О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 30.09.2019

30.09.2019

Минфин разрешил не применять ККТ для зачета встречных требований

Ведомство рассмотрело ряд случаев, когда при взаимозачете между организациями и ИП касса не нужна.

Закон 54-ФЗ обязывает применять ККТ при «предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги». Четкого понятия, что относится к таким расчетам, закон не определил.

Согласно статье 328 ГК встречное предоставление – это когда исполнение обязательств для одной стороны завершается исполнением обязательств другой стороной договора. Сделать это можно разными способами: передачей денег, меной и другими. Что касается взаимозачета, то статья 410 ГК четко дает понятие – это когда обязательства прекращаются только зачетом однородного требования.

По логике закона 54-ФЗ любое погашение обязательств, кроме безналичных расчетов между организациями и ИП, требует применения ККТ. Конкретно о кассе при взаимозачете ничего не сказано. Может быть, он относится к иному встречному предоставлению? Ответы чиновников противоречивы.

Московские налоговики считают, что при взаимозачете ККТ применять надо.

Минфин на вопрос организации: надо ли ей при взаимозачете применить ККТ, если она всегда работает только по безналу, и у нее никогда не было ККТ, отвечает, что применение кассового аппарата не требуется (письмо от 22.08.2019 N 03-01-15/64589).

На аналогичный вопрос, когда организация вообще не работает с физлицами, а с другими фирмами никогда не рассчитывалась наличными, Минфин отвечает: при зачете встречных требований ККТ не нужна (письмо от 22.08.2019 N 03-01-15/64595).

Другой организации, которая в своем вопросе основывается на статье 410 ГК, Минфин также разрешил не пользоваться ККТ при зачете встречных требований (письмо от 22.08.2019 N 03-01-15/64591).

Как будет складываться дальнейшая практика, предсказать невозможно. Так что, вопрос о том, стоит ли отказываться от применения ККТ при взаимозачете, остается пока неоднозначен.

30 сентября 2019 г.

 

Аудиторам пропишут 3 года хранить бумаги клиента при оказании прочих услуг

Минфин представил на общественное обсуждение текст проекта поправок в закон об аудиторской деятельности. Касаться новшества будут хранения клиентских документов. Ранее ведомство заявляло о намерении разработать такие поправки, делая акцент на хранении документации в РФ.

Впрочем, требование о хранении клиентских бумаг на территории РФ и сейчас установлено подпунктом 3 пункта 2 статьи 13 закона. Однако Минфин утверждал, что имеют место факты хранения и за границей. Видимо, действует логика: что не запрещено, то разрешено. Поэтому законопроектом предлагается вписать прямой запрет на зарубежное хранение документов (копий), полученных и (или) составленных при оказании аудиторских услуг, размещение за границей баз данных, содержащих такие документы.

Кроме того, проект дополнит требование к срокам хранения. Сейчас установлено, что документы (копии), возникшие при оказании аудиторских услуг, надо хранить не менее пяти лет после года получения (составления). Это правило останется, но в параллель пропишут необходимость хранить документы, полученные при оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, не менее трех лет.

27 сентября 2019 г.

 

Налоговые обязательства не считаются исполненными, если банк вернул платежку организации

Налоговые обязательства не считаются исполненными вовремя, если банк вернул платежные поручения организации, и налог был уплачен позже установленного срока. К такому выводу пришла ФНС России по результатам рассмотрения жалобы (информация ФНС России от 20 сентября 2019 года, решение ФНС России от 19 сентября 2019 г. № СА-4-9/18985@).

Иностранная организация, оказывающая электронные услуги на территории РФ, представила в зарубежный банк платежные поручения. Он передал их в российский банк-корреспондент, который вернул их без исполнения, так как в документах не были указаны обязательные налоговые реквизиты (ИНН, КПП, УИН). Налогоплательщик отправил скорректированные документы и уплатил налог позже установленного срока, за что инспекция начислила ему пени.

Организация согласилась с начислением пени, однако обжаловала сумму. Она указала, что пени не могут начисляться за время, которое потребовалось банку на обработку платежа и его возврат на расчетный счет налогоплательщика из-за ошибки. Компания посчитала, что обязанность по уплате налога считается исполненной в момент списания с ее счета денежных средств.

Рассмотрев жалобу налогоплательщика, ФНС России подтвердила правомерность начисления пени и поддержала позицию инспекции. ФНС России отметила, что ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 г. № 24-П несостоятельна, так как платежные поручения были возвращены банком и налог в бюджет в установленный срок не поступил. Поэтому инспекция правомерно начислила пени за его несвоевременную уплату.

27 сентября 2019 г.

 

Налоговая служба напомнила об ответственности, предусмотренной за непредставление в установленный срок расчетов по страховым взносам

ФНС России рассмотрела жалобу налогоплательщика на действия налоговой инспекции, назначившей организации штрафные санкции, предусмотренные п. 1 ст. 119 Налогового кодекса, за непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам. В соответствии с этой нормой штраф взыскивается в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 тыс. руб.

Организация полагала, что за такое нарушение предусмотрена ответственность по ст. 126 НК РФ. Напомним, в соответствии с этой нормой штраф за непредставление документов взыскивается в размере 200 руб. за каждый документ. По мнению налогоплательщика такой порядок указывался в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 г. № 57.

Налоговая служба пояснила, что применение норм ст. 126 НК РФ в данном случае неправомерно, поскольку п. 1 ст. 119 НК РФ прямо предусмотрено применение этих санкций в отношении расчетов по страховым взносам. Ведь в 2016 году ФНС России были переданы функции по администрированию страховых взносов, и ст. 119 НК РФ была дополнена соответствующей нормой. Она предусматривает ответственность не только в отношении нарушения сроков предоставления налоговых деклараций, но и расчетов по страховым взносам.

27 сентября 2019 г.

 

Совет по МСФО формально меняет стандарты в ответ на реформу IBOR

Совет по международным стандартам финансовой отчетности сегодня внес окончательные изменения в некоторые стандарты, оговаривающие учет хеджирования. Их основная задача – облегчить жизнь составителям отчетности и повысить полезность финансовой информации для ее пользователей в период неопределенности, пока продолжается переход с традиционных базовых ставок, таких как LIBOR и EURIBOR, на альтернативные. Речь идет о «старых» и «новых» международных стандартах по учету финансовых инструментов: IFRS 9, IAS 39 (по признанию и измерению), а также связанный стандарт по раскрытиям – IFRS 7.

Корректировки в стандартах упрощают некоторые специфические требования к учету хеджирования, чтобы минимизировать влияние созданной реформой IBOR неопределенности. Кроме того, от компаний потребовали предоставлять инвесторам дополнительную информацию об аспектах хеджирования, на которые прямо влияет неопределенность реформы. Эти изменения официально вступают в силу с начала следующего года, однако использовать их можно хоть уже сейчас.

«Совет работал в ускоренном режиме, чтобы предоставить компаниям решения учетных сложностей, с которыми они столкнулись из-за неопределенности вокруг реформы базовых процентных ставок. Эти изменения обеспечат инвесторов полезной информацией в течение периода неопределенности», – сказал председатель Совета по МСФО Ханс Хугерворст (Hans Hoogervorst).

Напомним, что план ответных действий IASB решил разбить на фазы. С сегодняшней публикацией можно констатировать формальное завершение Фазы 1, в рамках которой удалось справиться с неопределенностью. К работе над Фазой 2 Совет по МСФО, в принципе, уже приступил – это следует из сообщений руководства по ходу новостных подкастов – однако деталей на данный момент пока известно немного. Ее основная задача – проанализировать и отреагировать на потенциальные последствия для финансовой отчетности в результате замены традиционных базовых ставок на альтернативные.

В самое ближайшее время Совет также представит пока что предварительный вариант корректировок к Таксономии МСФО, которые учитывают обновленный вариант IFRS 9, IAS 39 и IFRS 7. Напоминаем, последние несколько лет IASB старается вносить корректировки в Таксономию по возможности одновременно с изменениями в самих стандартах, а не ждать, как было раньше, по полгода после этого, чтобы досрочно внедряющие у себя стандарты компании всегда знали, как им теперь составлять свою электронную отчетность.

26 сентября 2019 г.

 

Банк не должен предоставлять выписки по счету клиента в налоговую без запроса

ФНС разъяснила, что банк обязан предоставлять только конкретные документы и точно по требованию.

ФНС рассмотрела вопрос: может ли банк выдать выписку об операциях по счету вместо копии приходных/расходных кассовых документов?

Налоговики напомнили, что они вправе на основании статьи 93.1 НК запрашивать у банка документы по расчетному счету налогоплательщика, а банк обязан предоставить их на основании статьи 86 НК. При этом ФНС разделяет запрос по статье 86 и по статье 93.1. В частности, прочие лица обязаны исполнить требование за 5 дней или уведомить о невозможности исполнения из-за отсутствия документов, а у банков нет такой возможности «уведомить о неисполнении», и за три дня они должны все предоставить.

Однако присылать документы банкиры должны строго по перечню запроса, ничего лишнего. Если налоговики не просят выписку по счету, банк не должен ее отправлять.

Банкам разрешено присылать документы и в электронном виде, в том числе и отсканированном, если они соответствуют утвержденным форматам (письмо от 27 августа 2019 г. № АС-4-2/17006@).

В случае отказа в предоставлении документов, ФНС штрафует банки, а суды с ней соглашаются.

25 сентября 2019 г.

 

Как фирмы должны бороться с коррупцией, вовлекая бухгалтеров и других работников

Минтруд в последнее время плотно озаботился противодействием коррупции, к которому ведомство теперь пытается привлечь организации частного сектора. Согласно рекомендациям чиновников «антикоррупцию» надо включить в каждый трудовой договор с каждым работником, а за основу взять локальный акт, составленный с учетом методички Минтруда «Меры по предупреждению коррупции в организациях». Документ содержит много чего интересного, так что есть смысл подробнее проинформировать и о нем тоже.

Прежде всего, ведомство выразило понимание, что предлагаемые им меры потребуют дополнительных расходов, но советует все же пойти на эту жертву ради преимуществ в долгосрочной перспективе (хорошей репутации и снижения рисков вымогания взяток).

Все начинается с найма лиц или создания подразделений, ответственных за антикоррупционную работу. Крупным фирмам ведомство предлагает создать целый отдел, средним – назначить ответственным за коррупцию имеющееся подразделение (например, службу внутреннего аудита), а малым можно сделать «главным по коррупции» директора. Причем, нанять на «коррупцию» отдельных людей, по мнению Минтруда, лучше, чем придать новые функции имеющимся работникам – во втором случае вопросы коррупции могут отойти на второй план, с чем чиновники смириться не могут.

Далее Минтруд нагнетает обстановку: коррупционные риски могут возникать при реализации практически любого направления деятельности и бизнес-процесса. Поэтому при разработке антикоррупционной политики надо оценивать все сферы, а не только коррпуционно-емкие.

Работников фирмы, по мнению ведомства, надо заставить отчитываться о наличии личных интересов как при приеме на работу, так и потом на регулярной основе (например, ежегодно) и (или) ситуативно. Это позволит снизить риск конфликта интересов в работе, которому Минтруд посвятил весьма обширный раздел своей методички. Кроме того, каждого работника надо «пробить» по различным базам – ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ЕГРН и тому подобным. Процесс выявления конфликта интересов можно даже автоматизировать, полагает ведомство.

В положении о конфликте интересов рекомендуется закрепить обязанность работников при принятии решений руководствоваться интересами организации – без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и друзей.

Минтруд также описал «индикаторы коррупции», среди которых, в основном, различного рода ценовые отклонения при заключении сделок.

Как информировать работников об антикоррупционной политике? Рекомендуется предусмотреть специальный раздел сайта организации (при его наличии), располагающийся в одном-двух «кликах» от главной страницы сайта. При его отсутствии или в параллель ведомство предлагает развешивать по всей фирме информационные стенды, посвященные борьбе с коррупцией. Также нельзя сбрасывать со счетов методические материалы (памятки, презентации, пособия, комиксы и тому подобные), а еще работников можно каждый год направлять на обучение.

Кроме того, работникам можно вменить в обязанность мониторить различные источники информации (включая соцсети) с целью выискать признаки коррупционных нарушений со стороны коллег и сообщать руководству о найденном. Причем, по мнению ведомства, ложные доносы при благих намерениях должны быть безнаказанными.

Целый раздел ведомство посвятило внутреннему контролю и ведению бухучета. Минтруд считает, что бухгалтерская документация – это основа для выведения на чистую воду таких «темных делишек», как составление неофициальной отчетности, подделка документов, запись несуществующих расходов, ликвидация или исправление первички и отчетности.

Бухгалтера могут проверять экономическую обоснованность операций в сферах коррупционного риска: обмен деловыми подарками, знаки гостеприимства, благотворительные пожертвования, вознаграждения внешним консультантам и в других сферах. При этом такие операции могут рассматриваться в качестве «индикаторов коррупции».

И, конечно, ведомство рекомендует бухгалтерам задумываться о вопросах легализации преступных доходов с учетом антиотмывочного законодательства. Напомним, что закон приписывает соответствующие обязанности «внешним» бухгалтерам (то есть, бухфирмам), а Минтруд, видимо, пытается распространить эти правила и на наемных бухгалтеров.

25 сентября 2019 г.

 

Можно ли чеком ККТ подтвердить расходы по налогу на прибыль: позиция Минфина

Подтверждающий документ должен содержать соответствующие реквизиты.

Минфин отметил, что по закону 54-ФЗ кассовый чек – это документ, подтверждающий оплату, а одним из условий подтверждения расходов является наличие обязательных реквизитов в первичке, перечисленных в статье 9 закона 402-ФЗ о бухучете. Если законодательством установлены формы документов для конкретной операции, то следует применить их.

Таким образом, ведомство конкретного ответа не дало, подчеркнув, что если в документе четко видны произведенные затраты, и он соответствует законодательству, то их можно включить в расходы по налогу на прибыль. По-видимому, таким документом может быть и кассовый чек при соблюдении всех условий (письмо от 19 августа 2019 г. N 03-03-06/1/63290).

Ранее Минфин прямо писал, что при наличии дополнительных реквизитов, «позволяющих идентифицировать факт хозяйственной деятельности организации», чек ККТ может подтвердить расходы.

24 сентября 2019 г.

 

Как иностранцы пытались заплатить НДС в Россию и попали на 1,6 млн рублей пени

Принимая решение по жалобе, ФНС не преисполнилась сочувствия к иностранной фирме, запутавшейся в российских реквизитах.

Иностранная фирма попыталась заплатить российский «налог на Google», и иностранный банк даже списал средства, но на российской стороне платеж не прошел, и деньги вернулись на расчетный счет организации. Она послала запрос в российскую налоговую, и та ответила, что в платежке не заполнены статус платежа (01), основание платежа (ТП)/(ТP); налоговый период (KV.01.2019).

Не увенчались успехом также вторая и третья попытка: в этот раз в платежках не хватало ИНН, КПП, УИН, статуса плательщика. Вся эпопея длилась несколько месяцев: первый платеж фирма сделала в конце апреля, а окончательно удалось заплатить только в середине июля. Пеня набежала на сумму 1,6 млн рублей.

За все это время налоговая начислила иностранной фирме пени. В попытке оспорить их сумму за периоды между списанием и возвратом денег организация обратилась в ФНС с жалобой, но – ничего не вышло (решение СА-4-9/18985@ от 19.09.2019). В том числе не сработали и доводы о проволочках на российской стороне – российский банк, по мнению фирмы, мог бы и оперативнее сообщать об ошибках.

24 сентября 2019 г.

 

При расчете в иностранной валюте в чеке проставляется сумма в рублях

Об особенностях заполнения реквизитов кассового чека при расчетах в иностранной валюте рассказал представитель ФНС России.

Законодательством определен перечень обязательных реквизитов, содержащихся на кассовом чеке (БСО) (ст. 4.1, ст. 4.7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации», далее – Закон № 54-ФЗ). Один из них – цена товаров, работ, услуг в валюте РФ за единицу с учетом скидок и наценок. Аналогичное требование на указание цены предмета расчета в рублях с учетом копеек на кассовом чеке (БСО) содержится и в приказе ФНС России от 21 марта 2017 г. № ММВ-7-20/229@ «Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию».

Поэтому, как поясняет заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александр Сорокин, даже при расчетах в иностранной валюте организацией или предпринимателем в кассовом чеке (БСО), сформированном с применением ККТ, сумма расчета указывается в рублях.

При этом, законодательством разрешается включать в кассовый чек дополнительные реквизиты, учитывающие особенности сферы деятельности продавца (п. 7 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). Так, например, можно в чеке ККТ (БСО) можно дополнительно указывать цену в иностранной валюте. Напомним, что кассовый чек (БСО) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара.

23 сентября 2019 г.

 

Разработаны новые формы уведомлений о контролируемых иностранных компаниях

ФНС России утвердила новую форму и формат представления уведомления о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме, а также порядка ее заполнения (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-13/422@). Применяться она будет с 1 января 2020 года.

В основном изменения связаны с исключением тех или иных сведений, не имеющих принципиального значения. Так, например, в листе со сведениями о физлице не нужно будет указывать пол и адрес места жительства (пребывания) на территории РФ.

В сведениях о контролируемой иностранной компании, являющейся иностранной организацией наименование указывается только в латинской транскрипции. При этом добавляется поле для кода налогоплательщика в государстве (на территории) налогового резидентства или его аналога (при наличии). Аналогичные изменения об отсутствии русской транскрипции наименований хозяйствующих субъектов и документов об их учреждении были сделаны в отношении иностранной компании, являющейся иностранной структурой без образования юридического лица, организации, с использованием которой налогоплательщик осуществляет косвенное участие в контролируемой иностранной компании и других.

Тем не менее в уведомление включены новые сведения. Так, например, на титульном листе при реорганизации (ликвидации) компании теперь нужно будет указывать соответствующий код формы ликвидации, а также ИНН и КПП реорганизованной компании.

Также налоговая служба разработала форму извещения о контролируемых сделках, а также порядок их направления (приказ ФНС России от 26 августа 2019 г. № ММВ-7-13/421@). Составляются такие документы налоговыми инспекторами при проведении проверки в случае выявления фактов совершения таких сделок, по которым налогоплательщик не подал сведения (п. 2 ст. 105.16 Налогового кодекса).

20 сентября 2019 г.

 

Налоговая служба напомнила о порядке сдачи бухгалтерской отчетности с 2020 года

ФНС России на своем официальном сайте разместила информационную страницу «Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности», разъясняющую порядок и сроки сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности с 2020 года.

Напомним, что с нового года обязательный экземпляр годовой отчетности нужно будет предоставлять только в налоговую службу. На нее возлагает обязанность по формированию и ведению государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 444-ФЗ). Как поясняет ФНС России, в Росстат ее больше не нужно будет подавать.

Обязательный экземпляр отчетности подается не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Если отчетность подлежит обязательному аудиту, то аудиторское заключение предоставляется в виде электронного документа вместе с отчетностью либо в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

При обнаружении ошибок, исправленную отчетность нужно подать в течение 10 дней со дня, следующего за днем внесения исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 247-ФЗ). Как поясняет налоговая служба, срок представления скорректированной отчетности для обществ с ограниченной ответственностью составляет 10 рабочих дней после 30 апреля, а для акционерных обществ – 10 рабочих дней после 30 июня. Все изменения, вносимые уже после утверждения отчетности, должны быть учтены в бухгалтерской (финансовой) отчетности следующего периода.

Подается годовая отчетность в электронном виде не позднее трех месяцев после окончания налогового периода. Однако, как напоминает ФНС России, для субъектов малого предпринимательства предусмотрен переходный период (2020 год) ,в течение которого они могут сдавать ее на бумаге или в электронном виде.

Кроме того, приводится и список организаций, освобождаемых от предоставления отчетности в налоговую службу. В него входят:

  • организации госсектора;

  • Банк России;

  • религиозные организации;

  • организации, представляющие бухгалтерскую отчетность в Банк России;

  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к гостайне;

  • реорганизуемые или ликвидируемые организации, в отношении последней бухгалтерской отчетности;

  • в иных случаях, установленных Правительством РФ.

20 сентября 2019 г.

 

Полномочия по рассмотрению дел о нарушении сроков подачи отчетности предлагается передать налоговым органам

В Госдуму был внесен законопроект, предлагающий поправки в КоАП в части исключение из подсудности мировых судей дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.5 КоАП РФ и передачи дел данной категории на рассмотрение налоговым органам.

Эта норма предусматривает наложение административной ответственности на должностных лиц за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета. Санкция данной статьи устанавливает административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, проведя анализ судебной статистики и практики мировых судей в одной из областей было выявлено, что большинство рассмотренных дел по ст. 15.5 КоАП РФ заканчивается предупреждением. Поскольку протоколы об административных правонарушениях по данному виду правонарушений составляют должностные лица налоговых органов (подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), то, как полагает законодатель, и полномочия по рассмотрению данных дел целесообразно передать налоговым органам.

Кроме того, как отмечается в пояснительной записке, предлагаемые изменения соответствуют общей тенденции сосредоточения в налоговых органах всех вопросов по налогам, сборам и страховым взносам. Передача данных полномочий налоговым органам позволит упростить и ускорить процедуру рассмотрения этих дел, а также снизит нагрузку на судебную систему.

19 сентября 2019 г.

 

Что принесет новый 2020 год в части исчисления и уплаты НДС: законопроект

Никакая схема реорганизации теперь не позволит уйти от восстановления НДС – поправки ко второму чтению не оставили шансов. Госдума приняла во втором чтении законопроект № 720839-7, который коснется чуть ли не каждой главы НК.

В подпункте 2 пункта 3 статьи 170 НК, который посвящен восстановлению НДС при дальнейшем использовании товара в необлагаемых операциях, появится конкретика о восстановлении в случае, если один из видов деятельности переведен на ЕНВД (а другие остались на общем режиме). Такое восстановление будет необходимо в периоде, когда товары «переданы или начинают использоваться» в целях бизнеса на ЕНВД. Сейчас пока что действует общее правило о восстановлении в периоде, предшествующем переходу на спецрежим.

Также прописываются правила выбора периода для восстановления НДС при реорганизации в зависимости от режима налогообложения у правопреемника и особенностей реорганизации. Правила составлены по принципу «мышь не проскочит» – то есть, не будет шанса обойти требование о восстановлении НДС, например, когда правопредшественник ликвидируется и/или если правопреемник – вновь созданное юрлицо, перешедшее на спецрежим. Кроме того, будет установлено, когда именно правопреемник должен заплатить налог (дополняется статья 174 НК), появится ряд других норм для правопреемников.

Другие новшества

Правила о вычетах НДС по приобретениям для выполнения строительно-монтажных работ распространят на создание нематериальных активов (то есть, НМА впишут в пункт 6 статьи 171 НК). Будет оговорено, что вычеты по приобретениям под НМА будут возможны после принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав (вносится дополнение в абзац третий пункта 1 статьи 172 НК).

Если товар за границу отправляется почтой, то для подтверждения нулевой ставки НДС больше не надо будет подавать в налоговую доказательство оплаты. И вообще – достаточно будет сведений из деклараций на товары либо из таможенных деклараций CN 23 в виде реестра в электронной форме (сейчас нужны сами декларации). В случае таких отправлений почтовые службы будут обязаны сообщать в таможню сведения о факте вывоза товаров, а таможня, в свою очередь, (как и сейчас) будет передавать эти данные в налоговую.

Законопроект в части НДС (как, впрочем, и в других) вступит в силу, скорее всего, уже с нового года – к четвертому кварталу могут и не успеть его провести.

19 сентября 2019 г.

 

Планируется внести изменения в ряд показателей и аналитических признаков бухгалтерской отчетности участников рынка ценных бумаг

На своем официальном сайте Банк России разместил проект указания о внесении изменений в формы, сроки и порядок составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Банк России.

Основные изменения планируется провести в отношении отдельных показателей и аналитических признаков бухгалтерской (финансовой) отчетности. Основанием для таких правок послужила корректировка отраслевого стандарта бухучета и уточнение таксономии XBRL Банка России.

Банк России планирует скорректировать формы и порядок представления в ЦБ РФ отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и центральных контрагентов.

Так, например раздел, касающийся информации об организации предлагается переименовать в «Информация о некредитной финансовой организации» и дополнить сведениями о коде некредитной финансовой организации (ОГРН), Ф.И.О. лица, подписавшего отчетность, его должности и дате подписания.

Банк России намерен увеличить и сроки предоставления некоторых отчетов. Так, например, форму 0420449 «Сведения о самостоятельно выявленных профессиональным участником рынка ценных бумаг нарушениях», составляемую ежеквартально предлагается сдавать не в десятидневный, как установлено сейчас, а в тридцатидневный срок. Аналогичное правила планируется установить для ежеквартальной формы 0420453 «Сведения о жалобах клиентов» и ежемесячной формы 0420454 «Расчет показателя краткосрочной ликвидности брокера».

18 сентября 2019 г.

 

Налоговиков нельзя насильно заставить вынести решение по выездной проверке

Суды, включая ВС, не поверили, что затягивание «вердикта» вредит деловой репутации фирмы и отвлекает сотрудников от прямых обязанностей.

ИФНС провела выездную проверку фирмы и составила акт в феврале 2018 года. Подумав еще «немного» – примерно 2,5 месяца – налоговая в мае вынесла решение о проведении допмероприятий налогового контроля, длиться которые должны были 1 месяц.

Но по его истечении фирма не дождалась «приговора». Более того – все лето налоговики гоняли свидетелей на допросы, и в организацию поступали лишь протоколы допросов (последний пришел аж в ноябре).

А в сентябре фирма уже подала в суд, попросив признать незаконным бездействие налоговой, выразившееся в непринятии решения по проверке, и обязать инспекцию исправить это (дело № А40-222695/2018). Первая инстанция под Новый год отказала в удовлетворении требований, далее то же самое сделали апелляция и окружной суд, а в конце августа этого года истец получил «отворот-поворот» и от ВС (определение 305-ЭС19-13947). Кстати, ни одна инстанция не указала, что спорное решение к моменту рассмотрения уже вынесено – возможно, его не существует и по сей день.

Все к лучшему, решили суды

Аргументируя свою позицию, суды отмечали, что срок на вынесение налоговой решения, хоть и установлен НК, но не является пресекательным. Нарушение этого срока не влечет изменения порядка исчисления сроков на взыскание налога, пеней и штрафа, что «гарантирует определенные временные рамки возможного вмешательства государства в имущественную сферу налогоплательщика».

Налоговая тянет время не просто так, а в надежде составить адекватную картину нарушений, отметили суды. Истец вправе ознакомиться с результатами допмероприятий и подать возражения. Ранее этого момента решение не может быть вынесено, также подчеркнули суды. Иное привело бы к нарушению прав налогоплательщика. История умалчивает, что же там на самом деле произошло – налоговая не назначила рассмотрение материалов? Или руководство инспекции признало обязательным присутствие налогоплательщика, а тот уклоняется? В противном случае его неявка на рассмотрение не мешала бы налоговикам принять решение.

Побочные эффекты

Уже в первой инстанции истец жаловался, что подвешенное состояние сказывается на его деловой репутации: контрагенты отказываются от сделок или требуют дополнительных гарантий. В том числе потому, что на допросах свидетелей налоговики высказываются об истце как о сомнительной фирме. Суд с полным непониманием отнесся к этому, поскольку согласно нормам НК все налогоплательщики «обязаны претерпевать мероприятия налогового контроля», а отказы контрагентов, по мнению суда, противоречат закону и обычаям делового оборота.

Также не приняты во внимание жалобы на то, что налоговики загружают сотрудников организации лишней работой – ведь, опять же, подвергаться проверкам – это святая обязанность налогоплательщиков.

18 сентября 2019 г.

 

Налоговиков поймали на фальсификации решения о проверке – доначисления убраны

Суды указали, что ИФНС вправе проверять лишь по тем налогам, которые внесены в решение.

Налоговая назначила выездную проверку фирмы, направила по ТКС и вручила соответствующее решение руководителю организации. В документе был указан предмет проверки – правильность исчисления и уплаты НДФЛ и отчетности по НДФЛ.

Однако в ходе проверки ИФНС «трясла» организацию по полной. В том числе – придралась к операциям с двумя контрагентами и доначислила НДС и налог на прибыль, а также соответствующие пени и штрафы. Кроме того, назначен штраф в сумме 13 тысяч рублей за непредставление документов по этим сделкам.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган ничего не дала, и компания обратилась в суд (дело № А54-8336/2017). В суд (как, видимо, и в УФНС чуть раньше) налоговая принесла уже другое решение о назначении проверки. Налогоплательщик объявил о фальсификации и потребовал провести судебно-техническую экспертизу.

И не прогадал: оказалось, что разные листы этого решения отпечатаны с использованием разных картриджей (лазерных принтеров). Эксперт заключил, что в новом решении налоговики заменили один лист – на котором значился предмет проверки (НДФЛ, соответственно, заменен на «все налоги»). Однако лист с подписями и печатями остался от первой версии решения – это и показало, что листы созданы или в разное время, или на разных принтерах.

В итоге, решение о доначислении НДС и налога на прибыль, а также указанные санкции (включая за непредставление документов) отменены (окружной суд Ф10-2392/2019). Суды указали, что решение о назначении проверки – это тот документ, который определяет объем прав налоговиков, и проверять не указанные там налоги они не имеют никаких оснований.

Интересно, что в данном случае налогоплательщику помогло стечение обстоятельств: налоговая не сразу спохватилась и заменила не все решение целиком. Возможно, фальшивые листы отличались даже визуально.

17 сентября 2019 г.

 

ФНС России разъяснила особенности администрирования крупнейших налогоплательщиков

ФНС России опубликовало письмо, содержащее критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам и территориальных особенностях их администрирования (письмо ФНС России от 12 сентября 2019 г. № СА-4-22/18320@).

Налоговым законодательством установлено, что для признания юрлица крупнейшим налогоплательщиком применяются следующие критерии:

  • показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской и налоговой отчетности организации;
  • признаки взаимозависимости и влияния налогоплательщика на экономические результаты деятельности взаимозависимых лиц;
  • наличие специального разрешения (лицензии) на право осуществления юрлицом конкретного вида деятельности;
  • проведение налогового мониторинга (приказ ФНС России от 16 мая 2007 г. № ММ-3-06/308@).

Что же касается администрирования организаций, то, как поясняет налоговая служба, если суммарный объем полученных доходов (форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» годовой бухгалтерской отчетности, коды показателя 2110, 2310, 2320, 2340) превышает 35 млрд руб., то такая организация относится к крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня и ставится на учет в межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

При более низких объемах доходов (от 10 до 35 млрд руб.) организация будет считаться крупнейшим налогоплательщиком регионального уровня и администрироваться в межрайонных инспекциях ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам.

Также налоговая служба поясняет, что к той или иной категории крупнейших налогоплательщиков организацию могут отнести и при более низких оборотах, но по решению ФНС России.

Кроме того, на межрегиональные или межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам возложено налоговое администрирование организаций в зависимости от их отраслевой принадлежности (приказ ФНС России от 16 апреля 2004 г. № САЭ-3-30/290@). При этом территориальные особенности налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков не установлены.

17 сентября 2019 г.

 

Налоговая служба разъяснила порядок заполнения заявления на предоставление льготы по транспортному и земельному налогам

На днях был официально опубликован приказ ФНС России, утверждающий формы заявлений, предоставляемых налогоплательщиками-организациями для получения налоговой льготы или вычета по транспортному и (или) земельному налогам (приказ ФНС России от 25 июля 2019 г. № ММВ-7-21/377@, далее – Приказ). О порядке заполнения и особенностях предоставления такого документа налоговая служба рассказала в своем письме (письмо ФНС России от 12 сентября 2019 г. № БС-4-21/18359@).

Так, сообщается, что Приказ вступает в силу с 1 января 2020 года, а значит заявление может быть подано в налоговый орган в целях предоставления налоговой льготы, относящейся к налоговому периоду с 2020 года. Что же касается налоговых льгот за предшествующие налоговые периоды, то заявляться они должны в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных правовых актов (приказы ФНС России от 5 декабря 2016 г. № ММВ-7-21/668@, от 10 мая 2017 г. № ММВ-7-21/347@). Аналогичным образом придется действовать организациям, прекратившим свою деятельность путем реорганизации или ликвидации в течение 2020 года в отношении налогов за этот период (п. 3 ст. 55 Налогового кодекса).

Налоговая служба разъясняет также и порядок заполнения заявления. Так, например, при заполнении поля 5.4 и (или) поля 6.2 указывается заявляемый налогоплательщиком период действия налоговой льготы согласно документу (документам), подтверждающему право на налоговую льготу.

Ведь для подтверждения права на налоговую льготу налоговый орган должен располагать соответствующими документами и (или) сведениями, подтверждающими право налогоплательщика на нее именно за период её действия, указанный в заявлении.

Если такие документы отсутствуют в инспекции и не представлены налогоплательщиком, то проверяющие по информации, указанной в заявлении, запрашивают их, у органов и иных лиц, располагающих этими сведениями. Срок исполнения такого запроса составляет семь дней со дня его получения. Если сведения или документы отсутствуют, то налоговая инспекция информируется в тот же день. В этом случае налоговый орган, в свою очередь, в течение трех дней со дня получения вышеуказанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика об отсутствии сведений, подтверждающих право на льготу, и о необходимости представления им подтверждающих документов в налоговый орган.

17 сентября 2019 г.



Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация