К каким просрочкам применяются повышенные пени, введенные в конце 2016 года

В письме от 05.06.18 № КЧ-3-8/3699@ ФНС напомнила, что пеней признается сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными сроки. Пени уплачиваются помимо недоимки и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также штрафов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным, до дня уплаты, и определяется в процентах от неуплаченной суммы.

Процентная ставка пени для организаций равна:

  • за просрочку до 30 календарных дней (включительно) – 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ;
  • за просрочку свыше 30 календарных дней – 1/150 действующей в это время ставки.

Такие ставки были установлены федеральным законом от 30.11.2016 № 401-ФЗ и распространяются на случаи просрочки уплаты налога, дата уплаты которого наступила с 1.10.2017.

Таким образом, при расчете пени по состоянию на 15 ноября 2017 года в случае неуплаты взносов за июнь 2017 года ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования (по старому порядку).

2 июля 2018 г.


За несдачу обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности будут штрафовать

Минфин заявил о начале разработки проекта поправок в КоАП в части установления ответственности за непредставление обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней.

Текста проекта пока нет. Вместо этого ведомство поясняет, что в законодательстве РФ отсутствуют специальные нормы, устанавливающие ответственность за непредставление или несвоевременное представление указанных документов в целях формирования государственного информационного ресурса, предусмотренного статьей 18 закона о бухучете.

Между тем, этот ресурс является практически единственным общедоступным источником информации о деятельности организаций, который активно используется гражданами, организациями, госорганами, отмечает ведомство. Так, по данным Росстата, в 2017 году количество запросов заинтересованных лиц на предоставление данных бухотчетности составило более 4 млн.

Установленные статьей 19.7 КоАП размеры штрафных санкций, налагаемых на юрлиц за непредставление информации в госорганы, незначительны и не могут служить эффективной мерой предупреждения нарушений в части сдачи бухотчетности.

Планируется установление штрафов за непредставление или несвоевременное представление обязательного экземпляра годовой бухотчетности, представление ее в неполном составе, непредставление или несвоевременное представление АЗ, а также за нарушение требований, установленных порядком представления отчетности и АЗ, разработанного во исполнение закона о бухучете.

Напомним, согласно внесенным в Госдуму законопроектам с 2020 года обязательный экземпляр бухотчетности надо будет сдавать в налоговую, а не в Росстат.

29 июня 2018 г.


Если права на объекты не учтены как ОС, то налог на имущество с прав не уплачивается

В письме от 14.06.18 № 03-05-05-01/40659 Минфин ответил, признаются ли объектом налогообложения по налогу на имущество организаций права пользования арендованными объектами недвижимости.

По общему правилу объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе во временном владении, пользовании, распоряжении, доверительном управлении, а также внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве ОС.

Активы, учитываемые в качестве основных средств, отражаются на счетах бухучета 01 «Основные средства» и 03 «Доходные вложения в материальные ценности».

Если права пользования арендованными объектами (затраты в виде арендных платежей и иные ожидаемые затраты) не учитываются на указанных выше счетах бухучета, то не признаются основными средствами и объектом налогообложения по налогу на имущество.

29 июня 2018 г.


Утверждены перечни стран, с которыми у ФНС России установлен автоматический обмен налоговой информацией

Утвержден перечень зарубежных государств (территорий), с компетентными органами которых совершается автоматический обмен страновыми отчетами. В их числе Аргентина, Бельгия, Греция, Лихтенштейн, Мексика, Нидерланды, Хорватия, Швейцария (приказы ФНС России от 30 мая 2018 г. № ММВ-7-17/360@ и № ММВ-7-17/359@).

Напомним, что с 1 июля 2015 года в России вступила в силу Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам. В связи с этим ФНС России были подписаны многосторонние соглашения с зарубежными компетентными органами об автоматическом обмене страновыми отчетами и финансовой информацией в налоговых целях. В Налоговом кодексе закреплены нормы, направленные на реализацию указанных соглашений.

Также утвержден перечень государств (территорий), с которыми осуществляется автоматический обмен финансовой информацией в налоговых целях. В него включены 62 страны и 11 территорий. ФНС России будет передавать полученную от организаций финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и контролирующих их лицах, а также иную финансовую информацию компетентным органам включенных в перечень стран, налоговыми резидентами которых эти клиенты, выгодоприобретатели и лица являются.

29 июня 2018 г.


Минфин России пояснил, кто является налоговым агентом по НДФЛ, если организация заключила агентский договор с физлицом

Если организация выступает агентом физического лица (принципала) по сдаче в аренду жилых помещений, она не признается налоговым агентом по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет НДФЛ. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 июня 2018 г. № 03-04-06/42656. Источником дохода физического лица – арендодателя являются наниматели (арендаторы) жилых помещений, находящихся в собственности этого физлица.

Напомним, что по агентскому договору одна сторона (агент) должна за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридически значимые и иные действия от своего имени за счет принципала, или от имени принципала и за его счет (п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса). Например, агент по поручению принципала может реализовывать и приобретать товары, оказывать услуги, выполнять работы. При этом право собственности на вещи, в отношении которых агент совершает вышеуказанные действия, сохраняется за принципалом (ст. 996, ст. 1011 ГК РФ).

Отметим, что налоговыми агентами признаются, например, организации, ИП, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, которые являются источником выплаты доходов физлицу (п. 1 ст. 226 НК РФ).

Так как по агентскому договору одна сторона выступает посредником и получает за выполнение своих обязательств вознаграждение от принципала, и согласно условиям агентского договора организация (агент) от своего имени не выплачивает физлицу доходы, она не может признаваться налоговым агентом.

29 июня 2018 г.


Для исправления счета-фактуры используется его форма, действующая на дату составления

В письме от 07.06.18 № СД-3-3/3806@ ФНС указала, что в случае внесения исправлений в счет-фактуру применяется та форма счета-фактуры, которая действовала на дату составления первоначального счета-фактуры.

Таким образом, если организация выставила счет-фактуру в июне 2017 года, то для составления исправленного счета-фактуры следует использовать форму, действовавшую на дату его составления, то есть до 1 июля 2017 года.

29 июня 2018 г.


С момента реорганизации юрлица нельзя сразу применять нулевую ставку по налогу на прибыль

В случае реорганизации юрлица в форме преобразования, для целей применения ставки налога на прибыль в размере 0% срок владения акциями, долями участия в уставном капитале необходимо исчислять с момента возникновения новой организации-налогоплательщика. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июня 2018 г. № 03-03-20/43481.

Ведомство указало, что к налоговой базе по налогу на прибыль, определяемой при реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале, акций российских организаций применяется налоговая ставка 0%. Но только если эти акции или доли участия в уставном капитале непрерывно принадлежат налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более пяти лет и выполняются условия, предусмотренные п. 2 ст. 284.2 Налогового кодекса (п. 4.1 ст. 284 НК РФ).

Финансисты отметили, что при реорганизации юрлица в форме преобразования возникает новая организация, так как реорганизация считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юрлица, а преобразованная компания прекращает свою деятельность (п. 1 статьи 16 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Согласно п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса юрлицо считается созданным, а данные о нем включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения записи в этот реестр.

Следовательно, созданное юрлицо для целей уплаты налогов будет являться новым налогоплательщиком (ст. 19 НК РФ). И нулевую ставку по налогу на прибыль по вышеуказанным операциям можно будет применить не ранее чем через пять лет с даты создания организации.

29 июня 2018 г.


ФНС России напомнила об ответственности за регистрацию «фирм-однодневок»

Соответствующая информация была опубликована сегодня на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России. Ведомство предостерегает граждан от предоставления своего паспорта для получения заработка за регистрацию подставной организации и напоминает, что за создание «фирмы-однодневки» предусмотрена уголовная, административная и налоговая ответственность.

Если физлицо приобрело, например, паспорт или незаконно использовало персональные данные другого лица для внесения в реестр ЕГРЮЛ недостоверных сведений, предусмотрен штраф от 300 тыс. до 500 тыс. руб. а также лишение свободы на срок до трех лет. При этом к приобретению документа, удостоверяющего личность, относится его получение возмездно и безвозмездно, путем обмана или злоупотребления доверием, хищение или присвоение найденного документа. За предоставление паспорта или выдачу доверенности, которые будут использоваться для внесения в ЕГРЮЛ предусмотрен, например, штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. (ст. 173.2 Уголовного кодекса).

Образование, создание, реорганизация юрлица через подставных лиц, предоставление в налоговую инспекцию данных о подставных лицах для внесения сведений в ЕГРЮЛ влечет штраф до 500 тыс. руб. или лишение свободы сроком до пяти лет (ст. 173.1 УК РФ). Предоставление в налоговый орган заведомо ложных сведений наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до двух со штрафом до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 170.1 УК РФ).

Что касается административной ответственности, то за представление недостоверных либо заведомо ложных сведений должностным лицам грозит штраф до 10 тыс. руб. или дисквалификация до трех лет (п. 4, 5 ст. 14.25 Кодекса об административных правонарушениях). Кроме того, результатом таких действий может стать задолженность по налогам перед бюджетом, что влечет налоговую ответственность.

ФНС России отметила, что чаще всего подставными лицами являются, например, малоимущие и престарелые граждане, а также студенты.

29 июня 2018 г.


САД провел заочное заседание и внес изменения в правила независимости аудиторов

Минфин отчитался о заочном заседании Совета по аудиторской деятельности, которое состоялось 27 июня 2018 года.

Совет внес изменения в правила независимости – насчет действий аудитора при длительной работе с аудируемым лицом, включая ротацию руководителя аудиторского задания. Совет также разъяснил порядок вступления поправок в силу.

Совет одобрил разъяснение смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности. Данное решение будет иметь важное значение при приеме новых членов в СРО, а также в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, считают чиновники.

Совет поддержал решение, принятое рабочим органом по результатам рассмотрения проекта федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности» в части внешней оценки такой отчетности. В нем указано, что такую отчетность аудиторские организации должны заверять в соответствии с международными стандартами аудита.

Совет проанализировал результаты деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 год, включая деятельность по ВККР и организации повышения квалификации.

Совет одобрил обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при проведении госконтроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов в 2017 году. Данный документ подготовлен Минфином в рамках профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений требований закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов.

Следующее заседание совета состоится в сентябре 2018 года.

29 июня 2018 г.


Применять ставку 0% по НДС смогут больше налогоплательщиков

Президент РФ подписал Федеральный закон, положения которого расширят перечень налогоплательщиков, которым разрешено применять нулевую ставку по НДС при реализации драгоценных металлов (Федеральный закон от 27 июня 2018 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Теперь такую ставку смогут использовать налогоплательщики, реализующие драгоценные металлы и камни Госфонду и региональным фондам, Банку России и банкам, если их произвели из лома и отходов без лицензии на пользование недрами.

Следовательно, наличие лицензии на пользование недрами больше не потребуется при реализации драгоценных металлов, произведенных из лома и отходов. При этом, чтобы подтвердить нулевую ставку, больше не нужно будет предоставлять в налоговую инспекцию контракт на реализацию драгоценных металлов или камней в составе пакета необходимых документов.

Закон вступит в силу с 1 октября 2018 года. Но до этой даты нулевую ставку по НДС смогут применить по-прежнему при реализации драгоценных металлов только налогоплательщики, осуществляющие их добычу или производство из лома и отходов на основании лицензии (подп. 6 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 марта 1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).

Напомним, что если налогоплательщик не представит необходимый пакет документов, то заявить вычет по приобретенным товарам (работам, услуг) нельзя. В то же время при отсутствии подтверждающих документов к реализованным драгметаллам ставка НДС 18% не применяется (пиcьмо ФНС России от 14 августа 2015 г. № ГД-4-3/14392@ «О налоге на добавленную стоимость»).

28 июня 2018 г.


При уплате налогов компании должны оценивать динамику финансового положения банка

27 февраля 2016 года инспекция выставила компании требование об уплате НДС. 27 марта компания предъявила в банк платежные поручения. Через 4 дня налогоплательщик направил в банк еще 8 платежек на уплату налогов и взносов. Денежные средства были списаны со счета компании, однако в бюджет не поступили. 10 апреля у банка была отозвана лицензия. Уплату налогов фирме не зачли.

Посчитав, что обязанность по уплате налогов, взносов исполнена в полном объеме, компания обратилась в суд, указывая, что банк официально не информировал своих клиентов о своей неплатежеспособности и причинах неисполнения поручений.

Суды трех инстанций (дело № А56-40531/2017) отказали в удовлетворении требования, поскольку 27 марта компания предъявила в банк поручение на перечисление аванса контрагенту, которое 31 марта самостоятельно отозвала. При этом налоговые платежки не отзывались. Данные обстоятельства, по мнению судов, свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика (плательщика взносов).

Об этом говорит также и то обстоятельство, что остаток денежных средств на 27 марта был сформирован за счет погашения векселей. При этом на момент направления поручений у компании имелось еще 15 открытых расчетных счетов, которые могли быть использованы для уплаты налогов.

Суды (постановление кассации Ф07-4264/2018 от 14.06.2018) разъяснили, что банк раскрывает информацию о своей деятельности путем размещения бухгалтерской отчетности на официальном сайте ЦБ, и компания могла оценить негативную динамику финансового положения банка. Во второй половине 2016 года и 1 квартале 2017 года один из основных показателей надежности имел отрицательное значение и продолжал снижаться. Международным рейтинговым агентством установлен «негативный» прогноз по тем рейтингам, которые отражают неустойчивость ликвидности банка. На сайте «Коммерсанта» 27 марта опубликована информация об убытках банка за 2016 год. Таким образом, в СМИ отражалась информация о проблемах банка.

Кассация указала: «учитывая негативную динамику финансового положения проблемного банка с июня 2016 года, Общество при проявлении должной степени осмотрительности и заботливости могло самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности банка, размещенной на официальном сайте Банка России, оценить риски неисполнения им платежных поручений».

27 июня 2018 г.


Некоторые убытки, связанные с задолженностью контрагента, нельзя учесть в расходах по налогу на прибыль

Убытки, полученные от операции прощения долга, нельзя учесть при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 мая 2018 г. № 03-03-06/1/34203 «Об учете в целях налогообложения прибыли организаций расходов, возникающих в результате заключения соглашения о прощении долга в целях урегулирования проблемной задолженности по договору поставки товара».

Финансисты отметили, что прощение долга является разновидностью дарения, так как одна сторона (кредитор) освобождает от имущественной обязанности другую сторону (должника). То есть дарение осуществляется безвозмездно, иначе сделку могут признать притворной (п. 2 ст. 170, п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса).

В ст. 270 Налогового кодекса содержится перечень расходов, которые не учитываются в целях налогообложения налогом на прибыль. В частности, в расходах организации не учитывается стоимость безвозмездно переданного имущества (имущественных прав, услуг или работ), связанных с такой передачей.

Следовательно, затраты, связанные с дарением, нельзя учитывать в расходах.

Кроме того, расходами можно признать только те затраты, которые производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А также если у налогоплательщика есть подтверждающие документы, оформленные в соответствии с требованиями законодательства. При этом из документов должно быть четко и определенно видно, какие расходы были произведены. Об этом напомнил Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России в своем письме от 30 мая 2018 г. № 03-03-06/1/36675 «Об особенностях учета расходов в целях исчисления налога на прибыль организаций».

27 июня 2018 г.


Госдума рассмотрит поправки, касающиеся порядка представления бухотчетности

Сегодня Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий ряд поправок в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Возможно, в требованиях к составлению бухгалтерской отчетности появится новый пункт, согласно которому ее можно будет составлять на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанной электронной подписью. Она будет считаться составленной, если подписана руководителем как на бумаге, так и электронной подписью. Планируется, что организация и ИП будут обязаны представить экземпляр на бумаге, если это предусматривает договор с другим лицом или законодательство РФ при подаче отчетности в государственные органы.

Если проект закона примут, то обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности нужно будет уже сдать не в орган статистики, а в налоговую инспекцию по месту учета и только в электронном виде. При этом субъекты малого предпринимательства за 2019 год смогут сдать обязательный экземпляр как на бумаге, так и электронно.

Уже сейчас многие представители малого бизнеса и иных экономических субъектов отправляют бухгалтерскую отчетность в орган статистики и налоговую инспекцию в электронной форме. По информации Росстата, за 2016 год 79% малых предприятий подали бухотчетность таким образом.

Законопроект разработан для упрощения предоставления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами в госорганы и совершенствования формирования государственного информационного ресурса данной отчетности. ФНС России будет формировать и вести этот ресурс на основе представленных обязательных экземпляров бухгалтерской отчетности и обеспечивать к нему доступ государственных органов и других заинтересованных лиц. Таким образом планируется реализовать принцип «одного окна».

Авторы законопроекта считают, что его принятие будет способствовать снижению административной нагрузки на организации и ИП.

Кроме того, в связи с вышеуказанными поправками в закон о бухучете, Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий корректировку обязанностей налогоплательщиков в Налоговом кодексе. В ст. 23 НК РФ планируется добавить новый пункт, согласно которому организации, у которых нет обязанности представлять обязательный экземпляр бухгалтерской отчетности, также будут сдавать годовую отчетность в налоговый орган не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. В связи с тем, что к некоторым сведениям из государственного ресурса о бухотчетности доступ будет ограничен из-за сохранения, например, государственной тайны, п. 1 ст. 102 НК РФ может дополниться новым подпунктом.

Вступление в силу законов намечено на 1 января 2020 года.

27 июня 2018 г.


С 1 июля вступает в силу новый ГОСТ по оформлению документов

На смену ГОСТу Р 6.30-2003 приходит ГОСТ Р 7.0.97-2016. Применять ли его для оформления организационно-распорядительных документов, компания решает самостоятельно.

Расскажем об основных новшествах подробнее.

Обновлен список реквизитов

Отдельным реквизитом стало название филиала, представительства или иного подразделения, которое создало документ. Оно указывается под наименованием организации.

Появился »гриф ограничения доступа к документу» с ограничительной надписью, например «Конфиденциально» или «Коммерческая тайна».

Еще один новый реквизит - отметка об электронной подписи. В ней стоит указать:

  • текст «Документ подписан электронной подписью»;
  • номер сертификата ключа электронной подписи;
  • Ф.И.О. владельца сертификата;
  • срок действия сертификата ключа электронной подписи.

Исчез реквизит »идентификатор электронной копии документа».

Уточнены требования к оформлению документов

Новый ГОСТ подробно описывает, как лучше создавать документ. Например, в нем разъяснено:

  • как нумеровать страницы;
  • какой шрифт использовать;
  • какие делать отступы и межстрочные интервалы.

Многостраничные документы (например, локальные нормативные акты) можно создавать на обеих сторонах листа и с титульником.

Печать не должна захватывать подпись.

Изменены требования к заверке копий

Если документ скопирован для внутреннего пользования, то заверять его можно, как и прежде. Стоит указать слово «Верно», сведения о том, кто заверил копию (его должность, подпись и ее расшифровку), а строчкой ниже - дату заверки.

Если же копию нужно передать в другую организацию, то можно дополнить ее надписью о месте хранения подлинника и печатью компании.

Новый стандарт проще применять при электронном документообороте

Согласовывать документ и оформлять резолюцию можно в электронном виде.

Документ: Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 7.0.97-2016 (вводится в действие 1 июля 2018 года).

27 июня 2018 г. 


Депутатский законопроект об ограничении налоговых пеней принят в первом чтении

Госдума приняла в певром чтении законопроект № 442400-7 о внесении изменений в обе части НК.

Во-первых, предлагается учесть намерения правительства ограничить размер налоговых пеней. Минфин ранее тоже разрабатывал соответствующий законопроект. В настоящее время согласно первому абзацу пункта 3 статьи 75 НК пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты, если не предусмотрено иное.

Как минфиновским, так и депутатским законопроектом предлагается внести уточнение о том, что пеня начисляется по день фактической уплаты налога включительно. Кроме того, абзац дополнят таким правилом: сумма пеней, начисленных на недоимку, не должна превышать размер этой недоимки.

На этом депутаты решили не останавливаться. Так, внесенным законопроектом вводится такое правило: не начисляются пени на сумму недоимки, образовавшуюся в результате применения нерыночных условий контролируемых сделок, если в результате применения симметричных корректировок недоимка у одной стороны сделки равна сумме излишне уплаченного налога у другой стороны сделки. Если же есть превышение недоимки над переплатой, то пени начисляются на сумму такого превышения.

Аналогичный подход предлагается применить и к штрафам по статье 129.3 – за неполную уплаты налога по контролируемым сделкам, если они предусматривают условия, отличные от рыночных. При этом должно будет соблюдаться условие - симметричную корректировку понадобится применять до того, как налоговики узнали о нарушении (о чем стало известно налогоплательщику), или до того, как налоговая назначила проверку.

Во-вторых, предлагается дополнить перечень условий, при которых лицо не признается контролирующим лицом иностранной организации: если его участие в этой иностранной фирме реализовано через участие в другой иностранной организации, акции которой допущены к обращению на фондовых биржах в странах ОЭСР, и если выполняется несколько условий (по доле участия - до 50% и по доле обыкновенных акций).

В-третьих, изменения ожидаются в статье 43 НК о дивидендах и процентах (в качестве объектов налогообложения). К дивидендам предлагается отнести доход в виде имущества, имущественных прав, который получен участником (акционером) организации при выходе (выбытии) из нее либо при распределении имущества ликвидируемой фирмы в размере, превышающем стоимость вклада. При этом в статью 275 НК вносится дополнение, исходя из которого к указанному виду дивидендов будут применяться ставки налога на прибыль, установленные пунктом 3 статьи 284 НК для дивидендов.

Далее, список не учитываемых в целях налога на прибыль доходов (часть 1 статьи 251 НК) предлагается дополнить доходом в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозобщества или товарищества, участником (акционером) которого такая организация является, в пределах суммы ее денежного вклада.

Пункт 2 статьи 265 НК (о приравниваемых к внереализационным расходам убытках) предлагается дополнить новым пунктом об убытке, возникающем у участника при ликвидации организации (в том числе после банкротства) и определяемом как отрицательная разница между доходами в виде рыночной цены получаемого участником имущества (имущественных прав) и фактически оплаченной стоимости доли.

Вносится также ряд других поправок.

26 июня 2018 г.


Минфин России рассказал об особенностях налогообложения амортизируемого имущества организаций

Даже если основное средство не поименовано в Классификации основных средств, а срок полезного использования установлен налогоплательщиком на основании рекомендаций изготовителя или технических условий с включением основного средства в амортизационную группу, то право на применение амортизационной премии сохраняется.

Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 24 мая 2018 г. № 03-03-06/1/35167 «Об особенностях налогообложения амортизируемого имущества». То есть возможность отнесения основного средства в амортизационную группу согласно Классификации основных средств – не обязательное условие для применения амортизационной премии. Это следует из п. 9 ст. 258 Налогового кодекса.

Что касается налога на имущество организаций, то объектами налогообложения не признаются основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу согласно Классификации основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Постановление) (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

Следовательно, вышеуказанную норму можно применить только в отношении основных средств, включенных в амортизационные группы, утвержденные Постановлением.

Напомним, что по общему правилу срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию с учетом классификации основных средств (п. 1 ст. 258 НК РФ). Но в отношении тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах определенных Постановлением, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).

26 июня 2018 г.


По результатам госрегистрации налоговый орган будет оформлять только электронные документы

С 3 июля вступят в силу поправки, корректирующие порядок регистрации юрлиц, ИП и КФХ (приказ Минфина России от 20 апреля 2018 г. № 86н «О внесении изменений в Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. № 169н»).

Документы по результатам госрегистрации будут оформляться только в электронном виде. Налоговая инспекция может направить налогоплательщику документы на бумаге только при наличии соответствующего заявления от налогоплательщика.

Если государственная регистрация является основанием для постановки на налоговый учет юрлица, ИП или КФХ, то результатом такой услуги дополнительно будет являться документ о постановке на учет в налоговом органе.

В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации, заявитель после устранения причин, послуживших основанием отказа, в течение трех месяцев со дня принятия инспекцией решения об отказе вправе дополнительно однократно представить необходимые документы без повторной уплаты государственной пошлины. При этом уже имеющиеся документы в налоговой инспекции заявитель может не подавать. Эта норма вступит в силу с 1 октября.

За совершение юридически значимых действий в отношении физлиц госпошлина будет взиматься со скидкой 30%, если ее оплатить и подать заявление о совершении указанных юридически значимых действий с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru).

Будет уточнен порядок взаимодействия МФЦ и налоговой при оказании госуслуги. Например, документы, представленные в МФЦ, будут направляться в налоговую инспекцию не позднее одного рабочего дня с даты их поступления.

При предоставлении документов в налоговый орган заявитель должен будет указать адрес электронной почты.

Напомним, что поправки связаны с изменениями в законодательстве, которые были внесены Федеральным законом от 30 октября 2017 г. № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

26 июня 2018 г.


Как организации финрынка будут получать данные об иностранном клиенте и делиться ими

Правительство приняло постановление от 16.06.2018 N 693 »О реализации международного автоматического обмена финансовой информацией с компетентными органами иностранных государств (территорий)». Документ должен вступить в силу через месяц после официального опубликования, то есть 19 июля.

Постановлением утверждены:

  • положение о запросе организацией финансового рынка у своих клиентов информации о них, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих. Положение касается также обработки полученной информации, в том числе документальной фиксации и анализа; принятия доступных мер по установлению налогового резидентства клиентов, выгодоприобретателей и лиц, их контролирующих, включая проверку достоверности и полноты предоставленной клиентом информации. Также регламентирован состав, условия, порядок и сроки представления указанной информации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов;
  • перечень организаций финансового рынка, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 НК об автоматическом обмене финансовой информацией с иностранными государствами в силу низкого риска совершения с использованием таких организаций действий (бездействия), направленных на уклонение от уплаты налогов (сборов);
  • перечень видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 НК в силу аналогичных причин.

26 июня 2018 г.


В России вводится в действие новый МСФО (IFRS) 17 «Договоры страхования»

Соответствующий приказ Минфина России от 4 июня 2018 г. № 125н «О введении документа Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации» зарегистрирован в Минюсте России.

Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 17 «Договоры страхования» устанавливает принципы признания, оценки, представления и раскрытия информации по договорам страхования. Он заменяет Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 4 «Договоры страхования».

Согласно приказу, новый МСФО можно добровольно применять на территории России со дня официального опубликования (22 июня 2018 года). А обязательным для применения он станет в сроки, определенные в самом МСФО (организация должна будет применять его в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2021 года или после этой даты).

Как ранее пояснял Банк России (информация Банка России от 4 июня 2018 г. «О подготовке к применению Международного стандарта финансовой отчетности «Договоры страхования»), Стандарт представляет собой наиболее существенное изменение требований к европейскому страховому учету за последние 20 лет, подразумевая полный пересмотр финансовой отчетности страховщиков и негосударственных пенсионных фондов.

По оценке регулятора, принципы, лежащие в основе методов оценки МСФО (IFRS) 17, приведут к фундаментальному изменению текущей практики оценивания, в частности, для долгосрочных договоров страхования. «Представляется, что МСФО (IFRS) 17 окажет существенное влияние на учетные и отчетные данные российских страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов, потребует значительных усилий и внедрения новых или обновления существующих систем, процессов и средств контроля, затронет другие направления деятельности компаний, такие как финансовый менеджмент, актуарное направление, ИТ-инфраструктуру, правовое сопровождение деятельности», – подчеркнул Банк России.

25 июня 2018 г.


Старые аттестаты смогут участвовать в аудите общественно значимых организаций

Подготовленный ко второму чтению текст «аудиторского» законопроекта ставит точки в отношении будущих параметров деятельности как аудиторских организаций, так и аудиторов. Повышение критериев для обязательного аудита неизбежно, но будет ступенчатым. Новый аттестат будет необходим руководителю аудита ОЗО. Индивидуальных аудиторов полностью отлучат от обязательного аудита. В течение четырех лет для попадания в реестр ЦБ фирме достаточно будет иметь в штате 7 аудиторов. На АЗ должна будет присутствовать одна подпись.

Мы уже рассказали о том, как и под каким соусом ЦБ будет регулировать аудиторскую отрасль согласно законопроекту № 273179-7, который подготовлен Госдумой ко второму чтению. Но этим, как известно, новшества не исчерпываются, и теперь сообщим о поправках, которые ждет закон об аудиторской деятельности.

Под стандартами аудиторской деятельности будут пониматься МСА, признанные в России. К бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица, помимо того, что относится к ней сейчас, будет относиться консолидированная отчетность, а также сформированная согласно нормативным актам ЦБ (изданным в соответствии с законом о бухучете).

Аудитором будет считаться лицо, получившее аттестат как в соответствии с действующим законом, так и в соответствии со старым законом об аудиторской деятельности - от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ. Будет оговорено, что аудитор, имеющий действительный квалификационный аттестат, выданный согласно старому закону, вправе участвовать в оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Вводится понятие «руководитель аудита».

Новый перечень случаев обязательного аудита таков:

  • случаи, установленные федеральными законами;
  • организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй;
  • фонды (кроме государственных внебюджетных), поступление имущества и денежных средств которых за год, непосредственно предшествовавший отчетному, превышает 3 млн рублей;
  • организации (за исключением органов госвласти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, ГУПов, МУПов, сельхозкооперативов, их союзов, организаций потребкооперации), соответствующие хотя бы одному из следующих условий:

объем выручки за год, непосредственно предшествовавший отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 600 млн рублей, начиная с этой даты – более 800 млн (сейчас этот показатель - 400 млн);

сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному, составляет до 1 января 2021 года более 200 млн рублей, начиная с «часа икс» – более 400 млн (сейчас критерий по активам - 60 млн).

Таким образом, остались актуальными критерии, обсуждавшиеся весной.

Как уже отмечалось, несмотря на то, что из части 1 статьи 5 будет убран ряд пунктов - АО, кредитные и страховые организации - этот обязательный аудит останется как проводимый в случаях, установленных федеральными законами. Например, в отношении АО обязательный аудит установлен пунктом 5 статьи 67.1 ГК и пунктом 3 статьи 88 закона об АО, в отношении банков, их групп и холдингов – статьей 41 отраслевого закона. в отношении страховщиков – статьей 29 закона об организации страхового дела в РФ.

Обязательный аудит смогут проводить только аудиторские организации. Сейчас закон ограничивает это правило определенным списком типов аудируемых лиц, и разрабатываемый ежегодно Минфином перечень случаев обязательного аудита также допускает ряд случаев проведения таких проверок индивидуальными аудиторами. Теперь для последних обязательный аудит будет табу.

Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям (ОЗО). Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ. Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется. Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

Аудиторская организация сможет попасть в реестр ЦБ, если имеет в штате по основному месту работы от 7 аудиторов (до 1 января 2023 года), после этой даты - от 12. При этом не менее трех штатных сотрудников должны удовлетворять требованиям, аналогичным требованиям к руководителю аудита ОЗО; кроме того, нельзя иметь среди работников «плохих» аудиторов. Вводится и ряд других требований: опыт аудиторской деятельности фирмы не менее трех последних лет; отсутствие в тот же срок нарушений правил независимости; наличие сайта, другие.

Также устанавливаются случаи, когда аудиторская фирма может «вылететь» из реестра, например, неоднократное в течение пяти лет нарушение правил независимости, а также другие прегрешения.

Упраздняется пункт 2 статьи 6 об обязательном содержимом АЗ. Остается пункт 3, согласно которому требования к форме, содержанию, порядку представления аудиторского заключения устанавливаются стандартами аудиторской деятельности (сейчас это касается также и требований к порядку подписания). Добавляется, что Банком России могут быть установлены требования к полноте раскрытия информации в АЗ (его разделе, отдельном отчете) об отчетности ОЗО на финансовом рынке, к форме такого АЗ.

В АЗ по отчетности ОЗО согласно новой редакции закона раскрываются обстоятельства, которые оказали или могут оказать существенное влияние на достоверность такой отчетности, события и (или) условия, которые могут поставить под сомнение способность аудируемого лица непрерывно продолжать свою деятельность.

Вводятся правила подписания АЗ - если аудит проводила фирма, то АЗ подписывается руководителем аудита с указанием его ФИО и номера в реестре аудиторов и аудиторских организаций. В случае проведения аудита индивидуальным аудитором он же и подписывает АЗ. Таким образом, обсуждавшийся вариант проставления на АЗ двух подписей не прошел.

СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.

Будет установлено, что аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, разглашать эти сведения без предварительного согласия в письменной форме Банка России и аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных законами.

Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год. Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год. Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.

ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом. Так что еще не известно, каковы шансы у новой модели экзамена, разработанной ЕАК.

Вносится еще и огромное количество других поправок.

25 июня 2018 г.


Кабмин предложил отменить налог на движимое имущество и внести ряд других поправок в НК РФ

Уточнить хотят проект закона, который Госдума уже приняла в первом чтении еще в декабре прошлого года.

Важнейшее предложение - не платить налог с движимого имущества.

Остальные наиболее существенные поправки:

  • возмещение НДС можно будет получать быстрее. Для этого предлагают сократить срок камералки декларации по НДС с трех до двух месяцев;
  • ускоренно получить возмещение НДС сможет больше организаций. Требования к уплаченным налогам планируют ослабить - хотят понизить планку с 7 до 2 млрд руб.;
  • из-под контроля над трансфертными ценами предлагают вывести внутрироссийские сделки с суммой доходов более 1 млрд руб. По ним не надо будет отчитываться.

Документ: Поправки к проекту Федерального закона N 249505-7 (http://government.ru/activities/selection/304/32945/#).

25 июня 2018 г.


Предложено отказаться от нулевой ставки НДС при экспорте сырьевых товаров

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект № 493047-7 с поправками в НК, в частности, в несколько «НДС-ных» статей.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК сейчас установлено применение нулевой ставки НДС при экспорте, реэкспорте, помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны. Предложено установить, что эта ставка не применяется при экспорте сырьевых товаров, к которым предложено отнести минеральные продукты, продукты неорганической химии; соединения неорганические или органические драгоценных металлов, редкоземельных металлов, радиоактивных элементов или изотопов, органические химические соединения, удобрения, необработанные шкуры (кроме натурального меха) и выделанную кожу, натуральный и искусственный мех, древесину, древесный уголь, пробку, жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгметаллы, металлы, плакированные драгметаллами, никель, алюминий, свинец, цинк, олово, медь, черные металлы, иные недрагоценные металлы.

Соответственно, упраздняются имеющиеся нормы о порядке подтверждения права на нулевую ставку и возмещения НДС при экспорте серьевых товаров.

Авторы поясняют, что нулевая ставка при экспорте таких товаров (которая приводит к возмещению из бюджета всего объема «входящего» НДС) - с экономической точки зрения совершенно неоправданная льгота, потому что возмещение НДС призвано стимулировать экспорт высокотехнологичной продукции, а не сырья. Проект направлен на установление более справедливого налогового регулирования, направленного на максимальное привлечение дополнительных доходов в федеральный бюджет от
богатств, которые должны работать в интересах РФ, а не в целях обогащения отдельных нефтяных и газовых компаний, отмечают депутаты.

Кабмин уже составил свой отзыв на законопроект. Предложения чиновниками не поддержаны под предлогом того, что из-за увеличения ставки НДС российское сырье якобы станет менее конкурентоспособным на мировых рынках.

22 июня 2018 г.


Разъяснено, какими функциями можно наделить обособленное подразделение

Головная организация может наделять обособленное подразделение полномочиями по осуществлению любых ее функций, в том числе по начислению и выплате вознаграждений сотрудникам организации, которые работают в других ее обособленных подразделениях (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 17 мая 2018 г. № 03-15-06/33312 «О правомерности наделения головной организацией своего обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат в пользу работников организации, в том числе осуществляющих деятельность в других обособленных подразделениях»). Такой порядок должен быть закреплен в положении о данном обособленном подразделении, наделенном вышеуказанными полномочиями. Следовательно, филиал (обособленное подразделение) должен уплачивать страховые взносы и представлять расчет по страховым взносам по месту своего нахождения (п. 11 ст. 431 Налогового кодекса).

При этом головная организация обязана направить в налоговую инспекцию по месту своей регистрации информацию о наделении (лишении) обособленного подразделения (включая филиал, представительство) вышеупомянутыми полномочиями по начислению и выплате вознаграждений сотрудникам организации. Срок направления информации – один месяц со дня наделения (лишения) филиала соответствующими полномочиями (подп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ).

Напомним, что обособленное подразделение (филиал) может осуществлять все функции головной организации или их часть (п. 2 ст. 55 Гражданского кодекса).

21 июня 2018 г.


Амортизационную группу некоторых основных средств следует перепроверить

Если налогоплательщик принял на учет одно или несколько основных средств в начале года, необходимо проверить амортизационную группу, к которой отнесли то или иное основное средство и при необходимости внести соответствующие изменения (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 18 июня 2018 г. № 03-03-20/41332 «По вопросу определения срока полезного использования в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию с 1 января 2018 года»).

Это связано с тем, что Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2018 № 526 «О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы» вступило в силу 12 мая 2018 года и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года. Например, подраздел «Машины и оборудование» раздела «Вторая группа» дополнен новой позицией «330.28.99.39.160 Оборудование фонтанное и газлифтное», несколько подразделов изложены в новой редакции.

Таким образом, с начала 2018 года нужно использовать обновленный классификатор основных средств.

Если основное средство не указано в амортизационных группах, налогоплательщик устанавливает срок полезного использования в соответствии с техническими условиями и (или) рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 НК РФ). В зависимости от того, в какую группу включено основное средство, налогоплательщик вправе применить амортизационную премию в размере от 10% до 30% (п. 9 ст. 258 НК РФ).

Напомним, что амортизируемым имуществом признается имущество, принадлежащее на праве собственности и используется для извлечения дохода. При этом его первоначальная стоимость должна составлять более 100 тыс. руб., а срок полезного использования более 12 месяцев.

20 июня 2018 г.


Возможно, отчисления работодателей по страховым взносам увеличатся

Депутаты внесли на рассмотрение в Госдуму законопроект, предусматривающий отмену регрессивной шкалы страховых пенсионных взносов.

Предполагается, что с 1 января 2019 года будет установлена плоская шкала страховых взносов – ставка 22% на обязательное пенсионное страхование и 2,9% на обязательное социальное страхование и случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством будут применяться независимо от получаемого дохода физлицом1.

По мнению депутатов, если законопроект вступит в силу, то увеличится ежегодный объем поступлений в ПФР и ФСС РФ, что будет способствовать снижению уровня социального неравенства в РФ.

При уклонении от уплаты страховых взносов в отношении более чем 10% от общего числа наемных работников или более чем 100 работников, налогоплательщика планируется лишать всех льгот, предусмотренных Налоговым кодексом. Но только с даты вступления в силу решения об установлении факта неуплаты страховых взносов и сроком на один календарный год. Данная норма не будет применяться в отношении субъектов малого предпринимательства. Возможно, соответствующий пункт появится в ст. 56 НК РФ.

Как считают авторы проекта, такая мера будет способствовать легализации труда, повышению доходов бюджетов субъектов РФ, внебюджетных фондов, а также полноценной реализации права на пенсионное обеспечение.

Добавим, что в настоящее время в базу для расчета взносов на ВНиМ входят все облагаемые выплаты, не превышающие предельной величины в размере 815 тыс. руб. В базу для расчета взносов на ОПС также включаются все облагаемые выплаты. Однако выплаты, превышающие предельную величину – 1 021 000 руб., облагаются по тарифу 10%. База для расчета взносов на ОМС ограничений не имеет (ст. 426 НК РФ). Предельная величина базы для исчисления страховых взносов на 2018 год установлена Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2017 № 1378 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2018 г.»

20 июня 2018 г.


Если срок сдачи отчетности продлили, то штраф за просрочку не грозит даже за старые нарушения

Штраф за небольшое опоздание со сдачей СЗВ-М по старым правилам (когда форму нужно было представить не позднее 10-го числа), взыскать нельзя, считает ВС РФ. Суд счел, что перенос срока сдачи отчетности имеет обратную силу.

Напомним, что с 2017 года СЗВ-М нужно представлять не до 10-го, а до 15-го числа включительно. Все те, кто получил штраф из-за того, что сдал форму 11-го, 12-го, 13-го, 14-го, 15-го числа или позже, если 15-е было нерабочим днем (здесь действует правило о переносе срока), и продолжает судиться по этому поводу, могут рассчитывать на успех. Те, у кого судебный процесс уже завершился, вернуть уплаченный штраф не смогут, так как Определение ВС РФ - не повод для пересмотра дела.

Однако судебный акт нужно взять на заметку. Если в будущем законодатель перенесет срок сдачи какой-нибудь отчетности, то штрафы за старые нарушения, которые такими по новым правилам уже не являются, можно будет «отбить».

Документ: Определение ВС РФ от 15.05.2018 N 306-КГ17-22270.

20 июня 2018 г.


Порядок представления бухгалтерской отчетности планируется упростить

Правительственная комиссия одобрила соответствующие законопроекты, разработанные Минфином России. Об этом сообщается на официальном сайте кабмина.

Инициативы направлены на:

  • упрощение порядка представления экономическими субъектами бухгалтерской отчетности в госорганы;
  • реализацию принципа «одного окна» при представлении бухгалтерской отчетности;
  • совершенствование формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности.

Так, планируется освободить экономических субъектов от обязанности направлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в орган госстатистики. Согласно поправкам, такая отчетность будет представляться только в налоговый орган в электронном виде.

Напомним, в настоящее время экономические субъекты, обязанные вести бухучет, представляют годовую бухгалтерскую отчетность в различные госорганы. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) обязательные экземпляры годовой бухгалтерской отчетности представляются в органы госстатистики для формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. В свою очередь, Налоговый кодекс обязывает налогоплательщиков, являющихся организациями, представлять годовую бухгалтерскую отчетности в налоговые органы. Иными нормативными правовыми актами предусмотрено представление бухгалтерской отчетности организациями, осуществляющими отдельные виды экономической деятельности, в другие госорганы и органы надзора.

По мнению экспертов, это создает избыточную административную нагрузку на отчитывающиеся субъекты, а также приводит к дублированию функций госорганов по получению и обработке годовой бухгалтерской отчетности.

Кроме того, законопроект наделяет ФНС России полномочиями по формированию, ведению и обеспечению доступа госорганов и заинтересованных лиц к государственному информационному ресурсу бухгалтерской отчетности.

Другим законопроектом планируется привести НК РФ в соответствие с изменениями, вносимыми в Закон № 402-ФЗ, включив в отдельные статьи кодекса обязанность налогоплательщиков (плательщиков сборов и страховых взносов) предоставлять обязательный экземпляр годовой бухгалтерской отчетности в налоговый орган.

В ближайшее время законопроекты планируется рассмотреть на заседании Правительства РФ.

19 июня 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения. 

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты