Минфин России напомнил, что к вычету по НДС не принимаются товары, купленные за счет субсидий

Финансисты в ответе на запрос налогоплательщика о применении вычетов сумм НДС разъяснили, что товары, купленные в кредит, можно принять к вычету по НДС по общим правилам. В то же время товары, купленные на средства федерального бюджета, нельзя принять к вычету, так как это приведет к двойному возмещению налога (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 31 августа 2016 г. № 03-07-11/50730 «О применении вычетов сумм НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг)»).

Напомним, что при исчислении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, налогоплательщик имеет право ее уменьшить на суммы налога по товарам (работам, услугам) и имущественным правам, приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, или для перепродажи (п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ). Вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур после принятия на учет данных товаров (работ, услуг) и имущественных прав (п.1 ст. 172 НК РФ).

По этому правилу можно принять к вычету по НДС и товары (работы, услуги), оплачиваемые за счет средств, получаемых по кредитным соглашениям с банками. В этом случае никаких ограничений по источнику денежных средств в законодательстве не установлено.

В то же время, если товары (работы, услуги) приобретаются за счет средств федерального бюджета (субсидий), то суммы НДС оплачиваются продавцам за счет средств этого бюджета. Следовательно, принятие их к вычету (возмещению) приведет к повторному возмещению налога из федерального бюджета. Поэтому в случае получения субсидий на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), суммы НДС, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить.

19 сентября 2016 г.


Утверждены новые ставки экологического сбора, применяемые с начала 2016 года

Постановлением от 13.09.2016 № 913 правительство РФ установило новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также дополнительные коэффициенты.

Утрачивает силу постановление от 12 июня 2003 г. № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».

Постановлением 344 были утверждены нормативы платы за выброс в воздух и воду 1 тонны загрязняющих веществ для двух вариантов выброса: в пределах установленных допустимых нормативов выбросов или в пределах установленных лимитов выбросов.

Новое постановление не использует такое разделение. Теперь установлены ставки платы за 1 тонну загрязняющих веществ (отходов) на 2016, 2017, 2018 годы. Ставки на текущий год ниже, чем на 2017 и 2018 (ставки на эти два года равны между собой).

Ставки в среднем выше, чем были установлены для выбросов в пределах допустимых нормативов, и ниже, чем были установлены для загрязнений в пределах лимитов.

«В результате принятия постановления не ожидается роста финансовой нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности. Наоборот, компании смогут корректировать размер платы на величину затрат на природоохранные мероприятия. Также они смогут применять стимулирующие коэффициенты к плате при размещении отходов, например, при обезвреживании отходов, утилизации ранее размещенных отходов и прочее», – говорится на сайте Минприроды.

Пресс-служба ведомства также напоминает, что 21 июля 2014 года был принят федеральный закон № 219-ФЗ, которым внесены существенные изменения в механизм исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду. Одним из элементов этого механизма является установление ставок платы.

Ставки платы будут применяться с дополнительным коэффициентом 2 в отношении территорий и объектов, находящихся под особой охраной – заповедников и национальных парков, а также Байкальской природной территории и озера Байкал. Аналогичный коэффициент предусмотрен в настоящее время в постановлении 344. Сохранит свое действие и коэффициент 0,3, который может быть применен плательщиками при размещении отходов на собственных объектах размещения отходов.

Кроме того, Минприроды уточнило, что новые ставки и дополнительный коэффициент 2 хозяйствующие субъекты смогут применить при исчислении платы с 1 января 2016 года.

16 сентября 2016 г.


Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ определит, можно ли увеличивать срок применения льготной ставки налога в случае ее временного неиспользования, или нет

Решение будет вынесено на основании спора между налоговиками и ООО, являющимся резидентом ОЭЗ в Калининградской области. Судебные разбирательства между ними начались в 2014 году, когда инспекция после выездной проверки доначислила 110 млн руб. налога на прибыль и 6,4 млн руб. налога на имущество плюс пени. ООО подало на это решение в Арбитражный суд Калининградской области (дело № А21–7635/2014 от 4 сентября 2014 года), который признал доначисление налогов незаконным. Налоговая инспекция оспорило такую позицию дважды – в апелляции и кассации: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд Калининграда (дело № А21–7635/2014 от 17 октября 2014 года) и Арбитражный суд Северо-Западного округа (дело № А21–7635/2014 от 22 декабря 2014 года) также поддержали ООО, посчитав доначисление налогов незаконным.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами в части признания решения инспекции недействительным по эпизоду доначисления налога на имущество и соответствующих сумм пени, налоговый орган обратился с кассационной жалобой в ВС РФ.

Основанием для обжалования послужил вывод налогового органа о том, что ООО необоснованно применяло в 2012 году нулевую процентную ставку по налогу на имущество в ходе деятельности, связанной с реализацией инвестиционного проекта. В соответствии с законодательством резидент Калининградской ОЭЗ может применять льготную ставку в течение первых шести календарных лет, начиная со дня включения юрлица в реестр резидентов ОЭЗ (п. 3 ст. 385.1 НК РФ). ООО стало резидентом в 2006 году, следовательно, в 2012 году нулевой ставкой по налогу на имущество ему уже нельзя было воспользоваться. На это и обратили внимание налоговики.

Суды в апелляции и кассации не согласились с налоговой инспекцией, исходя из того, что по налогу на прибыль льготная ставка считается, начиная с 1 января года, следующего за годом включения юрлица в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области (подп. 1 ст. 1 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 178-ФЗ «О внесении изменений в статью 288.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»). Из этого положения судьи сделали вывод, что такое же правило можно применить и в части налога на имущество, а следовательно, 2012 год является шестым периодом применения нулевой процентной ставки ООО.

Налоговая инспекция, в свою очередь, оспаривая такое решение, сослалась на действующие нормы налогового законодательства, в соответствии с которыми льгота по налогу на имущество считается, начиная с года, когда ООО вошло в реестр резидентов ОЭЗ (п. 3 ст. 385.1 НК РФ). А, начиная с седьмого по двенадцатый календарный год включительно, ставка по налогу на имущество составляет величину, установленную законом Калининградской области и уменьшенную на 50% (п. 4 ст.385.1 НК РФ).

Налоговый орган также отметил, что законодательство было изменено только в отношении налога на прибыль резидентов Калининградской ОЭЗ, а налог на имущество по-прежнему регулируется нормами НК РФ.

Отметим, что налогоплательщик вправе приостанавливать действие льготы на один или несколько налоговых периодов (п. 2 ст.56 НК РФ). Однако, по мнению налогового органа, в данном случае это право не применимо, поскольку в НК РФ четко определены периоды, в которые налогоплательщик вправе применить пониженные налоговые ставки и период, с которого данное право прекращается (ст. 385.1 НК РФ).

ВС РФ, изучив представленные в кассационной жалобе доводы налоговиков, определил передать ее для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ (дело № 307-КГ16-7941 от 14 сентября 2016 года).

16 сентября 2016 г.


Перенумерация банковских счетов не относится к закрытию и открытию счета

В письме от 31 августа 2016 г. № ГД-4-8/16112 ФНС сообщила, что банки жалуются на штрафы по статье 132 НК – за открытие новых счетов лицам, операции по счетам которых приостановлены ИФНС.

Вместе с тем, не является закрытием счета внесение в книгу регистрации открытых счетов записи о закрытии лицевого счета в связи с изменением его номера, обусловленным требованиями законодательства РФ и нормативных актов Банка России (в частности, вследствие реорганизации клиента или обслуживающей его кредитной организации). Это установлено пунктом 1.3 инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов».

ФНС предлагает налоговикам не находить состава правонарушения в действиях банков по перенумерации счетов юрлиц и ИП во исполнение требований нормативного акта Банка России, не влекущих за собой открытия нового счета.

16 сентября 2016 г.


Минтруд России скорректирует правила регистрации и снятия с учета страхователей

Минтруд России подготовил ряд изменений в ведомственную нормативную базу в целях приведения ее в соответствие с законодательными новшествами в части передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (проект Приказа Минтруда России от 5 сентября 2016 года "О внесении изменений в отдельные приказы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, касающиеся вопросов регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей").

В частности, предусмотрены следующие новации:

  • в Порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах ФСС России страхователей – юрлиц по месту нахождения обособленных подразделений и физлиц (приказ Минтруда России от 29 апреля 2016 г. № 202н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей и лиц, приравненных к страхователям», далее – Порядок) там где идет речь о страхователях были исключены слова «имеют отдельный баланс», то есть для регистрации страхователя ему не нужно будет показывать своего баланса, достаточно наличия расчетного счета в банке;
  • в Порядке была изменена очередность упоминания страховых случаев: вместо «страхователи по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» стали «страхователи по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
  • в приложениях № 4 и № 6 к Порядку расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам (форма 4-ФСС) также был изменен в соответствии с новой очередностью упоминания страховых случаев;
  • в приложении № 5 к Порядку страхователи, являющиеся государственными (муниципальнымы) учреждениями вместо раздела II формы 4-ФСС (в части деятельности, которая финансируется за счет внебюджетных источников) должны будут представлять таблицу 1 формы 4-ФСС (также в части деятельности, финансируемой за счет внебюджетных источников);
  • в Административном регламенте ФСС России по предоставлению госуслуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – юрлиц по месту нахождения обособленных подразделений (приказ Минтруда России от 25 октября 2013 г. № 576н «Об утверждении Административного регламента Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации и снятию с регистрационного учета страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений») изменился круг заявителей. Так, в п. 2 вместо «юрлиц, образованных в соответствии с законодательством» появились «юрлица любой формы собственности». Кроме того, исчезло понятие «законные представители страхователя», осталось только уполномоченные представители, действующие на основании доверенности.
Напомним, что с 1 января 2017 года ФНС России заберет у ПФР и Минтруда России функции сбора страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральные законы от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»).

16 сентября 2016 г.


Налоговики разъяснили, кто был включен в Реестр МСП

ФНС России уточнила, что в Реестр МСП вошли малые предприятия, имеющие в 2015 году численность до 100 человек и доход до 800 млн руб. и средние предприятия – с численностью от 101 до 250 человек и доходом до 2 млрд руб. (письмо ФНС России от 7 сентября 2016 г. № СД-4-3/16672@ «О включении в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства»).

Кроме того, в Реестр вошли: акционерные общества, акции которых обращаются на бирже и отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, предприятия, применяющие инновационные технологии, исключительные права на которые принадлежат учредителям этих АО либо бюджетным и автономным научным учреждениям (в том числе организациям высшего образования), хозяйствующие субъекты, имеющие статус участника проекта «Сколково» (Федеральный закон от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»), а также предприятия, учредителями которых являются юрлица, предоставляющие господдержку инновационной деятельности ( Федеральный закон от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

При этом отнесение предприятий к субъектам МСП на основании доли участия в их капитале отдельных акционеров в базе, сформированной на 1 августа 2016 года, не производилось. Напомним, что к субъектам МСП относятся предприятия, акционерами которых является РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды (за исключением инвестфондов), имеющие пакет не более 25% голосующих акций, а акционеры – иностранные юрлица – не более 49% голосующих акций (подп. «а» п. 2 ст.1, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Это условие будет применяться к предприятиям только для базы, начиная с 10 августа 2017 года по состоянию на 1 июля 2017 года (п. 1 ч. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Также налоговики обратили внимание, что категория субъекта МСП может быть изменена в следующий раз только 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года в случае, если доход предприятия и его численность превысит законодательно установленные предельные значения в течение трех календарных лет, следующих один за другим, то есть в 2016, 2017 и в 2018 годах соответственно (п. 2-4 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Сведения о компаниях, входящих в Реестр МСП, можно получить на сайте ФНС России.

15 сентября 2016 г.


Финансисты уточнили, что расходы организаций на плату за негативное воздействие на окружающую среду для целей НП признаются на последний день отчетного периода

Минфин России в ответ на запрос налогоплательщика сообщил, что материальные расходы в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду признаются для целей исчисления НП на последнее число отчетного (налогового) периода, за который они производятся. Плата за негативное воздействие на окружающую среду происходит ежеквартально в виде авансовых платежей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства). Следовательно, расходы на нее для целей исчисления НП признаются на последний день квартала. А для субъектов малого и среднего предпринимательства – на последний день года, в котором происходит выплата данного сбора (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 8 августа 2016 г. № 03-03-06/1/46432 «О налоговом учете платы за негативное воздействие на окружающую среду»).

Напомним, что налогоплательщик НП организаций должен уменьшить доходы на сумму расходов. При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Если при осуществлении деятельности организация производит выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты или хранит отходы производства и потребления, то она должна платить за негативное воздействие на окружающую среду (п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Такие расходы относятся к материальным, так как они связаны с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. При этом на расходы можно отнести только выбросы в пределах законодательно установленных лимитов и нормативов загрязнения окружающей среды (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). Все, что выше нормативов и лимитов в расходы включить нельзя (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Перечислять плату за негативное воздействие на окружающую среду организация (если она не относится к субъектам малого и среднего предпринимательства) должна ежеквартально авансовыми платежами (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем прошедшего квартала в размере 1/4 части суммы, уплаченной за предыдущий год. Субъекты малого и среднего бизнеса вносят плату по итогам года не позднее 1-го марта следующего года (п. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Следовательно, обязательство по уплате платы за негативное воздействие на окружающую среду и соответствующих квартальных авансовых платежей возникает у налогоплательщика по факту деятельности за определенные периоды (первый квартал, второй квартал, третий квартал, календарный год), подчеркнули финансисты. А материальные расходы в виде данной платы признаются для целей исчисления НП организаций на последнее число отчетного периода, за который соответствующие платежи производятся.

15 сентября 2016 г.


Чем подтвердить сумму платы «Платону» в целях уменьшения транспортного налога

В письме от 26.08.2016 № БС-4-11/15777 ФНС рассказала, что оператором системы взимания платы в счет возмещения вреда, наносимого федеральным дорогам большегрузными транспортными средствами, является ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

Согласно информации, полученной от этой организации, для целей подтверждения права налогоплательщика на налоговую льготу (вычет) может быть использован отчет «Сведения об автомототранспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведения о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого федеральным автомобильным дорогам».

Такой отчет формируется в отношении каждого транспортного средства, принадлежащего собственнику (владельцу) транспортного средства за календарный год.

Указанные сведения собственник транспортного средства может получить путем обращения к своей персонифицированной записи. Доступ к ней предоставляется оператором дистанционно, путем ввода логина и пароля.

14 сентября 2016 г.


Налоговики подготовили поправки в декларацию по НДС

Новации в документе связаны с изменением законодательства в области исчисления и уплаты НДС (проект Приказа ФНС России от 5 сентября 2016 года «О внесении изменений в приказ ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме»).

В соответствии с новшествами в форму декларации по НДС были внесены следующие правки:

  • В разделе 3. «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным п. 2 – 4 ст. 164 НК РФ»:
    • добавлен пункт 2. «Реализация по истечении срока, указанного в абз.3 подп.1.1 п. 1 ст.151 НК РФ товаров, в отношении которых при таможенном декларировании был исчислен налог в соответствии с абз. 1 подп. 1.1 п. 1 ст. 151 НК РФ»;
    • добавлен пункт 9. «Уплата сумм налога, исчисленных при таможенном декларировании товаров в случаях, предусмотренных абз.2 подп.1.1 п. 1 ст.151 НК РФ»;
    • добавлен пункт 10. «Уплата сумм налога, исчисленных при декларировании товаров в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 173 НК РФ»;
    • добавлен пункт 11. «Общая сумма налога, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога (сумма величин графы 5 строк 010 – 080, 105 – 115)»;
    • пункт 9 стал пунктом 12, в него был внесен подп. 12.1 «в том числе: предъявленная подрядными организациями (застройщиками, техническими заказчиками) по выполненным работам при проведении капитального строительства»;
    • пункт 13 стал пунктом 16. В его названии «Таможенный союз» был заменен на «Евразийский экономический союз»;
    • добавлен пункт 19. «Сумма налога, подлежащая вычету в соответствии с п. 14 ст.171 НК РФ».
  • В приложении 1 раздела 3. «Сумма налога, подлежащая восстановлению и уплате в бюджет за истекший календарный год и предыдущие календарные годы» название второго столбца «Дата начала использования объекта недвижимости для операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ» было исправлено на «Дата начала использования объекта основного средства для операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ».
  • В разделе 4. «Расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена» были изменены коды строк.
  • В разделе 9. «Сведения из книги продаж об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» были добавлены строки с кодами 35 и 115 под единым названием «Регистрационный номер таможенной декларации».

Напомним, что в 2015 году срок уплаты налога был перенесен с 20 на 25 число месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст.174 НК РФ). В отдельную статью был выделен порядок восстановления НДС по объектам основных средств (ст. 171.1 НК РФ). Также был уточнен порядок освобождения от налогообложения ряда операций (п. 2 ст. 149 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2015 года порядок применения НДС при экспорте товаров в рамках взаимной торговли государств – членов ЕАЭС стал регламентироваться нормами Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года. А также были установлены новые правила налогообложения и применения вычетов в отношении товаров, выпускаемых в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории ОЭЗ в Калининградской области (Федеральный закон от 30 марта 2016 г. № 72-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области»).

Предполагается, что новая форма декларации начнет использоваться уже с 1 января 2017 года, в соответствии с требованиями налогового законодательства (ст. 80 НК РФ).

14 сентября 2016 г.


СМИ: будут ли повышаься налоги в следующем году

РБК обобщил различную информацию из нераскрытых источников в правительстве о намерениях властей производить маневры в налогообложении.

Для удержания дефицита бюджета в целевых рамках в ближайшие три года властям необходимо найти дополнительно 3,5 трлн рублей. Для покрытия дефицита Минфин задействовал резервный фонд, затем «в расход» пойдет Фонд национального благосостояния. Кроме того, программа чистых заимствований на следующий год увеличена в четыре раза. Также Минфин планирует продлить на 2017 год норму о повышенном НДПИ для нефтяных компаний и «Газпрома», пишет РБК.

Относительно других налогов в правительстве исходят из того, что их повышения не должно быть до 2018 года, ссылается издание на собеседника в Белом доме.

В целом, обсуждается повышение и НДФЛ, и налога на прибыль, и НДС. Повышение на 1 п.п. каждого из ключевых налогов может принести от 170 млрд до 324 млрд рублей. «Решения по дате [повышения] нет. Обсуждается и срок, и вообще какие налоги будут повышаться, какие нет. Пока есть прогнозы только [о том], что будет, если ничего не менять», – говорит источник РБК. 

Вместе с возможным повышением налоговой нагрузки в правительстве обсуждают несколько вариантов так называемой фискальной девальвации, которая должна сгладить повышение налогов, рассказывал ранее РБК федеральный чиновник. Фискальная девальвация упоминалась в рекомендациях МВФ и Европейского центробанка по преодолению кризиса в еврозоне. Смысл в снижении издержек на труд и сокращении себестоимости продукции экспортеров. Так можно повысить экспортную конкурентоспособность, не прибегая к обесценению национальной валюты, ведь потенциал ослабления рубля по большей части исчерпан после того, как курс рухнул в 2014-2015 годах. 

Один из вариантов – снижение страховых взносов с одновременным повышением НДС, говорил РБК чиновник финансово-экономического блока правительства. Либо речь может идти о повышении НДС с середины 2018 года или с 1 января 2019 года при одновременном снижении налога на прибыль.

HSBC в своем исследовании в августе сообщал, что снижение общей ставки отчислений во внебюджетные фонды с 30 до 20% и повышение НДС до 25% (с текущих 18%) приведет к годовым потерям бюджета в 300 млрд руб., напоминает РБК. Другим отрицательным моментом будет ускорение инфляции в результате повышения НДС. Поэтому «маневр, скорее всего, будет отложен до 2019 года, чтобы не оказать давление на достижение 4% инфляции по итогам 2017 года» (обещанная цель Банка России), предполагает HSBC.

13 сентября 2016 г.


Налогооблагаемый доход предпринимателей на ПСН устанавливается законами субъектов РФ, а не только НК РФ

Минфин России обратил внимание на то, что применение ПСН регулируется законами субъектов РФ (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 1 сентября 2016 г. № 03-11-12/51155 «Об установлении размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения»). Размер потенциально возможного к получению ИП годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности устанавливается на календарный год законом субъекта РФ (п. 1 ст. 346.48 НК РФ). ИП платит налог по ставке 6% от данной суммы (п. 1 ст. 346.50 НК РФ).

Именно региональные власти устанавливают размеры потенциально возможного к получению годового дохода ИП. В законодательстве прописано, что он не может превышать 1 млн руб. в случае, если иное не установили субъекты РФ (п. 7 ст. 346.43 НК РФ). Региональные министерства финансов, курирующие работу предпринимателей, вправе самостоятельно устанавливать размер потенциально возможного к получению ИП дохода в каждом конкретном случае. К примеру, если ИП занимается арендой жилых и нежилых помещений, принадлежащих ему на праве собственности, размер годового дохода будет зависеть от площади объектов. В случае розничной торговли, осуществляемой в торговом зале площадью не более 50 квадратных метров или через объекты нестационарной торговой сети, годовой доход ИП будет считаться, исходя из средней численности наемных работников. То же касается и предоставления услуг общественного питания, оказываемые через объекты площадью не более 50 квадратных метров (подп. 3 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Для ИП, занимающихся техобслуживанием и ремонтом автотранспорта, оказывающих услуги перевозки грузов и пассажиров автомобильным и водным транспортом, занимающихся медицинской и фармацевтической деятельностью на основании лицензии, а также обрядовыми и ритуальными услугами субъекты РФ вправе повысить максимальный размер потенциально возможного к получению годового дохода в три раза – с одного до трех млн руб. (если в регионе не установлен максимальный доход, отличный от одного млн руб). Для городов с численностью населения более одного млн человек региональная власть может увеличить доход ИП, работающих на территории города, в пять раз, а для аренды, торговли и услуг общественного питания – в десять раз (подп. 4 п. 8 ст. 346.43 НК РФ).

Минфин России обращает внимание, что по вопросам установления размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода по видам предпринимательской деятельности , в отношении которых применяется ПСН, следует обращаться в финансовый орган исполнительной власти субъекта РФ. Для столицы – это департамент финансов города Москвы.

Отметим также, что ИП, применяющие ПСН, освобождаются от уплаты НДФЛ и налога на имущество физлиц (подп. 1-2 п. 10 ст. 346.43 НК РФ), а также НДС (п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

13 сентября 2016 г.


Ненадлежащая доверенность главбуха может привести к отказу в возмещении НДС

В мае 2015 года компания представила в инспекцию уточненную декларацию по НДС с заявлением о возврате налога в заявительном порядке. Заявление подписано главным бухгалтером компании. Инспекция отказала в возмещении, указав на неподтвержденность полномочий главбуха.

Компания оспаривала решение инспекции в суде (дело № А32-39881/2015), указав, что налоговая располагала доверенностью на главбуха в связи с проведением камеральных проверок и принимала документы с сопроводительными письмами, подписанными этим же главным бухгалтером. К тому же, по мнению компании, инспекция была обязана сообщить о необходимости оформить доверенность на лицо, подписавшее заявление.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, разъяснив, что представитель налогоплательщика должен обладать соответствующими полномочиями либо на основании закона или учредительных документов, либо в силу доверенности. Доверенность необходимо выдавать каждому лицу, которое выступает от имени налогоплательщика в отношениях с налоговыми органами, если только оно не является законным представителем налогоплательщика (пункт 1 статьи 26, абзац 1 пункта 3 статьи 29 НК). Таким образом, главному бухгалтеру, финансовому директору, заместителю гендиректора и прочим руководителям различных служб налогоплательщика нужно оформлять доверенность.

Суды отклонили доверенность от 16 октября 2014 года, согласно которой главбух вправе представлять компанию в ИФНС по вопросу сдачи заявления о госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлица, представлять и получать заявления, свидетельства, уведомления, решения, протоколы справки и прочее. Полномочия на подписание заявления по возмещению НДС в общем и заявительном порядке в указанной доверенности отсутствуют.

Ссылку компании на доверенность от 1 апреля 2015 года суды также отклонили, поскольку на момент подачи заявления (18 мая) и принятия спорного решения (25 мая) она в инспекцию представлена не была. Копия этой доверенности попала к налоговикам только 10 июня.

Суды отклонили довод налогоплательщика об обязанности инспекции запросить необходимую доверенность, поскольку НК не содержит такой обязанности. Суды (постановление кассации Ф08-6250/2016 от 05.09.2016) согласились с выводом инспекции о том, что пакет документов на применение заявительного порядка возмещения в нарушение пункта 7 статьи 176.1 НК представлен неуполномоченным лицом.

12 сентября 2016 г.


Налоговики рассказали, как избежать штрафа при исправлении неверных КПП и ОКТМО в 6-НДФЛ

ФНС России уточнила, что в случае, когда налоговый агент допустил ошибку в форме 6-НДФЛ в части указания КПП или ОКТМО, то при ее обнаружении необходимо представить в налоговый орган по месту учета два расчета по форме 6-НДФЛ – уточненный с правильными КПП или ОКТМО и нулевыми показателями всех разделов декларации, а также первичный расчет (с заполненными разделами) и указанием правильного КПП или ОКТМО (письмо ФНС России от 12 августа 2016 г. № ГД-4-11/14772 «О представлении уточненного расчета по форме 6-НДФЛ»). В строке «Номер корректировки» при представлении первичного расчета по форме 6-НДФЛ нужно проставить «000», в исправленном расчете указывается номер корректировки («001», «002» и т. д.).

Ошибки в отношении КПП и ОКТМО могут быть связаны с тем, что для организаций, имеющих обособленные подразделения, по строке «КПП» необходимо указывать КПП по месту нахождения ее обособленного подразделения, а сведения по каждому ОКТМО заполняются отдельно (п. 2.2 Порядка заполнения и представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ).

При этом если налоговый агент представил расчет по форме 6-НДФЛ с указанием правильного КПП или ОКТМО после 1 апреля (срок, до которого необходимо сдать 6-НДФЛ за предыдущий год), то штраф за неподачу формы 6-НДФЛ не взимается (п. 1 ст. 81, абз. 3 п. 2 ст. 230 НК РФ). Такое же правило действует и в отношении деклараций, поданных за первый квартал, полугодие и девять месяцев, у которых срок подачи декларации – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Напомним, что непредставление в установленный срок расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, влечет взыскание штрафа с него в размере 1 тыс. руб. за каждый полный или неполный месяц, начиная со дня, установленного для его представления (п. 1.2 ст. 126 НК РФ).

12 сентября 2016 г.


ФНС России напомнила, что вместо доверенности можно представить информационное сообщение о ней

Как уточнило налоговое ведомство, электронный документ с данными о реквизитах письменной доверенности, выданной налогоплательщиком уполномоченному представителю, можно направить по ТКС вместе с налоговой декларацией вместо предоставления документа на бумажном носителе (письмо ФНС России от 10 августа 2016 г. № ГД-4-11/14578@ «О разъяснениях по вопросу представления в налоговые органы доверенности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи»). Формат представления сведений информационного сообщения о доверенности утвержден отдельным нормативным актом (приказ ФНС России от 9 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/534@ «Об утверждении форматов, используемых в электронном документообороте при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (на основе XML) (версия 5)»).

Напомним, что согласно гражданскому законодательству выдача доверенности может происходить только в письменной форме (п. 1 ст. 185 ГК РФ). В настоящее время при представлении налоговых деклараций в электронной форме по ТКС представитель налогоплательщика должен отправить в налоговый орган документ (либо копию документа), дающего право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации, еще до ее отправления. Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение трех лет после истечения ее срока действия (п. 1.11 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС). Имеется в виду скан-копия бумажной формы доверенности.

В то же время налогоплательщики вправе представить документы, которые должны прилагаться к налоговой декларации, в электронной форме (п. 3 ст. 80 НК РФ). Доверенность, как раз и относится к документам, представляемым одновременно с налоговой декларацией. Поскольку представление юридически значимой доверенности в электронном виде по ТКС невозможно (из-за того, что она должна существовать в бумажном виде), ФНС России разработала информационное сообщение о доверенности.

12 сентября 2016 г.


Как учесть амортизацию после модернизации полностью самортизированного основного средства

В 1991 году компания приобрела объект основных средств – тепловоз с компрессором. Объект отнесен к 7 амортизационной группе, со сроком полезного использования при постановке на учет 186 месяцев (15,5 лет). В 2006 году тепловоз полностью самортизирован. С целью улучшения технических характеристик отдельных его узлов компания модернизировала тепловоз с 2008 года по 2010 год на общую сумму 2,3 млн рублей, а в декабре 2012 года – на сумму 700 тысяч рублей. Способ начисления амортизации – линейный, при этом в 2010 году для целей налогового учета предусмотрена амортизационная премия 30%.

После первой модернизации (15 мая 2008 года) компания увеличила срок полезного использования на 51 месяц. Объект остался в 7 амортизационной группой – срок полезного использования свыше 15 лет (180 месяцев) до 20 лет (240 месяцев) включительно.

По результатам выездной проверки за 2011-2013 годы ИФНС решила, что компанией завышены расходы в результате неверного расчета амортизации – инспекция привела свой расчет, доначислила налог на прибыль, пени и штраф. При этом инспекция исключила из расходов всю амортизацию по указанному основному средству за 2011 и 2013 годы.

Суды трех инстанций (дело № А32-35378/2015) отменили решение инспекции, разъяснив, что налогоплательщик вправе увеличить срок полезного использования объекта после даты ввода его в эксплуатацию, если после модернизации этот срок увеличился (пункт 1 статьи 258 НК).

В НК отсутствует специальная норма, устанавливающая особенности учета расходов и начисления амортизации после модернизации полностью самортизированного основного средства. В общем случае после модернизации сроки использования ОС могут увеличиваться, но в пределах сроков, установленных для амортизационной группы, в которую включен данный объект.

Суды (постановление кассации Ф08-5364/2016 от 009.08.2016) установили, что инспекция выбрала срок амортизации произвольно – 181 месяц, тогда как еще при постановке на учет срок полезного использования был равен 186 месяцев. К тому же, инспекция не учла увеличение срока полезного использования после модернизации. Более того, исключив из расходов амортизацию за 2011 и 2013 годы, инспекция оставила амортизацию за 2012 год, начисленную компанией в том же порядке. Суды сочли расчет инспекции необоснованным.

12 сентября 2016 г.


Налоговики начнут предоставлять сведения из реестров через МФЦ

ФНС России уточнила, что территориальные управления ведомства должны будут предпринять ряд мер для обеспечения оказания некоторых госуслуг в МФЦ (письмо ФНС России от 7 сентября 2016 г. № ОА-4-17/16717@ «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг»).

В частности, налоговым инспекциям необходимо проинформировать уполномоченные МФЦ, действующие на подведомственной территории налоговиков, о порядке предоставления услуг по бесплатному информированию, в том числе в письменной форме. Налогоплательщики по запросу смогут получить сведения о законодательстве РФ в области налогов и сборов, порядке их исчисления и уплаты, о своих правах и обязанностях, о полномочиях налоговых органов, а также сведения из реестров, находящихся в ведении ФНС России.

Для этих целей МФЦ следует использовать информацию из СМЭВ (вид сведений «Предоставление сведений о наличии (отсутствии) задолженности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов») по адресу http://smev3.gosuslugi.ru/.

Таким образом, клиент МФЦ, отправивший запрос о получении сведений из реестров или налоговой информации в ФНС России через МФЦ, на руки получит распечатанную справку, подписанную сотрудником МФЦ и заверенную печатью МФЦ.

Напомним, что 17 августа вступило в силу постановление правительства, согласно которому в перечень госуслуг, предоставляемых в МФЦ по принципу «одного окна» были внесены услуги, оказываемые ФНС России (постановление Правительства РФ от 3 августа 2016 г. № 755 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797»). К ним, в частности, относятся:

  • предоставление заинтересованным лицам сведений, содержащихся в реестре дисквалифицированных лиц;
  • предоставление выписки из ЕГРН (за исключением сведений, содержащих налоговую тайну);
  • предоставление сведений и документов, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП (за исключением выписок, содержащих сведения ограниченного доступа);
  • бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве РФ о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц (в части приема запроса и выдачи справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов);
  • предоставление сведений, содержащихся в государственном адресном реестре;
  • госрегистрация юрлиц, физлиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Конкретных сроков начала предоставления услуг налогового ведомства в МФЦ ФНС России не раскрывает.

12 сентября 2016 г.


Как заполнить 6-НДФЛ, если налог с дивидендов перечислен в следующем периоде

В письме от 09.08.16 № ГД-4-11/14507 ФНС рассказала об отражении в справках 2-НДФЛ и расчете 6-НДФЛ списания безнадежной задолженности физлиц с баланса организации, а также при перечислении НДФЛ с дивидендов позже их выплаты.

НДФЛ с дивидендов удерживается при их фактической выплате, а уплачивается не позднее одного месяца с даты выплаты денежных средств. Если налоговый агент производит операцию в одном периоде, а завершает ее в другом периоде, то данная операция отражается в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ в том периоде, в котором завершена.

Если физическому лицу 20.06.2016 выплачены дивиденды в размере 10 000 рублей, а НДФЛ перечислен 20 июля, то данная операция отражается по строкам 020, 040, 070 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за полугодие 2016 года. Кроме того, данная операция подлежит отражению в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за девять месяцев 2016 года следующим образом: по строке 100 указывается 20.06.2016, по строке 110 – 20.06.2016, по строке 120 - 20.07.2016, по строке 130 – 10 000, по строке 140 – 1300.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 223 НК дата фактического получения дохода в виде списания безнадежной задолженности физлиц определяется как день ее списания в установленном порядке. При этом банк признается налоговым агентом, а при отсутствии выплат в денежной форме, за счет которых можно удержать налога, сообщает физлицу и налоговому органу о невозможности удержать налог и сумме налога. Физлицо в этом случае само платит налог. Если задолженность заемщиком будет впоследствии погашена, то налоговый агент обязан представить в налоговый орган уточненные сведения по форме 2-НДФЛ и расчет 6-НДФЛ. Уточненный расчет по форме 6-НДФЛ заполняется путем уменьшения строк 020, 040, 080 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ на сумму дохода в виде списания безнадежной задолженности и неудержанную сумму налога. При этом данная операция в виду отсутствия дохода физического лица по строкам 100 - 140 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ не отражается.

Если НДФЛ удержан кредитной организацией, а впоследствии задолженность будет уплачена заемщиком в добровольном порядке, кредитная организация как налоговый агент должна будет возвратить сумму излишне удержанного налога и представить уточненные 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Уточненный расчет 6-НДФЛ заполняется путем уменьшения строк 020, 040, 070 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ на сумму дохода в виде списания безнадежной задолженности и соответствующую сумму налога. При этом данная операция в виду отсутствия дохода физического лица по строкам 100 - 140 раздела 2 расчета по форме 6-НДФЛ не отражается.

09 сентября 2016 г.


В целях учета рекламных расходов буклеты и листовки Минфин приравнял к брошюрам

В письме от 12.08.16 № 03-03-06/1/42279 Минфин напомнил, что к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании (пункт 4 статьи 264 НК).

Расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, признаются в размере фактических затрат.

Упоминания буклетов в данном пункте нет, в то время как указанные полиграфические материалы также используются в качестве рекламных. Буклеты и листовки представляют собой разновидность брошюр, содержащих рекламную информацию, имеющих от одного до трех сгибов, считает ведомство.

Так что расходы на распространение буклетов, листовок, каталогов, содержащих рекламную информацию об организации или об отдельных услугах, оказываемых организацией, относятся к расходам на рекламу, учитываемым при налогообложении прибыли, на основании абзаца 4 пункта 4 статьи 264 НК в размере фактических затрат.

09 сентября 2016 г.


Минфин России подготовил законопроект о международном обмене информацией

Минфин России разработал проект закона, направленный на выполнение международных обязательств нашей страны в сфере автоматического обмена финансовой информацией и применения правил предоставления отчетности по трансфертному ценообразованию международными группами компаний.

Документ подготовлен с целью противодействия уклонению от налогообложения с помощью офшорных и других агрессивных схем налогового планирования. В соответствии с ним, ФНС России будет курировать сбор информации от российских налогоплательщиков об участии их в международной группе компаний и сравнивать эти сведения с информацией, полученной от налоговых органов других государств в части соответствия данных о распределении доходов между участниками международных групп.

Российские налогоплательщики должны будут предоставлять в налоговое ведомство электронное уведомление об участии в международной группе компании и финансовую отчетность по ней. Формат заполнения и порядок документов будет утвержден приказом ФНС России.

Налоговики также будут консолидировать такую информацию, как:

  • документ, подтверждающий статус налогоплательщика в качестве налогового резидента РФ;
  • уведомление иностранного государства о проведении налоговой проверки в отношении российских налогоплательщиков;
  • порядок организации работы по обеспечению условий участия компетентного органа иностранного государства в налоговой проверке;
  • перечень иностранных государств и территорий с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией;
  • страновой отчет (то есть документ, в котором прописаны финансовые результаты участия в международной группе, размер уставного капитала, численность работников и т. д.);
  • перечень государств и территорий, систематически неисполняющих обязательства по автоматическому обмену страновыми отчетами;
  • перечень иностранных государств, которым будут передаваться страновые отчеты;
  • порядок передачи и получения страновых отчетов, а также технические требования к защите передаваемой информации.

Форму, формат и порядок предоставления данных документов ФНС России предстоит утвердить ведомственными нормативными актами.

Начать международный обмен информацией по новым правилам предполагается с 2018 года.

09 сентября 2016 г.


Минтруд игнорирует позиции судов о необложении взносами ряда «социальных» выплат

В письме от 22 июля 2016 г. № 17-3/В-285 Минтруд указал, что в статье 9 закона 212-ФЗ, в которой перечислены освобождаемые от страховых взносов выплаты, не поименованы:

  • выплаты в виде оплаты горячего питания работников;
  • компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников;
  • частичной компенсации затрат работников на занятия физической культурой и спортом;
  • ежемесячного пособия сверх сумм, предусмотренных законодательством РФ, работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • единовременного поощрения работникам при увольнении в связи с уходом на пенсию;
  • компенсации работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы.

По мнению ведомства, такие выплаты подлежат обложению взносами как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений. Однако напомним, что существует огромное количество примеров, когда подобные (и конкретно многие из перечисленных) выплаты суды считали социально направленными и по этой причине не облагаемыми взносами.

Минтруд подробнее остановился на взносах с компенсаций работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты зарплаты.

Понятие компенсаций, связанных с исполнением физлицом трудовых обязанностей (то есть компенсаций, освобождаемых от взносов), а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом.

В соответствии со статьей 164 ТК компенсации представляют собой денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТК и другими федеральными законами.

Установленная ТК выплата денежной компенсации работнику при нарушении срока выплаты зарплаты, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, относится к мерам материальной ответственности работодателя за нарушение договорных обязательств перед работником и не является возмещением затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей, считает ведомство. Поэтому данные компенсации подлежат обложению взносами, полагают чиновники. Суды традиционно придерживаются иного мнения.

09 сентября 2016 г.


Налоговики разработали сроки передачи документов через кабинет ККТ

В соответствии с проектом документа налоговой службы, регламентирующим Порядок работы кабинета ККТ, все входящие и исходящие из кабинета документы должны будут передаваться в определенные временные периоды (проект приказа ФНС России «Об утверждении порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники»).

Так, карточки регистрации и карточки о снятии с учета ККТ должны будут направляться налоговыми органами пользователям в течение пяти рабочих дней с даты совершения регистрации (перерегистрации) или снятия с учета.

Ответы на запросы налогового органа о предоставлении документов или информации, а также сведений в рамках проведения контроля и надзора должны быть направлены организациями и ИП в течение трех рабочих дней со дня размещения запроса в кабинете ККТ. Это же касается операторов фискальных данных. А ответы на обращения, касающиеся применения законодательства о ККТ, направляемые в налоговые органы организациями и ИП, должны быть предоставлены в течение 30 дней с даты регистрации в налоговом органе соответствующего обращения. При этом срок рассмотрения указанных обращений может быть продлен налоговым органом не более чем на 30 дней с уведомлением об этом организации или ИП через кабинет ККТ.

Если налоговый орган посчитает, что организация или ИП совершила действия (бездействие), содержащие признаки административного правонарушения, он должен будет направить сообщение об этом в адрес организаций и ИП в срок не позднее дня, следующего за днем выявления таких действий (бездействия). Свое согласие или отказ от согласия с этим сообщением организации и ИП при необходимости могут направить через кабинет ККТ в срок не позднее дня, следующего за днем размещения данного сообщения от налоговых органов в кабинете.

Регламентированы также сроки обмена документами при регистрации и перерегистрации ККТ. В частности, документы, необходимые для регистрации ККТ, организации и ИП должны будут передать в кабинет в день осуществления регистрации. А документы, необходимые для перерегистрации ККТ, – не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изменения сведений, внесенных в журнал учета и карточку регистрации ККТ.

В случае хищения или утери ККТ документы, необходимые для снятия с регистрационного учета ККТ, нужно будет передать в срок, не позднее одного рабочего дня со дня обнаружения факта хищения или потери.

Отчеты о регистрации, об изменении параметров регистрации и о закрытии фискального накопителя должны будут передаваться организациями и ИП в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем формирования таких отчетов.

Определены и иные сроки. Они касаются, в том числе, изготовителей ККТ:

  • акт проверки и процессуальные документы налоговые органы должны будут направить в адрес организаций и ИП не позднее дня, следующего за днем составления соответствующего документа. Они считаются полученными организацией или ИП в день их размещения налоговым органом в кабинете ККТ;
  • архивные данные должны будут предоставляться в срок не позднее трех рабочих дней с момента получения организациями и ИП запроса от налоговых органов;
  • информацию о факте включения ККТ и фискального накопителя в реестр ККТ и реестр фискального накопителя, а также о факте отказа в этих действиях, исключения ККТ из реестра ККТ или исключения фискального накопителя из реестра фискальных накопителей налоговые органы должны будут направить изготовителям ККТ и фискальных накопителей, в срок не позднее 10 рабочих дней с даты включения ККТ и фискального накопителя в реестр ККТ и реестр фискального накопителя, либо отказа в этом, исключения ККТ из реестра ККТ или исключении фискального накопителя из реестра фискальных накопителей;
  • уведомление об изготовленных экземплярах моделей ККТ и (или) моделей фискальных накопителей, которые включены в реестр ККТ и (или) реестр фискальных накопителей (содержащие сведения о модели, заводском номере и дате изготовления соответствующего экземпляра), изготовитель должен будет подать в налоговый орган в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем изготовления экземпляра ККТ и (или) экземпляра фискального накопителя;
  • уведомление в налоговый орган о заключении, расторжении договора или внесении изменений в договор на обработку фискальных данных оператор фискальных данных должен будет передать в срок не позднее одного рабочего дня, следующего за днем заключения, расторжения договора или внесения изменений в договор на обработку фискальных данных;
  • результаты проведенной экспертизы моделей ККТ или технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) экспертные организации должны будут передать в налоговые органы в срок не позднее одного рабочего дня с даты выдачи экспертного заключения.

Напомним, что с июля будущего года все организации и ИП будут обязаны передавать фискальные данные в электронном виде напрямую в налоговые органы и работать на ККТ нового образца (п. 17 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

09 сентября 2016 г.


«Правило 5%» не работает в обратную сторону (если мало расходов по облагаемым операциям)

В письме от 19 августа 2016 г. № 03-07-11/48590 Минфин напомнил о ведении раздельного учета при наличии как облагаемых, так и освобождаемых от НДС операций.

Налогоплательщик имеет право не вести раздельный учет в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами в указанном налоговом периоде, подлежат вычету.

В то же время положениями НК не предусмотрено право налогоплательщика не применять раздельный учет в случае, если в налоговом периоде доля расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащих налогообложению НДС, составляет менее 5% в общей величине расходов. В данном случае налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).

09 сентября 2016 г.


Если в 6-НДФЛ неправильно указан КПП или ОКТМО, надо подать два уточняющих расчета

В письме от 12.08.16 № ГД-4-11/14772@ ФНС напомнила, что если налоговый агент обнаружил неточности, ошибки, искажения в поданном расчете, то должен подать уточненный расчет.

По строке «Номер корректировки» при представлении первичного расчета 6-НДФЛ проставляется «000», при представлении уточненного расчета указывается номер корректировки («001», «002» и так далее).

По строке «КПП» для организаций указывается КПП по месту нахождения организации, а в случае заполнения формы расчета организацией, имеющей обособленные подразделения, по строке «КПП» указывается КПП по месту нахождения обособленного подразделения.

Расчет 6-НДФЛ заполняется по каждому ОКТМО отдельно.

Если при заполнении 6-НДФЛ налоговым агентом допущена ошибка в части указания КПП или ОКТМО, то при обнаружении данного факта налоговый агент представляет в налоговый орган по месту учета два расчета, а именно:

  • уточненный расчет к ранее представленному с указанием соответствующих КПП или ОКТМО и нулевыми показателями всех разделов расчета;
  • первичный расчет с указанием правильного КПП или ОКТМО.

При этом, если расчет 6-НДФЛ с указанием правильного КПП или ОКТМО налоговым агентом представлен после срока, установленного абзацем 3 пункта 2 статьи 230 НК, то учитывая положения статей 81, 111 НК, ответственность, предусмотренная пунктом 1.2 статьи 126 НК, не применяется.

Вышеизложенный порядок представления уточненных 6-НДФЛ рекомендуется применять до вступления в силу приказа ФНС об утверждении новой формы расчета.

ФНС также сообщила, что для достоверного формирования состояния расчетов с бюджетом в случае изменения данных КРСБ после предоставления уточненных 6-НДФЛ с указанием правильных ОКТМО и КПП налогоплательщик может подать заявление на уточнение ошибочно заполненных реквизитов расчетных документов.

09 сентября 2016 г.


ФНС России подготовила Порядок ведения кабинета ККТ

ФНС России подготовила проект приказа «Об утверждении порядка ведения кабинета контрольно-кассовой техники». Новшества связаны с изменением законодательства, регулирующего сферу применения ККТ (абз. 8 ст. 1.1 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

Обеспечение доступа к нему будет осуществлять ФНС России. Размещенный на официальном сайте налоговой службы (www.nalog.ru), он будет интегрирован в личный кабинет налогоплательщика. Доступ к кабинету ККТ юрлиц и ИП будет осуществляться в автоматическом режиме при авторизации в личном кабинете налогоплательщика. Все документы, направленные в налоговые органы через кабинет ККТ, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. Иначе налоговики их не примут.

Налоговый орган должен будет зарегистрировать документы в течение одного рабочего дня с даты получения, по ним будет формироваться и размещаться квитанция о приеме, подписанная усиленной квалифицированной электронной подписью. Датой передачи организациями и ИП документов в налоговый орган через кабинет ККТ будет считаться дата приема, указанная в кабинете. Документы будут считаться принятыми налоговым органом, если в кабинете ККТ появится информация о дате регистрации в налоговом органе. При этом датой получения налоговым органом документов будет считаться дата, указанная в квитанции о приеме.

Порядок ведения кабинета ККТ определил также следующие параметры:

  • перечень документов в электронной форме, размещаемых налоговыми органами в кабинете ККТ;
  • перечень документов в электронной форме, передаваемых организациями и ИП, в налоговые органы через кабинет ККТ;
  • порядок доступа организаций и ИП к кабинету ККТ;
  • перечень документов, передаваемых операторами фискальных данных или соискателями разрешения на обработку фискальных данных, экспертными организациями, изготовителями в налоговые органы через кабинет ККТ;
  • случаи передачи документов через кабинет ККТ;
  • порядок передачи организациями и ИП в налоговые органы информации и документов через кабинет ККТ;
  • сроки передачи документов через кабинет ККТ.

Так, налоговые органы планируют размещать в кабинете ККТ такие сведения, как карточки регистрации и карточки о снятии с регистрационного учета ККТ, перечень зарегистрированной ККТ, формы заявления о регистрации (перерегистрации) и снятии с регистрационного учета ККТ, запросы налоговых органов, направляемые в адрес организаций и ИП, в рамках проведения контроля и надзора, протоколы и постановления об административных правонарушениях, составленные и вынесенные налоговыми органами в отношении организации или ИП, и другую информацию.

Организации и ИП, в свою очередь, должны будут передавать в налоговый орган через кабинет ККТ документы, необходимые для регистрации (перерегистрации) ККТ, а также для снятия ее с регистрационного учета, отчеты о регистрации, о закрытии фискального накопителя, документы по запросу налогового органа, осуществляющего контроль и надзор, и иные сведения, в том числе свои обращения в налоговый орган.

Напомним, что организации и ИП обязаны предоставлять информацию и документы в электронной форме в налоговые органы через кабинет ККТ в случаях, в порядке и в сроки, которые установлены ФНС России (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа»).

09 сентября 2016 г.


Налоговые инспекторы должны передавать в ФНС России сведения о переезде должников в другой регион

ФНС России уточнила, что при наличии у налогоплательщика задолженности по обязательным платежам в бюджет более 1 млн руб. (включая предполагаемую сумму доначислений по результатам контрольных мероприятий) территориальным налоговым инспекциям необходимо сообщать в Управление по работе с задолженностью ведомства о фактах изменения места нахождения или о начале реорганизации должника, при которой правопреемник создается на территории другого региона (письмо ФНС России от 28 июня 2016 г. № ГД-4-8/11555@ «Об уведомлении ФНС России о миграции налогоплательщиков»). Информация должна быть передана не позднее 10 рабочих дней со дня внесения сведений в ЕГРЮЛ об изменении места нахождения юрлица или решения о начале процедуры реорганизации.

Отметим, что вносить сведения в ЕГРЮЛ о переезде юрлицу не требуется, когда его новым адресом будет адрес места жительства участника ООО, владеющего не менее 50% голосов, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юрлица (п. 6 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц»). В этом случае предоставление информации о переезде должника осуществляется как передающей, так и принимающей налогоплательщика инспекциями.

ФНС России также поясняет, что передаваемые в Управление по работе с задолженностью сведения предоставляются в формате таблицы, в которой указываются: наименование налогоплательщика, сумма задолженности, причины ее возникновения, долг, сложившийся в результате проверок, перечень имущества, на которое может быть обращено взыскание, и другие параметры. Также инспекторы указывают в таблице причины переезда юрлица, среди которых избежание камеральной проверки при возмещении НДС, затягивание сроков для взыскания задолженности, сокрытие деятельности по участию в схемах уклонения от налогов и другие (письмо ФНС России от 23 мая 2016 г. № ГД-4-8/9075 «В отношении налогоплательщиков-мигрантов»).

08 сентября 2016 г.


Минфин не предлагает ввести прогрессивную шкалу НДФЛ с 2018 года

Ранее о необходимости сохранения плоской шкалы налога на доходы физических лиц заявлял замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский.

Минфин России не предлагает и не предлагал введение прогрессивной шкалы подоходного налога. Об этом сообщил журналистам замминистра финансов РФ Илья Трунин.

«Мы это не обсуждаем и не предлагаем. Мы не выходим с предложениями о прогрессивной шкале подоходного налога (после 2018 года – прим. ред.)», – сказал он.

Ранее о необходимости сохранения плоской шкалы налога на доходы физических лиц заявлял замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский. По его словам, любая прогрессивная система налогообложения на фундаментальном уровне дестимулирует человека работать больше.

Представители разных ветвей власти неоднократно выходили с предложением увеличить нагрузку на богатых. Чаще всего упоминались: прогрессивная шкала НДФЛ, налог на роскошь, повышенные ставки на элитную недвижимость, яхты, частные самолеты.

В июле 2016 года министр финансов России Антон Силуанов сообщил, что Минфин видит возможности для совершенствования механизма контроля за крупными расходами чиновников с точки зрения налоговых последствий. Сегодня механизм контроля таких последствий не предполагает.

08 сентября 2016 г.


В следующем году НДФЛ должны будут уплатить налоговые резиденты РФ, доля которых в иностранной компании превышает 25%

Минфин России уточнил, каким образом рассчитывается доход физических лиц – налоговых резидентов РФ в случае участия их в уставном капитале иностранных организаций, в том числе иностранных структур без образования юридического лица (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 августа 2016 г. № 03-01-23/50066 «О налогообложении прибыли контролируемых иностранных компаний»). Такие граждане признаются контролирующими лицами иностранной организации, не являющейся налоговым резидентом РФ (п. 3 ст. 25.13 НК РФ).

Финансисты напомнили, что до 1 января 2016 года лицо признавалось контролирующим, если доля его участия в организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляла более 50% (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»). В текущем году законодатель расширил количество контролирующих лиц за счет снижения доли участия в иностранной организации до 25% либо до 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, в этой организации (для физических лиц – совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 50%. Контролирующим лицом иностранной организации также признается лицо, не имеющее доли в иностранной организации, но при этом принимающее решение в отношении распределения прибыли организации (п. 6-8 ст. 25.13 НК РФ).

Добавим, что налоговыми резидентами РФ считаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в стране не прерывается на периоды его выезда за пределы территории РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с работой на морских нефтяных месторождениях (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Таким образом, все контролирующие лица иностранных организаций (физические лица) должны уплачивать НДФЛ. В этой связи финансовое ведомство разъяснило, что доходом таких лиц признается полученная прибыль от иностранной организации в доле, соответствующей доле участия этого лица в иностранной компании на дату принятия решения о распределении прибыли. Такое решение принимается на следующий год после окончания налогового периода по НДФЛ, при этом датой получения дохода признается 31 декабря (п. 2-3 ст. 25.15 НК РФ). В соответствии с законодательством РФ, контролирующее лицо для уплаты НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за периодом получения дохода, должно подать декларацию о доходах (п. 1 ст. 229 НК РФ). К декларации необходимо приложить финансовую отчетность иностранной компании и аудиторское заключение к ней, если оно имеется (п. 5 ст. 25.15 НК РФ). НДФЛ с прибыли контролируемой иностранной организации уплачивается только в случае, если прибыль составляет более 10 млн руб. (п. 7 ст. 25.15 НК РФ). А для прибыли, полученной в 2015 и 2016 годах, – 50 млн и 30 млн руб. соответственно (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»).

08 сентября 2016 г.


Прекращение деятельности в качестве ИП не освобождает от обязанности по уплате налогов

В письме от 4 августа 2016 г. № 03-02-08/45681 Минфин напомнил, что основания для прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора указаны в пункте 3 статьи 44 НК.

Прекращение физлицом деятельности в качестве ИП не является обстоятельством, которое влечет прекращение возникшей во время такой деятельности обязанности по уплате налога.

Вместе с тем, налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога при наличии определенных оснований.

07 сентября 2016 г.


ВC РФ обязал компанию-банкрота платить налоги перед осуществлением расчетов с контрагентами

ВС РФ посчитал неправомерными решения региональных судов, в которых позиция налогоплательщика-банкрота, осуществлявшего деятельность и имевшего миллиардную выручку, но не платившего налоги, признавалась законной (определение Арбитражного суда Пензенской области от 13 июля 2015 г. по делу № А49-8064/2011, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2015 г. по делу № А49-8064/2011 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28 декабря 2015 г. по делу № А49-8064/2011).

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ, куда обратилась ФНС России, встала на сторону налоговиков, признав, что управляющий компании-банкрота нарушил очередность погашения текущих платежей, которую необходимо соблюдать в рамках конкурсного производства (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 29 августа 2016 г. № 306-ЭС16-19791).

Судебный спор между налогоплательщиком и налоговой инспекцией начался в 2015 году, когда налоговый орган обратился с жалобой в Арбитражный суд Пензенской области на работу конкурсного управляющего ООО. В частности, на то, что, с 2012 года находясь в состоянии банкротства, общество вело хозяйственную деятельность, рассчитывалось с поставщиками, реализовывало продукцию, но не платило налоги. Общая сумма налоговой задолженности за три года превысила 90 млн руб.

Суд первой, затем суд апелляционной инстанции и окружной суд отказали налоговикам в их требовании, посчитав, что общество правомерно рассчитывалось с поставщиками, так как это эксплуатационные расходы, без которых невозможно вести деятельность, а уплату налога можно производить в следующую очередь (ст. 20.3, ст. 129, ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Но Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ посчитала: суды не учли тот факт, что к эксплуатационным платежам могут быть отнесены расходы на сохранение имущества должника и поддержание его в надлежащем состоянии до момента продажи. Иные затраты подлежат включению в состав четвертой очереди текущих платежей. Следовательно, отнесение всех производственных расходов к эксплуатационным платежам и их приоритет перед обязательными платежами противоречит принципам очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов. Такой порядок предоставляет возможность на протяжении длительного времени вести производственную деятельность в процедуре конкурсного производства, не уплачивая налоги, что недопустимо.

06 сентября 2016 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты