ФНС раскрыла нюансы проведения налоговых проверок

Налоговики выпустили письмо, из которого можно понять, в каких случаях у налогоплательщиков невелики шансы оспорить решение по проверке. А значит, лучше не тратить время на бесперспективный спор.

Запросить пояснения - обязанность налоговиков

ФНС сообщила, что инспекция обязана направить требование о представлении пояснений, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки, противоречия, несоответствия.

К сожалению, налоговики не пояснили, будет ли нарушение этой обязанности основанием для отмены решения по проверке. Отметим, что в судебной практике такие случаи встречались. Однако, если это лишь единственное основание для оспаривания решения, на его отмену лучше не рассчитывать. Ведь в перечне безусловных оснований для признания документа недействительным такого основания для отмены нет.

Недостатки, связанные с актом проверки

По мнению ФНС, то, что проверяющие не составили акт по итогам проверки, не вручили или не направили его, а также не уведомили об отсутствии выявленных нарушений в установленный срок, не подтверждает показателей декларации или расчета. Кроме того, это не свидетельствует о том, что вы правильно, полно исчислили налоги и своевременно заплатили их.

Налоговики обращают внимание, что нарушение срока составления и направления акта или решения не является безусловным основанием для смягчения ответственности.

Из-за перечисленных фактов не получится избежать и штрафов.

Нарушение процессуальных сроков не повод для отмены решения по проверке

ФНС разъяснила, что не влечет безусловную отмену решения инспекции нарушение, в частности, сроков проведения камеральной и выездной проверок. Действительно, если это единственное основание для оспаривания, то добиться успеха практически нереально.

Полномочия вышестоящих налоговых органов отменять решения инспекций ограничены трехлетним сроком

По мнению ФНС, вышестоящий налоговый орган вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговиков в случае, когда их решения не соответствуют налоговому законодательству, в пределах трех лет после окончания контролируемого налогового периода. Точка зрения ФНС совпадает с позицией ВС РФ.

Документ: Письмо ФНС России от 06.03.2018 N ЕД-4-2/4335.

19 марта 2018 г.


Налоговики разъяснили нюансы заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций

Соответствующие рекомендации содержатся в письме ФНС России от 14 марта 2018 г. № БС-4-21/4786. Речь идет о рекомендациях по отдельным вопросам заполнения форм налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, утв. приказом ФНС России от 31 марта 2017 г. № ММВ-7-21/271 "Об утверждении форм и форматов представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций в электронной форме и порядков их заполнения".

В частности, разъясняются вопросы:

  • согласования представления одной налоговой декларации (одного налогового расчета по авансовому платежу) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ;
  • заполнения строк с кодами 010-030, 040 и 050 раздела 2.1 налоговой декларации по налогу на имущество организаций (далее – Декларация);
  • отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, порядок применения которых установлен ст. 381.1 Налогового кодекса, а также кодов налоговых льгот по налогу, установленных в виде понижения налоговых ставок в отношении отдельных видов имущества.

Например, указывается, что в случае, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога в региональный бюджет без направления по нормативам суммы налога в бюджеты муниципальных образований, может заполняться одна налоговая декларация в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ, по согласованию с налоговым органом по данному субъекту РФ.

В общем порядке согласование должно быть получено до начала налогового периода, за который представляется декларация. Налоговым органам рекомендуется проводить согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного срока информирования налогоплательщика приходится на налоговый период.

Что касается порядка заполнения строк с кодами 010-030 раздела 2.1 Декларации, то строка с кодом 030 (инвентарный номер) заполняется в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 (кадастровый номер) или строке с кодом 020 (условный номер).

Отмечается, что по строке с кодом 020 может указываться условный номер объекта недвижимости, присвоенный при внесении о нем сведений в ЕГРН. А в случае отсутствия информации по строке с кодом 010 или строке с кодом 020 и при отсутствии условного номера объекта недвижимости, по строке с кодом 030 указывается инвентарный номер. В аналогичном порядке следует заполнять строку с кодом 030 (инвентарный номер) раздела 2.1 налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

В свою очередь, по строке с кодом 040 "Код ОКОФ" раздела 2.1 Декларации указывается код объекта недвижимого имущества в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов. В случае заполнения этого раздела в отношении основных средств, кодирование которых было осуществлено девятизначными кодами по Классификатору ОК 013-94, рекомендуется заполнять строки с кодами 040 с учетом положений п. 2.4 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, без учета разделителей в виде точек. В аналогичном порядке следует производить заполнение строк с кодом 040 раздела 2.1 формы налогового расчета по авансовому платежу по налогу.

Относительно правил заполнения строки с кодом 050 раздела 2.1 Декларации подчеркивается, что в случае наличия кадастровых номеров у каждого из нескольких объектов основных средств, учитываемых на балансе организации в одной инвентарной карточке с общей первоначальной стоимостью, организации следует заполнять несколько блоков строк 010-050, указывая в каждом кадастровый номер объекта недвижимости. При этом в каждом из заполненных с отдельными кадастровыми номерами блоков необходимо указать и остаточную стоимость в соответствующей строке 050 каждого блока строк.

Если же в бухучете организации применяется порядок отражения данных в одной инвентарной карточке, то целесообразно указание в строке с кодом 050 каждого блока строк остаточной стоимости соответствующего объекта недвижимости, исчисленной расчетным путем. Такой расчет производится исходя из доли площади объекта в суммарной площади всех объектов, учтенных в инвентарной карточке, умноженной на общую остаточную стоимость всех учтенных в карточке объектов по данным бухучета.

Разъяснения о порядке отражения в разделе 2 Декларации кодов налоговых льгот по налогу, порядок применения которых установлен ст. 381.1 НК РФ, касаются льготы по п. 25 ст. 381 НК РФ. Так, в случае, если в субъекте РФ в 2018 году продлено действие льготы по указанному пункту, то при заявлении права на эту льготу организация в строке с кодом 160 раздела 2 Декларации должна указать составной показатель, первая часть которого – 2012000, а вторая – реквизиты конкретного закона. Аналогично заполняется показатель строки с кодом 160 раздела 2 Декларации в случае применения в субъекте РФ начиная с налогового периода 2018 года льгот по п. 21 или п. 24 ст. 381 НК РФ в порядке, предусмотренном ст. 381.1 НК РФ.

Налоговики также поясняют, что строка с кодом 200 раздела 2 Декларации заполняется только в случае установления законом субъекта РФ для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу налоговой льготы в виде понижения налоговой ставки. При этом указывается составной показатель: в первой части показателя – код налоговой льготы 2012400, а во второй части – номер, пункт и подпункт статьи закона субъекта РФ, в соответствии с которым предоставляется льгота. Если же для данной категории налогоплательщиков по данному имуществу законом субъекта РФ не установлена налоговая льгота по налогу в виде понижения ставки, по строке с кодом 200 ставится прочерк.

19 марта 2018 г.


ФНС России подготовила таблицы соответствия кодов для заполнения расчета по страховым взносам

ФНС России с целью применения при заполнении расчета по страховым взносам, направила:

  • Таблицу соответствия кода тарифа страховых взносов на ОПС коду категории застрахованного лица. В ней приведены соотношения категории плательщиков страховых взносов, кода тарифа, кода категории застрахованного лица, тарифа страховых взносов в 2017 году, а также срок действия тарифа, норма Налогового кодекса и максимально допустимый размер взносов;
  • Таблицу соответствия кода тарифа страховых взносов на ОПС признаку основания исчисления сумм страховых взносов по дополнительному тарифу. В ней соотносятся признак основания исчисления сумм страховых взносов по дополнительному тарифу, принимаемое значение поля 001, код тарифа, тариф страховых взносов и норма НК РФ (письмо ФНС России от 6 февраля 2018 г. № ГД-4-11/2173).

19 марта 2018 г.


Приобретение за границей оборудования без его ввоза в РФ не требует уплаты НДС

В письме от 09.02.18 № 03-07-08/8005 Минфин напомнил, что объектами налогообложения НДС признаются реализация товаров на территории РФ, а также ввоз товаров в РФ. Местом реализации товара считается территория РФ, если в момент начала отгрузки или транспортировки товар находится на территории РФ.

Если организация приобрела оборудование на территории иностранного государства с целью использования этого оборудования на территории того же государства без ввоза в РФ, то НДС в РФ не возникает.

В этом же письме Минфин указал, что при УСН можно учесть расходы на приобретение основных средств, в том числе квартиры, используемой в предпринимательской деятельности.

16 марта 2018 г.


Налоговые долги юрлиц погасят за счет директора или бухгалтера в исключительных случаях

Минфин напомнил о позиции КС РФ, согласно которой по общему правилу налоги, недоплаченные из-за преступления директора или бухгалтера, взыскивают с самой организации. Когда это сделать невозможно, то допустимо предъявить иск к физлицу. Если же юрлицо было лишь прикрытием преступления директора или бухгалтера, потребовать налоги с них могут, не дожидаясь момента, когда с организации получить долг будет невозможно.

Сказанное касается также физлиц, уголовные дела в отношении которых прекращены по нереабилитирующим основаниям (например, амнистия).

Отметим, что упомянутая позиция КС РФ относится не только к налогам, но и к пеням. А вот налоговый штраф можно взыскивать исключительно с организации.

Документ: Письмо Минфина России от 15.02.2018 N 03-02-08/9589.

16 марта 2018 г.


Появилась форма заявления о включении в перечень организаций, участвующих в системе tax free

Минпромторг утвердил форму заявления, с которым должны обращаться желающие участвовать в системе tax free. Кроме заявления утвержден порядок его рассмотрения и правила исключения из перечня. Документ начнет действовать 24 марта.

Выплачивать компенсации НДС иностранцам вправе только организации розничной торговли, включенные в специальный перечень. Чтобы в него попасть, нужно подать в Минпромторг следующие документы:

  • заявление по утвержденной форме. В нем указываются, в частности, ИНН и ОГРН организации, ее название. Адрес организации вносят, только если планируют оформлять по нему документы для компенсации НДС. Обратите внимание, если заявление составлено не по утвержденной форме, во включении в перечень откажут;
  • справку от налогового органа о том, что на 1-е число месяца, в котором подается заявление, нет долга по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, уплачиваемым согласно налоговому законодательству.

Чтобы изменить сведения об адресе организации (ее обособленного подразделения) или выйти из системы tax free, нужно подать в Минпромторг соответствующее заявление.

Формы таких заявлений не установлены, но есть требования к содержанию. Например, в них должны быть указаны ИНН и ОГРН.

Документ: Приказ Минпромторга России от 12.02.2018 N 416 (действует с 24 марта 2018 года).

16 марта 2018 г.


Налог на движимое имущество организаций: применяем ставку 1,1%

С 2018 года изменился порядок налогообложения движимого имущества организаций, принятого на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Организации освобождаются от уплаты налога на движимое имущество, если в регионе принят закон, который установил такую льготу. Если же субъект РФ на 2018 год не принял решение о применении федеральной налоговой льготы по движимому имуществу и не снизил налоговые ставки, то такое имущество облагается налогом по предельной ставке в 1,1% (письмо Минфина России от 2 февраля 2018 г. № 03-05-05-01/5929).

Разъяснено, что применение пониженной ставки в 1,1% не применяется в отношении движимого имущества, принятого на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми взаимозависимыми. Иными словами, движимое имущество, которое до 2018 года не освобождалось от налогообложения, не может облагаться в 2018 году по льготной ставке 1,1%.

15 марта 2018 г.


Минфин напомнил, когда можно исправлять ошибки по налогу на прибыль в текущем периоде

Ошибку, которая привела к переплате по налогу на прибыль в прошедшем периоде, организация вправе исправить в текущем отчетном или налоговом периоде, если в нем она получила прибыль. Если же период оказался убыточным, налоговую базу нужно пересчитать за период, в котором допущена ошибка. Ведомство уже приходило к такому выводу.

Документ: Письмо Минфина России от 16.02.2018 N 03-02-07/1/9766.

15 марта 2018 г.


IASB представляет «Красный том» МСФО - 2018

Совет по международным стандартам финансовой отчетности закончил работу над сборником стандартов версии 2018 года – “Красный том” уже можно приобрести.

В нем содержатся все официальные положения МСФО по состоянию на 1 января 2018 года. Таким образом, здесь точно можно отыскать все новые стандарты и все изменения в стандартах, которые были внесены после 1 января 2017 года: IFRS 17 “Договоры страхования”, поправки к IFRS 9 “Финансовые инструменты” и IAS 28 “Инвестиции в совместный и ассоциированные предприятия”, ежегодные улучшения за период 2015-2017 гг., IFRIC 23 “Неопределенность в отношении правил исчисления налога на прибыль” и Практическое руководство по теме существенности - Practice Statement 2.

Том состоит из трех основных частей.

  • Часть А – это Концептуальные основы финансовой отчетности плюс сами стандарты
  • Часть B содержит иллюстративные примеры и руководства по внедрению стандартов, а также Практическое руководство
  • Часть С – это объясняющие логику разработчиков базисы для умозаключений, которые, так же как и примеры с руководствами по внедрению, идут “в нагрузку” к стандартам.

14 марта 2018 г.


Минфин разработал проект федерального стандарта бухучета аренды

Выделим следующие моменты:

  • описаны условия, при которых объекты бухучета, возникающие в рамках договора аренды, классифицируются как объекты учета аренды. Для этого должны одновременно выполняться ряд условий (например, условие о том, что предмет аренды предоставлен на определенный срок). Если объект не соответствует условиям, то его необходимо будет отражать в бухучете в том же порядке, что и доходы, расходы, связанные с оказанием услуг;
  • определены платежи, которые включаются в состав арендных. Это платежи, обусловленные договором, за вычетом возмещаемых сумм налогов;
  • арендатор по общему правилу будет принимать к учету предмет аренды как право пользования активом с одновременным признанием обязательства по аренде. Сейчас объект аренды принимается к учету на забалансовый счет. По проекту стоимость права пользования активом по общему правилу нужно будет амортизировать;
  • арендодатель будет классифицировать объект учета аренды как объект учета операционной или неоперационной (финансовой) аренды.

На данный момент отдельного документа для учета аренды нет. Основные правила содержатся во многих документах, например: в ПБУ 6/01, Методических указаниях по бухучету основных средств, МСФО (IAS) 17 "Аренда", МСФО (IFRS) 16 "Аренда".

Если проект стандарта вступит в силу, утратят силу указания по бухучету операций по договору лизинга.

Запланировано, что организации должны будут применять стандарт с бухотчетности за 2020 год. Можно начать им пользоваться и раньше. Этот факт следует раскрыть в бухотчетности.

Документ: Проект федерального стандарта бухгалтерского учета "Бухгалтерский учет аренды".

13 марта 2018 г.


ФНС России не одобряет идею установления в Налоговом кодексе критериев оценки доказательств

ФНС России рассмотрела предложения по внесению поправок в Налоговый кодекс и выразила свою позицию в письме от 6 марта 2018 г. № ЕД-4-2/4335 "О направлении заключения на обращение".

В частности, речь идет о необходимости установления в НК РФ критериев оценки доказательств. Налоговики считают такое дополнение излишним, поскольку в целях оценки доказательств по делу о налоговом правонарушении в силу п. 1 ст. 11 НК РФ могут применяться критерии, установленные отраслевым законодательством.

Так, учитывая критерии доказательств, установленные ст. 67-68 Арбитражного процессуального кодекса, ст. 59-60 Гражданского процессуального кодекса и ч. 1 ст. 88 Уголовно-процессуального кодекса, доказательства по делу о налоговом правонарушении должны обладать признаками относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности должны быть достаточны для разрешения дела о налоговом правонарушении.

Также ФНС России не поддерживает законопроект, предусматривающий внесение изменения в ст. 101.2 НК РФ в части вступления в силу нового решения, принятого в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 140 НК РФ в случае отмены решения нижестоящего налогового органа, не с даты принятия решения, а по истечении одного месяца со дня его вручения лицу, подавшему апелляционную жалобу.

Налоговики поясняют, что установленный п. 9 ст. 101 НК РФ месячный срок на вступление в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения необходим в целях реализации права налогоплательщика на апелляционное обжалование решения, а не на обжалование решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы. При этом они считают, что в случае отмены решения налогового органа полностью и принятия по делу нового решения в соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 140 НК РФ целесообразность для установления месячного срока для вступления решения в силу отсутствует.

ФНС России не поддерживает и идею установления предельного срока для отмены и изменения решений нижестоящих налоговых органов. Имеется в виду право вышестоящих налоговых органов отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах (п. 3 ст. 31 НК РФ).

"Применительно к вопросу о сроках на реализацию вышестоящим налоговым органом рассматриваемых полномочий, очевидно, что они не могут быть не ограниченными во времени", – подчеркивается в письме налоговой службы. Ведомство придерживается позиции высших судов о том, что никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок, а принудительные возможности государства ограничены, по меньшей мере, сроком исковой давности.

В связи с этим вышестоящий налоговый орган вправе реализовать полномочия, установленные п. 3 ст. 31 НК РФ, в пределах срока, предусмотренного для проведения мероприятий налогового контроля, а именно в пределах трех лет, исчисляемых с момента окончания контролируемого налогового периода.

13 марта 2018 г.


Росстат уточнил, кто и как часто сдает отчеты о финансовом состоянии и зарплате

Приказом от 02.03.2018 N 104 Росстат внес изменения в указания по заполнению статформ:

  • N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг"
  • N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые активы"
  • N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации"
  • N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников"
  • N П-5(м) "Основные сведения о деятельности организации".

Данные указания были утверждены в конце прошлого года и введены в действие с 1 января 2018 года.

Скорректирован пункт о том, какие организации должны сдавать указанные формы. На форму П-3 распространено правило, которое ранее было установлено только для формы П-1: юридические лица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, сдают форму N П-3 независимо от средней численности работников.

Периодичность сдачи формы П-4 указали в зависимости от численности работающих – если в организации в прошлом году трудилось менее 15 человек, отчитываться по этой форме достаточно раз в квартал, если более – то форму надо сдавать каждый месяц. Впрочем, такое правило уже было установлено в разделе указаний, касающемся конкретно этой формы, теперь данное правило вынесено в первый раздел указаний. При этом оговорено, что юрлица, являющиеся владельцами лицензии на добычу полезных ископаемых, представляют форму П-4 ежемесячно независимо от средней численности работников.

Упразднена инструкция для вновь созданных организаций о том, на какую численность они должны ориентироваться, решая, какие формы надо сдавать (общие требования, как и ранее, касаются численности за предыдущий год, а вновь созданным разрешалось использовать численность отчетного года).

13 марта 2018 г.


Налоговики не поддерживают поправки в Налоговый кодекс в части уточнения процедуры налоговой проверки

ФНС России рассмотрела предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс и выразила свою позицию в письме от 6 марта 2018 г. № ЕД-4-2/4335 "О направлении заключения на обращение".

В частности, предложения касаются:

  • обязанности налогового органа направлять налогоплательщику требование о предоставлении пояснений;
  • порядка составления акта налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки;
  • установления пресекательных процессуальных сроков, предусмотренных отдельными нормами НК РФ.

Проанализировав соответствующие нормы НК РФ, налоговики пришли к выводу, что все указанные вопросы имеют достаточное правовое регулирование и не требуют корректировок.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику. Одновременно ему направляется требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Указанные действия являются обязательной для налоговых органов процедурой перед составлением акта камеральной налоговой проверки. Как указывает Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 июля 2006 г. № 267-О, при осуществлении функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более – обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Аналогичной позиции придерживался ВАС РФ (определение ВАС РФ от 30 ноября 2007 г. № 15699/07).

В части порядка составления акта налоговой проверки в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговики пояснили, что проведение налоговой проверки направлено на контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а не на подтверждение налоговой отчетности проверяемого лица.

По мнению ФНС России, несоставление акта налоговой проверки или невручение и ненаправление его налогоплательщику, а также неуведомление налогоплательщика об отсутствии выявленных нарушений в срок, установленный п. 1 ст. 100 НК РФ, не может являться подтверждением показателей представленной налоговой декларации (расчета). Такие факты не свидетельствуют о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты (перечисления) в бюджет РФ соответствующих обязательных платежей. Также они не могут являться причиной отказа в привлечении налогоплательщика к ответственности за несоблюдение норм законодательства о налогах и сборах.

По вопросу установления пресекательных процессуальных сроков, предусмотренных п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 89, п. 1 и п. 5 ст. 100, п. 1, п. 6, п. 9 ст. 101, п. 1, п. 6, п. 10 ст. 101.4, п. 3 ст. 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), ст. 70 НК РФ отмечается, что нарушение процессуальных сроков при проведении мероприятий налогового контроля не является существенным нарушением, влекущим безусловную отмену решения налогового органа, принимаемого по результатам проведения налоговой проверки. При этом утверждение об отсутствии в НК РФ пресекательных сроков, препятствующих возможному затягиванию установленных процедур налогового контроля, не соответствует действительности.

Так, ст. 113 НК РФ предусмотрено, что лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных ст. 120 и ст. 122 НК РФ. В отношении последних действует исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода.

В своем письме ФНС России оценила целесообразность внесения и других поправок в НК РФ.

13 марта 2018 г.


Налог на имущество – 2018: что учесть в связи с переходом на федеральные стандарты?

С 1 января 2018 года по многим движимым основным средствам надо платить налог на имущество, если регион не установил льготу. Кроме того, как и в 2017 году, налог на имущество уплачивается с остаточной стоимости недвижимости, числящейся на счете 101 00 "Основные средства". А в связи с переходом на применение стандартов на счете 101 00 придется учесть даже некоторые арендованные объекты недвижимого имущества.

Чтобы в дальнейшем не спорить с налоговиками, обратите внимание на ряд новых правил по формированию и изменению балансовой стоимости основных средств, определению срока их использования и начислению амортизации:

  1. Надо ли доначислять амортизацию по ОС, учтенным до 1 января 2018 года
  2. Налоговые платежи при объединении в один инвентарный объект несколько ОС
  3. Как платить налог на имущество при разукомплектации
  4. Надо ли менять срок амортизации при замене частей ОС
  5. Как начислять амортизацию при реклассификации ОС
  6. По какой стоимости оприходовать неучтенные ОС, выявленные при инвентаризации
  7. Возобновите начисление амортизации по ОС, находящимся на консервации
  8. Операционная аренда имущества казны. Надо ли переводить объекты в состав "Инвестиционной недвижимости"
  9. Когда при расчете налога надо учитывать кадастровую оценку недвижимости
  10. Когда налог надо платить по арендованным объектам
  11. Как ссудополучателю определить стоимость ОС при безвозмездном бессрочном пользовании
  12. Новые методы амортизации. Выбор метода влияет на объем налоговых платежей!

13 марта 2018 г.


Обновлены электронные форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности НПФ

Принят приказ ФНС России от 27 февраля 2018 г. № ММВ-7-6/114 "Об утверждении рекомендуемых форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов в электронной форме".

В частности, сформированы новые рекомендуемые форматы представления негосударственными пенсионными фондами (далее – НПФ):

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о финансовых результатах;
  • отчета о целевом использовании средств.

При этом форматы представления указанных документов утверждены отдельно для НПФ – акционерных обществ и НПФ – некоммерческих организаций. Кроме того, форматы дифференцируются в зависимости от того, применяет НПФ международные стандарты финансовой отчетности или нет.

Новые форматы действуют для бухгалтерской (финансовой) отчетности НПФ в электронной форме за отчетный период 2017 года. При этом старые форматы, утвержденные приказом ФНС России от 25 января 2013 г. № ММВ-7-6/33, признаны утратившими силу.

Напомним, порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности НПФ установлен Положением Банка России от 28 декабря 2015 г. № 527-П "Отраслевой стандарт бухгалтерского учета "Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов" (далее – Отраслевой стандарт). В нем определены содержание, периодичность и порядок составления такой отчетности.

В частности, НПФ обязаны составлять годовую и промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется ими за отчетный период с 1 января по 31 декабря, а промежуточная – ежеквартально нарастающим итогом за периоды с 1 января по 31 марта, с 1 января по 30 июня, с 1 января по 30 сентября (п. 1.1 Отраслевого стандарта).

12 марта 2018 г.


ФНС России рекомендовала форму сведений о размещении отчета о выполненных НИОКР

В связи с вступлением в силу с 1 января 2018 года поправок, предоставивших право применения коэффициента 1,5 к расходам на НИОКР, осуществленным по правительственному перечню, без представления отчета о выполненных НИОКР. Это возможно, если налогоплательщиком одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода представлены Сведения, подтверждающие размещение отчета и идентифицирующие отчет в соответствующей государственной информационной системе (письмо ФНС России от 6 марта 2018 г. № СД-4-3/4361).

До утверждения формы и формата Сведений в целях создания условий для реализации по итогам 2017 права, предусмотренного абз. 6 п. 8 ст. 262 Налогового кодекса, года ФНС России рекомендует форму и формат Сведений.

12 марта 2018 г.


Налоговики разъяснили порядок исчисления налога на прибыль по двум филиалам иностранной организации, образованным на территории РФ

Позиция ФНС России по данному вопросу изложена в письме от 21 февраля 2018 г. № СД-4-3/3447 "О применении положений пункта 4 статьи 307 Налогового кодекса Российской Федерации".

В частности, рассмотрена ситуация, когда компания осуществляет свою деятельность в Российской Федерации через два филиала. Один филиал (в г. Тобольске) выполняет строительные работы на основании договора генерального подряда на строительство, а второй филиал (в г. Москве) образован для выполнения части работ по контракту (включая проектирование), а также для координации хода выполнения работ и решения возникающих вопросов с руководством заказчика.

Налоговики поясняют, что в соответствии с п. 4 ст. 307 Налогового кодекса при наличии у иностранной организации на территории РФ более чем одного отделения, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, налоговая база и сумма налога рассчитываются отдельно по каждому отделению.

При этом, если иностранная организация осуществляет через указанные отделения деятельность в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях по согласованию с ФНС России, такая организация может рассчитывать налогооблагаемую прибыль, относящуюся к ее деятельности через отделение на территории РФ, в целом по группе таких отделений (в том числе по всем отделениям). Однако условием использования такого порядка расчета является применение всеми включенными в группу отделениями единой учетной политики в целях налогообложения (абз. 2 п. 4 ст. 307 НК РФ).

Отметим, ранее ФНС России в своем письме от 25 марта 2015 г. № ГД-4-3/4811 конкретизировала понятие технологического процесса. По мнению налоговиков, под последним следует понимать, прежде всего, процесс промышленного производства, строительства и т.п. В рамках технологического процесса продукция (работы, услуги) проходит все операции обработки (изготовления), предусмотренные соответствующим технологическим регламентом. При этом необходимо различать понятия "одинаковый" (в смысле "такой же") и "единый" технологический процесс.

В качестве единого технологического процесса могут, например, рассматриваться осуществление несколькими отделениями строительства дороги, трубопровода, разведочного бурения с разным местонахождением, но в рамках единого договора (контракта).

7 марта 2018 г.


Нормы ПБУ, обязывающие все организации составлять промежуточную бухотчетность, признаны недействующими

Верховный Суд Российской Федерации признал недействующими нормы, согласно которым все организации должны составлять промежуточную бухотчетность за месяц, квартал нарастающим итогом с начала отчетного года (решение ВС РФ от 29 января 2018 г. № АКПИ17-1010).

Эта обязанность была закреплена п. 48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчётность организации" и п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в РФ (Положения N 34н). В них обязанность составления организацией промежуточной бухотчетности предусмотрена в качестве общего правила. Однако это противоречит нормам Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в силу которых составление промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности, во-первых, не является обязанностью каждого экономического субъекта, а во-вторых, составляется субъектом только в том случае, когда такая обязанность установлена законодательством, нормативными правовыми актами органов госрегулирования, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника этого субъекта.

7 марта 2018 г.


Аудиторы ответят: за заведомо ложное заключение пропишут уголовное наказание

Аудиторское сообщество жестко раскритиковало законопроект Минфина, предусматривающий за выдачу заведомо ложного заключения наказание в виде лишения свободы на срок до четырех лет. Эксперты отмечают, что административных санкций более чем достаточно, поскольку при определенных суммах штрафов торговля заключениями становится невыгодной. Последнее слово за новым регулятором отрасли — ЦБ, который хоть и выступал за усиление ответственности аудиторов, об уголовной ответственности пока не заявлял.

На заседании комиссии РСПП по аудиторской деятельности 5 марта обсуждались два законопроекта, направленные на усиление ответственности аудиторов за некачественное заключение. Первый — проект Минфина, предусматривающий введение уголовной ответственности для аудиторов за заведомо ложное заключение. Работа над проектом началась еще летом 2016 года и уже тогда идея вызвала массу вопросов. Сейчас появился текст, и проект готовится к внесению в Госдуму. По нему за подписание заключения, которое было признано судом заведомо ложным, аудитор может быть оштрафован на сумму до 400 тыс. руб. или приговорен к лишению свободы до трех лет. То же деяние группы лиц грозит штрафом до 1 млн руб. или лишением свободы до четырех лет. Сейчас заведомо ложное заключение чревато лишь лишением аттестата, то есть запретом на профессию.

Второй проект — депутатский, он вводит в Кодекс об административных правонарушениях статью 29.29 «Грубое нарушение законодательства об аудиторской деятельности», предусматривающую максимальную административную ответственность для аудиторских организаций — до 800 тыс. руб.

Глава комиссии РСПП по аудиторской деятельности Александр Турбанов, представляя проект Минфина, отметил, что без введения уголовной ответственности «для торгующих аудиторскими заключениями» не обойтись. По его словам, нельзя закрывать глаза на то, что отдельные игроки выдают заключение без выхода к клиенту или же когда сделанные аудитором выводы прямо противоположны собранным доказательствам. Директор по внутреннему аудиту корпорации «Ростех» Наталья Смирнова также поддержала идею уголовной ответственности, но лишь для подписавших заведомо ложное аудиторское заключение общественно значимой организации.

Однако большинство присутствовавших аудиторов выступили резко против уголовной ответственности. Так, глава совета СЗРФ АПР Дмитрий Желтяков отметил, что уголовная ответственность для аудиторов есть лишь в двух странах — Новой Зеландии и Южной Корее, весь остальной мир ограничивается штрафами. Глава СРО ААС Ольга Носова сообщила, что в большинстве европейских стран действуют «драконовские штрафы» за заведомо ложные заключения и торговля ими просто невыгодна. «На мой взгляд, сначала ввести административную ответственность с существенным размером штрафов и посмотреть, как это будет работать на практике»,— отметила она. «Совместный проект Минфина и ЦБ по реформе аудита предусматривает, что на аудиторском заключении всегда будут две подписи: руководителя проверки и главы аудиторской компании,— пояснил партнер EY Игорь Буян.— Таким образом, это будет действие группы лиц, значит, и ответственность будет максимальной».

По итогам заседания голосования не было. По словам Александра Турбанова, так как большинство выступило против уголовной ответственности, то именно такое решение и будет отражено в протоколе. Также вопрос, скорее всего, будет вынесен на голосование бюро РСПП. Немаловажную роль в данном случае играет ЦБ — новый регулятор отрасли, который в данном заседании не участвовал. Банк России не раз выступал за усиление ответственности аудиторов, но об уголовной ответственности речи не было. В ЦБ не ответили на запрос “Ъ”. По словам источника, знакомого с позицией регулятора, прежде чем вводить уголовное наказание, необходимо отработать механизм признания заключений заведомо ложными в суде. Сейчас таких кейсов единицы, потому говорить об уголовной ответственности рано.

6 марта 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты