О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 10.06.2019

10.06.2019

Сделки по уступке прав теперь не признаются контролируемыми

На днях вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, касающиеся порядка учета и отражения сделок по уступке прав (Федеральный закон от 6 июня 2019 г. № 125-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Уточним, что речь будет идти только о сделках, осуществляемых в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банком России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка или иных установленных законодательством случаев (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 263-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Так, прежде всего в статье, посвященной сделкам между взаимозависимыми лицами, установлено, что цены в сделках по уступке прав в вышеуказанных случаях признаются рыночными (п. 11.1 ст. 105.3 НК РФ). Напомним, если в сделках с взаимозависимыми лицами будет установлено, что цены были не рыночными и повлекли занижение налогов или завышение убытков, то налогоплательщик может самостоятельно произвести корректировку налоговой базы и сумм налогов (убытков) по истечении календарного года, включающего налоговый период (налоговые периоды) по налогам, суммы которых подлежат корректировке. При этом к уточненной налоговой декларации необходимо приложить пояснения, содержащие сведения о корректируемых сделках (п. 6 ст. 105.3 НК РФ).

Кроме того, теперь сделки по уступке прав не относятся к контролируемым, вне зависимости от того, были ли выполнены условия признания их таковыми (п. 4 ст. 105.14 НК РФ). Это значит, что теперь организациям не придется уведомлять о них налоговые органы, а также предоставлять в налоговые органы документацию по ним на проверку.

Вышеуказанные положения вступили в силу 7 июня 2019 года, однако распространяются они на сделки, доходы и расходы по которым учитываются для расчета налога на прибыль с 1 января 2018 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.

10 июня 2019 г.


ВС приравнял рекламу на транспорте к «наружке» в налоговых целях – без нормирования

Решения судов, разделившие эти виды рекламы и поддержавшие решение ИФНС, отменены.

Компания потратилась на рекламу на троллейбусах и учла эти расходы в полном объеме. Налоговая указала, что расходы не вписываются в норматив, и доначислила налог на прибыль.

Суд первой инстанции провел другой расчет и решил, что хоть расходы и нормируемые, но в норму (1% от выручки) они «влезают» (дело № А40-125588/2017). Апелляция же прибавила спорные расходы к другим нормируемым расходам на рекламу и увидела, что в сумме норматив превышен, поэтому отменила решение коллег и оставила в силе доначисление; кассация присоединилась.

Однако истец руки не опустил, и не зря: ВС принял новое решение. Дело в том, что суды разграничили рекламу на транспорте и наружную рекламу, сославшись на закон о рекламе. При этом в налоговых целях «наружка» не нормируется, а «иная реклама» нормируется.

ВС указал, что закон о рекламе содержит лишь указания на разные рекламоносители и способы размещения, но там нет четких определений названных видов рекламы, которые бы позволили разделять их в налоговых целях.

НК не диктует ограничение по учету расходов только в связи с тем, что местом размещения выступают не стационарные объекты, а движущиеся. Такого рода дифференциация возможности учета затрат не имеет под собой разумного экономического основания и, соответственно, приводит к неравному налогообложению хозсубъектов, указал ВС (305-ЭС19-4394).

В данном случае изготавливались баннеры, которые могли быть размещены где угодно, а фиктивность или нецелесообразность сделки по размещению рекламы налоговая не доказала. Так что суд первой инстанции, сам того не подозревая, по существу вынес верное решение, хоть и исходя из неправильных предпосылок.

10 июня 2019 г.

 

Если плательщик прекратил деятельность, то ККТ снимут с учета без его заявления

ФНС России сообщает, что в АИС «Налог-3» реализована возможность снятия контрольно-кассовой техники с регистрационного учета налоговым органам в одностороннем порядке без заявления пользователя ККТ по причинам:

  1. несоответствия экземпляра ККТ требованиям законодательства РФ о применении ККТ;

  2. истечения срока действия ключа фискального признака в фискальном накопителе;

  3. внесения записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица или ЕГРИП о прекращении деятельности физического лица в качестве ИП (письмо ФНС России от 26 апреля 2019 г. № ЕД-4-20/8069, письмо ФНС России от 10 апреля 2019 г. № ЕД-4-20/6682@).

7 июня 2019 г.

 

Налоговый мониторинг планируется сделать более доступным

В ФНС России состоялось совещание по вопросам перехода компаний с госучастием на налоговый мониторинг с 2020 года. Программа впервые была запущена в 2016 году, а в настоящее время в ней участвуют 44 российские организации. Со следующего года в ней планируют принять участие еще 48 компаний. Соответствующая информация размещена на официальном сайте ФНС России.

Напомним, что налоговый мониторинг – это система дистанционного налогового контроля (гл. 14.7 Налогового кодекса). Она заключается в том, что организация открывает свои информационные учетные системы для налоговых органов. Те же взамен не проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Такое взаимодействие позволяет бизнесу, помимо прочего, исключить риски, связанные с некорректным исчислением налогов и сборов. «Такая форма налогового контроля, как налоговый мониторинг, максимально учитывает специфику бизнеса и отрасли. В ее основе лежит принцип добровольного совместного соблюдения налогового законодательства. Это открытый диалог с налоговым органом с помощью современных информационных технологий», – заявил заместитель руководителя ФНС России Даниил Егоров.

В настоящее время в программе могут участвовать организации с годовым оборотом не менее 3 млрд руб. и активами на 3 млрд руб (подп. 2-3 п. 3 ст. 105.26 НК РФ). При этом они должны уплатить за предшествующий год не менее 300 млн руб. (подп. 1 п. 3 ст. 105.26 НК РФ). Поскольку программа налогового мониторинга дает положительные результаты, то ФНС России совместно с Минфином России прорабатывают вопрос о привлечении в нее большего количества компаний, снизив для этого вышеуказанные пороги. Так, предлагается установить следующие требования:

  • объем полученных доходов не менее 2 млрд руб.;
  • стоимость активов не менее 2 млрд руб.;
  • совокупная сумма уплаченных налогов за год не менее 200 млн руб.

На совещании также делились своим опытом использования налогового мониторинга представители госкомпаний. Как рассказал заместитель начальника департамента ОАО «РЖД» Денис Полехин, компания в 2018 году получила 16 тыс. требований о представлении документов, а в 2019 году, уже перейдя на налоговый мониторинг, только восемь. Поэтому она планирует в ближайшие годы перевести на эту программу и ряд своих дочерних организаций.

6 июня 2019 г.

 

Налоговая инспекция выплатит организации около 1 млн руб. за блокировку счета

В целях обеспечения исполнения решения по выездной налоговой проверке инспекция инициировала блокировку операций по счетам налогоплательщика на сумму более чем 10 млн. руб. Результаты выездной проверки налогоплательщик оспорил в суде, который вынес определение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления действия решения ИФНС. Соответственно, после принятия судом обеспечительных мер, инспекция должна была отменить свое решение о приостановлении операций по счетам. Однако документы для разблокировки счетов налоговая направила в банк только через год.

По причине несвоевременного выполнения налоговым органом определения суда о применении обеспечительных мер и долгосрочным приостановлением операций по счетам организация не могла пользоваться принадлежащими ей денежными средствами и обратилась в суд с требованием о взыскании с ИФНС процентов, предусмотренных Налоговым кодексом в случае нарушения налоговым органом срока направления в банк решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.

Суды первых двух инстанций отказали организации (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20 мая 2019 г. № Ф08-3018/19 по делу № А32-14521/2018). По их мнению, взыскание с налогового органа рассматриваемых процентов призвано нести компенсационный характер, и не предполагает обогащение налогоплательщика. А организация в связи с блокировкой счетов не понесла материальных потерь, так как у нее не было намерений осуществить расчетные операции по заблокированным счетам, ведь попыток перечислить средства с этих счетов не было. То есть чтобы доказать наличие ущерба, вызванного блокировкой счета, налогоплательщик должен был попытаться перечислить с него деньги и получить отказ. Таким образом, организация не представила доказательств возникновения у нее негативных последствий и причинения ущерба, поэтому у суда нет оснований для взыскания процентов с ИФНС.

Однако окружной Арбитражный суд не согласился нижестоящими инстанциями и напомнил, что проценты призваны компенсировать потери частного субъекта, возникшие в результате невозможности пользоваться денежными средствами без законных оснований. Данная норма НК РФ реализует конституционное право каждого на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями госорганов или госслужащих. Кроме того, суд указал, что положения НК РФ не обязывают налогоплательщика самостоятельно доказывать получение ущерба.

Решения двух первых инстанций были отменены, по делу принято новое решение, согласно которому ИФНС должна заплатить налогоплательщику более 998 тыс. руб. процентов и возместить расходы по уплате госпошлины.

6 июня 2019 г.

 

В России предложили отменить срок давности для налоговых преступлений

Верховный суд предложил отменить срок давности для налоговых преступлений. В ВС отметили, что уклонение от уплаты налогов можно считать преступлением, которое продолжается, пока должник окончательно не рассчитается с государством.

В документе указано, что налоговое преступление можно считать оконченным лишь с момента неуплаты налогов в установленный срок. Однако такие преступления длящиеся, поэтому и срок давности исчисляется со дня добровольного погашения либо взыскания долга.

По словам представителя Верховного суда Павла Одинцова, момент окончания налогового преступления считается оконченным с момента неуплаты налога в установленный законом срок. Поэтому срок давности не начинает отчисляться до тех пор, пока лицо полностью не погасило долг по налогам. Отметим, что пока это только проект документа. Планируется, что ее рассмотрит редакционная комиссия, пишут «Ведомости».

6 июня 2019 г.

 

При выездной проверке могут проинспектировать отчетные периоды текущего года

ФНС сообщила, что НК РФ не запрещает контролировать отчетные периоды года, в котором инспекция решила провести выездную проверку. Налоговая служба сослалась на суды. Они поддерживают такой подход.

Документы: Письмо ФНС России от 17.04.2019 N ЕД-4-2/7305

5 июня 2019 г.

 

ФНС России разъяснила, как отражать вычеты НДС при покупке электронных услуг у иностранной организации

Разъяснено, что к вычету можно принять НДС при покупке электронных услуг как у иностранного поставщика, так и у иностранного посредника (письмо ФНС России от 14 мая 2019 г. № СД-4-3/8916@). Главное – наличие документов, предусмотренных п. 2.1 ст. 171 Налогового кодекса, а именно:

  • договора и (или) расчетного документа с выделением суммы НДС и указанием ИНН и КПП иностранной организации;
  • документов на перечисление иностранной организации оплаты, включая сумму НДС.

При этом в книге покупок рекомендуется указывать:

  • в графе 2 – код вида операции – 45;
  • в графе 3 – номер и дату договора или расчетного документа (счета на оплату услуг, акта об оказании услуг или иного документа со стороны иностранной организации), в которых указаны ИНН и КПП иностранной организации, а также сумму НДС;
  • в графе 7 – номер и дату документа, свидетельствующего о перечислении оплаты или о погашении задолженности при безденежных формах расчетов.

5 июня 2019 г.

 

Сведения о своих банковских счетах можно получить в любой налоговой инспекции

В различных жизненных обстоятельствах как организации, так и физлицу могут понадобится сведения о собственных банковских счетах. Например, в банк, при подаче заявки на кредит, для предоставления инвесторам или для участия в тендерах, госзакупках и конкурсах. Также сведения могут запросить в прокуратуре или суде. Необходимы такие данные и при хозяйственной деятельности организации – слиянии, реорганизации, ликвидации.

Как пояснила ФНС России, получить вышеуказанные сведения можно в любом территориальном налоговом органе, в том числе в ИФНС России (либо УФНС России) по месту своего нахождения (письмо ФНС России от 28 мая 2019 г. № ГД-4-14/10122). Поскольку такая информация является конфиденциальной, то и выдается она только по соответствующему запросу. Если обращается организация, то запрос оформляется и направляется в письменном виде на бланках установленной формы фельдъегерской связью, почтовыми отправлениями, курьерами, нарочными или в электронном виде с реквизитами, позволяющими идентифицировать факт обращения пользователя в налоговый орган (п. 4 Порядка доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утв. приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. № БГ-3-28/960).

Гражданину же разрешается составить запрос в произвольной форме, обратиться с ним и документом, удостоверяющим личность, лично в налоговую инспекцию или подать заявление через сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» (раздел: «обращение в свободной форме»).

На рассмотрение запроса и предоставления информации налоговой инспекции отводится 30 дней со дня регистрации обращения (п. 1 ст. 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ). Форма представления сведений о банковских счетах нормативными правовыми актами не установлена, но в ответе должна содержаться информация о банке, в котором открыт (закрыт) счет (наименование, регистрационный номер, ИНН, КПП, БИК, адрес) и о счете (номер, дата открытия (изменения, закрытия), состояние счета, вид счета).

4 июня 2019 г.

 

Могут ужесточить ответственность за несообщение в налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения

В госдуму был внесен законопроект, который предусматривает внесение изменений в статью 126 Налогового кодекса с целью усиления ответственности налогоплательщиков за непредставление в установленный срок в налоговые органы документов о создании обособленного подразделения организации1. За такое нарушение предлагается предусмотреть штраф в размере 40 тыс. руб. Сведения о создании подразделения, согласно законодательству, должны быть предоставлены в течение одного месяца со дня его образования. При изменении сведений сообщить в налоговую инспекцию нужно еще раньше – в течение трех дней (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ).

В настоящее время также предусматривается налоговая ответственность за непредставление в срок информации об обособленных подразделениях. Но штраф составляет всего 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ). Как сообщается в пояснительной записке к законопроекту, существующий на сегодняшний день размер административного штрафа несоизмерим с финансовым оборотом организаций, нарушающих требования постановки на учет обособленного подразделения. Также стоит учесть, что если созданные подразделения являются территориально обособленными, то они обязаны уплачивать налоги и сборы в регионах своего расположения. А значит, если такое обособленное подразделение не зарегистрировано в налоговой инспекции, то оно не уплачивает налоги в бюджеты субъектов РФ (например, НДФЛ).

Поэтому законодатель и предложил увеличить размер штрафов до 40 тыс. руб., сделав его сопоставимым с штрафом за ведение деятельности организацией или ИП без постановки на учет в налоговом органе. Напомним, в настоящее время за такое деяние предусмотрен штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Напомним, что для постановки на учет обособленного подразделения нужно заполнить соответствующую форму (Форма № С-09-3-1, утв. приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@).

4 июня 2019 г.

 

Гигантский «налоговый» законопроект внесен правительством в Госдуму

Правительство внесло в Госдуму законопроект с массой поправок в обе части НК. В общем и целом о проекте уже подробно рассказывалось – когда его выносили на общественное обсуждение и когда поправки получили одобрение от комиссии кабмина.

Однако теперь проект некоторым образом изменился, и с появлением его текста на думском портале можно проанализировать новую версию (законопроект № 720839-7).

Начнем с первой части НК – точнее, с новшеств налогового администрирования, готовящихся для организаций, ИП и самозанятых.

Спецрежимы

О самозанятых (в том числе имеющих статус ИП) налоговики будут сообщать в ПФ после регистрации в ЕГРН плательщика налога на профдоход. Это позволит пенсфонду, в частности, «не терять» работающих пенсионеров (точнее, занимающихся «иной деятельностью), которым не положена индексация пенсии. Кстати, напомним, что ИП, применяющие спецрежим для самозанятых и не имеющие наемных работников, не должны платить страховые взносы.

Правила о длительности налогового периода для вновь созданных или ликвидированных фирм или ИП будут не актуальны не только при ПСН и в некоторых случаях при ЕНВД (как сейчас), но и для УСН, ЕСНХ, ЕНВД и ПСН в полном объеме. Каких-то кардинальных изменений, поясняющих, чем названные правила для спецрежимников будут заменены, в законопроекте не найдено.

Налоговые агенты

Если налоговому агенту доначислен неудержанный налог (например, НДФЛ) по итогам проверки, то на этот случай оговаривается, что налог считается уплаченным с момента предъявления в банк платежки, если средств на счете достаточно. Такое дополнение вносится в статью 45. Аналогичное условие действует для налогоплательщиков и в ряде случаев защищает их платежи от краха банка, а на случай перечисления налога агентом такой защиты пока что нет.

Переплаты и недоимки

Возможность зачета налоговой переплаты не будет ограничена «соответствующими видами налогов» (из статьи 78 НК будет упразднено правило «зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам»).

Симметрично меняется и право на возврат переплаты: сейчас налоговики прежде всего смотрят на наличие недоимок по налогам «соответствующего вида», а будут принимать во внимание недоимки по всем налогам. Сначала спишут переплату в счет недоимки любого налога, а только потом примут решение о возврате. Теоретически шансы на возврат снизятся.

Налоговые органы будут вправе информировать «подопечных» о наличии у них недоимки, долгов по пеням, штрафам, процентам по СМС или электронке (а также иными законными способами) не чаще одного раза в квартал. Такое дополнение вносится в статью 31 НК.

Впрочем, эти новшества в равной мере коснутся и граждан.

В связи с отменой деклараций по транспортному и земельному налогам организациям налоговики будут направлять сообщения об исчислении этих налогов. Зачет переплаты по этим налогам будет возможен только после отсылки такого сообщения.

Для работающих с учетом международных договоров

В НК появится глава, посвященная взаимосогласительным процедурам в соответствии с международными договорами РФ. Это – процедуры разрешения споров по вопросам применения такого договора, проводимые Минфином РФ и компентентным органом другой страны. Инициировать процедуру сможет любой налогоплательщик, решивший, что налоговики нарушили в отношении него международный договор, в том числе – если решение налоговой только «будет противоречить» такому договору. Минфин, правда, получив заявление, может и отказать.

Особенности проведения выездных проверок в связи с проведением такой процедуры из законопроекта убрали (это было в проекте на стадии его общественного обсуждения).

Предусматривается возможность корректировок по итогам решения по процедуре.

Другие новшества

Вводится понятие налоговых органов, уполномоченных на проведение выездных проверок на территории субъекта РФ.

И, конечно, не обошлось без поправок в раздел о взаимозависимых лица и контролируемых сделках. Вносятся дополнения в правила определения сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок, интервалов рыночных цен, а также в порядок проведения проверок «взаимозависимых» сделок (последнее – преимущественно в связи с взаимосогласительными процедурами).

3 июня 2019 г.

 

При покупке электронных услуг у иностранного предпринимателя российская организация будет считаться налоговым агентом по НДС

Иностранный предприниматель, зарегистрированный за рубежом, оказывает российской компании электронные услуги. При этом на учете в России он не стоит, а значит, сам исчислить и уплатить НДС он не может. На вопрос, как же быть в такой ситуации российской организации, ответил Минфин России.

Если иностранная организация оказывает электронные услуги российской и местом реализации таких услуг признается территория РФ, то она должна встать на учет в налоговый орган (п. 4.6 ст. 83 Налогового кодекса).

По новому правилу российские юрлица и ИП не являются налоговыми агентами независимо от того, встала ли иностранная организация на учет в российских налоговых органах, или нет (п. 9 ст. 174.2 НК РФ, письмо Минфина России от 3 сентября 2018 г. № 03-07-08/62624).

Минфин России пояснил, что данное правило касается только иностранных организаций (письмо Минфина России от 24 мая 2019 г. № 03-07-08/37670), ведь постановка на учет иностранных ИП, оказывающих услуги в электронной форме, НК РФ не предусмотрена. Также законодательством установлено, что если иностранное лицо не состоит на учете в российском налоговом органе, то при реализации услуг, местом реализации которых признается территория РФ, НДС должна исчислить и уплатить именно российская компания-покупатель, которая и признается налоговым агентом (ст. 161 НК РФ).

Ранее мы уже рассматривали ряд спорных ситуаций в отношении электронных услуг, оказываемых иностранцами, например таких как, можно ли уплатить НДС досрочно, или же получить налоговый вычет по НДС при добровольной уплате налога за незарегистрированное иностранное юрлицо.

3 июня 2019 г.

 

С 9 июня бухгалтеров перестанут штрафовать за чужие ошибки

С 9 июня вступит в силу закон, освобождающий от административной ответственности за искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета (или с которыми заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета), если такое искажение допущено в результате:

  • несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни;
  • и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (Федеральный закон от 29 мая 2019 г. № 113-ФЗ).

Уточнена формулировка мнимого объекта бухгалтерского учета (п. 1 ст. 15.11 КоАП). Ответственность теперь предусмотрена за регистрацию в регистрах бухучета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухучета.

Кроме того, скорректированы положения об ответственности за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету (ст. 15.15.6 КоАП РФ), в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности в госсекторе, а также за нарушение порядка формирования и представления (утверждения) сведений (документов), используемых при составлении и рассмотрении проектов бюджетов (ст. 15.15.7 КоАП РФ).

3 июня 2019 г.

 

Разъяснен порядок применения нулевой ставки по налогу на прибыль участниками инвестпроектов

ФНС России опубликовала письмо, разъясняющее порядок применения пониженной ставки по налогу на прибыль участниками региональных инвестиционных проектов (письмо ФНС России от 27 мая 2019 г. № СД-4-3/10030@ «О направлении разъяснений»).

Согласно действующему законодательству, организации-участники могут применить нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль, зачисляемому в федеральный бюджет, только при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в результате реализации инвестиционных проектов, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы (п. 1.5 ст. 284 , п. 1 ст. 284.3 Налогового кодекса).

Также налогоплательщик может уменьшить налоговую базу, исключив из нее налоговую базу, к которой применяется нулевая ставка, на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, но на сумму не более 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Такой порядок действует для отчетных (налоговых) периодов с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года.

При этом, ведомство поясняет, что для расчета налоговой базы при применении льготных ставок в обязательном порядке должны учитываться положительные курсовые разницы. Такая позиция высказывалась налоговой службой и ранее (письме ФНС России от 28 июня 2018 г. № СД-4-3/12488@). Невключение таких доходов повлечет за собой увеличение льготной налоговой базы, а значит и снижения налоговой базы от обычных видов деятельности, которая может быть уменьшена на величину убытков.

Напомним, что применять нулевую налоговую ставку по налогу на прибыль можно до 1 января 2029 г. независимо от даты включения организации в реестр участников (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 144-ФЗ).

31 мая 2019 г.

 

Нельзя подтвердить расходы одним лишь кассовым чеком, намекнул Минфин

Кассовый чек относится к числу первичных учетных документов, но содержит лишь сведения о расчете.

Минфин напомнил, что обязательные реквизиты первички включают, среди прочего, содержание факта хозяйственной жизни; единицы измерения; должности лиц, совершивших сделку (или ответственных за оформление события); подписи таких лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов для идентификации этих лиц.

При этом если законодательством для оформления конкретных операций установлены обязательные формы, то их и надо применять.

Кассовый чек относится к числу первичных учетных документов, но содержит лишь сведения о расчете.

Таким образом, кассовый чек подтверждает факт расчетов, но не является документом, обосновывающим экономическую целесообразность факта хозяйственной деятельности (письмо от 30.04.19 № 03-03-06/1/32212).

31 мая 2019 г.

 

Бухотчетность только в тысячах рублей надо составлять уже за текущий год

Минфин напомнил о недавних изменениях и разъяснил порядок их вступления в силу.

Минфин выпустил информационное сообщение о недавних изменениях, внесенных в формы бухгалтерской отчетности приказом 61н.

Уточнен порядок заполнения кодовой зоны отчетов. Вид деятельности теперь должен указываться по ОКВЭД2, а коды форм бухотчетности – в соответствии с ОКУД ОК 011-93 (в редакции приказа Росстандарта от 25.06.2014 N 676-ст):

  • отчет о целевом использовании средств – 0710003
  • отчет об изменениях капитала – 0710004
  • отчет о движении денежных средств – 0710005.

Во всех отчетах все стоимостные показатели приводятся теперь только в тысячах рублей (ранее – по выбору организации в тысячах или в миллионах).

Введено раскрытие информации об аудиторской организации, проводившей аудит отчетности, для случаев обязательного аудита. Такие данные приводятся в заголовочной части бухгалтерского баланса.

Уточнены показатели, характеризующие налог на прибыль – в этой части форма отчета о финрезультатах приведена в соответствие с правками ПБУ 18/02. Теперь в отчете указываются:

  • налог на прибыль – расход (доход) по налогу на прибыль (ранее – отсутствовал);
  • текущий налог на прибыль (ранее – текущий налог на прибыль, в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы));
  • отложенный налог на прибыль (ранее – изменение отложенных налоговых обязательств, изменение отложенных налоговых активов);
  • налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода (участвует в формировании совокупного финансового результата периода) (ранее – отсутствовал).

Изменения, касающиеся информации о налоге на прибыль, вступают в силу начиная с отчетности за 2020 год – вместе с изменениями ПБУ 18/02. По выбору фирмы можно начать это делать и раньше. Остальные изменения вступают в силу в общем порядке по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, то есть – с 1 июня 2019 года (сообщение от 28.05.2019 N ИС-учет-18).

31 мая 2019 г.

 

Минфин России разработал новые поправки в НК РФ

В Госдуму внесен новый законопроект, предлагающий существенные изменения в Налоговый кодекс. Документ был разработан Минфином России в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 2019 год и Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года. Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства РФ 29 мая 2019 года.

Прежде всего предлагается внести изменения в ст. 217.1 НК РФ, разрешив не облагать НДФЛ доходы при продаже недвижимого имущества в виде комнаты, квартиры, жилого дома или доли в нем, при условии, что оно является единственным жилым помещением, находящимся в собственности налогоплательщика (включая совместную собственность супругов), и срок владения которого составляет не менее трех лет. В настоящее время, чтобы не облагать налогом доходы от продажи такого имущества нужно владеть им не менее пяти лет (п. 17.1 ст. 217, п. 2 ст. 217.1 НК РФ).

Также законодатели уточняют условия предоставления имущественных налоговых вычетов при приобретении жилья. Так к зачету планируется принимать только проценты по займам, выданным в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам, оказавшимся в сложной финансовой ситуации.

Планируется также установить нулевую ставку по налогу на прибыль организаций в отношении доходов музеев, театров и библиотек. Такое правило будет действовать в отношении региональных и муниципальных организаций. Планируется также установить, что ставка будет применяться ко всей налоговой базе, если доходы от деятельности музеев, театров, библиотек будут составлять не менее 90% всех доходов. При этом надо будет подавать в налоговую инспекцию по месту постановки на учет сведения о доле доходов по установленной форме.
Что касается косвенных налогов, то планируется прописать, что при реорганизации компании и переходе правопреемника на специальный налоговый режим, ранее принятый к вычету НДС подлежит восстановлению. Подакцизными предлагается сделать электронные сигареты и кальяны.

Кроме того, законодателем прописаны и общие нормы. Так, например, предоставить или получить документы из налоговой можно будет через МФЦ.

Для налоговых агентов упрощается порядок перечисления сумм налога по обособленным подразделениям. Сделать это можно будет в налоговый орган по месту нахождения одного из таких подразделений.

Также предлагается предусмотреть возможность зачета излишне уплаченных сумм платежей вне зависимости от вида налога (федеральный, региональный и местный) с 1 января 2022 года.

30 мая 2019 г.

 

Налоговики «копали» под фирму, прикрываясь истребованием информации по сделке

Организация, в отношении которой никаких налоговых проверок не проводилось, внезапно получает от налоговой требование представить:

  • оборотки по 60, 62 и 76 счетам с указанием ИНН контрагентов за три года с разбивкой по годам;
  • расшифровку счетов 76, 90, 91 за три года;
  • расшифровку дебиторки и кредиторки с указанием ИНН контрагентов;
  • штатное расписание;
  • расшифровку большей части статей баланса на две даты и сальдо на последнюю;
  • налоговые регистры расходов и доходов с разбивкой на прямые, косвенные, прочие, внереализационные за три года или расшифровки строк приложений 1 и 2 к листу 02 декларации по налогу на прибыль.

Как указано в решении суда первой инстанции, требование выставлено «на основании пункта 2 статьи 93.1 НК». Причем, первые две судебные инстанции не усомнились в праве ИФНС на такое требование (дело № А40-211149/2018). Но в кассации дело приняло другое направление.

Окружной суд (Ф05-5289/2019) указал: «полномочия налоговых органов не абсолютны, а должны иметь правовые основания». Если фирма не является проверяемым налогоплательщиком, то у нее истребоваться документы и информация могут в двух случаях: если ведется проверка в отношении контрагента (и тогда налоговая может получить сведения, связанные с этим контрагентом) или – на основании упомянутого пункта 2 статьи 93.1 – по конкретной сделке.

Однако в данном случае документация касалась деятельности самой фирмы, вне связи с каким-то ее конкретным контрагентом или с какой-либо сделкой. Фактически, такой набор сведений подходит для начала выездной проверки (как раз и изучаемый налоговиками период совпадает – три года). Но такая проверка не проводилась, хотя и не исключено, что ИФНС о ней подумывала. Однако исследование деятельности фирмы с целью прикинуть, стоит ли заходить с выездной, не прописано в НК как повод истребовать информацию.

Но, надо отметить, окрсуд тоже действовал с оглядкой – отменил решение судов не бесповоротно, а с направлением на новое рассмотрение. А вдруг все же выявится связь запрошенных сведений (штатного расписания, например, или перечня основных средств) с какой-нибудь конкретной сделкой.

30 мая 2019 г.

 

Актуализированы данные, позволяющие прогнозировать риск выездной проверки

ФНС посчитала налоговую нагрузку и рентабельность по отраслям за прошлый год.

ФНС обновила показатели для самостоятельной оценки налогоплательщиками рисков «попасть» на выездную проверку. Как всегда в это время года, опубликованы значения среднеотраслевых показателей налоговой нагрузки, рентабельности продаж и рентабельности активов организаций по видам деятельности за прошлый год. Информация размещена в разделе «Налогообложение в РФ» – «Контрольная работа» – «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок» на сайте ФНС.

Что дают эти сведения

Налогоплательщик может самостоятельно оценить шансы визита налоговиков. Критерии – сравнение своей налоговой нагрузки со средним ее уровнем по отрасли, а также – показателей рентабельности фирмы по данным бухучета с уровнем рентабельности для данной сферы, сведения о которой ФНС черпает из данных статистики.

Спокойнее могут себя чувствовать предприятия в тех сферах, где отраслевые значения по сравнению с прошлым годом снизились: их уменьшение в компании может и не ухудшить ее «вид» на общем фоне. Зато если среднеотраслевой показатель повысился, то компания, у которой он понизился или остался прежним, больше рискует нарваться на проверку, чем фирма, не выходящая за пределы отраслевого тренда.

Повышение показателей

По сравнению с предыдущим годом налоговая нагрузка более-менее заметно повысилась в таких отраслях: лесоводство и лесозаготовки, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых, обработка древесины, производство бумаги и бумажных изделий, деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, производство прочих транспортных средств и оборудования.

Средняя налоговая нагрузка «по больнице» незначительно повысилась.

Ощутимо повысилась средняя по стране рентабельность, причем, как рентабельность продаж, так и рентабельность активов. Соответственно, имеется заметное повышение этих показателей во многих отраслях.

Понижение налоговой нагрузки

Можно считать относительно существенным понижение показателя в таких отраслях: производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий; деятельность полиграфическая и копирование носителей информации; производство кокса и нефтепродуктов; производство компьютеров, электронных и оптических изделий; торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.

В среднем по всем сферам немного понизилась нагрузка по страховым взносам.

«Калькулятор»

Напомним, ФНС не так давно запустила сервис »Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки», позволяющий налогоплательщикам, применяющим общий режим, сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Теперь для самостоятельной оценки своих налоговых рисков ФНС рекомендует пользоваться данным сервисом.

29 мая 2019 г.

 

Лиц, которые начнут применять ККТ с 1 июля 2019 года, проинформируют по инструкции ФНС России

ФНС России разъяснила действия сотрудников налоговых органов в рамках информационно-разъяснительной кампании по переходу на новый порядок применения ККТ плательщиками, которые ранее могли ее не использовать (письмо ФНС России от 22 марта 2019 г. № ЕД-4-20/5228).

Ведомство напомнило, что с 1 июля 2019 года ККТ обязаны использовать:

  • организации и ИП на любом режиме налогообложения, выполняющие работы или оказывающие услуги населению;
  • ИП, применяющие ЕНВД и ПСН, работающие в сфере торговли или общепита без наемных работников;
  • ИП без наемных работников, торгующие через автоматы;
  • организации и ИП, реализующие в салоне транспортного средства проездные документы и талоны для проезда в общественном транспорте.

Также указаны остальные виды расчетов, при при которых нужно применять ККТ.

Вместе с тем отмечается, что планируется отсрочить обязательное применение ККТ предпринимателями без наемных работников в связи с введением налога на профессиональный доход.

Напомним, что соответствующий законопроект уже принят Госдумой. Согласно проекту ИП, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять ККТ при расчетах за такие товары, работы, услуги до 1 июля 2021 года.

29 мая 2019 г.

 

С 9 июня уведомлять налоговую инспекцию о невозможности предоставить запрашиваемые документы нужно будет по новой форме

ФНС России разработала новую форму и формат предоставления уведомления о невозможности предоставления в установленные сроки документов (информации) в электронном виде (Приказ ФНС России от 24 апреля 2019 г. № ММВ-7-2/204@, далее – Приказ). Текст Приказа опубликован сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. Поскольку ни в самом Приказе, ни в утвержденных формах не указан срок вступления в силу, то применять положения нужно будет по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, то есть с 9 июня 2019 года (п. 12 указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763).

Основные изменения в форме сводятся к тому, что теперь придется более подробно раскрывать причину непредоставления запрашиваемых документов. Так, в действовавшей ранее форме для указания этих сведений было отведено специальное поле, в которое вписывался код причины: 10 – если необходимо продлить срок предоставления по объективным причинам (документы находятся в архиве) или объем истребованных документов очень велик, и 20 – если документы отсутствуют (утрачены, не составлялись).

В новой же форме такого поля нет. Вместо него организация должна будет заполнить один из специальных разделов. Первый раздел предусмотрен для прочих причин непредоставления документов, тогда как последующие для конкретных случаев. Так, второй раздел заполняется в случае отсутствия затребованных документов по следующим причинам:

  • утрата;
  • не составлялись или не поступали;
  • переданы аудиторской организации (индивидуальному аудитору);
  • переданы правоохранительному органу или изъяты им.

Если же документы были утрачены, то указывается причина их утраты. В случае их передачи, то необходимо указать сведения об аудиторской организации или индивидуальном аудиторе (наименование или Ф. И. О. аудитора и регистрационный номер) или наименование правоохранительного органа и его адрес.

В том случае, если документы уже ранее предоставлялись налоговый орган, то заполняется третий раздел формы. При этом, необходимо будет указывать наименование (например, сопроводительное письмо и реестр документов) и реквизиты документа, которым запрашиваемые сведения или документы предоставлялись в инспекцию.

Напомним, что Налоговым кодексом установлено право налоговым органом затребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы (п. 1 ст. 93 НК РФ). Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением (п. 4 ст. 93 НК РФ). За это налоговая инспекция может начислить штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

29 мая 2019 г.


В стандартах бухучета, создаваемых для «дочек», разрешат приоритет МСФО над ФСБУ

Минфин опубликовал проект поправок, которые собирается внести в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

Экономический субъект, имеющий дочерние фирмы, вправе разрабатывать и утверждать для них свои стандарты. Это установлено пунктом 14 статьи 21 закона о бухучете.

Кроме того, согласно абзацу второму пункта 7 указанного ПБУ организация, раскрывающая отчетность по МСФО, вправе при формировании учетной политики руководствоваться ФСБУ с учетом требований МСФО, в частности, не применять способ ведения бухучета по ФСБУ, если он приводит к несоответствию учетной политики требованиям МСФО. Этот абзац был введен два года назад, и это не единственная правка данного ПБУ, направленная на установление приоритета МСФО.

Указанное правило распространят на дочерние организации. Для этого пункт 7 ПБУ дополнят таким тезисом: стандарты бухучета, утвержденные вышеописанной организацией для «дочек», могут устанавливать способы ведения бухучета по правилам абзаца второго пункта 7.

Ввести это новшество в действие Минфин планирует в 2021 году.

28 мая 2019 г.

 

Сдача отчетности через сайт ФНС еще как минимум год будет в «пилотном» статусе

ФНС не забыла в очередной раз продлить такую возможность.

ФНС по привычке внесла изменения в свой приказ от 15.07.2011 N ММВ-7-6/443@, которым в свое время был запущен пилотный проект по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде на сайте ФНС.

Пилотный проект продлен на год, а значит, возможность сдавать отчетность через сайт ФНС в пилотном (а не рабочем) режиме будет существовать до 1 июля 2020 года (приказ от 20 мая 2019 г. N ММВ-7-6/256@).

Ранее пилотный проект продлевался уже неоднократно (каждый раз на год), в предыдущий раз – до 1 июля 2019 года.

28 мая 2019 г.

 


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения. 

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация