<p>
     Несомненно, фактическое закрытие границ и снижение деловой активности по всему миру сказывается на импорте - по оценкам экспертов, стоит ожидать роста цен на импортную продукцию уже во втором квартале текущего года. Подорожают продовольственные товары, бытовая техника, автомобили, медтехника и лекарства, также к лету стоит ожидать роста цен на текстильную продукцию. Возможен ли рост отечественного текстильного сектора в таких условиях, возрастет ли спрос на товары российского производства - экспертным мнением с газетой «Деловой Петербург» поделился Старший партнер Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» Армен Даниелян.
</p>
<p>
<b>По вашим оценкам, может ли вообще сейчас крупное производство на территории России (и, в частности, СЗФО) не просто стагнировать, а развиваться? Или иностранные подрядчики все же единолично «выигрывают» в вопросе производства одежды и текстиля даже с учётом логистических затрат? </b>
</p>
<p>
     Несмотря на существующие колебания, рынок текстиля и производства одежды в России уже длительное время стагнирует. В числе основных факторов, которые мешает развитию швейных производств можно выделить:
</p>
<p>
<b><i>Низкий потребительский спрос. </i></b>Только оправившись от кризиса, вызванного санкционной политикой западных стран, Россия вновь оказалась на пороге кризиса. Очередная волна девальвации рубля, обусловленная происходящим снижением цен на нефть, сокращает расходы населения на одежду.
</p>
<p>
    <b><i>Конкуренция со стороны импорта дешевой продукции</i></b> из стран Юго-восточной, Южной и Центральной Азии. В Китае в сфере легкой промышленности работает более 200 млн. чел., в России – около 330 тысяч. Поэтому доля импорта из года в год постоянно увеличивается и сегодня лишь 12% изделий легпрома производится у нас.
</p>
<p>
    <b><i>Высокая зависимость от импорта сырья</i></b>. Из-за нехватки внутренней сырьевой базы отечественные швейные производства более 95% материалов закупают за рубежом и даже отечественные ткани производятся в основном из импортных материалов. Существующие высокие цены на готовые изделия отечественного производства обусловлены нестабильностью валютного курса и высокими логистическими расходами.
</p>
<p>
    <b><i>Устаревший парк швейного оборудования</i></b>. По нашим оценкам, около 65% оборудования, используемого в швейном производстве, эксплуатируется более 10 лет, причем, большая часть из него – более 20 лет. В то время как китайские производители имеют достаточно новый парк швейного оборудования.
</p>
<p>
    На практике крупнейшие швейные предприятия, работающие на российском рынке, либо привязаны к госзаказу и специализируются на производстве спецодежды, либо являются российскими представителями крупных международных брендов. В любом случае, компании, ориентированные на розничного потребителя, не смогут динамично развиваться, пока не восстановится покупательский спрос.
</p>
<p>
<br>
</p>
<p>
<b>С изменением курса доллара и евро, закрытием границ из-за вируса можно ли ожидать, что частичная «экономическая изоляция» станет толчком для развития лёгкой промышленности в России? Или такая логика ошибочна? </b>
</p>
<b> </b>
<p>
     Проводимая во всех отраслях российской экономики политика импортозамещения на рынке легкой промышленности, к сожалению, не работает. В России нет сырья, которое могло бы обеспечить замену импорта. Например, синтетические ткани из которых выпускается более 60% готовых изделий, хотя производятся в России, но из импортных волокон. У нас почти нет своего хлопка для производства хлопчатобумажных тканей, есть лен, но спрос на него ограничен.
</p>
<p>
     Внутренние резервы для роста легкой промышленности практически отсутствуют, проводимые меры государственной поддержки оказывают лишь точечное воздействие и не способны развернуть рынок к росту.
</p>
<p>
     Искусственных барьеров для импорта готовых изделий легкой промышленности также не будет, так как в числе основных зарубежных поставщиков – страны, с которыми у России нет санкционного противостояния.
</p>
<p>
     Поэтому какого-либо прорыва в легкой промышленности ожидать в ближайшей перспективе не следует.
</p>
<p>
<br>
</p>
<p>
<br>
<b> </b>
</p>
<b> </b>
<p>
<b>
    Источник: Пресс-центр Группы «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ», Газета «Деловой Петербург» </b><br>
</p>
Автор материала
Армен Даниелян
Старший партнер. Директор по стратегическому развитию
Комментарий эксперта
Если вы – представитель СМИ и вам требуется комментарий эксперта, пожалуйста заполните форму.
Подпишитесь
на новости
Получайте самые актуальные публикации из новостной ленты