Переставшие быть налоговой тайной данные о недоимках ФНС будет публиковать ежемесячно

Приказом от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ ФНС утвердила сроки и период размещения, порядок формирования и размещения на сайте ФНС сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 НК.

Напомним, что этот пункт введен федеральным законом от 01.05.2016 № 134-ФЗ и предусматривает опубликование на сайте ФНС сведений, не являющихся налоговой тайной. Этот же закон снял режим налоговой тайны со сведений о задолженности плательщиков по налогам, взносам (которые в этот список добавлены позднее), пеням, штрафам, а также с некоторых других сведений об организациях.

Данные о недоимках включаются в набор открытых сведений, в котором указывается название организации, ИНН, период правонарушения и статья, по которой плательщик привлечен к ответственности, мера ответственности, сведения о применении спецрежимов и об участии в КГН. Этот набор размещается на сайте ФНС ежемесячно 25 числа.

Набор данных, включающий сведения о среднесписочной численности работников за прошлый год, о сумме доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности, размещается на сайте ФНС ежегодно 25 июля.

Набор открытых данных, включающий сведения об уплате налогов и взносов, размещается на сайте ФНС ежегодно 25 февраля.

Первое размещение указанных наборов произойдет 25 июля 2017 года. Все наборы сведений согласно приказу касаются только организаций.

30 января 2017 г.


Количество заявлений об оспаривании кадастровой оценки недвижимости в 2016 году выросло на 85%

Количество заявлений об оспаривании кадастровой стоимости недвижимости за 2016 год выросло на 85% по сравнению с годом ранее, сообщает пресс-служба Росреестра.

«Решение в пользу заявителя принято в отношении 62,6% заявлений. Кадастровая стоимость объектов недвижимости после оспаривания в комиссиях суммарно снизилась на 372 млрд рублей (8,7%)», – отмечается в сообщении.

Всего в 2016 году комиссии при Росреестре рассмотрели 48,6 тыс. заявлений в отношении 102,6 тыс. объектов.

До 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики, а утверждали региональные и местные органы власти. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, определяющий новые правила государственной кадастровой оценки, которые начнут действовать во всех субъектах РФ с 2020 года. При этом регионы по своему усмотрению могут начать вводить новую систему уже с 2018 года.

В октябре 2016 года Росреестр заявил «о несовершенстве действующей системы кадастровой оценки и ее возрастающем социальном значении».

27 января 2017 г.


При переуступке права требования продавец должен уплатить НДС с аванса в том периоде, когда он был получен

Минфин России разъяснил, что в случае переуступки иностранным покупателем права требования товаров российскому лицу денежные средства, полученные российским продавцом от иностранного покупателя в счет предстоящей реализации товаров, подлежат включению в налоговую базу по НДС в том налоговом периоде, в котором они получены (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 29 декабря 2016 г. № 03-07-08/78995).

В рассмотренном случае предприятие реализует несырьевые товары на экспорт. Ранее был заключен контракт с покупателем из США, не являющимся российским резидентом. Американская компания перечислила предоплату в счет предстоящих поставок, но потом заключила договор переуступки права требования с российским резидентом. В результате фирма должна будет поставить товар резиденту на сумму предоплаты, рассчитанной по курсу на момент поступления валюты от нерезидента. 

В этой связи возник вопрос: должна ли компания платить НДС с валютного аванса, ведь на экспорт товар идет по нулевой ставке НДС, а после переуступки данный аванс уже стал авансом от резидента и компания должна выставить счет-фактуру на аванс? При этом компании непонятно, какой должны быть дата в счете-фактуре на аванс: дата договора переуступки от нерезидента резиденту, дата тройственного соглашения, которое подписали фирма, резидент и нерезидент или дата закрытия паспорта сделки?

Финансисты напомнили, что операции по реализации товаров на территории РФ признаются объектом налогообложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса).

При получении налогоплательщиком оплаты, в том числе частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, подлежащих налогообложению НДС, за исключением товаров, облагаемых по нулевой ставке НДС, а также товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев, налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога (п. 1 ст. 154 НК РФ).

При этом моментом определения налоговой базы по НДС является наиболее ранняя из дат: день отгрузки товаров или день их оплаты, в том числе частичной оплаты (подп. 2 п. 1 ст. 167 НК РФ). Добавим, что счет-фактура резиденту должна быть датирована получением аванса от нерезидента. 

27 января 2017 г.


По каким вопросам налоговики не должны повторять ошибки своих коллег: ФНС выпустила обзор

ФНС составила обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного и Верховного судов, принятых во втором полугодии 2016 года по вопросам налогообложения.

В обзор вошли споры об определении права на доход при применении соглашений об ИДН, о взыскании долгов с зависимых лиц, о применении расчетного метода, о необоснованной налоговой выгоде, а также вопросы, связанные с исчислением отдельных налогов.

В том числе ФНС напомнила о судебных делах, о решениях по которым ранее рассказывалось:

  • № А40-126568/2015, по которому ВС указал на обязанность налоговиков включать в расходы налоги, доначисленные в рамках той же проверки;
  • № А25-269/2015, результат которого свидетельствует о том, что переплату налога, учтенного в расходах ранее, можно отразить в периоде корректировки;
  • № А09-6785/2013, которое показало, что уточненка, поданная после окончания проверки, может проверяться в ходе допмероприятий;
  • № А58-515/2015 – о том, что недоимка по НДФЛ может быть выявлена при выездной проверке, а не из справок 2-НДФЛ;
  • № А40-94960/2015, после рассмотрения которого ВС озвучил, при каком условии можно было бы учесть в расходах выплаты при увольнении по соглашению сторон;
  • № А40-79255/2014 – о возможности вычета НДС при выставлении счета-фактуры по необлагаемым услугам;
  • № А40-144005/2015, по которому ВС высказался, что компенсация земельного налога арендатором облагается НДС;
  • № А40-71125/2015 – один из примеров положительного для налогоплательщика решения в отношении сделки, которую ИФНС сочла формальной.

27 января 2017 г.


Если зарплата за декабрь выплачена в январе, то это отражается в 6-НДФЛ за I квартал

ФНС России разъяснила, что в случае если заработная плата за декабрь 2015 года, начисленная в декабре 2015 года, выплачена в январе 2016 года, то данная операция в расчете 6-НДФЛ за I квартал 2016 года отражается по стр. 070 («Сумма удержанного налога») раздела 1, а также по стр. 100 – 140 («Дата фактического получения дохода», «Дата удержания налога», «Срок перечисления налога», «Сумма фактически полученного дохода», «Сумма удержанного налога») раздела 2. 

Кроме того, если удержание суммы налога с дохода в виде зарплаты, начисленной за декабрь 2016 года, налоговым агентом производится в январе 2017 года непосредственно при выплате зарплаты, данная сумма налога отражается только по стр. 040 («Сумма исчисленного налога») и не отражается по стр. 070, 080 («Сумма налога, удержанная/ не удержанная налоговым агентом») раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за 2016 год. 

При этом данная сумма налога должна быть отражена по стр. 070 раздела 1, а также непосредственно сама операция в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2017 года (письмо ФНС России от 29 ноября 2016 г. № БС-4-11/22677@ «По вопросу заполнения формы 6-НДФЛ»). 

Напомним, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ за первый квартал, полугодие, девять месяцев – не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год – не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (абз. 3 п. 2 ст. 230 Налогового кодекса).

В этой связи налоговые агенты, начиная с первого квартала 2016 года обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ о фактически полученных, начиная с 1 января 2016 года, суммах доходов и удержанных суммах НДФЛ. 

При этом в разделе 1 расчета по форме 6-НДФЛ указываются обобщенные по всем физлицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке (п. 3.1 Порядка заполнения и представления расчета по форме 6-НДФЛ; далее – Порядка). Данный раздел заполняется нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. 

По стр. 070 «Сумма удержанного налога» раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ указывается общая сумма налога, удержанная на отчетную дату налоговым агентом, нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 3.3 Порядка).

26 января 2017 г.


25 июля текущего года налоговики разместят на сайте сведения о недоимках, возникших после 1 января 2016 года

ФНС России утвердила приказ, в соответствии с которым сведения о задолженности каждой компании, сумме уплаченных ею налогов и т. д., не относящиеся к налоговой тайне, будут размещены на официальном сайте ведомства (приказ ФНС России от 29 декабря 2016 г. № ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, указанных в пункте 1-1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации»).

Так, начиная с 25 июля текущего года на сайте налоговой службы можно будет получить следующую информацию в отношении конкретной организации (п.1.1 ст. 102 НК РФ):

  • суммы недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу);
  • налоговые правонарушения и меры ответственности за их совершение;
  • специальные налоговые режимы, применяемые налогоплательщиками, а также их участие в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • среднесписочная численность работников организации за предшествующий год;
  • уплаченные организацией в предшествующем году суммы налогов и сборов по каждому налогу и сбору (без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза), а также суммы налогов, уплаченных налоговым агентом и суммы страховых взносов;
  • суммы доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за предшествующий год.

Новая информация о суммах недоимок и налоговых правонарушениях, используемом режиме налогообложения и членстве в консолидированной группе будет публиковаться на сайте 25 числа каждого месяца, о численности работников и данных бухгалтерской отчетности – ежегодно 25 июля, о суммах налогов, уплаченных за прошлый год – ежегодно 25 февраля.

Напомним, что в прошлом году был принят закон, вводящий в ст. 102 Налогового кодекса п. 1.1. В нем, в частности, предусмотрено, что сведения компаний, не относящиеся к налоговой тайне, должны быть размещены на сайте ФНС России. При этом, сроки и период их размещения, а также порядок формирования и размещения должны утверждаться данным ведомством (п. 2 ч. 1 Федерального закона от 1 мая 2016 г. № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»; далее – Закон № 134-ФЗ). 

Отметим, что данные сведения будут затрагивать период, начиная с 1 января 2016 года. В отношении недоимок это означает, что в базе данных налоговой службы можно будет найти информацию только о решениях налоговых органов, вступивших в силу после 1 января 2016 года (ч. 2 Закона № 134-ФЗ). Причем, при первом размещении набора открытых данных, в нем будут опубликованы сведения о налоговых правонарушениях, решения о привлечении к ответственности за совершение которых вступили в силу в период со 2 июня 2016 года по 25 июля 2017 года. 

Сведения будут публиковаться в отношении всех организаций, состоящих на налоговом учете, за исключением данных, составляющих государственную тайну. 

Представители ФНС России также пояснили, что размещенная на сайте информация по запросам представляться не будет, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

26 января 2017 г.


Минфин напомнил о процессе разработки федеральных стандартов бухучета

Минфин обновил сводную информацию о ходе разработки федеральных стандартов бухучета по состоянию на 25 января. Ранее такая информация появлялась в декабре.

Указаны сведения о приказе, корректирующем ряд ПБУ для фирм, имеющих право вести бухучет упрощенно; ссылки на проекты на сайтах разработчиков проектов стандартов по запасам, основным средствам, нематериальным активам, изменений в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В обновленной информации отражена дата заключения по результатам экспертизы проекта федерального стандарта бухучета по основным средствам, который экспертизу не прошел.

Напомним, ранее мы сообщали также о второй версии проекта поправок в ПБУ «Учетная политика организации», о проекте, касающемся запасов, а также о проекте, посвященном НМА.

26 января 2017 г.


ВС подтвердил: налоги могут быть взысканы с другой фирмы и без формальной взаимозависимости

Опубликовано определение судьи ВС по надзорной жалобе на определение судебной коллегии по экономическим спорам ВС по делу А40-77894/2015.

Ввиду неуплаты начисленной по результатам выездной проверки задолженности ООО «О» инспекция обратилась в суд с иском о ее взыскании с ООО «И» на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 45 НК. Инспекция ссылается на перезаключение договоров ООО «О» на ООО «И» и перевод работников из ООО «О» в ООО «И».

Суды двух инстанций удовлетворили требование инспекции, согласившись с выводами о передаче прав ООО «И» на получение дохода ООО «О».

Окружной суд отменил их решение, указав на отсутствие взаимозависимости компаний. По его мнению, в данном случае имел место не перевод деятельности на другое лицо, а приобретение бизнеса самостоятельным юрлицом, созданным другими участниками.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС оставила в силе решение суда первой инстанции и апелляции, признав наличие между компаниями «иной зависимости» – согласованности действий. Суд также учел создание ООО «И» незадолго до окончания налоговой проверки ООО «О» и использование ООО «И» контактов ООО «О». Действительно, получив бизнес, ООО «И» не перечисляло ООО «О» денежных средств, однако они были перечислены физлицу – участнику ООО «О». Суд признал, что отсутствие признаков формальной зависимости между компаниями не исключает возможность применения пункта 2 статьи 45 НК.

На это решение компания подала надзорную жалобу, однако судья ВС (594-ПЭК16 от 16.01.2016) отказал в ее передаче для рассмотрения в судебном заседании президиума ВС.

Напомним, что дело в качестве одного из «показательных» было приведено в обзоре судебной практики по взысканию долгов с зависимых с проверяемым налогоплательщиком фирм, подготовленном ФНС.

24 января 2017 г.


ФНС: в письмах с уведомлениями о задолженности злоумышленники рассылают вирусы

ФНС предупреждает, что в последнее время участились случаи рассылки электронных писем с уведомлениями о задолженности и ссылками, ведущими на скачивание вируса-шифровальщика. В качестве отправителя указывается ФНС России. Однако ФНС обращает внимание на то, что имя отправителя, указанное в поле «From:», не гарантирует отправку письма именно этим адресатом.

Чтобы отличить поддельное письмо от настоящего, специалисты ФНС рекомендуют обратить внимание на техническую часть письма. В поле «Return-Path:» содержится информация о реальном отправителе электронного сообщения, в поле «Message-ID:» – информация об идентификаторе конкретного письма и в поле «Received:» – путь письма с указанием серверов, откуда оно принималось. В настоящих письмах от ФНС указан домен nalog.ru.

Кроме того, официальная рассылка ФНС направляется только тем, кто указал и подтвердил адрес своей электронной почты в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика».

В таких письмах обычно указана информация об изменениях в ЛК, о регистрации обращения в ФНС и получении ответа на него. Причем формат ответа на обращение (.pdf, .xml) пользователь выбирает самостоятельно при обращении через сайт.

Новостная рассылка сайта www.nalog.ru направляется пользователям сайта, которые оформили подписку, и дублируется на главной странице сайта.

ФНС не рассылает сообщения о наличии задолженности и с предложениями оплатить долг онлайн. Вся необходимая информация о неуплаченных налогах, а также способах их оплаты размещена в сервисах «Личный кабинет налогоплательщика».

ФНС рекомендует не открывать подозрительные письма, а также своевременно обновлять антивирусные базы, операционную систему и другие программы (почтовый клиент, браузер).

24 января 2017 г.


Готовится к утверждению Порядок определения средней численности работников ИП и организаций, которые могут уплачивать ЕСХН

Росстат разработал проект приказа, в котором предусмотрен Порядок определения средней численности работников у сельскохозяйственных товаропроизводителей. Напомним, что если средняя численность работников, определяемая в данном порядке, не превышает за год 300 человек, то организации и ИП смогут уплачивать ЕСХН (абз. 2 подп. 2 п. 2.1 ст. 346.2 Налогового кодекса). 

В предлагаемом порядке предусмотрено, что при расчете средней численности работников организаций учитываются все предусмотренные трудовым законодательством особенности регулирования труда, применяемые у соответствующего работодателя. 

Так, средняя численность работников организации будет включать:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • cреднюю численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера.

В свою очередь, среднесписочная численность работников за месяц будет рассчитываться путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля – по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. 

В списочной численности работников за каждый календарный день будут учитываться:

  • фактически явившиеся на работу, включая и тех, которые не работали по причине простоя;
  • находившиеся в служебных командировках, если за ними сохраняется заработная плата в данной организации, включая работников, находившихся в краткосрочных служебных командировках за границей;
  • не явившиеся на работу по болезни (в течение всего периода болезни до возвращения на работу в соответствии с листками нетрудоспособности или до выбытия по инвалидности);
  • не явившиеся на работу в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей;
  • принятые на работу на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также принятые на половину ставки (оклада) в соответствии с трудовым договором или штатным расписанием.

В то же время, средняя численность работников у ИП будет включать в себя: самого ИП, наемных работников, партнеров, а также помогающих членов семьи. 

При этом предполагается, что наемные работники – это лица, которые выполняют работу по найму за вознаграждение (деньгами, натурой) на основании письменного договора или устной договоренности, в том числе постоянные работники, работники, нанятые на определенный срок или выполнение определенного объема работ, а также работники, выполняющие временную, сезонную или случайную работу. 

Партнерами являются лица, участвующие в бизнесе на условиях имущественного или иного вклада и выполняющие в этом деле определенную работу. Здесь не отражаются лица, денежные средства которых являются источником финансирования данной предпринимательской деятельности, но не осуществляющие в этой деятельности какой-либо работы. 

К помогающим членам семьи относятся лица, которые работают в качестве помогающих в бизнесе, принадлежащем члену домашнего хозяйства или родственнику. Если помогающие члены семьи работают за заработную плату, то они считаются наемными работниками. 

При этом, средняя численность лиц, работавших в бизнесе, определяется упрощенным способом: путем суммирования всех лиц, работавших в каждом календарном месяце, включая временно отсутствующих (больных, находившихся в отпусках и др.), и делением полученной суммы на 12.

23 января 2017 г. 


Официально опубликован приказ по КБК для страховых взносов, уплачиваемых в налоговую

Официально опубликован приказ Минфина от 07.12.2016 № 230н, которым внесены изменения в указания о порядке применения бюджетной классификации. Приказ содержит КБК по некоторым налогам, а также по страховым взносам, администрируемым с 2017 года налоговыми органами. Приказ вступил в силу.

Минюст признал данный приказ не нуждающимся в госрегистрации только 9 января 2017 года. Однако еще в конце декабря на этот приказ ссылалась ФНС, разъясняя, как теперь следует заполнять реквизиты платежного поручения на уплату страховых взносов. В частности, напомним, что первые три знака КБК должны принимать значение «182» – ФНС.

19 января 2017 г.


За 9 месяцев прошлого года налоговики выиграли 80% судебных дел в спорах с бизнесом

По данным ФНС России, за 9 месяцев 2016 года в судах первой инстанции было рассмотрено 9,4 тыс. споров с бизнесом. Сумма исковых требований по ним составила 175,2 млрд руб. При этом, удельный вес удовлетворенных судами в пользу бюджета сумм требований составил более 80%. 

Отметим, что за последний год количество исков к бизнесу сократилось в 3,3 раза. Так, за 9 месяцев 2015 года судами первой инстанции было рассмотрено 31 тыс. дел. Снижение количества судебных споров налоговики объясняют изменением законодательства, в соответствии с которым иски налоговых органов к бюджетным организациям теперь удовлетворяются в бесспорном порядке без рассмотрения в судах. 

Добавим также, что с января по сентябрь 2016 года налоговое ведомство принесло в федеральный бюджет более 5,1 трлн руб. доходов (55% всех поступлений), в бюджеты субъектов РФ – 5,4 трлн руб. Общая сумма доходов, внесенных в консолидированный бюджет РФ, составила 10,5 трлн руб. (64,5%). 

Структура поступлений выглядит следующим образом:

  • налог на прибыль – 2,1 трлн руб. (+2% к январю-сентябрю 2015 года);
  • НДФЛ – 2,1 трлн руб. (+7,7%);
  • НДПИ – 2,1 трлн руб. (-15,6%);
  • НДС – 2 трлн руб. (+5,4%);
  • акцизы – 0,9 трлн руб. (+26,4%);
  • имущественные налоги – 0,7 трлн руб. (-7%);
  • другие налоги – 0,6 трлн руб.

19 января 2017 г.


Об открытии/закрытии счетов и депозитов банки будут сообщать в налоговую по новой форме

Приказом от 16.12.2016 № ММВ-7-14/684@ ФНС внесла изменения в свой приказ от 23.05.2014 № ММВ-7-14/292@, которым утверждены формы и формат сообщений банка налоговому органу об открытии или о закрытии счета, вклада (депозита), об изменении реквизитов счета, вклада (депозита) организации, ИП, физлица-не ИП, о предоставлении или прекращении права организации, ИП использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств, а также об изменении реквизитов такого средства платежа.

Изменятся формы сообщений банка об открытии (закрытии) счета и об изменении реквизитов, о праве использовать электронные средства платежа, а также формат этих сообщений. Приказ вступает в силу 21 января.

18 января 2017 г.


Подходит срок уплаты торгового сбора за IV квартал 2016 года

Организации и ИП, занимающиеся в Москве торговлей с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества, до 25 января включительно должны заплатить торговый сбор за IV квартал 2016 года (п. 1 ст. 411, п. 2 ст. 417 Налогового кодекса). Об этом напоминает и наш календарь бухгалтера, который мы рекомендуем сохранить в закладки, чтобы не пропустить и другие сроки уплаты налогов и сборов, а также представления налоговых деклараций и расчетов. 

При этом освобождаются от данной обязанности предприниматели на ПСН и уплачивающие ЕСХН (п. 2 ст. 411 НК РФ). 

Напомним, что торговый сбор был введен с 1 июля 2015 года только на территории города Москвы (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»), хотя возможность для этого существует также в Санкт-Петербурге и Севастополе (п. 1 ст. 410 НК РФ).

Сбор устанавливается в отношении осуществления следующих видов торговой деятельности (п. 2-3 ст. 413 НК РФ):

  • торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
  • торговля через объекты нестационарной торговой сети;
  • торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
  • торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада;
  • деятельность по организации розничных рынков.

Размер торгового сбора определяется, исходя из ставок, устанавливаемых законом Москвы, в рублях за квартал в расчете на объект осуществления торговли или на его площадь. 

При этом ставка сбора не может превышать расчетную сумму налога, подлежащую уплате в связи с применением ПСН на основании патента по соответствующему виду деятельности, выданного на три месяца (п. 1 ст. 415 НК РФ).

Плательщики торгового сбора должны встать на учет в налоговую инспекцию не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Для этого необходимо подать уведомление (приказ ФНС России от 22 июня 2015 г. № ММВ-7-14/249@ «Об утверждении форм и форматов уведомлений о постановке на учет, снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, а также порядка заполнения этих форм») в налоговый орган. В течение пяти дней с даты постановки на учет плательщику сбора направляется соответствующее свидетельство (п. 2-3 ст. 416 НК РФ). 

Напомним, что размер торгового сбора зависит в том числе от того, на территории какого округа ведется торговля. Узнать ставки для каждого из них можно на сайте Департамента экономической политики и развития города Москвы

18 января 2017 г.


РСВ-1 за 2016 год надо подать в ПФ до 15 февраля на бумаге или до 20-го в электронном виде

ПФ выпустил информацию об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, которое с 1 января 2017 года переходит в ведение ФНС. В то же время ряд функций в части администрирования останется за ПФ. Это:

  • прием и обработка расчетов, в том числе уточненных, по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Таким образом, РСВ-1 за 2016 год подается в ПФ в срок до 15 февраля 2017 года в бумажном виде и до 20 февраля 2017 года в электронном виде;
  • проведение камеральных и выездных проверок, в том числе повторных, за периоды, истекшие до 1 января 2017, а также вынесение решений о привлечении или отказе в привлечении по их результатам;
  • принятие решений о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года;
  • списание невозможных к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по основаниям, которые возникли до 1 января 2017 года;
  • администрирование взносов на страховую пенсию, которые уплачивают граждане, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию;
  • администрирование добровольных взносов на накопительную пенсию (программа государственного софинансирования пенсии);

Помимо этого, Пенсионный фонд России продолжит прием:

  • cведений индивидуального персонифицированного учета по форме СЗВ-М. С 2017 года меняется срок сдачи СЗВ-М – не позднее 15-го числа месяца, следующего после отчетного. При сдаче формы надо по-прежнему руководствоваться общими правилами переноса срока сдачи отчетности. Если последний день сдачи приходится на выходной или нерабочий день, он переносится на ближайший рабочий день. Таким образом, последний день представления СЗВ-М за декабрь 2016 года – 16 января 2017 года;
  • сведений о стаже застрахованных лиц (ежегодно, не позже 1 марта следующего года);
  • реестров застрахованных лиц, за которых перечислены дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию или уплачены взносы работодателя (не позднее 20 дней со дня окончания квартала);
  • копии платежных документов от застрахованных лиц об уплаченных дополнительных взносах на накопительную пенсию за истекший квартал (не позднее 20 дней со дня окончания квартала). Эти документы предоставляют сами граждане – участники программы государственного софинансирования пенсии.

При уплате взносов необходимо обращать внимание на заполнение следующих реквизитов:

  • в полях «ИНН» и «КПП» получателя средств – указывается значение «ИНН» и «КПП» соответствующего налогового органа, администрирующего платеж;
  • в поле «Получатель» – указывается сокращенное наименование органа Федерального казначейства и в скобках – сокращенное наименование налогового органа, администрирующего платеж;
  • в поле «код бюджетной классификации» – указывается значение КБК, состоящее из 20 знаков (цифр), при этом первые три знака, обозначающие код главного администратора доходов бюджетов, должен принимать значение «182» – Федеральная налоговая служба.

При этом надо учитывать, что КБК для уплаты страховых взносов как за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, так и за периоды с 1 января 2017 года, утверждаются приказом Минфина. При заполнении в распоряжении о переводе денежных средств реквизита (104), при указании КБК особое внимание следует обратить на коды подвидов доходов, так как они будут различны в зависимости от периода, за который уплачиваются взносы.

17 января 2017 г.


«Ежегодную премию», выплачиваемую управляющей компании, нельзя учесть в расходах

АО заключило с ЗАО договор о передаче последнему полномочий единоличного исполнительного органа. Согласно дополнению к договору помимо ежемесячного вознаграждения (2,2 млн рублей) управляющей компании выплачивается ежегодное вознаграждение. Оно рассчитывается исходя из размера чистой прибыли АО, его дочерних и зависимых лиц. Ежегодное вознаграждение было учтено АО при исчислении налога на прибыль, заявлен вычет по НДС. В подтверждение представлены копии счетов-фактур, актов приемки-передачи выполненных работ.

По результатам выездной проверки за 2011-2012 годы ИНФС указала на необоснованное завышение расходов и вычетов в части выплаты управляющей организации дополнительного ежегодного вознаграждения. Инспекция доначислила налог на прибыль, НДС, пени и штраф. Вместе с тем, налоговики не оспаривают реальность, обоснованность и документальное подтверждение расходов в части ежемесячного вознаграждения за проверяемый период. Инспекция установила, что акционер и генеральный директор управляющей компании являлись членами совета директоров налогоплательщика, а его бывший директор выполнял все функции по оперативному управлению налогоплательщиком в том же объеме, что и до заключения договора с управляющей компанией.

Суды двух инстанций (дело № А40-113059/2015) отменили решение инспекции, указав, что НК не позволяет инспекции оценивать произведенные налогоплательщиками расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности. Порядок определения и выплаты дополнительного ежегодного вознаграждения является результатом свободного волеизъявления налогоплательщика и управляющей компании.

Окружной арбитражный суд отменил решение судов, указав, что спорный договор заключен только с АО, а не с дочерними и зависимыми фирмами, и является договором возмездного оказания услуг, а обязательств оказывать услуги по руководству деятельностью дочерних и зависимых фирм управляющая компания не принимала. Между АО и его дочерними юрлицами отсутствуют договоры, позволяющие АО давать дочерней фирме обязательные для нее указания. Кроме того, в договоре между коммерческими организациями не допускаются условия дарения (подпункт 4 пункта 1 статьи 575 ГК). Услуги по управлению АО оплачивались ежемесячно.

Суд установил, что функции единоличного исполнительного органа ЗАО выполняло через бывшего генерального директора, который переведен на должность директора с упразднением должности генерального директора. Штатное расписание АО и функции работников аппарата управления компанией не изменились. В результате суд счел расходы на выплату ежегодного вознаграждения экономически не оправданными затратами.

Судья ВС (305-КГ16-12926 от 09.01.2016) с ним согласился и отказал компании в передаче дела в коллегию по экономическим спорам.

17 января 2017 г.


Выпущены финальные рекомендации EFRAG относительно IFRS 9 и IFRS 4

Европейская консультативная группа по финансовой отчетности представила свои окончательные рекомендации относительно совместного применения в ЕС стандартов IFRS 9 «Финансовые инструменты» и IFRS 4 «Страховые контракты».

По мнению экспертов, в специфических обстоятельствах, возникающих вследствие расхождения дат вступления в силу двух новых стандартов, внесенные на этот случай изменения отвечают всем требованиям для применения МСФО в Европе. Напоминаем, что Совет по МСФО окончательно решил проблему в сентябре прошлого года, представив поправки к стандарту по страховым контрактам.

По мнению EFRAG, внесенные изменения решают проблему расхождения дат вступления стандартов в силу для большинства отчитывающихся организаций. Следовательно, принятие измененного варианта для европейской бухгалтерской практики полностью оправданно, более того – благоприятно с точки зрения общественных интересов.

17 января 2017 г.


Утвержден формат представления пояснений к декларации по НДС

ФНС России приняла ведомственный документ, согласно которому пояснения к декларации по НДС должны будут представляться в налоговый орган по установленному формату в электронном виде (приказ ФНС России от 16 декабря 2016 года № ММВ-7-15/682@). 

Напомним, что в случае, когда в ходе камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, налоговики выставляют налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в декларацию.

Также пояснения к декларации требуются после того, как налогоплательщик подал уточненную декларацию), в которой уменьшена сумма налога по сравнению с ранее представленной декларацией. Пояснения в данном случае нужны для обоснования изменений в декларации.

Кроме того, пояснения налоговики могут потребовать при проверке налоговой декларации, в которой заявлен убыток. Здесь обоснования потребует размер убытка. 

Во всех вышеперечисленных случаях пояснения к декларации по НДС представляются в налоговый орган в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота по утвержденному формату. При этом при представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными. Вместе с тем, при подаче декларации по другим налогам, формат представления как декларации, так и пояснений может быть на бумажном носителе (п. 3 ст. 88 Налогового кодекса).

17 января 2017 г.


Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты