С 1 января 2020 года вступают в силу новые положения закона о персучете (Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ). Соответствующий закон был подписан сегодня Президентом РФ (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 436-ФЗ). Поправки связаны с изменениями в Трудовом кодексе в части формирования и ведения сведений о трудовой деятельности работника в электронном виде (Федеральный закон от 16 декабря 2019 г. № 439-ФЗ).

Согласно новым нормам с 1 января 2020 года работодатели в установленные сроки будут представлять в информационную систему ПФР сведения о трудовой деятельности работников. Для этого индивидуальный лицевой счет дополняется разделом «Сведения о трудовой деятельности застрахованного лица». В него включается информация о выполняемой застрахованным лицом работе, его должности, сведения об увольнении, а также основания прекращения трудового договора.

Срок представления таких сведений на 2020 год – ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем С 2021 года устанавливается другой порядок – не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения) или иного документа, являющегося основанием для представления вышеуказанных сведений. Сформировать сведения работодатель может как на собственном программном обеспечении, так и на специальном электронном сервисе ПФР.

Застрахованное же лицо может получить указанные сведения бесплатно в территориальных органах ПФР или на портале госуслуг. Храниться такие сведения будут в течение всей жизни застрахованного лица, ведь они являются составной частью индивидуального лицевого счета и на них распространяется тот же порядок хранения.

Законом предусматривается также и ответственность работодателей за непредставление вышеуказанных сведений. Информация о ненадлежащем исполнении страхователем своих обязанностей будет передаваться в ПФР.


Комментирует Василий Никитин, Налоговый консультант АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ»:

Введение электронных трудовых книжек - одно из нововведений, которые ждут нас в 2020 году. На настоящий момент Пенсионным фондом России предусмотрены две формы для представления сведений:

  • форма СЗИ-ТД для предоставления сведений о трудовой деятельности работника
  • форма СЗВ-ТД для предоставления сведений о трудовой деятельности работников

СЗИ-ТД будет содержать сведения о трудовой деятельности конкретного работника (наименование организации/ИП, дата приема (перевода, приостановления), дату увольнения с указанием причины увольнения, сведения о должности, профессии, квалификации, наименовании структурного подразделения и реквизиты документа, на основании которого произведено действие). 

Работник имеет право затребовать у работодателя сведения по форме СЗИ-ТД (за исключением случаев, когда в отношении работника ведется трудовая книжка в соответствии со статьей 66 ТК РФ). Для работодателя установлены следующие сроки представления запрашиваемых сведений:

  • в период работы - не позднее трех рабочих дней со дня подачи 
  • работником этого заявления;
  • при увольнении - в день прекращения трудового договора.
Кроме того, для работника предусмотрена возможность запроса таких сведений:

  • в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • в Пенсионном фонде Российской Федерации;
  • с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций).

СЗВ-ТД будет содержать сведения о трудовой деятельности (сведения аналогичны содержащимся в форме СЗИ-ТД) всех работников организации, с которыми в отчетном периоде заключены или прекращены трудовые отношения, а также в отношении которых произведены другие кадровые изменения (в том числе, перевод, установление второй и последующей профессии или иной квалификации, отмена ранее произведенных мероприятий и т.д.)

Начиная с 1 января 2020 года, сведения по форме СЗВ-ТД необходимо будет предоставлять в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным. Предусмотрено представление сведений как на бумажном носителе, так и в электронной форме. При этом для работодателей, численность работников которого превышает 25 человек, действует ограничение в форме представления сведений, для него предусмотрено представление сведений только в электронном виде.

Предусмотрены изменения в КоАП в части установления административной ответственности за неоднократное нарушение сроков представления сведений, либо неоднократное представление неполных и (или) недостоверных сведений. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП). Указанные изменения вступят в силу с 01.01.2020.

Вопрос дальнейшей участи бумажных трудовых книжек отражен в готовящихся изменениях в Трудовом кодексе. Так, несмотря на введение электронных трудовых книжек, работники, начавшие трудовую деятельность до 2021 года, могут сохранить свое право на использование бумажной трудовой книжки, подав работодателю соответствующее заявление в течение 2020 года. В таком случае работодатель наряду с электронной книжкой продолжит вносить сведения о трудовой деятельности также в бумажную версию. В противном случае бумажная трудовая книжка будет выдана работнику на руки, сведения о трудовой деятельности будут фиксироваться только в электронной трудовой книжке.



Источник: Пресс-центр АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», информационный портал «Гарант»

Автор материала
Василий Никитин
Руководитель проектов практики Налогов и права
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты