Налоговая служба напомнила об изменениях в порядке представления бухотчетности, вступающих в силу с 2020 года

Федеральным законом от 28 ноября 2018 № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О бухгалтерском учете» внесено ряд изменений, вступающих в силу с 2020 года, в отношении порядка представления бухгалтерской отчетности.

Так, с нового года ФНС России будет формировать и вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. Поэтому обязательный экземпляр годовой отчетности нужно будет теперь представлять в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта. Напомним, что подается он не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Если бухгалтерская отчетность подлежит обязательному аудиту, то вместе с ней в налоговую инспекцию необходимо подать и аудиторское заключение. Если организация не успела подать заключение в виде электронного документа в день сдачи отчетности, то, согласно новым правилам у нее есть на это еще десять рабочих дней со дня представления бухгалтерской отчетности. При этом уточняется, что подать нужно не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

В случае обнаружения ошибки в отчетности, поддать скорректированную можно будет не позднее чем через десять рабочих дней со дня, следующего за днем внесения самого исправления либо за днем утверждения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Как поясняет налоговая служба, срок представления актуальной отчетности для обществ с ограниченной ответственностью – десять рабочих дней после 30 апреля, для акционерных обществ – десять рабочих дней после 30 июня. Обратите внимание, что если отчетность будет представлена после вышеуказанных сроков, то ее разместят в ГИР БО.

Также ФНС России разъясняет, кто полностью освобождается от представления отчетности:

  • организации госсектора;
  • Банк России;
  • подконтрольные Банку России финансовые организации;
  • религиозные организации;
  • организации, в чьей отчетности использовались сведения, относящиеся к гостайне;
  • реорганизуемые или ликвидируемые юрлица (в отношении последней бухотчетности).

14 октября 2019 г.

 

Внесены изменения в порядок представления заявления на подтверждение статуса налогового резидента РФ

ФНС России обновили форму документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ, а также порядок предоставления соответствующего заявления (приказ ФНС России от 6 августа 2019 г. № СА-7-17/397@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 7 ноября 2017 г. № ММВ-7-17/837@»).

Так, если подтверждающийы документ выдается налоговыми органами на бумажном носителе, то на бланке указывается наименование, адрес и телефон инспекции, уполномоченной на совершение таких действий. Также документ теперь заверяется подписью сотрудника налогового органа, выдавшего его, с указанием должности и расшифровкой подписи, а также печатью налогового органа.

Внесены изменения и в порядок предоставления заявления о представлении документа, подтверждающего статус налогового резидента РФ. Ранее было установлено, что вне зависимости от способа его подачи, налоговый орган может рассматривать его в течение 40 календарных дней со дня его поступления в ФНС России или уполномоченный налоговый орган (приказ ФНС России от 7 ноября 2017 г. № ММВ-7-17/837@). Теперь же срок рассмотрения значительно сократился – при подаче заявления в электронной форма через официальный сайт ФНС России рассматривается заявление в течение десяти календарных дней. Если предоставить заявление лично или по почте в налоговый орган, то срок рассмотрения составляет не более 20 календарных дней со дня его поступления в налоговую службу.

Также теперь установлено, что документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ, выдается за один календарный год. Им может быть не только, как было указано ранее, предшествующий дню представления заявления в налоговый орган или текущий календарный год, но и другие предшествующие календарные годы.

14 октября 2019 г.

 

Действие пилотного проекта «Tax free» планируется распространить на всю территорию России

Минпромторг России разработал законопроект, предусматривающий ряд изменений в налоговое законодательство в части изменений порядка осуществления компенсации суммы налога, уплаченной физлицами – гражданами иностранных государств, в составе цены товара, вывезенного за пределы таможенной территории ЕАЭС (далее – проект «Tax free»). Новые правила планируется ввести в действие с 2021 года.

Так, в частности, законопроектом предусматривается возможность распространения пилотного проекта «Tax free» на территории всей России. Как указывается в пояснительной записке к документу, на начало сентября 2019 года проект успешно реализуется в 79 муниципальных образованиях на территории 13 субъектов РФ. Полный перечень мест, где в настоящее время могут размещаться организации розничной торговли или их обособленные подразделения, участвующие в проекте «Tax free». утвержден постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2018 г. № 105.

Помимо расширения территории применения проекта, законодатель также предлагает распространить возможность компенсации суммы налога физлица в отношении и подакцизных товаров, таких как алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 0,5% и табачная продукция (подп. 3 п. 1 ст. 181, подп. 5 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса). Напомним, что в настоящее время любая алкогольная продукция не участвует в проекте.

Также предусматривается и снижение границы суммы приобретаемого товара. Если в настоящее время минимамальная сумма составляет 10 тыс. руб., то законопроектом предлагается установить ее равной 8 тыс. руб. (п. 6 ст. 169.1 НК РФ). Согласно пояснительной записке, такие меры позитивно отразятся на динамике товарооборота, в первую очередь, отдельных видов товаров, увеличив долю туристических расходов на осуществление покупок. 

14 октября 2019 г.

 

Минфин России разместил информацию о ходе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

На официальном сайте Минфина России появилась информация о ходе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. В документе указаны как уже опубликованные стандарты, так и те, которые находятся на разных стадиях согласования.

Так, в этом году было подготовлено и опубликовано два стандарта – Изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (приказ Минфина России от 5 апреля 2019 г. № 54н) и Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» (приказ Минфина России от 4 декабря 2018 г. № 248н).

В настоящее время в разработке находятся пять стандартов – «Документы и документооборот в бухгалтерском учете», «Бухгалтерская отчетность организации», «Доходы», «Изменения в ПБУ 22/2010 »Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» и «Некоммерческая деятельность». По первым двум из них уже прошел срок публичного обсуждения проекта, и они находятся на стадии ожидания заключения по результатам экспертизы. Напомним, что информация о ходе проведения экспертизы стандартов бухгалтерского учета Советом по стандартам бухгалтерского учета размещена на официальном сайте Минфина России в разделе «Бухгалтерский учет и отчетность/ Совет по стандартам бухгалтерского учета/Информация о деятельности Совета». По оставшимся трем проектам срок публичного обсуждения закончится в конце ноября – начале декабря этого года.

С текстами проектов можно ознакомиться на официальном сайте разработчиков. Стандарт «Доходы» разрабатывает ИПБ России (раздел «Наши разработки»), стандарт «Изменения в ПБУ 22/2010 »Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» – Минфин России (подраздел «Разработка стандартов бухучета» раздела «Бухучет и отчетность» блока «Деятельность»), а стандарт «Некоммерческая деятельность» – Фонд «НРБУ «БМЦ» (раздел «Все документы»).

11 октября 2019 г.

 

Опубликован новый стандарт МСФО

Минфин России опубликовал приказ, вводящий в действие новый стандарт МСФО «Редакционные исправления в МСФО» в действие на территории Российской Федерации (приказ Минфина России от 16 сентября 2019 г. № 146н). Он вступает в силу со дня его официального опубликования – с 10 октября 2019 года.

Стандарт вносит изменения в следующие документы:

  • МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;
  • МСФО (IFRS) 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности»;
  • МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;
  • МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты»;
  • МСФО (IFRS) 16 «Аренда»;
  • разъяснение КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения о предоставлении услуг».

Так, например, в стандарте по налогу на прибыль уточняется порядок учета вычитаемых временных разниц. Теперь при оценке перспектив получения достаточной налогооблагаемой прибыли в будущих периодах организация должна сравнивать вычитаемые временные разницы с будущей налогооблагаемой прибылью, которая исключает налоговые вычеты, обусловленные восстановлением этих разниц и не принимать во внимание налогооблагаемые суммы, возникающие из таких разниц, возникновение которых ожидается в будущих периодах.

Что касается стандарта по учету внеоборотных активов, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность, то изменения в нем касаются сферы применения самого стандарта. Так, по новым правилам требования к раскрытию информации в других МСФО не применяются в отношении вышеуказанных активов (или выбывающих групп). Исключение составляют только случаи, когда в стандартах прямо прописано требование о раскрытии информации в отношении таких активов или оценки тех активов и обязательств в составе выбывающей группы, которые не попадают в сферу применения требований МСФО (IFRS) 5 к оценке, и такое раскрытие информации еще не представлено в других примечаниях к финансовой отчетности.

11 октября 2019 г.

 

Произошли движения по проектам ФСБУ «Запасы» и «Бухгалтерская отчетность»

Первый успешно прошел экспертизу, а по второму окончено общественное обсуждение.

8 октября вынесено заключение по результатам экспертизы проекта федерального стандарта бухучета «Запасы», следует из информации на сайте Минфина.

Напомним, проект «Запасов» впервые появился в конце 2016 года, а Минфин указывает в качестве актуальной версию, опубликованную на сайте разработчика в августе 2017 года.

Согласно последней программе разработки стандартов, «Запасы» должны вступить в силу в 2021 году.

Также Минфин уведомил о завершении публичного обсуждения проекта ФСБУ «Бухгалтерская отчетность организации». Этот стандарт также должен начать действовать в 2021 году. Актуальный на данный момент проект появился в июне этого года и предполагает право организаций изобретать свою форму баланса по одному из предложенных образцов, замену раздела «пассивы» на «обязательства» и много другого интересного.

11 октября 2019 г.

 

При камералке директора могут вызвать на допрос в налоговую – НК это не запрещает

ФНС против того, чтобы ограничиваться допросами представителей.

В налоговый орган в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физлицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля, напомнила ФНС содержимое пункта 1 статьи 90 НК.

Вместе с тем, согласно положениям пункта 2 статьи 90 НК при налоговых проверках не могут допрашиваться лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать упомянутые обстоятельства. Кроме того, нельзя допрашивать тех, кто рискует при этом разглашением профессиональной тайны.

Согласно пункту 3 статьи 90 НК физлицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством.

Налоговое законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по вызову в налоговые органы в качестве свидетеля руководителя организации во время проведения камеральной проверки (письмо от 09.08.19 № ЕД-4-15/15859@).

ФНС также отметила, что неразумно вносить в НК поправки, позволяющие допрашивать лишь представителей вместо самих директоров, поскольку представитель может не все знать.

11 октября 2019 г.

 

Порядок обложения налогом на имущество организаций может быть изменен

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий изменения в порядок исчисления налога на имущество организаций. Вступление в силу новых норм планируется с 1 января 2020 года.

Налоговым законодательством установлено, что объектами налогообложения по налогу на имущество организаций признается недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (ст. 373 Налогового кодекса).

Вместе с тем, в результате анализа порядков ведения бухучета кредитных организаций и некредитных финансовых организаций выяснилось, что учет отдельных объектов, находящихся на балансе таких организаций, осуществляется с особенностями, имеющими значение для налогообложения. Например, объекты имущества, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости, временно не используемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, основными средствами не являются. Аналогично и некредитные финансовые организации могут иметь на балансе объекты имущества, которые не являются основными средствами. Поэтому вышеуказанное имущество кредитных организаций и некредитных финансовых организаций не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций.

При этом, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, такой порядок ведения бухучета финансовых организаций не содержит каких-либо временных ограничений применительно к учету объектов имущества, что позволяет вышеуказанным организациям формально уходить от налога на имущество организаций. Кроме того, иные организации, имеющие на своем балансе аналогичные объекты имущества и использующие их для предпринимательской деятельности (например, посредством сдачи в аренду), являются плательщиками налога на имущество организаций в отношении указанного имущества.

Законодатель полагает, что такие обстоятельства допускают необоснованную выгоду по налогу на имущество организаций в отношении объектов имущества финансовых организаций, что ставит в неравные условия налогообложение иных налогоплательщиков. Поэтому и был предложен уточняющий порядок налогообложения и исключающий возможности финансовых организаций не уплачивать налог в отношении объектов имущества, фактически имеющих признаки основных средств, а значит и получать налоговые преимущества по уплате налога по сравнению с налогоплательщиками, осуществляющими деятельность в других сферах экономики.

Комитет Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам в отзыве на законопроект указал, что предлагаемые изменения позволят увеличить доходы бюджетов субъектов РФ, а также будут способствовать эффективному использованию непрофильных активов финансовых организаций. Кроме того, законопроект был поддержан Правительством РФ.

10 октября 2019 г.

 

Утверждена новая форма расчета по страховым взносам

ФНС России разработала новую форму расчета по страховым взносам, порядок ее заполнения, а также формат представления в электронной форме (приказ ФНС России от 18 сентября 2019 г. № ММВ-7-11/470@). Отчитываться по ней нужно будет уже за первый расчетный (отчетный) период 2020 года.

В саму форму внесено много изменений, многие из них направлены на упрощение плательщикам ее заполнения. Вместе с тем убрали два приложения: № 6 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 5 п. 1 ст. 427 Налогового кодекса» и № 8 «Сведения, необходимые для применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ». Соответственно изменилась нумерация и всех последующих приложений.

Что касается раздела 1 «Сводные данные об обязательствах плательщика страховых взносов», то в него включили строку с указанием кода типа плательщика: если за последние три месяца отчетного периода осуществлялись выплаты или иные вознаграждения в пользу физлица, то проставляется «1«, если нет, то – «2«.

В приложении 1 «Расчет сумм страховых взносов на ОПС и ОМС», а также приложении 2 «Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» теперь нужно проставлять код тарифа плательщика. Все коды можно найти в приложении к порядку заполнения расчета по страховым взносам. Например, плательщик, применяющий общий тариф проставляет «1«, а некоммерческие организации на УСН, осуществляющие соцдеятельность, указывают «10».

Также в этом разделе для удобства налогоплательщиков появились указания на статьи НК РФ, в соответствии с которыми подлежат обложению или освобождаются от него те или иные выплаты.
В разделы по расчетам всех взносов добавляется строка о сумме расходов, принимаемых к вычету в соответствии с п. 8 ст. 421 НК РФ.

В подразделе расчета сумм взносов на ОПС по доптарифу для плательщиков, указанных в п. 3 ст. 428 НК РФ теперь не нужно будет указывать основания заполнения расчета.

Упростили и приложение 2 – в разделе «База исчисления для страховых взносов» указывается только сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Россию, кроме лиц, являющихся гражданами государств-членов Евразийского экономического союза. Детализация других сумм выплат не нужна.

Приложение 5 «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 3 п. 1 ст. 427 НК РФ» дополнено новой строкой. В ней отражаются сведения из свидетельства, удостоверяющего регистрацию организации в качестве резидента технико-внедренческой или промышленно-производственной особой экономической зоны (дата регистраии и регистрационный номер).

В новую форму расчета добавилось новое приложение – «Расчет соответствия условиям применения пониженного тарифа страховых взносов плательщиками, указанными в подп. 15 п. 1 ст.427 НК РФ». В нем сведения делятся на две группы: по итогам девяти месяцев, предшествующих году перехода организации на применение пониженных тарифов страховых взносов, и по итогам текущего периода. Указываются следующие данные:

  • средняя или среднесписочная численность работников;
  • сумма доходов, определяемая по ст. 248 НК РФ;
  • в том числе сумма доходов, указанных в п. 12 ст. 427 НК РФ;
  • доля последней категории доходов в процентах от общей суммы доходов.

Также в этот раздел вносятся сведения из реестра организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции и оказывающих соответствующие услуги.
Главы КФХ в своем разделе формы расчета страховых взносов теперь должны указывать документ, удостоверяющий личность, а также его серию и номер.

Значительно сократился раздел 3 «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах». Теперь в нем не нужно указывать номер корректировки, расчетный (отчетный) период, календарный год, номер и дату. Вместо этого появилась одна строка для указания признака аннулирования сведений о застрахованном лице. Не будет указываться и признак застрахованного лица в системе.

Из новой формы исключены итоговые строки в разделе 3.2 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, исчисленных в пользу физлица, а также сведения о начисленных страховых взносах на ОПС».

9 октября 2019 г.

 

Сроки вступления в силу нормативных актов, вносящих изменения в Налоговый кодекс, могут быть изменены

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий поправки в налоговое законодательство в части определения сроков вступления в силу нормативных актов, вносящих изменения в Налоговый кодекс. Речь идет о федеральных законах, вносящих изменения в части установления новых налогов и сборов, а также актах законодательства субъектов РФ и нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований, вводящих налоги.

Законодатель предлагает ввести для них запрет на рассмотрение Госдумой в первом, втором или третьем чтении в период с 1 сентября до 31 декабря соответствующего года. В настоящее время установлено, что такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время некоторые такие акты вносятся, рассматриваются Госдумой и Советом Федерации РФ, подписываются Президентом РФ в течение текущего года их внесения, в том числе в его второй половине, а также в последний квартал календарного года. А значит, в случае их рассмотрения и принятия во второй половине или в конце соответствующего календарного года, у субъектов, чьи права затрагиваются указанными законодательными актами, остается мало времени для адаптации к новым, более жестким правилам налогообложения.

Так, для физлиц и юрлиц такие изменения зачастую становятся непредвиденными обстоятельствами, дисбалансирующими их хозяйственную деятельность либо бытовой распорядок. Для организаций госсектора такие изменения могут привести к существенным затруднениям для объективного бюджетного планирования из-за небольших сроков их рассмотрения и необходимости оперативной корректировки бюджетных показателей.

Также, по мнению законодателя, короткие сроки рассмотрения и принятия вышеуказанных нормативных актов приводят к затруднениям в проведении широкой общественной дискуссии с привлечением всех заинтересованных субъектов в целях наделения их возможностью донесения своей позиции до уполномоченных государственных органах. Это негативно отражается на оценке регулирующего воздействия принимаемых законодательных актов.

8 октября 2019 г.

 

Для применения в России подготовлен стандарт МСФО об определении существенности

Минфин России опубликовал приказ о введении в действие на территории России Международных стандартов финансовой отчетности «Определение существенности (Поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8)" (приказ Минфина России от 5 августа 2019 г. № 119н). Согласно документу, организации могут добровольно применять его со дня официального опубликования (с 7 октября). Обязательное же применение установлено для каждого положения стандартов отдельно.

Федеральные стандарты вносят изменения в другие МСФО, касающиеся определении существенности. Так, например, в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» устанавливается новое определение существенности. Информация является существенной, если ее пропуск, искажение или маскировка могут повлиять на решения основных пользователей, принимаемые на основании финансовых сведениях о конкретной отчитывающейся организации.

К замаскированной информации относится та, которая представляется таким образом, что результат для основных пользователей отчетности будет аналогичен пропуску или ее искажению. Например, такое случается при использовании расплывчатых или неоднозначных формулировок, рассредоточении информации по всей финансовой отчетности, сокрытии важной информации за несущественной и в других случаях.

Эти поправки организация должна применять перспективно в отношении годовых отчетных периодов, начинающихся 1 января 2020 года или после этой даты. Также указано, что при досрочном применении этих положений организация должна раскрыть этот факт.

На эти же положения о существенности и о сроках их применения теперь будут ссылаться положения МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».

В МСФО (IAS) 10 «События после отчетного периода» разъяснено понятие существенности в отношении некорректирующих событий после отчетного периода. Так, если они являются существенными, то их нераскрытие может повлиять на решения основных пользователей финансовой отчетности общего назначения, принимаемые на основе данной финансовой отчетности, предоставляющей финансовую информацию о конкретной отчитывающейся организации. А значит, организация должна раскрывать такую информацию по каждой существенной категории некорректирующих событий после отчетного периода: характеру события и расчетной оценке его финансового влияния или заявления о невозможности такой оценки. Дата начала применения этих поправок аналогична вышеуказанным МСФО. При этом указывается, что применяются они только после принятия положений к определению существенности в МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8.

Соответствующие изменения в части указания существенности включены в МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» и МСФО (IAS) 37 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

8 октября 2019 г.

 

Налоговая служба напомнила о новых правилах налогообложения имущества организаций с 2020 года

В налоговое законодательствовать внесены изменения в части порядка налогообложения имущество организаций (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). На официальном сайте ФНС России размещена информация об особенностях начисления и уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество организаций с 2020 года.

В частности, установлен срок рассмотрения заявления организаций о предоставлении льготы по транспортному и земельному налогам. Налоговые органы должны принять решение в течение 30 дней со дня получения такого заявления. Если инспекторы сочтут необходимым направить дополнительный запрос в соответствующий орган о подтверждении права налогоплательщика на заявленную льготу, то срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней. Об этом в обязательном порядке извещается организация. По результатам рассмотрения заявления при положительном решении организации направляется уведомление о предоставлении льгот. В обратном случае – сообщение об отказе.

Со следующего года исключается условие учета объектов недвижимости на балансе в качестве основных средств организации для их налогообложения исходя из кадастровой стоимости. Налоговая служба напоминает, что к таким объектам относятся административно-деловые, торговые центры (комплексы), нежилые помещения и объекты недвижимости отдельных иностранных организаций. Одновременно с этим, могут определять другие виды недвижимости, облагаемые налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости. Так, субъекты РФ могут отнести к ним гаражи, машино-места, единые недвижимые комплексы, объекты незавершенного строительства, садовые дома, хозпостройки, расположенные на садовых или приусадебных участках, иные здания, строения, сооружения, помещения определенных видов.
Расширен перечень объектов, освобождаемых от обложения налогом на имущество организаций. Так, с 2020 года в него включаются водные и воздушные суда, зарегистрированные в соответствующих реестрах и принадлежащие участникам специального административного района на территории Калининградской области и Приморского края.

ФНС России также напоминает, что с 2021 года устанавливается единый срок уплаты транспортного и земельного налога – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые же платежи нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчётным периодом.

8 октября 2019 г.

 

Разъяснен порядок заполнения новой декларации по налогу на имущество организаций

ФНС России разъяснила порядок заполнения новой декларации по налогу на имущество организаций (письмо ФНС России от 3 октября 2019 г. № БС-4-21/20210@).

Применяться новая форма декларации будет в отношении налогов за 2019 год (утв. приказом ФНС России от 14 августа 2019 г. № СА-7-21/405@). Вместе с установленной новой формой отменяется обязанность налогоплательщиков по представлению налоговых расчетов по авансовым платежам по налогу. В связи с этим декларация (раздел 1) дополнена строками с информацией об исчисленной сумме налога, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период, и об исчисленных суммах авансовых платежей по налогу.

Что касается порядка заполнения декларации, то в нем появилась норма, регламентирующая указание кодов по ОКТМО в случае представления единой декларации в отношении нескольких имеющихся объектов недвижимости в один налоговый орган (п. 1.1 ст. 386 Налогового кодекса).

Также перечень льгот дополнен новыми кодами:

  • 2010337 «Организации – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества» (п. 21 ст. 381 НК РФ);
  • 2010338 «Организации – в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, – в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества» (п. 21 ст. 381 НК РФ);
  • 2010340 «Организации – в отношении имущества, расположенного во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, используемого при осуществлении деятельности по разработке морских месторождений углеводородного сырья, включая геологическое изучение, разведку, проведение подготовительных работ» (п. 24 ст. 381 НК РФ);
  • 2010341 «Организации, признаваемые фондами, управляющими компаниями, дочерними обществами управляющих компаний в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (п. 27 ст. 381 НК РФ);
  • 2010342 «Организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 г. № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», - в отношении имущества, учитываемого на их балансе и расположенного на территории инновационного научно-технологического центра, в течение десяти лет начиная с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества (п. 28 ст. 381 НК РФ).

7 октября 2019 г.

 

При зачете взаимных требований ККТ не нужна

Такие разъяснения дал начальник организационно-методологического отела Управления оперативного контроля ФНС России Алексей Батарин.

Согласно нормам законодательства о кассовой технике, под расчетом, помимо прочего, понимается предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги (ст. 1.1 Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, далее – Закон № 54-ФЗ).

Как пояснил Алексей Батарин, под иным встречным предоставлением понимается и взаимозачет, и товарообмен, и оплата векселем. Поскольку в таких расчетах не участвуют наличные денежные средства, то они могут быть отнесены к безналичным платежам (ст. 861 Гражданского кодекса).

При этом установлено, что осуществлении безналичных расчетов между организациями или предпринимателями кассовая техника не применяется. Исключение составляют только платежи с использованием электронного средства платежа с его предъявлением (п. 9 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).

А значит, если организации договорились зачесть взаимные требования без передачи наличных денежных средств и предъявления электронного средства платежа, то такие расчеты освобождаются от применения кассовой техники.

Вышеуказанные разъяснения Алексея Батарина размещены на официальном сайте журнала «Налоговая политика и практика», учредителем которого является ФНС России.

Аналогичное мнение в отношении зачета взаимных требований высказывал и ФНС России (письмо ФНС России от 21 августа 2019 г. № АС-4-20/16571@) и Минфин России (письмо Минфина России от 2 августа 2019 г. № 03-01-15/58437). Кроме того, министерство распространяет такое правило и на вексельные расчеты между организациями и (или) предпринимателями (письмо Минфина России от 12 сентября 2019 г. № 03-01-15/70359).

7 октября 2019 г.

 

Опубликованы основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год

Минфин России разместил на своем официальном сайте основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Найти их можно в подразделе «Федеральный бюджет» раздела «Бюджет» блока «Деятельность».

В документе рассказывается об итогах реализации политики в 2018-2019 годах, условиях реализации, целях и задачах политики в 2020-2022 годах, а также основных параметрах бюджетной системы РФ.

Так, например, указывается, что в 2018 году рост отечественной экономики ускорился до 2,3% не смотря на замедление роста мировой. Хоть показатель и отстает от желаемой динамики, тем не менее это самый быстрый рост с 2012 года и в два раза превышает среднегодовые темпы последних десяти лет.

Одной из основных целей политики установлено вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение устойчивого роста экономики темпами выше среднемировых, создание высокопроизводительного экспортно-ориентированного сектора. Как указывается в документе, достижение таких целей позволит создать надежную основу для роста реальных доходов населения, снижения бедности и достижения других национальных целей.

Для ускорения темпов экономического роста необходимо повышение качества инвестиций в основной капитал и увеличения их объема до 25% ВВП, рост уровня занятости в экономике и повышение производительности труда, а также повышение конкурентоспособности российских товаров и предприятий и рост вовлеченности в глобальную торговлю.

Чтобы повысить качество инвестиций предлагается, в частности, законодательно закрепить отлагательные нормы вступления в силу изменений элементов налогообложения, ухудшающие положение налогоплательщиков или существенно изменяющие налоговые условия – изменения опубликованные после 1 сентября не должны вступать в силу ранее, чем через год.

В рамках формирования справедливых конкурентных условий будет продолжена реализация комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации в единое информационное пространство.

Также планируется уделять особое внимание повышению собираемости зарплатных налогов (НДФЛ, страховые взносы), и созданию единой информационной среды налоговых и таможенных органов.

Кроме того, предполагается изменить условия приобретения статуса налогового резидента, сократив срок фактического нахождения физлиц в России со 183 дней до 90 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Также уравнять налоговой ставки по НДФЛ для резидентов и нерезидентов, аналогично налоговой ставке в размере 13%, применяемой к доходам резидентов.

В качестве стимулирующих мер предлагается предоставление права на особый налоговый вычет по акцизам для организаций, осуществляющих деятельность по производству нефтегазохимической продукции. Также предусмотрена разработка законопроекта, предусматривающего предоставление инвесторам «базовой» налоговой стабилизации по основным видам налогов и возможность компенсации затрат на создание необходимой для проекта инфраструктуры общего пользования за счет вновь уплачиваемых налогов.

Предусматриваются также следующие налоговые меры, способствующие росту занятости и производительности труда:

  • присоединение ряда субъектов РФ к участию в эксперименте по применению НПД, а также предоставление права применять налог физлицами, являющимися гражданами стран СНГ, не являющимися членами ЕАЭС;
  • отмена представления налоговых деклараций ИП, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, в связи с обязательным применением ими ККТ, обеспечивающей передачу фискальных данных в налоговые органы;
  • введение переходного налогового режима для налогоплательщиков, превысивших ограничения на применение УСН в виде максимального уровня доходов или среднесписочной численности работников;
  • предоставление права налогоплательщикам ПСН уменьшать сумму исчисленного налога на уплаченные страховые взносы (аналогично другим спецрежимам).

В рамках мер по повышению конкурентоспособности российских товаров планируется создание гибкой линейки финансовых инструментов поддержки экспорта, включая предэкспортное и экспортное финансирование; создание единой системы институтов продвижения экспорта, предусматривающей модернизацию торговых представительств. Дополнительным стимулом будет проведение работы по либерализации законодательства в сфере валютного контроля.

Для повышения прозрачности внешнеэкономических операций будет внедряться механизм прослеживаемости товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, который на первом этапе будет реализован в рамках пилотного проекта. До конца 2019 года определены следующие группы товаров: холодильное и морозильное оборудование, автопогрузчики, прочие погрузчики и тягачи, бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, машины стиральные, оборудование для обработки текстиля, мониторы, проекторы, приемники телевизионные, детские коляски и автомобильные кресла, схемы электронные интегральные.

4 октября 2019 г.

 

Разработан проект приказа, устанавливающий новые коэффициенты-дефляторы на 2020 год

Минэкономразвития России подготовил новые показатели коэффициентов-дефляторов на 2020 год. Так, планируется установить следующие показатели:

  • для НДФЛ – 1,813 (на 2019 год установлен в размере 1,729);
  • для ЕНВД – 2,009 (на 2019 год установлен в размере 1,915);
  • для ПСН – 1,592 (на 2019 год установлен в размере 1,518);
  • для торгового сбора – 1,382 (на 2019 год установлен в размере 1,317).

Коэффициент-дефлятор по НДФЛ применяется при индексации фиксированных авансовых платежей в размере 1,2 тыс. руб. (п. 2 ст. 227.1 Налогового кодекса). Поэтому в 2020 году фиксированный ежемесячный платеж по налогу составит:
1200 руб. х 1,813 = 2175,60 руб.

Напомним, что при уплате НДФЛ в виде авансовых платежей для получения или продления патента, срок действия которого относится к разным налоговым периодам, необходимо применять коэффициенты-дефляторы, установленные на дату совершения платежа (письмо Минфина России от 19 марта 2018 г. № 03-04-07/17158).

В отношении ЕНВД и ПСН коэффициенты применяются для расчета налогов. Так, применяя первый режим налогообложения налогоплательщик должен умножить базовую доходность на коэффициент К1 (коэффициент-дефлятор) (п. 4 ст. 346.29 НК РФ). При патенте на коэффициент умножается размер потенциально возможного годового дохода (п. 2 ст. 346.48 НК РФ).

Что касается торгового сбора, то коэффициент применяется при определении ставки сбора, установленного по деятельности по организации розничных рынков (п. 4 ст. 415 НК РФ).

3 октября 2019 г.

 

Налоговая служба опубликовала наборы открытых данных за 2018 год

На официальном сайте ФНС России в разделе «Открытые данные " размещен новый набор открытых данных за 2018 год. В него включены сведения о доходах и расходах организаций по данным бухгалтерской отчетности. Что касается сведений о суммах налогов и сборов, уплаченных организациями в 2018 году, которые тоже подлежат обязательному раскрытию, то, как поясняет налоговая служба, их публикация планируется в течение десяти дней.

Напомним, что ранее эта информация относилась к налоговой тайне. Впервые данные бухгалтерской отчетности и данные о суммах уплаченных налогов были размещены 1 октября 2018 года в соответствии с п. 1.1 ст. 102 Налогового кодекса.

В соответствии с вышеуказанными нормами на сайте налоговой службы уже были размещены данные о среднесписочной численности сотрудников, специальных налоговых режимах и об участии компаний в консолидированной группе налогоплательщиков.

Раскрытие таких данных предусмотрено нормами налогового законодательства (ст. 102 НК РФ) и приказом ФНС России от 29 декабря 2016 года № ММВ-7-14/729@ «Об утверждении сроков и периода размещения, порядка формирования и размещения на официальном сайте Федеральной налоговой службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, указанных в пункте 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации».

Как поясняет ФНС России, использование таких данных поможет повысить защищенность налогоплательщиков при выборе деловых партнеров для бизнеса, проверив их надежность и добросовестность.

2 октября 2019 г.

 

Банк «лопнул»: можно ли списать в убыток пропавшие деньги, объяснили налоговики

Можно лишь при соблюдении условий, установленных в НК.

Журнал «Налоговая политика и практика» опубликовал разъяснение по такой ситуации: у банка отозвана лицензия, но он еще не исключен из ЕГРЮЛ – не ликвидирован. Можно ли по истечении трех лет с момента отзыва лицензии списать в убыток утраченные средства в целях налога на прибыль?

Полученные в отчетном (налоговом) периоде убытки в виде суммы безнадежных долгов приравниваются к внереализационным расходам, устанавливает подпункт 2 пункта 2 статьи 265 НК. При этом безнадежны те долги, по которым истек срок исковой давности, или обязательство прекращено из-за неисполнимости на основании акта госоргана или ликвидации организации.

Деньги, зависшие в банке, можно приравнять к безнадежным долгам только при наличии вышеуказанных оснований, считает замначальника управления налогообложения юрлиц ФНС А. Коньков.

Но есть одна оговорка, которую чиновник привел со ссылкой на письмо Минфина от 20.02.2018 № 03-03-07/10542. Если пропавшие в «лопнувшем» банке деньги являлись целевыми поступлениями, не учитываемыми при формировании налоговой базы, то и суммы безнадежных долгов по указанным средствам не учитываются.

2 октября 2019 г.

 

Временные ограничения переноса убытка по налогу на прибыль продлены на год

Налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 Налогового кодекса, в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее) (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

Однако в отчетные (налоговые) периоды с 1 января 2017 года налоговая база по налогу за текущий отчетный (налоговый) период, исчисленная в соответствии со ст. 274 НК РФ (за некоторыми исключениями), не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это ограничение было введено с 1 января 2017 года и должно было действовать по 31 декабря 2020 года (включительно).

Поправками срок действия этого ограничения продлен до 31 декабря 2021 года.

Кроме того, Законом № 325-ФЗ скорректирован перечень случаев, при которых перенос убытка не применяется, а также установлено, что при реорганизации правопреемник не вправе учесть убыток реорганизованного лица, если в ходе мероприятий налогового контроля будет установлено, что основной целью реорганизации является уменьшение налоговой базы правопреемника на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями.

Все перечисленные изменения вступают в силу с 1 января 2020 года.

1 октября 2019 г.

 

С 2020 года – новый порядок сдачи отчетности по НДФЛ

Президент РФ утвердил изменения в положения Налогового кодекса, касающиеся порядка уплаты НДФЛ и представления отчетности по нему (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ).

В частности, если налоговые органы при проверке обнаружат, что налоговый агент мог удержать НДФЛ с доходов физлица, но не сделал этого, то доначисленный налог придется уплатить в бюджет налоговому агенту за счет собственных средств. Такая поправка внесена в п. 9 ст. 226 НК РФ.

Напомним, что сейчас уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

Также внесен ряд поправок в ст. 230 НК РФ, призванные скорректировать порядок представления работодателями отчетности по НДФЛ. В настоящее время на бумаге сдать отчеты 2-НДФЛ и расчеты 6-НДФЛ могут работодатели – налоговые агенты при численности физлиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек. Теперь этот порог снижен до 10 человек. Соответственно, работодатели с численностью персонала более 10 человек должны будут отчитываться по НДФЛ только в электронной форме.

Также ст. 230 НК РФ дополнена новыми положениями, позволяющими налоговым агентам, имеющим несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, уплачивать НДФЛ и отчитываться по нему по месту нахождения одного из своих подразделений. Здесь есть два условия. Во-первых, налоговый агент обязан уведомить налоговую службу о выборе инспекции для уплаты НДФЛ и представления отчетности. Такое уведомление надо будет представить не позднее 1 января в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Во-вторых, уведомление о выборе ИФНС нельзя будет менять в течение года. Вновь подать уведомление можно только в случае изменения количества обособленных подразделений на территории муниципального образования или иных событий, влияющих на порядок представления отчетности.

Изменен и срок сдачи годовых сведений по форме 6-НДФЛ и 2-НДФЛ – он перенесен с 1 апреля на 1 марта.

Поправки вступят в силу 1 января 2020 года.

1 октября 2019 г.

 

Ранее принятый к вычету НДС при реорганизации компании будет восстанавливаться

Президент РФ подписал закон, вносящий ряд изменений в налоговое законодательство. В частности, устанавливается порядок восстановления ранее принятого к вычету НДС при реорганизации компании (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Новые положения будут применяться по истечение одного месяца со дня официального опубликования федерального закона, т. е. с 30 октября.

Так, законом устанавливается, что при реорганизации фирмы суммы НДС, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению правопреемником такой организации. Речь идет о вычетах по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, либо в отношении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) и передачи имущественных прав.

Восстановление нужно производить в следующих случаях:

  • при применении правопреемником общего режима налогообложения либо при переходе на спецрежим по отдельным видам деятельности в соответствии с одновременным применением общего режима по другим видам деятельности. Восстановление сумм налога производится в соответствующих налоговых периодах, установленных п. 3 ст. 170 Налогового кодекса;
  • при переходе правопреемника на спецрежимы. Восстановление производится в налоговом периоде, предшествующем переходу правопреемника на указанные режимы;
  • при переходе правопреемника, являющегося вновь созданным юрлицом в результате реорганизации, на спецрежим. В этом случае восстанавливать нужно в первом квартале, начиная с которого указанный правопреемник применяет УСН или ЕНВД;
  • при применении правопреемником, образовавшимся в результате реорганизации организации путем присоединения одного юрлица к другому, спецрежима на момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юрлица. Восстанавливается НДС в первом квартале, следующем за кварталом, в котором указанная запись внесена в ЕГРЮЛ.

Правопреемник восстанавливает суммы налога на основании счетов-фактур (или их копий), выставленных такой организации и прилагаемых к передаточному акту или разделительному балансу, исходя из стоимости указанных в них переданных товаров (работ, услуг). При этом размер суммы НДС должен быть пропорционален остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

Если у правопреемника отсутствуют счета-фактуры такой организации, то восстановление сумм налога производится на основании бухгалтерской справки-расчета с применением соответствующих налоговых ставок, действовавших на момент приобретения товаров (работ, услуг. Что касается основных средств и нематериальных активов, то налог восстанавливается в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки, указанной в передаточном акте или разделительном балансе

Уплата соответствующих сумм налога производится не позднее 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором сумма налога подлежит восстановлению.

1 октября 2019 г.


 

Данная рассылка подготовлена группой компаний «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» на основе наиболее актуальных первоисточников pravo.gov.ru, asozd.duma.gov.ru vsrf.ru, а также материалов Консультант Плюс, ГАРАНТ, Audit-it.ru, GAAP.ru, журнала «Актуальная бухгалтерия», СМИ, однако эксперты не несут ответственности за достоверность и полноту представленных в этих источниках данных. Информация, содержащаяся в данной рассылке, представляется исключительно в ознакомительных целях, не является советом или рекомендацией и не может служить основанием для вынесения профессионального суждения.

Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты