О компании Услуги компании Клиенты и проекты Отрасли Карьера Пресс-центр Контакты

Мониторинг изменений в законодательстве от 30.07.2018

30.07.2018

Совет Федерации одобрил закон, исключающий один из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций

Совет Федерации одобрил закон, предусматривающий ряд важных поправок в части второй Налогового кодекса. Данная информация опубликована на официальном сайте Совета Федерации. Напомним, что 24 июля Советом Федерации было принято решение о переносе рассмотрения данного закона в связи с запросом у Правительства РФ дополнительных сведений, связанных с исключением из объекта налогообложения налогом на имущество организаций движимого имущества.

Если данный закон подпишет Президент РФ, то от указанного налога будут освобождены транспортные средства, машины и технологическое оборудование, используемое в производственной деятельности в качестве основных средств. Следовательно, доходы региональных бюджетов уменьшатся.

Совет Федерации вынес постановление, в котором содержатся рекомендации для Правительства РФ о принятии до 1 ноября нормативных правовых актов, в которых будут установлены перечни движимого и недвижимого имущества, учитываемого в качестве объектов основных средств.

В связи с тем, что налог на имущество организаций в полном объеме поступает в бюджет субъекта РФ, для покрытия выпадающих доходов с учетом объемов уменьшения поступлений от указанного налога по каждому субъекту РФ Правительству РФ предложено рассмотреть компенсирующие меры. А именно, с 2019 года увеличить норматив зачисления в региональные бюджеты акцизов на некоторую алкогольную продукцию, а также предусмотреть установление норматива зачисления в бюджеты субъектов акцизов на табачную продукцию. Трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений также предложено рассмотреть меры по компенсации выпадающих доходов в срок до 20 сентября.

30 июля 2018 г.


Разъяснено, за какой налоговый период рассчитывать пропорцию для целей раздельного учета НДС, если изменилась стоимость отгруженных товаров

В случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ или оказанных услуг), которые используются налогоплательщиком в облагаемых и необлагаемых НДС операциях, новая стоимость при определении пропорции, предусмотренной абз. 4 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса, учитывается налогоплательщиком за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки товаров (оказанных услуг, выполненных работ). Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 9 июля 2018 г. № 03-07-11/47590 «Об определении пропорции для ведения раздельного учета НДС налогоплательщиком, осуществляющим операции, облагаемые НДС и не облагаемые (освобождаемые от налогообложения), в случае изменения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)». Финансисты указали, что такая особенность определения указанной пропорции в случае изменения стоимости отгруженных отваров (оказанных услуг или выполненных работ) в НК РФ не прописана.

Ведомство отметило, что по общему правилу долю НДС, которую можно принять к вычету при приобретенным товарам (услугам, работам) определяют исходя из пропорции, которая рассчитывается как отношение стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), облагаемых НДС к общему объему отгрузки за квартал. Соответственно, доля НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), которые не использовалась в облагаемых этим налогом операциях, также определяется в пропорции (п. 4.1 ст. 170 НК РФ).

Напомним, что при осуществлении налогоплательщиком облагаемых и необлагаемых операций НДС, сумма этого налога по приобретенным товарам (работам, услугам) принимается к вычету или учитывается в стоимости товара в той пропорции, в которой они использовались для осуществления операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению НДС (п. 4 ст. 170 НК РФ).

27 июля 2018 г.


Предлагается отменить возможность применения налоговых вычетов по НДС для экспортеров сырьевых товаров

На рассмотрение в Госдуму внесен законопроект, предусматривающий исключение возможности принять к вычету НДС при реализации сырьевых товаров. Однако это правило не планируется распространять на случаи, когда экспортер указанных товаров откажется от применения ставки 0%. При отказе в применении нулевой ставки право заявить к вычету НДС сохранится. Соответствующие поправки планируется внести в п. 10 ст. 171 и абз 3 п. 3 ст. 172 Налогового кодекса.

Инициатор законопроекта, депутат Андрей Барышев, отметил, что отмена налоговых вычетов по НДС в отношении сырьевых товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, поможет решить проблему дефицита средств государственного бюджета, так как такая мера не будет обременительной для большей части населения. Депутат отметил, что предложение об отмене налогового вычета по НДС на экспорт сырьевых товаров, например, таких, как минеральное топливо, нефть и продукты их перегонки, актуально, потому что такая мера значительно снизит нагрузку на федеральный бюджет. Кроме того, принятие данного проекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Также депутат указал на официальные данные Росстата, согласно которым доля сырьевых товаров в общем объеме экспорта превышает 50%. По подсчетам автора инициативы, в случае принятия данного законопроекта федеральный бюджет сможет сэкономить более $30 млрд, которые государство сможет выделить на финансирование социально-значимых программ.

Напомним, что с 1 июля вступил в силу перечень сырьевых товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2018 г. № 466 «Об утверждении перечня кодов видов сырьевых товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».

27 июля 2018 г.


ФНС России разъяснила, когда налоговые органы могут аннулировать налоговые декларации

В случае установления по результатам мероприятий налогового контроля, проведенных в ходе камеральной налоговой проверки деклараций по НДС и налогу на прибыль организаций, совокупности фактов, которые свидетельствуют о нарушении требований п. 5 ст. 80 Налогового кодекса, территориальным налоговым органом может быть инициирована процедура аннулирования таких налоговых деклараций (письмо ФНС России от 10 июля 2018 г. № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства»). При этом территориальный налоговый орган обязан направить а адрес налогоплательщика уведомление о том, что налоговая декларация признана недействительной в срок не позднее пяти рабочих дней с момента аннулирования. Перед процедурой отзыва (аннулирования) налоговых деклараций необходимо получить от вышестоящего налогового органа разрешение в виде служебной (докладной) записки. Налоговое ведомство отметило, что аннулировать можно только актуальные налоговые декларации, по которым не завершена камеральная налоговая проверка. Однако по налогу на прибыль декларации могут быть аннулированы только за налоговый период – год.

Добавим, п. 5 ст. 80 НК РФ предполагает, что при подписании налоговой декларации (расчета) подтверждается достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации (расчете). ФНС России указала, что для сбора доказательств, свидетельствующих о нарушении упомянутой нормы НК РФ, отделы камеральных проверок могут проводить такие мероприятия налогового контроля, как:

  • допрос руководителя юрлица, ИП с целью установления, например, их причастности к ведению финансово-хозяйственной деятельности, подписанию налоговых деклараций. А также иных лиц, которые могут знать какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
  • осмотр помещений по юридическому адресу с целью проверки достоверности сведений об адресе, внесенном в ЕГРЮЛ;
  • истребование документов и информации для установления полномочий лиц, обратившихся в банк для открытия счета (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
  • истребование документов и информации у удостоверяющего центра для установления и проверки полномочий лиц, обратившихся за получением сертификатов ключей проверки электронных подписей (п. 2 ст. 93.1 НК РФ);
  • проведение почерковедческой, автороведческой, технико-криминалистической экспертизы документов для проверки достоверности подписей и исключения фактов предоставления поддельных документов (п. 1 ст. 95 НК РФ).

Напомним, что п. 1 ст. 54.1 НК РФ прямо устанавливает запрет на уменьшение налоговой базы и (или) суммы налога к уплате в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, которые отражаются в налоговых декларациях (расчетах), налоговом, бухгалтерском учете.

26 июля 2018 г.


Госдума приняла пакет законов о «российских офшорах»

Депутаты Госдумы приняли в третьем чтении пакет из семи законов о создании специальных административных районов (альтернатива зарубежным офшорам) на островах Русский в Приморье и Октябрьский в Калининградской области.

Документы внесли на рассмотрение в нижнюю палату парламента 15 июня. Ранее глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявлял, что специальные административные районы в России начнут работу в сентябре-октябре 2018 года. По словам первого замруководителя «Единой России» и одного из авторов проекта Виктора Пинского, объем инвестиций в спецрайоны составит более €1 млрд.

Согласно принятым законам, подать заявку на резидентство на островах смогут только иностранные юрлица. При необходимости законом будет предусмотрена процедура редомициляции офшорной компании (смена юридического адреса с одной юрисдикции на другую). При этом компания должна быть создана до 1 января 2018 года, контролирующие лица должны были занять соответствующие должности не позднее 1 января 2017 года.

Минимальный объем инвестиций для зарубежных компаний — 50 млн руб. за полгода. Также будут установлены специальные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций — 0% к доходам, полученным иностранными компаниями в виде дивидендов. При этом такие компании будут считаться в России нерезидентами.

26 июля 2018 г.


 Росстат опять обновил формы для отчетности об основных средствах и других активах

Приказом от 19.07.2018 N 449 Росстат утвердил обновленные формы отчетности о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов. Это годовые формы, которые будут применяться начиная с отчета за 2018 год:

  • N 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов»;
  • N 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций»;
  • N 11 (сделка) «Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду».

Кроме того, утверждена единовременная форма для отчета за 2018 год N 11-ФСС «Сведения о сроках службы объектов основных фондов».

Утрачивают силу соответствующие формы, установленные в прошлом году.

26 июля 2018 г.


 Штрафные санкции, уплачиваемые в бюджет или госструктурам, не включаются в расходы

В письме от 20 июня 2018 г. N 03-03-06/1/42048 Минфин рассказал об учете штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли.

Согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 265 НК в состав внереализационных расходов включаются признанные должником или подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в силу, штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

При этом на основании пункта 2 статьи 270 НК не учитываются расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет при отмене возмещения НДС в заявительном порядке, а также штрафов и других санкций, взимаемых госорганизациями, которым законодательно предоставлено право наложения указанных санкций.

Учитывая изложенное, порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли зависит от правовой и экономической природы возникновения данных расходов.

25 июля 2018 г.


 РФМ рассказал об обязанностях лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги

Росфинмониторинг выпустил информационное письмо от 19.07.2018 N 54 о применении отдельных норм антиотмывочного закона лицами, занимающимися оказанием юридических или бухгалтерских услуг.

Требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуг, в случаях, когда они готовят или проводят от имени или по поручению своего клиента следующие операции:

  • сделки с недвижимым имуществом;
  • управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;
  • управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;
  • привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;
  • создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций. При этом РФМ объяснил, что обеспечение деятельности может включать юридическое, бухгалтерское, информационное и другие виды сопровождения, которые требуют специальных профессиональных знаний. Субъектом исполнения упомянутых требований является организация или ИП, оказывающие юридические и/или бухгалтерские услуги на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

При наличии у названных лиц оснований полагать, что сделки или операции направлены на отмывание доходов или финансирование терроризма, надо уведомить об этом уполномоченный орган. Формализованные электронные сообщения (ФЭС) подаются этими лицами с использованием личного кабинета на сайте РФМ.

Организации и ИП, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию этих правил.

25 июля 2018 г.


В третьем чтении принят Госдумой закон об увеличении ставки НДС до 20%

Госдума в третьем, окончательном чтении приняла закон о повышении основной ставки НДС с 18% до 20%. В случае подписания закона Президентом РФ новая ставка будет применяться с 1 января 2019 года.

Кроме того, закон предусматривает применение бессрочно тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% в рамках предельной величины и 10% – сверх установленной базы для исчисления страховых взносов. При этом ст. 426 Налогового кодекса, предусматривающая тарифы страховых взносов до 2020 года, утратит силу.

24 июля 2018 г.


 Разъяснено, как учитывать в целях налога на прибыль организации имущество, оставшееся после демонтажа при ликвидации ОС

Стоимость материально-производственных запасов и прочего имущества, которые были получены при демонтаже или разборке в случае ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, учитывается в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций по мере реализации. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-03-06/1/42057 «Об учете для целей налогообложения прибыли стоимости материально-производственных запасов и прочего имущества, полученных при демонтаже (разборке) при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств».

Финансисты указали, что по нормам Налогового кодекса при реализации прочего имущества налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на цену приобретения (создания) этого имущества. А также на сумму расходов, указанных в абз. 2 п. 2 ст. 254 НК РФ. Такой порядок не распространяется при реализации ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров.

Стоимость имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств определяется как сумма дохода, учтенного налогоплательщиком (п. 13 ст. 250, п. 2 ст. 254 НК РФ).

Отметим, что рыночная стоимость, например, запчастей, металлолома, деталей и другого имущества, полученные в результате демонтажа или разборки при ликвидации основного средства, является внереализационным доходом (п. 13 ст. 250, п. 5-6 ст. 274 НК РФ). Доход в виде имущества, полученного при разборке или демонтаже признается на дату составления акта ликвидации основного средства, который оформляется по требованиям бухучета (подп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Таким образом, стоимость имущества, полученного от разбора или демонтажа учитывается в составе расходов по мере его реализации или дальнейшей передачи в производство (п. 2 ст. 272 НК РФ).

24 июля 2018 г.


Рекомендованы новые электронные форматы для представления бухотчетности в налоговые органы

С 15 июля 2018 года представлять в налоговые органы документы бухгалтерской (финансовой) отчетности нужно по новым электронным форматам. ФНС России довела их до нижестоящих налоговых органов письмом от 16 июля 2018 г. № ПА-4-6/13687@ (Письмо Федеральной налоговой службы от 16 июля 2018 г. № ПА-4-6/13687@, Приказ Федеральной налоговой службы от 16 июля 2018 г. № ММВ-7-6/455@).

23 июля 2018 г.


Разъяснено, можно ли учесть в расходах налог, уплаченный по законодательству иностранного государства

Если зарубежный филиал российской организации уплачивает налог аналогичный российскому НДС в бюджет иностранного государства согласно его законодательству, то эту сумму налога можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 25 июня 2018 г. № 03-03-06/1/43473 «Об учете в целях налогообложения прибыли организаций иностранного налога, предъявленного иностранным филиалом российской организации иностранному покупателю товаров (работ, услуг)».

Финансисты отметили, что в ст. 270 Налогового кодекса перечислены расходы, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В указанной статье не содержится нормы, которая запрещала бы учитывать в расходах налоги, сборы (взносы), уплачиваемые на территории иностранного государства согласно их законодательству. В связи с этим, иностранные налоги, сборы, взносы могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Ведомство указало, что перечень таких прочих расходов является открытым. К ним относятся, например, суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховые взносы, начисленные в соответствии с НК РФ (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Кроме того, при определении налоговой базы НК РФ разрешает российской организации учитывать расходы, связанные с получением доходов от источников за пределами территории РФ (п. 2 ст. 311 НК РФ).

23 июля 2018 г.


Разъяснено, как принять к вычету НДС, если организация экспортирует продукцию, которая не входит в Перечень сырьевых товаров

Cуммы НДС по товарам, работам или услугам, принятым к учету после 1 июля 2016 года и используемым для осуществления операций по реализации на экспорт сырьевых товаров, которые не включены Правительством Российской Федерации в Перечень сырьевых товаров, могут приниматься к вычету после 1 июля 2018 года до момента определения налоговой базы по экспортируемым товарам (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 июля 2018 г. № 03-07-08/47794 «О применении НДС при реализации товаров, вывозимых с территории РФ в таможенной процедуре экспорта»).

Отметим, что к сырьевым товарам относятся, например, минеральные продукты, древесина, драгоценные металлы (п. 10 ст. 165 Налогового кодекса). При этом перечень кодов видов сырьевых товаров определяет Правительство РФ в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. С 1 июля 2018 года в силу вступил перечень кодов видов сырьевых товаров, утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 апреля 2018 г. № 466 (далее – Перечень).

Финансисты указали, что налоговые вычеты по приобретенным товарам, работам или услугам, предусмотренные п. 1-8 ст. 171 НК РФ в отношении, например, экспортируемых товаров производятся на момент определения налоговой базы, когда собран пакет документов, подтверждающих ставку НДС в размере 0%, то есть на последнее число квартала (п. 9 ст. 167, п. 3 ст. 172 НК РФ). Однако такой порядок не распространяется в отношении экспортирумых товаров, если они не поименованы в п. 10 ст. 165 НК РФ. Указанные положения применяются в отношении приобретенных товаров, работ или услуг, которые приняты на учет с 1 июля 2016 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30 мая 2016 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

Следовательно, если, например, налогоплательщик может определить продукцию по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза как отнесенную к категории сырьевых, но не включенную в Перечень, вычеты по приобретенным товарам, работам или услугам для осуществления экспортных операций в таком случае могут приниматься к вычету после 1 июля 2018 года до того, как будет определена налоговая база по экспортируемым товарам.

20 июля 2018 г.


У аудиторов не останется тайн от налоговых органов

В третьем чтении принят законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, направленный на обеспечение доступа налоговых инспекторов к аудиторским документам.

Налоговым органам будет предоставлено право истребовать у аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов документы (информацию), полученные ими о налогоплательщике в ходе своей деятельности, на основании решения руководителя (его заместителя) ФНС России.

Могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), если такие сведения были истребованы у налогоплательщика (налогового агента и т. д.) и не были представлены им в налоговый орган при проведении:

  • выездной налоговой проверки плательщика;
  • проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Кроме того, налоговый орган сможет истребовать у аудиторов сведения при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

На передачу аудитором налоговому органу истребованных документов отводится 10 дней с момента получения требования.

Закон будет действовать с 1 января 2019 года.

20 июля 2018 г.


Принят закон, предусматривающий существенные изменения в нескольких главах Налогового кодекса

В третьем чтении Госдума приняла закон, предусматривающий важные поправки, например, которые внесут в главу 21 Налогового кодекса, посвященную НДС. Срок камеральной налоговой проверки декларации по НДС будет составлять два месяца с даты предоставления декларации. Но срок проверки может быть продлен до трех месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в случае установления признаков возможного нарушения налогового законодательства.

Предполагается, что сокращение сроков камеральной налоговой проверки позволит законопослушным налогоплательщикам быстрее использовать возмещенные денежные средства из бюджета в своем бизнесе, что должно положительно сказаться на развитии отдельных компаний, а также экономики в целом. Новый срок проведения камеральной проверки декларации по НДС будет применяться в отношении деклараций, представленных после дня вступления в силу закона.

Что касается заявительного порядка возмещения НДС, то новый закон предполагает смягчение одного из условий, которое дает право на такой порядок возмещения. А именно, предусмотрено снижение минимальной суммы налогов с 7 млрд до 2 млрд руб., уплаченных за три календарных года, предшествующих году подачи заявления о применении заявительного порядка.

Для подтверждения нулевой ставки по НДС при экспорте товаров больше не нужно будет представлять товарно-сопроводительные документы.

Несколько новелл связаны с проведением налоговых проверок. Так, например, в ст. 90 НК РФ пропишут, что после проведения допроса налоговики должны будут вручить копию протокола допроса свидетелю лично под расписку.

Ранее представленные в налоговые органы документы (информация) могут не представляться в налоговую инспекцию, если организация (ИП) направит уведомление о том, что ответила на требование ранее с указанием реквизитов документа, которым они были представлены, и наименования налогового органа, в который они были направлены. Но документы (информацию) необходимо будет представить, если они ранее подавались в виде подлинников, или были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

Если инспекторы проводили дополнительные мероприятия налогового контроля, то в дополнении к акту налоговой проверки будет фиксироваться дата начала и окончания дополнительных мероприятий налогового контроля, сведения о проведенных мероприятиях, полученные доказательства, подтверждающие нарушение налогового законодательства или их отсутствие, выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

Кроме того, из объекта налогообложения налогом на имущество организаций будет исключено движимое имущество.

19 июля 2018 г.


Работодателей будут проверять на предмет спецоценки без взаимодействия с ними

Минтруд разработал проект порядка проверок работодателей в части проведения и оформления спецоценки без взаимодействия с ними. В настоящее время такой порядок отсутствует, соответственно, такие проверки не проводятся, хотя возможность такого контроля предусмотрена частью 4 статьи 8.3 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Такие проверки могут быть плановыми или внеплановыми. Задание на проведение плановых мероприятий по контролю будет оформляться в виде плана на календарный год, утверждаемого руководителем органа службы по труду и занятости.

Задание на проведение внеплановых мероприятий будет утверждаться на основании:

  • докладной записки инспектора, составленной в соответствии с полученной информацией о готовящихся нарушениях или признаках нарушения законодательства;
  • поручения центрального аппарата службы, подготовленного в соответствии с полученной информацией о нарушениях.

18 июля 2018 г.


 Минфин России рассказал о порядке учета штрафных санкций в расходах в целях налогообложения прибыли

Порядок учета штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли организации зависит от правовой и экономической природы этих расходов. Такой вывод содержится в письме Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 20 июня 2018 г. № 03-03-06/1/42048 «Об учете штрафных санкций в расходах для целей налогообложения прибыли».

Не учитываются в расходах при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций пени, штрафы, иные санкции, перечисляемые в бюджет или государственные внебюджетные фонды. А также проценты, подлежащие уплате в бюджет, если они будут начислены при заявительном порядке возмещения НДС, штрафы и другие санкции, взимаемые государственными организациями, которые в соответствии с законодательством РФ вправе налагать указанные санкции (п. 2 ст. 270 Налогового кодекса).

В то же время в составе внереализационных расходов можно учесть расходы в виде штрафов, пеней, иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, признанных должником или подлежащих им уплате на основании вступившего в силу решения суда. А также расходы на возмещение причиненного ущерба (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Напомним, неустойкой (штрафом, пеней) является определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязуется заплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своего обязательства. В том числе в случае просрочки исполнения (п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса). Cоглашение о неустойке должно быть оформлено в письменном виде независимо от формы основного обязательства (ст. 331 ГК РФ). Отметим, что договорная неустойка может применяться как способ исполнения обязательства.

При этом в расходах можно учесть только те затраты, которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, НК РФ разрешает учитывать в расходах по налогу на прибыль неустойки, подлежащие уплате контрагенту, но нельзя учитывать указанные суммы, которые подлежат уплате в бюджет.

17 июля 2018 г.



Данная рассылка подготовлена АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Контактное лицо

Пашкевич Александра

Пашкевич Александра

Маркетолог +7 (495) 740 16 01 pashkevich@delprof.ru

Подписаться на новости

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заполните краткую форму для получения коммерческого предложения

Представьтесь, пожалуйста *

Ваш e-mail *

Ваш телефон

Введите текст сообщения *

Защитный код *

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Заказ обратного звонка

Заполняя форму, Вы принимаете условия Политики в области персональных данных

Обратная связь

Проверочный код второй раз

Представьтесь, пожалуйста
 
Ваш e-mail *
 
Введите текст сообщения *  
   
Защитный код *
 
  Отправить

Авторизация