О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 28.11.2016

28.11.2016

Бухгалтер, действующий по доверенности, может быть привлечен к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов

Минфин России разъяснил, что при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение налогового законодательства, ошибки представителя расцениваются как ошибки самого налогоплательщика. При этом представителя можно привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 13 октября 2016 г. № 03-02-08/59759 «О предоставлении налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций»).

В обосновании своего мнения финансисты сослались на практику арбитражных судов, которым было разъяснено, что по смыслу п. 1 ст. 26 Налогового кодекса субъектом налогового правоотношения является сам налогоплательщик, независимо от того, лично ли он участвует в этом правоотношении, либо через законного или уполномоченного представителя. В связи с этим, при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика. А за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей в сфере налогообложения законный или уполномоченный представитель отвечает перед доверителем по правилам, соответственно, гражданского, семейного или трудового законодательства (п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

Вместе с тем, в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов дано разъяснение, согласно которому к субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 Уголовного кодекса, могут быть отнесены не только руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий (п. 7 постановления Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления»).

Напомним, что налогоплательщик должен представлять в налоговый орган налоговые декларации (подп. 4 ст. 23 НК РФ). Это можно сделать через представителя (п. 4 ст. 80 НК РФ). При этом, подписывать декларацию может как налогоплательщик, так и его представитель (п. 5 ст. 80 НК РФ). 

Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ). 

Добавим, что налоговым правонарушением признается нарушение законодательства о налогах и сборах, совершенное налогоплательщиком, налоговым агентом и другими лицами (ст. 106 НК РФ). При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц или представителей, действия которых обусловили совершение данного налогового правонарушения (п. 4 ст. 110 НК РФ).

28 ноября 2016 г.


СРО, объединенная из трех, будет существовать как два подразделения: ААС и АПР

16 ноября 2016 года в Москве состоялся внеочередной съезд делегатов СРО аудиторов Ассоциации «Содружество», на котором, среди прочего, были решены организационные вопросы существования СРО, объединенной из трех – ААС, АПР и НП «ИПАР». Об этом сообщила пресс-служба объединенной СРО.

Делегаты съезда утвердили ее новое наименование: CРО аудиторов «Аудиторская палата России – Содружество» (Ассоциация), сокращенное наименование: СРО АПР-ААС. Постоянно действующий коллегиальный орган управления – правление – будет переименован в центральный совет, который будут возглавлять два сопредседателя (на состоявшемся после съезда первом заседании коллегиального органа управления ими избраны Анатолий Шеремет и Александр Турбанов).

СРО АПР-ААС будет состоять из двух обособленных подразделений: ОП АПР и ОП ААС, у каждого из которых будет свой офис, своя смета, своя дирекция, возглавляемая своим руководителем.

Количество генеральных директоров, действующих одновременно на основании устава, будет определять съезд, в настоящее время оно будет ограничено двумя персоналиями. На съезде вторым гендиректором СРО АПР-ААС была избрана Татьяна Брагина.

В рамках обособленных подразделений решено сохранить существующие территориальные отделения ААС, филиалы и представительства АПР с последующей их гармонизацией.

25 ноября 2016 г.


Минфин планирует установить новый перечень видов аудиторских услуг

На общественное обсуждение вынесен проект приказа Минфина, которым планируется установить перечень видов аудиторских услуг, вступающий в силу с 1 января 2017 года.

Согласно проекту к аудиторской деятельности не относятся проверки, проводимые в соответствии с требованиями и в порядке, отличными от требований и порядка, установленных стандартами аудиторской деятельности.

К сопутствующим аудиту услугам будут относиться исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур и компиляция информации. В перечень сопутствующих аудиту услуг включаются также обзорные проверки информации и прочие проверки предмета задания заказчика.

В зависимости от степени уверенности в предмете задания заказчика, которую обеспечивают аудиторские услуги, последние будут подразделяться на:

  • обеспечивающие разумную уверенность в предмете задания заказчика;
  • обеспечивающие ограниченную уверенность в предмете задания заказчика;
  • не обеспечивающие уверенность в предмете задания заказчика.

К первым будут относиться:

  • аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, включая консолидированную финансовую отчетность;
  • аудит части бухгалтерской (финансовой) отчетности, части консолидированной финансовой отчетности;
  • аудит отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
  • аудит части отчетности, содержащей финансовую информацию, систематизированную по специальным правилам;
  • аудит иной финансовой информации прошедших периодов;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в финансовой информации, не относящейся к прошедшим периодам;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в нефинансовой информации;
  • выполнение заданий, обеспечивающих разумную уверенность в предмете, отличном от информации.

К аудиторским услугам, обеспечивающим ограниченную уверенность в предмете задания заказчика, чиновники отнесут обзорные проверки перечисленной выше отчетности, иной финансовой информации, а также выполнение заданий, обеспечивающих ограниченную уверенность в перечисленных выше видах информации и в предмете.

К аудиторским услугам, не обеспечивающим уверенность в предмете задания заказчика, будут отнесены исследование предмета задания заказчика посредством выполнения согласованных с ним и (или) иным лицом процедур; компиляция информации.

25 ноября 2016 г.


Минфин рассказал, какие новые сведения теперь включаются в реестр аудиторов СРО

В информационном сообщении от 17.11.2016 № ИС-аудит-8 Минфин рассказал о совершенствовании порядка ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО. Ведомство напомнило, что недавно внесло изменения в положение о порядке ведения указанного реестра и контрольного экземпляра реестра.

Сведения о применении мер дисциплинарного и иного воздействия теперь отражаются в публичной части реестра и его контрольного экземпляра (то есть публикуются соответственно саморегулируемыми организациями аудиторов и Минфином на своих сайтах) на срок до 365 дней с даты их внесения в реестр. По истечении этого срока такие сведения будут исключаться из публичной части реестра и его контрольного экземпляра (ранее – такие сведения отражались в реестре и контрольном экземпляре без ограничения срока). При этом в самом реестре и его контрольном экземпляре такие сведения будут сохраняться. Данное изменение вступило в силу 19 ноября 2016 года.

Перечень сведений об аудиторской организации, включаемых в реестр (и соответственно в его контрольный экземпляр), дополнен сведениями об оказании услуг по проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 закона «Об аудиторской деятельности» (ранее такие сведения в реестре отсутствовали). В связи с этим аудиторская организация, оказывающая услуги по аудиту указанным клиентам, должна представить в СРО, членом которой она является, информацию о дате заключения первого в календарном году договора на проведение такого аудита. Сведения представляются ежегодно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения указанного договора, в письменной форме или путем направления электронного документа. СРО включает полученные сведения в реестр в течение 7 рабочих дней. Затем они передаются в Минфин для внесения в контрольный экземпляр реестра. Данное изменение вступает в силу 18 января 2017 года. Аудиторская организация, заключившая первый в 2017 году договор на проведение указанного аудита до 18 января 2017 года, представляет сведения в СРО не позднее 31 января 2017 года.

Перечень сведений об аудиторе, включаемых в реестр (и контрольный экземпляр), дополнен сведениями об индивидуальных аудиторах, работником которых является аудитор (ранее такие сведения в реестре отсутствовали). В связи с этим аудитор, являющийся на основании трудового договора работником индивидуального аудитора, должен представить в СРО, членом которой он является, информацию о таком индивидуальном аудиторе. Сведения представляются в письменной форме или путем направления электронного документа в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения изменений сведений, содержащихся в реестре. Это вступило в силу 19 ноября 2016 года. Аудитор, являющийся по состоянию на 19 ноября 2016 г. работником индивидуального аудитора на основании трудового договора, представляет указанные сведения в СРО не позднее 2 декабря 2016 года.

Минфин дал и другие разъяснения.

24 ноября 2016 г.


В первый приказ о введении МСА внесут изменения о сроках применения стандартов

Опубликован проект поправок, которые планируется внести в приказ Минфина от 24 октября 2016 г. № 192н, утвердивший для применения на территории РФ первые 30 документов МСА.

Приказ планируется дополнить тезисом о том, что в 2017 году в случае, если договор на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации был заключен ‎до 1 января 2017 года, аудиторская организация, индивидуальный аудитор вправе проводить аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе составлять аудиторское заключение, по такому договору в соответствии со стандартами аудиторской деятельности, действовавшими до вступления в силу упомянутых международных стандартов аудита.

Напомним, что следующий приказ – о введении в РФ еще 18 МСА – сразу содержит подобное допущение.

24 ноября 2016 г.


Если договор на проведение аудита был заключен до 1 января 2017 года, то аудит можно будет проводить по российским стандартам

Минфин России установил, что в 2017 году аудитор вправе проводить аудит по российским стандартам, если договор на проведение аудита организации был заключен до 1 января 2017 года. В том числе он может составлять аудиторское заключение (приказ Минфина России от 9 ноября 2016 г. № 207н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).
Напомним, что финансовое ведомство дало ход применению на территории РФ следующих международных стандартов аудита (всего – 18):

  • 210 «Согласование условий аудиторских заданий»;
  • 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности»;
  • 230 «Аудиторская документация»;
  • 260 «Информационное взаимодействие с лицами, отвечающими за корпоративное управление»;
  • 510 «Аудиторские задания, выполняемые впервые: остатки на начало периода»;
  • 540 «Аудит оценочных значений, включая оценку справедливой стоимости, и соответствующего раскрытия информации»;
  • 570 «Непрерывность деятельности» и другие.

Данные стандарты вступают в силу на территории РФ со дня их официального опубликования, то есть с 18 ноября. А применяются – начиная с года, следующего за годом, в котором они вступили в силу на территории РФ. Причем, международные стандарты будут применяться для проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной за любые отчетные периоды.

21 ноября 2016 г.


Установлены коэффициенты-дефляторы для спецрежимов, физлиц и торгового сбора на 2017 год

Приказом от 03.11.2016 № 698 Минэкономразвития установило коэффициенты-дефляторы на 2017 год в следующих размерах:

  • в целях применения главы 23 «Налог на доходы физических лиц» НК (для расчета стоимости патента для трудовых мигрантов) – 1,623;
  • в целях применения главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК (для определения предельных значений дохода) – 1,425;
  • в целях ЕНВД (коэффициент К1) – 1,798 (не меняется относительно уровня этого года);
  • в целях применения главы 26.5 «Патентная система налогообложения» НК (для индексации предельных значений потенциально возможного к получению дохода) – 1,425;
  • в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» НК (для случаев налогообложения исходя из инвентаризационной стоимости недвижимости) – 1,425;
  • в целях применения главы 33 «Торговый сбор» НК – 1,237.

Напомним, что такая же величина коэффициента К1 для ЕНВД устанавливается еще и законодательно. Относительно УСН напомним, что федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ был повышен лимит доходов вдвое – до 120 млн рублей в год при одновременном отказе от индексации до 2020 года. Так что непонятно, для чего нужен установленный МЭР дефлятор для УСН. К тому же, на подходе очередное повышение лимита доходов, на этот раз – до 150 млн.

18 ноября 2016 г.


Пакет важных поправок в НК принят Госдумой в окончательном третьем чтении

Госдума приняла в третьем (окончательном) чтении законопроект № 11078-7 о внесении изменений в НК и отдельные законодательные акты (в части реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики).

Данный законопроект предусматривает, в частности, возможность исполнения обязанности по уплате налога за налогоплательщика третьим лицом. При этом иное лицо будет не вправе требовать возврата из бюджетной системы РФ уплаченного за налогоплательщика налога.

Среди случаев, в которых обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, то есть в пункте 3 статьи 45 НК, появится новый пункт 7 - предъявление в банк поручения на перечисление в бюджет на соответствующий счет ФК денежных средств со счета при наличии на нем достаточного остатка в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступлений, за совершение которых статьями 198-199.2 УК предусмотрена уголовная ответственность. При этом отдельно оговорят, что такая сумма не признается суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету.

В статье 45 НК также будет оговорено, что уточнение платежа в бюджет по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не производится, если по сообщению территориального органа ПФ сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (появится новый пункт 9 статьи 45 НК).

Также законопроект предусматривает дифференцированную ставку пени (1/300 ставки рефинансирования при просрочке до 30 календарных дней (включительно), 1/150 - за просрочку свыше 30 календарных дней). Изначально и при принятии проекта в первом чтении такая прогрессия грозила как организациям, так и ИП. Ко второму чтению ИП перенесли в абзац, касающийся физлиц, для которых правила остаются прежними. Таким образом, ИП освободят от уплаты повышенной пени.

Будет указано, что орган власти субъекта РФ вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц (исчисляемого по кадастровой стоимости), подлежащему уплате за 2015 год, пеня начисляется начиная с 1 мая 2017 года.

В этот же законопроект ко второму чтению были включены положения о самозанятых физлицах (домработницах и т.д.), которых налоговики будут регистрировать на основании их уведомления о ведении деятельности по оказанию услуг физлицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд без привлечения наемных работников. В статье 217 НК, в которой перечислены случаи освобождения от НДФЛ, будут указаны также доходы таких самозанятых, полученные ими от физлиц за оказание услуг по присмотру и уходу за детьми, больными, стариками; по репетиторству; по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства. Освобождение будет действовать в 2017 и 2018 годах. При этом СФ счел положения законопроекта в данной части сырыми. Так что не исключено, что законопроект окажется неодобренным со стороны СФ. Но есть и вероятность прохождения в имеющемся виде.

Прописывается статус сведений о наделении обособленного подразделения организации полномочиями по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц.

«Налоговые» обязанности банков законопроект сохраняет и в том случае, если у банка отозвана лицензия (до момента ликвидации банка).

При проведении камеральной проверки расчета по страховым взносам налоговый орган будет вправе истребовать у плательщика взносов сведения и документы, подтверждающие обоснованность отражения сумм, не подлежащих обложению взносами, а также применения пониженных тарифов взносов.

К сомнительной задолженности нельзя будет отнести дебиторку в части, покрываемой за счет встречной кредиторки.

Также законопроект предусматривает:

  • нулевую ставку НДС с реализации услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом;
  • повышение лимита доходов по УСН до 150 млн рублей (согласно поручению президента РФ);
  • установление на 2017 год коэффициента-дефлятора в целях ЕНВД в размере 1,798 (таком же, как и в этом году);
  • изменение правил переноса убытков на будущее. В течение 2017-2020 годов можно будет уменьшить налоговую базу лишь на 50%. Напомним, что изначально правительство предлагало установить ограничение в 30% с бессрочным действием, изменения были заявлены ко второму чтению. Ограничение срока переноса десятью годами снимается;
  • заявительный порядок возмещения НДС при наличии поручительства взаимозависимого лица, отвечающего определенным требованиям, включая отсутствие налоговых долгов;
  • обложение акцизами электронных сигарет и тому подобных изделий, установление ставок акцизов на ближайшие три года. По этому поводу СМИ пишут: «Ко второму чтению законопроекта была одобрена поправка об увеличении акцизов на игристые вина — с 14 до 19 руб. за литр для шампанского с защищенным географическим наименованием и с 26 до 36 руб. для игристого вина с незащищенным географическим наименованием. Ранее депутаты уже поддержали увеличение акцизов на вина с защищенным географическим наименованием в два раза и на вина, изготовленные без добавления ректификованного этилового спирта, в результате чего стоимость бутылки объемом 0,7 л может подорожать на 7,4 руб., а вино с защищенным географическим наименованием увеличится в цене на 3,7 руб. Также были повышены акцизы на сидр, пуаре и медовуху. Акциз на сигареты, согласно поправкам, в 2017 году вырастет на 26% по сравнению с текущим годом – до не менее 2123 руб. за 1 тыс. сигарет: специфическая части акциза возрастет на 10% – до 1562 руб., а адвалорная часть, которая считается от максимальной розничной цены, – с 12 до 14,5% (в первом чтении предполагалось увеличение до 13,5%). Акциз будет индексироваться на 10% в течение всех трех лет».
  • повышенный на 1 п.п. норматив зачисления налога на прибыль в федеральный бюджет, который устанавливается на 2017-2020 годы;
  • ужесточение условий применения льготы по налогу на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на баланс начиная с 2013 года - с 1 января 2018 года указанная льгота будет применяться на территории субъекта РФ в случае принятия соответствующего закона субъекта РФ.

Вносится множество других поправок в НК, устанавливаются отдельные сроки вступления в силу и сроки действия для ряда новаций.

18 ноября 2016 г.


Росстат хочет получать в электронном виде бухотчетность большинства организаций

Минфин сообщил о заседании экспертной группы по вопросам ведения бухучета малыми предприятиями.

Как следует из сообщения, Росстат разработал законопроект, согласно которому все организации, кроме микропредприятий, будут сдавать в статистику свою бухгалтерскую отчетность только в электронной форме. Участники заседания нашли аргументы в пользу такого решения: связанные с этим затраты организаций компенсируются снижением временных издержек и уменьшением количества технических ошибок.

18 ноября 2016 г.


Возможно, услуги третейских судов освободят от НДС

Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона, в соответствии с которым услуги арбитражных учреждений будут освобождены от НДС. В частности, в подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ предполагается внести соответствующие изменения.

Напомним, что арбитраж (третейское разбирательство) администрируется постоянно действующим арбитражным учреждением, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2015 года № 382-Ф3 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон № 382-ФЗ) и Законом РФ от 7 июля 1993 года № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Как отмечается в пояснительной записке к документу, принятие закона будет способствовать развитию и повышению привлекательности института арбитража (третейского разбирательства) в России как для высококвалифицированных, профессиональных арбитров (третейских судей), так и для участников гражданского оборота, заинтересованных в качественном и эффективном рассмотрении споров. Данные услуги станут доступнее за счет снижения их стоимости.

В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

Напомним, что услуги адвокатов уже освобождены от обложения НДС (подп. 14 п. 3 ст. 149 НК РФ). В то же время в отношении услуг по рассмотрению споров в третейских судах действует ставка в размере 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ). В случае отмены данного налога, стоимость услуг арбитража сократится на 18%.

Добавим, что к расходам, связанным с разрешением спора в третейском суде, относятся: (ч. 1 ст. 22 Закона № 382-ФЗ):

  • гонорары арбитров;
  • расходы, понесенные арбитрами в связи с участием в арбитраже, в том числе расходы на оплату проезда к месту рассмотрения спора;
  • суммы, подлежащие выплате экспертам и переводчикам;
  • расходы, понесенные арбитрами в связи с осмотром и исследованием письменных и вещественных доказательств по месту их нахождения;
  • расходы, понесенные свидетелями;
  • расходы на оплату услуг представителя (представителей) сторон;
  • расходы на организационное, материальное и иное обеспечение арбитража;
  • иные расходы, определяемые третейским судом.

Распределение расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, между участниками спора производится третейским судом в соответствии с соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – пропорционально удовлетворенным и отклоненным требованиям (ч. 5 ст. 22 Закона № 382-ФЗ).

18 ноября 2016 г.


IASB определился с датой вступления в силу IFRS 17 «Страховые контракты»

Совет по МСФО проголосовал и принял решение относительно даты официального вступления в силу нового стандарта IFRS 17 «Страховые контракты», который должен прийти на смену действующему IFRS 4. Это будет 1 января 2021 г.

Международный разработчик справедливо решил, что если IFRS 17 будет представлен где-то в первой половине 2017 года, то, отложив дату обязательного перехода до начала 2021 г., он даст компаниям 3.5-4 года на подготовку.

Кроме того, Совет разрешит организациям применять IFRS 17 и до 1 января 2021, т.е. досрочно, однако в любом случае – не до того как они перейдут на IFRS 9 «Финансовые инструменты» и IFRS 15 «Выручка по договорам с клиентами».

И еще одно замечание. В последние полтора года довольно много писалось о двух подходах-решениях проблемы внедрения IFRS 9 до принятия нового стандарта по страховым контрактам. Один из них, напомним, носит название «подхода отсрочки» (deferral approach) и предполагает простую возможность продолжать использовать IAS 39 вместо IFRS 9. Совет по МСФО не так давно принял решение, что применять данный подход можно не дольше 1 января 2021 года, дальше – все. Но это означает, что любые компании на «подходе отсрочки» как раз и будут его применять ровно до того момента, как новый стандарт по страховым контрактам станет обязательным.

18 ноября 2016 г.


ВС РФ признал, что корректировка налогов, учитываемых при исчислении налога на прибыль, не является ошибкой

Судебная коллегия ВС РФ отменила решение налоговой инспекции, которая доначислила налог на прибыль, а также пени и штрафы за то, что организация в 2011 году заплатила налог на прибыль с учетом одной суммы НДПИ, а в 2013 году скорректировала и размер НДПИ и декларацию по налогу на прибыль. Налоговики посчитали данный факт ошибкой. Однако судьи разъяснили, что изменение суммы налога при исчислении налога на прибыль является не ошибкой, а новым обстоятельством, следовательно, применить к нему налоговую санкцию нельзя. Также были отменены решения судов в апелляционной инстанции и кассации, которые присоединились к мнению налоговой службы (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 8 ноября 2016 г. № 308-КГ16-8442).

В рассмотренном деле налоговый орган провел выездную проверку общества за период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года, по результатам которой было вынесено решение о доначислении ряда налогов. Основанием для доначисления налога на прибыль, а также соответствующих пени и штрафов стала корректировка НДПИ, на сумму которого компания уменьшила налог на прибыль. В частности, в декларации за 2011 год было уплачено 15 млн руб. данного налога. Такая же сумма была учтена в составе расходов по налогу на прибыль за 2011 год (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). В то же время, 17 декабря 2013 года компания представила в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДПИ за 2011 год, в которой сумма налога уменьшилась на 1,2 млн руб. В декларации по налогу на прибыль за 2013 год были произведены соответствующие корректировки, при этом за 2011 год данный налог не корректировался. На основании этого налоговая инспекция доначислила налог на прибыль, а также вынесла решение об уплате пени и штрафов, посчитав, что в 2011 году была представлена ошибочная декларация по налогу на прибыль.

Компания оспорила данное решение налоговиков в суде. При этом суд первой инстанции (решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 15 сентября 2015 г.) встал на ее сторону с учетом судебной практики. В частности, было указано, что исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль (Постановление Президиума ВАС РФ от 17 января 2012 г. № 10077/11). Следовательно, корректировка налоговой базы по НДПИ, учитываемому в составе расходов, в 2013 году должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы НДПИ. Что привело к корректировке декларации по налогу на прибыль, увеличив внереализационные доходы, перечень которых не является исчерпывающим (ст. 250 НК РФ).

Вместе с тем, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что в данном случае общество могло установить период совершения ошибок (искажений) при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, вследствие чего соответствующие изменения должны быть внесены за период, в котором эти ошибки (искажения) допущены. Соответственно, обществу следовало корректировать объем налоговых обязательств применительно к декларации по налогу на прибыль организаций за 2011 год. В чем именно заключается новое обстоятельство и на основании чего проводимая корректировка не может осуществляться по правилам ст. 54 НК РФ, обществом, по мнению судов, в достаточной степени не пояснено (постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февраля 2016 г. по делу № А25-269/2015, постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 апреля 2016 г. по делу № А25-269/2015).

Судебная коллегия ВС РФ также учла правовую позицию ВАС РФ и согласилась, что корректировка НДПИ в 2013 году должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы НДПИ в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

Таким образом, у судов апелляционной и кассационной инстанций отсутствовали правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в данной части и для отказа обществу в удовлетворении заявленных требований.

16 ноября 2016 г.


Возможно, застройщики смогут учесть в расходах сумму взноса в компенсационный фонд

Минстрой России подготовил проект закона, согласно которому обязательные отчисления (взносы) застройщиков в компенсационный фонд долевого строительства (п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 214-ФЗ) нельзя будет отнести к доходам по налогу на прибыль (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом их можно будет признать расходами по налогу на прибыль (п. 1 ст. 264 НК РФ) и при применении УСН (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В случае принятия, закон вступит в силу с 1 января 2017 года.

Напомним, что решение о создании государственного компенсационного фонда в жилищном строительстве было принято на майском заседании Госсовета по вопросам развития строительного комплекса и совершенствования градостроительной деятельности по инициативе Президента РФ Владимира Путина. Согласно поручению президента, правительство должно учредить данный фонд до 1 декабря.

Предполагается, что средства фонда, сформированного в том числе за счет взносов строительных компаний, будут использоваться для завершения строительства тех многоквартирных домов, в отношении которых застройщики не выполнили свои обязательства в срок. В конечном счете работа фонда позволит защитить права обманутых дольщиков.

По мнению Министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, фонд может стать финансовым инструментом проектного финансирования в жилищном строительстве. Такая схема подразумевает, что дом возводится застройщиком за счет целевого займа, а дольщики перечисляют средства по договору долевого участия на специальный счет. При этом строительной компании деньги переводятся постепенно и только после того, как она представит доказательства завершения очередного этапа работы.

Отметим, что размер обязательных отчислений (взносов) застройщика в указанный в фонд не может быть установлен свыше 1% от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, указанной в проектной декларации застройщика (п. 3 ст. 23.2 Закона № 214-ФЗ).

16 ноября 2016 г.


Информацию о страховых сборах, вероятно, можно будет получить в МФЦ

Минтруд России подготовил проект постановления, согласно которому в Перечень госуслуг, предоставление которых организуется по принципу «одного окна» в МФЦ, будет добавлена услуга получения информации из государственных внебюджетных фондов. В частности, предполагается, что плательщики страховых взносов смогут получить бесплатную информацию, в том числе в письменной форме, о действующих страховых взносах, законодательстве РФ в этой сфере и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах. А также о порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов и полномочиях налоговых органов и их должностных лиц. Планируется, что в МФЦ можно будет подать запрос и получить справку об исполнении плательщиком страховых взносов обязанности по их уплате.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, в настоящее время налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). 

С 1 января 2017 года ст. 32 НК РФ дополняется п. 2.1, согласно которому указанные обязанности налоговых органов расширены за счет плательщиков страховых взносов (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

Таким образом, в число обязанностей налоговых органов, начиная с нового календарного года будет входить не только информирование налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов по налоговым вопросам, но и соответствующее информирование плательщиков страховых взносов о страховых взносах, порядке их исчисления и уплаты, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, а также полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

В случае принятия, постановление вступит в силу с 1 января 2017 года.

Напомним, что в настоящее время администрированием страховых взносов занимаются государственные внебюджетные фонды – ПФР в части взносов в ПФР и ФФОМС, а также ФСС России, аккумулирующий взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). В территориальных органах по месту учета плательщиков можно получить информацию о взаиморасчетах с данными фондами.

15 ноября 2016 г.


За пристройки, не учтенные в кадастровой стоимости здания, налог рассчитывается отдельно

В письме от 13.10.16 № 03-05-05-01/59778 Минфин напомнил, что определенные объекты недвижимости, включенные в региональный перечень, облагаются налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.

При определении состава объекта недвижимого имущества (здания и сооружения) необходимо учитывать положения федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В соответствии с ним, в частности, сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Здание включает в себя сети и системы инженерно-технического обеспечения.

По мнению ведомства, состав объекта недвижимости (торговое здание, комплекс) определяется исходя из технического паспорта, в соответствии с которым в состав сооружения входят основное сооружение и отдельные части строения и пристроек, в связи с чем налоговая база в отношении сооружения определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 375 НК по кадастровой стоимости этого объекта при условии, если в кадастровой стоимости сооружения учтены отдельные части строения и пристроек.

Если дополнительные отдельные части строения и пристроек сооружения не учтены в его кадастровой стоимости, то дополнительные объекты подлежат налогообложению в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК исходя из остаточной стоимости объектов ОС.

15 ноября 2016 г.


Законопроект об использовании электронного листка нетрудоспособности поступил в ГД

Кабмин сообщает о внесении в Госдуму законопроекта об использовании листка нетрудоспособности в форме электронного документа.

Предусматривается возможность использования больничного листка как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, сформированного в автоматизированной информационной системе, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью медработников и имеющего равную юридическую силу с листком нетрудоспособности, оформленным на бланке.

Поправки вносятся в статью 13 федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и статьи 59 и 78 федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

В думской базе проект прошел под номером 27110-7. Согласно внесенному тексту больничный в электронном виде будет выписываться только с согласия застрахованного лица. Еще одно условие для формирования такого больничного – участие медорганизации и страхователя (то есть работодателя) в специальной системе информационного взаимодействия.

Закон должен вступить в силу с 1 января 2017 года.

15 ноября 2016 г.


Земельный налог может сократиться для застройщиков, ведущих работы на крупных объектах

Правительство РФ внесло на рассмотрение Госдумы проект закона, согласно которому предусматривается изменение правила исчисления земельного налога для участков с многоквартирными домами и жилыми комплексами. Также в документе предполагается изменить параметры, используемые при исчислении налога. В частности, для применения повышающего коэффициента требуется определить срок владения земельным участком. В настоящее время данный срок начинается с даты регистрации права на земельный участок. В новом документе предполагается использовать дату внесения сведений о собственнике земельного участка в кадастр. 

Напомним, что в настоящее время земельный налог исчисляется с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства жилого дома, начиная с даты госрегистрации прав на земельный участок вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Если дом был построен до истечения трехлетнего срока, сумма налога пересчитывается – застройщику возвращается уплаченный налог, исходя из коэффициента 1. Фактически, зачет осуществляется в размере половины уплаченной суммы налога. Если дом не был построен в течение трех лет с даты регистрации земельного участка, то, начиная с четвертого года, исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 4, вплоть до даты госрегистрации прав на построенный объект недвижимости (п. 15 ст. 396 НК РФ).

В новом документе правила уплаты земельного налога прописаны для крупных застройщиков. Так, в добавленном п. 15.1 срок для применения коэффициента 2 увеличивается до 10 лет, если документация по планировке территории предусматривает строительство жилых домов и (или) многоквартирных домов общей площадью от 500 тыс. до 1 млн кв. м включительно. А если речь идет о строительстве жилых домов и (или) многоквартирных домов общей площадью свыше 1 млн кв. м., коэффициент 2 станет применяться в течение 15 лет.

В новом п. 15.2 предусмотрено, что если застройщик укладывается в 10-ти- или 15-летний срок, часть суммы налога, исчисленного с учетом коэффициента 2, будет ему возвращена. Имеется в виду зачет (возврат) в размере налога, уплаченного в течение трех последних лет до ввода в эксплуатацию объекта, исчисленный с учетом коэффициента 1.

В случае принятия закон вступит в силу с 1 января 2017 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по земельному налогу.

15 ноября 2016 г.

В следующем году в России начнут применяться международные стандарты аудита

Минфин России принял ведомственный нормативный акт, согласно которому с 2017 года на территории России начнут применяться 30 международных стандартов аудита (приказ Минфина России от 24 октября 2016 г. № 192Н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»).

Отметим, что несколько лет назад в законодательство были внесены изменения, устанавливающие приоритет международных стандартов аудита над федеральными (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). В соответствии с этим, были разработаны правила принятия данных стандартов в России (Положение о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации).

Таким образом, все аудиторы России, начиная с будущего года, должны будут обязаны использовать в работе 30 международных стандартов аудиторской деятельности, регулирующих такие сферы, как:

  • контроль качества в аудиторских организациях;
  • основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с международными стандартами аудита;
  • обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности;
  • рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности;
  • информирование лиц, отвечающих за корпоративное управление, и руководства о недостатках в системе внутреннего контроля;
  • планирование аудита финансовой отчетности;
  • выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения;
  • аудиторские доказательства;
  • аналитические процедуры;
  • события после отчетной даты и другие.

Стандарты будут вступать в силу со дня их официального опубликования. Напомним, что таким днем считается первая публикация текста в официальном печатном издании, определяемом Минфином России, или первое размещение (опубликование) на официальном сайте министерства (п. 13 Положения о признании международных стандартов аудита подлежащими применению на территории Российской Федерации). Общее применение всех 30 стандартов начнется с будущего года. Однако на настоящий момент ни одного стандарта не опубликовано.

14 ноября 2016 г.


Земельный налог, возможно, еще больше увеличится для участков с долгостроем

Верховный Совет Республики Хакасия внес на рассмотрение Госдумы законопроект, согласно которому предлагается увеличить коэффициент, применяющийся при исчислении земельного налога для участков, приобретенных в собственность физлицами для индивидуального жилищного строительства, (п. 16 ст. 396 НК РФ). Напомним, что в настоящее время в отношении таких земельных участков исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на них и вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. Проектом закона предлагается увеличить значение коэффициента с 2 до 5, за счет чего по истечении 10 лет с даты госрегистрации прав на данные земельные участки исчисление суммы налога на них будет происходить с учетом пятикратного коэффициента вплоть до госрегистрации прав на построенный объект недвижимости. 

Как отмечается в пояснительной записке к документу, это станет фактором, частично компенсирующим выпадающие доходы муниципалитетов в связи с отсутствием поступлений налога на иму­щество физлиц по объектам индивидуального жилищного строительства, в отношении которых физлица не осуществляют госрегистрацию прав собственности.

Отметим, что сейчас законодательно не установлены конкретные сроки обращения граждан в регистрирующие органы в целях регистрации прав на недвижимое имущество. В результате складывается ситуация, при которой физлица – собственники земельных участков для индивидуального жилищного строительства, получив разрешение на строительство дома, которое выдается на 10 лет, и завершив строительство, не осуществляют госрегистрацию права собственности на построенные объекты недвижимости. Это позволяет им годами не уплачивать налог на имущество физлиц. Что, в свою очередь, приводит к плохой наполняемости бюджетов муниципалитетов, так как земельный налог является местным (п. 1 ст. 61 БК РФ).

В то же время, проектом закона предусматривается создание условий для увеличения доходов местных бюджетов в целях финансового обеспечения деятельности муниципальных образований. Тем более что для госрегистрации прав на объекты недвижимости созданы благоприятные условия – до 1 марта 2018 года продлена упрощенная процедура предоставления документов, согласно которой единственным основанием для госрегистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства является правоустанавливающий документ на земельный участок (п. 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

14 ноября 2016 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация