Симметричные корректировки, амнистия капиталов, признание иностранной компании контролируемой: масштабные поправки к НК РФ

Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

Уточнены положения о признании иностранной компании контролируемой. Скорректирован статус контролирующего лица. Таковым не сможет выступать лицо, если его участие в организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими юрлицами. Определяются случаи, когда учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юрлица не признается контролирующим.

В отдельную статью помещены основания для освобождения от налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании. Обновлено их содержание.

Ряд изменений обусловлен принятием закона о т. н. амнистии капиталов. В частности, не признается реализацией товаров, работ или услуг передача имущества номинальным владельцем его фактическому. Условие - вещь, ее номинальный владелец указаны в специальной декларации. Получение имущества фактическим владельцем от номинального также не является доходом.

Закреплено, что специальная декларация и (или) прилагаемые к ней документы и (или) сведения, а также содержащиеся в них данные, не могут являться основой для камеральной налоговой проверки. Нельзя будет принять решение о выездной.

Сведения, содержащиеся в специальной декларации, признаются налоговой тайной (с учетом ряда особенностей).

Усовершенствован порядок проведения симметричных корректировок. Изменения позволяют другой стороне проводить симметричные корректировки также в случае, если корректировка совершена плательщиком самостоятельно.

Уточнен порядок начисления и уплаты акциза. В отдельных случаях плательщика могут освободить от него при представлении в инспекцию банковской гарантии. Согласно поправкам указанная льгота предоставляется организациям, если совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и НДПИ, уплаченная за 3 календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата операций, без учета налогов, внесенных в связи с перемещением товаров через границу России и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд руб. При этом с момента создания юрлица до дня подачи декларации по акцизам должно пройти не менее 3 лет.

Уточнены правила присвоения организации статуса налогового резидента.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 11.06.2015 г.


Закон подписан: с 1 января лимит для основных средств составляет 100 000 рублей

Президент подписал Федеральный закон, который повышает стоимостной лимит для основных средств до 100 тыс. рублей.

С 2016 года амортизируемым имуществом будет признаваться имущество первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (сейчас – 40 000 рублей). Поправка внесена Федеральным законом от 08.06.2015 № 150-ФЗ

Источник: rnk.ru, 11.06.2015 г.


Закон об амнистии капиталов подписан Президентом РФ

Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 140-ФЗ “О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Принят Закон о добровольном декларировании физлицами активов и счетов (вкладов) в банках.

В рамках программы добровольного декларирования граждане могут оформить в свою собственность имущество, переданное ранее номинальным владельцам. Операции по передаче имущества от номинального владельца фактическому освобождаются от налогообложения.

Сведения деклараций нельзя использовать в качестве основания возбуждения уголовного дела, производства по делу об административном и (или) налоговом правонарушении, а также как доказательство в рамках указанных дел.

Отдельные гарантии предусматриваются для владельцев зарубежных счетов.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 11.06.2015 г.


Поправки к НК РФ в части НДФЛ: про льготы отдельным лицам, налогообложение средств при выходе из ООО и зачет налога, уплаченного за границей

Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 146-ФЗ "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Поправки касаются обложения НДФЛ.

Во-первых, освобождаются от налогообложения доходы иностранных резидентов, полученные ими в качестве членов жюри XV Международного конкурса имени П.И.Чайковского. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июня 2015 г., и применяется до 1 января 2016 г.

Во-вторых, регулируется порядок налогообложения средств, получаемых участниками (акционерами) обществ в случаях выхода из состава участников общества, при передаче средств (имущества) участнику общества в случае ликвидации общества, при уменьшении номинальной стоимости доли в уставном капитале общества. Предусмотрена возможность применения налогового вычета.

В-третьих, прописана процедура зачета НДФЛ, уплаченного российским лицом за границей, в случае, когда такой зачет предусмотрен международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Основная часть положений Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 г.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 11.06.2015 г.


Суммированный учет рабочего времени при вредных и (или) опасных условиях труда: поправка к ТК РФ

Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 152-ФЗ “О внесении изменений в статью 104 Трудового кодекса Российской Федерации”

Поправка касается учета рабочего времени лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Урегулирована ситуация, когда по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий вышеназванных работников установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение трехмесячного учетного периода.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 11.06.2015 г.


Вниманию водителей: изменения в части ответственности за нарушение ПДД и процедуры эвакуации машины

Федеральный закон от 08.06.2015 г. № 143-ФЗ “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»

Поправки касаются отдельных вопросов дорожного движения.

Во-первых, уточнена процедура задержания транспортного средства. Речь идет о перемещении автомобиля эвакуатором на спецстоянку при нарушениях правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления им. Согласно поправкам эта процедура прекращается непосредственно на месте задержания в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с ПДД, если причина задержания устранена до начала движения эвакуатора.

Предусматривается обязанность должностных лиц, составивших протокол о задержании, присутствовать на месте задержания машины до начала движения эвакуатора.

Не применяется эвакуация машины, если водитель управлял автомобилем, не имея при себе прав.

В-третьих, уточняются условия привлечения к административной ответственности за управление транспортным средством без необходимых документов. В случае временного ввоза транспортного средства при себе необходимо иметь регистрационные документы на машину с соответствующими отметками таможенных органов.

Вводится административная ответственность за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного знака "Инвалид" и управление таким автомобилем.

Кроме того, предусматривается административный штраф за управление мопедом без мотошлема или в незастегнутом мотошлеме.

Федеральный закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, кроме отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок введения в действие.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 11.06.2015 г.


Принят в 3 чтении рост штрафов за раскрытие коммерческой, налоговой, банковской тайны

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 653786-6 о внесении изменений в статью 183 Уголовного кодекса (в части усиления ответственности за разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну). Проект был внесен правительством РФ.

Вносятся поправки в статью 183 Уголовного кодекса "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну".

Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в настоящее время карается штрафом до 80 тысяч рублей или зарплаты осужденного за период от 1 до 6 месяцев, либо исправительными работами до 1 года, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до 2 лет.

Принятым законом предельный размер штрафа увеличивается до 500 тысяч рублей или суммы дохода осужденного за год.

Незаконное разглашение указанных сведений пока что может, среди прочего, обойтись в сумму до 120 тысяч рублей или равную доходам осужденного за период до 1 года. Эти пределы принятым законом повышены до 1 млн рублей или доход за 2 года.

Если разглашение повлекло крупный ущерб, то штраф сейчас грозит до 200 тысяч или равный доходам за полтора года. После подписания закона эти цифры возрастут до 1,5 млн рублей или до суммы дохода за период до 3 лет.

Сроки исправительных или принудительных работ или отсидки, установленные в качестве альтернативы, а также за те же деяния с тяжкими последствиями, и сроки лишения права на определенные должности останутся прежними.

Источник: Audit-it.ru, 11.06.2015 г.


Право работников банкротить работодателя принято в 3 чтении и направлено в СФ

Госдума приняла в третьем чтении и направила на одобрение в Совет Федерации законопроект № 316848-6 о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (по вопросам повышения ответственности за нарушение сроков выплаты заработной платы). Законопроект был внесен правительством РФ и принят ГД в первом чтении еще в конце 2013 года.

Работник (бывший работник) должника, имеющий требование об оплате труда или о выплате выходного пособия, получит право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

В ряде статей закона об банкротстве появится уточнение: там, где упоминаются "денежные обязательства" должника, будут указаны отдельно еще и требования или обязательства о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.

Перечень ситуаций, когда руководитель должника или ИП обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, дополнится случаем, когда имеется не погашенная свыше трех месяцев по причине недостаточности денежных средств задолженность по оплате труда, выплате выходных пособий и иным причитающимся работнику выплатам в размере и порядке, которые устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством.

В ряде случаев из словосочетаний "конкурсный кредитор" исключается слово "конкурсный", таким образом, кредиторы получают некоторые права конкурсных кредиторов. Напомним, что согласно закону о банкротстве кредиторы - это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. При этом конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом, вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).

Источник: Audit-it.ru, 18.06.2015 г.


К третьему чтению подготовлены изменения в ряд законодательных актов, регулирующих деятельность хозяйственных обществ, профессиональных участников рынка ценных бумаг, финансовых организаций

Проект Федерального закона N 469229-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ (текст к третьему чтению)"

Изменениями, вносимыми, в частности, в Гражданский кодекс РФ, в Федеральные законы "Об акционерных обществах", "О рынке ценных бумаг", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О негосударственных пенсионных фондах", "Об инвестиционных фондах", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "Об исполнительном производстве", затрагиваются в числе прочего, вопросы создания, реорганизации, ликвидации, правового положения акционерных обществ, прав и обязанностей их акционеров, вопросы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, депозитарной деятельности, инвестирования средств пенсионных накоплений, клиринговой деятельности и прочее.

Проектом предусматривается, в частности, что акционерное общество, созданное до 1 сентября 2014 года, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что оно является публичным, и к которому не применяются положения пункта 1 статьи 663 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, в течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона обязано обратиться в Банк России с заявлением о регистрации проспекта акций такого общества либо внести в устав изменения, предусматривающие исключение из фирменного наименования такого общества указания на статус публичного общества. Решение о внесении в устав акционерного общества, указанного в настоящей части, изменений, предусматривающих исключение из его фирменного наименования указания на статус публичного общества, принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Для государственной регистрации изменений в устав акционерного общества, предусмотренных настоящей частью, помимо иных документов, определенных законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц, представляется документ, подтверждающий принятие Банком России решения об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, или документ Банка России об отсутствии у акционерного общества указанной обязанности.

К отношениям, связанным с приобретением акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, акционерных обществ, которые на 1 сентября 2014 года являлись открытыми акционерными обществами, применяются положения главы XII Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции настоящего Федерального закона). При этом в целях применения указанной главы при определении доли акций акционерного общества учитываются также привилегированные акции акционерного общества, предоставляющие в соответствии с его уставом право голоса, если такие привилегированные акции были размещены до 1 января 2002 года или в привилегированные акции были конвертированы размещенные до 1 января 2002 года эмиссионные ценные бумаги. В этом случае каждая привилегированная акция акционерного общества, предоставляющая более чем один голос, учитывается в количестве, соответствующем количеству предоставленных ею голосов.

Акционеры - владельцы акций акционерного общества, которое на 1 сентября 2014 года являлось закрытым акционерным обществом и устав которого не предусматривал преимущественного права его акционеров на приобретение акций, продаваемых другими акционерами этого общества, до приведения устава такого общества в соответствие с положениями ГК РФ (в редакции на 1 сентября 2014 года) пользуются преимущественным правом приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества, по цене предложения третьему лицу пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из них.

Если уставом непубличного акционерного общества, созданного до 1 сентября 2014 года, были установлены ограничения количества акций, принадлежащих одному акционеру, и их суммарной номинальной стоимости, а также максимального числа голосов, предоставляемых одному акционеру, указанные положения до 1 января 2017 года могут быть изменены и (или) исключены из устава такого общества по решению, принятому общим собранием акционеров тремя четвертями голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании, если необходимость большего числа голосов не установлена уставом этого общества. После 1 января 2017 года указанные положения могут быть изменены и (или) исключены из устава такого общества по решению, принятому общим собранием единогласно всеми акционерами.

Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в редакции настоящего Федерального закона) о подготовке, созыве и проведении общего собрания владельцев ценных бумаг не применяются к общему собранию, решение о созыве (проведении) которого принято до 1 июля 2016 года. Подготовка, созыв и проведение такого общего собрания осуществляются в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, действовавшими на день принятия решения о его созыве (проведении).

Положения Федерального закона "Об акционерных обществах" (в редакции настоящего Федерального закона) и Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (в редакции настоящего Федерального закона) об осуществлении прав по ценным бумагам не применяются, если основания для осуществления таких прав возникли до 1 июля 2016 года. В указанных случаях права по ценным бумагам осуществляются в соответствии с положениями законодательства РФ, действовавшими на дату возникновения таких оснований.

Микрофинансовые организации, осуществляющие свою деятельность на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны привести свои наименования в соответствие с требованием Федерального закона "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее чем по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Источник: Консультант +, 19.06.2015 г.


Второе чтение прошел проект о сроке на сообщение соискателю о причине отказа

Во втором чтении принят законопроект № 549514-6 о внесении изменений в статью 64 Трудового кодекса (в части установления срока для сообщения работнику причин отказа в заключении трудового договора).

В настоящее время соответствующим абзацем установлено, что по требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме. При этом срок, в течение которого это надо сделать, не ограничен.

Предлагается изложить эту норму в таком виде: "По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме в срок не позднее 7 дней со дня предъявления такого требования".

Источник: Audit-it.ru, 15.06.2015 г.


Известен окончательный вид "антикризисного" законопроекта о льготах спецрежимникам

Госдума подготовила ко второму - ключевому - чтению законопроект 755146-6, в дальнейшем поправки в него вноситься не должны. Принять проект во втором чтении ГД планирует 19 июня.

В основном, окончательный текст повторяет текст проекта, ранее принятого в первом чтении. Внесен ряд технических поправок, кроме того, уточнен перечень новых видов деятельности, при которых разрешат применение ПСН. Всего таких видов деятельности добавляется теперь 16, после первого чтения перечень дополнен "производством плодово-ягодных посадочных материалов, выращиванием рассады овощных культур и семян трав".

Для УСН с объектом "доходы минус расходы" субъекты РФ получат право снижать на 2017-2021 годы для отдельных категорий налогоплательщиков налоговую ставку до 3%.

Остальные меры:

  • предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога при УСН "доходы" с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
  • предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога при ЕНВД с 15% до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков;
  • расширение права применения налоговых каникул в виде нулевой налоговой ставки для впервые зарегистрированных ИП, занимающихся оказанием бытовых услуг.

Согласно поправкам в статью 12 НК субъекты РФ и местные власти получат право устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться спецрежим;

  • ограничения на переход и применение спецрежима;
  • налоговые ставки в зависимости от видов предпринимательской деятельности и категорий налогоплательщиков;
  • особенности определения налоговой базы;
  • налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Напомним, что меры поддержки малого бизнеса отражены в антикризисном плане правительства РФ, однако бизнес получит новые возможности не очень оперативно. Вступление нововведений в силу произойдет с нового налогового периода по каждому налогу. В отношении УСН и ПСН это - с 1 января 2016 года, для ЕНВД - это начало очередного нового квартала после принятия закона. С учетом того, что значительная часть поправок связана с предоставлением определенных прав субъектам РФ, реально изменения по УСН и ПСН начнут работать только с 2017 года.

Источник: Audit-it.ru, 19.06.2015 г.


Право акционеров вносить денежный или иной вклад в имущество АО принято в 1 чтении

Госдума в первом чтении приняла законопроект № 734315-6 о внесении изменений в статью 31 федерального закона "Об акционерных обществах", внесенный одним из депутатов.

Указанная статья содержит указание на права акционеров АО. Ее предлагается дополнить новым пунктом, согласно которому акционер будет вправе вносить в имущество АО денежный вклад или вклад в виде иного имущества, если это предусмотрено уставом. Вклад при этом не должен менять количество или номинал принадлежащих этому акционеру акций.

В пояснительной записке говорилось, что необходимость таких действий часто возникает на практике, особенно, когда акционером является юрлицо.

Автор сообщал, что предлагаемые изменения также согласуются с судебной практикой - согласно правовой позиции президиума ВАС отношения между основным и дочерним обществом могут предполагать необходимость внесения вклада не только в момент учреждения, но и в любой другой период деятельности дочернего АО. При этом отсутствие прямого встречного предоставления является особенностью отношений взаимозависимых организаций, представляющих из себя с экономической точки зрения единый хозсубъект.

Предлагаемый подход, по мнению автора, отвечает также нормам НК о неучете в доходах имущества, передаваемого безвозмездно дочернему обществу.

Источник: Audit-it.ru, 11.06.2015 г.


Закон об обязательной продаже половины валютной выручки принят не будет

Госдума отклонила законопроект № 675505-6 о внесении изменения в федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ). Проект вносился группой депутатов в конце прошлого года.

Закон о валютном регулировании предлагалось дополнить новой статьей, согласно которой резиденты (физлица - ИП и юрлица) в обязательном порядке должны были бы продавать 50% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен ЦБ. ЦБ получил бы право устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 50% ее суммы.

Продавать валюту надо было бы в течение 7 дней с момента ее поступления на счет.

Источник: Audit-it.ru, 10.06.2015 г.


Налогообложение прибыли КИК решили доработать

Для этого уже создан проект Федерального закона «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ и в Федеральный закон от 24 ноября 2014 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в ч. I и II НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».

Текст законопроекта размещен на Едином портале размещения информации. В чем суть поправок:

  • Уточнение порядка расчета прибыли КИК;
  • Недопущение повторного налогообложения дивидендов, полученных из прибыли КИК;
  • Увеличение возможного срока ликвидации КИК, если решение о ликвидации принято до 01.01.2016;
  • Предусмотрена процедура признания налогоплательщика контролирующим лицом посредством уведомления от налогового органа (если налогоплательщик самостоятельно не направил такое уведомление);
  • Увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми;
  • Установление единого суммового критерия для целей признания трансграничных сделок контролируемыми как по сделкам между взаимозависимыми лицами;
  • Введение критерия существенности в целях представления документации;
  • Корректировка условий, при соблюдении которых сделки не признаются контролируемыми с целью учета степени значимости обособленных подразделений;
  • Распространение возможности заключения соглашений о ценообразовании на ожидаемые (планируемые) сделки налогоплательщика;
  • Уточнение порядка определения доли лица в организации;
  • Выравнивание условий признания внутрироссийских сделок контролируемыми (размера суммового критерия);
  • Уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения;
  • Уточнение условий признания внешнеторговых сделок (отдельными товарами) контролируемыми;
  • Уточнение полномочий ФНС России и территориальных налоговых органов при реализации положений раздела V.1 НК РФ.

Источник: rnk.ru, 19.06.2015 г.


Проект налоговой политики в 2016 - 2018 годах не предусматривает увеличение налоговой нагрузки на экономику

Проект Основных направлений налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов

Мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы, а также повысить ее привлекательность для инвесторов.

При проведении налоговой политики основное внимание будет уделяться проведению антикризисных мер, а также реализации тех основных изменений, планы по проведению которых уже определены в нескольких стратегических документах.

Так, среди основных мер в области налоговой политики, которые планируются к реализации в плановом периоде, указаны, в частности:

  • совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК);
  • "амнистия капиталов" - добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках);
  • налоговые льготы вновь создаваемым предприятиям промышленности, осуществляющим капитальные вложения ("гринфилдам");
  • повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 - 100 тыс. рублей. Указанная мера позволит списывать в затраты стоимость недорогого оборудования единовременно в момент его ввода в эксплуатацию, а не через механизм начисления амортизации;
  • совершенствование системы специальных налоговых режимов (расширение перечня видов деятельности, подпадающих под ПСН, распространение 2-летних "налоговых каникул" на деятельность в сфере бытовых услуг; снижение ставок налога по УСН и ЕНВД);
  • упрощение порядка начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также подтверждения обоснованности освобождения от уплаты НДС и акциза при экспорте;

К примеру, как следует из "направлений", планируется распространить на операции, облагаемые НДС по ставке 0%, общий порядок применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур (правительство поддерживает соответствующий законопроект 730216-6, внесенный двумя депутатами).

Также власти задумываются об исчислении налоговой базы и вычетов с авансовых платежей. Отказ от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей предоставил бы продавцам дополнительный финансовый ресурс, поскольку НДС, полученный от покупателей в составе аванса, они должны были бы платить в бюджет лишь после фактической отгрузки товара, выполнения работы, оказания услуги. Однако такое решение сопровождалось бы ухудшением положения покупателей, поскольку их необходимо было бы вновь лишить права на вычет налога, переданного продавцу в составе уплаченного аванса, как это было до 2009 года.

Вместо отказа от включения в налоговую базу по НДС авансовых платежей необходимо упростить начисление и принятие к вычету налога, уплаченного в составе аванса, а также решить ряд других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги.

Кроме того, предлагается установить право налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками. Также будет введена обязанность налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, если поставка не состоялась в течение определенного времени.

Также правительство считает, что следует:

  • уточнить нормы НК, касающиеся вычетов по имущественным правам;
  • установить обязанность при реорганизации юридического лица восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся налогоплательщиком НДС;
  • предоставить право на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд. рублей.

Кстати, снижение лимита для заявительного порядка "направления" не предусматривают (соответствующий законопроект № 778811-6 был недавно внесен депутатами, однако сейчас он уже находится в архиве - возвращен инициаторам "для выполнения требований Конституции РФ и регламента Государственной Думы").

  • уточнение механизма осуществления контроля за трансфертным ценообразованием

Также, по мнению авторов проекта, следует рассмотреть вопрос о введении в налоговое законодательство понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий. Такой договор займа, где кредитором выступает российская организация, в налоговых целях будет рассматриваться как инвестиция в дочернее общество, проценты в налоговых целях облагаются как дивиденды, включая предоставление льготы при стратегическом участии. Принятие подобного решения, считают чиновники, снимет часть проблем как с контролем за трансфертным ценообразованием по внутригрупповым займам, так и с налоговым контролем за «тонкой капитализацией».

В отношении контролируемых сделок, как следует из документа, ожидается:

  • увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд руб. до 2-3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции;
  • введение суммового или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.);
  • корректировка условий, при соблюдении которых сделки не признаются контролируемыми с целью учета степени значимости обособленных подразделений: предлагается не признавать контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика.

За три года действия правил налогообложения при трансфертном ценообразовании практика их применения свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля за использованием трансфертных цен, пришли к выводу авторы. При этом одной из основных задач налоговых органов является недопущение потерь бюджетной системы РФ от использования трансфертных цен.

Кроме того, четыре из пятнадцати пунктов Плана BEPS направлены на совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании. В этой связи в плановом периоде предполагается:

пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;

  • уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения;
  • уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки товарами, составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми;
  • уточнение полномочий ФНС и территориальных налоговых органов при реализации положений раздела V.1 НК.

Также предполагается разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства.

  • сохранение размеров ставок акцизов на 2016 и 2017 годы, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен;

В целях усиления контроля за уплатой акцизов предлагается исключить предусмотренную НК норму о применении налогового вычета по акцизам в случае возврата налогоплательщику-производителю подакцизных товаров покупателем.

Кроме того, планируется:

  • установление акциза на средние дистилляты (светлые нефтепродукты, полученные в результате первичной и (или) вторичной переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, горючих сланцев и прочего углеводородного сырья, за исключением прямогонного бензина, автомобильного бензина, дизельного топлива, авиационного керосина, бензола, параксилола, ортоксилола) при одновременном введении порядка, при котором средние дистилляты, используемые в качестве судового топлива, будут списываться судовладельцами на затраты без акциза;
  • уточнение действующего порядка освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции в части мер налогового контроля, применяемых в случае неисполнения налогоплательщиками, представившими в налоговые органы банковские гарантии, обязательств по уплате акциза;
  • порядок исчисления и уплаты акциза на биоэтанол, используемый для производства моторного биотоплива, согласно которому реализация биоэтанола в данном случае должна осуществляться без акциза.

Предполагается также рассмотреть вопрос о целесообразности введения авансового платежа акциза на алкогольную продукцию (или освобождения от уплаты указанного платежа в случае представления налогоплательщиком в налоговый орган банковской гарантии об уплате акциза) при выдаче специальных марок производителям алкогольной продукции.

  • в рамках мероприятий предварительного налогового контроля предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля)

С целью предоставления налогоплательщику возможности получать информацию о налоговых последствиях сделки, которую он только планирует совершить, предполагается ввести институт предварительного налогового разъяснения (контроля), который уже успешно функционирует в зарубежных правовых системах.

Такой институт поможет значительно снизить налоговые риски, а также предоставит налогоплательщику гарантию в отношениях с налоговым органом, поскольку полнота и достоверность представленной налогоплательщиком информации освободит его от риска применения к нему налоговых санкций, считают авторы проекта. Налоговым органам введение данного института позволит сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов.

В целях расширения возможностей налогоплательщиков по получению информации о своих контрагентах, а также повышению общего уровня прозрачности в экономике предлагается рассмотреть вопрос о расширении перечня информации, не относящейся к налоговой тайне.

Речь идет, прежде всего, не об информации регистров налогового и бухгалтерского учета или конфиденциальной информации, характеризующей особенности деятельности налогоплательщика, а о таких показателях, как информация о представленной отчетности, показателях налоговой отчетности, средней численности персонала, средней заработной плате, сумме уплаченных налогов и так далее.

При этом речь идет исключительно о раскрытии информации о налогоплательщиках-организациях и той информации, которая в настоящее время и так публикуется как составная часть бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Также необходимо исключить бухгалтерскую (финансовую) отчетность организации, представляемую в налоговый орган, из состава налоговой тайны, одновременно исключив обязанность по представлению указанной отчетности повторно в органы статистики.

  • продление на период до 1 января 2019 года действующего в 2015 году ограничения на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН.

На период 2016-2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов на уровне 2015 года – в отношении большинства плательщиков – 30% и неперсонифицированного тарифа – 10% сверх установленной предельной величины базы для начисления взносов в ПФ.

Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения взносами на общеустановленный тариф.

При этом в случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики могут быть предоставлены иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного соцстрахования.

Источник: Консультант +, Audit-it.ru, 08.06.2015 г.


Можно прогнозировать наличие скидок или надбавок по "несчастному" соцстраху на 2016 год

Постановлением от 26 мая 2015 г. N 72 ФСС утвердил значения основных показателей по видам экономической деятельности на 2016 год. Данные показатели используются для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.

По отраслям определены следующие показатели:

  • отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми произошедшими по виду экономической деятельности страховыми случаями к начисленной сумме страховых взносов
  • количество страховых случаев по виду экономической деятельности на тысячу работающих
  • количество дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности на один несчастный случай, признанный страховым, исключая случаи со смертельным исходом.

Скидка или надбавка устанавливается фондом страхователю, если все указанные показатели меньше (скидка) или больше (надбавка) аналогичных показателей по виду экономической деятельности, к которому отнесен основной вид деятельности страхователя.

Источник: Audit-it.ru, 17.06.2015 г.


Кабмин планирует втрое увеличить количество проверок со стороны трудинспекции

Распоряжением от 05.06.2015 г. N 1028-р правительство РФ утвердило концепцию повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (2015 - 2020 годы).

План мероприятий по реализации концепции будет разрабатываться Минтрудом в ближайшие 3 месяца.

Основным инструментом осуществления работодателями внутреннего контроля должны стать "проверочные листы", представляющие собой список критериев (показателей), по которым работодатель сможет самостоятельно осуществлять оценку соответствия требованиям трудового законодательства. Целесообразно реализовать "проверочные листы" в виде специальных интернет-сервисов, которые обеспечат возможность работодателю не только проводить самооценку, но и получать заключения и рекомендации инспекции труда по ее результатам, а также информацию о типовых и (или) примерных формах необходимых локальных правовых актов, примерных формах программ по улучшению условий труда.

Одним из таких интернет-сервисов должен стать сервис "Электронный инспектор". Сервис предназначен в первую очередь для предоставления работодателю инструментов проведения самостоятельной проверки соблюдения требований трудового законодательства. Сервисом также смогут воспользоваться и работники, которые захотят оценить ситуацию в своей организации. Сервис обеспечит определенность и прозрачность проверяемых норм трудового законодательства, разъяснит требования, которые предъявляются государственными инспекторами труда в ходе проверок, обеспечит понимание пользователями технологии инспекторской работы.

Изложены и другие подходы и перспективы.

Источник: Audit-it.ru, 16.06.2015 г.


Правительство РФ согласилось на введение до 1 января 2019 года моратория в отношении неналоговых платежей предпринимателей и организаций

"Решения по итогам совещания о предельном уровне неналоговых платежей предпринимателей и организаций" (протокол от 1 июня 2015 года N ДМ-П13-48пр)

1 июня 2015 года прошло совещание с участием Правительства РФ, по итогам которого были приняты следующие решения:

  • установить норматив утилизации в отношении всех категорий товаров в размере 0%, за исключением аккумуляторных батарей, шин, бумаги, ламп накаливания, а также групп товаров, по которым уже осуществляется утилизация;
  • отложить введение нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимитов на такие сбросы в централизованные системы водоотведения, ввода в эксплуатацию локальных очистных сооружений и (или) разработки и утверждения планов снижения сбросов;
  • перенести сроки создания резервов материальных и финансовых ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций потенциально опасных и критически важных объектов;
  • сохранить коэффициент 0,3 при расчёте платы за негативное воздействие на окружающую среду;
  • сохранить действие ранее выданных бессрочных и срочных (до окончания срока действия, но не позднее 1 января 2019 года) лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, предусмотрев возможность их переоформления;
  • перенести срок выполнения требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных частью 1 статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности";
  • рекомендовать Банку России сохранить действующие размеры базовых ставок страховых тарифов в отношении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов (шахт, специализированных шахтостроительных участков, опасных производственных объектов пищевой и масложировой промышленности, гидротехнических сооружений);
  • сохранить выработанные подходы к установлению дополнительных и повышенных дополнительных взносов в фонд страхования вкладов, к совершенствованию системы оформления ветеринарных сопроводительных документов, а также к обеспечению безопасности и антитеррористической защищённости объектов топливно-энергетического комплекса.

Источник: Консультант +, 16.06.2015 г.


Представление в Росфинмониторинг информации в соответствии с "антиотмывочным" законом: новый порядок

Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 г. № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Утверждена новая инструкция о представлении в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Законом о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Она распространяется на лизинговые компании, операторов связи, букмекерские конторы, организаторов лотереи, риелторов, адвокатов, нотариусов и др.

В частности, указанные субъекты передают в Службу информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также в отношении которых при реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения. О приостановленных операциях. О принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Информация представляется в виде формализованных электронных сообщений. Приведена их структура.

Сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью. Оно передается в зашифрованном виде или по шифрованным каналам связи через Личный кабинет или автоматизированный комплекс программных средств. При отсутствии доступа к ним, до устранения причин, сообщение представляется в Росфинмониторинг на машинном носителе в виде электронного документа в формате xml-файла с сопроводительным письмом нарочным или заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Они помещаются в упаковку, исключающую возможность их повреждения или извлечения информации из них без нарушения ее целостности.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.05.2015 г. № 37436.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 17.06.2015 г.


Как отчитываться в РФМ, пока не утверждены форматы сообщений по новой инструкции

В информационном письме от 10.06.2015 г. N 45 Росфинмониторинг сообщил, что новая инструкция о представлении в данную службу информации, предусмотренной антиотмывочным законом (утвержденная приказом от 22 апреля 2015 г. N 110) вступила в силу 10 июня.

Согласно новой инструкции РФМ обеспечивает размещение на своем сайте www.fedsfm.ru описания утвержденных форматов формализованных электронных сообщений (ФЭС), а также рекомендаций по их заполнению.

Представлять в РФМ информацию по новым форматам ФЭС 1-ФМ, 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ можно будет после утверждения этих форматов и их опубликования на сайте Росфинмониторинга, о чем субъекты, обязанные применять инструкцию, будут проинформированы дополнительно.

До начала применения формата ФЭС 1-ФМ информацию об операциях, подлежащих обязательному контролю, операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, а также о приостановленных операциях с денежными средствами или иным имуществом необходимо представлять в электронном виде через Личный кабинет организации, ИП, лица либо посредством программного обеспечения АРМ "Организация" (сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью).

Для представления обозначенной информации временно применяется форма 4-СПД.

Другие виды сведений (в письме перечислено, какие) до начала применения форматов ФЭС 2-ФМ, 3-ФМ и 4-ФМ необходимо представлять в электронном виде с сопроводительным письмом, подписанном руководителем организации, ИП и скрепленном печатью организации, ИП (при наличии), заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо нарочным непосредственно в Росфинмониторинг.

Также служба сообщила, какие сведения должна содержать представляемая в свободной форме информация.

Большая часть справочников, утвержденных инструкцией, применяются с 10 июня 2015 года. Это:

  • справочник кодов видов организаций, ИП, лиц, являющихся субъектами антиотмывочного закона;
  • справочник кодов видов операций, информация о которых представляется в РФМ;
  • справочник кодов видов признаков необычных операций (сделок);
  • справочник кодов видов документов, удостоверяющих личность или подтверждающих право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • справочник кодов драгметаллов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий;
  • справочник кодов видов участников операций (сделок).

Источник: Audit-it.ru, 18.06.2015 г.


Минстрой России ответил на наиболее часто встречающиеся вопросы у соискателей лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами

Письмо Минстроя РФ от 24.04.2015 N 12258-АЧ/04 "Об отдельных вопросах, возникающих в связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами"

Разъяснено, в частности, каким образом могут быть разрешены некоторые спорные ситуации, возникающие при выборе управляющей организации, в частности:

  • о включении многоквартирных домов в реестр лицензий субъекта РФ в случае, если управляющая организация, осуществляющая деятельность по управлению многоквартирными домами, обратилась с заявлением о предоставлении лицензии после 1 апреля 2015 года;
  • о действиях органов местного самоуправления и лицензирующих органов в случаях появления многоквартирных домов, в отношении которых возникает риск "остаться без управления", в том числе в ситуации, когда управляющая организация в одностороннем порядке без объективных причин и без заблаговременного уведомления расторгает договор управления многоквартирным домом или фактически прекращает исполнение своих обязанностей в отношении такого многоквартирного дома;
  • о возможности проведения лицензирующим органом выездной проверки достоверности сведений, указанных соискателем лицензии, в рамках исполнения последним обязанности по раскрытию информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации;
  • о включении в реестр лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в перечне многокваритрных домов, находящихся под управлением соискателя лицензии, представленном последним в числе материалов о выдаче лицензии и в перечне многоквартиных домов, находящихся под управлением соискателя лицензии и размещенном на сайте reformagkh.ru;
  • о возможности отнесения многоквартирных домов к "местам осуществления лицензируемого вида деятельности" по смыслу Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Источник: Консультант +, 16.06.2015 г.


Куда подавать уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора?

Письмо ФНС РФ от 17.06.2015 г. № ГД-4-3/10382@ “О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора”

Согласно изменениям в НК РФ торговый сбор может быть введен в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе не ранее 1 июля 2015 г. В Москве он установлен законом города от 17.12.2014 г. N 62.

От сбора освобождены ИП, применяющие патентную систему, и лица, уплачивающие ЕСХН.

Организации и ИП, фактически использующие объекты движимого или недвижимого имущества для бизнеса до 1 июля 2015 г., в отношении которого введен торговый сбор, обязаны представить в соответствующий налоговый орган уведомления не позднее 7 июля этого года. Дата возникновения объекта обложения сбором - 1 июля.

Если, например, субъект состоит на учете по месту нахождения в Московской области и одновременно имеет недвижимость (магазин) в Москве, то он обязан представить уведомление в инспекцию по месту нахождения объекта.

Если лицо будет заниматься бизнесом с использованием движимого имущества в городе (автомагазин, торговая палатка), то уведомление нужно передать по месту своего нахождения, т. е. в Московскую область.

Если несколько объектов расположены в одном муниципальном образовании (городе федерального значения) на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то уведомление направляется в инспекцию по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми.

Рекомендуемые формы уведомлений о постановке на учет (о снятии с него), форматы и порядок их заполнения, а также свидетельства о постановке на учет доведены письмом ФНС России от 10 июня 2015 г. N ГД-4-3/10036@.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 19.06.2015 г.


О формах документов для применения торгового сбора

Письмо ФНС РФ от 10.06.2015 г. № ГД-4-3/10036@ “О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору”

С 01.01.2015 в НК РФ введена глава 33 "Торговый сбор".

Сбор может быть введен в городах федерального значения не ранее 01.07.2015. В муниципалитетах, не входящих в состав городов федерального значения, сбор может быть введен только после принятия соответствующего федерального закона.

С 01.07.2015 сбор вводится на территории Москвы. В связи с этим приведены 3 рекомендуемые формы необходимых документов, форматы и порядок их заполнения.

Первая - ТС-1 "Уведомление о постановке на учет (внесении изменений показателей объекта осуществления торговли, прекращении объекта обложения сбором) организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор".

Вторая - ТС-2 "Уведомление о снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор".

Третья - ТС "Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщика торгового сбора".

При этом, если уведомления представлены в произвольной форме, но содержат необходимые сведения, то налоговые органы до вступления в силу утвержденных форм не вправе отказывать в их приеме.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 19.06.2015 г.


С 1 октября отменяется приказ о реестрах ГТД в свете поправок в НК о реестрах документов

Приказом от 25.05.2015 г. № 82н Минфин признал утратившим силу свой приказ от 21 мая 2010 г. № 48н «Об утверждении порядка представления реестров таможенных деклараций». Это начнет действовать с 1 октября 2015 года.

Поправки в НК, согласно которым это делается, были внесены федзаконом от 29.12.2014 № 452-ФЗ и вступят в силу 1 октября. Практически любые указанные в статье 165 НК документы (таможенные декларации, перевозочные документы), представляемые налогоплательщиками для обоснования применения налоговой ставки 0%, можно будет заменить реестрами. Для установления этой возможности вводится новый пункт 15 в статью 165, а также вносится уточнение в пункт 10 этой статьи (устанавливающий представление документов одновременно с налоговой декларацией). Реестры будут представляться только в электронном виде по ТКС через оператора электронного документооборота. Вместе с тем, упраздняются нормы о возможности представления реестров деклараций и об определении Минфином порядка их представления.

Источник: Audit-it.ru, 19.06.2015 г.


Акт подписан только исполнителем - налоговая база по НДС все равно формируется

ФНС рассказала об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика, который занизил налоговую базу по НДС из-за неподписанного заказчиком акта сдачи-приемки строительно-монтажных работ. По итогам выездной налоговой проверки компании доначислили соответствующие суммы налога. ФНС оставила решение инспекции в силе.

Заявитель жалобы полагал, что он может не включать стоимость выполненных работ в налоговую базу по НДС, пока заказчик не принял их по акту сдачи-приемки и не оплатил.

По закону заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности выполненных работ, обязан немедленно приступить к его приемке, что оформляется актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписи делается соответствующая отметка и акт подписывается другой стороной. При этом документ считается действительным, подтверждает проведенные работы, и на его основании подрядчик должен выставить соответствующие счета-фактуры заказчику, считает ФНС.

Поэтому налоговым органом был сделан обоснованный вывод о том, что акт сдачи-приемки результата выполненных работ, подписанный только исполнителем, подтверждает выполнение и передачу указанного в нем подрядчиком объема работ. В этой связи, стоимость выполненных работ необходимо было включить в налоговую базу по НДС в момент составления акта.

Указанный вывод также подтверждается судебно-арбитражной практикой, хотя ФНС приводит решения четырехлетней давности.

Источник: Audit-it.ru, 17.06.2015 г.


Сообщения об ошибках при заполнении деклараций по НДС теперь формируются автоматически

ФНС проверила контрольные соотношения в декларациях по НДС за 1 квартал 2015 года. Всего были проанализированы 1,4 млн деклараций, обнаружены ошибки у 46 тысяч налогоплательщиков. Об этом сообщается на сайте ФНС.

Впервые сообщения в адрес налогоплательщиков по выявленным расхождениям сформированы централизованно системой контроля налога на добавленную стоимость АСК НДС-2 без участия сотрудников налоговых инспекций. Теперь такие требования направляются плательщику в течение трех дней после поступления декларации по НДС в налоговый орган.

При получении требования налогоплательщику необходимо представить квитанцию о его получении в налоговый орган и направить соответствующие пояснения. Если обнаруженные ошибки привели к занижению суммы налога, подлежащего уплате, налогоплательщик обязан представить уточненную декларацию.

Учитывая, что с 2015 года в состав декларации по НДС включены сведения из книг покупок и продаж, журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, следующим шагом будет направление в адрес налогоплательщиков автоматически сформированных требований о представлении пояснений по противоречиям между операциями налогоплательщика и его контрагентов.

По возникающим вопросам в связи с получением такого требования налогоплательщики могут обращаться в территориальные налоговые органы по месту учета или задать свой вопрос на форуме официального сайта ФНС.

Источник: Audit-it.ru, 16.06.2015 г.


ФНС освободила от корректировки НДС в результате выплаты ретробонусов до 01.07.2013

В письме от 09.06.2015 г. N ГД-4-3/9996@ ФНС дала разъяснения об исчислении НДС при выплате поставщиком премии за приобретение определенного объема товаров и выполнение других согласованных сторонами условий договора.

Письмо касается периодов до 1 июля 2013 года - с указанной даты в НК были внесены поправки законом от 05.04.2013 № 39-ФЗ, и теперь выплаченные премии за исполнение условий договора не меняют цену товара в целях НДС (если только изменение цены при выплате премий не предусмотрено условиями договора поставки).

В отношении периодов до этой даты имеется неоднозначная судебная практика, о чем ранее неоднократно информировали и мы (например, по делам А66-8047/2013, А35-7407/2013).

В целях снижения количества налоговых и судебных споров ФНС указала, что при получении покупателем от продавцов премий (бонусов) за приобретение определенного объема товаров в период до 01.07.2013, когда по условиям договора стоимость отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса) не изменяется, либо при отсутствии таких условий в договоре, обязанность по корректировке налоговых вычетов у покупателя не возникает и право на корректировку налоговой базы по НДС и суммы налога у продавца отсутствует.

То есть ФНС также призывает применять новые нормы к "старым" периодам, как и кассация по упомянутому выше делу А66-8047/2013.

Если в указанных случаях налогоплательщики при выплате премий (бонусов) самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства (то есть продавец скорректировал налоговую базу по НДС и сумму налога, а покупатель на эту же сумму налога соответственно уменьшил ранее заявленные налоговые вычеты), то указанные налогоплательщики перерасчеты с бюджетом вправе не производить, уточняет ФНС.

Источник: Audit-it.ru, 17.06.2015 г.


Разъяснения ФНС: повторная выездная проверка

Налоговики представили разъяснения, которые касаются оформления материалов повторных выездных налоговых проверок (контроль деятельности нижестоящих налоговых органов).

Налоговики в письме от 13.04.2015 г. № ЕД-4-2/6265@ обращают внимание на определение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2014 г. № 301-КГ14-1038.

Суть спора:

В результате повторной выездной налоговой проверки (проводилась в рамках контроля деятельности нижестоящих налоговых органов) компании доначислили налоги, штрафы и пени. Компания обратилась в суд, считая повторную проверку незаконной.

Мнение суда:

В постановлениях Президиума ВАС РФ от 28.07.2009 № 5172/09 и от 25.05.2010 № 17099/09, а также позиции, изложенной в п. 2 постановления Конституционного Суда РФ от 17.03.2009 № 5-П, указано следующее. Повторная выездная налоговая проверка, которая проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля, должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, чтобы не превратиться в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности.

В решении нижестоящих судов, а также акте повторной выездной налоговой проверки не указано:

  • обстоятельства проверки деятельности налогового органа, проводившего ее;
  • отсутствует анализ итогов первоначальной проверки, выявленных нарушений и собранных доказательств;
  • выводы управления основаны на документах, собранных позже проведенной проверки.

Таким образом, проведенная повторная проверка не имела своей целью обеспечение законности принятого инспекцией решения.

Комментарий ФНС (письмо от 13 апреля 2015 г. № ЕД-4-2/6265@):

Назначению повторных выездных налоговых проверок (в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов) должна предшествовать аналитическая работа, указывающая на возможное неполное исследование деятельности налогоплательщика при проведении первоначальной выездной налоговой проверки.

Руководителям управлений ФНС России по субъектам РФ необходимо взять под личный контроль соблюдение налоговыми органами порядка оформления документов, составляемым по итогам проведения повторных выездных налоговых проверок.

Источник: rnk.ru, 08.06.2015 г.


Налоговики найдут оборудование, переброшенное между фирмами в 2013 - 2014 годах

Налогоплательщиков, получивших движимое имущество от родственной организации, и в 2015 году не увеличивших базу по налогу на имущество, могут включить в план выездных проверок.

В письме от 01.06.2015 г. N БС-4-11/9319@ ФНС напомнила об изменениях в налогообложении движимого имущества организаций. На основании подпункта 8 пункта 4 статьи 374 НК в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года, не признавалось объектом налогообложения движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве ОС. В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 НК в новой редакции с 1 января 2015 года не признаются объектами налогообложения объекты основных средств, включенные в первую или вторую амортизационную группу. Это - вне зависимости от передачи (включая приобретение) данного имущества лицами, признаваемыми (не признаваемыми) взаимозависимыми. Вместе с тем, с 1 января 2015 года вступил в силу пункт 25 статьи 381 НК. Согласно ему в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, предусмотрено освобождение от уплаты налога, за исключением объектов, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юрлиц, а также переданных взаимозависимыми лицами.

На эту тему разъяснения ранее давали и Минфин, и ФНС, включая также позицию о том, что налога с 2015 года не возникает, если на баланс от взаимозависимого лица было принято не оборудование, а материалы (впоследствии "собранные" и учтенные как ОС).

В новом письме ФНС резюмировала: движимое имущество, принятое на баланс с 1 января 2013 года в результате реорганизации, а также полученное (приобретенное) от взаимозависимого лица, с 1 января 2015 года подлежит налогообложению налогом на имущество организаций. Объекты ОС, включенные в первую или во вторую амортизационную группу, не признаются с 1 января 2015 года объектами налогообложения вне зависимости от даты постановки на учет и источника получения (приобретения).

Следовательно, в 2015 году должны быть вновь введены в налоговый оборот объекты движимого имущества, поставленные на учет организациями в налоговых периодах 2013 - 2014 годов в результате реорганизации или полученные (приобретенные) от взаимозависимых лиц, за исключением объектов, включенных в первую или во вторую амортизационную группу.

Управлениям ФНС по субъектам РФ и Межрегиональным инспекциям по крупнейшим налогоплательщикам ФНС поручает организовать работу по выявлению налогоплательщиков, у которых произошло уменьшение налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2013 - 2014 годах за счет предполагаемого вывода из налогообложения объектов движимого имущества, и не произошло соответствующего увеличения налоговой базы в 2015 году.

До указанных налогоплательщиков следует довести информацию об изменении налогового законодательства и осуществлять в 2015 году мониторинг корректировки средней стоимости облагаемого налогом имущества в сторону увеличения, а при отсутствии увеличения проводить в отношении указанных организаций предпроверочный анализ в целях принятия решения о включении в план выездных налоговых проверок.

Источник: Audit-it.ru, 08.06.2015 г.


Применение совсем новой редакции статьи 269 НК не зависит от даты заключения договора

В письме от 14.05.2015 г. N 03-03-06/2/27735 Минфин сообщил, что федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 32-ФЗ уточнена редакция статьи 269 НК (в частности, ограничения теперь касаются любых контролируемых сделок, а не только тех, в которых стороной является банк). Действие данной нормы в новой редакции распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.

По мнению Минфина, предельные размеры процентов по заемным средствам, установленные подпунктом 1 пункта 1.2 статьи 269 НК, применяются в отношении процентов, начисляемых с 1 января 2015 года по договорам, заключенным как до 1 января 2015 года, так и после этой даты.

Аналогичный подход Минфин применял также и к поправкам в статью 269 НК, внесенным ранее федзаконом от 28.12.2013 N 420-ФЗ.

Источник: Audit-it.ru, 11.06.2015 г.


Утверждены три новых стандарта оценки - ФСО 8, ФСО 9 и ФСО 10

Приказом от 01.06.2015 г. N 326 Минэкономразвития утвердило Федеральный стандарт оценки "Оценка бизнеса (ФСО N 8)", приказом N 327 от той же даты - стандарт "Оценка для целей залога (ФСО N 9)", приказом N 328 - стандарт оценки "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)".

Все три стандарта вступят в силу в тот же день, когда начнут действовать три приказа от 20 мая 2015 года, которыми утверждены ФСО с первого по третий. Они, в свою очередь, ждут отмены ведомством соответствующих действующих приказов по ФСО 1, ФСО 2 ,ФСО 3.

Источник: Audit-it.ru, 09.06.2015 г.


Уточнен порядок подготовки отдельной финансовой отчетности по МСФО

Приказ Минфина РФ от 19.05.2015 г. № 79н “О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации”

На территории России вводится в действие документ Международных стандартов финансовой отчетности "Метод долевого участия в отдельной финансовой отчетности (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 27)".

Так, уточняется определение понятия "отдельная финансовая отчетность". Включены положения о ее подготовке с использованием метода долевого участия, как описано в МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия".

Уточнено, что финансовая отчетность предприятия, не имеющего ни дочерних, ни ассоциированных предприятий, ни долей участия в совместных предприятиях, не является отдельной.

Дивиденды учитываются в составе прибыли или убытка, за исключением случаев, когда решено использовать метод долевого участия. В данном случае дивиденды признаются в качестве уменьшения балансовой стоимости инвестиции.

Внесены сопутствующие поправки к другим стандартам.

Документ вступает в силу для добровольного применения - со дня его официального опубликования. Для обязательного - в сроки, определенные в нем.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.06.2015 г. № 37554.

Источник: ГАРАНТ.РУ, 17.06.2015 г.


В РФ введут МСФО (IFRS) 9, поправки к МСФО (IFRS) 10, 12, 28 и к МСФО (IAS) 1

В РФ планируется ввести следующие документы МСФО:

  • "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (поправки к МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 12 и МСФО (IAS) 28)"
  • "Инициатива в сфере раскрытия информации (поправки к МСФО (IAS) 1)"
  • МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".

Началась антикоррупционная экспертиза соответствующего проекта приказа, о чем сообщается на едином портале, посвященном разработке правовых актов федеральными органами исполнительной власти.

Источник: Audit-it.ru, 18.06.2015 г.


Повод для беспокойства «дочек» иностранных компаний

Арбитражный суд Московского округа отклонил кассационную жалобу «Орифлейм», согласившись с позицией налоговиков, которые доначислили компании 0,5 млрд налогов и пени. Ранее эти средства компания выплатила материнской структуре в виде роялти.

Проверка компании «Орифлейм» налоговой инспекцией за 2009 и 2010 годы закончилась доначислением 537 млн рублей. Инспекторы посчитали, что «дочка» иностранной компании не имела права перечислять столь крупные суммы (около 1 млрд рублей в год) головной структуре в виде роялти, существенно занижая тем самым налогооблагаемую базу.

Несмотря на мнение представителей крупных юридических фирм, которые обратились к суду в форме amicus curiae (третья, незаинтересованная сторона, которая не участвует в процессе, но предлагает суду свои рекомендации и экспертное мнение), суд остался на стороне налоговиков. Эксперты, опрошенные газетой РБК, утверждают, что создан опасный прецедент – налоговики смогут использовать это решение суда и оказывать давление на представительства иностранных компаний в России. Однако источник в ФНС заявил, что дело не стоит рассматривать как начало борьбы с иностранными компаниями и массовых проверок им ожидать не стоит.

Источник: rnk.ru, 17.06.2015 г.


Наличие документов, подтверждающих вычеты, не заменяет их декларирования, указал ВС

По результатам выездной проверки ИФНС установила, что компанией была неверно заполнена книга продаж за 4 квартал 2011 года, в результате чего занижена налоговая база. Инспекция доначислила НДС, пени и штраф.

С возражениями на акт проверки компания представила счета-фактуры, подтверждающие право на налоговые вычеты в большем относительно заявленного размере. Однако инспекция не приняла их во внимание и учла при начислении налога только вычеты, заявленные в декларации.

Компания обратилась в суд (дело № А10-5130/2013) полагая, что у инспекции имелись все необходимые документы для определения действительного налогового обязательства налогоплательщика.

Суд первой инстанции поддержал налогоплательщика.

Апелляция и окружной арбитражный суд отменили его решение, указав, что наличие документов, подтвержлающих налоговый вычет, не заменяет его декларирования. При этом недекларирование налоговых вычетов не лишает налогоплательщика права на их применение в последующем.

Судья ВС (302-КГ15-5774 от 15.02.2015) согласился с выводами судов, отметив: «само по себе наличие у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость; наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования».

Компании отказано в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Источник: Audit-it.ru, 19.06.2015 г.


Путем ряда формальных переуступок права требования не уйти от учета кредиторки в доходах

В апреле 2009 года между ООО «Ш» (покупатель) и ООО «А» (поставщик) был заключен договор поставки на сумму 161 млн рублей.

По результатам выездной проверки ИФНС доначислила ООО «Ш» налог на прибыль, пени и штраф. Инспекция установила, что компании являются взаимозависимыми (один учредитель и директор, один юридический адрес). Расчет за поставленный товар ООО «Ш» не произвело, а в марте 2010 года ООО «А» было ликвидировано. Следовательно, сумма кредиторской задолженности подлежала учету во внереализационных доходах ООО «Ш».

Компания обратилась в суд (дело № А60-19936/2014), поясняя, что право требования задолженности перешло другому лицу – ООО «У» на основании договора уступки долга, датированного декабрем 2009 года, а затем ООО «П» по договору уступки от апреля 2012 года. При этом компания перечисляла в адрес ООО «У» 5 млн рублей, а в адрес ООО «П» - 9 млн рублей.

Инспекция также установила, что ООО «У» и ООО «П» являлись «номинальными» организациями (исходя из данных об их имуществе, работниках, хозоперациях) и фактически деятельность не вели. ООО «У» исключено из ЕГРЮЛ в октябре 20013 года по инициативе налогового органа как недействующая организация. Также установлено, что денежные средства, перечисленные в счет погашения долга возвращались затем через фирмы-однодневки ООО «Ш» и на счета сына учредителя ООО «Ш».

Суды трех инстанций признали решение инспекции законным, решив, что компанией создана схема по уходу от налогообложения и получения необоснованной налоговой выгоды, поскольку налогоплательщик за реально полученный от взаимозависимой компании товар денежные средства не уплатил. При этом контрагент в преддверии своей предстоящей ликвидации, о которой было известно обеим сторонам, формально заключил договоры уступки с номинальными компаниями.

Судья ВС (309-КГ15-5582 от 15.06.2015) также отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Источник: Audit-it.ru, 19.06.2015 г.


ВС: стоимость санзоны в виде посаженных деревьев списывается через амортизацию

Опубликовано определение судьи ВС по делу № А40-59510/2013, о котором мы писали ранее.

Компания единовременно учла расходы на создание санитарно-защитной зоны из 147 деревьев. По мнению компании, зеленые насаждения не используются при производстве продукции, то есть не являются основными средствами. Кроме того, стоимость каждого дерева не превышает 20 тысяч рублей.

По результатам выездной проверки ИФНС указала, что многолетние насаждения являются основными средствами, следовательно эти затраты подлежат списанию через амортизацию. В результате компании были доначислены налог на прибыль, пени и штраф.

Суд первой инстанции, апелляция и окружной арбитражный суд признали решение инспекции законным, разъяснив, что "лес" полностью соответствует критериям отнесения объекта к ОС (пункт 5 ПБУ 6/01). Кроме того, многолетние насаждения, разбитые в результате работ по озеленению и благоустройству, относятся к 10-той амортизационной группе согласно Классификатору основных средств, отвечают характеристикам амортизируемого имущества, и расходы на их создание должны быть списаны через начисленную амортизацию, а не единовременно. К тому же, указанное имущество является объектом налогообложения по налогу на имущество.

Судья ВС (305-КГ15-5926 от 16.06.2015) согласился с выводами судов и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

Источник: Audit-it.ru, 18.06.2015 г.


Верховный суд разъяснил, кому положены страховые выплаты за кредитный автомобиль

Такое важное решение приведено в обзоре судебной практики Верховного суда за май этого года. Некий автовладелец приобрел машину в кредит. Как и положено в таких случаях, приобретение пришлось застраховать по КАСКО на случай повреждений и угона, а выгодоприобретателем указать в договоре банк, который выдал кредит. Это тоже стандартная практика. Но случился страховой случай: машину угнали, а кредит еще не погашен. И тут возникает вопрос, кто и на какие деньги право имеет?

Банк, как выгодоприобретатель, со страховщиком связываться не стал. Автовладелец остался без машины и без денег, которые за это авто уже заплатил. Понятно, что он обратился к страховщику за выплатой. Но страховщик ему отказал. Мол, не он выгодоприобретатель.

Тогда водитель обратился в суд. Суд первой инстанции принял решение, что страховщик должен заплатить пострадавшему по этому договору КАСКО. Но - только разницу между страховой суммой - это почти 1,1 миллиона рублей - и суммой задолженности банку. Итого на руки полагалось автовладельцу почти 500 тысяч рублей. Однако автовладельца такое решение не устроило. Была у человека машина, за которую он платил ежемесячно, так теперь ни машины, ни денег. Он решил обжаловать это решение, но суд апелляционной инстанции согласился с доводами суда первой инстанции.

И только судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ посчитала такое решение несправедливым и отправила дело на новое рассмотрение.

Согласно пункту 1 статьи 930 Гражданского кодекса, имущество может быть застраховано в пользу лица, имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества.

"Лицом, обладающим наиболее полным абсолютным правом на принадлежащее ему имущество и всегда имеющим основанный на законе интерес в его сохранении, - это собственник", - напоминает Верховный суд.

Поэтому если выгодоприобретатель, то есть банк, не спешит воспользоваться правом на получение страховой выплаты, собственник имущества вправе сам обратиться к страховщику.

Согласно разъяснению, которое было дано в постановлении Пленума Верховного суда от 27 июня 2013 года "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан", если возникают споры между автовладельцем и страховщиком, убытки, причиненные страхователю, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с заключенным договором. То есть страховщик в данной ситуации должен возместить автовладельцу все убытки, в том числе и реальный ущерб, выразившийся в утрате имущества. При этом выплата возмещения не зависит от того, какие суммы выплачены по кредитному договору.

Источник: Российская газета, audit-it.ru, 16.06.2015 г.


Отпечатки пальцев для поездки в Евросоюз начнут снимать с 14 сентября

С 14 сентября россиянам придется сдавать биометрические данные, чтобы получить Шенгенскую визу. Если быть точнее - им придется пройти процедуру дактилоскопии (снятие отпечатков пальцев), сделать это можно будет только в консульствах и визовых центрах европейских государств. Об этом сообщает Ассоциация туроператоров России (АТОР).

Источник: Российская газета, audit-it.ru, 16.06.2015 г.


До 1 ноября 2015 года российские туристы могут посещать Албанию без необходимости получения визы

Сообщение МИД России от 17.06.2015 "О введении безвизового порядка въезда в Республику Албанию граждан Российской Федерации по действительным загранпаспортам"

Данный порядок действует в отношении граждан России - владельцев действительных загранпаспортов, совершающих поездки с целью туризма либо частные поездки сроком до 90 дней.

Источник: Консультант +, 19.06.2015 г.


Ключевая ставка Банка России снижена с 12,50% до 11,50% годовых

Информация Банка России "О ключевой ставке Банка России"

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 31.06.2015 года.

В документе приводятся новые процентные ставки по основным операциям Банка России.

Источник: Консультант +, 16.06.2015 г.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты