В последние годы уровень цифровизации российских банков был на достаточно высоком уровне. Насколько, по вашим оценкам, это уровень сохранится, смогут ли банки продолжать его повышать? За счет чего может быть возможно такое повышение?

Развитие цифровизации российских банков весьма неоднородно и зависит от ряда факторов. Во-первых, размер банка обуславливает возможность инвестировать в разработку IT-решений. Реализацию крупных проектов цифровой трансформации могут позволить себе в основном банки из первой десятки. В то время как уровень цифровизации небольших региональных банков ограничивается использованием стандартных банковских программных продуктов и сервисов.

Во-вторых, специфика деятельности банка определяет направления развития цифровизации. Так, необходимость снизить затраты по обслуживанию и сделать банковские услуги доступными максимальному числу клиентов побуждает вкладываться в развитие онлайн-банкинга. Стремление снизить риски обуславливает необходимость инвестировать в скрининг и скоринг. Желание увеличить присутствие в повседневной жизни клиента диктует потребность в построении цифровых экосистем и пр.

В-третьих, цифровизация отдельных бизнес-процессов в банке может осуществляться, чтобы удовлетворить требованиями регулятора (RegTech и SupTech и пр.). Санкции сместили акценты в цифровизации, но тем не менее ее уровень будет продолжать повышаться, так как развитие цифровых сервисов является одним из основных конкурентных преимуществ банка, которое обеспечивает лояльность клиентов.

Что стало для банков самым большим вызовом после февраля 2022 года с точки зрения цифровой трансформации и автоматизации процессов?

Санкции повысили актуальность импортозамещения в банковских цифровых технологиях. Отказ крупных зарубежных поставщиков программного обеспечения работать в России привел к необходимости экстренной замены импортного ПО на российское, что и станет основным вектором развития цифровизации, как минимум, на следующие два года. И до 2025 года ПО, используемое в банках, должно стать преимущественно российским.

Что может стать для банков основными точками роста в области развития цифровизации?

Банки, специализирующиеся на обслуживании населения развивают мобильный-банкинг, и сегодня более 70% клиентов-физических лиц осуществляют платежи онлайн. Другим актуальным направлением является работа с технологиями big data и с искусственным интеллектом, в том числе для повышения безопасности или достижения большей клиентоориентированности, что позволяет формировать предложения клиентам, основываясь на их предпочтениях. Также развиваются контейнерные технологии и микросервисы, позволяющие оперативно вводить новые клиентские продукты, менять условия уже действующих. Актуально и направление цифровых экосистем, объединяющих банковские услуги с небанковскими сервисами.

В прошлом году активно шел переход банковской сферы на отечественные ИТ-решения. Насколько российские ИТ-решения удовлетворяют потребностям банковского рынка при замещении ими зарубежных продуктов?

Российский IT-рынок предоставлял банкам преимущественно индивидуальные IT-решения, разработанные на основе конкретных задач, для решения которых они предназначались. Сегодня IT-рынок стремится начать выпускать типовые IT-продукты, которые могли бы заменить зарубежные. На долю отечественного ПО в крупных банках приходится порядка 60-65%, которые формируются преимущественно из индивидуальных IT-решений. Тогда как в небольших региональных банках на долю импортного ПО приходится более 70%.

Разработка отечественных программных продуктов для многих невыгодна, и большинство банков предпочитают использовать готовые решения, которые отечественные разработчики пока предоставить не могут. У западных компаний на разработку таких решений ушли десятилетия, и российским IT-компаниям также потребуется время.

После ухода иностранных вендоров с российского рынка почти 70% компаний столкнулись с проблемами в обслуживании ИТ-систем. Насколько актуален этот тренд сейчас?

Большинство банков обслуживали IT-системы самостоятельно, и уход иностранных вендоров на их деятельности практически не отразился, у рынка есть накопленный опыт по настройке и сопровождению импортного IT-оборудования. Сложности могут возникнуть при обновлении ПО, а в отсутствии гарантийных сервисов в IT-системах могут появиться «дыры».

Какие факторы сегодня сдерживают внедрение цифровых решений в банковской сфере?

Банки являются лидерами в цифровизации среди других сфер бизнеса, но при этом не имеют никаких льгот, не пользуются господдержкой, которые позволили бы увеличить инвестиции в разработку ПО.

Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», газета «КоммерсантЪ»

Автор материала
Ксения Архипова
Старший партнер. Исполнительный директор
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты