНИЛС в различных сферах как идентификатора. Помимо этого, законопроектом предлагается ввести уведомительный порядок регистрации в качестве застрахованного лица на основании сведений, поступающих в орган ПФ от органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, в частности органов ЗАГС.

Согласно тексту внесенного проекта помимо понятия застрахованных лиц будет существовать понятие "зарегистрированные лица". К ним будут относиться застрахованные, а также дети, а также другие граждане (включая иностранных), которым открыт индивидуальный лицевой счет, в том числе, в целях предоставления государственных и муниципальных услуг. Индивидуальный персонифицированный учет будет вестись не только по застрахованным, но и по всем зарегистрированным лицам.

Отчетным периодом - периодом, за который страхователь представляет в орган ПФ сведения о застрахованных лицах в системе персучета – будет только календарный месяц. В настоящее время, напомним, в целях СЗВ-М отчетный период - месяц, а в целях РСВ-1 - первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.

Срок хранения документов в электронной форме, юридическая сила которых подтверждена электронной подписью, содержащих сведения персучета, составит не менее 75 лет (сейчас - как и бумажных, 6 лет. Для бумажных срок хранения остается прежним).

При приеме на работу лица без СНИЛС исключается обязанность такого лица писать заявление о выдаче ему страхового свидетельства впервые или о выдаче нового (взамен утраченного). Согласно поправкам, вносимым также в статью 65 Трудового кодекса, при приеме на работу впервые работодатель будет регистрировать лицо, на которое не был открыт индивидуальный лицевой счет, в системе персучета.

В настоящее время сведения персучета сдаются на бумажном носителе не позднее 15-го числа (а в форме электронного документа не позднее 20-го числа) второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. При ежемесячной сдаче отчетности придется делать это не позднее 20-го (если на бумаге) или не позднее 25-го (если электронно) числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Меняется порядок представления сведений при реорганизации – будет указано, что сведения персучета и СЗВ-М подает правопреемник.

Среди обязанностей ПФ появится, в частности, обязанность представлять органам власти и другим фондам сведения о факте работы, облагаемой взносами зарплате (доходе) зарегистрированного лица и сумме взносов. Также сведения о своем облагаемом взносами доходе смогут получать сами застрахованные лица и использовать такие сведения в целях получения кредитов.

Вносится множество других поправок.

17 мая 2016 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация