Ожидается, что нефтегазовые доходы бюджета в 2023 году составят около 8-9 трлн руб. — то есть могут достигнуть плановой отметки. Плановых показателей удастся добиться в том случае, если до конца года произойдет снижение демпферных платежей, а также стабилизация курса рубля хотя бы к 90-95 руб. за $. В середине текущего года в Минфине сообщили о прогнозах на восстановление объема налоговых поступлений из нефтяной и газовой отраслей в 2023 году. В особенности ожидают рост этого объема во второй половине года, чему поспособствуют определение базы нефтяных налогов и ограничение дисконта на нефть.

Согласно данным Министерства, за январь-июль текущего года поступления в Федеральный бюджет от нефтегазовой отрасли уменьшились в 1,7 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 4,193 триллионов против 7,146 триллионов рублей. Снижение составило 41,4% г/г. Оно объясняется высокой базой сравнения 2022 года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс, снижением цен, а также сокращением объемов экспорта природного газа. При этом если в период с января по июнь 2023 года ежемесячные поступления в ФБ не превышали 690 млрд рублей, то уже в июле этого года нефтегазовые доходы составили 800 млрд рублей, что выше на 5% показателей июля 2022 года. В Минфине отмечают, что, таким образом, месячная динамика доходов от нефтегазового сектора выходит на траекторию превышения их базового уровня.

Напомним, что в конце 2022 года Президент РФ подписал федеральный закон о внесении изменений в бюджет РФ, согласно которым предполагается увеличить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль в 2023–2025 годах. Об этом «Деловой Профиль» писал ранее. В течение 2023 года было принято несколько поправок (в частности, в Налоговый кодекс РФ), которые нацелены на рост доходов бюджета за счет изменения налогообложения нефтегазового сектора. При этом были введены некоторые послабления для нефтегазовых компаний.

Изменения в налогообложении нефтяной отрасли

В феврале 2023 года Госдумой был принят закон, согласно которому для расчета НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых), НДД (налога на добавленный доход) и обратного акциза на нефть будет применяться дисконт нефти Urals к цене Brent. Теперь для расчета используется цена нефти Urals в фактическом размере, которая не может быть ниже цены Brent, уменьшенной в период: на $34 за баррель в апреле текущего года, на $31 за баррель в мае, $28 — в июне, $25 — в июле. Постепенное ограничение дисконта нефти Urals к Brent позволяет нефтяным компаниям адаптироваться к новому способу расчета налогов. В июле же текущего года Госдума приняла еще один закон, по которому с 1 сентября 2023 года дисконт нефти к Brent при расчете НДПИ и НДД снизился уже до $20 за баррель.

С учетом того, что из-за нефтяного эмбарго Евросоюза на российскую нефть, действующего с декабря 2022 года, цена Urals была ниже цены Brent на $35-40 за баррель, новые меры нацелены на предотвращение падения цены нефти Urals относительно бенчмарка Brent с целью повышения доходов бюджета.

Так, согласно данным Минфина, в августе текущего года цена нефти Urals впервые с осени 2022 года превысила $70 за баррель. При этом дисконт на Urals достиг минимального значения впервые после начала СВО и объявления санкций (в частности, введения потолка цен на нефть) — до $13,9 за баррель.

Стоит отметить, что с 2024 года будет прекращено использование котировки Urals для расчета налогов. На данный момент для расчета применяется один из двух ценовых показателей (используют тот, который выше): котировку Urals CIF, которую вычисляет агентство Argus, или уже упомянутую формулу Brent минус $20.

Помимо этого, с сентября 2023 года были сокращены демпферные выплаты НПЗ, поставляющие бензин и дизель на внутренний рынок, с 60 млрд руб. до 30 млрд руб. За счет этой меры бюджет экономит 50 млрд руб. в месяц, однако с уменьшением НДПИ из-за корректировки коэффициента КАБДТ нефтяникам компенсируется примерно 20 млрд руб. Таким образом, в бюджете дополнительно сохраняется 30 млрд руб. ежемесячно.  Изначально снижение демпфера планировалось ввести в июле 2023 года на один год, но теперь норма просуществует до конца 2026 года.

Важным решением в налогообложении нефтяной отрасли в 2023 году стал закон о предоставлении «Газпром Нефти» налогового вычета по НДПИ с апреля текущего года по 31 марта 2029 г. объемом в 1,1 млрд руб. каждый месяц: так, за весь период сумма налогового вычета составит 79,2 млрд руб. Предоставление вычета рассчитано на финансирование проекта строительства инфраструктуры для транспортировки жидких углеводородов, добываемых на полуострове Ямал. «Газпром нефть» должна будет вернуть налоговый вычет (проиндексированный на 9%) в течение шести лет — с апреля 2029 года по 31 марта 2035 года.

Отмечается, что налоговый вычет не будет предоставляться в том случае, если стоимость нефти опускается ниже цены отсечения (или равна ей), а также если превышает цену отсечения более чем на $27,55. В 2023 году цена отсечения составляет $45,04 за баррель. С 2024 года цена будет индексироваться на 2% ежегодно.

Также некоторые льготные меры в этом году было принято отложить. На три года (до 2027 г.) был перенесен старт льгот для выработанных месторождений. На выработанные месторождения приходится 140 млн тонн нефтедобычи в год. Ожидалось, что с 2024 года такие месторождения, которые с 2021 года не имеют льгот по НДПИ, получат право на налоговый вычет в 20% от ставки НДПИ. При этом вместо обещанных льгот для выработанных месторождений предусмотрен переход месторождений сверхвязкой нефти в третью группу НДД. Перенос льгот в течение трех лет может сохранить в бюджете около 460 млрд руб., то есть ежегодно приносить более 10 млрд руб.

Последствия

Согласно прогнозам, ограничение скидки Urals к Brent при расчете нефтяных налогов сохранит доходы бюджета объемом в 660 млрд руб. в текущем году. Причем, как отмечает замминистра финансов Алексей Сазанов, 575 млрд руб. относится к расчету НДПИ, а 85 млрд руб. — суммарно демпфер за вычетом увеличения отрицательного акциза.

Кроме правил расчета налогов на нефть на объем доходов, поступающих в бюджет, оказывает влияние и снижение уровня добычи и экспорта нефти. В марте 2023 года добыча и экспорт нефти были сокращены на 500 тыс. баррелей в сутки (на 5% относительно февраля того же года), а в августе было объявлено снижение еще на 500 тыс. баррелей в сутки. Как объясняет вице-премьер Александр Новак, мера по сокращению добычи и экспорта нефти будет пересматриваться ежемесячно с учетом ситуации на мировом рынке. На данный момент с сентября 2023 года экспорт сокращен на 300 тыс. б/с, как минимум до конца текущего года. При этом сокращение добычи нефти является общемировой практикой. Так, в апреле текущего года участники ОПЕК+ объявили об уменьшении уровня добычи дополнительно на 1,66 млн б/с, из них 500 тыс. б/с пришлось на Саудовскую Аравию.

Согласно данным Международного энергетического агентства, российский экспорт нефти и нефтепродуктов в первом полугодии 2023 года в денежном выражении сократился примерно в полтора раза относительно аналогичного периода прошлого года: объем доходов составил 77,4 млрд долл. вместо прошлых 120,4 млрд долл.

Рост стоимости нефти (в частности, из-за уменьшения объемов экспорта России, Саудовской Аравии и других стран) поспособствует достижению плановых налоговых поступлений от нефтяного сектора в бюджет. Несмотря на то, что к концу 2023 года цена Brent может вырасти до $95 за баррель и выше, уровень налоговой нагрузки на отечественные нефтяные компании ждать не стоит с учетом введенного ограничения на дисконт нефти Urals к цене Brent.

Что касается снижения демпфера на бензин и дизель, то в середине года было отмечено резкое повышение цен на основные марки бензина: стоимость АИ-92 с апреля по июль выросла на 43%, АИ-95 — на 37%. На торгах на СПбМТСБ 21 июля 2023 года цена марки АИ-92 составила 64,5 тыс. руб. за тонну (рекордный показатель), а цена АИ-95 — 69,775 тыс. руб. за тонну. Рост цен продолжался и в августе. Такое колебание цен возможно в связи с тем, что цены на топливо не регулируются государством.

Изменения в налогообложении газовой отрасли

С 1 января 2023 года была введена скорректированная налоговая ставка при расчете налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на газ. В формулу расчета НДПИ на газ был введен коэффициент Ккг, показывающий временной период с начала промышленной добычи на участке недр. Сейчас налог равен 134 руб. за 1 тыс. куб. м, с 1 июля 2024 года он составит 285 руб., а с июля 2025 года — 305 руб.

С учетом того, что газовая отрасль чувствует себя хуже, чем нефтяная, дополнительных изменений в налогообложении отрасли в текущем году принято не было. Повышение налоговой нагрузки в нынешних условиях на постоянной основе в дальнейшей перспективе не смогло бы не только поспособствовать развитию газодобывающей отрасли, но и значительно пополнить бюджет. Так как отсутствие развития рынка (добычи и сбыта) и непосредственно предприятий может сопровождаться падением уровня добычи и экспорта продукции.

Что касается налогообложения производителей СПГ, согласно поправкам в Налоговый кодекс (п. 117 ст. 284 НК РФ), принятых в конце 2022 года, ставка налога на прибыль для производителей сжиженного природного газа (СПГ) за 2023-2025 годы должна вырасти до 34% (с нынешних 20%). Причем 17% из них отчисляется в федеральный бюджет, оставшиеся 17% — в региональный. Изначально объявлялось, что повышенный налог будут платить компании, которые до 31 декабря 2022 года осуществили экспорт как минимум одной партии СПГ. Таким образом, повышенная ставка не касалась новых проектов. В феврале 2023 года ввели новое исключение: теперь налог в 34% должны будут выплачивать только организации, которые пользуются недрами федерального значения, а лицензия на недра (по состоянию на 1 января 2013 года) предусматривает строительство завода по производству СПГ. В связи с этими изменениями из-под повышенного налога были выведены «Газпром» и ее дочерние компании. В текущем году также не осуществляются меры по значительному увеличению налоговой нагрузки на компании СПГ, так как считается, что это может стать причиной переноса сроков запуска новых производств, которые и так возможны не раньше 2025 года.

На протяжении 2023 года наблюдался спад добычи газа. В первом полугодии объем добычи газа сократился на 9,8% относительно аналогичного периода 2022 года — до 330 млрд руб. Непосредственно компания «Газпром» снизила уровень добычи в том же полугодии до 204,7 млрд руб. (на 19%). При этом к концу первого полугодия 2023 года спад добычи газа постепенно замедлился и в июле разница с показателями июля 2022 году составляла лишь 2% (43,1 млрд руб. против 44,2 млрд руб.). Такое замедление связано с тем, что с мая 2022 года началось сокращение экспорта газа в Европу, тем самым ослаб эффект высокой базы 2022 года. Сейчас газовая отрасль подвергается значительными изменения в работе (что, в частности, связано и с изменениями рынков сбыта продукции), поэтому в такой ситуации необходимо поддерживать отрасль и аккуратно вводить новые повышения налоговых ставок.

Выводы

Вводимые в российском законодательстве поправки должны обеспечить увеличение налоговых поступлений от нефтегазового сегмента до 8 трлн рублей по итогам 2023 года. Как сообщает Минфин, за первые шесть месяцев текущего года нефтегазовые доходы составили 3,382 трлн руб., что на 47% ниже показателей за аналогичный период 2022 года. Несмотря на слабые поступления в первое полугодие текущего года, объем в 8 трлн руб. может быть достигнут за счет сверхдоходов в августе-декабре, которые ориентировочно могут составить 700 млрд руб.

Однако на нефтегазовые сверхдоходы не планируется закупать валюту в ближайшее время — то есть не будет выполняться бюджетное правило. Такое решение связано с ослаблением рубля и попыткой нивелировать давление на курс. Ожидается, что сверхдоходы направят на финансирование дефицита: по этой причине замедлятся темпы использования средств ФНБ.

Меры по изменению налогообложения нефтегазовой отрасли государство проводит достаточно аккуратно, создавая адаптационные периоды для отечественных компаний. Такой процесс снижение дисконта Urals к Brent и сокращение демпфера помимо того, что повышает объем налоговых поступлений в бюджет, также позволяет не разрушать инвестиционную активность в отрасли. При снижении объемов инвестиций в дальнейшем может сократиться и уровень добычи, что, очевидно, повлияет и на размер поступлений в федеральный бюджет.




Автор материала
Дарья Перковская
Партнер по аудиту и консалтингу
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты