О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 09.01.2018

09.01.2018

Налоговое ведомство уточнило новшества в налогообложении имущества в 2018 году

ФНС России проинформировала налогоплательщиков об изменениях, затрагивающих налогообложение имущества, внесенных в Налоговый кодекс в 2017 году и применяющихся с 2018 года (письмо ФНС России от 30 ноября 2017 г. № БС-4-21/24271@).

Так, законом установлено, что законодательный (представительный) орган госвласти субъекта РФ, на территории которого применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу на имущество физлиц пени начисляются:

  • за налоговый период 2015 года – начиная с 1 мая 2017 года;
  • за налоговый период 2016 года – начиная с 1 июля 2018 года;
  • за налоговый период 2017 года – начиная с 1 июля 2019 года (п. 6 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ, далее – Закон № 335-ФЗ).

Кроме того, из п. 2 ст. 362 Налогового кодекса исключены положения об исчислении транспортного налога с учетом повышающих коэффициентов 1,3 и 1,5. При этом применение повышающего коэффициента 1,1 установлено для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн руб. до 5 млн руб. включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет (п. 68 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

В свою очередь налоговые ставки по налогу на имущество организаций, определяемые законами субъектов РФ в отношении движимого имущества, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года (п. 25 ст. 381 НК РФ), не освобожденного от налогообложения, не могут превышать в 2018 году 1,1 % (п. 69 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Вместе с тем в рамках ст. 381.1 НК РФ законом субъекта РФ в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные налоговые льготы по налогу на имущество организаций вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения (п. 70 ст. 2 Закона № 335-ФЗ).

Также законом предусмотрено, что в случае, если в период применения налоговых льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 9, 11-12 ст. 395 НК РФ, осуществлены раздел или объединение земельных участков в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы не применяются (п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2017 г. № 353-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации").

9 января 2018 г.


ИФНС вправе показать проверяемому лицу не все материалы, полученные при проверке

В письме от 16.11.17 № ЕД-4-2/23295 ФНС напомнила, что налоговый орган обязан обеспечить проверяемому лицу (его представителю) возможность ознакомиться с материалами проверки и допмероприятий налогового контроля на территории налогового органа в течение двух дней со дня подачи таким лицом соответствующего заявления. Ознакомиться с такими материалами можно путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий.

Также налогоплательщик (плательщик сбора, взносов, налоговый агент) вправе получить акт налоговой проверки (его копию). К акту прилагаются документы, подтверждающие нарушения. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту не прилагаются. Документы, содержащие сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физлиц, прилагаются в виде заверенных выписок.

Более того, согласно правовой позиции, выраженной в постановлении 9ААС от 17.08.2017 по делу № А40-224741/2016, документы, не имеющие отношения к сути выявленных налоговых правонарушений, вручению заявителю не подлежат. Аналогичный вывод содержится в постановлении 14ААС от 05.02.2013 по делу № А05-9490/2012.

Таким образом, на налоговый орган возложена обязанность прилагать к акту проверки не все полученные в ходе проверки документы, а только те, которые подтверждают выявленные при проверке факты нарушения законодательства о налогах и сборах, чтобы налогоплательщик имел возможность с ними ознакомиться и представить свои возражения.

Так что не предусмотрено право проверяемого налогоплательщика ознакомиться с документами, не отраженными в акте проверки.

Непредставление налоговым органом проверяемому лицу материалов, не связанных с нарушениями законодательства о налогах и сборах, не нарушает прав проверяемого лица.

9 января 2018 г.


Арендатор может списывать капвложения в арендованное имущество через амортизацию вне зависимости от суммы данных расходов

Минфин России разъяснил, что для целей налога на прибыль организаций расходы арендатора в виде капитальных вложений, произведенных в форме неотделимых улучшений, списываются через механизм амортизации в период действия договора аренды, вне зависимости от суммы этих расходов (письмо Департамента налоговой и таможенной политики МинфинаРоссии от 7 декабря 2017 г. № 03-03-06/2/81480).

Напомним, что амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования (п. 1 ст. 258 Налогового кодекса). При этом сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Капвложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капвложений в данные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.

Финансисты отметили, что амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Если же расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт (ст. 260 НК РФ).

29 декабря 2017 г.


Действие основных тарифов пенсионных взносов законом продлено на год

Официально опубликован федеральный закон от 28.12.2017 № 428-ФЗ, которым внесены изменения в статью 33.1 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Данный закон на стадии проекта вносился в пакете с недавно подписанным президентом РФ законом о продлении на год действия основных тарифов взносов, установленных НК.

Закон, вышедший сегодня, служит для обеспечения идентичности одних и тех же правил, прописанных разными законами – он продлевает на год действие тарифов взносов на ОПС, установленных статьей 33.1 закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ".

29 декабря 2017 г.


Форму налоговой декларации по НДПИ планируется скорректировать

ФНС России разрабатывает ведомственный акт, которым планируется актуализировать форму налоговой декларации по НДПИ, а также порядок ее заполнения и формат представления. Новшества обусловлены изменениями, вносимыми проектом федерального закона № 325651-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья)".

Ожидается, что документ вступит в силу в октябре 2018 года.

Напомним, что в Госдуме рассматривается проект закона о введении нового налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья. Соответствующие изменения предлагается внести в ст. 13 Налогового кодекса. Плательщиками данного налога будут признаны организации, имеющие лицензию на добычу нефти. Налог будет взиматься с суммы ежемесячной выручки, получаемой компаниями в результате добычи нефти и газа, рассчитанной исходя из биржевой стоимости нефти и курса рубля, с учетом произведенных расходов. Налоговая ставка по данному налогу будет установлена в размере 50%.

Отметим, что сейчас компании, занимающиеся добычей углеводородов, платят НДПИ. Налоговой базой по данному налогу является объем извлеченного сырья (за исключением морских месторождений углеводородов), а не выручка, как в НДД (п. 2-3 ст. 338 НК РФ).

Добавим, что налоговая декларация по НДПИ представляется в налоговый орган не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 345 НК РФ).

28 декабря 2017 г.


Разъяснено, с какого момента применяется новая кадастровая стоимость недвижимости

Минфин России разъяснил, что в случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, то правовые последствия для налогоплательщиков следуют со дня официального опубликования таких актов и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом, если такие акты улучшают положение налогоплательщиков, то они могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 ноября 2017 г. № 03-05-05-01/76792).

Напомним, что налоговая база в отношении объектов недвижимости определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 2 ст. 375 Налогового кодекса). В общем случае изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Однако это правило не применяется, если изменение кадастровой стоимости связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Таким образом, в случае внесения в ЕГРН сведений об изменении кадастровой стоимости по основаниям, не связанным с принятием акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, сведения о такой кадастровой стоимости учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).

При этом в тех случаях, когда изменение кадастровой стоимости объекта недвижимости в течение налогового периода вносится в ЕГРН на основании акта субъекта Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, необходимо учитывать правовую позицию Конституционного суда Российской Федерации (постановление КС РФ от 2 июля 2013 г. № 17-П). В данной позиции закреплено правило, согласно которому нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Федерации об утверждении результатов определения кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен ст. 5 НК РФ. В этой статье предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При этом акты законодательства о налогах, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

28 декабря 2017 г.


В книге учета доходов и расходов с нового года появится еще один раздел

Новый раздел V должны заполнять плательщики УСН с объектом "доходы". В раздел включают суммы уплаченного торгового сбора. В настоящее время сбор введен только в Москве.

Если организация не платит торговый сбор, новый раздел должен быть включен в состав книги, но в нем нужно указать только отчетный год.

Есть изменения и в порядке заполнения книги. Они носят технический характер. К примеру, указано, что книга, а также исправления в ней заверяются печатью только при ее наличии.

Документ: Приказ Минфина России от 07.12.2016 N 227н (вступает в силу 1 января 2018 года)

28 декабря 2017 г.


ФНС напомнила о грядущих изменениях в налогообложении имущества юр- и физлиц

В письме от 30.11.2017 N БС-4-21/24271@ ФНС рассказала об изменениях в НК, касающихся налогообложения имущества и применяющихся в том числе с 2018 года.

Налог на имущество физлиц в отношении объектов, права на которые возникли до вступления в силу закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", исчисляется на основании данных о правообладателях, которые были представлены в налоговые органы до 1 марта 2013 года. Согласно закону от 27.11.2017 N 334-ФЗ это не касается Крыма и Севастополя. Закон вступит в силу с 2018 года. При этом для исчисления налога по таким объектам будут применяться положения абзаца первого пункта 2 статьи 408 НК, пояснила ФНС.

Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ установлено, что власти регионов, где применяется налог на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости, вправе принять закон, устанавливающий, что на сумму недоимки по налогу пени начисляются:

  • за налоговый период 2015 года – начиная с 1 мая 2017 года;
  • за налоговый период 2016 года – начиная с 1 июля 2018 года;
  • за налоговый период 2017 года – начиная с 1 июля 2019 года.

Организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от налога на имущество (только в части имущества, используемого при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями).

Из пункта 2 статьи 362 НК исключены положения об исчислении транспортного налога с учетом повышающих коэффициентов 1,3 и 1,5. При этом применение повышающего коэффициента 1,1 установлено для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов до 5 миллионов рублей включительно, с года выпуска которых прошло не более 3 лет.

Ставки по налогу на имущество организаций, определяемые законами субъектов РФ в отношении движимого имущества, не освобожденного от налогообложения на региональном уровне, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Законом субъекта РФ в отношении движимого имущества, с даты выпуска которого прошло не более 3 лет, а также имущества, отнесенного законом субъекта РФ к категории инновационного высокоэффективного оборудования, могут устанавливаться дополнительные льготы по налогу на имущество организаций вплоть до полного освобождения такого имущества от налогообложения.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования, категории земель, площади участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в ЕГРН сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости. Если указанные изменения произошли в течение налогового (отчетного) периода, применяются коэффициенты, как при возникновении или прекращении права собственности (учитывающие количество календарных месяцев владения участком).

27 декабря 2017 г.


Возврат страховых взносов, переведенных до 1 января 2017 года на ошибочный счет, произвести нельзя

Минфин России разъяснил, что суммы страховых взносов, уплаченные до 1 января 2017 года с указанием ошибочного счета (предназначенные для уплаты на счет УФК по Московской области, но перечисленные на счет УФК Москвы), при этом не являющиеся излишне уплаченными, возврату не подлежат (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 26 октября 2017 г. № 03-15-05/70445).

В рассмотренном примере при уплате ИП в качестве работодателя страховых взносов на ОПС и ОМС за ноябрь 2016 года, а также при уплате ИП за себя страховых взносов на ОПС и ОМС за 2016 год ошибочно использовался расчетный счет получателя платежа – денежные средства поступили на счет УФК по Москве, а предназначались для уплаты на счет УФК по Московской области. В данном случае, по мнению финансистов, вернуть взносы будет нельзя.

Напомним, что до 1 января 2017 года администрирование страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляли органы ПФР и ФСС России (Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Начиная с 1 января 2017 года, администрирование страховых взносов осуществляют налоговые органы (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее – Закон № 243-ФЗ), Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее – Закон № 250-ФЗ).

Сейчас контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС России в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ (ст. 20 Закона № 250-ФЗ). При этом Законом № 243-ФЗ и Законом № 250-ФЗ не определены полномочия налоговых органов по принятию решений по уточнению ошибочно уплаченных страховых взносов за периоды до 1 января 2017 года.

В то же время законом предусмотрен возврат только сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за периоды до 1 января 2017 года при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за такие периоды (ст. 26.12 Закона № 250-ФЗ).

25 декабря 2017 г.


ФНС начала разрабатывать поправки в электронный формат счета-фактуры

ФНС объявила о разработке проекта изменений в приказ от 24 марта 2016 г. № ММВ-7-15/155@, которым был утвержден формат счета-фактуры и документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру. Эти форматы действуют с 1 июля 2017 года.

Планируемые изменения необходимы для того, чтобы учесть требования закона от 30.05.2016 № 150-ФЗ (в состав счета-фактуры введен показатель – код вида товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС); а также закона от 27.11.2017 № 335-ФЗ, который с 1 января 2018 года дал старт эксперименту о переложении уплаты НДС на покупателя. При реализации некоторых товаров, а также при получении предоплаты за них налогоплательщики будут составлять счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без НДС с надписью или штампом «НДС исчисляется налоговым агентом».

Напомним, что ранее ФНС заявляла также о намерении обновить форматы журналов счетов-фактур, книг покупок и продаж.

25 декабря 2017 г. 


Подготовлен проект поправок в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

Минфин опубликовал проект изменений, которые предлагается внести в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Проект приведен в наглядной форме - по тексту действующего ПБУ зачеркиванием выделены фразы, которые предлагается исключить, а с подчеркиванием вписаны те тезисы и понятия, которые планируется в данное ПБУ включить.

В новой версии не будет сказано о том, что применение положения позволяет отражать в бухучете и бухгалтерской отчетности различие налога на бухгалтерскую прибыль (убыток), признанного в бухучете, от налога на налогооблагаемую прибыль, сформированного в бухгучете и отраженного в налоговой декларации по налогу на прибыль.

Понятие постоянных налоговых обязательств (активов) переименовывается в постоянные налоговые расходы (доходы), причем, прежними остаются все определения данного понятия, но уже применительно к его новому названию.

Для участников КГН прописываются особенности формирования временных и постоянных разниц, текущего налога на прибыль, отражения отложенных налоговых активов.

К временным разницам, помимо существующего наполнения, будут отнесены результаты операций, не включаемые в бухгалтерскую прибыль (убыток), но формирующие базу по налогу на прибыль в другом или в других отчетных периодах. Вводится определение о том, что временная разница определяется как разница между балансовой стоимостью актива (обязательства) и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения.

В раздел о временных разницах вносятся также поправки технического характера - объединяются пункты о вычитаемых и налогооблагаемых временных разницах. Будет общим список того, в результате чего образуются и те, и другие временные разницы.

В этот список вносятся дополнения. Так, временные разницы будут формироваться еще и из-за:

  • применения разных правил формирования первоначальной стоимости внеоборотных активов для целей бухучета и целей налогообложения;
  • переоценки ценных бумаг и иных финансовых вложений по рыночной стоимости для целей бухучета;
  • признания в бухучете обесценения финансовых вложений, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, и других активов, уценки (дооценки ранее уцененных) запасов, последующее восстановление или выбытие (в том числе продажа) обесцененных (уцененных) активов;
  • применения разных правил создания резервов по сомнительным долгам и других аналогичных резервов для целей бухучета и целей налогообложения;
  • признания в бухучете оценочных обязательств.

При этом из списка исключается несколько позиций, и в результате временные разницы не будут возникать вследствие наличия кредиторки за приобретенные товары (работы, услуги) и признания процентных доходов при использовании кассового метода в целях налогообложения, а в целях бухучета - исходя из допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Также не будет временных разниц при признании выручки в виде доходов от обычных видов деятельности отчетного периода.

В разделе ПБУ "IV. Учет налога на прибыль" пункт 20 дополняется следующими тезисами. Для целей данного ПБУ под расходом (доходом) по налогу на прибыль будет пониматься сумма налога на прибыль (убыток), признаваемая в отчете о финансовых результатах в качестве величины, уменьшающей (увеличивающей) прибыль (убыток) до налогообложения при расчете чистой прибыли (убытка) за отчетный период. Расход (доход) по налогу на прибыль будет определяться как сумма текущего налога на прибыль и отложенного налога на прибыль. Отложенный налог на прибыль за отчетный период будет равен суммарному изменению отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств за этот период.

Исключается правило учета условного расхода (дохода) по налогу на прибыль. Его величина (в том числе при отсутствии разниц) не будет соотноситься с текущим налогом на прибыль. Для целей ПБУ текущим налогом на прибыль будет признаваться налог на прибыль для целей налогообложения, определяемый в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В отчете о финансовых результатах будут отражаться не постоянные налоговые обязательства (активы), изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств (как сейчас), а расход (доход) по налогу на прибыль с разделением на отложенный налог на прибыль и текущий налог на прибыль.

Вводится приложение № 2 к ПБУ, в котором приведен практический пример расчета показателей, связанных с налогом на прибыль.

25 декабря 2017 г.


Разъяснения и указания: чем ЦБ и Минюст порадовали бухгалтеров банков и НФО

Минюст зарегистрировал несколько документов ЦБ, о которых было сообщено ранее – это положения о формах раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности и порядке группировки счетов бухучета в соответствии с показателями отчетности:

  • от 25.10.2017 N 614-П – для микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, жилищных накопительных кооперативов, ломбардов;
  • от 25.10.2017 N 613-П – для отдельных НФО, которые не обязаны представлять свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность широкому кругу пользователей. Как сообщает "КонсультантПлюс", это некредитные финансовые организации, акции которых или долговые ценные бумаги которых не обращаются на открытом рынке, и которые не находятся в процессе выпуска таких ценных бумаг. НФО, применяющие это положение, не применяют положение Банка России от 3 февраля 2016 года N 532-П – отраслевой стандарт бухучета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг…".

Зарегистрирован также ряд других положений и указаний:

  • положение от 25.10.2017 N 612-П о порядке отражения на счетах бухучета объектов бухучета НФО. Это положение также распространяется на НФО, которые не обязаны представлять отчетность широкому кругу. Это, в частности, микрокредитные компании, ломбарды, кредитные рейтинговые агентства и другие.
  • положение от 02.10.2017 N 604-П о порядке отражения банками на счетах бухучета операций по привлечению денежных средств в виде вклада (депозита), кредитным и иным договорам, выпуска и погашения (оплаты) облигаций, векселей, депозитных и сберегательных сертификатов. Вступит в силу с 1 января 2019 года
  • положение от 02.10.2017 N 605-П, которым ЦБ установил порядок отражения банками в бухучете операций по предоставлению (размещению) денежных средств по кредитным, иным договорам, связанных с приобретением прав требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме, операций по обязательствам по выданным банковским гарантиям и предоставлению денежных средств. Правила разработаны в соответствии с требованиями МСФО, вступят в силу с 1 января 2019 года.
  • положение от 02.10.2017 N 606-П, которым Банк России определил порядок отражения банками на счетах бухучета операций с ценными бумагами. Документ учитывает МСФО. В бухучете указанные операции отражаются на основании первичных учетных документов, подтверждающих переход прав собственности на ценную бумагу, либо при выполнении условий договора, определяющих переход этих прав, сообщает КонсультантПлюс. Положение вступит в силу с 1 января 2019 года.
  • указание от 02.10.2017 N 4556-У, которое также вступит в силу с 1 января 2019 года – внесены изменения в положение от 22 декабря 2014 года N 446-П "О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций" с целью реализации требований МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".
  • указание от 16.11.2017 N 4611-У, уточняющее сферу применения положения о порядке бухучета производных финансовых инструментов поправками в положение от 4 июля 2011 года N 372-П "О порядке бухгалтерского учета производных финансовых инструментов".
  • указание от 02.10.2017 N 4555-У. Этим документом ЦБ внес изменения в план счетов бухучета для кредитных организаций и порядок его применения с учетом требований МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты". По данным КонсультантПлюс, уточнены наименования некоторых счетов и введены новые счета для учета, в том числе операций, связанных с размещением (привлечением) денежных средств, обязательств по выданным банковским гарантиям, долговых ценных бумаг, корректировки резервов на возможные потери. Указание вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением некоторых положений, вступающих в силу с 1 января 2019 года.

Тем временем, сам ЦБ разродился серией разъяснений:

  • о применении пункта 3.1 указания от 4 сентября 2013 года N 3054-У "О порядке составления кредитными организациями годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности" - критерия существенности для отражения корректирующих событий после отчетной даты. Соответствующие изменения банки должны учитывать уже после Нового года.
  • по общим вопросам составления примечания "Управление рисками" к бухгалтерской финансовой отчетности некредитных финансовых организаций
  • о применении положения ЦБ от 02.09.2015 N 486-П о плане счетов бухучета НФО – об отражении операций с имуществом, полученным в доверительное управление от НПФ; операций по приобретению и списанию авиа и ж/д билетов; денежных средств, являющихся предметом индивидуального клирингового обеспечения, которые клиринговая организация вправе использовать в своих интересах; сумм начисленных и уплаченных в бюджет некредитной финансовой организацией налогов и сборов
  • о применении положения Банка России 03.02.2016 N 532-П, которым утвержден отраслевой стандарт бухучета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, организаторов торговли, центральных контрагентов, клиринговых организаций, специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, бюро кредитных историй, кредитных рейтинговых агентств, страховых брокеров"
  • о применении положения от 28.12.2015 N 526-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования"
  • по общим вопросам, связанным с порядком составления бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО - о том, как применять МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность", МСФО (IAS) 7 "Отчет о движении денежных средств", МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".

25 декабря 2017 г.


ФНС напомнила, что с февраля сможет запрашивать данные о бенефициарных владельцах

ФНС еще раз заявила о разработке проекта формы (точнее, образца) и формата запроса, по которым налоговики и Росфинмониторинг смогут требовать у компаний сведения о бенефициарных владельцах.

Напомним, 21 декабря 2016 года вступил в силу федеральный закон от 23.06.2016 N 215-ФЗ, которым внесены изменения в антиотмывочный закон (115-ФЗ) и КоАП. Первый дополнен статьей 6.1, устанавливающей обязанность юрлиц иметь и раскрывать по запросам уполномоченных органов информацию о своих бенефициарных владельцах или сведения о мерах, принятых для получения такой информации, в КоАП введена ответственность за неисполнение новой обязанности. Летом этого года правительство утвердило первый подзаконный акт – правила представления юрлицами информации по запросам уполномоченных органов. Однако самой формы запроса пока нет, и в этой части новые нормы не работают.

О скором исправлении данного пробела ФНС один раз уже заявляла, это было в конце ноября. Однако, видимо, что-то пошло не так, и теперь налоговики объявляют о том же намерении, но с другим периодом общественного обсуждения.

Тем не менее, планируется, что с февраля 2018 года органы уже смогут пользоваться проектируемой бумагой, чтобы выведывать у фирм, кто же ими реально владеет.

25 декабря 2017 г.


Скорректирован перечень кодов видов доходов и вычетов по НДФЛ

Налоговое ведомство приняло ведомственный акт, которым утверждены новые коды видов доходов и вычетов (приказ ФНС России от 24 октября 2017 г. № ММВ-7-11/820@ "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу ФНС России от 10.09.2015 N ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов", зарегистрирован в Минюсте России 21 декабря 2017 года).

В соответствии с документом, перечень кодов видов доходов и вычетов пополнился следующими кодами доходов:

  • 2013 "Сумма компенсаций за неиспользованный отпуск";
  • 2014 "Сумма выплаты в виде выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства, компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях";
  • 2301 "Суммы штрафов и неустойки, выплачиваемые организацией на основании решения суда за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей, в соответствии с Законом РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей";
  • 2611 "Сумма описанного в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации";
  • 3023 "Сумма дохода в виде процента (купона), получаемого налогоплательщиком по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года".

В перечень кодов видов доходов и вычетов также добавлен новый код вычета 619 "Вычет в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете".

Приказ ФНС России вступит в силу с 1 января 2018 года.

Напомним, что налоговые агенты по НДФЛ должны вести учет выплаченных физлицам доходов, предоставленных им налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета. При этом формы регистров налогового учета должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать налогоплательщика, вид выплачиваемых налогоплательщику доходов и предоставленных налоговых вычетов, а также расходов и сумм, уменьшающих налоговую базу, в соответствии с кодами, утверждаемыми ФНС России (п. 1 ст. 230 Налогового кодекса). Соответствующие сведения отражаются в справке по форме 2-НДФЛ.

Сейчас данные коды утверждены приказом ФНС России от 10 сентября 2015 г. № ММВ-7-11/387@ "Об утверждении кодов видов доходов и вычетов".

22 декабря 2017 г.


Налоговики не обязаны принимать во внимание уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки

Как разъяснила ФНС России на своем официальном сайте, налоговые инспекторы могут рассмотреть и учесть в работе уточненные налоговые декларации, представленные после завершения выездной налоговой проверки. Однако такая обязанность в Налоговом кодексе не закреплена. При этом у налогового органа сохраняется возможность последующей проверки таких деклараций.

В рассмотренном примере налогоплательщик подал жалобу на решение налогового органа по выездной налоговой проверке из-за того, что после ее завершения в день составления справки о проведенной проверке налогоплательщиком были представлены уточненные налоговые декларации по НДС за проверенные периоды, в которых была отражена сумма налога к уплате в бюджет в размере большем, чем в ранее представленных первичных декларациях. При вынесении решения по результатам выездной налоговой проверки факт подачи уточненных налоговых деклараций не был учтен налоговым органом. Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился с жалобой в ФНС России. В жалобе он указал, что налоговый орган был обязан проверить и учесть уточненные налоговые декларации для определения реального размера налоговых обязательств.

В ответе представители налогового ведомства уточнили, что нормы НК РФ не содержат критериев проверки уточненных налоговых деклараций, представленных после составления акта выездной налоговой проверки, но до вынесения по ней решения.

Налоговый орган вправе самостоятельно определять в рамках каких мероприятий налогового контроля будут проверены указанные декларации. Это могут быть дополнительные мероприятия налогового контроля, камеральная налоговая проверка или повторная выездная налоговая проверка.

В ходе рассмотрения жалобы также было установлено, что налогоплательщик в уточненных налоговых декларациях указал к доплате сумму налога равную сумме, доначисленной по результатам выездной налоговой проверки. Тем самым он фактически признал правомерность доначисления спорной суммы налога и правильность определения налоговым органом его реальных налоговых обязательств. При этом сумма налога не была уплачена им в бюджет.

Налоговики также отметили, что вывод ФНС России согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 12 декабря 2017 г. № 301-КГ17-14742).

Напомним, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока (п. 1 ст. 81 Налогового кодекса).

В свою очередь, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случаях:

  • представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени;
  • представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплате суммы налога (п. 4 ст. 81 НК РФ).

22 декабря 2017 г.


ЦБ провел работу над ошибками: аудиторам вернули доступ к документам финансистов

Банк России радикально пересмотрел позицию по доступу аудиторов к ряду документов при проверках. Новым письмом регулятор обязал поднадзорные компании предоставлять аудиторам по запросу все документы, относящиеся к соблюдению антиотмывочного законодательства. При этом ЦБ отозвал ноябрьское письмо, где были даны противоположные рекомендации, которыми оперативно воспользовались финансисты. Его применение сильно осложнило жизнь аудиторам, сделав невозможным проведение полноценных проверок.

В распоряжении “Ъ” оказалось письмо ЦБ, адресованное Национальной ассоциации участников фондового рынка, от 13 декабря (№ 014-12-1/10011). В нем регулятор разъяснил, что поднадзорные компании и банки обязаны ему по запросу аудиторов представлять документы, «на основании которых может быть сделан вывод о выполнении аудируемым лицом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в части организации системы внутреннего контроля». ЦБ в письме отметил, что речь идет о документах, подтверждающих соблюдение требований к обучению и подготовке сотрудников по ПОД/ФТ, документы о назначении ответственных за ПОД/ФТ, правила внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ и др.

Этим же письмом ЦБ отзывал свое письмо от 17 ноября (№ 12-1-5/4141), где были даны ровно противоположные рекомендации. В нем Банк России указывал, что ст. 4 антиотмывочного закона (115-ФЗ) содержит запрет на информирование третьих лиц о принимаемых мерах ПОД/ФТ, а также отметил, что законодательство РФ не устанавливает требований по проверке аудиторами компаний на предмет исполнения 115-ФЗ. Таким образом, регулятор фактически рекомендовал отказывать аудиторам в предоставлении ряда документов. Финансисты оперативно применили советы ЦБ на практике. В результате аудиторы оказались в затруднительной ситуации, поскольку проведение полноценных проверок без анализа соблюдения антиотмывочного закона невозможно по стандартам отрасли.

В пресс-службе ЦБ “Ъ” пояснили, что предыдущее письмо содержало некоторые неоднозначные толкования норм законодательства, которые участники рынка поняли превратно. «Об этом нам говорили в том числе и сами аудируемые лица,— отметили в ЦБ.— Мы сочли необходимым направить дополнительные разъяснения». Там подчеркнули, что находятся в постоянном диалоге с рынком, что позволяет выстраивать конструктивное взаимодействие.

Эксперты отмечают, что это едва ли не первый случай, когда ЦБ отзывает собственные рекомендации и меняет позицию на противоположную. «Такого не было никогда, это экстраординарный случай»,— отмечает вице-президент АРБ Юрий Кормош. Данное решение чрезвычайно важно для рынка. «Предыдущее письмо ЦБ фактически давало официальную санкцию регулятора для всех поднадзорных ограничивать аудитора в объеме предоставляемой информации,— отмечает руководитель комиссии по контролю качества СРО ААС Надежда Кобозева.— Это могло привести к повальному модифицированию аудиторами заключений (вследствие ограничения объема аудита), что повлияло бы на рейтинги финансовых организаций и в конечном итоге непоправимым репутационным издержкам». По словам госпожи Кобозевой, ноябрьское письмо вызвало на рынке эффект разорвавшейся бомбы, и в СРО ААС, и в СРО РСА поступали множественные запросы от аудиторов по данному вопросу.

При этом отказ регулятора от собственных рекомендаций неожиданно поднял его авторитет в глазах аудиторов. «Для меня крайне важен тот факт, что Банк России доказал свою способность услышать рынок и оперативно реагировать в случае необходимости, признавать собственные ошибки,— отмечает заместитель главы “Финэкспертизы” Наталья Борзова.— И особенно важны эти качества в свете грядущей реформы, когда ЦБ станет для аудита надзорным органом».

Впрочем, эксперты отмечают, что, будучи мегарегулятором, ЦБ при выпуске рекомендаций следует оценивать их влияние на всех поднадзорных. «Работа над ошибками — это прекрасно,— отмечает глава коллегии адвокатов “Старинский, Корчаго и партнеры” Евгений Корчаго.— Но инцидент с письмом в первую очередь говорит о том, что Банк России способен выпускать непродуманные до конца разъяснения, не проработанные с рынком». По его мнению, последствия подобных метаний могут быть более чем ощутимыми и для рынка аудита, и для поднадзорных.

22 декабря 2017 г.


Уведомить некоторые органы о начале новой деятельности можно будет экстерриториально

Постановлением от 09.12.2017 N 1500 правительство внесло изменения в правила подачи уведомлений о начале ведения отдельных видов предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением от 16 июля 2009 г. N 584. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года.

Уведомление надо будет представлять в соответствующий уполномоченный орган (его территориальный орган) или МФЦ предоставления госуслуг (при наличии соглашения о взаимодействии между уполномоченным органом и МФЦ) до начала фактического выполнения работ (оказания услуг).

Убран тезис о том, что уведомление представляется в орган по месту предполагаемого фактического ведения работ (оказания услуг).

Кроме того, конкретизирован перечень органов, в которые уведомление подается в таком порядке. Теперь это касается следующих уполномоченных органов:

  • Роспотребнадзор
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • МЧС
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения.

21 декабря 2017 г.


Ремонт имущества, произведенный арендатором, является налогооблагаемой базой по НДС

Как разъяснила ФНС России на своем официальном сайте, неотделимые улучшения арендованного имущества при возврате арендодателю облагаются НДС. Аналогичные выводы содержатся в решениях Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 15 июля 2015 г. № 306-КГ15-7133, определение ВС РФ от 24 октября 2016 г. № 304-КГ16-12228, определение ВС РФ от 18 сентября 2017 г. № 305-КГ17-12166).

В рассмотренном налоговиками примере налогоплательщику был доначислен НДС по операциям безвозмездной передачи арендодателю арендуемого недвижимого имущества с неотделимыми улучшениями. Не согласившись с вынесенным решением, налогоплательщик обратился с жалобой в ФНС России. В ходе рассмотрения жалобы было установлено, что налогоплательщик арендовал недвижимое имущество и отремонтировал его с привлечением подрядной организации. При этом по договору аренды стоимость ремонта арендодатель возмещать не должен. После расторжения договора налогоплательщик передал арендодателю нежилые арендованные помещения с неотделимыми улучшениями, не учитывая НДС. При этом арендодатель не возмещал стоимость произведенных улучшений налогоплательщику.

В обоснование своих доводов налогоплательщик указал, что передача неотделимых улучшений как части арендованного имущества облагается НДС лишь в случае перехода права собственности на них. Поскольку перехода собственности не было, то арендованное недвижимое имущество с произведенными неотделимыми улучшениями не может быть признано объектом обложения НДС.

Вместе с тем, как полагают представители налогового ведомства, неотделимые улучшения имеют стоимостную и физическую характеристики, безвозмездная передача их арендодателю признается реализацией и образует самостоятельный объект налогообложения НДС.

Напомним, что объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухучета, если иное не предусмотрено ст. 378-378.2 Налогового кодекса (п. 1 ст. 374 НК РФ).

20 декабря 2017 г.


Готов ежемесячный обзор планов Совета по МСФО

После очередной встречи Совета IAS Plus по традиции проводит анализ изменений в планах работы IASB на ближайшее время. Изменений в этот раз очень много – видимо, в связи с окончанием года.

Проекты улучшения стандартов

  • Учетная политика и бухгалтерские оценки (изменения в стандарте IAS 8): предварительный их вариант выйдет в марте следующего года, тогда как ранее называлось менее определенное - “первый квартал”
  • Также по теме изменений в учетной политике (тот же самый стандарт IAS 8) в марте выйдет еще один консультационный документ
  • Основные средства - поступления до начала целевого использования объекта: здесь речь идет о поправках к IAS 16, которые и должны стать следующим шагом разработчиков, только конкретной даты на сегодня почему-то не указано

Проекты разработки стандартов

  • Новые “Концептуальные основы” готовятся представить в марте следующего года, тогда как раньше разработчики давали меньше конкретики, называя “первый квартал”
  • Также на март перенесли отзывы на дискуссионный документ и подведение итогов консультациям, хотя буквально в прошлом месяце еще указывали февраль-2018. Третий месяц нового года определенно обещает быть очень богатым на события в мире МСФО
  • Отрасли на тарифном регулировании: либо дискуссионный документ, либо уже предварительный вариант нового стандарта выйдет лишь в 2019 году (ранее обещали первую половину следующего года)

Исследовательские проекты

  • Динамическое управление рисками: лишь в 2019 году, не раньше, выйдет дискуссионный документ по этой теме. Судя по всему, даже во втором полугодии, как планировалось раньше, разработчики не успеют с этим справиться
  • Анализ практики применения IFRS 13 “Измерение справедливой стоимости”. Ранее предполагалось, что в этом месяце (в декабре) IASB выпустит формальный призыв к компаниям поделиться своим мнением, но теперь это произойдет только в январе
  • Принципы раскрытий: обсуждение отклика на более ранний дискуссионный документ пройдет в марте следующего года (ранее значилось “первый квартал”)

Прочие проекты

  • Ежегодное обновление Таксономии-2017. Совсем недавно, в конце ноября, вышел предварительный ее вариант. Сейчас продолжается прием комментариев, который завершится 29 января, а в феврале авторы приступят к их обсуждениям
  • Обновление Таксономии-2017 по теме страховых контрактов: окончательный ее вариант выйдет в январе (ранее планировалось, что в этом месяце)
  • И еще одно обновление Таксономии, учитывающее изменения в стандарте IFRS 9 (по теме учета досрочного погашения финансовых инструментов с отрицательной компенсацией): его предварительный вариант уже выходил, а обсуждение полученных комментариев пройдет в феврале следующего года
  • Два дополнительных проекта были добавлены на сайт в результате прошедших в декабре обсуждений, но формально в плане пока не отражены. Это:
  • Издежки, рассматриваемые при оценке страхового контракта на принадлежность к категории обременительных (IAS 37)
  • Дочернее предприятие, впервые применяющее МСФО (IFRS 1)

20 декабря 2017 г.


При аренде госимущества НДС уплачивает арендатор

Налоговики разъяснили, что при предоставлении органами госвласти и управления, а также органами местного самоуправления в аренду государственного (муниципального) имущества, не закрепленного за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями, составляющего государственную (муниципальную) казну, обязанность по исчислению и уплате НДС возлагается на арендатора, являющегося налоговым агентом (письмо ФНС России от 14 декабря 2017 г. № СД-4-3/25449@). Аналогичный вывод следует из решений Верховного Суда Российской Федерации (определение ВС РФ от 15 ноября 2017 г. № 309-КГ17-16472, определение ВС РФ от 27 сентября 2017 г. № 301-КГ17-13104, определение ВС РФ от 26 марта 2015 г. № 310-КГ15-1150).

Напомним, что операции по оказанию услуг казенными учреждениями не признаются объектом налогообложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса). При этом к казенным учреждениям относится государственное (муниципальное) учреждение (ст. 123.22 Гражданского кодекса). За государственными (муниципальными) учреждениями имущество закрепляется на праве оперативного управления (ст. 214, 215, 296 ГК РФ).

Соответственно, при оказании казенными учреждениями услуг по аренде государственного (муниципального) имущества, закрепленного за казенными учреждениями (включая органы государственной власти и управления, а также органы местного самоуправления) на праве оперативного управления, объекта налогообложения НДС не возникает. В связи с этим арендаторы такого имущества НДС в качестве налогового агента не уплачивают.

В то же время при предоставлении органами госвласти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ). При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы имущества. Они обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

В свою очередь госсобственностью в РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Средства соответствующего бюджета и иное госимущество, не закрепленное за госпредприятиями и учреждениями, составляют госказну РФ, казну республики, края, области, города федерального значения, автономной области и автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК РФ). Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

20 декабря 2017 г.


С будущего года у налоговиков появится больше оснований признавать расчет по страховым взносам непредставленным

Налоговики разъяснили, что начиная с 1 января 2018 года расчет по страховым взносам будет считаться непредставленным, если в сведениях о сумме выплат и иных вознаграждений по каждому физлицу, а также других показателях будут обнаружены ошибки (письмо ФНС России от 13 декабря 2017 г. № ГД-4-11/25417@).

Напомним, что в ноябре текущего года была скорректирована норма абз. 2 п. 7 ст. 431 Налогового кодекса, в которой перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным был пополнен (п. 78 ст. 2 Федерального закона от 27 ноября 2017 года № 335-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 335-ФЗ). Речь идет о следующих сведениях, представленных в расчете по каждому физлицу:

  • о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц;
  • о базе для исчисления страховых взносов на ОПС в пределах установленной предельной величины;
  • о сумме страховых взносов на ОПС, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на ОПС, не превышающей предельную величину;
  • о базе для исчисления страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу;
  • о сумме страховых взносов на ОПС по дополнительному тарифу.

Если вышеперечисленные сведения за расчетный период или за каждый из последних трех месяцев расчетного периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете суммы одноименных показателей по всем физлицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов, или в расчете указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физлиц, то такой расчет считается непредставленным. Об этом налоговый орган сообщит плательщику страховых взносов в уведомлении не позднее дня, следующего за днем получения расчета в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе).

Данные изменения вступят в силу с 1 января 2018 года (п. 3 ст. 9 Закона № 335-ФЗ).

В соответствии с изменениями в НК РФ были скорректированы также контрольные соотношения показателей расчета по страховым взносам. Они также начнут применяться с 1 января 2018 года.

19 декабря 2017 г.


Минфин разъяснил суть изменений, внесенных в ПБУ 3/2006 по учету валютных активов

В информационном сообщении от 12 декабря 2017 г. N ИС-учет-10 Минфин напомнил о внесении приказом от 9 ноября 2017 г. N 180н изменений в ПБУ 3/2006 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте".

Определен порядок пересчета иностранной валюты при отсутствии ее официального курса. В общем случае пересчет стоимости активов и обязательств, выраженной в иностранной валюте, в рубли производится по официальному курсу этой валюты, устанавливаемому Банком России. Теперь определен порядок такого пересчета в случае, когда ЦБ не устанавливает курс какой-либо иностранной валюты к рублю – в этом случае пересчет производится по кросс-курсу, рассчитанному исходя из курсов иностранных валют, установленных ЦБ.

Разъяснен порядок пересчета не предъявленной к оплате начисленной выручки. Выраженная в иностранной валюте не предъявленная к оплате начисленная выручка, учитываемая как отдельный актив в соответствии с ПБУ 2/2008 "Учет договоров строительного подряда", для целей бухучета пересчитывается в рубли на дату совершения операции в иностранной валюте, то есть на дату начисления выручки в бухучете. Теперь уточнено, что при изменении курса валюты на каждую отчетную дату указанный актив:

  • в сумме полученного аванса (предварительной оплаты) не пересчитывается в рубли;
  • в части, превышающей сумму полученного аванса (предварительной оплаты), пересчитывается в рубли.

Определен порядок учета курсовых разниц при хеджировании валютных рисков – организация может учитывать такие курсовые разницы в порядке, определенном МСФО. Способы ведения бухучета инструментов хеджирования валютных рисков и связанных с такими инструментами фактов хозяйственной жизни определены, в частности, в главе 6 "Учет хеджирования" МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты", введенного в действие на территории РФ приказом Минфина от 27 июня 2016 г. N 98н.

Унифицирован порядок пересчета стоимости активов и обязательств, используемых для ведения деятельности за пределами РФ. Установленный ранее порядок пересчета в рубли (по курсу на отчетную дату) распространен на вложения во внеоборотные активы(ОС, НМА), материально-производственные запасы, средства полученных и выданных авансов и предоплаты и другие активы, не перечисленные в пункте 7 ПБУ 3/2006. Ранее они пересчитывались по курсу валюты на дату совершения операции в валюте, в результате которой эти активы и обязательства были приняты к бухучету.

Кроме того, уточнен порядок учета активов и обязательств, принадлежащих к сегменту, в котором основные операции проводятся преимущественно в иностранной валюте, уточнена сфера применения ПБУ 3/2006.

19 декабря 2017 г.


 ФНС выпустила контрольные соотношения для проверки расчета по взносам на новые критические ошибки

С 1 января 2018 года налоговики будут отказывать в приеме отчетности по страховым взносам по большему количеству оснований. Об этом мы недавно писали. Изменения касаются как первичных расчетов, так и уточненных.

Чтобы не допустить ошибок, перед отправкой отчетности лучше проверить ее с помощью контрольных соотношений, подготовленных ФНС.

Приведем некоторые из проверяемых элементов:

  • значение в графе 1 строки 250 подраздела 3.2.1 должно быть равно сумме показателей из строк 210 этого же подраздела;
  • данные в графе 2 строки 030 подраздела 1.1 по значению поля 001, равному значению строки 200 подраздела 3.2.1, должны совпадать с суммой показателей из строк 210подраздела 3.2.1 за последние три месяца отчетного периода;
  • значение в графе 2 строки 250 раздела 3 должно равняться сумме показателей из строк 220 этого же раздела.

Документ: Письмо ФНС России от 13.12.2017 N ГД-4-11/25417

19 декабря 2017 г. 


Какие изменения ждут бухгалтеров в новом году

По традиции мы подготовили обзор основных изменений налогового законодательства в 2018 году.

Новшеств много. В первую очередь обратите внимание на наиболее важные из них:

  • отмену федеральной льготы в отношении движимых объектов и ограничение ставки налога на такое имущество - 1,1%;
  • расширение списка критических ошибок в расчете по взносам;
  • увеличение предельной базы по "больничным" и пенсионным взносам;
  • появление инвестиционного вычета по налогу на прибыль как альтернативы амортизации.

Документы: Основные изменения налогового законодательства в 2018 году

19 декабря 2017 г. 



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация